Главная > Документ


1.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

На всех этапах развития человеческого познания наблюдается сложная взаимосвязь результатов философских и биологических исследований. Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь, которая восходит своими истоками к глубокой древности — античному периоду становления науки.

, Первичное знание о мире, накопленное в течение многих столетий первобытно-родового общества, еще не включало в себя ни философии, ни естествознания, а являлось совокупностью эмпирических (от греч. empeiria — опыт) сведений, верований, мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. С изобретением письменности и развитием материального производства темпы накопления знаний растут, и это приводит к возникновению науки, содержащей систему сведений и знаний о мире, а затем — к дифференциации наук.

Уже в Древней Греции в V—III вв. до н. э. наряду с философскими концепциями мироздания стали формироваться такие науки, как астрономия, математика (арифметика и геометрия в первую очередь), география, медицина, история.

Накапливались дифференцированные знания о практических сферах деятельности людей, таких как ведение сельского хозяйства, строительство, изготовление предметов быта, искусство военных операций и т.д. Вместе с тем изучались вопросы бытия и познания:

? какова сущность мира?

? в чем смысл жизни?

? познаваем ли мир и каковы законы и методы этого познания?

1.3.1. Натурфилософия как первая историческая форма знания

Первая историческая форма философского знания — натурфилософия, или философия природы, — сыграла значительную роль в становлении биологической науки. Благодаря материалистическому взгляду на природу, позволившему обобщить результаты человеческой практики, натурфилософия представляла собой целостное учение об окружающем мире, едином в своей сущности.

Древние философы (китайские, индийские, греческие) рассматривали в качестве материи какое-нибудь чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего сущего в мире. Сутью такого подхода явился поиск основы (субстанции) мира.

Субстрат — общая материальная основа всех процессов и явлений.

1.3.1.1. Естествознание VII-VI вв. до н. э.

Первые материалистические учения древности связаны с именами Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

Древнегреческий философ Фалес из Милета, живший в 640—564 до н. э., считал, что первоначалом всех вещей является вода и все произошедшее от нее наделено свойствами жизни, одушевлено. Мир, по его представлениям, возник из воды. Даже Земля, по его мнению, плавала в воде, подобно куску дерева. Принятие такого взгляда позволяет объяснить значение воды для жизни.

Фалес Милетский — философ, физик, математик, астроном — явился первым человеком в истории, который исследовал электрические явления, был автором нескольких геометрических теорем и в особенности их доказательств. Считается, что он был купцом, поддерживавшим оживленные связи между Грецией, ее колониями и Востоком, который много путешествовал, видимо, посетил Египет, где познакомился со знаниями египтян в таких науках, как математика и астрономия. Этот ученый данной эпохи предвидел солнечное затмение 585 до н. э., измерил высоту пирамиды, а также расстояния к недоступным предметам. Фалесу принадлежат первые сведения о том, что янтарь (по-греч. — «электрон») после трения приобретает свойства притягивать легкие тела, а также, что магнит может притягивать железо. Таким образом, круг вопросов, интересовавших его, был очень широк.

Анаксимандр — ученик Фалеса (640—547 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Первовещество он представлял себе более абстрактным, более неопределенным, бесконечным началом, или «апейроном», породившим и воздух и воду, в которой возникла жизнь. Им была высказана идея о происхождении человека «от животных другого вида» — рыб.

Представитель той же милетской школы, Анаксимен основой мироздания, или первоначалом всего, считал воздух, который явился, по его представлениям, источником не только жизни, но и психических явлений. Все вещи, по его мнению, происходили из воздуха за счет его сгущения и разряжения: воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества — земля, камни и т.п. — есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух. Воздух находится в непрерывном движении, которое мы воспринимаем в виде ветра, облаков, пламени. Значит, по Анаксимену, все вещи есть модификация воздуха, а воздух тогда — всеобщий субстрат вещей.

В рационалистическом отношении к внешнему миру первых греческих философов развивалось научное осмысление природы, общества, самой человеческой личности. В истории античной общественной мысли эта эпоха была отмечена решительным поворотом от преобладавшего ранее религиозно-мифологического восприятия к новому, научному его истолкованию.

1.3.1.2. Учение Гераклита об огне в виде первовещества

Идею о первовеществе глубоко развил Гераклит, считая, что таковым является не вода, воздух или апейрон, а огонь, ибо природа находится в вечном изменении, а из всех веществ наиболее изменчив именно огонь.

Гераклит (540—480 до н. э.) учил, что «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Огонь, по Гераклиту, — это первовещество и первосила. Благодаря изменениям огня материя превращается в воду и землю, тем самым единое становится многим и всем. Этот процесс умирания огня Гераклит называет «путем вниз». Но «путь вверх и вниз один и тот же: одновременно из воды возникает огненный смерч, все становится единым, все вещи превращаются в огонь, он воспламеняется, рождается». Выбор в качестве первостихии огня у Гераклита мог быть предопределен распространенными народными представлениями о всесокрушающей силе огненной стихии. Свою роль здесь, как и далее в учении Гераклита о борьбе противоположностей, могли сыграть также идеи древневосточной, а именно — персидской религиозной философии, воплощением которой является солнечный бог Митра, обеспечивающий победу силам света в их борьбе с силами тьмы. Обоснованный выбор огня в качестве вечносущей, всепроникающей и наделенной способностью к развитию основы мира, по существу, является материальной первостихией, но в то же время соответствует духу ранней греческой философии, не лишенной некоторого мистического свойства.

Точное знание обогатилось тремя великими идеями Гераклита:

? идеей вечного движения;

? идеей единства Вселенной;

? идеей закономерности явлений.

Для биологии они впоследствии означали признание изменения живой природы, единство живых форм, закономерностей и явлений материального мира.

Мир существует в представлении Гераклита от века, но его существование связано с круговоротом материи: «Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, смерть воздуха — рождение огня и наоборот». Главным элементом, однако, всегда остается огонь, а далее огненное вещество в мире — товарная сущность. «Все обменивается на огонь и огонь — на все, подобно тому, как золото — на товары, а товары — на золото».

Великолепно сопоставление Гераклитом жизненного процесса с водным потоком:

«На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны»;

«В ту же реку мы вступаем и не вступаем, существуем и не существуем»;

«Нельзя в ту же реку войти дважды»;

«Рассеивается и вновь собирается, приходит и уходит»;

«Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется» и т.д.

Изменение, по Гераклиту, является результатом борьбы противоположных начал. Жизнь и смерть — тоже непрерывно борющиеся противоположности. «Враждующее соединяется, из расходящихся — прекрасная гармония, и все происходит через борьбу... Бессмертные смертны, смертные бессмертны, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают...». «Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и сияющее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе — в первом». «Следует знать, — говорит Гераклит, — что борьба всеобща, что справедливость — в распре и что все рождается через распрю и по необходимости».

Борьба противоположностей, таким образом, составляет суть жизненного процесса, является стержнем существования, она оказывается той гармонией, на которой держится целое: «Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается».

Венчает всю эту диалектическую конструкцию закономерное в этой связи утверждение об относительности всего сущего: «Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнивать с родом человеческим». Но и человеку гордиться особо нечем: «Мудрейший из людей — обезьяна перед Богом как по мудрости, так и по виду и во всем другом».

Важнейшей частью учения Гераклита является учение о логосе, душе, Боге. Жизнь мира подчинена известной закономерности, которую он именует логосом (по-греч. «слово», «речь», а также «смысл», «разум»). Эта закономерность существует от века, раньше даже возникновения Земли. Она пронизывает весь космос, включая населяющих этот мир людей.

Душа мыслится у Гераклита как важнейшее одухотворяющее начало в человеке: «Душе смерть — воде рождение, воде смерть — земле рождение, из земли ведь вода рождается, а из воды — душа». Главное в учении Гераклита о душе состоит в установлении связи между душой человека и общим логосом, душа у него сопричастна последнему и этим объясняются неисчерпаемые потенциальные возможности человеческого разума. «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом. Душе присущ самообогащающийся логос». «Истинная мудрость, — указывает Гераклит, — состоит в постижении логоса, т.е. общей закономерности, направляющей жизнь космоса: ведь существует единственная мудрость: познать замысел, устроивший все через все». «Высшая мудрость заключается в постижении общего, в умении абстрагировать, а это, — как подчеркивает Гераклит, — сплошь и рядом не под силу даже философу». «Разумение — величайшая добродетель, а мудрость в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей внимая».

Таким образом:

1. Гераклит первым протянул нити от жизни природы к жизни духа.

2. Гераклит развил цельный взгляд на природу мира и пронизывающую его закономерность.

1.3.1.3. Естествознание V в. до н. э. Учения философов Эмпедокла и Анаксагора

Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу.

Материалистические традиции философов VI в. до н. э. нашли свое продолжение в философских воззрениях V в. до н. э. Здесь необходимо выделить учение Эмпедокла о любви и вражде как основе существования всех веществ. Эмпедокл из Агригента (490—430 до н. э.) основу существования всех веществ видел в соединении и разложении четырех корней: огня, воздуха (эфира), воды и земли, которые осуществляются благодаря действию двух противоположных сил: любви и вражды. Первая стихия соединяет, а вторая — разъединяет. Их гармония приводит к устойчивому равновесию мира — Сферосу.

Эти четыре элемента: вода, земля, огонь и воздух являются корнями всех вещей, корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-то другого, ни переходить друг в друга. Все вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях.

Эмпедокл высказал догадку об эволюции живых существ в результате естественного отбора. По мнению Эмпедокла, сначала возникают отдельные органы животных, затем они случайно соединяются между собой, в результате чего выживают те из животных, части которых оказались наиболее подходящими друг другу. Поэтому его можно считать отдаленным предшественником Ч. Дарвина, так как он пытался объяснить происхождение различных целесообразных форм живой природы путем борьбы и выживания наиболее приспособленных из них.

Анаксагор — первый крупный представитель философской мысли V в. до н. э. Анаксагор из Клазомен (в Малой Азии) (500—428 до н. э.) — известный государственный деятель древних Афин в период их расцвета. Движущей силой, обуславливающей соединение и разделение элементарных частиц, он считал ум, который представлял как тончайшее вещество. Он создал учение о частицах, которое впоследствии послужило основой возникновения атомистического материализма. Этот мыслитель древности считал, что человеческое тело, пища — все состоит из «семян», делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица другой, в белом заключено черное, в черном — белое, в тяжелом — легкое и т.д. «Жизнь мира, — подчеркивал Анаксагор, — есть процесс». Он сделал первый шаг к признанию структурности, организованности мира. Укрепляясь по мере развития знаний о мире, оно наиболее прочное обоснование получило в атомистических представлениях древних философов.

1.3.1.4. Естествознание IV в. до н.э.

Идеи атомистического материализма

в учениях Левкиппа и Демокрита

Основные идеи атомистического материализма воплотились в изучении свойств живой природы древнегреческим ученым Левкиппом и его учеником Демокритом (IV в. до н. э.). Левкипп считается одним из создателей античной атомистики и известен в истории как учитель Демокрита. Демокрит был первым энциклопедическим умом среди греков. Его смелый взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие науки. Демокрит исходил из того, что в основе мироздания лежат атомы, которые неделимы, подвижны, отличаются по форме и положению в пространстве, что и определяет свойства вещей.

По Демокриту, существует два первоначала вещей: атомы и пустота, а бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны, например, душа состоит из круглых атомов. Они не подвергаются никакому воздействию извне, не способны ни к какому изменению, вечны и неуничтожимы. Они обладают определенными размерами, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы не видны. «Жизнь, — с точки зрения Демокрита, — это соединение атомов, смерть — их разложение». Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться. Из вихревого движения атомов происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены богами, а возникают и уничтожаются естественным путем, по закону необходимости.

Свою теорию познания Демокрит основывал на предположении о том, что из тел истекают, отделяются легкие «оболочки» вещей, которые воздействуют на органы чувств. Знание посредством разума доходит до обнаружения атомов и пустоты. Продолжателями материализма Демокрита стали греческий философ Эпикур, а позднее — римский философ Лукреций.

1.3.1.5. Выделение медицины из натурфилософии и учение Гиппократа

В ходе развития научного знания общие представления о сущности жизни постепенно конкретизировались, в результате чего связь философии и специальных наук становилась более опосредованной. В V— IV в. до н. э. начинается выделение из натурфилософии медицины. Выдающийся врач античного мира Гиппократ (460—370 до н. э.) и его последователи призывали приступить к изучению конкретных явлений, поставляемых медицинской практикой, и отказаться от умозрительных заключений. Они накопили сведения о строении и функциях отдельных органов, внутренних и хирургических болезнях, способах их лечения, причинах болезней через призму представлений об основных силах природы.

Древнегреческий врач, реформатор античной медицины, Гиппократ, оставил труды, ставшие впоследствии основой дальнейшего развития клинической медицины, в которых отражены представления о целостности организма, индивидуальном подходе к больному и его лечению. С именем Гиппократа связано положение о высоком моральном облике и образе эстетического поведения врача. Сжатая формулировка моральных норм поведения врача изложена в тексте, называемом «клятвой Гиппократа», которую должны давать выпускники медицинских училищ и институтов.

1.3.1.6. Естествознание IV-III вв. до н. э. Учения Платона, Аристотеля, Теофраста

В IV—III вв. до н. э. формируются идеалистические представления. Выдающийся древнегреческий ученый Платон (428—348 до н. э.) создал учение о том, что все компоненты Вселенной упорядочил Бог. Он рассматривал материю как проекцию мира идей. Для того чтобы материя, по Платону, превратилась в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея. Мир идей Платон считал первичным, а мир чувственных вещей — вторичным и производным. Вещи для Платона — лишь тени мира идей, т.е. предметы природы, например, дерево, лошадь, вода являются порождением потусторонней идеи дерева, идеи «лошадности» и т.п. Он утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, поскольку они не выходят за пределы предметного мира. Источником истинного знания являются воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело.

Живой организм у Платона также создается из четырех компонентов: огня, воды, воздуха и земли, которые в нормальном организме характеризуются общими пропорциями, взаимосвязями. Платон создал также учение о насильственной и естественной смерти, которые затем, спустя более 20 веков развил И.И. Мечников. Сочинения Платона являются высокохудожественными диалогами. Важнейшие из них, касающиеся естествознания: «Федр» — учение об идеях; «Теэтет» — теория познания; «Тимей» — натурфилософия.

С именем Платона связан платонизм — направление в древнегреческой философии IV в. до н. э. В широком смысле платонизм — идеалистические течения в философии, находящиеся под влиянием Платона и в первую очередь, — его учения об идеях. Прямое или косвенное воздействие платонизма испытала вся европейская идеалистическая философия.

У последователя и ученика Платона Аристотеля (384—322 до н. э.) материя тоже существует как возможность реального мира, которая превращается в действительность только в результате его соединения с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога. Возможность реализации формы происходит благодаря движению и изменению, ведущим к определенной цели.

Аристотель родился в греческой колонии Стагира во Фракии в семье придворного врача Македонии. В возрасте 17 лет он отправился в Афины, в то время центр культуры и науки, где в Академии Платона в течение 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, приобретал философские знания. В 343 до н. э. по приглашению царя Македонии Филиппа прибыл в столицу этой страны, чтобы учить и воспитывать его сына Александра, впоследствии одного из самых знаменитых полководцев древности — Александра Македонского.

С ранних лет Аристотеля интересовали явления природы. Кроме того, он увлекался почти всеми областями знаний своего времени и оставил много трудов по логике, психологии, истории, политике, этике, эстетике, зоологии, физике, географии, астрономии, ботанике, т.е. охватывал своим гениальным умом весь доступный круг знаний древнего мира в области естественных и гуманитарных наук.

Аристотель дал трактовку строения, развития и свойств организмов, поэтому по праву считается основателем биологической науки. Как уже отмечалось, каждая вещь, по Аристотелю, состоит из двух начал: материи и формы. Форма материализуется, материя формируется. Форма всех форм — мысль, разум, который «мыслит сам по себе», — это Бог, играющий роль двигателя мира, который един и вечен. Однако идеалистические воззрения сочетались у него с развитием точного знания. Он заложил основы зоологии, систематики животных, общей морфологии и сравнительной анатомии, а также развил идею Платона о связи строения и функций животных с их образом жизни.

Аристотелю принадлежит формулировка закона корреляции: «Природа не может одновременно направлять один и тот же материал в разные места. Расщедрившись в одном направлении, она экономит на других... Изменения в одном органе вызывают перемены в другом». У Аристотеля рассуждения о корреляции органов связаны с представлениями о целостности природы организмов.

Ученик и друг Аристотеля Теофраст (372—287 до н. э.) впервые систематизировал философские воззрения древнегреческих ученых от Фалеса до Платона, изложив их в 18 томах. Он создал ряд фундаментальных трудов, посвященных изучению жизни растений (к сожалению, все труды Аристотеля по ботанике не сохранились), и по праву является одним из первых ботаников древности. Теофраст — автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.), философии и психологии. Он создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений. В отличие от Аристотеля, видевшего в природе целесообразность, Теофраст обнаружил в ней и бесполезные, вредные части организации, например, рудиментарные органы у животных. Он высказал также соображение, что большинство растений размножается посредством семян.

1.3.1.7. Философия Эпикура и Лукреция как завершение материалистических воззрений Древней Греции

Высшим этапом атомистического материализма была философия Эпикура (341—270 до н. э.), явившаяся завершением материалистических воззрений Древней Греции. В 306 до н. э. в Афинах он обосновал философскую школу. Философию Эпикур делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Все существующее, по Эпикуру, есть результат движения и столкновения атомов, т.е., возрождая атомизм Демокрита, он внес в него оригинальные изменения, высказал гениальные догадки, подтвержденные дальнейшим развитием науки.

«Вселенная состоит из тел и пространства, в числе тел одни есть соединения, а другие — то, из чего состоят соединения. Эти последние неделимы и неизменяемы. Вселенная безгранична», — говорил Эпикур. В его воззрениях прослеживается связь со взглядами Демокрита, Гераклита, Аристотеля. Философские представления Эпикура о безграничности Вселенной лежат в основе его понимания жизни как безграничного явления.

Основой познания Эпикур признавал ощущения, которые сами по себе всегда истинны, так как исходят из объективной реальности. Ошибки возникают из истолкования ощущений. Утверждая материальность и смертность души, Эпикур выступает против невежества и суеверия, порождающих страх перед богами и смертью. Он признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространстве между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Он также признавал вечность материи, обладающей внутренним источником движения.

Девиз Эпикура: «Живи уединенно». Цель жизни, по Эпикуру, — это отсутствие страданий, здоровье тела и безмятежное состояние духа. Для достижения счастья следует освободиться от предрассудков, овладеть знанием законов природы, которое освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Эпикур пытается построить этическую теорию разумного наслаждения, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижение спокойного и радостного состояния духа.

Толкователем и популяризатором философии Эпикура был римский поэт и философ Лукреций (99—55 до н. э.). В своем произведении «О природе вещей» Лукреций в поэтической форме излагает философию атомистического материализма. В полном согласии с греческими философами Демокритом и Эпикуром он провозглашает основные положения материализма:

? в мире нет ничего, кроме вечно существующей, движущейся материи, состоящей из мелких, неделимых частей — атомов;

? Вселенная бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих;

? из ничего не творится ничто по божественной воле.

Все разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов. Уничтожение вещей есть только распад атомов. Основным условием образования вещей природы, по мысли Лукреция, является наличие пустоты. Материя и пустота составляют единство, без которого невозможно движение, а следовательно, сцепление и распад атомов.

Лукреций стоял на позициях познаваемости материального мира. Источником познания внешнего мира является чувственное восприятие. Будучи разнообразными по форме (круглые, угольные, шероховатые, гладкие и т.д.), атомы воздействуют на органы чувств, вызывая различные восприятия. Чувства служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание.

Лукреций в поэме «О природе вещей», которая несколько раз издавалась на русском языке, большое внимание уделял описанию явлений природы: грому, молнии, дождю и т.д. Атомизм Лукреция содействовал распространению науки и оказывал огромное влияние на ее последующее развитие.

Кроме вышеизложенного Лукреций высказал ряд собственных оригинальных идей:

? раз Вселенная безгранична, значит, жизнь существует не только на Земле, но и в других мирах;

? признавал естественное происхождение живых существ, хотя считал, что все состоит из атомов:

? считал, что жизнестойкие организмы формируются не сразу, а проходят через стадии уродливых превращений, тем самым закладывал основу эволюционных воззрений на живую природу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Серия «высшее образование» концепции современного

    Документ
    Серия «Высшееобразование» С. Г. Хорошавина КОНЦЕПЦИИСОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ ... курсу «Концепциисовременного естествознания» . . 464 Серия «Высшееобразование» Хорошавина Светлана Георгиевна Концепциисовременного естествознания КУРС ...
  2. Серия «высшее образование» организация работы с

    Список учебников
    серия «ВЫСШЕЕОБРАЗОВАНИЕ» Государственный Университет управления ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ Учебник Рекомендовано Министерством образования ... но и другие современные средства обработки инфор­мации. Концепция СППР требует пересмотра ...
  3. Серия «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» М А Р К Е Т И Н Г КУРС ЛЕКЦИЙ Москва ИНФРА-М 1999

    Курс лекций
    Серия «ВЫСШЕЕОБРАЗОВАНИЕ» Л.Е.БАСОВСКИЙ М А Р К Е Т И Н Г КУРС ЛЕКЦИЙ Москва ИНФРА-М ... в середине» и стать убыточной. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Современнаяконцепция стратегического планирования предусматривает при ...
  4. Высшее образование тенденции развития (3)

    Аннотированный список
    ... в Болонском процессе 16. Нечаев, В. Д. О концепциисовременного гуманитарного образования [Текст] / В. Д. Нечаев // Высш. образование в России. - 2011. - № 3. - С. ... высшегообразования (на примере США) [Текст] / С. В. Борзов // Вестн. Моск. ун-та. Сер ...
  5. Качество высшего образования концепции проблемы решения аннотированный список литературы самара 2009

    Аннотированный список
    ... ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯ:КОНЦЕПЦИИ ... современный уровень развития высшегообразования, обеспечение и гарантирование качества высшегообразования , квалиметрию образования ... Самарского государственного технического университета. Сер.: Технические науки. — 2007 ...

Другие похожие документы..