Главная > Список учебников


1.5. Контроль знаний на ЭВМ

Контроль и проверка знаний при дистанционном, заочном и очном обучении может производиться с помощью персональных ЭВМ. В этих целях создаются и используются специальные компьютерные программы, получившие название электронных учебников.

Электронные учебники - это компьютерные программы, содер­жащие учебные тексты и тесты. Тесты - это контрольные вопросы. Тесты в электронных учебниках отличаются тем, что ответы на них проверяются ЭВМ непосредственно в диалоге с учащимися.

Основные возможности электронных учебников состоят в следу­ющем. Электронные учебники могут использоваться:

1) для проверки знаний на занятиях с использованием ЭВМ;

2) в качестве экзаменатора на зачетах и экзаменах;

3) в качестве тренажеров на самостоятельных занятиях с ЭВМ.

Примером может служить электронный учебник по информатике, являющийся приложением к настоящему бумажному учебнику. Этот электронный учебник используется для контроля знаний студентов и школьников по информатике на зачетах и текущих занятиях, а также при подготовке и сдаче экзаменов.

Особенностью данного электронного учебника является его связь с бумажным учебником. Все тексты электронного учебника взяты из настоящего учебника и все ответы на тесты электронного учебника можно найти в данном учебном пособии.

Электронным учебником по информатике можно пользоваться на компьютерах IBMPC с операционными системами MS DOS и Windows. В среде MS DOS запуск электронного учебника осуществ­ляется из каталога TEACHER, в котором находится программа, с помощью команды

menu

Если запуск прошел успешно, то на экране появится заставка с названием программы, а затем - окно регистрации, в котором не­обходимо указать свою фамилию, имя и группу:

Информация Регистрация Работа Темы Протокол Выход

Зарегистрируйтесь:

Фамилия: ___________

Имя: ______________

Группа: _____________

Дата: 01/01/1998

После регистрации на экране появляется основное меню элек­тронного учебника. Работа с электронным учебником проходит в режиме диалога с ЭВМ в трех основных режимах:

1) чтение разделов учебника;

2) обучение с использованием тестов;

3) контроль знаний учащихся.

В режиме «чтение» на экране можно читать разделы электронного учебника, организованные в главы и разделы точно так же, как и в бумажном учебнике. Пример оглавления:

Информация Регистрация Работа Темы Протокол Выход

Иванов

Глава 1. Информация и персональные ЭВМ

Глава 2. Элементы информационных технологий

Глава 3. Элементы «искусственного интеллекта»

Глава 4. Алгоритмы и начала программирования

Глава 5. Технология решения задач на ЭВМ

Пример текста из первого раздела учебника:

Информация Регистрация Работа Темы Протокол Выход

Иванов

Глава 1.1. Информация и персональные ЭВМ

1.1.1. Введение в информатику

Информатика - это научная дисциплина, изучающая законы и методы накопления, обработки и передачи ин­формации с помощью ЭВМ. Накопление, передача и обработка информации происходит не только внутри ЭВМ, но и при общении людей, в технических устрой­ствах, в живых организмах и в жизни общества.

В режиме чтения тексты можно перелистывать с помощью кла­виш стрелок и клавиш пролистывания страниц вверх-вниз. Смена темы проводится через основное меню, расположенное на верхней строке экрана.

Контрольные вопросы можно получить в режимах контроля и обу­чения. Разница между ними заключается в том, что в режиме кон­троля на экране появляется только сам контрольный вопрос, а в режиме обучения на экране можно читать и перелистывать текст соответствующего раздела.

Пример контрольного вопроса:

Информация Регистрация Работа Темы Протокол Выход

Иванов

Глава 1.1. Информация и персональные ЭВМ

1.1.1. Введение в информатику

Контрольный вопрос

Информация - [_____] о ком-то

или о [_____], передаваемые

в форме [____] и сигналов.

Ответы на контрольные вопросы вводятся с клавиатуры в места соответствующих пропусков. Слова могут вводиться в любом порядке и при необходимости тут же исправляться. Оценка ответа будет выведена ЭВМ на экран сразу после нажатия клавиш Ctrl и Enter.

Ответ считается правильным, если получится фраза, выражающая истинное утверждение. Эталонные правильные ответы можно найти в соответствующем разделе бумажного или электронного учебника.

ЭВМ выводит на экран оценку «молодец», если ответ полностью совпадет с соответствующей фразой в учебнике. Оценка «хорошо», «нехорошо» и «плохо» будет выводиться ЭВМ в зависимости от числа совпадений и количества введенных слов.

Оценка «хорошо» ставится, если не менее 50% слов совпадают с эталоном из учебника. В случаях, когда более половины слов отли­чается от эталонных ответов, выводится оценка «нехорошо». Оценка «плохо» выводится, если не введено ни одного слова.

В режиме обучения правильный ответ к контрольному вопросу можно найти с помощью подсказки, нажав клавишу F6. В результате на экране появится раздел учебника с эталонным ответом, который можно найти перелистывая текст раздела. Возврат к контрольному вопросу произойдет после повторного нажатия клавиши F6.

Все контрольные вопросы составлены исключительно по матери­алам учебника и в нем всегда можно найти все ответы на все кон­трольные вопросы. Поэтому в режиме обучения, используя доступ к текстам учебника, при внимательной работе можно получать исклю­чительно отличные и положительные оценки.

Режим обучения особенно удобен при самостоятельной подготовке к зачетам и экзаменам. Именно при работе в этом режиме могут быть проработаны все контрольные вопросы по заданному разделу учебника и по всему учебнику в целом.

Педагогический эффект от работы с рассматриваемыми тестами заключается в том, что заполнение тестов требует нахождения, запо­минания, проговаривания и ввода слов-ответов с клавиатуры. При этом при анализе ответа необходимо осмысление подбираемых фраз на предмет их истинности.

Работа с электронными учебниками позволяет не только мгно­венно сообщать оценки каждого теста учащемуся, но и работать в удобном темпе, используя тексты учебника и получая подсказки от ЭВМ. При этом с компьютером можно заниматься столько - сколько нужно для получения положительных или отличных оценок.

Работу по контролю знаний на традиционных занятиях в школах и вузах стараются выполнять учителя и преподаватели. Однако при групповом обучении они не могут опросить в течении занятия всех учащихся и поэтому они не могут дать гарантий в результатах обуче­ния всем своим ученикам.

Определенным выходом для традиционных форм обучения могло бы служить использование бумажных тестов, которые позволяют проверять знания всех учащихся по любому из текущих занятий. Однако проверка этих бумажных материалов весьма трудоемка для преподавателей и они минимизируют или игнорируют эту работу.

Компьютерный контроль знаний позволяет освободить преподава­телей и учителей от весьма трудоемкой и рутинной работы по про­верке всех результатов тестирования. Эту работу на себя вполне могут взять персональные компьютеры, снабженные соответствующими электронными учебниками.

Однако наиболее эффективно обучение с использованием электрон­ных учебников происходит при контроле и руководстве преподава­телей, которые организуют систематический контроль знаний и ре­шение задач по всему курсу.

Проверка знаний в представляемом электронном учебнике про­исходит в режиме «контроль». В этом режиме на экран выводятся только тесты по выбранной теме без каких либо подсказок. Оценка ответа выводится на экран ЭВМ сразу же после его ввода с клави­атуры.

При этом все ответы записываются в протокол на магнитных дис­ках, который можно увидеть на экране по завершении серии тестов по выбранной теме. По завершении серии тестов на экран выводятся итоги прохождения проработанной темы в следующей форме:

-----------------------------------<ИТОГИ>------------------------------------

> Количество тестов =15

> Отлично =11

> Хорошо = 3

> Нехорошо = 1

> Плохо = 0

>!> Совпало ответов = 87 %

>!> 0тсутствуют ответы = 0 %

-----------------------------------------------------------------------------------

Окончательных оценок компьютер не ставит. Задача компьютера состоит в сборе статистики ответов и ведении протокола ответов в режиме «контроль». Оценка ответов выводится учащимся на экран сразу после проработки серии тестов по текущей теме.

Проставление окончательных оценок остается за преподавателями, которые должны просматривать протоколы ответов с учетом возмож­ных альтернативных правильных ответов учащихся. Если ответ уча­щегося правильный, но отличается от эталонного ответа в учебнике, то преподаватель обязан скорректировать окончательную оценку за этот ответ и итоговые оценки за работу в целом.

Протокол ответов можно увидеть на экране через главное меню, не завершая работы с электронным учебником. Пример протокола диалога с компьютером при работе с электронным учебником по информатике:

Фамилия: Чуков

Имя: Андрей

Группа: 434

Дата: 10/01/1997

###################################

Режим: Контроль

###################################

>@ Глава 2. Элементы информационных технологий.

>@ 2.4. Базы знаний на ЭВМ.

Признак - логическая [характеристика]

[объекта] / субъекта / [процесса].

------------------------------------------------------------------------------------

Определение понятия - совокупность [признаков],

характеризующих [содержание] понятия.

------------------------------------------------------------------------------------

Содержание понятия - совокупность [признаков],

выделяющих {объект}, отвечающих данному

понятию, [среди] других [объектов].

------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------B>ИТОГИ--------------------------------

> Количество тестов =15

> Отлично =11

> Хорошо = 3

> Нехорошо = 1

> Плохо = 0

>!> Совпало ответов = 87 %

>!>Отсутствуют ответы = 0 %

----------------------------------------------------------------------------

<СИСТЕМА ЗАКОНЧИЛА РАБОТУ>*<10/01/1995>

Такого рода протоколы в виде файлов формируются и автомати­чески записываются на магнитные диски. Эти протоколы накапли­ваются и хранятся на ЭВМ. При дистанционных формах обучения эти протоколы в виде файлов могут пересылаться по электронной почте и служить подтверждением результатов проработки учебных материалов.

В о п р о с ы

1. Что такое - электронные учебники?

2. Что такое - выборочные ответы?

3. Когда ответ считается правильным?

4. Когда и как получить подсказки?

5. Как добиться хорошей успеваемости?

З а д а н и я

1. Зарегистрируйтесь в электронном учебнике.

2. Сравните оглавления электронного и бумажного учебников.

3. Пролистайте первый раздел электронного учебника.

4. Проработайте тесты первого раздела учебника.

5. Ответьте на контрольные вопросы первого раздела.

Глава 2. ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Основные возможности Интернет

Новым явлением в жизни общества в конце XX века стало созда­ние глобальной международной компьютерной сети Интернет. Эта компьютерная сеть для многих людей стала средством оперативного получения самой различной информации - электронных копий газет, писем, журналов, книг, программ, игр и информационных новостей.

Передача и получение информации с помощью сети Интернет за рубежом стали самым массовым применением персональных компь­ютеров. Оперативное получение разнообразной информации дома и на работе с помощью персональных ЭВМ становится доступным после подсоединения их к телефонной или телекоммуникационной сети.

Вычислительная сеть - это объединение ЭВМ, в которой каждый компьютер может передать информацию любому другому компью­теру, подключенному к сети. Главной возможностью вычислительных сетей является доступ к информации, документам и информацион­ным ресурсам, хранящихся на компьютерах, подключенных к сети.

Информационные ресурсы - совокупность документов в архивах, библиотеках, фондах, банках данных и других информационных системах. В вычислительных сетях информационные ресурсы, хра­нящиеся в ЭВМ, могут быть доступны с помощью других персо­нальных компьютеров, подключенных к этой сети.

По количеству объединяемых компьютеров сети подразделяются на локальные, корпоративные, региональные и глобальные. Соответст­венно можно говорить о корпоративных, региональных и глобальных информационных ресурсах, доступных в этих сетях ЭВМ.

Локальная вычислительная сеть - это сеть, связывающая компью­теры в одном или нескольких соседних помещениях. Примерами локальных сетей являются кабинеты учебных компьютеров в школах, вузах, офисах и лабораториях.

Ведущую роль в организации вычислительных систем и сетей играют серверы. Серверы - это мощные компьютеры с большой дисковой памятью, используемые для хранения файлов и программ. Серверы применяются для накопления и передачи общедоступной информации в вычислительных сетях и работают обычно 24 часа в сутки.

При этом на уровне локальных сетей возникают вопросы органи­зации надежного хранения информации и ее защиты от несанкциони­рованного доступа. Для ведения, надежного хранения и защиты информации в сети привлекаются специалисты, профессия которых получила название - сетевые администраторы.

Региональная вычислительная сеть объединяет компьютеры в пределах определенного региона. Примерами региональных сетей являются корпоративные сети ЭВМ в банках и корпорациях, а также в промышленных и коммерческих предприятиях.

Для подключения к региональной сети персональных компьютеров необходимы специальные средства связи - каналы связи, модемы и сетевое программное обеспечение. В качестве средств телекомму­никаций между компьютерами используются обычные телефонные каналы, а также специальные оптоволоконные линии связи либо спутниковые каналы радиосвязи.

Модемы - это устройства связи ЭВМ с другими компьютерами с использованием каналов связи. Функции модемов состоят в преобра­зовании данных, представляемых в ЭВМ в виде 0 и 1, в телефонные сигналы с двумя несущими частотами. Основной характеристикой модема является скорость передачи данных, измеряемой в бодах.

Скорость, наиболее распространенных современных модемов со­ставляет 2400, 9600, 14400, 19200, 22800 и 33600 Бод. Для электрон­ной почты можно использовать любой из этих модемов. Для работы в сети Интернет требуются модемы со скоростью передачи не ниже 19200 Бод.

На уровне регионов и крупных корпораций вопросы защиты и надежного ведения информации, образующей корпоративные ин­формационные ресурсы, является серьезной проблемой. Ошибки в проектировании и эксплуатации корпоративных информационно-вычислительных сетей могут привести к серьезному экономическому ущербу.

Глобальная сеть объединяет компьютеры, расположенные в раз­личных странах на различных континентах земного шара. Пример глобальной сети ЭВМ - международная компьютерная сеть Интер­нет. Для подключения к сети Интернет используются специальные сетевые программы.

Сетевые программы - это программы получения доступа к ин­формации, информационным ресурсам и информационным сис­темам, используемым в вычислительной сети. Примерами таких программ является сетевые пакетыInternetExplourer фирмы Microsoft иNetscapeNavigator фирмы Netscape, созданные для рабаты на компьютерах IBM PC с операционной системой Windows.

Применительно к сети Интернет используется понятие глобаль­ных информационных ресурсов, доступных из любой точки нашей планеты. Развитие сети Интернет является базой для организации хранения и доступа ко всей информации, накапливаемой челове­ческим обществом.

Основой современной информационной компьютерной индустрии и сети Интернет является всемирная распределенная сеть электрон­ных библиотекWWW - WorldWideWeb. Электронные библиотеки в этой сети размещены на специальных серверах.

Электронные библиотеки в сети Интернет организуются с по­мощью гипертекстов. В форме гипертекстов могут храниться самые различные документы, газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, а также всевозможные информационные и информационно-поиско­вые системы и сетевые программы - сетевые компьютерные игры, сетевые электронные учебники, сетевые справочники и энциклопе­дии.

Гипертекст - это совокупность страниц с текстами, картинками и ссылками на другие страницы. Ссылки могут делаться как на стра­ницы данного гипертекста, так и на страницы любого другого гипер­текста, хранящегося в данном компьютере либо даже на любом другом файл-сервере, зарегистрированном в сети Интернет.

Для доступа к электронным библиотекам используются специ­альные гипертекстовые имена, выполняющие роль адреса сервера в сети. Коды, указываемые в адресах, утверждены международным стандартом. Пример - гипертекстовое имя в сети Интернет сервера виртуального учебного центра, в котором установлена электронная копия настоящего учебника по информатике вместе с системой контрольных тестов:

www. prometеy. ankey.ru

В рассматриваемом примере имя сервера состоит из четырех час­тей. Первое словоwww - это признак подключения сервера к сети Интернет. Второе имяprometey - это имя системы дистанционного обучения Прометей. Третье имяankey - это имя корпорации Анкей, которой принадлежит данный сервер. Последнее четвертое слово ru - это идентификатор сектора России в сети Интернет.

Примерами электронных библиотек в сети Интернет могут слу­жить серверы различных центральных газет, журналов - сервер га­зеты Известия, сервер журнала Итоги, сервер радиостанции Русское Радио.

В Интернете Вы можете найти несколько игровых серверов, а также серверы Центров дистанционного обучения ведущих москов­ских и российских вузов - МЭСИ (Московский государственный университет Экономики, Статистики и Информатики) и МИЭМ (Московский Институт Электроники и Математики).

Электронная почта - это способ передачи писем с помощью пер­сональных компьютеров и средств телекоммуникаций. В качестве писем по электронной почте могут пересылаться самые различные текстовые файлы, изображения, программы и наборы данных.

Текст письма для отправки его по электронной почте должен быть подготовлен на компьютере в виде текстового файла и оформлен в соответствии со стандартами Интернет. Общепринятый формат по­слания состоит из заголовка и непосредственно сообщения, роль которого может играть любой текстовый файл, рисунок или про­грамма.

Стандартный заголовок электронного письма выглядит следую­щим образом:

From:адрес отправителя

То:адрес получателя

Сс:другие адреса отправки

Subject:тема сообщения

Пример почтового адреса в сети Интерент:

vitkay@

Первое имяvitkay - это идентификатор владельца электронного почтового ящика. Второе имя - адрес почтового сервераmail.ru. Здесь mail - идентификатор отечественной почтовой системы Mail-Ru, в которой любой из Вас может открыть себе бесплатный электронный почтовый ящик.

Для поиска информации в сети Интернет в нашей стране и за рубежом используется несколько информационно-поисковых сис­тем. Среди отечественных систем наиболее известны системы Апорт, Ремблер и Яндекс, зарубежных - Altavista, Infoseek, Yahoo.

Поиск информации в сети Интернет этими системами произ­водится по запросам. Простейшие запросы состоят из одного или нескольких слов на русском или английском языках, либо на другом языке, на котором записаны искомые документы.

Результатом поиска в сети Интернет являются перечни названий и адресов гипертекстов, отвечающих заданным запросам. Например, на запрос «Кайман информатика» поисковые системы предоставят список всех гипертекстов, доступных в Интернете и в которых ука­заны слова «Каймин» и «информатика». В том числе в этом списке будут указаны адреса серверов, на которых размещены сетевые электронные учебники по информатике.

Указанные поисковые системы еженедельно просматривают все серверы в сети Интернет и индексируют все найденные гипертексты, запоминая их адреса и встречающиеся в них ключевые слова и сло­восочетания. По этой причине любая информация, выставленная в сети Интернет, может быть найдена по интересующим нас запросам.

В о п р о с ы

1. Что такое Интернет?

2. Что такое вычислительная сеть?

3. Какими бывают вычислительные сети?

4. Что такое сервер?

5. Что такое - информационные ресурсы?

6. Что такое WWW?

7. Что такое гипертекст?

8. Что такое электронная почта?

9. Как образуются адреса в сети Интернет?

10. Как ищется информация в сети Интернет?

З а д а н и я

1. Найдите в сети Интернет сервер радиостанции «Русскоерадио».

2. Найдите в сети Интернет сервер газеты Известия.

3. Найдите в сети Интернет игровой сервер.

4. Найдите в сети Интернет вузы, занимающиеся дистанционным обучением.

5. Найдите в сети Интернет серверы с рефератами по истории и литературе.

6. Откройте себе почтовый ящик в Интернет.




Похожие документы:

  1. УЧЕБНИК Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу «Философия» для студентов высших учебных заведений Издание третье

    Список учебников
    ... Министерства образования РоссийскойФедерации в качествеучебника по курсу «Философия» длястудентоввысшихучебныхзаведений Издание третье, ... которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие ...
  2. В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по педагогическим специальностям

    Документ
    ... Министерством образования РоссийскойФедерации в качествеучебного пособия длястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по педагогическим ... . Эти учебники получили широкое распространение в протестантских учебныхзаведениях. Меланхтон ...
  3. В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по педагогическим специальностям

    Документ
    ... Министерством образования РоссийскойФедерации в качествеучебного пособия длястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по педагогическим ... . Эти учебники получили широкое распространение в протестантских учебныхзаведениях. Меланхтон ...
  4. Под редакцией профессора образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    ... Максимова Допущено Министерством образования РоссийскойФедерации в качествеучебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по гуманитарным специальностям ... реклама или публикации по информатике, экономике, современному музыкальному ...
  5. Лауреат всероссийского конкурса по созданию новых учебников по общим естественнонаучным дисциплинам для студентов высших учебных заведений

    Конкурс
    ... новых учебников по общим естественнонаучным дисциплинам длястудентоввысшихучебныхзаведений Т.А. ... Министерством образования РоссийскойФедерации в качествеучебникадлястудентов технических ... микроэлектроникой и информатикой (робототехника, гибкое ...

Другие похожие документы..