Главная > Методические рекомендации


Направления использования ИКТ на уроках истории.

Во-первых, применение компьютерной презентации в качестве сопровождения рассказа учителя. Этот метод позволяет решить проблему наглядности приводимого материала, так как многие кабинеты истории не имеют богатой коллекции карт, репродукций, обучающих схем и т.д. Существует множество мультимедийных обучающих дисков. Используя их можно подобрать необходимую информацию. Данный приём способствует наилучшему запоминанию материала.

Во-вторых, использование технологий ИКТ как средства контроля знаний учащихся. Тест, запущенный через локальную компьютерную сеть, поможет сэкономить время урока и исключить субъективность в оценке знаний учащихся.

В-третьих, использование ИКТ-технологий как средства развития навыков самостоятельного поиска и обработки исторических и обществоведческих учебных материалов. Данным средством может быть мультимедийный диск, информация с которого установлена на рабочих местах в классе информатики, или использование ресурсов Internet. Роль учителя сводиться к объяснению задания и определению направления поиска информации. В данном случае ученики самостоятельно работают с компьютером. На мой взгляд, при такой форме обучения формируется самостоятельность учащихся в получении необходимых знаний.

Попробуем разобрать механизм использования средств ИКТ на примере уроков для 8 классов.

Темы уроков – «Либеральные реформы 60-70-хх гг. XIX века в России». Трудностью изложения предложенной темы является огромный объём информации и сложность материала, который учащиеся должны усвоить.

Основная цель урока -сформировать представление у школьников о либеральных реформах 60-70-хх гг. XIX века при этом создать условия наглядности и эффективного контроля при помощи средств ИКТ.

В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) Образовательные: сформировать представление у школьников об основных датах, понятиях и личностях, основных процессах и причинно-следственных связях данного периода.

2) Воспитательные: привить детям чувство патриотизма и гордости за своё Отечество, сформировать навык преодоления трудностей в процессе обучения при помощи ИКТ

3) Развивающие: создание условий для формирования умения логически мыслить, совершенствование навыков работы с компьютером.

Для подготовки и проведения предложенного урока необходимы:

- компьютерный класс с компьютерами, соединёнными в локальную сеть,

- медиапроектор,

- учебник (История России, XIX век: Учебник 8 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 254 с.), тетрадь, словарь новых терминов (в отдельной тетради составляют сами ученики);

- мультимедийные диски «История России до начала XX века», «Библиотека электронных наглядных пособий История России XVII-XIX века»;

- программа для создания тестов Краб 2;

- презентация, выполненная в Microsoft PowerPoint.

Урок делится на две части: первая - проверка домашнего задания (10 минут), вторая - объяснение новой темы с использованием компьютерной презентации (30 минут).

В начале первой части урока учитель рассаживает учащихся за компьютеры и объясняет правила пользования тестовой программой Краб 2. Затем ученики выполняют тест. Если компьютеров не хватает на всех школьников, то можно несколько увеличить продолжительность данной части на 2-3 минуты и сократить количество тестовых заданий. Первая половина класса садится за компьютеры, оставшиеся ученики делают задание по карточкам, приготовленное учителем. После 5-6 минут происходит смена рабочих мест школьников. Основными преимуществами данного вида работы является экономия времени и эффективность контроля знаний всех учеников

Вторая часть урока – это объяснение нового материала. Педагог сообщает тему и цель урока учащимися, которые высвечиваются на экране. Затем учитель совместно с учениками выясняет сложившуюся ситуацию в России и причины реформ (появляется «Карта России Второй половины XIX века»). Отображается общая схема реформ, и учитель рассказывает о земской и городской реформе. Учащиеся видят текстовую, наглядную информацию и схемы. Это позволяет синхронизировать аудио (рассказ учителя) и визуальную информацию, что способствует эффективному запоминанию. В ходе урока предусмотрена работа со словарём, поэтому при упоминании незнакомого слова оно высвечивается на экране, и ученики записывают его в словарь.

Далее учитель рассказывает о судебной, военной, финансовой реформе и реформе просвещения. Ученики видят следующее: заседание земства, судебные уставы Александра II, портрет Дмитрия Милютина, деньги времени Александра II; схемы структуры земств, выборов в земства, городского самоуправления, системы образования. В ходе рассказа педагог ведёт диалог с детьми, спрашивает их впечатления от увиденного. Самую важную информацию учащиеся записывают в тетради.Используя общую схему реформ, ученики совместно с учителем кратко подводят итоги реформ.

Затем учитель рассказывает о реализации реформ и деятельности М. Т. Лорис-Меликова. Школьники видят портрет упоминаемого исторического деятеля.

Ученики самостоятельно выделяют итоги реформ 60-70-хх гг. XIX века. Педагог корректирует их рассуждения. Итогом данного вида деятельности является появления слайда, фиксирующего результаты преобразований в обществе, изучаемого периода.

В конце урока учитель спрашивает у детей их отношение к подобной форме проведения урока и задаёт домашнее задание - написать мини-сочинение «Я современник реформ Александра II».

Использование ИКТ-технологий открывает новые возможности в преподавании истории и обществознания. Но следует помнить, что данные науки являются гуманитарными и требуют развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения к описываемым событиям и приобщения к книжной культуре. Поэтому в процессе обучения они должны разумно чередоваться с другими методами работы. Даже самый лучший компьютер не сможет заменить живого учителя. Самое главное, чтобы современный педагог смог рационально использовать нововведения, входящие в школьную жизнь.

Программные средства, используемые в процессе обучения истории

1. Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher,Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. (2) Учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету история. Например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации интернет - образования:  /som/ . Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта. (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

2. Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

3. Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.

Опыт использования Microsoft Office 2000 в школе представлен в  Комплекте учебно-методических пособий для школьных учителей, состоящем из нескольких брошюр и CD, и бесплатно распространяемом компанией Microsoft.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете.

Энциклопедии – предназначенные для осуществления      вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD«Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», CD«Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга»,«Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD«Эрмитаж», CD«Битва за Москву» иCD«От Кремля до Рейхстага»,CD«Генералиссимус Суворов»,CD«Наполеон и Александр»  И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий.: CD«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия». CD«Библейский компьютерный справочник»

Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий.     В серии CD«Классика. История России» помещены собрания сочинений Н.М.Карамзина, И. Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.  

Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену).   CD  «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.

Задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По  форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира  содержатся на CD«Загадки сфинкса».

Электронные учебники  -  совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. (3) На сайте издательства, по адресу: / можно скачать обновление к программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках). Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917» и другие.

  1. Использование ресурсов сети Интернет на уроках истории.

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.  В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки

Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/. Это библиотека  электронных ресурсов /ER/index.html, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX  вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета.

Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу /index2.html В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: cайт по история Древней Месопотамии /~sesna/oldeast/ , сайт о Древнеримской цивилизации / и Древнеегипетской цивилизации /

На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.(4)

При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта «Из архивов русской революции» /library/revolt/revolt.htm , на котором открыты для доступа произведения  руководителей революционного  и «белого» движений.

Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» /ru/ -  и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. /index.php и сайт «Я иду на урок истории» /urok/. На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории» /projects/group2/potok30/site/index.htm, созданным Алтайским отделением Федерации интернет- образования.

Учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее его в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу /som/ .

Интересный проект, получивший название «Хронос – всемирная история в Интернете» был осуществлен в Интернете под руководством Б.В. Румянцева http://www.hronos.km.ru/ . Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира. (5)

На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией.  Наиболее полно такие коллекции  представлены на сервере фирмы «Клио - софт» http://www.history.ru ,  и на сайте исторического факультета МГУ  

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

4. Сетевые профессиональные сообщества учителей

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. В этой главе мы рассмотрим некоторые сетевые сообщества, а именно, виртуальные объединения учителей в нашей стране и за рубежом. Это - Содружество методических объединений (СОМ) /som/, Всероссийский @вгустовский Интернет-Педсовет , «Интернет - государство учителей» (ИнтерГУру ), некоторые региональные объединения учителей России и Еропейская Школьная Сеть .

Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество (Net Community, Virtual Community) обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети интернет. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы пользуемся его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.

Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети интернет?

Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации.

В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей предметников, например, на сайте Федерации Интернет Образования, Московского центра интернет-образования /som/ СОМ - Содружество методических объединений – это раздел сайта, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы. На страницах, посвященных любому учебному предмету, можно найти: минимумы или стандарты образования; рекомендованные МО РФ или авторские программы; примерные поурочные планы; методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и интернет-технологий на уроке; методические рекомендации по преподаванию конкретных тем; аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними; интересные научные факты и открытия; варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ; учебную и методическую литературу по предметам, а также аннотации новых публикаций (как электронных, так и традиционной печатной продукции); биографии ученых; аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения; интересные исследовательские работы учащихся; информацию о конференциях, форумах, а также, новости сети; и многое-многое другое. СОМ - это профессиональное сообщество учителей, единое образовательное пространство, предоставляющее максимальные возможности для обмена информацией, опытом, повышения профессионального уровня, для наиболее полного использования образовательного потенциала учителя в современном обществе.

Стремительное развитие общества, глобальные изменения, связанные с процессом информатизации, предъявляют новые требования к современному учителю.

Министерство образования РФ, Федерация Интернет Образования предлагают другую форму общения работников образования. Накануне нового учебного года глобальная сеть Интернет ежегодно приглашает всех учителей, работников образования на очередной Всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет . Интернет-педсовет – это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, это одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Интернет-педсовет – это сетевое сообщество работников образования. Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сёл делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учёными, специалистами системы образования. Важно отметить, что процент участников из сельской местности ежегодно увеличивается. Сегодня темы педсовета волнуют все педагогические коллективы. Благодаря реализации государственной программы «Компьютеризация сельских школ», учителя многих сельских школ получили возможность активного участия в интернет-педсовете. Участники Всероссийского интернет-педсовета обсуждают актуальные вопросы процесса модернизации школы, дистанционного обучения, делятся своими успехами в школе, городе, селе, районе. В настоящее время в сети Интернет можно найти множество разнообразных курсов для учителей и школьников. Как правило, они проводятся отдельными центрами в разных регионах страны по своему собственному плану. Это всевозможные виртуальные викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и т.д. В своём большинстве, данные мероприятия, безусловно, полезны, но существуют и такие, которые организуют малоквалифицированные специалисты, не владеющие педагогическими технологиями. Поэтому многие педагоги поддерживают идею создания централизованной государственной программы дистанционного обучения переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Бурное развитие информационных технологий позволяет осуществить данную идею. Виртуальные педагогические советы объединяют учителей-единомышленников, способствуют образованию педагогических сообществ.

Другой пример сетевого сообщества российских учителей это проект «Интернет - государство учителей» (ИнтерГУру ), проект Минобразования России, ФИО, издательства «Просвещение». Основная цель проекта - Создание сетевого сообщества творческих учителей.

ИнтерГУру – это открытая система самостоятельных сетевых проектов («Территорий»), связанных между собой игровой экономической схемой. Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей»: знакомство участников с образовательными ресурсами, обсуждение проблем образования, участие в деловых играх, обмен опытом работы, консультации со специалистами, тестирование по различным областям знаний, создание своих тестов и методическая помощь учителям.

Сетевые сообщества учителей истории:

/mediawiki/index.php/

Сетевые профессиональные сообщества учителей

/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com

Сеть творческих учителей - история

/communities/29041

Сообщество учителей истории – открытый класс

/index.php

Сообщество учителей истории

/wiki/index.php

Сообщество учителей истории КМ-школа

  1. Приложение: Интернет ресурсы для урока истории

/edu/hist.htm

Образовательные ресурсы Интернет-история

/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1134/

Коллекция ресурсов по истории на Педсовет.орг

/window/library?p_rubr=2.1.8

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - история

/db/cat/page.html?type_section=119&root_section=19

Каталог научно-образовательных ресурсов МГУ - биология

/

Портал по истории

/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

Википедия - история

/subjects/history.html

Каталог ресурсов по истории

/urok/

Материалы к уроку истории

/articles/312247/

ИКТ на уроках истории

/ist.htm

Каталог ресурсов

/a/help/intl/ru/edu/index.html

Служба GOOGLE

6. Литература:

  1. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. - Пермь, ПРИПИТ, 2004 г. - с.14

  2. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе.- 2001.- № 8. - С.40-46

  3. Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век»//  Преподавание истории в школе.- 1998.- № 4.- С.57-61

  4. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. - М., Владос, 2001 г.- с.169

  5. Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете. // Преподавание истории и в школе.- 2002.- № 8.- С.75-77

  6. Женина Л.В. к.и.н., преподаватель МПИ  ПГПУ, Маткин А.А., преподаватель кафедры мультимедийной дидактики ПГПУ, «ИКТ-компетентность учителя истории».

  7. Хромых А.С., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 22 г.Красноярск «Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания».

  8. Владимирова Л.П., н.с. лаборатории ДО ИСМО РАО «Сетевые профессиональные сообщества учителей» /for%20teacher/25-11-04/sps.htm



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений образовательные ресурсы (1)

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациидляпедагогов и учащихсяобразовательныхучрежденийОбразовательныересурсы сети Интернет для учителя-предметника: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК г.о. Новокуйбышевск, ...
  2. Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений образовательные ресурсы (2)

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациидляпедагогов и учащихсяобразовательныхучрежденийОбразовательныересурсы сети Интернет для учителя-предметника: ХИМИЯ г.о. Новокуйбышевск, 2009 ...
  3. Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений образовательные ресурсы

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациидляпедагогов и учащихсяобразовательныхучрежденийОбразовательныересурсы сети Интернет для учителя-предметника: ГЕОГРАФИЯ г.о. Новокуйбышевск, 2009 ...
  4. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    ... ); создают рекомендациидляпедагогов по работе с электронными образовательнымиресурсами; обеспечивают выбор методики организации и проведения уроков с учащимися ...
  5. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    ... ); создают рекомендациидляпедагогов по работе с электронными образовательнымиресурсами; обеспечивают выбор методики организации и проведения уроков с учащимися ...

Другие похожие документы..