Главная > Документ


1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи

Суть Ленинского принципа неисчерпаемости материи

состоит в его положении: «Электрон также неисчерпаем, как и атом. Природа бесконечна» (Полн. собр. соч. Т. 18. С. 277). Идея о неисчерпаемости материи — атома, электрона и других элементарных частиц — результат конкретизации основных положений о движении материи. Открытые в конце XIX — начале XX в. такие составные части атома, как электрон, протон, нейтрон, многими физиками рассматривались абсолютно простыми бесструктурными точечными образованиями, но дальнейшее развитие физики показало чрезвычайно сложный состав элементарных частиц. В настоящее время неисчерпаемость электрона и других материальных частиц становится метрологическим принципом в истолковании все более широкого круга явлений материального мира.

Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Очевидно, что формирование новых теорий, воззрений и принципов в естествознании становится возможным лишь на основе методологии, которая наиболее полно и адекватно отражает явления материального мира.

1.3.4.1. Онтологическая сторона неисчерпаемости материи

Можно выделить две стороны неисчерпаемости материи: онтологическую и гносеологическую. Рассмотрим первую.

Онтология — учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы и принципы бытия, его структуры и закономерности.

Онтологическая сторона неисчерпаемости материи выражает неисчерпаемость материального мира самого по себе, т. е. бесконечность его структуры, свойств, связей, взаимодействий, существующих независимо от познающего субъекта. Неисчерпаемость материи в онтологическом смысле выражает:

? бесконечность всего многообразия природы, с одной стороны;

? бесконечность структуры вглубь любого конечного материального объекта, с другой стороны.

1.3.4.2. Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи

Гносеология — теория познания — изучает закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследует ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи включает в себя:

? признание принципиальной познаваемости внешнего мира, с одной стороны;

? утверждение о невозможности полного, абсолютного знания свойств и структуры материального мира на каждом данном этапе развития теории и практики, с другой стороны.

Познание — бесконечный процесс углубления наших знаний в сущность вещей, переход от одного уровня знания к другому.

Относительное, неполное знание шаг за шагом приближается к абсолютному, полному знанию.

Абсолютное познание является предельным состоянием бесконечно развивающейся вширь и вглубь науки. Научное познание, научные истины являются лишь приблизительным отражением действительности. На любой сколь угодно высокой ступени своего развития познание ограничено своими собственными достижениями. Даже общественная практика не является абсолютным критерием истины. Абсолютного критерия вообще не существует.

Характер разрешения противоречий между принципиальной возможностью исчерпывающего знания всех свойств и связей, наблюдаемых у явлений материального мира, и невозможностью этого абсолютного знания на каждом уровне развития науки лежит в представлении об идеализированных образах вещей, обладающих конечным числом свойств и конечной структурой. Например, в физике вводятся понятия абсолютно твердого тела, идеального газа, идеальной жидкости; разрабатываются для них теории и законы, а затем делаются поправки на реальные случаи. Этот же принцип используется при построении любых математических моделей, когда реальное число свойств ограничивается, но модели тем не менее хорошо «работают». Такая идеализация является необходимым условием познания свойств реальных вещей, так как каждый идеализированный образ более или менее точно и полно отражает свойства реальных вещей.

В завершении рассмотрения этого вопроса вернемся еще раз к неисчерпаемости электрона и атома. Ученые обнаруживают все новые и новые частицы, одни из которых живут долго по сравнению с человеческой жизнью, другие — доли секунды. Частицы могут трансформироваться, обнаруживать как корпускулярные, так и волновые свойства (см. ТЕМУ 3, 3.8, 3.9). Все это — исследование атома, которое сейчас уже не вызывает былого энтузиазма, а открытие новой частицы не делает сенсации.

Другое дело — Вселенная. Как зародилась наша Вселенная? Из чего и когда? Где конец и начало нашей Вселенной? На эти вопросы пытаются ответить физика, астрономия, астрофизика и др. Любое открытие или просто известие, касающееся этой темы, вызывает сенсацию. Следовательно, пока четкие границы Вселенной не обозначены и не доказаны, ее можно считать такой же неисчерпаемой, как и атом.

Таким образом, на макро- и микроуровнях, через онтологическую и гносеологическую теории мы приходим к выводу о неисчерпаемости материи, выступающей против догматизации и абсолютизации научного знания.

1.3.5. Новейшая революция в естествознании

Период новейшей революции в естествознании совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. Новые потребности техники оказали стимулирующее воздействие на естествознание, приведшее к тому, что в середине 90-х гг. XIX в. началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике, и в ней можно выделить три этапа.

1. Первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании связан:

? с открытием электромагнитных волн Г. Герцем (1888 г.);

? с открытием светового давления П.Н. Лебедевым (1899 г.);

? с созданием теории относительности А. Эйнштейном (1905 г.);

? с изобретением радио А.С. Поповым (1895 г.);

? с возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г. Менделя (1856—1863 гг.);

? с созданием Н. Бором (1913—1921 гг.) на основе представлений об атоме и атомном ядре теории водородо-подобного атома, основанной на двух его постулатах (см. ТЕМУ 3, 3.5), которые позволили решить противоречия между классической физикой и вновь полученными экспериментальными данными и разработка которых велась в соответствии с периодической таблицей Д. Менделеева.

2. Второй этап новейшей революции в естествознании начался в середине 20-х гг. XX в. в связи:

? с возникновением квантовой механики (см. ТЕМУ 3.5),

? с сочетанием ее с теорией относительности;

? с образованием общей квантово-релятивистской концепции.

3. Началом третьего этапа новейшей революции в естествознании явились:

? первое овладение атомной энергией в результате от

крытия деления атомного ядра немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом в 1938 г., за что они были удостоены Нобелевской премии по химии в 1946 г.;

? последующие исследования (1940—1947 гг.), с которыми связано зарождение ЭВМ и новой науки — кибернетики (см. ТЕМУ 16.1.1.1)

Полное развитие этот этап получил в середине XX в. Его отличительной особенностью является то, что наряду с физикой теперь в естествознании лидирует целая группа отраслей:

? химия (особенно микрохимия, химия полимеров);

? биология (особенно генетика, молекулярная биология);

? кибернетика;

? космонавтика и др.

ТЕМА 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Очень многие вопросы, касающиеся естественнонаучной теории, уже косвенно изложены в предыдущей теме, в содержание которой они органически вливаются. Поэтому в данной теме рассмотрены только те вопросы, которые удалось выделить из предыдущей темы.

2.1. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Наука (см. ТЕМУ 1.1) включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Задача науки состоит в объяснении наиболее общих количественно-формулируемых законов природы. Действием таких законов можно объяснить все явления, которые привычны и, казалось бы, не нуждаются в объяснении.

Метод науки — способ изучения реальной действительности; общие, необходимые принципы, на которых базируется данная наука.

Методика — путь исследования, теория, учение.

Теоретическое знание — основная форма знания. В нем собраны фундаментальные знания об изучаемом объекте.

Фактологическое знание — эта форма присуща любому виду знаний и не является научной. Его цель — описание форм проявления объектов такими, какими они предстают в чувственном восприятии, а также классификация и систематизация по определенным признакам.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, наиболее достоверным.

Гипотеза — мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума.

Научная теория — знания, опирающиеся на определенную научную форму и содержащие методы объяснения и предсказания некоторой предметной области. Форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой целостную систему утверждений и доказательств. Это отражение основных законов природы. Для науки характерны:

? диалектическое, т. е. отражающее развитие и всеобщую связь, сочетание процессов;

? дифференциация и интеграция (см. ТЕМУ 1.2.9);

? развитие фундаментальных и прикладных исследований.

В развитии науки чередуются экстенсивные (связанные с увеличением объема исследований, расширением их) и революционные периоды — целые научные революции, приводящие к изменению структуры науки и принципов ее познания, категорий, методов и форм ее организации.

2.2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей элементов. Структура — это относительно устойчивое единство элементов и их отношений в целостном объеме (см. ТЕМУ 5, 5.1, 5.2). Через понятие «структура» можно изучать чрезвычайно широкий круг явлений как материального, так и духовного миров. Структура является одним из аспектов понятия «система», если под системой понимается любой аспект науки.

2.2.1. Структура естественнонаучной теории

Для построения естественнонаучной теории необходимо:

1. Иметь определенный круг (банк) экспериментальных данных.

2. Выбрать различие опытных данных и экспериментальных закономерностей и создать на их основе модели и теории.

3. Осуществлять обратную связь между моделью и экспериментальными данными.

4. Сделать качественные выводы и сравнить их с экспериментальными данными.

5. Осуществлять корректировку модели.

6. Обязательно перевести модель на язык математики.

7. Провести аналогию с какой-либо теорией, выявить аналогичные связи, обнаруженные между экспериментальными закономерностями.

8. Определить физический смысл вводимых понятий. Все физические теории носят модельный характер и

требуют доказательства теоремы существования.

2.2.2. Основные способы построения естественнонаучной теории

Можно выделить два основных способа построения естественнонаучной теории:

1. Способ, связанный с предварительным построением модели из чувственно-наглядных элементов с последующим построением знаковой модели. Для реализации этого способа необходимо иметь банк экспериментальных данных, на основании которых строится математическая модель (см. ТЕМУ 2.2.1).

2. Способ, основанный на первоначальном построении знаковой модели с последующим нахождением ее физического смысла или практического применения (например, все прикладные вопросы математики).

Структура построения любой естественнонаучной теории определяется двумя основными факторами:

? выбором тех или иных основных посылок;

? типом логического вывода.

Если начальные положения неверны, то теория обречена на неудачу. Так, например, ошибались создатели космогонических теорий, беря за начало отсчета центр мира — Землю или Солнце. Результаты исследований должны быть завершены логическими выводами.

Процесс создания единой картины мира, интегрирующей данные различных наук, далеко не закончен. В настоящее время в сфере знания функционируют частные картины мира: физика, химия, биология и т. д., причем наиболее разработана картина мира, описывающая физическую реальность. Анализ категорий пространства и времени (см. ТЕМУ 15), с точки зрения их вхождения в различные естественнонаучные теории, даст возможность нащупать наиболее общие черты будущей естественнонаучной картины мира. Подходя к процессу познания как к единой картине знаний, нужно научиться представлять знания как систему, логически связывать общие и специфические закономерности и положения.

2.3. КУЛЬТУРА

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В более узком смысле слово «культура» означает сферу духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты деятельности человека, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом культуры, который меняется с переходом от одной общественно-экономической формации к другой; при этом наследуется все ценное из прошлого.

Развитие культуры, а значит, развитие любого общества зависит от множества факторов: производственно-экономических, социальных, политических, этнических, идеологических и т. д. Но всегда творцом культуры остается живой человек.

Процессы овладения культурой новыми поколениями и механизмы их приобщения к достижениям культуры изучаются специалистами. В настоящее время выявлено три типа трансляции культуры:

1. Способ приобщения культуры через обучение старшими поколениями младших. Этот тип культуры достаточно консервативен и господствует в традиционных обществах. Здесь люди неохотно включаются в процессы нововведений, не любят самостоятельности и инициативы. Творчество здесь не связано с созданием чего-то принципиального.

2. Обучение взрослых и детей у своих сверстников. В этом случае новации и нововведения, самостоятельное творчество характерны для людей любого поколения. При этом типе культуры формируется высокий творческий потенциал общества. Именно такая передача культурных достижений свойственна всем великим цивилизациям Земли. 3. Приобщение к культуре, когда старшие поколения учатся у своих детей. Молодежь значительно легче схватывает новшества, она не отягощена грузом прошлого опыта, ее характеризует склонность к переменам и у нее достаточно высоко развит творческий потенциал (подростки, например, гораздо быстрее осваивают компьютер, чем люди старшего поколения; то же относится и к современной радио-, теле-и видеопродукции). К такому виду культур переходит все большее количество народов, в том числе и Россия делает шаги в направлении от традиционной трансляции культуры к формированию современного творческого потенциала.

Интересен взгляд современных исследователей: они рассматривают цивилизацию как нечто внешнее по отношению к человеку, противостоящее ему и на него воздействующее, в то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, показывает меру его развития и служит как бы символом его духовного богатства. Сегодня все больше приверженцев получает триада: «человек, человечество, человечность», т. е. все определеннее проявляется стремление уравнять ритмы истории и ритмы жизни человека и человечества, приподнять ценности гуманизма. В настоящее время коренные изменения в культуре происходят на протяжении жизни уже одного поколения. Потеря национального культурного разнообразия равноценна утрате разнообразия генетического и очень опасна для будущего человечества. Люди должны научиться жить вместе, что может стать основой новой морали и новых отношений в мире человечества. Единство человечества и национальное разнообразие — две стороны одной и той же медали.

2.4. ЕСТЕСТВЕННАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам необозримое множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т. д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?

Английский физик, философ и романист Чарльз Сноу говорил, что в мире существует две культуры — естественников и гуманитариев (вспомним деление на «физиков и лириков» в 60- и 70-х гт. XX в.). Между ними образовалась пропасть, которая все время углубляется и расширяется, так как духовное и физическое необъединимы.

Без высокого профессионализма, конкретных детальных знаний дальнейшие исследования могут исчерпать себя. Но необходим и комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний, появления единых точек зрения. Этот процесс приводит не только к объединению различных дисциплин, развитию конкретных областей знаний, но и к новому, целостному видению мира. И оно не менее необходимо для человека, чем конкретные знания конкретных наук.

Истоки нашей европейской цивилизации лежат в античной Греции, создавшей культуру, обладающую удивительной целостностью и единством. Древним эллинам удалось не только выжить и выстоять в окружении более богатых и могущественных народов, но и оказаться родоначальниками того рационального гуманизма, который сегодня определяет черты европейской культуры.

Греки обладали на редкость целостным и ясным миропониманием: был Космос, Небо, там жили боги. Боги вмешивались в судьбы людей, готовы были им помогать, были очень похожи на людей. Боги могли даже поднимать людей на небо и делать их равными себе, но могли и карать, хотя их никогда не покидал дух доброжелательства.

В эпоху средневековья влияние античного мира, связь с греческой культурой не прерывались. В эту эпоху появились готика, иконы Рублева, сохранилось аристотелевское видение мира, т. е. того неразрывного единства, где живут вместе и Бог, и Космос, и Человек.

С возникновением научного метода единый и цельный мир распался: человек оказался изъятым из него. Космос стал жить сам по себе, а Человек с его непредсказуемостью, с его духовным миром — сам по себе. Эпоха Просвещения довершила эту разобщенность. Мир человека и общества, созданного им, мир неживой материи и живого вещества никак не были связаны в сознании ученых. Научные дисциплины в этих трех сферах знания еще долгое время жили самостоятельной жизнью. Чтобы воспроизвести единую, цельную картину мира не хватало эмпирического материала. Таким связующим звеном стало в начале XX в. учение В.И. Вернадского о ноосфере, потребовавшее обобщения огромного эмпирического материала, но этому посвящена целая тема (см. ТЕМУ 17).

ТЕМА 3. КОРПУСКУЛЯРНАЯ И КОНТИНУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

Одним из наиболее важных и существенных вопро сов как философии, так и естествознания является про блема материи. Представления о строении материи на ходят свое выражение в борьбе двух концепций: прерывности (дискретности) — корпускулярная концепция, и непрерывности (континуальности) — континуальная концепция. С ними тесно связаны проблемы взаимодействия материальных объектов, которые проявлялись как концепция дальнодействия (передача действия без физической среды) и концепция близкодействия (передача действия от точки к точке).

Концепция прерывности была создана И. Ньютоном Подход Ньютона определил исходное положение атомиз ма, который основывался на признании дальнодействующих сил.

3.1. АТОМИЗМ ДРЕВНОСТИ

В натурфилософии, подробно рассмотренной в ТЕМЕ 1.3.1, выделяется материалистическая направленность выдающихся мыслителей древности. Атомизм, основу которого представляла проблема материи:

? упоминается в учении о частицах, созданном Анаксагором в V в. до н. э.(см. ТЕМУ 1.3.1.3);

? нашел свое отражение в трудах видных представителей атомизма древности Демокрита и Левкиппа (см. ТЕМУ 1.3.1.4). Из вихря атомов, по Демокриту, образуются как отдельные тела, так и бесчисленные миры;

? последователями этих учений были Эпикур и Лукреций (см. ТЕМУ 1.3.1.7). Древнегреческий поэт и философ Лукреций, популяризатор учения Эпикура, создал дидактическую поэму «О природе вещей», — единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности. Философия Эпикура явилась высшим этапом развития атомистического материализма и завершением материалистических воззрений древнегреческой философии.

Общая тенденция атомистики выражалась в стремлении свести все многообразие свойств материальных объектов к ограниченному числу исходных объективных свойств и закономерностей элементарных материальных частиц.

Основополагающими признаками атомистики явились:

? неизменность атомов (т.е. несотворимость и неуничтожимость материи);

? противопоставление атомов пустому пространству (признание объективности пространства и движения).

3.2. МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ

Классическая механика XVII—XVIII вв. явилась дальнейшей разработкой атомистики. И. Ньютон в 1672— 1676 гг. распространил атомистику на световые явления и создал корпускулярную теорию света. Свет он считал потоком корпускул (частиц), однако на разных этапах рассматривал и возможность существования волновых свойств света, в частности, в 1675 г. предпринял попытку создать компромиссную корпускулярно-волновую природу света. По своему мировоззрению И. Ньютон был вторым после Р. Декарта великим представителем механистического материализма в естествознании XVII—XVIII вв. Р. Декарт (см. ТЕМУ 1.3.1.9) стремился построить общую картину природы, в которой все явления природы объяснялись как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи.

Недостатки механистической атомистики:

? отсутствие достоверного экспериментального материала;

? не являлась достаточно обоснованной естественнонаучной теорией;

? атомы рассматривались как частицы, лишенные возможности превращения;

? единственной формой движения принималось механическое движение;

? стремилась все явления природы рассматривать как модификацию механического движения.

3.3. СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ УДАР ПО ПРИНЦИПАМ МЕХАНИЦИЗМА

Сокрушительный удар по принципам механицизма был нанесен открытиями XIX—XX вв.:

? открытием рентгеновских лучей и радиоактивного излучения в 1896 г. А. Беккерелем и исследованием его в 1898 г. П. Кюри и М. Склодовской-Кюри. Радиоактивный распад показал, что радиоактивность не связана с внешними, механическими воздействиями, а определяется внутренними процессами, проявляющимися в виде статистических закономерностей;

? созданием теории электромагнитного поля Дж. Максвеллом (1860-1865 гг.);

? открытием явления электромагнитной индукции М. Фарадеем (1831 г.). Ньютоновская теория дальнодействия и его схема мира господствовали до начала XX в. М. Фарадей и Дж. Максвелл впервые обнаружили ее непригодность и неприменимость к электромагнитным явлениям;

? экспериментальным доказательством делимости атомов и открытием электрона английским физиком Дж. Дж. Томсоном (1897 г.), за что он был удостоен Нобелевской премии в 1906 г. В 1903 г. им была предложена одна из первых моделей атома, согласно которой атом представлял собой положительно заряженную сферу с вкрапленными в нее электронами (п добно булке с изюмом). В 1911 г. английский физик Э. Резерфорд, проводил пыты по рассеянию альфа-частиц атомами различных элементов, установил наличие в атоме плотного ядра диаметром около 10—12 см, заряженного положительно, и предложил для объяснения этих экспериментов планетарную модель атома. Модель подчинялась классической механике (движение ядра и электронов) и классической электродинамике (взаимодействие частиц). Электроны в этой модели, подобно планетам Солнечной системы, вращались вокруг ядра. Состояние атомов в классической физике определяется заданием координаты и скорости его составных частиц, т. е. можно получить мгновенный снимок его строения. Однако это противоречило экспериментальным данным.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Серия «высшее образование» концепции современного

    Документ
    Серия «Высшееобразование» С. Г. Хорошавина КОНЦЕПЦИИСОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ ... курсу «Концепциисовременного естествознания» . . 464 Серия «Высшееобразование» Хорошавина Светлана Георгиевна Концепциисовременного естествознания КУРС ...
  2. Серия «высшее образование» организация работы с

    Список учебников
    серия «ВЫСШЕЕОБРАЗОВАНИЕ» Государственный Университет управления ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ Учебник Рекомендовано Министерством образования ... но и другие современные средства обработки инфор­мации. Концепция СППР требует пересмотра ...
  3. Серия «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» М А Р К Е Т И Н Г КУРС ЛЕКЦИЙ Москва ИНФРА-М 1999

    Курс лекций
    Серия «ВЫСШЕЕОБРАЗОВАНИЕ» Л.Е.БАСОВСКИЙ М А Р К Е Т И Н Г КУРС ЛЕКЦИЙ Москва ИНФРА-М ... в середине» и стать убыточной. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Современнаяконцепция стратегического планирования предусматривает при ...
  4. Высшее образование тенденции развития (3)

    Аннотированный список
    ... в Болонском процессе 16. Нечаев, В. Д. О концепциисовременного гуманитарного образования [Текст] / В. Д. Нечаев // Высш. образование в России. - 2011. - № 3. - С. ... высшегообразования (на примере США) [Текст] / С. В. Борзов // Вестн. Моск. ун-та. Сер ...
  5. Качество высшего образования концепции проблемы решения аннотированный список литературы самара 2009

    Аннотированный список
    ... ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯ:КОНЦЕПЦИИ ... современный уровень развития высшегообразования, обеспечение и гарантирование качества высшегообразования , квалиметрию образования ... Самарского государственного технического университета. Сер.: Технические науки. — 2007 ...

Другие похожие документы..