Главная > Документ


ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Введение

Раздел I. Человек и труд

Тема 1. Основная проблематика психологии труда

Тема 2. Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде

Тема 3. Труд как социально-психологическая реальность

Тема 4. Проблемы профессиографирования и профотбора

Тема 5. Развитие человека в труде

Раздел II. Психологические особенности профессиональной деятельности

Тема 6. Основы инженерной психологии

Тема 7. Психологические особенности труда в организации

Тема 8. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности

Тема 9. Основы профессионального образования

Раздел III. Психология профессионального и личностного самоопределения

Тема 10. Основы профессионального самоопределения

Тема 11. Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности

Тема 12. Психолог-практик как субъект труда

Словарь терминов

Вопросы для самопроверки

Список литературы по курсу

Хрестоматийный материал по курсу

Хрестоматийный материал к теме 2

1. Социально-экономические истоки индустриальной психологии

2. Концепция научного управления Ф.У. Тэйлора и науки о труде

3. А.К. Гастев и центральный институт труда

4. Эргология и эрготехника В.Н. Мясищева

5. Психотехника травматизма и аварийности

6. Проблемы психологического профессиоведения

7. Научно-методологические принципы индустриальной психотехники Г. Мюнстерберга и их развитие в 20-30-е гг.

Хрестоматийный материал к теме 3

1. Непсихологическое знание о труде

2. Обзор психических регуляторов труда

3. Психологические признаки труда

4. О структуре субъекта труда

Хрестоматийный материал к теме 4

1. Оформление профессиографии как подход к изучению профессиональной деятельности

2. Предпосылки развития системного исследования профессиональной деятельности

3. Профессиография и разработка методов изучения профессионально важных качеств субъекта труда

4. Профессия. Подходы к классификации профессии. Модуль профессии

5. Модель специалиста. Профессиограмма. Психограмма

6. Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Профориентация. Профессиональное образование, профессиональное обучение

Хрестоматийный материал к теме 5

1. Психологические особенности кризисов профессионального становления

2. Психологические детерминанты профессиональных деструкций

Хрестоматийный материал к теме 6

1. Перспективы развития и уровни пользовательского интерфейса

2. Основы инженерной психологии. Общая характеристика методов

Хрестоматийный материал к теме 10

1. Четыре рода феноменов приобщения к труду, связываемые с терминами ";профориентации"; и ";профконсультация";

2. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением

Примерныя темы курсовых и дипломных работ

Приложения

ПРЯЖНИКОВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ

Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова г. Москва.
          Должность: профессор кафедры возрастной психологии ф-та психологии.
          Образование: высшее.
          Квалификация: психолог, преподаватель психологии.
          Ученая степень, ученое звание: доктор педагогических наук, профессор.
          Общий пед. стаж: 23 года.

  • Работа в ведущих образовательных учреждениях:

    • Министерство образования РФ.

    • Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО.

    • МГППУ.

    • МПСИ.

  • Курсы лекций:

    • ";Психология труда и инженерная психология";.

    • ";Теория и практика профессионального самоопределения";.

    • ";Активные методы профконсультирования";.

    • ";Этические проблемы психологии";.

    • ";Методологические проблемы психологии";.

  • Область научных интересов:

    • Профориентация.

    • Психология труда.

    • Этические основы деятельности психолога.

    • Профессиональное образование.

  • Практическая деятельность в сфере образования (консультирование, тренинги и др.):

    • Профконсультирование подростков.

    • Профориентационные курсы для подростков (с использованием активных методов).

    • Консультирование взрослых по вопросам карьеры.

    • Консультирование педагогов и психологов по вопросам организации профориентационной работы.

  • Научные статьи:

    • Личностное самоопределение в преклонном возрасте// Мир психологии, 1999, №2, С.111-122;

    • Право на нравственность: этические проблемы практической психологии// Психологическая наука и образование, 1999, №1, С.78-90;

    • Школьный профконсультант: специалист или дилетант-любитель?// Народное образование, 2002, №2, С.216-224;

    • Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда// Народное образование, 2001, №4, С.161-166


  • Научно-методические работы (публикации):

    • Психология элитарности. - М.: Московский-психолого-социальный институт, 2000. - 512 с.

    • Этические проблемы психологии. - М.: Московский-психолого-социальный институт, 2002. - 488 с.

    • Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 400 с.

    • Введение в профессию ";психолог";. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 464 с. (совместно с И.В.Вачковым и И.Б.Гриншпуном);

    • Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001. - 480 с. (совместно с Е.Ю.Пряжниковой)

Другие публикации: S ≠ $, или Личность в эпоху продажности. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 224 с.

  • Авторские разработки:

    • Карточные профконсультационные методики.

    • Карточно-бланковые профориентационные игры.

    • Игровые профориентационные иупражнения.

    • Профориентационные игры с классом.

Электронный адрес (e-mail):e-pryazhnikova@

ПРЯЖНИКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

Место работы: Российский Государственный Социальный Университет г. Москва.
          Должность: зав. кафедры психолого-педагогического мастерства ФПКиПК, профессор.
          Образование: высшее.
          Квалификация: преподаватель истории и общественных наук.
          Ученая степень, ученое звание: доктор психологических наук, доцент.
          Общий пед. стаж: 20 лет.

  • Работа в ведущих образовательных учреждениях:

    • Министерство образования РФ.

    • МГППУ.

    • МПСИ.

    • Университет Натальи Нестеровой.

  • Курсы лекций:

    • ";Теория и практика профессионального самоопределения";.

    • ";Активные методы профконсультирования";.

    • ";Психология социальной работы";.

    • ";Психологические основы развития профессионального самосознания";.

    • ";Психология труда и инженерная психология";.

  • Область научных интересов:

    • Профориентация.

    • Психология труда.

    • Этические основы деятельности специалиста социальной сферы.

    • Профессиональное образование.

  • Практическая деятельность в сфере образования (консультирование, тренинги и др.):

    • Профконсультирование подростков.

    • Профориентационные курсы для подростков (с использованием активных методов).

    • Профориентационные курсы для слабозащищенных категорий населения.

    • Консультирование педагогов и психологов по вопросам организации профориентационной работы.

  • Научные статьи:

    • Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России// Вопросы психологии, 1994, №2, с.99-112.

    • Формирование ";личностного ядра специалиста";. Профессиональная подготовка и переподготовка профконсультантов//Профессиональный потенциал, 1999., с.2-8

    • Основные подходы к оценке эффективности профконсультационной помощи.- Профессиональный потенциал №1., 2000,, с.3-9

    • О развитии профессионального самоопределения в России//Школьный психолог №40, 2000. с. 3-6.

    • Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности//Журнал практического психолога, №4, 1999. с. 28-35.

  • Научно-методические работы (публикации):

    • ";Конфликты в сфере занятости населения (социологические и социально-психологические аспекты):.-М.:РГАТиЗ, 2000.-188 с.(совместно с Савиной М.С.)

    • ";Технологии и методы профессиональной ориентации населения";.- М.: РГАТиЗ, 2001.- 325 с. (совместно с М.С. Савиной)

    • ";Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультантов";. - Брянск: Брянский областной центр профориентации молождежи, 2001.- 144 с.

    • ";Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога"; -М.: Образовательная академия ";Континент";, 2001.-313 с.

    • Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001. - 480 с. (совместно с Н.С. Пряжниковым)

  • Другие публикации:

    • Совершенствование умений эффективного общения.- (Методическое пособие).-М., Перспектива, 2000 - 18 с.

    • Использование тренингов в технологиях трудоустройства- (Методическое пособие). -М., Перспектива, 2000 - 20 с.

    • Основные принципы и правила проведения тренингов-(Методическое пособие).-М., Перспектива,2000 - 20 с.

    • ";Перекресток"; - активизирующая методика.- Школьный психолог №41, М., 1999,. 2-18 с.

  • Авторские разработки:

    • Профконсультационные методики.

    • Бланковые профориентационные игры.

    • Игровые профориентационные упражнения.

    • Активизирующие профориентационные опросники.

Электронный адрес (e-mail):e-pryazhnikova@

ВВЕДЕНИЕ

";Каждому человеку, без какой либо
          дискриминации, гарантируется
          равная оплата за равный труд";

          (Всеобщая декларация прав человека, ст.23, п.2)

Психологическая проблема труда может быть выражена в вопросе, который в той или иной форме задают себе многие люди: ";Зачем мне трудиться?";. Специфика данного этапа развития общества видится многими исследователями в том, что сейчас, в эпоху ";массовой культуры"; и ";эстетизированного"; с помощью изощренной рекламы ";культа потребления";, ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность ";получения благ и удовольствий от жизни";. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, для которых профессиональный труд в лучшем случае рассматривается лишь как ";средство";, ";источник"; получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.
          Корме того, студенты-психологи нередко задают себе (а иногда и преподавателям) несколько иной вопрос: ";Зачем нам вообще отдельный курс по ";Психологии труда";, ведь в других учебных курсах нас и так знакомят с тем, как организовывать свою помощь клиентам (как организовывать свой труд), как работать с теми или иными методиками?";
          К сожалению, внятно на эти и многие другие вопросы современная психология труда ответить не может. Но это не означает, что на психологию труда не надо тратить время. Как раз наоборот, сложность поставленных вопросов требует от любого специалиста (а не только от специалиста-психолога) постоянного размышления о своем труде, о самой возможности реализовать лучшие свои силы в главном деле жизни, т.е. требует постоянной профессиональной рефлексии, которая фактически превращается в рефлексию своей жизни.
          Проблема осложняется тем, что ответы на обозначенные выше вопросы каждый человек ищет для себя самостоятельно. Более того, окончательный ответ на эти вопросы вообще вряд ли возможен: творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив для себя какой-то смысл в трудовой деятельности, уважающий себя человек стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, и в итоге, вся жизнь (в том числе, и трудовая жизнь) превращается в непрекращающийся творческий ";поисковый"; процесс.
          Одна из главный идей данной книги заключается в том, что важнейшим смыслом для трудящегося человека является утверждение своего достоинства, значимости собственной жизни, постоянное доказательство себе и окружающим того, что ";жизнь прекрасна"; (но только не жизнь ";вообще";, а именно ";моя собственная жизнь";, реализуемая через основное дело моей жизни, т.е. через общественно-полезный, творческий труд). Лишь только тогда человек может ощутить ";прелесть жизни";, когда он своими делами делает лучше (";прекраснее";) окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей. Эти простые истины буквально пронизывают всю человеческую культуру и, естественно, выходят за рамки традиционно понимаемой психологии. Поэтому важнейшей задачей данного пособия является соотнесение собственно психологического подхода к исследованию труда с философским, социологическим, культурологическим и другим подходами, с любым ценным опытом осмысления человека в трудовой деятельности.
          К сожалению, традиционная психология труда часто игнорирует сложнейшие мировоззренческие проблемы самореализации (и самотрансценденции - по В.Франклу) человека в труде, делая основные акценты на повышении производительности труда персонала, на построении ";успешной"; карьеры и т.п. Одной из задач данного пособия является попытка увязать имеющийся опыт исследования человека в труде (в традиционных подходах) с некоторыми новыми для психологии труда проблемными вопросами, касающимися поиска смысла своего труда через утверждение чувства собственного достоинства.
          Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что ";все работы хороши"; и т.п.). Более того, даже в так называемых творческих профессиях, вызывающих восхищение и даже зависть окружающих, сами работники далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что у них не всегда получаются реализовать свои сложные творческие замыслы, но и в том, что сама оценка их труда со стороны общества (и окружающих коллег) не всегда бывает справедливой… В итоге, труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению неудачности всей жизни.
          Получается, что неудачное профессиональное (а в более широком смысле - и трудовое) самоопределение и самореализация может стать серьезной причиной многих собственно психологических, жизненных, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем. Именно поэтому обращение к проблематике психологии труда становится неизбежным условием развития теории и практики всей психологии.

  • Кратко можно обозначить следующие основные смыслы изучения психологии труда для студента и заинтересовавшегося читателя:

    1. Понимание смысла труда для реализации возможностей своего личностного развития в профессиональной деятельности (жизненная и личностная рефлексия).

    2. Понимание психологических особенностей своего собственного труда для его лучшей организации (профессиональная рефлексия).

    3. Понимание психологических проблем в деятельности других специалистов для лучшего оказания им помощи как со стороны психологов, так и со стороны их коллег и руководителей (помощь другим людям в рефлексии своего профессионального, жизненного и личностного развития).

При этом возникает естественный вопрос: а всем ли нужно такое ";понимание"; и ";рефлексия"; своего развития в труде(?), ведь известно, что для некоторых простых и довольных собой людей излишнее ";понимание"; может несколько усложнить (если даже не отравить) жизнь. Например, для кого-то раньше все казалось таким ";простым"; и ";хорошим";, а новое ";понимание"; превратило безоблачный мир в непонятный и проблемный мир… Мы все-таки считаем, что психологи должны спокойнее относиться к проблемам (в том числе, и проблемам, возникающим в трудовой деятельности), помня о том, что сами проблемы (кризисы) часто являются своеобразным ";шансом"; для того, чтобы улучшить свою работу, а также - чтобы улучшиться и самих себя. Все это во многом и определило несколько дискуссионный (а местами - и провокационный, в смысле провоцирования совместной с читателем рефлексии) стиль изложения материала в настоящем пособии.

  • В целом, пособие преследует две взаимодополняющие цели:

    1. Дать студентам (и всем интересующимся психологическими аспектами изучения человека трудящегося) традиционные и, в лучшем смысле этого слова, консервативные, т.е. ";надежные";, проверенные жизнью представления о теории и практике психологии труда. Это тем более важно для решения такой формальной задачи, как сдача соответствующих экзаменов и зачетов по психологии труда (а чего не сделаешь для учебно-профессиональной ";карьеры";).

    2. Познакомить студентов (и всех интересующихся) хотя бы с некоторыми проблемными вопросами, связанными с поиском смысла в труде и повышения чувства собственного достоинства через трудовую деятельность.

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ТРУД

ТЕМА 1. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

";Каждому человеку, без какой либо
          дискриминации, гарантируется
          равная оплата за равный труд";

          (Всеобщая декларация прав человека, ст.23, п.2)

  • 1.1. Проблема предмета и метода психологии труда. Этический ";парадокс"; предмета психологии труда

  • 1.2. Основные разделы психологии труда. Понятие ";эргономика";


1.1. Проблема предмета и метода психологии труда. Этический ";парадокс"; предмета психологии труда

Для понимания сущности современной психологии труда важно выделить предмет данной науки, т.е. то, что изучает и пытается преобразовать психолог труда. При этом сразу же возникает ряд вопросов. Как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии вообще? Как соотносятся предметы различных составляющих психологии труда: инженерной психологии, психологии управления, профориентации (профессионального самоопределения) и т.п. с предметом собственно психологии труда? Данные проблемные вопросы связаны с другой нерешенной в психологии проблемой: что есть предмет психологии вообще?
          При ответе на этот вопрос лучше воспользоваться известным принципом: ";Чем сложнее рассматриваемая проблема, тем проще следует ее осмысливать";. (Поскольку излишняя (часто декоративная) серьезность еще больше усложняет вопрос и делает его почти неразрешимым, хотя и создает иллюзию ";серьезного"; разговора.) Например, можно было бы спросить себя: ";Чем принципиально отличается человек (как носитель психики) от явно неодушевленного предмета (от доски, стола и т.п.)?"; Возможный ответ: на любое наше конкретное воздействие неодушевленный предмет реагирует практически одинаково, тогда как человек способен на непредсказуемую реакцию. Человек часто даже сам не знает, как он отреагирует на те или иные воздействия, как поведет себя в тех или иных ситуациях, а вот стол точно ";знает";, как надо себя вести. Если же стол (как неодушевленный объект) вдруг отреагирует иначе, то это будет воспринято как настоящее чудо… Поскольку даже человек не всегда знает, как он поведет себя в определенных ситуациях, то это заставляет его постоянно размышлять о своем возможном поведении, т.е. совершать то, что называется ";рефлексией";, размышлением о своей собственной деятельности. При этом сама рефлексия определяется как ";специфическая человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти ";за други своя";)"; (Слободчиков, Исаев, 1995. С. 78).
          В последние годы в психологии вновь заметно повышение интереса к теме ";субъектности";, ";субъективности"; (Петровский, 1996; Слободчиков, Исаев, 1995; Татенко, 1996 и др.). Даже сам предмет психологии все больше связывается с ";субъектностью";. Отмечается даже некоторая смена парадигмы в направлении ";от психики субъекта - к субъекту психики"; (Татенко, 1996. С. 12). Как отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, именно феномен рефлексии является ";центральным феномен человеческой субъективности";.
          Главное, что объединяет все психологические науки - это психическая деятельность человека, которая характеризуется, прежде всего, своей субъектностью, и именно этим человек отличается от стола, от дерева, от более простых существ...

  • Сама субъектность при этом понимается как:

    • готовность выполнять определенные действия по-своему, поступать незапланированно, а в ряде случаев, и непредсказуемо, спонтанно;

    • готовность к рефлексии своей деятельности (готовность к осознанию своей спонтанности).

Таким образом, предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности.

Но если мы принимаем такое понимание предмета психологии труда, то сразу же сталкиваемся с этическим парадоксом предмета психологии труда, который можно было бы сформулировать следующим образом: чем больше мы изучаем субъекта труда (его принципиальную возможность к спонтанности и рефлексивности), тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности. Можно выразиться еще более резко и образно: чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени мы лишаем его психики, т.е. превращаем в легко предсказуемый в своих действиях ";стол";, ";стул";, делаем из него безмозглую ";скотину";, которой совершенно не нужна какая-то там ";рефлексия";, поскольку все за него и так уже решает психолог или руководитель, пользующийся результатами исследований и рекомендациями психолога о том, как ";работать с персоналом";… Реальная картина такова, что многие руководители и ";заказчики"; только и ждут от психолога таких рекомендаций, с помощью которых было бы легче управлять работниками, предсказывать любые их реакции на те или иные действия начальства. Но это создает ";великолепную"; основу для манипуляции, хотя известно, что именно манипуляция сознанием другого человека - есть самый страшный ";грех"; для психолога.
          Мы обращаем внимание на то, что чисто методологические размышления неизбежно выводят нас в область этики. В этой связи уместно обратиться к размышлениям известного психотехника Г. Мюнстенберга, который еще в 10-е гг. ХХ в. писал о том, что сама психология не способна разобраться в своих целях, она может лишь предлагать средства для реализации тех и идей и смыслов, которые можно найти только в философии, в этике и что само ";развитие и прогресс даны лишь в тех случаях, когда что-нибудь худшее превращается в лучшее"; (Мюнстенберг, 1997. С. 29-32, 79-80).

  • Некоторые опасения относительно ";снятия"; субъектности человека в трудовой деятельности могут быть компенсированы следующим:

    • по мере развития знания о человеке часто обнаруживается гораздо большее незнание (у познающего как бы открываются глаза на сложность и разнообразие психической жизни и трудовой деятельности);

    • в ходе познания исследуемого человека он также развивается вместе с исследователем, особенно при исследовании работника как личности, когда неизбежным становится взаимодействие психолога с познаваемым субъектом труда, что специально отмечают методологи (см., например: Дружинин, 1994);

    • необходимость этической подготовки самого психолога-исследователя и психолога-практика снижает ";соблазн"; манипуляции сознанием работника со стороны психолога труда.

Сам субъект труда обычно рассматривается как ";носитель"; предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Под объектом труда понимается ";конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)";. Другими словами, объект - это ";преемник"; воздействия, а субъект - инициатор воздействий в общей системе ";субъект - объект"; (см. рис. 1.1).

Общим методом психологии трудаявляется исследование и развитие субъекта труда. Проблема в том, чтобы при этом не терялся сам субъект, т.е. чтобы субъект труда не превращался в объект для манипуляций со стороны психолога, руководства или коллег работника. Отсюда, перед каждым психологом труда неизбежно возникает сложнейший вопрос, должен ли метод быть только объективным или такой метод является сочетанием объективных и субъективных средств и подходов... Заметим, что данный вопрос (проблема метода) стоит не только перед психологией труда, но и перед всей современной психологией, которая все больше отходит от традиционных (естественно-научных) оснований производства нового знания и пытается освоить герменевтические методы (см. рис. 1.2).
          Поскольку герменевтический метод становится предметом все более серьезного обсуждения психологов, то есть смысл кратко обрисовать его возможности и ограничения применительно к задачам психологического профориентационного исследования (эксперимента). Как отмечает В.П. Дружинин, ";результат применения герменевтического метода уже есть факт и, следовательно, ";понимающий психолог"; ведет себя по отношению к человеку-клиенту в соответствие с тем, как он понял психику клиента методом вчувствования, эмпатии и т.п.";, но ";само действие психолога и ответное действие клиента - это реальности из области применения экспериментального метода"; (Дружинин, 1994. С. 119). Кроме того, результаты применения герменевтического метода, скорее всего, зависят от ";типа личности исследователя";; ";область применения герменевтического метода - уникальные, целостные, обладающие ";разумной"; составляющей объекты";; ";герменевтический метод не удовлетворяет требованиям инвариантности знания по отношению к субъекту исследовательской деятельности";; модификациями психологического герменевтического метода являются биографический метод, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоаналитический метод (Дружинин, 1994. С. 120-122).
          ";Большинство современных методов психологии труда, социальной психологии и других частных психологических дисциплин немыслимы без ";чисто герменевтических"; методик, - отмечает В.П. Дружинин, - в частности, психологический анализ деятельности является не чем иным, как интерпретацией трудового процесса в понятиях психологического знания, которым владеет исследователь, и в соответствии с определенной схемой анализа"; (Дружинин, 1994. С. 156).
          Близкие мысли можно обнаружить у Е.А. Климова, который отмечает, что ";употребление метафор есть путь к концептуализации наших знаний, к достижению стройного понятийного их уровня"; и что ";многие вполне определенные термины точных наук явно несут на себе печать ";низкого"; (якобы низкого. - Н.П.) метафорического происхождения";, поэтому ";было бы очень недальновидным просто обходить метафорический язык описания субъекта деятельности"; (Климов, 1995. С. 73).

  • На основании этого предлагаются следующие системы описания субъекта труда (Там же. С. 76):

    • прожективная (субъект как целостность не рефлексируется, а выражается в преимущественном внимании и положительном отношении автора, описывающего этого субъекта);

    • инверсионно-рефлексивная (свойства субъекта вычленяются, но приписаны объектам: ";машина высвобождает";, ";время требует";...);

    • безлично-субъектная (свойства субъекта вычленяются, но мыслятся безлично - как ";ничьи";: ";невозможно предусмотреть";, ";приходится быстро переключаться";...; сюда же относятся и формальные описания субъекта труда, применяемые для описания технических и неживых объектов);

    • обыденно-рефлексивная (субъект и его свойства вычленяются и описываются словами и оборотами обыденного языка со всеми его достоинствами ";здравой повседневной практики"; и понятности);

    • научно-рефлексивная (разработка и использование специальных языков описания человека как субъекта трудовой деятельности).

Проблема метода психологии труда связана и с проблемой неизбежной манипуляции сознанием клиента в отдельных случаях. Можно обозначить примерно следующие варианты такой неизбежной манипуляции:
          1) клиент находится в состоянии аффекта и не способен самостоятельно, а значит, и ответственно принять важные жизненные решения, касающиеся его работы или карьеры;
          2) клиент является социально незрелым существом и др.
          Таким образом, проблема метода сводится не к вопросу о том, что следовало бы вообще отказаться от манипуляции, а к тому, чтобы свести эту манипуляцию к разумному минимуму… И, вероятно, главным критерием допустимости (или недопустимости) даже частичной манипуляции является сохранение личностного достоинства тех людей, с которыми работает психолог труда, а также - сохранение достоинства самого психолога.
          В соответствии с представленным выше пониманием предмета и метода психологии труда можно условно выделить различные концептуальные уровни помощи человеку (развивающемуся субъекту труда) в профессиональном и личностном самоопределении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА ОГЛАВЛЕНИЕ

    Закон
    ... 13 докладов. Проблематика этих докладов затрагивала практически все основныетемы индустриальной психологии и психофизиологии труда; среди ...
  2. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Хрестоматия

    Программа
    ... с автора­ми попытаться увязать их с традиционной проблематикойпсихоло­гиитруда и инженерной психологии. В хрестоматию включены частично сокращенные ... онанию методологии оценки основных составляющих тру­довой деятельности. Тем не менее полученные ...
  3. Психология труда под редакцией

    Документ
    ... организаций. Психологиятруда и экономическая психология. Несмотря на то что проблематика экономической психологии была ... режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля. 371 РАЗДЕЛ 2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИТРУДАТема ...
  4. «Психология труда» Краткий конспект лекций

    Конспект
    ... Психология профессии Тема 1. Психологиятруда как наука План 1. Предмет психологиитруда. 2. Понятие субъекта профессиональной деятельности. 3. Методы психологиитруда. Основные ... науки, занимающихся проблематикойтруда. Кроме психологии сюда относятся ...
  5. История психологии труда в России Учебное пособие

    Учебное пособие
    ... как правило, совершенно стерильны в отношении проблема­тикипсихологиитруда. 3. Специальные непсихологические работы по истории ... , «молчит» о простом человеке и тем более его труде, описывая в основном деяния правящей верхушки общества ...

Другие похожие документы..