Главная > Программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Сборник

программ учебной и производственной (профессиональной) практики

по специальности «040101 - Социальная работа»

(учебно-методические материалы)

МУРМАНСК

2008

УДК 364 (075.5)

ББК 60.9

C 23

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета

Утверждена учебно-методическим советом 15.04.2008 г.

Рецензенты: М.И.Сидорова, к.п.н., старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы.

В.А. Милиев, к.ф.н., доцент, директор ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота»

Ответственный редактор: Е.Н. Шовина, к.ф.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы

Сборник программ учебной и производственной (профессиональной) практики по специальности «040101 – Социальная работа» (учебно-методические материалы) / Отв. ред. Е.Н. Шовина. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 101 с.

Печатается в авторской редакции

ISBN

© Мурманский государственный

педагогический университет (МГПУ), 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемые методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихся по специальности «040101 - Социальная работа», подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040101 - Социальная работа».

Программа подготовки специалиста по социальной работе включает в себя как теоретическую часть обучения, т.е. освоение комплекса различных учебных дисциплин, преподаваемых в университете, так и практическую часть, реализация которой связана с формированием профессиональных умений и навыков, применением теоретических знаний в реальной деятельности.

Ценность практического обучения общепризнанна. Именно на практике студенты знакомятся с системой учреждений социальной защиты, обслуживания и реабилитации нуждающихся и всего населения в целом, структурой различных типов социальных учреждений; осознают ценности социальной работы; учатся развивать профессиональные отношения с клиентами в процессе оказания им помощи, ответственно относиться к клиентам и специалистам социальных учреждений; решают на практике этические дилеммы; применяют на практике теоретические знания о человеке, государстве и обществе; изучают основные нормативные документы по социальному законодательству и др.

Практика позволяет студенту не только апробировать знания и навыки профессиональной деятельности, но и адаптироваться:

1) к профессии, т.е. в ходе решения конкретных задач, поставленных руководителем практики, отработать ряд профессиональных умений и навыков;

2) к коллективу, т.е. освоить принципиально иные образцы поведения в коллективе, нормы взаимодействия с коллегами, руководителями социальной службы, клиентами;

3) к новой роли в обществе, связанной с социальной помощью людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В организации практики студентов по специальности «Социальная работа» учитываются следующие аспекты:

- соответствие целей и задач практики уровню и степени подготовки студентов;

- стремление к непрерывной и последовательной интеграции теории и практики в течение всего периода обучения в университете;

- преемственность структуры и содержания практик студентов разных курсов обучения;

- освоение и усложнение ролевого репертуара специалиста по социальной работе студентами последовательно курс за курсом.

Предполагается, что реализация данных идей даст возможность студентам, обучающимся по специальности «Социальная работа», развивать умения, необходимые в исполнении профессиональных ролей (посредник, помощник, защитник, консультант и пр.), организации и планировании работы с клиентом как реальным, так и потенциальным.

Система практической подготовки студентов включает в себя следующие виды практик (см. Таблицу 1):

Виды учебных и производственных практик

Таблица 1

№ п/п

Наименование практики

Курс

Основные цели практики

1.

Учебная (ознакомительная)

I

Цель: дать представление о социальной сфере города (области) и ее возможностях в удовлетворении социальных потребностей населения в целом и отдельных категорий.

2.

Учебная (производственная)

II

Цель: ознакомление студентов с основным содержанием работы учреждений социального обслуживания, функционирующих в системе социальных служб; с особенностями профессиональной деятельности специалистов различного профиля, работающих в данных учреждениях.

3.

Психолого-педагогическая

III

Цель: совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности, освоение и применение методов и форм психолого-педагогической деятельности в социальной работе по месту прохождения практики.

Продолжение табл. 1

4.

Социально-педагогическая

IV

Цель: овладение социально-педагогическими функциями специалиста по социальной работе.

5.

Производственная

IV

Цель: освоение технологий социальной работы с различными категориями граждан, преобразование приобретенных теоретических знаний в систему навыков и умений специалиста по социальной работе.

6.

Стажерская

V

Цель: совершенствование профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной организации социальной деятельности в различных учреждениях.

Программы практик имеют одинаковую структуру, включающую в себя следующие обязательные компоненты: цель и задачи практики, сроки прохождения, описание основного содержания практики (подготовительный, рабочий, итоговый этапы), особенности организации деятельности студентов на каждом виде практики, ожидаемые результаты, формы отчетной документации.

Краткая характеристика основных этапов прохождения практики представлена в таблице 2:

Этапы прохождения учебной и производственной практики

Таблица 2

Этапы

Задачи и содержание деятельности

1. Подготовительный

1. Изучение и освоение студентами основных базовых курсов блоков общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО специальности.

2. Выбор учреждений для прохождения практики студентами в соответствии с целями и задачами практики.

3. Проведение встреч с администрацией, специалистами по социальной работе и социальными педагогами указанных учреждений, на которых персонал знакомится с программами практик; заключение договоров с администрацией о предоставлении учреждений в качестве площадок для прохождения студентами практики.

4. Проведение установочной конференции по практике, на которой студенты знакомятся с целями и задачами практики, основными заданиями, сроками проведения, базовыми площадками.

2. Рабочий

Детально определяется программой практики, предполагает знакомство с учреждением, составление визитной карточки учреждения, ведение дневника практики, в котором отражается план работы студента на практику, все виды деятельности, выполняемые студентом, основные задания практики, консультации с групповыми руководителями практики и пр.

3. Итоговый

1. Оформление студентом необходимой документации по практике.

2. Предоставление всей документации групповому руководителю по практике на проверку.

3. Проведение заключительной конференции, на которой подводятся итоги работы студентов. Здесь практиканты обмениваются впечатлениями, оценивают свою деятельность, высказывают замечания и пожелания. Также каждый студент выступает с итоговым докладом по результатам практики. Групповой руководитель выставляет оценку по практике студентам.

Эффективность социальной работы в обществе во многом определяется профессионализмом и заинтересованностью самих специалистов социальной сферы. Поэтому ведущей целью практического обучения студентов является подготовка компетентного специалиста, обладающего высоким уровнем развития профессиональных и личностных качеств, поощрение активности, инициативности студента, стремления искать творческое решение социальных проблем клиента.

Программа учебной (ознакомительной) практики

по специальности «040101 – Социальная работа»

для студентов I курса

Автор: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы

В современном стремительно меняющемся мире социальная работа стала одной из важнейших гуманитарных профессий, необходимых для устойчивого социального развития общества. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «040101 – Социальная работа» предусматривает теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, несколько видов практики. Формирование навыков и умений, как правило, осуществляется во время практикумов, а также во время непрерывной практики.

Систематизация практики начинается с 1 курса обучения студентов. Учебная (ознакомительная) практика является обязательной составной частью учебного процесса. Ознакомительная практика предполагает приобретение знаний о характере и способах решения социальных проблем общества, о клиентах и деятельности социальных служб. Практика способствует позитивной адаптации студентов к избранной профессии, самоопределению личности, определению способностей и интересов студентов.

Сроки проведения практики: учебная (ознакомительная) практика проводится на 1 курсе во втором семестре, общей продолжительностью две недели.

Цель практики: дать представление о социальной сфере города (области) и ее возможностях в удовлетворении социальных потребностей населения в целом и отдельных категорий.

Задачи практики:

- изучить направления деятельности учреждений социальной сферы, их специализацию, административно-организационную структуру, нормативно-правовое обеспечение;

- учиться систематизировать и обобщать полученную информацию;

- учиться формулировать выводы о деятельности конкретного учреждения социальной сферы;

- способствовать ранней социальной и профессиональной ориентации будущих специалистов путём вовлечения их в коллективы учреждений социального обслуживания для участия в производительном труде.

Во время прохождения практики студенты имеют определенные права и обязанности (см. Приложение 21).

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по специальности 040101 – социальная работа В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Гусляковой, И.Д.Зимней, Т.Ф.Золотарёвой, Т.Б.Ивановой, Н.П. Клушиной, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой и др.

Содержание учебной (ознакомительной) практики

и характер деятельности студентов

Задания

Виды деятельности

Формы отчётности

1

2

3

Подготовительный этап

Ознакомиться с распределением студентов на практику по организациям и учреждениям. Изучить права и обязанностями студентов во время прохождения практики.

Участие в оформлении подготовительных документов для прохождения практики (заключение договоров с администрацией учреждений и организаций). Установочная конференция.

Оформление в «Дневнике практики» (Приложение 3, 3а, 17):

- наименование учреждения или организации (базы практики);

- адресные данные и ф.и.о. руководителей учреждения;

- цель и задачи практики.

Рабочий этап

Познакомиться с представителями администрации учреждения (организации), составить «Визитную карточку» учреждения (организации).

Знакомство, беседа с представителями администрации учреждения (организации); изучение правил внутреннего распорядка; направлений деятельности, режима работы, структуры учреждения; истории развития. Изучение и характеристика содержания оказываемых услуг населению.

Экскурсия по учреждению и знакомство со специалистами по социальной работе.

Беседа со специалистами по социальной работе.

Оформление в «Дневнике практики»:

- «Визитная карточка» учреждения (Приложение 4);

- анализ графика работы и структуры организации (учреждения);

- запись беседы с представителями администрации учреждения (организации).

Составить индивидуальный план прохождения практики.

Определение плана - графика работы на практике с распределением рабочей нагрузки (порядок, время, виды работ).

Совместно с групповым руководителем и специалистами учреждения установить степень участия в мероприятиях учреждения.

Оформление в «Дневнике практики»:

- индивидуальный план прохождения практики (см. Приложение 18);

- определение темы и формы выступления на итоговой конференции.

Изучить нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования социального учреждения: основные международные, федеральные и региональные законодательные акты, регламентирующие деятельность учреждения (организации).

Групповое занятие ведущего специалиста учреждения (организации) со студентами:

«Юридические (правовые), финансовые и экономические основы деятельности организации».

Самостоятельная работа студентов с документами, регламентирующими деятельность специалистов по социальной работе («Квалификационная характеристика», «Должностные инструкции).

Оформление в «Дневнике практики» извлечения из международных, федеральных и региональных законодательных актов, регламентирующих деятельность конкретного учреждения (организации).

Указать общие сведения: о должностных обязанностях специалиста по социальной работе, социального работника, социального педагога и его правах.

Ознакомиться с характеристикой статуса специалиста по социальной работе конкретного учреждения (организации).

Наблюдение за работой специалиста (социального работника, социального педагога, специалиста по социальной работе, волонтёра и др.). Изучение предметных и социальных условий труда, режима труда; профессиональных служебных обязанностей.

Оформление в «Дневнике практики»:

- фотозапись наблюдений;

- анализ предметных и социальных условий деятельности специалиста по социальной работе (основные функции деятельности); условия работы в данном учреждении (продолжительность рабочего времени, охрана труда, продолжительность отпуска, льготы); система оплаты труда (размер заработной платы, льготы и компенсации); перечень профессиональных знаний.

Изучить особенности делового этикета специалиста по социальной работе.

Наблюдение за работой специалиста (социального работника, социального педагога, специалиста по социальной работе, волонтёра и др.)

В «Дневнике практики» отразить: особенности поведения специалиста по социальной работе, при общении с коллегами, клиентами; основные правила ведения деловой беседы; особенности профессиональной речи и пр.

Помощь специалисту в его повседневной работе.

Выполнение конкретных поручений специалиста по социальной работе.

В «Дневнике практики» зафиксировать мероприятия, проведённые совместно со специалистами учреждения.

Итоговый этап

Обобщить полученные на практике результаты.

Подготовить тематическое выступление на заключительной конференции.

Оформление фотовыставки «Первая практика социономов».

Выступление на итоговой конференции.

Отчёт по практике в установленной форме (см. Приложение 6).

Отзыв – характеристика (см. Приложение 8) группового руководителя с оценкой по итогам практики.

Тезисы выступления на итоговой конференции.

Ожидаемые результаты

После прохождения практики студент 1 курса должензнать:

- типологию учреждений современной системы социального обслуживания населения;

- законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность социальных служб и специалистов по социальной работе;

- основные направления деятельности учреждений социальной защиты населения;

- функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности специалистов социальных служб, учреждений, организаций.

После прохождения практики студент 1 курса должен уметь:

- работать с законодательными, нормативно-правовыми документами, научной и методической литературой;

- устанавливать и поддерживать профессиональные отношения со специалистами и руководителями учреждений (организаций);

- наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности деятельности специалистов;

- устанавливать контакт с клиентами службы, компетентно участвовать в организации социальной работы совместно со специалистами учреждения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Программа
    ... высшего профессионального образования поспециальности 35.05.00 «Социальнаяработа» Составитель Е.В. Жижко Профессионально-этические основы социальнойработы: Рабочая программа и учебно-методическиематериалы ...
  2. Одобрено на заседании кафедры теории и методики социальной работы

    Программа дисциплины
    ... ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙРАБОТЕ Рабочая программаучебной дисциплины поспециальности040101.65 «Социальнаяработа» Данный учебный курс ...
  3. Рабочая программа и учебно-методические материалы дисциплины

    Программа
    ... ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ Рабочая программа и учебно-методическиематериалы дисциплины поспециальности040101.65 «Социальнаяработа» Данный учебный курс ...
  4. Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов обучающихся по специальности 040101 «социальная работа» мурманск 2008

    Методические указания
    ... профессионального образования поспециальности040101 «Социальнаяработа». Даны рекомендации поработе с литературой, приведены примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работпоспециальности040101 «Социальнаяработа» ...
  5. Программа государственного междисциплинарного экзамена

    Программа
    ... № 4). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования поспециальности040101.65 «Социальнаяработа» ...

Другие похожие документы..