Главная > Решение


4. Субстанциализация (материализация) природы как итог исторического развития её понятия. Формальный аспект природы

Атомизм как решение проблемы согласия чувств и разума, физики и метафизики, ионийского натурализма и элейского рационализма.

От идеи природы – к идее субстанции.

Неполнота атомистической теории как предмет Аристотелевой критики.

Устранение целесообразности в атомизме Эпикура – механистический ответ Аристотелю.

Современное значения идеи эпикурейского объяснения целесообразности как иллюзии.

Необходимость дополнения субстанциалистской (атомистической) теории реляционной концепцией математически выражаемых законов природы.

Литература

  1. Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. Избранные труды по методологии и истории физики. М.: Руссо, 1995. 527 с.

  2. Алексеев И.С. Концепция дополнительности: Историко-методологический анализ. М.: Наука, 1978. 276 с.

  3. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1998. 400 с.

  4. Ахутин А.В. Античные начала философии. СПб.: Наука, 2007. 783 с.

  5. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М.: Наука, 1988.

  6. Бажанов В.А. Проблема полноты квантовой теории. Поиск новых подходов: Философский аспект. Изд-во Казанского ун-та, 1983. 104 с.

  7. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1985. 367 с.

  8. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982. 263 с.

  9. Вейль Г. О философии математики / Пер. с нем. Предисл. С.А. Яновской. Вступ. ст. А.П. Юшкевича. Изд. 2-е, стереотип. М.: КомКнига, 2005. 128 с.

  10. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Пер. с фр. Общ. ред. Ф.Х. Кессиди, А.П. Юшкевича. Предисл. А.П. Юшкевича. Послесл. Ф.Х. Кессиди. М.: Прогресс, 1988. 223 с.

  11. Визгин В.П. Взаимосвязь онтологии и физики в атомизме Демокрита (на примере анализа понятия пустоты) // Философия природы в античности и средние века. М., 2000. С. 78-90.

  12. Виндельбанд В. История древней философии. Пер. с нем. под ред. А.И. Введенского. К.: Тандем, 1995. 366 с.

  13. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: Пер Сэ; СПб.: Университетская книга, 2000. 319 с.

  14. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. 567 с.

  15. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб.: Наука, 1993. 349 с.

  16. Джохадзе Д.В., Джохадзе Н.И. История диалектики: эпоха античности. М.: КомКнига, 2005. 326 с.

  17. Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. М.: Наука, 1965. 371 с.

  18. Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли. СПб.: Алетейя, 2001. 278 с.

  19. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. М.: Мысль, 1972. 312 с.

  20. Лебедев С.П. История античной философии (Учебное пособие). Часть первая. Физика. Изд. 2-е, исправл. и доп. СПб.: РХГИ, 2004. 182 с.

  21. Лебедев С.П. История античной философии (Учебное пособие). Часть вторая. Метафизика. СПб.: РХГИ, 2005. 302 с.

  22. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Изд. 2-е, испр., доп. М.: Ладомир, 1994. 539 с.

  23. Манин Ю.И. Математика и физика// Манин Ю.И. Математика как метафора. М.: МЦНМО, 2008. С. 137-195.

  24. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М.: Росспэн, 1999. 311 с.

  25. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

  26. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 286 с.

  27. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М.: Эдиториал УРРС, 1997. 295 с.

  28. Познер А.Р. Истины и парадоксы: Очерк логико-философских проблем физики микромира. М.: Политиздат, 1977. 256 с.

  29. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3-х кн. Науч. ред. В.В. Целищев. 2-е изд., испр. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 814 с.

  30. Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М.: Наука, 1972. 320 с.

  31. Севальников А.Ю. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии. М.: Институт философии РАН, 2003. 144 с.

  32. Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 607 с.

  33. Философско-религиозные истоки науки / Отв. ред. П.П. Гайденко. М.: Мартис, 1997. 319 с.

  34. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Дж. Уилсон, Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Пер. с англ. Т.Н. Толстой. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1984. 236 с.

  35. Хютт В.П. Концепция дополнительности и проблема объективности физического знания. Таллин: Валгус, 1977. 180 с.

  36. Хютт В.П. Парменид и физика // Философские науки. 1975. № 6. С. 68-74.

  37. Цехмистро И.З. Парадокс ЭПР и концепция целостности // Вопросы философии. 1985. № 4.

  38. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999. 703 с.

  39. Эннэс Дж. Античная философия: очень краткое введение / Пер. с англ. А.Н. Ганор. М.: Астрель: АСТ, 2009. 191 с.

  40. Якубанис Г. Эмпедокл: философ, врач и чародей. Данные для его понимания и оценки. Гёльдерлин Ф. Смерть Эмпедокла: Драма / Пер. и комм. Я.Э. Голосовкера. К: Синто, 1994. 231 с.

Тема II. Проблемы демаркации и обоснования в философии науки и их социально-политическое значение

5. Математический атомизм и математическое обоснование науки в метафизике Платона. Учение Платона о задаче и методе науки

Платон – основатель научной традиции и системы идеализма. Математический характер его философии.

Математический атомизм Платона.

Вернер Гейзенберг об исторической победе Платона над Демокритом.

Платонова концепция математического естествознания. Фундаментальный дуализм образа и прообраза в философии Платона.

Платон и греческая астрономия. Учение Платона о задаче и методе науки.

6. Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств»

Платоново разделение математики и физики по их предмету и метод идеализации.

Логически-дедуктивный характер методологии Платона. Разделение «чистой» (фундаментальной) и прикладной науки.

Аристотель – критик идеализма Платона и систематизатор античного научного знания.

Аристотелева критика математической физики как продолжение его критики идеализма. Метод абстрагирования и соотношение математики и физики по Аристотелю.

Противоположность идеализации и абстрагирования. Неудовлетворительность аристотелевского разграничения математики и физики по их методу.

Аристотелев (логический) способ объяснения явлений в его отличии от теологического и математического способов.

Некоторые положения «физики качеств» (логической физики) Аристотеля и её современное значение.

7. Наука и культура. Концепция двух культур и двух культурных (секуляризационных) революций

Культура и цивилизация.

Внутренняя противоречивость культуры, определяемая её отношением к науке. Концепция двух культур.

Амбивалентность науки, определяемая её отношением к культуре и цивилизации.

Концепция двух великих культурных секуляризационных (и научных) революций.

8. Социально-экономические и научные предпосылки секуляризационной революции XVI–XVII веков

Наука в средние века. Алхимия и её историческое значение.

Социально-экономические и научные (астрономические и математические) предпосылки нововременного этапа теоретизации (математизации) естествознания.

Дуализм (религиозной) веры и (научного) знания.Борьба за автономию науки в истории науки и концепция двойственной истины.

Физический и математический образы концепции двойственной истины.

9. Общая характеристика проблемы демаркации, её значение и основные подходы к решению

Проблема демаркации как проблема разделения и объединения знания. Основные подходы к её решению.

Исторические и логические истоки проблемы демаркации.

Практическое значение проблемы демаркации на примере конфликта физики и метафизики в знании ХХ века. Новое применение концепции двойственной истины.

Проблема демаркации в неопозитивизме и философии Поппера: наука, псевдонаука, метафизика. Верификационный, фальсификационный и другие критерии научности. Недостаточность логических критериев.

Единство проблем демаркации и обоснования.

Литература

  1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

  2. Акчурин И.А. Единство естественнонаучного знания. М.: Наука, 1974. 207 с.

  3. Аристотель. Физика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т. 3 / Вступ. статья и примеч. И.Д. Рожанский. М.: Мысль, 1981. С. 59-262.

  4. Вайнберг С. Идейные основы единой теории слабых и электромагнитных взаимодействий // УФН. 1980. Т. 132. Вып. 2. С. 201-217. (Нобелевские лекции по физике 1979 года).

  5. Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М.: Наука, 1982. 429 с.

  6. Владимиров Ю.С. Метафизика. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. 534 с.

  7. Вригт Г.Х. фон. Объяснение и понимание // Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. Пер. с англ. / Общ. ред. Г.И. Рузавина и В.А. Смирнова. Сост. и предисл. В.А. Смирнова. М.: Прогресс, 1986. С. 35-241.

  8. Гайденко П.П. Обоснование научного знания в философии Платона // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. М.: Наука, 1979. С. 98-143.

  9. Гейзенберг В. Шаги за горизонт / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

  10. Гинзбург В.Л. Как устроена Вселенная и как она развивается во времени // Гинзбург В.Л. О теории относительности. Сб. статей. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1979. С. 62-115.

  11. Глэшоу Ш. На пути к объединенной теории – нити в гобелене // УФН. 1980. Т. 132. Вып. 2. С. 219-228. (Нобелевские лекции по физике 1979 года).

  12. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. Пер. с англ. Общ. ред. В.О. Малышенко. М.: Едиториал УРСС, 2004. 286 с.

  13. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики / Пер. с франц. М.: Мир, 1986. 431 с.

  14. Девис П. Суперсила: Поиски единой теории природы. Пер. с англ. Ю.А. Данилова и Ю.Г. Рудого. Ред. и предисл. Е.М. Лейкина. М.: Мир, 1989. 272 с.

  15. Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. СПб.: РХГИ, 2002.

  16. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н.э. Под ред. Л.Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. 318 с.

  17. Карнап Р. Философские основания физики: Введение в философию науки / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1971. 390 с.

  18. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Пер. с нем. Общ. ред. Б.М. Величковского. Предисл. Б.Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1983. 302 с.

  19. Латыпов Н.Н., Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная: В поисках физических и философских концепций XXI века. М.: Изд-во Московского ун-та, 2001. 232 с.

  20. Лефевр В.А. Космический субъект // Лефевр В.А. Рефлексия. М.: Когито-Центр, 2003. С. 135-310.

  21. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. 2-е изд., испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 2000. 392 с.

  22. Манин Ю.И. Математика и физика// Манин Ю.И. Математика как метафора. М.: МЦНМО, 2008. С. 137-195.

  23. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.: Наука, 1977. 192 с.

  24. Овчинников Н.Ф. Тенденция к единству науки: Познание и природа. М.: Наука, 1988. 268 с.

  25. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. М.: Наука, 1988. 256 с.

  26. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3 / Пер. с древнегреч. Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев. Примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. С. 79-420.

  27. Паркер Б. Мечта Эйнштейна: В поисках единой теории строения Вселенной / Пер. с англ. В.И. и О.И. Мацарских. Под ред. Я.А. Смородинского. СПб.: Амфора, 2000. 333 с.

  28. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д.Г. Лахути. Отв. ред. В.Н. Садовский. М.: Едиториал УРСС, 2002. 381 с.

  29. Поппер К.Р. Логика научного исследования. Пер. с англ. Под общ. ред. В.Н. Садовского. М.: Республика, 2004. 447 с.

  30. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. 555 с. (Есть более поздние издания).

  31. Рожанский И.Д. Платон и современная физика // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. М.: Наука, 1979. С. 144-171.

  32. Сабо А. О превращении математики в дедуктивную науку и о начале ее обоснования // Историко-математические исследования. Вып. XII. М.: Физматгиз, 1959. С. 321-392.

  33. Салам А. Калибровочное объединение фундаментальных сил // УФН. 1980. Т. 132. Вып. 2. С. 229-253. (Нобелевские лекции по физике 1979 года).

  34. Сноу Ч.П. Две культуры: Сборник публицистических работ. Сокр. пер. с англ. Ю.С. Родман. Ред. и предисл. А.И. Арнольдова. М.: Прогресс, 1973. 143 с.

  35. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. Составление, перевод, вступительные статьи, вводные замечания и комментарии А.А. Печенкина. М.: Логос, 1996. 396 с.

  36. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М.: Наука, 1967. 508 с.

  37. Тулмин Ст. Человеческое понимание. Пер. с англ. З.В. Кагановой. Общ. ред. и вступ. статья П.Е. Сивоконя. М.: Прогресс, 1984. 327 с.

  38. Успенский В.А. Семь размышлений на темы философии математики // Закономерности развития современной математики: Методологические аспекты / Отв. ред. М.И. Панов. М.: Наука, 1987. С. 106-154.

  39. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука. Гл. ред. восточ. лит., 1992. 250 с.

  40. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией: Пер. с англ. Н.В. Воробьева / Общ. ред. Г.А. Курсанова. Изд. 2-е. М.: ЛКИ, 2007. 512 с.

  41. Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. Пер. с англ. М. Жуковой. СПб.: Амфора, 2001. 479 с.

  42. Янг Л. Лекции по вариационному исчислению и теории оптимального управления. Пер. с англ. М.: Мир, 1974. 488 с.

Тема III. Собственно научный и философский аспекты научной революции XVI–XVII веков

10. Труды Ф. Бэкона и Коперника как начало научной революции XVI–XVII веков

Критика старой науки и проект «великого восстановления наук» Ф. Бэкона. Начало идеологии сциентизма: «Знание – сила».

Астрономическая революция Коперника и древние возражения против гелиоцентризма. Сравнительное значение систем Птолемея и Коперника.

Мировоззренческие основания астрономической революции Коперника. Инструментальное (математическое) и реалистическое (физическое) истолкования системы (модели) мира Коперника.

11. Переход к новой научной парадигме в трудах Галилея и Кеплера

Галилей и становление новой науки. Телескоп и «Звёздный вестник».

«Пробирных дел мастер» и Галилеева концепция двойственной истины.

Реалистическое истолкование коперниканской системы в «Диалоге о двух главнейших системах мира». Понятие инерции и принцип относительности Галилея.

Основоположение статики и динамики в «Беседах и математических доказательствах» Галилея.

Первые математические и астрономические открытия Кеплера: «Космографическая тайна».

«Новая астрономия» и три закона Кеплера. Математические открытия Кеплера: «Новая стереометрия винных бочек» и «Мировая гармония».

Астрологическая теория Кеплера и пифагорейский эстетический аспект его научного мышления. Кеплер как посредник между старой и новой наукой.

12. Завершение формирования новой научной парадигмы в трудах Декарта и Ньютона

Декарт – основатель метафизики Нового времени, математик и естествоиспытатель.

Метод координат и аналитическая геометрия.

Функция как новый объект математики и математический образ движения.

Создание системы классической механики Ньютоном. Прямая и обратная задачи математического естествознания.

Институциализация науки и её научно-методологические предпосылки.

13. Учение Канта как выражение ньютонианского мировоззрения и философский итог научной революции XVI–XVII веков. Значение кантианства в современной философии науки

Мировоззренческая неполнота механики Ньютона.

Кант как естествоиспытатель. Космогоническая гипотеза Канта – Лапласа.

Философия Канта как выражение ньютонианского мировоззрения.

Разделение «начальных условий» и «законов природы» в Ньютоновой науке и его обобщение в критической философии Канта.

Роль кантианства в осмыслении квантовой механики.

Общность неклассической ситуации в квантовой механике, психологии и языкознании как свидетельство адекватности кантианского анализа научного познания.

Литература

  1. Арнольд В.И. Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук. М., 1989.

  2. Асмус В.Ф. Декарт. М.: Госполитиздат, 1956. 371 с.

  3. Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М.: ИЛ, 1963. 292 с.

  4. Бэкон Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1971.

  5. Бэкон Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1972.

  6. Вернадский В.И. Кант и естествознание // Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна: Феникс, 1997. С. 68-99.

  7. Вигнер Е. Этюды о симметрии. Пер. с англ. Ю.А. Данилова. Под ред. Я.А. Смородинского. М.: Мир, 1971. 318 с.

  8. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 т. Т. 2: От Канта до Ницше. Пер. с нем. под ред. А. Введенского. М.: Терра – Книжный клуб; Канон-пресс-Ц, 2000. 511 с.

  9. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989. 352 с.

  10. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII века): Формирование научных программ нового времени. М.: Наука, 1987. 447 с.

  11. Галилей Г. Избранные труды. В 2 т. М.: Наука, 1964.

  12. Гейзенберг В. Физика и философия; Часть и целое / Пер. с нем. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. 400 с.

  13. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество / Изд. 2-е, стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2002. 256 с.

  14. Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Пер. с лат. и франц. Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. 656 с.

  15. Ефимов И. Практическая метафизика. М.: Захаров, 2001. 271 с.

  16. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. Пер. с франц. Общ. ред., послесл. и примеч. С.С. Неретиной. М.: Республика, 2004. 678 с.

  17. Идлис Г.М. Кант и современные представления о Вселенной // Природа. 1974. № 6. С. 73-80.

  18. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М.: Наука, 1985. 232 с.

  19. Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII века. М.: Наука, 1993. 141 с.

  20. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века / Отв. ред. П.П. Гайденко. М.: Наука, 1987. 342 с.

  21. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. Пер. с фр. Я.А. Ляткера. Общ. ред. и предисл. А.П. Юшкевича. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. 271 с.

  22. Колмогоров А.Н. Ньютон и современное математическое мышление // Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии. Под ред. В.А. Успенского. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. С. 92-111.

  23. Менцин Ю.Л. «Земной шовинизм» и звездные миры Джордано Бруно // Вопросы истории естествознания и техники. 1994. № 1. С. 59-74.

  24. Николай Коперник. Об обращении небесных сфер // Николай Коперник [Сборник статей к 400-летию со дня смерти]. М.–Л., 1947.

  25. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. Пер. с лат. и комм. А.Н. Крылова. Предисл. С.Л. Полака. М.: Наука, 1989. 688 с.

  26. Паули В. Физические очерки. М.: Наука, 1975. 256 с.

  27. Принципы историографии естествознания: ХХ век. СПб.: Алетейя; М.: ИИЕиТ РАН, 2001.

  28. Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1979. 448 с.

Тема IV. Критерии научности и общий метод естествознания

14. Эмпирический, логический и математический критерии научности

Математический и логический аспекты теоретизации науки, математизация и логизация (аксиоматизация) знания.

Опытный (материальный) и логический (формальный) критерии теоретической научности знания и две его истины – корреспонденция и когеренция.

Полнота и непротиворечивость как комплементарные истины и идеалы теоретического знания.

15. Математическая сущность общего метода исследования природы

Характеристика научного метода как экспериментального и математического.

Понятие машины и идея естественнонаучного метода.

Математическое моделирование – собственный метод математического естествознания. Истина и принцип соединения физического эксперимента с математической теорией.

Свободное падение тел в исследованиях Галилея как пример математического моделирования.

Машинизация предмета исследования – мировоззренческая импликация (и цена) естественнонаучного метода.

Рост знания: от проблемы – к методу решения. Прямая и обратная задачи естествознания.

16. Проблема единства физического знания

Учение о строении материи в ХХ веке. Значение классификации явлений в физике.

Кризис элементаризма в современной физике как проблема её предметного единства. Метафизическое значение проблемы предметного единства физического знания.

Фундаментальные физические взаимодействия и объединительные физические теории: от теории электромагнетизма Максвелла к теориям супергравитации. Понятие Суперсилы.

Идеал единой физической теории и проблема границы между физикой и метафизикой.

Литература

  1. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М.: Наука, 1976. 292 с.

  2. Вигнер Е. Этюды о симметрии. Пер. с англ. Ю.А. Данилова. Под ред. Я.А. Смородинского. М.: Мир, 1971. 318 с.

  3. Галилей Г. Избранные труды. В 2 т. М.: Наука, 1964.

  4. Галиуллин А.С. Методы решения обратных задач динамики. М., 1986.

  5. Галиуллин А.С. Аналитическая динамика: Учеб. пособие для ун-тов и втузов. М.: Высшая школа, 1989. 264 с.

  6. Дойч Д. Квантовая теория, принцип Чёрча-Тьюринга и универсальный квантовый компьютер // Квантовый компьютер и квантовые вычисления. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 1999. С. 157-189.

  7. Кассирер Э. Философия символических форм. В 3 т. Т. 3. Феноменология познания. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. 397 с.

  8. Позер Х. Математика и Книга Природы: Проблема применимости математики к реальности // Эпистемология. Философия науки. Т. 1. № 1 (2004). С. 34-52.

  9. Попов П.С. История логики нового времени. М.: Изд-во Московского ун-та, 1960. 262 с.

  10. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М.: Прогресс, 1983. 605 с.

  11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. А.Ф. Зотова. Прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1998. 413 с.

  12. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М.: Мысль, 1984. 207 с.

  13. Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1978.

  14. Самарский А.А. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент // Вестник АН СССР. 1979. № 5.

  15. Субботин А.Л. Органон содержательного мышления // Вопросы философии. 1988. № 2. С. 85-89.

  16. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. 312 с.

  17. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Наука, 1988. 176 с.

Тема V. Ценностно-этические аспекты физического познания

17. Революционная смена картин мира в XVI–XVII веках

Мир и картина мира.

Революция картины мира – переход от аристотелианско-христианского космоса к картезианско-ньютонианскому универсуму.

Космос как гуманитарная картина мира.

Универсум как естественнонаучная картина мира.

Позитивная и негативная оценки культурной революции Нового времени.

18. Научные основания революции картины мира XVI–XVII веков

Дополнительность старой и новой картин мира.

Математические основания противопоставления двух картин мира и двух культур.

Мировоззренческое значение арифметическо-геометрического дуализма числа. Требование дать полную (синтетическую), и притом научную, картину мира.

19. Сциентизм и антисциентизм: современный спор о ценности науки

Определения сциентизма, антисциентизма и сопутствующих понятий (консерватизма, либерализма, технократизма).

Сознание экологического кризиса и современные формы сциентизма и антисциентизма – экономизм и экологизм. Аргументы сторон спора: неомальтузианство против «теории рога изобилия».

Пари Саймона и Эрлиха. Бесполезность научных калькуляций в мировоззренческом выборе.

Опасность радикальной экологической идеологии.

20. Развитие науки как условие самосохранения общества (аргументы в защиту науки)

Концепции социал-дарвинизма и глобализации как виды либеральной идеологии.

Возможное оправдание либеральной идеологии.

Виновата ли наука в экологическом кризисе? Культ потребления и ответственность капитализма.

Метафора идеологической конфронтации. Обеспечение качества жизни ценой смертельного риска.

Альтернативные пути развития цивилизации. Наука (рациональное мышление) может быть спасительна.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История и философия физики и математики вопросы и программы кандидатского экзамена Рекомендации и темы рефератов (2011 г )

    Решение
    История и философияфизики и математики: вопросы и программыкандидатскогоэкзамена. Рекомендации и темырефератов (2011 г.) История и философияфизики и математики: вопросы и программыкандидатскогоэкзамена. Рекомендации и темырефератов (2011 г.) ...
  2. «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» (9)

    Программа
    ... _________________ 2011 г. ПРОГРАММАКАНДИДАТСКОГОЭКЗАМЕНА дисциплины «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» для ... философия в XVII в. 16. Философия природы и науки Нового времени. Математика, физика ... решения вопроса. Вместе с тем, реферат предполагает ...
  3. Тема и шифр специальности

    Документ
    ... рекомендаций для учителей математики, ... теме: «Методика преподавания физики, методология физики» ... защите рефераты по ... вопросов повседневности в школьных курсах истории». Подготовила программу ... экзаменакандидатского минимума по истории и философии ...
  4. О самообследовании основной образовательной программы

    Отчет
    ... математики, информатики, физики ... рекомендациями ... вопросов из примерных программ учебных дисциплин, выносимых на вступительные экзамены ... 2011г ... 1.3 Философия Барышников С.В., доцент ВГУ, история ... темырефератов ... 10. Защищено кандидатских диссертаций 3 2 ...
  5. М ОНИТОРИНГ СМИ Модернизация профессионального образования Март - август 2011г

    Краткое содержание
    ... была идеологизированная история, литература, философия, экономика? ... программыматематику, русский язык , физику - это фундаментальные предметы для будущих инженеров. Ещё один вопрос ... «объективности» экзамена. Методические рекомендации Рособрнадзора не ...

Другие похожие документы..