Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

ЗЫРЯНОВА Наталья Искандарьевна

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Екатеринбург 2010

Работа выполнена на кафедре экономики предпринимательства в ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Пачикова Людмила Петровна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Тулькибаева Надежда Николаевна

доктор экономических наук, профессор

Семин Александр Николаевич

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Защита состоится 23 декабря 2010 г. в 10.00 ч в конференц-зале на заседании диссертационного совета Д 212.284.01 при ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» по адресу: 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Текст автореферата размещен на сайте университета

Автореферат разослан 22 ноября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Г.Д. Бухарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На современном этапе модернизации высшего профессионально-педагогического образования ведется активная работа над обновлением структуры и содержания образовательных программ в соответствии с федеральными целевыми программами «Развитие образованияна 20062010 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20072012 годы», «Национальная технологическая база на 20072011 годы».

Изменение подходов к профессиональному обучению, увеличение числа экономических и управленческих специальностей, включение в образовательные программы дисциплин, связанных с экономикой и управлением, актуализируют задачу подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления, соответствующих возросшим требованиям образовательной системы и способных эффективно работать в современных, быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Для осуществления профессиональной деятельности педагог профессионального обучения должен знать сложности рабочей профессии, ее теоретические основы; владеть практикой формирования профессиональных компетенций на основе учета закономерностей психологии и профессиональной педагогики; уметь применять информационные технологии, использовать современное оборудование. Обеспечить указанные требования позволяет интегрированный подход к организации процесса обучения, включающий психолого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии.

Актуальность темы исследования насоциально-педагогическом уровне обусловлена социальным заказом общества, потребностями рынка труда и требованиями развивающейся российской экономики. Инновационные технологии производства, новые производственные отношения не только предъявляют повышенные требования к уровню квалификации рабочих и специалистов экономического профиля, но и неминуемо ведут к изменению структуры и содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью поиска научно-методологических подходов к организации отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления. Особое значение эта проблема приобретает в связи с постоянным повышением значимости экономических знаний, столь необходимых для развития экономического мышления, экономической культуры обучающихся. Они составляют основу экономического воспитания и являются одним из важнейших условий комфортного жизнеобеспечения в будущем.

На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью обоснования комплекса организационно-педагогических условий, который способствует эффективной реализации модели отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления и разработке научно-методического обеспечения их подготовки по профильной профессии «бухгалтер», которое включает в себя учебный план, сборник учебных программ дисциплин учебного плана, программу квалификационного экзамена, комплект экзаменационных билетов по теоретической части квалификационного экзамена, комплект экзаменационных билетов для выполнения квалификационной (практической) работы.

Ключевые понятия исследования

Отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения – это процесс подготовки в профессионально-педагогическом вузе, направленный на формирование отраслевых компетенций, необходимых для осуществления профессионального обучения рабочих или служащих.

Компетенция – это интегративная целостность (совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных) знаний, умений, способов деятельности и личностных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности.

Отраслевая компетенция – это готовность (способность) педагога профессионального обучения применять комплекс практико-ориентированных знаний и умений в процессе профессионального обучения рабочих или служащих, проявляя при этом такие профессионально важные качества, как профессиональное мышление, креативность, активность и самостоятельность.

Предпосылки разработанности проблемы. Интерес для общества и работодателя в настоящее время представляет педагог профессионального обучения в области экономики и управления, владеющий отраслевыми компетенциями, которые формируются в процессе отраслевой подготовки в вузе и соответствуют уровню современных экономических требований. Обоснование отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления осуществлялось с учетом компетентностного подхода, описанного в работах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.А. Кальней, А.В. Хуторского, А. Шел-тена и др.; исследований по проблемам подготовки педагогов профессионального обучения С.Я. Батышева, Г.Д. Бухаровой, Э.Ф. Зеера, П.Ф. Кубрушко, В.С. Лед-нева, А.М. Новикова, П.М. Новикова, Г.М. Романцева, И.П. Смирнова, Л.З. Тен-чуриной, Е.В. Ткаченко, В.А. Федорова, В.М. Филиппова, Н.Е. Эргановой и др., а также исследований в области экономической подготовки педагогов и мастеров производственного обучения Ф.-И. Кайзера, Л.П. Пачиковой, О.В. Симцова, Л.Д. Стариковой и др.

На основании анализа существующих психолого-педагогических исследований и специальной литературы по проблеме организации отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления были выявлены следующие противоречия:

  • на социально-педагогическом уровне – между объективной потребностью общества, рынка труда и работодателей в педагогах профессионального обучения в области экономики и управления, отвечающих современным требованиям, инеобходимостью изменения структуры и содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления;

  • на научно-теоретическом уровне – между существующими подходами к организации отраслевой подготовки студентов в профессионально-педагогическом вузе и необходимостью обоснования научно-методологических подходов, ориентированных на отраслевую подготовку специалиста, которая учитывает специфику образовательной отрасли «Экономика и управление»;

  • на научно-методическом уровне – между необходимостью обоснования комплекса организационно-педагогических условий реализации модели отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления и недостаточной разработанностью научно-практических рекомендаций в этой области.

Выявленные противоречия, анализ психолого-педагогической литературы, а также собственный педагогический опыт позволили обосновать проблему исследования, которая заключается в теоретическом осмыслении, разработке и апробации модели отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления и комплекса организационно-педагогических условий ее реализации при освоении профильной профессии «бухгалтер».

Актуальность выявленной проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: «Структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления».

Цель исследования теоретически обосновать, разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления направленную на формирование у них отраслевых компетенций.

Объект исследованияпроцесс профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения.

Предмет исследования – отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

Гипотеза исследования включает в себя следующие предположения:

  1. Модель отраслевой подготовки педагога профессионального обучения в области экономики и управления, вероятно, будет эффективной при включении в нее научно-методологического, практико-ориентированного и рефлексивно-оценочного блоков.

  2. Реализация модели отраслевой подготовки, по всей видимости, будет успешной при выполнении комплекса организационно-педагогических условий:

  • при интеграции дисциплин психолого-педагогической и отраслевой подготовки на основе практико-ориентированного подхода;

  • при проектировании содержания обучения на основе сопряженности образовательных программ НПО, СПО и ВПО, с учетом требований работодателей, рынка труда, специфики профессионально-педагогической деятельности и существующего опыта подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления;

  • при разработке учебно-методического обеспечения профильной профессии «бухгалтер» (учебного плана, сборника учебных программ дисциплин учебного плана, программы квалификационного экзамена, комплекта экзаменационных билетов по теоретической части квалификационного экзамена, комплекта экзаменационных билетов для выполнения квалификационной (практической) работы).

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

  2. Уточнить содержание понятий «отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения» и «отраслевые компетенции».

  3. Разработать и научно обосновать модель отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

  4. Определить комплекс организационно-педагогических условий реализации модели отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

  5. В ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность разработанной модели отраслевой подготовки студентов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

  • концептуальные идеи профессионально-педагогического образования (О.А. Абдуллина, П.Ф. Кубрушко, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, Л.З. Тенчурина, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров, Ф.Т. Хаматнуров и др.);

  • исследования в области профессиональной компетентности и компетенций (В.И. Байденко, А.С. Белкин, А.А. Вербицкий, И.Г. Галямина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, А.К. Маркова, Т.А. Матвеева, Д.А. Махо-тин А.Ю. Петров, Дж. Равен, Ю.Т. Татур, Ю.Ф. Фролов и др.);

  • концепции построения содержания образования (В.П. Беспалько, В.С. Леднев, В. Оконь, А.В. Хуторской и др.);

  • общепедагогическая и профессиональная концепции интеграции (С.Я. Батышев, В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Н.К. Чапаев и др.);

  • применение системного подхода в педагогических исследованиях (М.А. Данилов, Н.В. Кузьмина, Т.И. Шамова, Г.П. Щедровицкий и др.);

  • деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.);

  • личностно ориентированный подход (Н.А. Алексеев, Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, А.Я. Найн, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

  • исследования по проблемам опережающего обучения (Б.М. Бим-Бад, Г.Л. Легенький, П.Н. Новиков, И.И. Панькова и др.);

  • технологии и методики моделирования образовательного процесса (А.Я. Найн, П.И. Пидкасистый, Н.Н. Тулькибаева, Н.Е. Эрганова и др.);

  • проблемы экономической подготовки в профессионально-педагогическом образовании (Ф.-И. Кайзер, Л.П. Пачикова, А.А. Пятышкин, И.В. Резанович, В.К. Розов, О.В. Симцов, Л.Д. Старикова, В.А. Федотов и др.).

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы использовался комплекс дополняющих друг друга методов исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы, учебно-методической документации (программ профессиональной подготовки, планов, нормативных документов) по проблеме исследования; моделирование процесса отраслевой подготовки педагога профессионального обучения в области экономики и управления; эмпирические – обобщение педагогического опыта и массовой педагогической практики, беседа, анкетирование, педагогическое наблюдение; анализ и обработка результатов опытно-экспериментальной работы с применением статистических методов.

База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе высших учебных заведений, входящих в состав Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО) (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Московский государственный университет леса, Омский государственный педагогический университет, Оренбургский государственный педагогический университет, Пензенская государственная технологическая академия, Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева, Сибирская академия финансов и банковского дела, Таганрогский государственный педагогический университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского и др.) и Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ). Исследованием были охвачены более 400 студентов, обучающихся по специальности 050501.65 Профессиональное обучение (экономика и управление) (030500.18).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 1998 г. по 2010 г.

Первый этап– теоретико-поисковый (1998 – 2003). На данном этапе проводились изучение и анализ научно-теоретических и методических источников, диссертационных исследований, нормативных документов по заявленной проблеме исследования; осуществлялось накопление теоретического и эмпирического материала; выявлялась специфика компонентов модели отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления. Разрабатывался понятийный аппарат исследования, формулировались рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.

Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта в области профессионально-педагогического образования.

Второй этап – опытно-поисковый (2004 – 2008). На данном этапе разрабатывались структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялась проверка гипотезы, решались поставленные задачи. Результатом этой работы явились: а) создание модели отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления; б) обоснование комплекса организационно-педагогических условий, способствующего реализации модели отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления в процессе образовательной деятельности.

На втором этапе применялись такие методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, опытно-экспериментальная работа; осуществлялись систематизация, анализ и обработка результатов опытно-эксперимен-тального исследования.

Третий этап – обобщающий (2009 – 2010). На этом этапе осуществлялись обработка и систематизация полученных результатов, их теоретическое осмысление; формулировались выводы, готовились к публикации материалы научного и методического характера; проводилось внедрение полученных результатов в практику работы высшей школы; оформлялись результаты исследования.

На третьем этапе использовались следующие методы: сравнительный анализ; математическая обработка результатов; обобщение.

Научная новизнаисследования состоит в следующем:

  1. Уточнено понятие «отраслевая подготовка педагога профессионального обучения», позволяющее обосновать возможность организации такой подготовки на основе систематизации и интеграции, междисциплинарного взаимодействия и взаимодополнения дисциплин психолого-педагогической и отраслевой подготовки, последовательности и непрерывности освоения профессии педагога профессионального обучения в области экономики и управления.

  2. Разработана модель отраслевой подготовки педагога профессионального обучения в области экономики и управления, позволяющая формировать готовность специалиста отвечать современным требованиям работодателей и рынка труда, включающая научно-методологический, практико-ориентированный и рефлексивно-оценочный блоки. Научно-методологический блок включает в себя мотивационно-целевой, аксиологический компоненты; практико-ориетированный блок антологический и технологический компоненты; рефлексивно-оценочный блок – рефлексивно-результативный компонент.

  3. Обосновано, что разработанная модель эффективно функционирует при выполнении комплекса организационно-педагогических условий: интеграции дисциплин психолого-педагогической и отраслевой подготовки;  проектировании содержания обучения на основе сопряженности образовательных программ НПО, СПО и ВПО, с учетом требований работодателей, рынка труда, специфики профессионально-педагогической деятельности и существующего опыта подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления; разработке учебно-методического обеспечения профильной профессии «бухгалтер».

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Уточнено содержание понятия «отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения», рассматриваемого как компонент профессионально-педагогической подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

  2. Обоснована структура дисциплин отраслевой подготовки, базирующаяся на принципах интеграции, междисциплинарного взаимодействия и взаимодополнения, совокупность которых обеспечивает подготовку педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.

  3. Полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе теоретические выводы и предложения нашли свое отражение в совершенствовании структуры и содержания отраслевой подготовки по специальности 050501.65 Профессиональное обучение (экономика и управление) (030500.18):

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. На основе проведенных исследований разработана и апробирована модель отраслевой подготовки, направленная на формирование отраслевых компетенций педагога профессионального обучения в области экономики и управления. Ее реализация способствует успешному формированию указанной компетенции и повышению эффективности отраслевой подготовки специалистов, что доказано в процессе обучения студентов специализаций «Хозяйственно-правовая деятельность», «Предпринимательская деятельность» специальности 050501.65 Профессиональное обучение (экономика и управление).

  2. Разработано и внедрено в учебный процесс учебно-методическое обеспечение подготовки педагогов профессионального обучения по профильной профессии «бухгалтер» (учебный план, сборник учебных программ дисциплин учебного плана, программа квалификационного экзамена, комплект экзаменационных билетов по теоретической части квалификационного экзамена, комплект экзаменационных билетов для выполнения квалификационной (практической) работы) с учетом современных требований.

  3. В рамках гранта РГНФ-Урал (№ 08-06-83603а/У) «Содержание многоуровневой непрерывной подготовки по рабочей профессии в вузе при введении государственных образовательных стандартов третьего поколения» была продолжена работа по совершенствованию комплекса организационно-педагогических условий подготовки педагогов профессионального обучения по указанной профессии.

  4. В соответствии с разработанной моделью отраслевой подготовки обновлено содержание программы подготовки студентов специализаций «Хозяйственно-правовая деятельность», «Предпринимательская деятельность» специальности 050501.65 Профессиональное обучение (экономика и управление) в РГППУ, способствующее повышению качества подготовки педагогов профессионального обучения.

  5. Разработанный учебно-методический комплект документации (компетентностный профиль, матрица компетенций, график учебного процесса, примерный учебный план, рекомендации по ресурсному обеспечению, рекомендации по использованию образовательных технологий, рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации) используется в высших учебных заведениях, входящих в состав УМО по ППО, при проектировании компетентностно-ориентированной основной образовательной программы по направлению 051000 Профессиональное обучение (экономика и управление).

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются анализом теоретических работ и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме; применением современной методологии, полидисциплинарным подходом к разработке данной проблемы; применением для достижения поставленной цели и решения задач исследования компетентностного, системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов, принципов последовательности и непрерывности, междисциплинарного взаимодействия и взаимодополнения; результатами опытно-экспериментальной работы, их согласованностью с современными требованиями, предъявляемыми к педагогическим исследованиям; наличием широкой базы апробации и внедрения основных положений диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения, практические выводы и рекомендации опубликованы в трех статьях в журналах, включенных в реестр ВАК для публикации результатов докторских и кандидатских исследований. Материалы исследования докладывались и были обсуждены:

  • на 30-м пленуме УМО по ППО «Разработка федеральных государственных образовательных стандартов профессионально-педагогического образования третьего поколения» (Екатеринбург, 2007), на 31-м пленуме УМО по ППО «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в практике образовательных учреждений профессионально-педагогического образования» и научно-методическом совете по экономике и управлению УМО по ППО (Екатеринбург, 2009);

  • на международных научно-практических конференциях «Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования» (Екатеринбург, 2006), «Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России» (Екатеринбург, 2006); «Модернизация российского образования» (Таганрог, 2010); «Тенденции развития педагогической науки» (Новосибирск, 2010);

  • на всероссийских научно-практических конференциях «Регулирование частноправовых отношений: законодательство и практика его применения» (Екатеринбург, 1998), «Экономика и управление профессиональным образованием» (Екатеринбург, 2006), «Развитие творческого наследия С.Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования» (Н. Новгород, 2007), «Экономика и управление профессиональным образованием» (Екатеринбург, 2008), «Социально-экономические и правовые проблемы инновационного развития региона в условиях глобализации экономики» (Саранск, 2009), «Парадигма актуального образования: обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений России» (Москва, 2009).

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс учебных заведений, входящих в состав УМО по ППО (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Московский государственный университет леса, Омский государственный педагогический университет, Оренбургский государственный педагогический университет, Пензенская государственная технологическая академия, Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева, Сибирская академия финансов и банковского дела, Таганрогский государственный педагогический университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского и др.), в рамках организации отраслевой (экономической) подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции

    Документ
    ... Зырянова Любовь Викторовна Зырянова Марина Владимировна ЗыряноваНаталья Борисовна ЗыряноваНаталья Сергеевна Зырянова Нина Николаевна Зырянова Тамара Рассуловна Зырянова ...
  2. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции

    Документ
    ... Леонид Александрович Зырянова Александра Анатольевна Зырянова Елена Анатольевна Зырянова Лариса Олеговна ЗыряноваНаталья Николаевна ... Подачева Марина Викторовна Подволоцкая Наталья Светчиславовна Подгорбунских Наталия Васильевна Подгорных Юрий ...
  3. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество «уралмрамор» код эмитента за 1 квартал 2010 г

    Отчет
    ... эмитента, %: 28.99 ФИО: ЗыряноваНаталья Валентиновна Доля участия лица в уставном ... Список акционеров (участников) ФИО: ЗыряноваНаталья Валентиновна Доля участия лица в уставном ... эмитента, %: 28.99 ФИО: ЗыряноваНаталья Валентиновна Доля участия лица в ...
  4. Список аффилированных лиц открытое акционерное общество «уралмрамор»

    Закон
    ... 99 17.11.2008 5. ЗыряноваНаталья Валентиновна г. Екатеринбург Лицо, ... от 16.11.2009г. между ЗыряновойНатальей Валентиновной и Вороновой Ольгой Даниловной ... Екатеринбург 26.11.2009 0 0 ЗыряноваНаталья Валентиновна г. Екатеринбург Лицо, которое имеет ...
  5. Ответственные за разработку

    Документ
    ... экономики и управления (по согласованию); ЗыряноваНаталья Федоровна – начальник информационно-аналитического отдела ... энергосистемы Новосибирской области» (по согласованию); ЗыряноваНаталья Федоровна – начальник информационно-аналитического отдела ...

Другие похожие документы..