Главная > Учебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Кафедра Информационных технологий и телекоммуникаций

Одобрено учебно-методическим советом

факультета социальных

и информационных технологий

Информационные системы в экономике

Учебно-методический комплекс

Для специальностей: 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

080105 – Финансы и кредит

080102 – Мировая экономика

Москва 2009

Составители: канд. техн. наук, доцент Д.Ю. Нечаев

канд. техн. наук А.В. Еремеев

Учебно-методический комплекс «Информационные системы в экономике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Информационные системы в экономике» по специальностям: 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественно-научных дисциплин и является обязательной для изучения.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1.Цель, задачи и предмет дисциплины 5

2.Требования к уровню освоения дисциплины 5

2.1.Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины 6

3. Объем дисциплины 7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

3.2. Распределение часов по темам и видам работ 8

4. Содержание курса 11

5. Темы практических занятий 13

6. Задания для самостоятельной работы студентов 14

7. Тематика контрольных работ и методические указания 23

по их выполнению 23

7.1.Для студентов очной формы обучения 23

7.2.Для студентов заочной формы обучения 40

7.3.Таблица выбора вариантов заданий 47

8. Вопросы для подготовки к зачету/экзамену 50

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 53

9.1. Литература 53

9.2. Методическое обеспечение дисциплины 54

9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 54

9.4.Интернет ресурсы 54

  1. Цель, задачи и предмет дисциплины

Целью изучения дисциплины «Информационные системы в экономике» является формирование у выпускников теоретических знаний по общим принципам организации и функционирования информационных систем и автоматизированных систем управления социально-экономической деятельностью на различных иерархических уровнях.

Основной задачей дисциплины является получение выпускниками прочных знаний в области организации информационных систем для управления социально-экономической деятельностью и автоматизированных систем управления, а также приобретение ими практических навыков по эффективному применению современных программных пакетов специализированного назначения и программно аппаратных комплексов в составе автоматизированных систем управления, автоматизированных рабочих мест различного назначения и организации систем информационного обмена на различных объектах социально-экономического профиля.

Изучение дисциплины «Информационные системы в экономике» должно опираться на знания в области физики, высшей математики, информатики и других общих математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Изучение дисциплины предполагает проведение лекций, практических занятий, выполнение лабораторных работ, контрольных работ, а также индивидуальной работы и самостоятельной работы учащихся.

  1. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь целостное представление об информационных системах, возможностях технических и программных средств автоматизации деятельности специалиста, о способах использования информационных систем и технологий в сфере экономики и их роли в деятельности современного объекта экономики;

знать:

- особенности системного подхода к решению задач информационного обеспечения деятельности;

- этапы реструктуризации бизнеса с применением современных информационных систем;

- принципы исследования объекта экономики и оптимизации его деятельности на основе автоматизации;

- особенности исследования социально-экономических систем;

- системный анализ ситуации выбора.

уметь:

- осуществлять оптимизацию организационной структуры предприятия с применением средств автоматизации;

- осуществлять оптимизацию функциональной структуры объекта экономики с применением средств автоматизации;

- осуществлять оптимизацию информационной структуры объекта экономики с применением средств автоматизации.

приобрести навыки:

по анализу больших систем, планированию управленческих воздействий на функциональные блоки объекта экономики с целью повышения эффективности его функционирования на основе новых информационных технологий и автоматизированных систем и комплексов, в том числе и с использованием компьютерной техники и специализированного программного обеспечения.

владеть, иметь опыт:

- решения проблем согласования целей;

- решения проблем оценки связей в системе;

- решение проблем повышения надежности, оперативности, эффективности функционирования информационной системы объектов экономики;

- решения проблем технико-экономического обоснования автоматизации деятельности функционального блока и предприятия в целом.

    1. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение о проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентом эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (данная технология наиболее эффективна при проведении занятий по темам №№ 1,4, являющимися основополагающими в постановочной части для исследования в двух последующих разделах контрольной работы).

Круглый стол - один из наиболее эффективных способов обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент времени вопросы в любой профессиональной среде, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (данная технология наиболее эффективна при проведении занятий по темам №№ 4,6,7 при подведении итогов оптимизации и обсуждении промежуточных итоговых результатов).

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состояи из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов). Данная технологий применяется в начале каждого практического занятия для подготовки студентов к выполнению поставленного задания.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

по специальностям 080105 «Финансы и кредит»/

080102 «Мировая экономика»

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Очн.сокр/ очн-заочн. сокр

080105/080102

Заочная сокр.

№№ семестров

8

10/7

10/-

4/4

6/-

Аудиторные занятия:

51/51

34/34

12/-

19/17

8/-

лекции

24/25

16/16

2/-

10/7

-/-

практические и семинарские занятия

27/26

18/18

10/-

9/10

8/-

Самостоятельная работа

54/49

71/66

93/-

11/8

97/-

Всего часов на дисциплину

105/100

105/100

105/-

105(75 пер)/

100(70 пер)

105/-

Текущий контроль

(количество, №№ семестров)

Контр.раб/-

10 сем/-

Контр.раб/-

6 сем/-

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет)

- №№ семестров

Зачет – 8 сем.

Зачет – 10 сем/ 7сем.

Зачет –

10 сем./ -

Зачет – 4сем/ 4сем.

Зачет – 6сем/-

по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Заочн. Сокр.

Очная сокр.

№№ семестров

8

10

10

6

5

Аудиторные занятия:

54

36

12

8

20

лекции

32

16

2

-

4

практические и семинарские занятия

22

20

10

8

16

Самостоятельная работа

54

72

96

100

13

Всего часов на дисциплину

108

108

108

108

108(75 переат)

Текущий контроль

(количество, №№ семестров)

Контр.раб10 сем.

Контр.раб 6 сем.

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет)

- №№ семестров

Экзамен – 8 сем

Экзамен – 10 сем

Экзамен

- 10 сем

Экзамен

- 6 сем

Экзамен 5 сем

3.2. Распределение часов по темам и видам работ

Форма обучения очная

Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

лекции

семинары

самост. раб.

1

Основы общей теории систем

12

4

2

6

2

Основы системного подхода в управлении социально-экономическими системами

12

4

2

6

3

Информационный аспект системного подхода в управлении экономической деятельностью

14

6

2

6

4

Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования.

15

4

3

8

5

Информационные технологии конечного пользователя

15

4

3

8

6

Автоматизированные системы управления. Интегрированные и Комплексные информационные системы

17

4

3

10

7

Основы сетевых технологий для организации информационного обмена и управления экономическими процессами и их интеграция

23

6

7

10

Итого

108

32

22

54

Форма обучения заочная

Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

лекции

семинары

самост. раб.

1

Основы общей теории систем

10

10

2

Основы системного подхода в управлении социально-экономическими системами

8

8

3

Информационный аспект системного подхода в управлении экономической деятельностью

10

2

8

4

Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования.

10

2

8

5

Информационные технологии конечного пользователя

22

2

20

6

Автоматизированные системы управления. Интегрированные и Комплексные информационные системы

24

2

2

20

7

Основы сетевых технологий для организации информационного обмена и управления экономическими процессами и их интеграция

24

2

22

Итого

108

2

10

96

Форма обучения очно-заочная

Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

лекции

семинары

самост. раб.

1

Основы общей теории систем

14

2

2

10

2

Основы системного подхода в управлении социально-экономическими системами

14

2

2

10

3

Информационный аспект системного подхода в управлении экономической деятельностью

16

2

4

10

4

Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования.

16

2

4

10

5

Информационные технологии конечного пользователя

18

4

4

10

6

Автоматизированные системы управления. Интегрированные и Комплексные информационные системы

14

2

2

10

7

Основы сетевых технологий для организации информационного обмена и управления экономическими процессами и их интеграция

16

2

2

12

Итого

108

16

20

72



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    Учебно-методический комплекс
    ... технических наук, доцент Информационныесистемы в экономике: Учебно-методическийкомплекс/Сост.: Сахаров М.В. – М.: МЭПИ, 2004. – 22 с. Учебно-методическийкомплекс составлен в соответствии ...
  2. Информационные технологии в экономике учебно-методический комплекс

    Методические указания
    ... ) пользователю однозначно идентифицировать себя в информационносистеме. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕУчебно-методическийкомплекс В авторской редакции Компьютерная верстка В. А. Евланов ...
  3. Сетевая экономика учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    ... ) Кафедра Информационных технологий и телекоммуникаций Одобрено учебно-методическим советом факультета социальных и информационных технологий СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКАУчебно-методическийкомплекс Для ...
  4. Математическая экономика учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    ... информационных технологий и телекоммуникаций Одобрено учебно-методическим советом факультета социальных и информационных технологий МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКАУчебно-методическийкомплекс ... . Задача. Динамические системы в экономических задачах. ...
  5. Информационная безопасность предпринимательской деятельности учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    ... слуг ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическийкомплекс Специальность: 080502 Экономика и управление ... идентификации его создателя. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯСИСТЕМА- система, реализуемая с использованием ...

Другие похожие документы..