Главная > Документ


5. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.

6. Чудеса и приключения. 1995. № 10. С. 6—11.

7. Сойфер В.Н. Власть и наука: История разгрома генетики в СССР. - М.: Лазурь, 1993.

8. Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации и России, — М.: Полея, 1996. — 88 с.

Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность

1. Экология человека и медицина.

2. Природа человека и его взаимодействие с окружающей средой:

а) взаимосвязь биологического и социального как в

отдельном человеке, так и во взаимоотношении

природы и общества;

б) полярные оценки человеческой личности в исто

рии;

в) природа как отношение степени разумности воз

действий человека.

3. Психоэмоциональная адаптация.

456

4. Здоровье как состояние максимальной адаптации человека к окружающей среде.

5. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане.

6. Валеология — новая наука о здоровье души и тела, направленная на поддержание стабильной жизнедеятельности организма:

а) новые аспекты медицины;

б) здоровье без лекарств;

в) мобилизация резервных сил организма;

г) уровни здоровья населения.

7. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь.

8. Мозг как орган сознания.

9. Неординарные способности и возможности человека.

Ю.Возникновение духовного мира человека, его собственной Вселенной как результат самоорганизации, саморазвития человека как биологического вида и его общественных структур.

11. Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Воспитание чувств и здоровья.

2. Экстрасенсы — миф или реальность?

3. Нетривиальные проблемы экологии человека и био-энергоинформатика.

4. Здоровье без лекарств.

5. Эволюционно-экологические основы феномена здо ровья.

6. Человек как часть монолита живого вещества.

7. Биологическая целостность мира

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюцион-ном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 95 с.

2. Знак вопроса. 1989. № 10.

3. Знак вопроса. 1991. № 7.

4. Мартынов А.И. Исповедимый путь. — М.: Прометей, 1989. - 165с.

5. Агаджанян Н.А.. Катков А.Ю. Резервы нашего организма. — М.: Знание, 1990. — 240 с.

6. Здоровье без лекарств. — Ростов н/Д, 1986. — 62 с.

1.

457

7. Семке В.Я. Умейте властвовать собой. — Новосибирск: Наука, 1991. - 233 с.

8. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. — 830 с.

9. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 520 с.

10. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.

11. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.

12. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 320 с.

13. Хомич И.И. Человек — живая система. — Минск: Беларусь, - 1989.

14. Cmonnapд С. Книга о лице и теле. — Минск: Беларусь, 1994.

15. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. — М.: Финансы и статистика, 1995.

7.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1. Предмет естествознания.

Закономерности, основные этапы, история, панорама

и тенденции развития

1. Предмет естествознания. История, панорама и тенденции развития.

2. Закономерности развития естествознания.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 1 /1,6,8,9/.

Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1. Способы построения естественнонаучной теории.

2. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.

3. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 2/1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8/.

Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

1. Атомизм, механицизм, квантовая теория строения вещества — черты корпускулярной концепции описания природы.

2. Полевые структуры — континуальная концепция описания природы.

3. Единство корпускулярных и волновых свойств.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 3/1, 3, 4, 5, 6, 7, 8/.

Темы 4, 5. Структурные уровни организации материи.

Структура и ее роль в организации

живых систем

1. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры.

1

459

2. Система и целое. Часть и элемент. Взаимодействие части целого.

3. Атом, человек, Вселенная — длинная цепь усложнений.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 4, 5 /4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13/.

Темы 6, 7. Неопределенность в мире. Принцип

неопределенности. Хаос и порядок.

Порядок и беспорядок в природе

1. Неустранимость и парадокс неопределенности. Не-определенностные процессы в массиве реалий действительности.

2. Этимология понятия «хаос». Соотношение порядка и беспорядка в природе. Хаос и мифы. Хаос и его проявления. Причины хаоса.

3. Упорядоченность строения физических объектов. Два возможных подхода в объяснении порядка. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 6, 7/1, 2, 3,4, 5/.

Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии

1. Симметрия как эстетический критерий. Операции и виды симметрии. Принципы симметрии.

2. Разновидность симметрии и асимметрии в природе — свойства материального мира. Понятие симметрии и асимметрии в биологии.

3. Золотое сечение — закон проявления гармонии природы.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 9 /I, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11/.

Темы 10, 11. Законы сохранения и принципы, действующие в природе

1. Динамические законы в макро- и статистические — в

микромире.

2. Закон сохранения энергии и невозможность создания

вечного двигателя первого рода.

460

3. Второй закон термодинамики и невозможность создания вечного двигатели второго рода.

4. Энергетика химических процессов.

Литература: см. ЛИТЕРАТУРА: /15, 17/.

Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи

1. Концепции происхождения живого.

2. Современные концепции происхождения жизни.

3. Развитие науки о живом.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 12 / 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13/.

Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем

1. Дарвиновская триада — три уровня организации материального мира.

2. Эволюция и становление интеллекта.

3. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 13:/1, 2, 3, 7, 8, 9/.

Тема 14. Отражение и его роль в организации развивающейся системы

1. Проблемы адаптации живого и принцип отражения.

2. Отражение. Основные свойства отражения: аккумуляция, избирательность, опережающее отражение действительности, адекватность.

3. Концепция адаптационного синдрома, или стресса.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 14 /1, 2, 3, 4, 5, 6/.

Тема 15. Пространство и время. Принципы относительности. Необратимость времени

1. Развитие представлений о пространстве и времени. Общие свойства пространства и времени.

2. Необратимость времени как проявление асимметрии.

1.

461

3. Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени.

4. Путешествие в прошлое и будущее. Возможно ли это?

5. Секреты мироздания. Параллельные миры и антимиры.

6. n-мерность пространства и времени.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 15 /2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, И, 12, 13/.

Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе

1. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки.

2. Синергетика как обобщенная теория поведения систем различной природы.

3. Самоорганизующиеся системы.

4. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации.

5. Характеристики процесса самоорганизации.

6. Механизм обратной связи. Отрицательные и положительные обратные связи. Теория двойственной обратной связи.

7. Информационный тип обратной связи у живой природы и неинформационный — у неживой.

8. Роль и место информации в ходе развития живой природы и общества.

9. Самоорганизация и развитие науки.

10. Синергетика и восточная философия о мировой гар

монии.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 16 /1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14/.

Тема 17. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

1. Биосфера как живая самоорганизующаяся система.

2. Общие черты мирового эволюционного процесса. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

3. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу — завершающее звено, объединяющее эволюцию живого вещества с миром неживой материи.

4. Ресурсная и биосферная модели предельной возможности Земли. Прогнозы «Римского клуба».

1.

462

5. Модель устойчивой мировой системы.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» • по Теме 17 /1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12/.

Тема 18. Экология. Законы экологии

1. Экология и культура.

2. Законы экологии.

3. Экология человека и взаимопронизывающие уровни метасистем.

4. Проблемы рационального природопользования.

5. Активная форма природопользования и правовое регулирование.

6. Биоэтика.

7. Активная форма природопользования и правовое регулирование.

8. Социальная экология и ее задачи.

9. Разработка эколого-этического аспекта морали.

Ю.Научно-технический прогресс, человек и проблемы

экологической этики.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 18 /1,2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15/.

Тема 19. Социально-этические и гуманистические

принципы биологического познания.

Генетика и эволюция

1. Познавательные возможности методов биологического исследования.

2. Возможности управления процессами жизнедеятельности человека.

3. Генетика и эволюция.

4. Законы генетики Менделя.

5. Мутации. Причуды генетики.

6. Генная инженерия как новый этап биологической эволюции.

7. Этические принципы науки и социальные факторы.

8. Социология и этика науки как единый комплекс.

9. Генная инженерия. Новые возможности и проблемы.

10. Социология и этика биологического познания.

11. Возникновение генетической памяти и обратных связей.

12.Будущее человека и прогресс генетики.

463

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 19 /1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9/.

Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность

1. Экология человека и медицина.

2. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане.

3. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь.

4. Мозг как орган сознания.

5. Сознание, познание, творчество.

6. Неординарные способности и возможности человека.

7. Здоровье без лекарств.

8. Эволюционно-экологические основы феномена здоровья.

9. Человек как часть монолита живого вещества.

10. Биологическая целостность мира.

Литература: см. в разделе «Темы семинарских занятий» по Теме 20: /1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 13, 14, 15/.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

1. Предмет естествознания. Основные этапы развития естествознания, история, панорама и тенденции развития.

2. Содержание и структура естественнонаучной теории. Основные способы построения естественнонаучных теорий. Процессы дифференциации и интеграции современных наук. Роль научного познания и ученого в современном мире.

3. Критика и борьба мнений в науке. Преемственность в развития науки. Интернациональный характер развития науки. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.

4. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность». Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.

5. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Единство корпускулярных и волновых свойств микрообъектов.

6. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры.

7. Понятие структуры материи. Проявление структурной бесконечности материи в ее системной организации. Типы связей на разных структурных уровнях.

8. Структурные уровни различных сфер. Структура живой природы. Социальная действительность в структурном аспекте.

9. Структура и ее роль в организации биологических систем. Система и целое. Различные типы систем. Часть и элемент. Взаимодействие части и целого. Определяющая роль целого по отношению к частям.

10. Диалектическое единство дифференциации и интеграция частей. Факторы и причины, обеспечивающие по Ч. Дарвину, дифференциацию частей. Механизмы и алгоритмы сборки частей в целое. Редукционизм.

11. Неустранимость и парадокс неопределенности. Не-определенностные процессы в искусстве, биологии, кибернетике, компьютерной связи. Принцип неопре-

1.

465

деленности Гейзенберга как фундаментальное положение квантовой механики.

12. Этимология понятия «хаос». Хаос и мифы. Хаос и его проявления. Причины хаоса. Роль энтропии как меры хаоса.

13. Порядок и беспорядок в природе. Упорядоченность строения физических объектов. Два возможных подхода в объяснении порядка. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса. Диалектическое единство 0-мерной точки.

14. Принципы симметрии. Определение категорий симметрии, асимметрии, дисимметрии, антисимметрии. Операции симметрии. Универсальный характер симметрии и асимметрии в живой и неживой природе, математике, физике, техники, космологии.

15. Симметрия подобия как глобальная генетическая программа. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии. Иерархия принципов симметрии в законах сохранения физических величин.

16. Золотое сечение — закон проявления гармонии природы.

17. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

18. Проблемы детерминизма и причинности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических системах. Закон возрастания энтропии. Принцип минимума диссипации энергии.

19. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Дарвиновская триада.

20. Классы механизмов эволюции. Закон дивергенции.

21. Особенности биологического уровня организации материи. Основные этапы становления идеи развития биологии. Концепции происхождения живого. Современные концепции происхождения жизни. Метаболизм.

22. Отражение и движение как всеобщие свойства материи. Проблемы адаптации живого и принцип отражения.

23. Отражение. Основные свойства отражения: аккумуляция, избирательность, опережающее отражение действительности, адекватность.

24. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого. Концепция адаптационного синдрома, или стресса.

12.

466

25. Пространство и время. Развитие представлений о пространстве и времени. Понятие пространства и времени в структуре естественнонаучной теории. Общие свойства пространства и времени.

26. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна. Пространственные и временные свойства в специальной и общей теориях относительности.

27. Время как форма бытия материи. Всеобщие и специфические свойства времени. Асимметрия времени в виде направленности.

28. Социальное пространство и социальное время. Проекции времени на сознание человека. Личное время и чувство ритма.

29. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки. Механизмы, обеспечивающие организационный процесс. Самоорганизующиеся системы.

30. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации. Характеристики процесса самоорганизации. Проблемы синергетики и глобальный эволюционизм.

31. Понятие о гомеостазе. Механизм обратной связи. Отрицательные и положительные обратные связи. Теория двойственной обратной связи. Роль и место информации как характеристики процесса самоорганизации.

32. Биосфера как живая саморегулирующаяся система. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ресурсная и биосферная модели предельной возможности Земли.

33. Модель устойчивой мировой системы. Прогнозы «Римского клуба».

34. Ноосфера как новое эволюционное состояние биосферы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере — завершающее звено, объединяющее эволюцию живого вещества с миром неживой материи.

35. Экология и культура. Законы экологии. Экология человека и взаимопронизывающие уровни метасистем.

36. Проблемы рационального природопользования. Активная форма природопользования и правовое регулирование.

37. Генетика и эволюция. Законы генетики Менделя. Мутации. Генная инженерия как новый этап биологической эволюции.

38. Этические принципы науки и социальные факторы. Новые возможности и проблемы. Социология и этика биологического познания. Возникновение гене-

25.

467

тической памяти и обратных связей. Будущее человека и прогресс генетики.

39. Человек как часть природы. Его физиология, здоро

вье, творчество, работоспособность. Возникновение

духовного мира человека как биологического вида и

его общественных структур.

40. Экология человека и медицина. Проблемы здоровья

и болезней в общебиологическом плане.

41. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь.

42. Мозг как орган сознания. Сознание, познание, творчество.

43. Взаимодействие организма и среды, сообществ организмов. Биоэтика. Принципы охраны природы и рационального природопользования.

44. Экология и культура, право, мораль.

45. Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ИСТОРИЯ,

ПАНОРАМА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

1.1. Предмет естествознания.

Основная терминология 6

1.2. Основные закономерности развития

естествознания 7

1.2.1. Необходимость и случайность 7

1.2.2. Причины, от которых зависит

развитие науки 7

1.2.3. Роль практики в развитии естествознания . . . 8

1.2.4. Относительная самостоятельность

в развитии науки 11

1.2.5. Преемственность в развитии идей

и принципов естествознания 1'4

1.2.6. Критика и борьба мнений в науке 14

1.2.7. Интернациональный характер

развития науки 1*

1.2.8. Взаимодействие естественных наук 15

1.2.9. Дифференциация и интеграция наук 16

1.2.10. Социальные функции естествознания 18

1.3. Основные этапы развития естествознания ..21

1.3.1. Натурфилософия как первая

историческая форма знания 22

1.3.2. «Русский космизм» 43

469

1.3.3. Кризис в физике и нарушение

прежних представлений 45

1.3.4. Ленинский принцип

неисчерпаемости материи 46

1.3.5. Новейшая революция в естествознании .... 49

ТЕМА 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

2.1. Научная теория. Основная терминология . . 51

2.2. Содержание и структура естественнонаучной теории 52

2.2.1. Структура естественнонаучной теории 52

2.2.2. Основные способы построения естественнонаучной теории 53

2.3. Культура 54

2.4. Естественная и гуманитарная культуры .... 55

ТЕМА 3. КОРПУСКУЛЯРНАЯ

И КОНТИНУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ

ПРИРОДЫ

3.1. Атомизм древности 58

3.2. Механистический атомизм 59

3.3. Сокрушительный удар

по принципам механицизма 59

3.4. Предпосылки для создания более высокого уровня развития атомизма 60

3.5. Квантовая теория строения атома 61

3.6. Существенные особенности

атомизма XX в 62

3.7. Континуальная концепция 63

3.8. Корпускулярно-волновой дуализм 63

3.9. Элементарные частицы 64

3.10. Выводы 66

ТЕМА 4. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ. МИКРО-, МАКРО-И МЕГАМИРЫ

4.1. Материя. Всеобщие атрибуты материи .... 67

4.2. Структура и системная организация материи 68

4.2.1. Структура материи 68

4.2.2. Структурная бесконечность материи 68

4.3. Системная организация

как атрибут материи 68

470

4.4. Структурные уровни

организации материи 69

4.4.1. Микро-, макро- и мегамиры 70

4.4.2. Структурные уровни различных сфер 71

ТЕМА 5. СТРУКТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ

5.1. Система и целое 75

5.2. Часть и элемент 76

5.2.1. Соотношение категорий часть и элемент ... 77

5.2.2. Взаимодействие части и целого 78

5.3. Диалектическое единство дифференциации

и интеграции частей 80

5.4. Взаимосвязь единичного и общего 82

5.5. Интеграция частей 83

5.5.1. Свойства интеграции 85

5.5.2. Три механизма сборки 86

ТЕМА 6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В МИРЕ. ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

6.1. Неустранимость неопределенности 88

6.2. Неопределенностные процессы

в искусстве 90

6.2.1. Кубизм 90

6.2.2. Футуризм 92

6.2.3. Абстракционизм 92

6.2.4. Экспрессионизм . , 92

6.2.5. Сюрреализм . 93

6.2.6. Импрессионизм 93

6.2.7. Постимпрессионизм 94

6.3. Неопределенность в биологии 95

6.4. Неопределенность в проблемах кибернетики и компьютерной связи 95

6.5. Принцип неопределенности 96

6.6. Неопределенность и случай —

реальные компоненты развития 97

6.7. Сферы проявления неопределенности

Виды неопределенности 98

6.8. Парадокс неопределенности 100

ТЕМА 7. ХАОС И ПОРЯДОК. ПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК В ПРИРОДЕ

7.1. Хаос 102

7.1.1. Этимология понятия «хаос» ";... 102

471

7.1.2. Хаос и мифы 104

7.1.3. Примеры хаоса 105

7.1.4. Социологизация понятий порядка и хаоса . 106

7.1.5. Причины хаоса 106

7.2. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса 107

7.3. Поиск механизмов объяснения

порядка и хаоса 108

7.4. Роль энтропии как меры хаоса ПО

7.5. Порядок 111

7.5.1. Математизированный порядок 111

7.5.2. Организмический стиль * . . . 112

7.5.3. Психологическая версия порядка 113

7.6. Диалектическое единство

0-мерной точки 114

7.7. Выводы 115

ТЕМА 8. ПРИНЦИПЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ, СУПЕРПОЗИЦИИ, ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

8.1. Принцип дополнительности 116

8.2. Принцип суперпозиции 116

8.3. Принципы относительности 117

8.3.1. Принцип относительности Галилея 117

8.3.2. Принцип относительности

Эйнштейна 117

8.3.3. Теория относительности Эйнштейна 117

ТЕМА 9. ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ

9.1. Категории симметрии 120

9.1.1. Симметрия 120

9.1.2. Асимметрия 127

9.1.3. Дисимметрия 131

9.1.4. Антисимметрия 132

9.2. Операции симметрии 132

9.2.1. Отражение в плоскости симметрии 132

9.2.2. Поворотная симметрия 134

9.2.3. Отражение в центре симметрии 134

9.2.4. Трансляция, или перенос фигуры

на расстояние 134

9.2.5. Винтовые повороты 135

9.2.6. Симметрия и законы роста . . . 136

9.2.7. Симметрия подобия 137

9.3. Симметрия в познании 139

9.4. Пространственно-временные

и внутренние принципы симметрии 140

472

9.4.1. Пространственно-временные

принципы симметрии 141

9.4.2. Внутренние принципы симметрии 143

9.5. Пифагор и пифагорейский союз 143

9.6. Царство чисел 144

9.7. Золотое сечение — закон проявления гармонии в природе 146

9.7.1. Числа Фибоначчи 147

9.7.2. Золотое сечение в астрономии 148

9.7.3. Золотое сечение в искусстве и музыке .... 150

9.7.4. Обнаружение золотого сечения

в различных областях внешнего мира .... 153

9.7.5. Выводы 154

ТЕМА 10. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПРИРОДЕ

10.1. Проблемы детерминизма

и причинности 156

10.2. Фундаментальные физические законы ... 156 10.2.1. Законы сохранения физических величин .. 157

10.3. Динамические и статистические законы . . 167

10.4. Закон возрастания энтропии 168

10.4.1. Первый закон термодинамики

и невозможность создания -

вечного двигателя первого рода 168

10.4.2. Второй закон термодинамики

и невозможность создания

вечного двигателя второго рода 169

10.5. Принцип минимума диссипации энергии . 170

10.6. Редукционизм . . . 172

ТЕМА 11. ХИМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ВЕЩЕСТВ

11.1. Формы движения материи 173

11.2. Вещества и их свойства 173

11.3. Энергетические эффекты

химических реакций 175

11.4. Скорости химических реакций 177

11.5. Катализаторы химических реакций 178

11.6. Равновесие в химических реакциях 179

11.7. Принцип Ле Шателье 180

11.8. Модель, объясняющая равновесие 180

11.4.

473

ТЕМА 12. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ

12.1. Основные этапы становления

идеи развития в биологии 182

12.2. Концепции происхождения живого 183

12.2.1. Идея самопроизвольного

происхождения жизни 183

12.2.2. Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого 184

12.2.3. Гипотеза занесения живых существ

на Землю из космоса 185

12.2.4. Гипотеза Опарина 185

12.2.5. Современные концепции происхождения жизни 186

12.3. Биоэнергоинформационный обмен 187

12.4. Биологическая вечность жизни 189

12.5. Метаболизм . 193

ТЕМА 13. ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИИ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ

13.1. Эволюционная теория Дарвина 195

13.1.1. Изменчивость 196

13.1.2. Наследственность 198

13.1.3. Связь между наследственностью

и изменчивостью 199

13.1.4. Естественный отбор 200

13.2. Классы механизмов эволюции 206

13.2.1. Адаптационные механизмы 206

13.2.2. Катастрофические,

или пороговые, механизмы эволюции .... 207

13.2.3. Принцип А, Пуанкаре.

Закон дивергенции 208

13.3. Три периода формирования эволюционной теории Дарвина 209

13.4. Основные свойства развития 213

ТЕМА 14. ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИЙ

14.1. Отражение и движение 217

14.2. Внутренние и внешние

стороны отражения 218

14.3. Отражение — всеобщее свойство материи . 220

14.4. Основные свойства отражения 220

14.4.1. Аккумуляция 221

474

14.4.2. Избирательность 221

14.4.3. Опережающее отражение действительности '. 221

14.4.4. Адекватность 222

14.5. Адаптация. Проблемы адаптации живого

и принцип отражения 223

14.5.1. Адаптация 223

14.5.2. Проблемы адаптации живого

и принцип отражения 223

14.5.3. Взаимосвязь эволюции,

адаптации и организации живого 224

14.5.4. Исследование случайных и направленных

процессов повышения приспособляемости 225

14.6. Концепция адаптационного синдрома,

или стресса .227

14.6.1. Стадии адаптационного синдрома,

или стресса 228

14.6.2. Формирование естественного

кодекса поведения 233

14.6.3. Выводы 236

ТЕМА 15. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

15.1. Понятия пространства и времени 237

15.2. Развитие представлений

о пространстве и времени 238

15.3. Общие свойства пространства и времени . 239

15.4. Специфические свойства пространства

и времени 240

15.5. Пространство и время в микро-, макро-

и мегамире 241

15.5.1. Трехмерность пространства 243

15.5.2. п-мерность пространства 244

15.5.3. Социальное пространство 249

15.6. Время 253

15.6.1. Всеобщие и специфические

свойства времени 254

15.6.2. Проекции времени на сознание человека . 258

15.6.3. Социальное время 261

15.6.4. Идеи и гипотезы профессора

Н.А. Козырева 264

ТЕМА 16. САМООРГАНИЗАЦИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

16.1. Сущность проблем самоорганизации

в свете современной науки 269

475

16.1.1. Связь проблем самоорганизации материи

с кибернетикой 269

16.1.2. Синергетика как новое направление

междисциплинарных исследований ...... 274

16.2. Самоорганизация 278

16.2.1. Структурные компоненты

и свойства процесса самоорганизации .... 279

16.3. Характеристики процесса

самоорганизации .. , 281

16.3.1. Гомеостаз 281

16.3.2. Обратная связь 282

16.3.3. Информация 283

16.4. Роль синергетики в становлении нового

понимания 290

16.4.1. Синергетика и трактовка единства мира

в восточной философии 291

16.4.2. Синергетика и глобальный эволюционизм 292

16.5. Развитие научного знания

как синергетический процесс 298

16.6. Синергетика и социальное развитие 300

16.7. Синергетика и современное

видение мира 301

ТЕМА 17. УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ

17.1. Судьба научных идей В.И. Вернадского . . 305

17.1.1. Учение В.И. Вернадского 306

17.1.2. Значение идей В.И. Вернадского 307

17.2. Биосфера как живая саморегулирующаяся

система 308

17.2.1. Возникновение учения о биосфере 308

17.2.2. Основные идеи В.И. Вернадского

по проблемам биосферы 309

17.2.3. Составные части биосферы 310

17.2.4. Биосфера как саморегулирующаяся

система 313

17.3. Взаимодействие косного

и живого веществ 314

17.3.1. Живое вещество 314

17.3.2. Косное и живое вещества 315

17.4. Многообразие живых организмов —

основа организации и устойчивости

биосферы 319

17.4.1. Распределение живого вещества 321

17.4.2. Классификация живого вещества 323

17.4.1.

476

17.4.3. Миграция и распределение

живого вещества 324

17.4.4. Постоянство биомассы живого вещества . . 325

17.4.5. Функции живого вещества

в биосфере Земли .' 326

17.5. Факторы, свидетельствующие

в пользу земного происхождения жизни . . 327

17.6. Космопланетарный характер биосферы . . . 329

17.6.1. Этап «химической эволюции» 329

17.6.2. Природно-радиационный фон 330

17.6.3. Живое вещество как геологическая сила . . 330

17.6.4. Влияние магнитных полей

на космический характер биосферы 331

17.6.5. Компенсаторно-защитные функции

биосферы 332

17.7. Учение В.И. Вернадского о преобразовании

биосферы в ноосферу 333

17.7.1. Ноосфера — сфера Разума 334

17.7.2. Ноосфера и развитие общества 341

17.8. Единая картина развития мира 342

17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности . 343

17.8.2. Позиция универсального эволюционизма . 344

17.8.3. Ноосферный гуманизм

и проблемы экологии 344

ТЕМА 18. ЭКОЛОГИЯ. ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ

18.1. Экология 346

18.2. Законы экологии 347

18.2.1. Законы экологии Коммонера 347

18.2.2. Второе начало термодинамики

и экология 348

18.2.3. Взаимопронизывающие уровни

метасистем 350

18.2.4. Анализ законов экологии 358

18.2.5. Дополнительные законы экологии 359

18.3. Проблема рационального

природопользования 359

18.3.1. Принципы охраны природы 359

18.3.2. Принципы защиты биосферы 360

18.3.3. Мероприятия по охране природы 361

18.4. Закон необходимого разнообразия

в экологии 365

18.4.1. Проблема «человек — Вселенная» 366

18.4.2. Экология и культура 367

18.4.1.

477

18.4.3. Экология, право и мораль 367

18.5. Биоэтика 369

18.6. Ресурсная и биосферная модели развития . 373

18.6.1. Ресурсная модель 373

18.6.2. Биосферная модель » 374

18.6.3. Виды воздействия на биосферу 374

18.7. Модель устойчивой мировой системы .... 375

18.8. Прогнозы «Римского клуба» 376

ТЕМА 19. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ

И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

19.1. Социология и этика биологического

познания 380

19.2. Генетика 382

19.2.1. Законы Менделя 382

19-2.2. Развитие генетики 383

19.2.3. Основные понятия и термины

современной генетики 385

19.3. Развитие нервной системы 390

19.4. Генная инженерия 391

19.5. Программа «Геном человека» 394

ТЕМА 20. ЧЕЛОВЕК: ФИЗИОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

20.1. Человек 397

20.2. Экология человека и медицина 398

20.2.1. Здоровье человека 400

20.2.2. Проблема болезни и здоровья 402

20.2.3. Единство человека и природы 403

20.2.4. Валеология — новая наука

о здоровье души и тела 407

20.2.5. Валеологические уровни здоровья 409

20.3. Эмоции, творчество, работоспособность . . 411

20.3.1. Эмоции '. . . 411

20.3.2. Творчество 416

20.3.3. Работоспособность 417

20.3.4. Взаимосвязь здоровья, эмоций,

творчества, работоспособности 418

20.3.5. Самоактуализирующиеся личности 418

20.4. Сознание 420

20.4.1. Естественнонаучные данные

о мозге человека 421

20.4.2. Задачи мозга . , 422

20.4.3. Интеллект личности 422

20.4.2.

478

20.4.4. Информация и мозг 424

20.4.5. Исследования в области

человеческого мозга 425

20.4.6. Моделирование функций

человеческого мозга 426

20.5. Идея целостности 427

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Учебный план, программа курса «концепции

современного естествознания, темы семинарских занятий

и контрольных работ,

контрольные вопросы 430

Учебно-тематический план курса «Концепции

современного естествознания» 431

Литература 439

Темы семинарских занятий 441

Темы Контрольных работ 458

Основные вопросы по курсу

«Концепции современного естествознания» . . 464

Серия «Высшее образование»

Хорошавина Светлана Георгиевна

Концепции современного естествознания

КУРС ЛЕКЦИЙ

Ответственный редактор Оксана Морозова Технический редактор Галина Логвинова

Редактор Татьяна Краснолуцкая Компьютерная верстка: Алексей Петров

Подписано в печать 21.08.05. Формат 84x108 1/32. Бумага типографская. Гарнитура « Таймс». Тираж 5 000. Заказ № 3379

Издательство «Феникс»

344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80.

Тел.: (8632) 61-89-76, тел./факс: 61-89-50.

E-mail: morozova@

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «ИПП

«Курск».

305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109.

E-mail: kuisk-2005@

Качество печати соответствует качеству предоставленных заказчиком диапозитивов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Серия «высшее образование» концепции современного

    Документ
    Серия «Высшееобразование» С. Г. Хорошавина КОНЦЕПЦИИСОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ ... курсу «Концепциисовременного естествознания» . . 464 Серия «Высшееобразование» Хорошавина Светлана Георгиевна Концепциисовременного естествознания КУРС ...
  2. Серия «высшее образование» организация работы с

    Список учебников
    серия «ВЫСШЕЕОБРАЗОВАНИЕ» Государственный Университет управления ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ Учебник Рекомендовано Министерством образования ... но и другие современные средства обработки инфор­мации. Концепция СППР требует пересмотра ...
  3. Серия «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» М А Р К Е Т И Н Г КУРС ЛЕКЦИЙ Москва ИНФРА-М 1999

    Курс лекций
    Серия «ВЫСШЕЕОБРАЗОВАНИЕ» Л.Е.БАСОВСКИЙ М А Р К Е Т И Н Г КУРС ЛЕКЦИЙ Москва ИНФРА-М ... в середине» и стать убыточной. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Современнаяконцепция стратегического планирования предусматривает при ...
  4. Высшее образование тенденции развития (3)

    Аннотированный список
    ... в Болонском процессе 16. Нечаев, В. Д. О концепциисовременного гуманитарного образования [Текст] / В. Д. Нечаев // Высш. образование в России. - 2011. - № 3. - С. ... высшегообразования (на примере США) [Текст] / С. В. Борзов // Вестн. Моск. ун-та. Сер ...
  5. Качество высшего образования концепции проблемы решения аннотированный список литературы самара 2009

    Аннотированный список
    ... ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯ:КОНЦЕПЦИИ ... современный уровень развития высшегообразования, обеспечение и гарантирование качества высшегообразования , квалиметрию образования ... Самарского государственного технического университета. Сер.: Технические науки. — 2007 ...

Другие похожие документы..