Главная > Программа


Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива. Требования к личности педагога.

Главное направление методической работы школы – усиление психолого-педагогической компетентности учителя.

Совершенствование профессионального роста учителей будет осуществляться в следующем:

- изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, связанного с личностно-ориентированным образованием, повышением качества образования в целях формирования социально адаптированной и значимой личности школьника;

- оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, районной и областной систем повышения квалификации;

- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

- работа по составлению программ, учебно-методических пособий для элективных курсов, кружков, индивидуально-групповых занятий с одаренными, профильного обучения.

Основные формы повышения квалификации педагогов внутри школы:

- самообразование;

- методические объединения учителей-предметников;

- временные творческие группы;

- семинары-практикумы;

- конкурс профессионального мастерства;

- конкурс на лучшую методическую разработку;

- методические педсоветы и семинары;

- наставничество;

- методическая неделя открытых уроков;

- взаимопосещение уроков;

- обобщение опыта творчески работающих педагогов (учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков и секций);

- открытые внеклассные мероприятия;

Основные формы повышения квалификации педагогов вне школы:

- участие в работе районных МО учителей-предметников;

- участие в конкурсах профессионального мастерства («Учитель года», «Классный классный» и др.);

- участие в педчтениях, мастер - классах, конференциях на уровне района и области;

- участие в конкурсах методических разработок на различных уровнях;

- публикации методических материалов на уровне региона и РФ;

- курсовая переподготовка, повышение квалификации.

В основе взаимодействия и взаимоотношений педагога и учащихся – доброта, бережность, чуткость, предельная уважительность, открытость, искренность, ответственность.

От педагога требуется быть бодрым, энергичным, уверенным в себе.

В общении с детьми уместны открытый и прямой взгляд, неуместны металлические ноты в голосе, высокие раздраженные тона.

Педагог не имеет морального права ронять достоинство, жаловаться на жизнь, обстоятельства, здоровье.

Для него характерны терпение и толерантность, умение вести диалог с учениками.

Настоящий педагог обладает следующими профессиональными качествами:

Педагогическое воображение – специальное профессиональное умение, выражающееся в предвидении последствий своих действий, связанное с педагогическим оптимизмом, представлением о позитивном будущем ученика.

Эмпатичность (сопереживание) – специальное профессиональное умение проникать во внутренний мир воспитанника, психологическая наблюдательность, тонкое понимание личности учащегося, его временных психических состояний.

Коммуникативность, педагогический такт - специальное профессиональное умение общаться с детьми, находить правильный к ним подход.

Авторитет - специальное профессиональное умение непосредственно эмоционально – волевым образом влиять на учащихся.

Красноречие - специальное профессиональное умение ярко и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики.

Собранность, организованность, аккуратность, последовательность - специальное профессиональное умение правильно организовывать свою работу и работу учащихся.

Распределение внимания - специальное профессиональное умение, выраженное в активной и деловой сосредоточенности, в быстром и деловом реагировании на все происходящее в его взаимодействии с воспитанниками.

Профессионально ценные качества личности педагога школы – целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, скромность, доброта, милосердие, выдержка, умение владеть собой, управлять своими чувствами, настроением, переживаниями.

    1. Внедрение и совершенствование методов и форм обучения и воспитания, способствующих созданию системы обучения школьников, учитывающей их индивидуальные способности и формирующей социально адаптированную личность.

Все избранные для реализации концепции развития школы педагогические технологии ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, развитие личности, способной к учебной и научно-исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования в учреждениях высшего профессионального (приоритетно) и среднего профессионального образования, профессиональному выбору и возможному изменению образовательного маршрута, создают условия, обеспечивающие охрану здоровья обучающихся.

Среди определенных нами технологий, применение которых предоставляет возможности для совершенствования образования, успешного управления его качеством как фактором формирования социально – адаптивной и значимой личности учащихся, следующие:

  1. Классно – урочная техника обучения.

Обеспечивает системное усвоение учебного материала, накопление знаний, умений и навыков.

2. Групповые технологии обучения.

Способствуют формированию личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками, умением работать в группе. Активное применение данных технологий должно повысить эффективность усвоения содержания программ учебных курсов, развить у учащихся способности к управлению своей учебной деятельностью, поведением.

3. Игровая технология (дидактическая игра).

Способствует усвоению новых знаний в сотрудничестве, формирует мотивацию к учебному труду, создает ситуацию успеха для каждого школьника.

Данная технология – это путь к приобретению знаний через открытие, любопытство, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогичные оптимальные решения, это приобщение школьников через деловые и ролевые игры к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

4. Технология проблемного обучения.

Способствует приобретению учащимися знаний, умений и навыков путем решения проблем, формирует умение находить способы решения учебных задач, создает условие для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, для проявления самостоятельности в освоении содержания образования на основе использования межпредметных и социальных умений и навыков, формирует творческие способности школьника (Я – творю, Я – пробую).

5. Исследовательская технология.

Способствует обучению школьников основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).

Формирует навыки пользования различными источниками информации, обучает различным способам работать с текстом, формирует способность самостоятельно создать и защитить учебно – исследовательскую работу.

6. Информационные технологии.

Способствуют обучению школьников работе с разными источниками информации, создают условия для использования технологий в учебной, творческой, самостоятельной, исследовательской деятельности, формируют готовность к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута, перенося центр тяжести с преподавания на учение.

7. Технологии личностно ориентированного образования.

В основе технологий – личностное включение школьника в процесс обучения, когда им самим направляются и контролируются компоненты деятельности.

Данный способ обучения обеспечивает в процессе проблематизации внутреннее принятие учащимися предстоящей деятельности, совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, вариативность действий, создание ситуаций выбора в соответствии с возможностями ученика, внутренние позитивные личностные изменения в процессе, комфортное психологическое самочувствие обучающихся и обучающих, снижение конфликтных ситуаций на уроках, создание благоприятных предпосылок для повышения уровня общекультурной подготовки.

Считаем, что приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьников, различному уровню сложности содержания в соответствии с концепцией развития нам позволят следующие личностно ориентированные технологии:

– технология полного усвоения знаний (теоретическое обоснование М.В. Кларина);

– технология разноуровневого обучения (теоретическое обоснование К.К. Платонова);

– технологии коллективного взаимообучения (КСО – теоретическое обоснование А.Г. Ривина и его учеников).

Технология полного усвоения знаний дает педагогическую установку: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Внедрение технологии разноуровневого обучения (различение основной массы учащихся по уровню обучаемости), создает благоприятные условия для внесения изменений в организационную модель школы, которая будет включать три варианта дифференциации обучения:

1. комплектование классов гомогенного (одинакового по уровню развития, подготовки) состава на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;

2. внутриклассная дифференциация;

3. профильное обучение в старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

Технология коллективного взаимообучения позволит развивать у учащихся самостоятельность, коммуникативные умения, ответственность за результаты коллективного труда, формировать адекватную самооценку личностью своих возможностей и способностей, комфортный микроклимат в коллективе.

8. Проектная деятельность.

Призвана содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию познавательных навыков и умений, самостоятельно конструировать свои знания. Способствует интегрированию знаний, сообразуясь с личным интересом ученика именно в этой области, предполагает конкретный результат, готовый к внедрению.

9. Педагогика сотрудничества.

Способствует реализации гуманно – личностного подхода к ребенку, развитию коммуникативных умений в отношениях: “учитель - ученик”, “ученик - ученик”, “ученик - учитель”, развивает сотрудничество в совместной деятельности (урочной, внеурочной), формирует у школьников осознание образование как условий самоопределения и достижения жизненных целей, способность к успешной социализации в обществе, адаптации в среде пребывания и на рынке труда.

10. Технология проведения коллективных творческих дел (КТД).

Создает условия для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе. Формирует организаторские способности, активную жизненную позицию, гуманные чувства и убеждения.

    1. Совершенствование системы предпрофильного и профильного обучения

Управление качеством образования невозможно без обновления старшей его ступени, которое в соответствии с требованиями времени должно стать в большей степени индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Такие изменения возможны в результате дальнейшей организации и совершенствования профильного обучения в старшем звене, которое направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Благодаря профильному обучению коллектив сможет обеспечить условия для серьезной дифференциации содержания обучения учащихся старших классов, способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Поэтому педагогический коллектив продолжит работу по организации профильного обучения в старшем звене. Для себя считаем приемлемой модель многопрофильного учреждения.

В целях реализации данной задачи предполагаем продолжить работу по созданию в выпускном классе II ступени общего образования образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося, а также начать предпрофильную подготовку через организацию курсов по выбору, кадетских классов с самого начала II ступени обучения.

Основное назначение курсов по выбору – деятельность, которая сориентирована на знакомство учащихся с различными профессиями, на их самопознание (диагностика психологической готовности к выбору профессии, определение интересов и склонностей школьников), на знакомство с предметами, предлагаемыми в качестве основных в различных профилях.

Все профили, предлагаемые нашим образовательным учреждением, создаются и будут создаваться в зависимости от интересов учащихся и возможностей школы (уровня профессиональной квалификации учителей, возможностей учебно-методического и материально-технического обеспечения).

Опыт работы нашего образовательного учреждения показывает, что для нас приемлемы варианты профилей: физико-математический, социально-гуманитарный, информационно-технологический, оборонно-спортивный. Учитывая укомплектованность классов на III ступени, уровень подготовки учащихся, их желание получить образование в нашей школе, имеющийся опыт организации профильного образования, предполагаем возможное формирование профильных групп в сочетании с универсальными группами, в которых учащиеся получают базовое образование.

Практика показывает: большинство респондентов положительно относится к организации профильного образования, понимая его необходимость в современных условиях.

В целях дальнейшего позитивного решения вопроса открытия профильных классов (групп), администрации школы совместно с методическим советом необходимо реализовать следующее:

  • определить содержание обучения, учебный план кадетского класса, программы, тематические планы;

  • определить содержание элективных курсов в 9 классе, составить программы и тематическое планирование;

  • определить содержание элективных курсов на II ступени обучения;

  • совершенствовать содержание и форму профориентационной подготовки;

  • ежегодно анализировать кадровые, материально-технические, учебно-методические и информационно-методические возможности школы;

  • совершенствовать методы работы с учащимися в профильных классах;

  • продолжить работу над проектами учебного плана школы с предпрофильным и профильным обучением (возможные варианты).

Выбранный коллективом путь профильного и универсального образования на III ступени предоставляет педагогам больше возможности для формирования научного стиля мышления старшеклассников, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, развития потребности в самосовершенствовании, формирования способности к самостоятельному добыванию знаний. Педагоги школы считают, что профильное образование способно решить задачи развития специальных и практических способностей учащихся, овладения специальными приемами мыслительной деятельности, навыками научно-исследовательского труда.

    1. Компьютеризация учебно–воспитательного процесса.

Имеющийся опыт компьютеризации учебно–воспитательного процесса, значительный интерес школьников, педагогов к данному вопросу определяет задачу совершенствования работы по внедрению компьютеризации в учебно-воспитательный процесс, что предполагает

  • совершенствование процесса непрерывного изучения информатики на всех ступенях обучения;

  • подготовку уровня развития личности выпускника в соответствии с социальным заказом (владение компьютером как средством самореализации, постижение информационной культуры и привнесение ее в сферу своей жизни и деятельности);

  • организацию изучения компьютера участниками образовательного процесса (школьниками, педагогами);

  • расширение информационно-образовательной среды учреждения;

  • использование компьютера как средства обучения на учебных предметах;

  • формирование программно–методического обеспечения компьютеризации;

  • использование компьютерных технологий во внеурочной деятельности;

  • освоение интернет–пространства;

  • формирование материальной базы для воспитания информационной культуры;

  • дальнейшую информатизацию административной и управленческой деятельности, пополнение базы данных по вопросам образовательного процесса.

    1. Совершенствование психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Организуя процесс обучения на всех трех ступенях, образовательное учреждение понимает важность совершенствования работы психолого-педагогической службы, деятельность которой направлена на создание системы социально-психологических условий, способствующих личностному и интеллектуальному развитию каждого школьника.

Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс, предмет деятельности – развитие ребенка как система его отношений с миром, окружающими, самим собой.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса – это деятельность всего педагогического коллектива школы.

Концепция психолого-педагогического сопровождения включает в себя следующие идеи:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения;

  • создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

  • создание социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в обучении, поведении (учащиеся, требующие пристального педагогического внимания).

Задачи психолого-педагогического сопровождения.

  1. Профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды).

  2. Оказание содействия ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями).

  3. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Содержание направлений работы психолого-педагогической службы школы:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды:

  • мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся;

  • ознакомление с результатами мониторинга администрации, педагогов, родителей, учащихся;

  • представление результатов на психолого-педагогическом консилиуме, семинарах, педагогических советах, совещаниях;

  • организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий.

  1. Психодиагностика образовательного процесса включает:

  • диагностический минимум;

  • углубленную психодиагностику:

  • исследование особенностей познавательной деятельности;

  • дифференциация нормы и патологии умственного развития;

  • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов включает:

  • исследование и диагностику особенностей личности учащихся 9-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы;

  • организацию информационной работы с родителями учащихся и учащихся, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования, с предприятиями поселка, районного центра;

  • внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс (в том числе ролевые игры, имитационные игры).

  1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, требующих пристального педагогического внимания, включает:

  • исследование и диагностику особенностей личности учащихся, требующих пристального педагогического внимания;

  • тренинговую и консультационную работу с учащимися, требующими пристального педагогического внимания, их родителями, педагогами, работающими с данной категорией учащихся.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение школьного самоуправления:

  • психологическая поддержка кандидатов в органы ученического самоуправления в период выборной кампании;

  • тренинги с учащимися, занимающимися работой в органах ученического самоуправления;

  • тренинги с родителями, принимающими участие в управленческой школьной деятельности.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования, организованного на базе школы, включает мониторинг развития личности средствами дополнительного образования:

  • Я и мои интересы (изучение интересов, потребностей, склонностей учащихся)

  • Я и коллектив (формирование объективной оценки себя в сравнении с другими)

  • Я и культура (воспитание гражданского отношения к эстетической стороне жизни)

  • Я и Родина (воспитание патриотических качеств)

  • Я и творчество (формирование интересов и склонностей).




Похожие документы:

  1. На заседании педагогического совета

    Основная образовательная программа
    ... района Воронежской области Рассмотрено: на заседании педагогического совета Протокол № 8 от 27.05.2011г. Утверждаю: ... оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества ...
  2. Губанищева на заседании педагогического совета протокол № от 30 августа 2012года

    Основная образовательная программа
    ... Губанищева Т.В. Рассмотрено на заседании педагогического совета протоколот 30 августа 2012года Секретарь совета Кондрашкина И.Г. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ...
  3. № 523 на 2010-2015 годы «создание условий для достижения нового качества образования»

    Закон
    ... -Петербурга на 2010-2015 годы «Формирование здорового образа жизни школьников» 2010 Программа «Формирование здорового ... образовательного процесса. Утверждена Принята Приказ № 248 на заседании педсовета Протокол № 11 от «17» 06 2010г. от «16» 06 2010г ...
  4. Образовательная программа мбоу чулымский лицей

    Основная образовательная программа
    ... часов (на 1 час) по решению педагогического совета (протокол №1 от 27.08.2010 года) и ... Поиск внутренних и внешних источников развития. 7. Укрепление материально-технической базы 1. Совершенствование технического оснащения образовательного процесса. ...
  5. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... и обеспечению прав», принятая Верховным Советом СССР 14 ноября 1989 года. На основе ... навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод ...

Другие похожие документы..