Главная > Документ


2.4.3. Российская психология труда в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы и в настоящее время

В целом, состояние отечественной психологии труда к этому периоду было весьма плачевным, поскольку сталинский режим не пощадил многих выдающихся психотехников. Но как это нередко бывает, в критические периоды о специалистах ";вдруг"; вспоминают и даже ";разрешают"; им вести некоторые свои исследования. Можно выделить следующие направления работ, по которым проводились исследования.

1. Проблемы повышения эффективности воинского труда.
          Использование психологии в маскировочной технике (Б.М.Теплов написал несколько работ по данной проблематике, в частности: ";Война и техника";, ";Белый халат"; и др.).
          Проблемы повышения зрительной и слуховой чувствительности бойцов: К.Х. Кекчеев в работе ";Ночное зрение"; предлагает специальные памятки для разведчиков, пилотов-истребителей, для наблюдателей в артиллерии (оказалось возможным увеличить чувствительность зрения и слуха на 50-100% в течение 1,5-2 часов).
          Исследование роли личностных, морально-волевых качеств бойцов и командиров (работы Н.Д. Левитова ";Воля и характер бойца";, М.П. Феофанова ";Воспитание смелости и мужества";, знаменитая книга Б.М. Теплова с первоначальным названием ";Ум и воля военачальника"; и др.).
          Подготовка военных летчиков (И.Н. Шпильрейн с сотрудниками еще в 1934 г. разработал систему подготовку военных летчиков, а в 1937 г. - его уже расстреляли). Если раньше до 90% курсантов были профнепригодны (а сама подготовка велась по старинке: сзади сидел инструктор и бил курсанта палкой за ошибки), то после рекомендаций психологов были выявлены необходимые умения и условия для их тренировки. К сожалению, с 1936 по 1957 гг. профотбор в армию не проводился (из-за известного ";Постановления о педологических извращениях в системе Наркомпроса"; от 1936 г.).
          Психология восстановительной трудотерапии после операций. Ранения верхних конечностей были наиболее распространенными (до 85% всех ранений). После операций необходимо было восстановление двигательных функций. А.Р. Лурия в 1942 г. пригласил в свой военный госпиталь известного психотехника С.Г. Геллерштейна для руководства мастерской трудотерапии. Методика Геллерштейна оказалась очень эффективной (положительный результат в 80% случаев). Суть методики (по С.Г. Геллерштейну): ";Самой существенной особенностью трудовых движений является их предметно-целевой характер… Цель трудовой операции лежит вовне, и рабочий орган призван мобилизовать все богатство своих двигательных и чувствующих возможностей для наилучшего достижения поставленной цели… Умея правильно подбирать и видоизменять трудовые задания и воздействовать на инструмент, на изделие, на ";рабочее пространство";, мы научаемся управлять трудовыми движениями, вызывать к жизни одни, заглушать другие и направлять по-своему ход восстановления движений"; (цит. по: Носкова, 1997. С. 280-281). Известный пример: больному предлагается поднять травмированную руку - не получается, тогда предлагается достать шапку с вешалки (то есть задается цель) - больной справляется с задачей… А.Н. Леонтьев и А.В. Запорожец также критиковали так называемые ";трудоподобные движения";, считая, что восстановительное действие должно быть ";предметным";.

2. Тенденции развития прикладной психологии в хозяйственной жизни в послевоенный период (см. Носкова, 1997. С. 285-291): С 1957 г. психология труда вновь обрела государственный статус (после совещания по психологии труда как ветви психологии был одобрен программный доклад Е.В. Гурьянова ";Состояние и задачи психологии труда";).
          Психология труда была обозначена как преемница психотехники.

  • На основе анализа докладов на конгрессах Международной Ассоциации прикладной психологии (как преемницы Международной психотехнической ассоциации) выделены основные направления развития современной психологии труда:

    • область хозяйственных задач остается самой представительной (хотя еще в психотехнике пытались рассматривать целый комплекс проблем, связанных с трудом, включая медицинские, педагогические вопросы);

    • усложнение техники стало проблемой не только одной страны, но всего человечества (пример Чернобыльской аварии);

    • в настоящее время вопросы ";организационной психологии"; часто ";поглощают"; другие проблемы психологии труда, т.е. в ";моде"; психология управления, менеджмент;

    • в организационной психологии все больше сближаются традиционные вопросы психологии труда с проблемами социальной психологии;

    • в настоящее время распространен термин ";организационная психология и психология труда";, объединяющий знания о труде в организациях и о самом работающем человеке. Примечательно, что в МГУ, на факультете психологии именно такое название используется для обозначения бывшей кафедры ";Психология труда и инженерная психология";, поэтому нет оснований бояться, что организационная психология ";поглотит"; психологию труда.


2.5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения

  • 2.5.1. Психологические причины возникновения профориентации

  • 2.5.2. Развитие профориентации в России, СССР и РФ

  • 2.5.3. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой


2.5.1. Психологические причины возникновения профориентации

Чтобы лучше понять, в чем суть проблемы профессионального самоопределения, следует задать себе вопрос: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в г. Бостоне (США). Обычно называют следующие причины появления первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города в поисках работы и лучшей жизни, проблема самого поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее ";подходящих"; людей уже со стороны работодателей. Но все это причины - социально-экономические. Для нас остается вопрос: каковы же психологические причины возникновения профориентации? Иными словами, что изменилось в сознании людей в тот период и именно в этих странах?
          Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Сама проблема свободы создает для людей значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свой выбор. Страх перед ответственностью за свою судьбу и свое счастье часто порождает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы. Но поскольку далеко не все люди готовы к такой ответственности, то на этой основе и возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти сложнейшие жизненные выборы. Остается теперь проверить, насколько удачно выбран нами критерий появления проблемы профессионального самоопределения, связанный со свободой выбора, и лучше это сделать на примере нашей страны.


2.5.2. Развитие профориентации в России, СССР и РФ

Для проверки нашего критерия - свободы выбора - можно выдвинуть следующее предположение: чем больше в данном обществе реальной свободы, тем в большей степени в этом обществе развита профориентация. Попробуем выделить основные вехи в истории нашей страны, начиная с конца ХIХ в., а также - основные вехи развития профориентации.
          Первая служба по ";приисканию"; работы в России появилась в1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). Уже в известном ";Кающемся энциклопедисте"; (1900) был раздел, специально посвященный выбору профессии и даже выделены четыре типичных варианта выбора:

  • согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России);

  • случайный, необдуманный выбор;

  • выбор по призванию;

  • выбор по расчету.

Уже в дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях (";Студенческий альманах";, ";Адрес-календарь";…). Еще задолго до официального открытия профориентационных служб в С.-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М.А. Рыбникова и И.А. Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.
          В целом, в дореволюционной России вызревали демократические свободы (было ";модным"; считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен…), создавалась социально-экономическая база для развития страны, но известно также, что в плане социальных, гражданских и политических свобод имелись сильнейшие проблемы. Например, более чем у 40% призывников в период Первой мировой войны были зафиксированы следы порок, а за период с 1905 по 1912 гг. было казнено около 3 млн человек, не согласных со столыпинскими реформами (появились даже термины ";столыпинский галстук"; - веревка на шее, ";столыпинские тройки";, казнившие без суда и следствия и др.). Примечательно и то, что за 1905-1906 гг. крестьяне сожгли 2 тысячи усадеб помещиков из существующих 30 тысяч. К сентябрю 1917 г. иностранный капитал контролировал 90-95% богатств Империи. Даже по официальным данным в тогдашней России не менее 43% детей не доживало до 5-летнего возраста. Каждый год в России от голода, болезней, эпидемий, отравлений умирало не менее 4,4 млн детей. За период с 1891 до 1913 гг. от голода, болезней и эпидемий умерло не менее 7 млн человек в ";больших городах"; и по 0,5-0,7 млн ежегодно в ";малых городах"; по всей Империи (см. об этом: Ацюковский, Ермилов, 1998. С. 68-72).
          Как известно, революции на пустом месте не случаются… Таким образом, в условиях сильного ограничения свобод профориентации в России еще не было, но социально-экономические, психолого-педагогические и даже духовные условия для этого вызревали.
          В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И. Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н.К. Крупская.
          В мае 1924 г. появилась первая Лаборатория Профконсультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга. В апреле 1927 г. по ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В.М. Бехтерева, Наркомтруд организует при институте мозга первое в СССР Бюро Профконсультации. За 1927/ 1928 гг. обследовано 2700 подростков, а за последующие 5 лет - обследовано 7 млн 600 тыс. человек.
          В 1928 г. организуются Бюро по Профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 г. - в Перми, Ярославле, Шахтах. За период с 1930 по 1933 гг. - открыто 47 Бюро профконсультации. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентции. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.
          Таким образом, в период НЭПа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась (что бы ни говорили историки-популисты, но в РСФСР была реальная свобода, особенно если сравнивать молодую советскую Россию со многими другими тогдашними ";цивилизованными"; странами, где существовала еще колониальная система, расизм и апартеид, где ";негров и цветных"; еще не пускали в ";приличные"; места и т.д.).

Развитие профориентации в Советской России, СССР и РФ

Годы

События и факты

1921

При Центральном институте труда была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации; лаборатория по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ

1922

В Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии

1924

Появилась первая лаборатория Профконсультации при Ленинградском институте по изучению мозга

1927

По ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В.М. Бехтерева, Наркомтруд организует при институте мозга первое в России Бюро Профконсультации

1928

Организует Бюро по Профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Ивано-Вознесенске, Брянске, Киеве, Одессе

1929

Организуется Бюро по Профконсультации в

ТЕМА 3. ТРУД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

  • 3.1. Житейские и философские представления о труде

  • 3.2. Психологическое понимание труда и профессии

  • 3.3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации


3.1. Житейские и философские представления о труде

Представления о труде на уровне обыденного сознания можно в целом охарактеризовать следующим образом. Многие люди связывают труд с трудностью, с неизбежностью, хотя иногда и с радостью, и с невозможностью для себя оказаться без дела…
          В сознании многих людей представления о труде меняются в ходе жизни. У начинающих трудиться - много радостных ожиданий и иллюзий по отношению к труду, хотя у кого-то это перемешивается с чувством страха перед трудовой самостоятельной жизнью. Позже для многих наступает некоторое разочарование и скепсис по отношению к труду. В зрелом возрасте у кого-то постепенно формируется интерес и устойчивая склонность к ";своему"; делу (человек ";втягивается"; в свою работу). Перед пенсией и после выхода на пенсию у многих людей отношение к труду чаще положительное (вспоминают чаще ";только хорошее";), а значительная часть пенсионеров переживают из-за своей бездеятельности…

  • Тема труда издавна волнует лучшие умы человечества. Ниже приводятся некоторые мысли и высказывания о труде известных деятелей культуры, наук и политики:

    • Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство"; (Л.Н. Толстой);

    • ";Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство"; (Д. Рескин);

    • ";Труд - это отец удовольствия"; (Стендаль);

    • ";Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды"; (Вольтер);

    • ";Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай"; (А.П. Чехов);

    • ";Лучше ничего не делать, чем делать ничего"; (Л.Н. Толстой);

    • ";Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства"; (К.Д. Ушинский);

    • ";По степени большего или меньшего уважения к труду и по умению оценивать труд... соответственно его истинной ценности - можно узнать степень цивилизованности народа"; (Н.А. Добролюбов);

    • ";К занятому человеку редко ходят в гости бездельники, к кипящему горшку мухи не летят"; (Б. Франклин);

    • ";Тот, кто хочет - делает больше, чем тот, кто может"; (Г. Мерье);

    • ";Труд не позорит человека; к несчастью попадаются люди, позорящие труд"; (У.С. Грант);

    • ";В дом труженика голод заглядывает, но зайти туда боится"; (Б. Франклин);

    • ";Жена писателя никак не может понять одного: когда писатель глазеет в окно, он тоже работает"; (Б. Рэскоу);

    • ";Если бездельник не раздражает вас, значит, вы сами чем-то похожи на него"; (Э.У. Хоу).

Особый интерес представляют философские представления о труде. Для лучшего понимания специфики психологии труда полезно рассмотреть понятие ";труд"; в более широком, философском контексте, поскольку труд - это явление общекультурное, более того, - это явление, прежде всего, этическое. В рамках данного пособия сложно дать полную картину мнений по этому поводу. Ограничимся лишь некоторыми, наиболее важными для темы данной книги точками зрения.

В ";Краткой философской энциклопедии"; труд определяется как ";процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи";. Труд рассматривается как ";стремление стать над вещью";, как ";способ познания вещи и самого себя"; (см. Краткая философская энциклопедия, 1994. С. 463).
          В ";Философском энциклопедическом словаре"; труд определяется как ";целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей"; (см. Философский энциклопедический словарь, 1983. С. 696). Если внимательно посмотреть, то в данном определении (по сути, воспроизводящем представления К. Маркса) просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А.Н. Леонтьева.

Если соотносить понятия: труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд - это, прежде всего, целесообразная продуктивная деятельность, имеющая свой определенный результат. Хотя при более пристальном анализе оказывается, что и игра, и учеба также имеют свой специфический результат, поэтому сложно провести четкую границу между этими понятиями.
          Крайне важны для нас взгляды на природу труда К. Маркса, положившие основу не только современному пониманию трудовой деятельности, но и ставшие во многом основой для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в более широком плане (см. Маркс, Энгельс, Ленин, 1984). В целом, основные положения К. Маркса сводятся к следующему:

  1. Основные характеристики труда:

    • Это целенаправленная деятельность (";пчела, выстраивающая свои замечательные соты, всегда уступает даже самому плохому архитектору, поскольку она действует инстинктивно, у нее нет осознанной цели";).

    • Труд носит предметный характер (в самом общем плане - труд воздействует на ";природу";).

    • Труд носит орудийный характер: рабочий (в своем сознании) отделяет себя от условий, хотя в реальном процессе труда этого разделения не происходит; вещественные условия - это в самом общем виде - средства труда, т.е. тот предмет, которым он воздействует на материал; ";предмет, которым человек овладевает непосредственно… становится средством труда, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом, вопреки библии, естественные размеры последнего";…(мы еще познакомимся с более ";современными"; подходами, где также говорится о продолжении человеческих способностей в средствах труда, но уже с использованием иных терминов - ";органопроекция"; и ";объектопроекция"; - см. тему 6).

    • Труд (как деятельность) материализуется в предмете труда: из формы деятельности труд переходит в форму бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т.е. преобразует самого (трудящегося) человека.

    • Труд носит общественный характер (поскольку в труде человек ";подчиняется чужой воле";, то и к результатам своего труда он относится как к ";чужому результату";… ";так, труд отрицаемый как изолированный труд, на самом деле является утверждаемым общественным или комбинированным трудом";).

  1. Историческое разделение труда:

    • Само разделение труда по различным отраслям и видам деятельности (разделение на профессии) рассматривается как условие прогресса, т.к. в результате повышается качество производства.

    • Разделение труда (особенно на труд ";физический"; и ";умственный";) рассматривается также как основное условие возникновения социального неравенства и классов, т.к. были выделены те, кто управляет и те, кто подчиняется.

  1. Труд существует в двух основных формах:

    • ";Живой труд"; (как возможность создания благ и богатства - это сам процесс труда, сама трудовая деятельность).

    • Абстрактный труд, выраженный в стоимости произведенных благ (хотя стоимость определяется часто не качеством, полезностью товара, а его оценкой покупателями). При этом часто имеется несоответствие между затраченным трудом (";живым трудом";) и его стоимостью (работник не всегда получает соответствующее вознаграждение, т.е. абстрактный труд).

Это в свою очередь позволяет несправедливо перераспределять абстрактный труд (например, тот, кто вообще не трудится, может иметь много денег - это проблема, поставленная еще Платоном, еще в раннем христианстве). В результате происходит ";отчуждение труда от капитала";, т.е. происходит обесценивание живого человеческого труда.
          Заметим, что сами деньги (капитал) могут рассматриваться как ";аккумуляторы"; человеческих сил, способностей, надежд и т.п. Иными словами, деньги - это своеобразные ";частички человеческих душ";. По К. Марксу, важнейшим результатом труда является не производимый товар, а ";сам человек в его общественных отношениях";.

4. В качестве идеала для К. Маркса выступает ";гармонично развитый индивидуум";, понимаемый как работник, постоянно сменяющий различные виды деятельности, осваивающий их и становящийся разносторонним человеком, лучше осознающим свое место в мире. К. Маркс категорически выступал против идеи ";призвания";, которое закрепляет за человеком на всю жизнь определенную рабочую функцию. Он писал: ";Природа крупной промышленности предполагает постоянное движение работника… каждые пять лет необходимо осваивать новую профессию";. Заметим, что опыт западных стран во многом подтвердил эти идеи К. Маркса, появился даже термин ";непрерывное профессиональное образование";.

5. Важнейшим условием развития самого человека является свободное от несправедливого, рутинного труда время, где само время понималось как ";пространство развития личности";. Капитализм предоставил свободное (для развития) время для определенных социальных слоев общества (для эксплуататорских классов) и в этом его исторический смысл. Это тем более важно, что и другие люди, ориентируясь на высшие слои общества, также подтягиваются в своем развитии. Но при этом К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах обозначили главную проблему - как обеспечить свободное (для развития) время большинству людей, а это возможно лишь при переходе к новой формации - к социализму…

Интересную попытку связать подобные рассуждения К. Маркса и Ф. Энгельса с психологическим пониманием труда сделал Э. Фромм (см. Фромм, 1992). Говоря об ";отчужденном характере";, Э. Фромм определяет его как потерю человеком идентичности, как разъединение (отчуждение) человека и дела, которым он занимается, в результате чего ";утрачивается ценность самого труда"; и на первое место выходит ценность ";продажи своего труда";. В такой ситуации человек из субъекта труда превращается скорее в ";товар"; на ";рынке труда и услуг";...
          Если, по К. Марксу, ";труд опредмечивается в капитале";, а, по Э. Фромму, главной психологической особенностью трудящегося человека становится его ";идентичность своему делу"; (ощущение этой идентичности), то все-равно остается открытым вопрос: каковы же смыслы трудовой деятельности, которые во многом и определяют труд конкретного человека. Заметим, что, только выходя на уровень смыслов деятельности конкретного человека, мы сможем рассматривать труд как психологическое явление.
          Перспективным здесь представляется выделение такого понятия, как ";чувство (или ощущение) собственной значимости";, которое возникает у человека в результате успешного выполнения какого-то определенного дела, в частности, в результате успешного труда (Пряжников, 2000б). Только успешно создавая что-то, человек осознает себя в качестве настоящего субъекта, а также осознает улучшение самого себя, ведь известно, что, улучшая окружающий мир, мы улучшаем и себя в этом мире. Еще К. Маркс говорил, что ";главным результатом труда являются не производимые товары, а сам человек в его общественных отношениях";.
          Причем способствует такому развитию человека в труде не всякая работа, а только такая, которая позволяет максимально раскрыть и развить таланты, заложенные в каждом человеке, только при возможности осуществляться гармоничному развитию, понимаемому как сменяющие друг друга формы трудовой деятельности, не дающие человеку превращаться в узкого, ограниченного лишь рамками своей деятельности специалиста, в ";профессионального кретина"; (или в ";профессионального идиота";), как достаточно образно и эмоционально характеризовал ";узких специалистов"; К. Маркс.
          Введение понятия ";ощущение (чувство) собственной значимости"; позволяет выделить новые смыслы трудовой деятельности конкретных людей. Важно также подчеркнуть, что человек в своем труде стремится к лучшему, а в идеале - стремится к самому лучшему, к элитному. При этом чувство собственной значимости (в идеале - собственной элитарности) позволяет по-новому анализировать и проблемы, возникающие при распределении благ, получаемых в труде.
          Если в социально-экономической концепции К. Маркса люди обмениваются овеществленными и опредмеченными результатами труда (в частности, деньгами и капиталами), то при психологическом рассмотрении получается, что люди обмениваются быть может более важными вещами - чувствами собственной значимости (чувствами элитарности). Правда, остается еще и другая проблема - само чувство собственной значимости (чувство элитарности) понимается каждым человеком по-своему, что порождает либо путаницу в том (что же все-таки обменивается?), либо порождает различные спекуляции и манипуляции по этому поводу (см. Пряжников, 2000а, 2000б).
          Причем, как и у К. Маркса, так и у Э. Фромма возможны, к сожалению, случаи, когда человек отчуждается от своего труда. Так же и при нашем рассмотрении человек отчуждается от полагающемуся ему за труд чувства собственной значимости, гордости за успешно выполненную работу. Даже тогда, когда у человека несправедливо забирают большую часть заработанного им, его, прежде всего, лишают возможности ощущать себя подлинным субъектом, хозяином своего труда, лишают гордости и радости за свой труд.
          И тогда получается, что тот, кто честно и эффективно трудится, не всегда радуется этому, а тот, кто научился дорого продавать свой менее качественный труд, или научился несправедливо перераспределять (";оттягивать";) чувство собственной значимости у других людей с помощью различных коммуникативных игр и приемов, тот и ощущает себя намного лучше (";элитнее";).
          Эти размышления близки пониманию ";первичного блага";, выделенного философом и социологом Дж. Ролзом в его известной книге ";Теория справедливости"; (см. Ролз, 1995). По Дж. Ролзу, само ";первичное благо"; - это, прежде всего, ";чувство собственного достоинства";. Само чувство собственного достоинства (по Дж.Ролзу) включает два основных аспекта. Во-первых, оно включает ";ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации";. Во-вторых, самоуважение включает уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения.
          Таким образом, достойным может считать себя только тот человек, который ";уверен в собственных способностях"; и готов реализовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет и трудится в реальном обществе и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей есть свои ";концепции блага";, которые часто вступают друг с другом в неизбежные противоречия. И только в ";справедливом обществе";, отмечает Дж. Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить свои интересы, т.е. ";договориться"; и пойти на определенные уступки друг другу. А это означает, что даже в ";справедливом обществе"; неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. Причем неизбежными становятся уступки и в самом главном - в чувстве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая даже в столь важном для себя, как чувство собственного достоинства, человек и все общество получают гораздо больший выигрыш - стабильность всего этого общества и его дальнейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для самореализации каждого отдельного члена такого общества.
          И именно здесь человек превращается из ";отдельно взятого индивида"; в подлинную личность, сопричастную общественным интересам, и у человека появляется то, что ";поздний"; А. Адлер называл ";чувством сопричастности с обществом"; (от нем. Gemeinschaftsgefuhl) и к чему призывал стремиться (Адлер, 1997). На самом деле, человек, ориентированный на интересы общества (а еще лучше - Культуры), не только не ";теряет"; своего достоинства в неизбежных уступках интересам других людей, но возвышает его. В данном случае можно говорить, что достоинство проходит настоящую проверку - проверку значимости цели и смысла, ради которых человек живет и может вообще считать или не считать себя Личностью, а самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обществу в целом (см. рис. 3.1).

Но, как сказал французский революционер и писатель Н. Шамфор, ";слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета, особенно - мелочь";. А это значит, что проблема для многих людей все-таки остается.
          Критикуя традиционные представления о справедливости, Дж. Ролз отмечает, что в классическом утилитаристском понимании справедливости предполагается, что все люди альтруисты, что все люди как бы сходятся в одну личность (почти как Господь Бог…). Но при этом у таких людей нет проблемы (свободы) выбора и риска, а значит, и возможности самоопределяться. И лишь в подлинном понимании справедливости, в ";справедливости как честности"; (по Дж. Ролзу) человек вправе выбирать и рисковать, т.е. вправе быть личностью (Ролз, 1995. С. 166-168). Сам Дж. Ролз выделяет два основных принципа справедливости:
          1) равные права людей в отношении основных свобод;
          2) неизбежные неравенства (различия) никого не должны ущемлять в чувстве собственного достоинства (Ролз, 1995. С. 66-71).
          Заметим, что сам разнообразный профессиональный труд во многом предполагает определенное неравенство (и по вкладу в общественную ";копилку";, и по заработку за эти вклады), и уже от самого человека зависит, какой именно труд (а соответственно, и положение в обществе) он для себя выберет. Еще Платон, рассуждая о справедливости, писал, что ";справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое"; (см. Человек, 1991. С. 87).
          Таким образом, именно выход на смысловую составляющую труда позволит в перспективе значительно расширить возможности собственно психологического анализа профессионального труда.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА ОГЛАВЛЕНИЕ

    Закон
    ... 13 докладов. Проблематика этих докладов затрагивала практически все основныетемы индустриальной психологии и психофизиологии труда; среди ...
  2. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Хрестоматия

    Программа
    ... с автора­ми попытаться увязать их с традиционной проблематикойпсихоло­гиитруда и инженерной психологии. В хрестоматию включены частично сокращенные ... онанию методологии оценки основных составляющих тру­довой деятельности. Тем не менее полученные ...
  3. Психология труда под редакцией

    Документ
    ... организаций. Психологиятруда и экономическая психология. Несмотря на то что проблематика экономической психологии была ... режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля. 371 РАЗДЕЛ 2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИТРУДАТема ...
  4. «Психология труда» Краткий конспект лекций

    Конспект
    ... Психология профессии Тема 1. Психологиятруда как наука План 1. Предмет психологиитруда. 2. Понятие субъекта профессиональной деятельности. 3. Методы психологиитруда. Основные ... науки, занимающихся проблематикойтруда. Кроме психологии сюда относятся ...
  5. История психологии труда в России Учебное пособие

    Учебное пособие
    ... как правило, совершенно стерильны в отношении проблема­тикипсихологиитруда. 3. Специальные непсихологические работы по истории ... , «молчит» о простом человеке и тем более его труде, описывая в основном деяния правящей верхушки общества ...

Другие похожие документы..