Главная > Закон


Примерный учебный план для образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу при использовании в образовательном процессе УМК «Перспектива»

ПРОЕКТ

Учебный план образовательного учреждения разрабатывается на основе:

  • нормативно-правовых документов федерального уровня:

    • Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

    • Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

    • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002); раздел 2.9.;

    • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

    • Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 год»

  • нормативных документов Министерства образования и науки:

    • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

    • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы
      (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

    • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

    • Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

    • Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

    • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

    • О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001)

Примерный учебный план определяет:

  • структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;

  • перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения);

  • учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения.

  • общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Структура обязательных предметных областей, реализуемых Учебным планом образовательного учреждения

№ п/п

Предметные области

Предметы

обязательная (инвариантная) часть

часть, формируемая участниками образовательного процесса использованием УМК «Перспектива»

1

Филология

- обучение грамоте
- русский язык
- литературное чтение
- иностранный язык

- риторика;
- театр;
- чтение и работа с информацией;

2

Математика

- математика

- Математика и информатика;
- основы логики и комбинаторики;
- Мир деятельности;
- Математика и конструирование;

3

Обществознание и
естествознание

- окружающий мир

- ОБЖ;
- Мир вокруг нас;
- чтение и работа с информацией

4

Основы
духовно-
нравственной
культурынародов России

- основы духовно-нравственной культуры народов России

- мировая художественная культура

5

Искусство

- изобразительное искусство
- музыка

- Мировая художественная культура;
- чтение и работа с информацией

6

Технология

- технология

- проектная деятельность

7

ФизическаяКультура

- физическая культура

 

При определении структуры примерного учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, ОБЖ, проектная деятельность, мир деятельности и пр.).

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся примерный учебный план (часть, формируемая участниками образовательного процесса) предусматривает время:

  • на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;

  • на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов и на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, должно проводиться в пределах максимально допустимой нагрузки учащихся (в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя также внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Далее представлен вариант учебного плана для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, реализующих ОП «Перспектива».
Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Первые классы работают в режиме 5-дневной учебной недели. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН п.2.4.2. № 1178-02) – “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”, зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997. Продолжительность учебного года на ступени начального общего образования, продолжительность каникул и продолжительность урока устанавливается образовательным учреждением также в соответствии действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Базисный учебный план образовательного учреждения,
реализуемого УМК «Перспектива» (в программах ОУ пишется просто «учебный план». Базисный план – это основание для составления учебного плана ОУ)

Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ

Начальное общее образование

 

Вариант № 2

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

 

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Духовная культура народов России

-

-

-

0/1

0,5

Искусство (музыка, ИЗО)

2

2

2

2

8

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого:

20

22

22

22,5

86,5

Вариативная часть

 

 

 

 

 

Школьный компонент (6-дневная неделя)

-

3

3

2,5

8,5

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе

20

25

25

25

95

Школьный компонент (5-дневная неделя)

-- 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе

20

22

22

22,5

86,5

Внеучебная работа (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*

10

10

10

10

40

Всего к оплате (5-дневная учебная неделя)

30

32

32

32

126

Всего к оплате (6-дневная учебная неделя)

30

35

35

35

135

БУП (базисный учебный план) состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть содержит следующие предметы БУП:

  • русский язык,

  • литературное чтение,

  • иностранный язык,

  • математика,

  • окружающий мир,

  • духовная культура народов России,

  • искусство,

  • технология,

  • физкультура.

Примечание.
В случае, если образовательное учреждение не имеет возможности обучения иностранному языку со второго класса, эти часы можно распределить на русский язык и математику по 1 часу соответственно. В соответствии с возможностями и условиями ОУ могут быть представлены и другие варианты.

Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе “Перспектива».

1. Завершенная предметная линия учебников «Математика “Учусь учиться”»авт. Петерсон Л.Г.

2. Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» авт. Климанова Л.Ф. и др.

3. Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф. и др.

4. Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

5. Завершенная предметная линия учебников «Информатика» авт.Рудченко Т.А. ,Семёнов А.Л.

6. Завершенная предметная линия учебников «Технология» авт. Роговцева Н.И.

7. Завершенная предметная линия учебников «Музыка» авт. Критская Е.Д. и др.

8. Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство» под ред. Шпикаловой Т.Я.

9. Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура» авт. Матвеев А.П. и др.

10. Завершенная предметная линия учебных пособий «Духовно-нравственная культура народов России»:

    • Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4?5 кл.;

    • Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4?5 кл.;

    • Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4?5 кл.;

    • Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4?5 кл.;

    • Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл.;

    • Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.

11. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» авт. Быкова Н.И. и др.

12. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку) авт. Баранова К.М. и др.

13. Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык» авт. Бим И.Л. и др.

14. Завершенная предметная линия учебников «Французский язык» авт. Кулигина А.С. и др.

15. Завершенная предметная линия учебников «Испанский язык» авт. Воинова А.А. и др.

2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса.

Перечень возможных направлений внеурочной деятельности с использованием УМК «Перспектива»
(и как дополнение - УМК «Школа России»)

Математика.

    • Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование.

    • Петерсон Л.Г. Мир деятельности.

    • Останина Е.Е.Секреты великого комбинатора: комбинаторика для детей.

    • Калинина М.И., Бельтюкова Г.В., Ивашова О.А и др. Открываю математику: Учебное пособие для 4 класса.

Информатика.

    • А.Л. Семенов, М.И. Посицельская. Математика и информатика.

Риторика

    • Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. «Волшебная сила слова».

Проектная деятельность

    • на основе учебников «Технология» (Н.И. Роговцева и др.);

    • на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.; УМК «Школа России»).

Мировая художественная культура

    • на основе учебников «Изобразительное искусство» (авт. Т.Я. Шпикалова и др.);

    • на основе предметной линии учебных пособий«Духовно-нравственная культура народов России».

Театр

    • на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.);

Чтение и работа с информацией

    • на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.);

    • на основе учебников «Окружающий мир» (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая);

    • на основе учебников по иностранному языку (Быкова Н.И. и др. «Английский язык»; Бим И.Л. и др. «Немецкий язык»; Кулигина А.С. и др. «Французскийязык»;Воинова А.А. и др . «Испанский язык»)

    • на основе учебников «Технология» (Н.И. Роговцева и др.);

Мир вокруг нас

    • на основе учебников и пособий по окружающему миру:Плешаков А.А.
      Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов (Зеленый дом); Плешаков А.А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Зелёный дом); Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Зеленый дом).

В четвертой четверти 4 класса (2 часа в неделю) и в первой четверти 5 класса (2 часа в неделю) педагог (классный руководитель) реализует комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Данный курс включает 4 содержательных модуля:

    • «Основы православной культуры»,

    • «Основы исламской культуры»,

    • «Основы буддийской культуры»,

    • «Основы иудейской культуры»,

    • «Основы светской этики»;

    • «Основы мировых религиозных культур».

Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями или их законными представителями. Поддержка данного курса осуществляется на основе представленной программы Духовно-нравственного развития и воспитания. Но реализация данной программы возможна и средствами изучаемых предметов в начальной школе.

На организацию «внеурочной деятельности» отводится в рамках БУП 10 часов в неделю. Каждое образовательное учреждение предоставляет учащимся право выбора спектра занятий, направленных на развитие ученика начальной школы. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используют различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения.
Занятия могут проводиться в форме:

    • экскурсий (в природу, по знаменательным местам города, на предприятие и т.д.).

    • кружков

      • «Риторика»,

      • «Шахматы»,

      • «Театр»,

      • «Художественная лепка»,

      • «Бисероплетение» и т.д..

Также Примерные программы кружковой деятельности представлены в методическом пособии «Программы начального общего образования», «Примерные программы внеурочной деятельности», «Внеурочная деятельность. Методический конструктор».

    • Секции («Плавание», «Футбол», «Самбо», «Дзюдо» и т.д.);
      Примерные программы кружковой деятельности представлены в методическом пособии «Примерные программы внеурочной деятельности», Программы кружков по самбо, футболу и т.д.

    • Проекты.

    • Школьные научные общества для начальной школы;

Занятия могут проводиться не только учителями одного образовательного учреждения, но и другими педагогами, в том числе педагогами дополнительного образования. Также эти занятия могут проходить на базе районных библиотек, домов творчества юных, музыкальных и художественных школ, других социальных партнеров образовательного учреждения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа на 2011-2015 гг структура образовательной программы муниципального образовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №63

    Основная образовательная программа
    ... ) в образовательноеучреждение, реализующееосновнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При ...
  2. Примерная основная основная школа

    Программа
    ... учебногоплана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательныхучреждений, реализующихосновнуюобразовательнуюпрограммуосновного ...
  3. Самообследование i общие сведения о государственном образовательном учреждении города москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла №1388 1 1 место расположения статус

    Документ
    ... успешно реализуетсяприиспользовании игр и игровых форм организации учебногопроцесса, ... федеральный базисный учебныйплан и примерныеучебныепланыдляобразовательныхучреждений Российской Федерации, реализующихпрограммы общего образования, ...
  4. Самообследование i общие сведения о государственном образовательном учреждении города москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла №1388 1 1 место расположения статус

    Документ
    ... успешно реализуетсяприиспользовании игр и игровых форм организации учебногопроцесса, ... федеральный базисный учебныйплан и примерныеучебныепланыдляобразовательныхучреждений Российской Федерации, реализующихпрограммы общего образования, ...
  5. Государственно-общественное управление в образовательном учреждении в условиях реализации фгос

    Методические рекомендации
    ... процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующихобразовательныепрограммы общего образования образовательныхучреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательномпроцессе в таких образовательныхучреждениях ...

Другие похожие документы..