Главная > Отчет

1

Смотреть полностью

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СамГУПС)

УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор –
проректор по учебной работе

_______________И.К. Андрончев

«____»_________________2011 г.

ОТЧЕТ

о самообследовании основной образовательной программы по специальности

__________190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»

(код, наименование специальности или направления)

Самара 2011

1 Общие сведения о специальности и выпускающей кафедре

Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» ведется в Самарском государственном университете путей сообщения с 1974 года. Право университета на подготовку специалистов подтверждено лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5 мая 2009 серия АА №001572, рег. № 1566. Специальность аккредитована (свидетельство о государственной аккредитации от 05.05.2009 г. серия АА №001955, рег.№1916).

Подготовка специалистов ведется на Электротехническом факультете. Выпускающей кафедрой является кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». Год основания кафедры 1976, зав. кафедрой – к.т.н., доцент Гуменников Валерий Борисович.

Перечень специальностей, по которым кафедра обеспечивает подготовку специалистов в настоящее время: 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», формы обучения: дневная, заочная.

За кафедрой закреплено 53 учебные дисциплины. Среднегодовой объем учебной работы кафедры составляет 28000 часов.

Общая балансовая стоимость оборудования составляет 12510 тыс. рублей.

Издано два учебника для ВУЗов железнодорожного транспорта, 2 монографии и три учебных пособия с грифом УМО. Защищены 4 кандидатские диссертации по специальности 05.13.05 – Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления.

Студенты специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» активно участвуют в научных исследования. За отчетный период ими получено свыше 25 патентов на изобретения и полезную модель, зарегистрировано 10 программ для ЭВМ. Студенты специальности неоднократно выходили победителями Всероссийских и областных конкурсов научных работ. Выпускники кафедры получили около 30 Грантов различных железных дорог по дипломному проектированию.

Преподаватели кафедры активно участвуют в проведении занятий курсов повышения квалификации работников железнодорожного транспорта. Проводятся занятия для специалистов хозяйства автоматики и телемеханики, а также подразделений Самарской Дирекции связи. В настоящее время готовится программа для повышения квалификации работников различных метрологических служб.

Свою деятельность по подготовке дипломированных специалистов специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» кафедра «АТС на железнодорожном транспорте» осуществляет на основании Законов РФ “Об образовании”, ”О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Устава вуза, приказа о лицензировании специальности, Государственного образовательного стандарта по специальности, примерного учебного плана и программ дисциплин, разработанных в установленном порядке, плана набора, приказов Министерства образования и науки РФ, ректора университета и решений Ученого совета вуза и совета факультета, а также иных нормативных документов.

На основании протоколов заседаний кафедр анализируются:

    – периодичность и полнота рассмотрения вопросов совершенствования качества подготовки выпускников данной специальности;

    – вопросы обновления содержания подготовки выпускников по данной ООП;

    – вопросы формирования перечня дисциплин, устанавливаемых вузом, в том числе по выбору студентов;

    – вопросы совершенствования методического обеспечения национально-регионального (вузовского) компонента ГОС по реализуемой вузом ООП;

    – обсуждение и принятие решений по изменениям и дополнениям программ дисциплин (с обязательным сохранением системности и методической целостности курсов), программ практик, введению новых тем курсовых и дипломных проектов (работ);

    – конструктивность обсуждений, реальность и конкретность принимаемых решений, их реализацию.

2 Структура подготовки специалистов. Сведения по основной образовательной программе

Численность студентов, обучающихся по основной образовательной программе (ООП) составляет 963 чел, в т.ч.: 461 – на дневной форме обучения, 502 – на заочной форме обучения. Из них обучается на условиях полной компенсации затрат на обучение: 16 - на дневной форме обучения, 262 – на заочной форме обучения.

Количество выпускников в прошедшем учебном году: 74 – по дневной форме обучения, 127 – по заочной форме обучения. На работу направлено 100% выпускников. В текущем учебном году на 1 курс зачислено 107 чел. по очной форме обучения и 123 чел. по заочной форме обучения. Конкурс на данную специальность в текущем учебном году составил: 7,4 чел/место на дневную форму обучения и 2,7 чел/место на заочную форму обучения.

Из стран СНГ обучается: 3 чел.

Основные показатели контингента, обучающегося по основной образовательной программе (ООП) приведены в Прил.2.

Динамика выпуска по годам приведена на рис. 2.1.

Таблица 2.1.

Дневное

Заочное

Итого

Бюджет

ПК

Бюджет

ПК

2007

66

40

87

193

2008

71

40

82

193

2009

87

40

92

219

2010

74

3

62

62

201

Таблица 2.2

Динамика приема контингента и выпуска по годам (очная форма обучения)

Год поступления

Прием

Выпуск указанного года поступления

Сохранность контингента, %

Бюджет

ПК

Бюджет

ПК

Бюджет

ПК

2007

77

11

66

2008

111

3

71

2009

94

8

87

2010

101

6

74

3

Объем еженедельной аудиторной нагрузки по очной форме обучения составляет 26,9 часов.

Стоимость обучения одного студента по очной форме за последний учебный год для обучающихся на платной основе составляет 60 тыс.руб.

Кафедра осуществляет подготовку аспирантов по специальностям 05.22.08 - «Управление процессами перевозок», 05.13.05 – «Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления», 05.13.01 – «Системный анализ, управление и обработка информации», 05.11.16. – «Информационно-измерительные и управляющие системы».

Контингент аспирантов составляет 12 человек.

Кафедра участвует в реализации 3 программ дополнительного профессионального образования: «Современные методы технической эксплуатации устройств СЦБ», «Актуальные вопросы в преподавании спецдисциплин специальности 220204», «Первичные сети связи СТМ, контингент обучающихся по ним составляет более 100 чел.

Кроме того, преподаватели кафедры проводят обучение студентов 3 курса по двум рабочим профессиям: «Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)», «Электромонтер по обслуживанию и ремонту аппаратуры и устройств связи».

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 2: контингент студентов в течение последних 5 лет существенно не меняется; кафедра активно участвует в реализации программ дополнительного профессионального образования.

Учитывая это, можно рекомендовать кафедре осуществлять дистанционное обучение по данным программам в соседних регионах (Пензенская обл., Оренбургская обл., Саратовская обл., Респ. Башкортостан на базе техникумов и филиалов СамГУПС).

3 Содержание подготовки специалистов

Основная составляющая качества высшего образования – это качество основной образовательной программы (ООП), которая представляет собой комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.

ООП разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности с учетом примерного учебного плана и примерных программ учебных дисциплин, утвержденных Минобрнауки России.

В структуру ООП входят:

- концептуальная пояснительная записка, определяющая цели ООП, ее особенности, а также описание вузовского компонента;

- государственный образовательный стандарт по соответствующему направлению подготовки или по специальности;

- примерный учебный план;

- перечень специализаций профессиональной подготовки, реализуемых в рамках специальности, утвержденных Ученым советом университета (и согласованных с соответствующим учебно-методическим объединением);

- учебный план по специальности, разработанный в университете;

- совокупность университетских рабочих программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП;

- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации.

Структура учебного плана по образовательной программе соответствует требованиям ГОС ВПО: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – 1800 часов; цикл математических и естественно-научных дисциплин – 1760 часов; цикл общепрофессиональных дисциплин – 1728 часов; цикл специальных дисциплин – 1548 часов; цикл дисциплин специализации – 976 часов.

Аудиторная нагрузка по циклам дисциплин не превышает 55% от общего объема часов.

Объём аудиторной нагрузки студентов составляет 26,9 часов в неделю (норматив - 27 часов в неделю), что соответствует требованиям ГОС.

Учебно-методические комплексы дисциплин, входящих в учебный план ООП соответствуют требованиям, утвержденным приказом ректора от 10.11.2005 г. № 432, согласно которому в УМК дисциплины входят:

- государственный образовательный стандарт ВПО;

- рабочая учебная программа дисциплины;

- методические указания по выполнению курсовых проектов (работ);

- методические указания по выполнению лабораторных работ;

- методические указания, комплект исходных данных и образцы выполнения контрольных работ;

- фонд тестовых и контрольных вопросов для текущей оценки знаний по дисциплине;

- комплект образцов экзаменационных билетов;

- справка об обеспеченности дисциплины учебной и учебно-методической литературой;

- справка об обеспеченности дисциплины кадрами профессорско-преподавательского состава;

- перечень программного обеспечения;

- сведения об оснащенности учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием.

3.1 Учебные программы дисциплин и практик,

диагностические средства

Учебные (рабочие) программы дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», соответствуют требованиям ГОС.

ГОС определены требования к обязательному минимуму содержания ООП по направлению подготовки дипломированного специалиста следующих дисциплин (Табл. 3.1). Объем часов дисциплин соответствует требованиям ГОС.

Таблица 3.1

Сопоставление объема дисциплин предусмотренных учебным планом специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов по ГОС

Всего часов по учебному плану

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические

дисциплины

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык:

340

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура:

408

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история:

136

136

ГСЭ.Ф.04

Психология и педагогика:

118

118

ГСЭ.Ф.05

Философия:

146

146

ГСЭ.Ф.06

Экономика:

112

112

Р.1

Основы Российского законодательства (Правоведение)

54

54

Р.2

Теория и история культуры (Культурология)

54

54

Р.3

Социология и политология

54

54

Р.4

Религии мира

54

54

Р.5

Русский язык и культура речи

54

54

В.1.1

Христианская антропология

70

70

В.1.2

История Русской Православной церкви

70

70

В.1.3

Культурно-религиозное наследие России

70

70

В.1.4

Наука и религия

70

70

В.1.5

Социальные концепции православной культуры

70

70

В.2.1

История науки и техники

70

70

В.2.2

Проблемы современного научного знания

70

70

В.2.3

Этика и эстетика

70

70

В.3.1

Речевой имидж делового человека

60

60

В.3.2

Деловой иностранный язык

60

60

В.4.1

Психология управления

70

70

В.4.2

История и теория религии

Всего по циклу:

1800

1800

ЕН

Общие математические и естественнонаучные

дисциплины

ЕН.Ф.01

Математика:

600

600

ЕН.Ф.02

Информатика:

200

200

ЕН.Ф.03

Физика:

400

400

ЕН.Ф.04

Математическое моделирование систем и процессов:

120

120

ЕН.Ф.05

Химия:

70

70

ЕН.Ф.06

Экология:

70

70

Р.1

Физические основы полупроводниковых приборов

150

150

ЕН.В.1.1

Операционное исчисление

75

75

ЕН.В.1.2

Функции комплексного переменного

75

75

ЕН.В.2.1

Физические основы железнодорожной автоматики и телемеханики

75

75

ЕН.В.2.2

Физические основы железнодорожной связи

75

75

Всего по циклу:

1760

1760

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

ОПД.Ф.01

Инженерная графика

120

120

ОПД.Ф.02

Прикладная механика

80

80

ОПД.Ф.03

Теоретические основы электротехники:

288

288

ОПД.Ф.04

Электроника

108

108

ОПД.Ф.05

Метрология, стандартизация и сертификация:

108

108

ОПД.Ф.06

Материаловедение.

108

108

ОПД.Ф.07

Безопасность жизнедеятельности:

160

160

ОПД.Ф.08

Электрические машины и электропривод:

108

108

ОПД.Ф.09

Теория дискретных устройств автоматики и телемеханики:

108

108

ОПД.Ф.10

Основы технической диагностики:

120

120

ОПД.Ф.11

Основы теории надежности:

120

120

Р.1

Теоретическая механика

60

60

Р.2

Основы схемотехники устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи

60

60

Р.3

Введение в специальность

30

30

ОПД.В.1.1

Электрические основы железнодорожной автоматики и телемеханики

150

150

ОПД.В.1.2

Электрические основы железнодорожной связи

150

150

ОПД.В.1.3

Компьютерное моделирование устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи

150

150

ОПД.В.1.4

Волоконно-оптические линии связи

150

150

Всего по циклу:

1728

1728

СД.00 Цикл специальных дисциплин

Ф.1

Общий курс железных дорог

70

70

Ф.2

Теоретические основы автоматики, телемеханики и связи

230

230

Ф.3

Системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи

120

120

Ф.4

Теория линейных электрических цепей железнодорожной автоматики, телемеханики и связи

200

200

Ф.5

Линии железнодорожной автоматики, телемеханики и связи

140

140

Ф.6

Теория передачи сигналов железнодорожной автоматики, телемеханики и связи

230

230

Ф.7

Каналообразующие устройства железнодорожной автоматики, телемеханики и связи

230

230

Ф.8

Электропитание устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи

120

120

Ф.9

Микропроцессорные информационно-управляющие системы и устройства

108

108

Ф.10

Организация производства дистанций сигнализации и связи

100

100

Итого по циклу:

1548

1548

ДС. Дисциплины специализации

1

Автоматика и телемеханика на перегонах

300

300

2

Станционные системы автоматики и телемеханики

300

300

3

Диспетчерская централизация

200

200

4

Измерения в устройствах автоматики и телемеханики

88

88

5

Труд руководителя в подразделениях железнодорожного транспорта

88

88

6

Микроэлектронные системы интервального регулирования движения поездов

300

300

7

Микроэлектронные системы станционной А и Б

300

300

8

Системы диспетчерского управления

200

200

9

Измерения микроэлектронных системах А и Т

88

88

10

Труд руководителя в подразделениях железнодорожного транспорта

88

88

11

Автоматическая телефонная связь на ж.д. транспорте

300

300

12

Многоканальная связь на ж.д. транспорте

300

300

13

Передача дискретной информации на ж.д. транспорте

200

200

14

Измерения в технике связи

88

88

15

Труд руководителя в подразделениях железнодорожного транспорта

88

88

16

Автоматическая телефонная связь на ж.д. транспорте

300

300

17

Волоконно-оптические системы передачи информации

300

300

18

ПДИ и передача данных по цифровым сетям

200

200

19

Измерения в волоконно-оптических системах связи

88

88

20

Труд руководителя в подразделениях железнодорожного транспорта

88

88

Итого по циклу:

976

976

Содержание дисциплин соответствует требованиям ГОС.

Учебные (рабочие) программы дисциплин кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» разрабатываются ведущими преподавателями дисциплин, рассматриваются и утверждаются на заседаниях кафедры, подписываются заведующим кафедрой «АТС на ж.д.транспорте» и согласовываются председателем учебно-методической комиссии специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». После этого учебные программы утверждаются начальником Учебно-методического управления СамГУПС.

Учебные (рабочие) программы дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», пересматриваются ежегодно.

Учебные программы соответствуют современным тенденциям и уровню развития систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, включая микроэлектронные и цифровые системы.

Содержание естественно-научного и социально-гуманитарного циклов дисциплин соответствует профессиональной направленности специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте».

При составлении рабочих программ дисциплин предусмотрена взаимосвязь изучаемых дисциплин обще профессионального и специального циклов с дисциплинами естественно-научного и социально-гуманитарного циклов.

В содержании дисциплин исключается дублирование.

Диагностические средства (экзаменационные билеты, тесты, комплексные контрольные задания и др.) соответствуют требованиям к знаниям и умениям выпускников.

При выполнении курсовых работ, проектов, контрольных работ в качестве исходных данных используются реальные данные Куйбышевской, Приволжской и Южно-Уральской железных дорог.

Программы практик разрабатываются на основании: Государственного образовательного стандарта, учебного плана по специальности, рабочего учебного плана, примерной рабочей программы, рекомендаций УМО.

Цель учебной практики - углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения студентов на первом курсе.

Место проведения практики: лаборатории и учебный полигон кафедры «АТС».

Цель производственной практики - углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин; ознакомление с предприятием; изучение технологических процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта устройств и систем обеспечения движения поездов; приобретение начального опыта профессии технолога и инженера по эксплуатации и ремонту устройств и систем обеспечения движения поездов.

Место проведения практики: дистанции СЦБ и региональные центры связи. Цель преддипломной практики - углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации; приобретение практического опыта инженерной деятельности; подбор, систематизация и анализ информационных материалов для выпускной квалификационной работы.

Место проведения практики: дистанции СЦБ и региональные центры связи; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, в которых возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

3.2 Программы и требования

к выпускным квалификационным испытаниям

Итоговая государственная аттестация специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» включает защиту выпускной квалификационной работы.

Итоговая государственная аттестация полностью соответствует ООП, которую студент освоил за время обучения.

Дипломный проект (выпускная квалификационная работа) предоставляется в форме пояснительной записки и иллюстративного материала (чертежей, графиков). Содержание, объем и структура дипломного проекта соответствует Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, государственного образовательного стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста «Системы обеспечения движения поездов» и методических рекомендаций УМО по образованию в области железнодорожного транспорта.

Содержание выпускной квалификационной работы соответствует задачам деятельности выпускника (требованиям ГОС):

а) производственно-технологическая деятельность:

- эксплуатация, техническое содержание и ремонт устройств и систем обеспечения движения поездов;

- организация производственного и технологического процессов на предприятиях;

– разработка технологии монтажа оборудования;

– разработка технической документации;

- надзор за качеством проведения и соблюдением технологии работ по производству и ремонту устройств и систем обеспечения движения поездов, а также надзор за безопасной их эксплуатацией;

- эффективное использование материалов и оборудования при техническом обслуживании и ремонте устройств и систем обеспечения движения поездов;

б) организационно-управленческая деятельность:

– организация коллектива исполнителей, принятие управленческих решений;

- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;

- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции;

– организация ремонта устройств и систем обеспечения движения поездов;

– осуществление технического контроля и управления качеством при проектировании и изготовлении устройств и систем обеспечения движения поездов;

– обучение и аттестация обслуживающего персонала;

в) проектно-конструкторская деятельность:

- формулирование целей проекта, критериев и способов достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, разработка технических решений, систем и средств изготовления, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;

- использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

- конструирование новых образцов устройств и систем обеспечения движения поездов;

- разработка конструкторской документации для ремонта, модернизации и модификации устройств и систем обеспечения движения поездов;

- разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний.

г) научно-исследовательская деятельность:

– информационный поиск и анализ информации по объектам исследования;

– анализ состояния и динамики объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа;

– моделирование исследуемых явлений или процессов;

– разработка планов, программ и методик проведения исследований;

– техническое, организационное обеспечение и реализация исследований;

- анализ результатов исследования и разработка предложений по их внедрению.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 3:

1.Учебные (рабочие) программы дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», соответствуют требованиям ГОС.

2.Учебные программы соответствуют современным тенденциям и уровню развития железнодорожных систем автоматики, телемеханики и связи.

3.При выполнении курсовых работ, проектов, контрольных работ в качестве исходных данных используются реальные данные Куйбышевской, Приволжской и Южно-Уральской железных дорог.

4.Итоговая государственная аттестация соответствует ООП.

5.Содержание выпускной квалификационной работы соответствует задачам деятельности выпускника (требованиям ГОС).

4 Организация учебного процесса. Использование инновационных методов в образовательном процессе

Качество реализации содержания ООП выявляется через организацию учебного процесса.

Расписание занятий учебного процесса составлено согласно рабочему учебному плану, в котором определено количество учебных недель:

18 - 1 семестр;

18 - 2 семестр;

18 - 3 семестр;

18 - 4 семестр;

18 - 5 семестр;

15 - 6 семестр;

18 - 7 семестр;

15 - 8 семестр;

15- 9 семестр.

Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 30 июня. В середине каждого семестра, в соответствии с учебным планом, проводится промежуточная аттестация студентов.

Расписание проведения занятий составлено таким образом, что количество аудиторных часов требованиям ГОС по каждой дисциплине.

Для оценки промежуточной успеваемости студентов в середине семестра проводится промежуточная аттестация.

Около 50% времени отводимого на изучение дисциплин приходится на самостоятельную работу, в которую входит выполнение курсовых работ и проектов, контрольных работ, рефератов подготовка к лабораторным занятиям (составление отчетов), самостоятельное изучение материала дисциплин (работа в библиотеке и интернет-классе).

Для практического освоения материала периодически, в течение года, проводятся практические занятия на линейных предприятиях хозяйства автоматики и телемеханики Куйбышевской железной дороги, а также в подразделениях региональных центров связи. Кроме того, предприятия выделяют современное оборудование для использования в практических и лабораторных работах.

Каждый год для привлечения новых студентов проводятся дни открытых дверей, а начиная с октября по апрель действуют подготовительные курсы, позволяющие студентам лучше подготовиться к поступлению в университет.

Для более качественного усвоения лекций достаточное внимание уделено мультимедийному представлению материала во время проведения занятий. Организуются лекции, где студенты самостоятельно рассказывают изучаемый материал, либо устраиваются открытые обсуждения пройденных тем.

Учебные программы дисциплин составлены в соответствии с ГОС, это касается как аудиторных занятий, так и всех видов практик.

На каждый вид практики имеется рабочая программа, в которой обозначены основные моменты ее прохождения – цель, сроки прохождения, сколько часов на нее отводится, что должен усвоить студент за время прохождения практики, когда и как должен отчитаться по результатам ее прохождения. Главное назначение практики – на опыте закрепить теоретический материал, усвоенный в ходе изучения дисциплин.

Производственные (после 3-го и 4-го курсов) и исследовательская, (на 5-м курсе) проводятся на базе дистанций СЦБ и региональных центров связи.

Учебная практика проводится в лабораториях кафедры и на учебном полигоне.

По окончанию практики, в начале нового учебного года, студенты, прошедшие ее, сдают дневник прохождения практики и отчет на тему, которая была закреплена за ними перед отправлением на практику.

При прохождении производственной практики большинство студентов, обучающихся на бюджетных местах, устраиваются на оплачиваемые места. В 100% это относится к тем, кто имеет целевое направление от железной дороги.

5 Качество подготовки специалистов

5.1 Оценка уровня требований при приеме студентов

Вступительные испытания абитуриентов по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» в университете проводятся в соответствии с федеральными нормативными актами, конкретизируемыми в «Правилах приема в СамГУПС», утверждаемых ежегодно. В целом, контингент абитуриентов достаточен для отбора наиболее подготовленных к обучению по специальности.

Специфической особенностью абитуриентов по аттестуемой специальности (направлению) является то, что в среднем более 60% поступают с целевыми направлениями.

Кафедра активно участвует в профориентационной работе со школами Самары и Самарской области.

5.2 Эффективность системы текущего и промежуточного контроля

Промежуточный контроль студентов осуществляется каждый семестр по результатам оценки их успеваемости и посещаемости. Данные по аттестации заносятся в единую информационную базу университета, где и отражается экран успеваемости. Согласно результатам проводимых аттестаций, показатели эффективности системы текущего и промежуточного контроля находятся в диапазоне от 50% до 100% (Прил.6) и в среднем составляют 70%.

5.3 Анализ результатов контроля знаний студентов в процессе самообследования

Результаты внутри вузовского тестирования по кафедре приведены в прил.7. По итогам видно, что студенты успешно усваивают материал специальных дисциплин и образовательный процесс соответствует предъявляемым требованиям.

5.4 Итоговая аттестация выпускников. Востребованность выпускников

Определяющими при оценке качества подготовки являются результаты итоговой аттестации выпускников (Прил. 8, 9), а также отсутствие или наличие рекламаций на качество их подготовки со стороны потребителей.

Итоговой квалификационной работой является дипломный проект. Тематика дипломных проектов разрабатывается на кафедре, а также предлагается предприятиями ОАО «РЖД». Дипломный проект состоит из пяти основных разделов – проект систем автоматики, телемеханики и связи, деталь проекта, экономический расчет, безопасность движения, экологичность и гражданская оборона. Такая структура позволяет охватить большинство тем по специальным предметам, а выпускнику - продемонстрировать навыки, полученные в ходе обучения, и применять различные научно-технические подходы к разработке детали проекта.

Руководителями и рецензентами дипломных проектов назначаются преподаватели кафедры и наиболее квалифицированные специалисты хозяйства автоматики и телемеханики и дирекции связи. Государственная аттестационная комиссия формируется из профессорско-преподавательского состава и руководителей предприятий ж.д. транспорта. Председателем комиссии назначается начальник службы автоматики и телемеханики Куйбышевской железной дороги - . филиала ОАО «РЖД» или начальник Куйбышевской дирекции связи.

По результатам защиты комиссия отбирает проекты, которые достойны грантов, участия в конкурсах работ, а также рассматриваются проекты, которые могут быть внедрены на предприятия.

Каждый год после окончания преддипломной практики проводится распределение выпускников. На сегодняшний день потребность в специалистах, выпускаемых кафедрой по специализации «Автоматика и телемеханика» превышает количество выпускников. Вместе с тем, последние три года возникают сложности с распределением выпускников по специализации «Связь».

По итогам выпускной квалификационной работы, а также по результатам учебы студентов в течение всего образовательного периода отдельным студентам предлагается продолжить обучение в аспирантуре. Ежегодно 5-6 студентов поступают в аспирантуру аттестуемой кафедры, либо на смежную специальность.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 5.

Качество подготовки специалистов на кафедре находится на должном уровне, что подтверждается результатами, полученными при проведении контроля знаний студентов.

6 Кадровое обеспечение подготовки специалистов

Образовательный процесс по специальности (направлению) обеспечивают __ преподавателей (включая совместителей – 126 чел.), из них с учёной степенью доктора наук и кандидата наук - 88 человек. Процент штатных ППС составляет около 90 %.

Блок ГСЭ обеспечивает 46 человек, общая остепенённость – 65,4 %.

Блок ЕН обеспечивает 26 человек, общая остепенённость – 87,7 %.

Блок ОПД обеспечивает 34 человека, общая остепенённость – 84,7 %.

Блок СД обеспечивает 20 человек, общая остепенённость – 80 %.

Общая остепенённость (по ставкам) по ООП составляет 80 %, доля преподавателей с учёной степенью доктора наук и ученым званием профессора – 12,2 %.

Кадровый состав, осуществляющий реализацию образовательной программы, приведен в Прил. 10. Качественный состав ППС в целом по ООП и по циклам дисциплин приведен в Прил. 11.

Показатели кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»:

1. Укомплектованность штата составляет 95 %.

2. Качественный состав ППС по физическим лицам: доля профессоров – 12 %, докторов наук -8%, доцентов и кандидатов наук – 63 %.

3. Средний возраст ППС – 60 лет.

4. Штатных ППС с ученой степенью и/или званием в возрасте до 35 лет – нет.

5. Штатные ППС с ученой степенью доктора наук и/или званием профессора в возрасте до 50 лет отсутствуют.

6. При избрании на вакантные должности к ППС предъявляются следующие требования: наличие публикаций; участие в фундаментальных и прикладных исследованиях (для должности доцента и профессора); работа над кандидатской диссертацией (для должности преподавателя и старшего преподавателя); знание ПК; повышение квалификации один раз в течение 5 лет.

7. Доля штатных преподавателей, закончивших курсы повышения квалификации за период с 2007 г. составляет 82 % (18 из 22), остальные пройдут повышение квалификации в 2011 году.

8. Базовое образование преподавателей соответствует профилю преподаваемых дисциплин.

9. Научная специализация штатных преподавателей соответствует преподаваемым дисциплинам.

За период с 2007 г. на кафедре «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» убыло 2 человека (д.т.н., профессор Сазонов В.В., д.т.н., профессор Тарасов Е.М.), прибыло 4 человека к.т.н., доцент – совместитель Исайчева А.Г., к.т.н., старший преподаватель – совместитель Волныкин А.Н., старший преподаватель – совместитель Пазухин А.П., старший преподаватель Ахмадуллин Ф.Р.). Это практически не повлияло на качественные характеристики научно-педагогических кадров, однако кафедра лишилась двух докторов наук.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 6.

1. В целом по основной образовательной программе доля лиц с учеными степенями и званиями соответствует лицензионному показателю.

2. За период с 2007 г. доля сотрудников кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» с учеными степенями и званиями не изменилась.

3. К недостаткам можно отнести следующее: на кафедре «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» необходимо ускорить подготовку докторов наук.

7 Учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечение

    1. Обеспеченность основной и дополнительной учебной
      и учебно-методической литературой

В целом по всем дисциплинам учебного плана специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» имеется достаточное количество источников учебной информации. В целом процент новизны составляет 67%.

В библиотечном фонде имеется достаточное число экземпляров рекомендуемой учебной и учебно-методической литературы: количество экземпляров учебников и учебных пособий по циклам дисциплин на одного студента составляет более 20 экз.

Сведения об обеспеченности обучающихся основной учебной и учебно-методической литературой по всем дисциплинам учебного плана представлено в Прил. 12, 13.

Доля новизны литературы по циклам дисциплин составляет: ГСЭ – 0,61; ЕН – 0,99; ОПД -0,87; СД – 0,59.

В качестве источников учебной информации используются периодические издания, в частности журналы «Железнодорожный транспорт», «Автоматика, связь, информатика», «Экономика железных дорог», газеты «Гудок», «Куйбышевский железнодорожник».

7.2 Учебно-методические материалы, разработанные преподавателями выпускающей кафедры

Преподавателями кафедры за период с 2007 г. изданы 3 монографии и три учебных пособия с грифом УМО, а также 2 учебника для ВУЗов железнодорожного транспорта. Издано более 60 методических указаний по лабораторным работам, курсовым и дипломным проектам, практическим занятиям и проведению практик.

Перечень монографий, учебников, учебных пособий, изданных за аттестуемый период, приведено в Прил. 14, 15.

Содержание методических указаний, изданных за аттестуемый период полностью соответствует рабочим программам ООП.

7.3 Программно-информационное обеспечение учебного процесса

На выпускающей кафедре «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» имеются средства вычислительной техники и программного обеспечения, которые позволяют повысить качество подготовки специалистов по образовательной программе. В ходе обучения осуществляется непрерывность компьютерной подготовки: многие курсовые проекты, курсовые работы, лабораторные и практические работы выполняются и проводятся с использованием ЭВМ. За отчетный период преподавателями кафедры зарегистрировано более 40 программ для ЭВМ.

Интернет используется в основном в рамках дипломного проектирования.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 7:

1.Для повышения качества реализации ООП по специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» необходимо увеличить число учебников по дисциплинам «Каналообразующие устройства ЖАТС», «Передача дискретной информации и телеграфия», «Автоматическая телефонная связь», «Диспетчерская централизация».

2.Необходимо продолжить подготовку монографий и учебных пособий.

8 Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность

В рамках кафедры проводятся научно-исследовательские работы в направлениях автоматизация горочных процессов с использованием трансформаторных датчиков перемещения, исследование помех в автоматической локомотивной сигнализации, создание новых типов рельсовых цепей, разработка методов и аппаратуры для контроля износа контактного провода

Научные исследования в основном носят прикладной характер и проводятся в рамках госбюджетных НИР, результатом которых являются: макетные образцы нового оборудования, программные продукты или методики. Часть разработок внедряются либо уже внедрены и используются предприятиями железнодорожного транспорта.

На проведение части исследований выделяются гранты либо заключаются хоздоговора с ОАО «РЖД», что подтверждает актуальность выбранных научных направлений (прил.17, 18).

За аттестационный период на кафедре были подготовлены и защищены четыре кандидатские диссертации, 3 монографии и три учебных пособия с грифом УМО, а также 2 учебника для ВУЗов железнодорожного транспорта, опубликовано более 15 статей в журналах, входящих в перечень ВАК, получено свыше 80 патентов. В настоящее время на кафедре обучаются 12 аспирантов, готовится к защите старший преподаватель Ахмадуллин Ф.Р. и аспирант Вайшнарас А.В.

Активное участие в научно-исследовательской работе принимают и студенты. Ежегодно в рамках дней студенческой науки проводятся олимпиады и конференция, где принимают участие все студенты, начиная с 3-го курса. Кроме внутривузовских конференций студенты участвуют также и в областных, всероссийских и международных конкурсах. Публикуются в сборниках как в соавторстве с научными руководителями, так и без соавторства. Выигрывают гранты и одерживают победы в конкурсах дипломных работ. Общая динамика количества студентов, принимающих участие в научной деятельности кафедры, является стабильной.

Разработки кафедры, внедряются в учебный процесс, в виде учебных пособий либо новых лабораторных работ. С развитием технологий и изменением в лабораторном оборудовании, периодически переиздаются учебно-методические комплексы.

Преподаватели периодически проходят курсы повышения квалификации, совершенствуя свои профессиональные навыки, что положительно сказывается на качестве проведения занятий. Ежегодно проводятся открытые лекции, которые затем обсуждаются на заседаниях кафедры.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 8.

1. Кафедра достаточно активно участвует в научно-исследовательской работе, проводимой не только в рамках госбюджетной НИР, но и занимаясь прикладными исследованиями.

2. Необходимо активизировать работу по заключению хозяйственных договоров.

9 Материально-техническая база

Проведение лабораторных и практических работ ведется на базе кафедры, где имеется практически полное обеспечение необходимым оборудованием. Имеется 10 специализированных лабораторий, оборудованных стендами и измерительной аппаратурой, и действующий пост электрической централизации с необходимым напольным оборудованием, компьютерным и релейным управлением. (прил. 19): Лабораторные стенды изготовлены силами сотрудников кафедры и студентов.

Так за отчетный период Самарской Дирекцией связи было передано современное оборудование на сумму около 2 миллионов рублей (находится на ответственном хранении).

Общая стоимость оборудования превышает 12 миллионов рублей.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 9.

Материальное обеспечение кафедры находится на достаточном уровне, для качественного обеспечения учебного процесса. Однако требует обновления компьютерный парк кафедры и программное обеспечение.

10 Воспитательная деятельность

Преподаватели и сотрудники кафедры активно участвуют в организации и проведении воспитательной работы со студентами специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте».

7 преподавателей кафедры являются кураторами студенческих групп 1 и 2 курсов специальностей «АТС» и «Метрология».

Преподаватели и сотрудники кафедры активно участвуют в организации:

- экскурсий студентов по профилю специальности (ШЧ, РЦС и СМП-854);

- культурно-массовых мероприятий (Самарский академический театр им. М.Горького, Железнодорожный музей, бункер Сталина, различные выставки);

- клубных мероприятий в НК «Аура»;

- студенческих дебютов, дней студенческой весны, дней первокурсника;

- спортивных мероприятий).

- кураторы также регулярно встречаются со студентами в общежитиях.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 10:

Преподаватели и сотрудники кафедры активно участвуют в организации и проведении воспитательной работы со студентами.

11 Об устранении недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аккредитации

При проведении комплексной оценки деятельности ВУЗа в 2006 г. по специальности 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» экспертом Рябцевым Г.Г. были отмечены следующие недостатки:

1. Необходимо активизировать процесс привлечения на кафедру молодых преподавателей, желательно из числа выпускников специальности.

2. Необходимо ускорить процесс оснащения лаборатории волоконно-оптической связи современным оборудованием.

3. Принять меры к расширению тематики и объемов НИОКР.

В результате проведенных работ недостатки, отмеченные в замечаниях 1 и 2 устранены полностью. Замечание 3, к сожалению, устранить не удалось по ряду объективных и субъективных причин.

12 Заключение и выводы

1. Содержания и качество подготовки обучающихся соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

2. Условия реализации профессиональной образовательной программы достаточны.

3. Специальность 190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» готова к внешней проверке.

Председатель комиссии

к.т.н., профессор В.Б. Гуменников

Члены комиссии:

д.т.н., профессор А.Е. Дубинин

к.т.н., доцент Н.Е. Федоров

к.т.н., доцент М.Б. Куров

к.т.н., доцент В.Л. Шур

Отчет рассмотрен на заседании Ученого Совета Электротехнического факультета

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. О самообследовании основной образовательной программы по специальности (3)

    Отчет
    ... ____"_________________2010 г. ОТЧЕТ о самообследованииосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности 240502 Технология переработки ... региональный компонент ГОС ВПО основнойобразовательнойпрограммыпоспециальности 240502 «Технология переработки ...
  2. О самообследовании основной образовательной программы по специальности (1)

    Отчет
    ... работе __________________Г.В. Попов "____"_________________2010 г. ОТЧЕТ о самообследованииосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности 220201 – “Управление и информатика в технических системах ...
  3. О самообследовании основной образовательной программы по специальности (2)

    Отчет
    ... работе __________________Г.В. Попов "____"_________________2010 г. ОТЧЕТ о самообследованииосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности 240308 «Аналитический контроль качества химических ...
  4. О самообследовании основной образовательной программы по специальности (4)

    Отчет
    ... работе __________________Г.В. Попов "____"_________________2010 г. ОТЧЕТ о самообследованииосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности 260203 Технология сахаристых продуктов (код ...
  5. О самообследовании основной образовательной программы по специальности (5)

    Отчет
    ... работе _______________И.К. Андрончев «____»_________________2011 г. ОТЧЕТ о самообследованииосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности __________190401 – «Электроснабжение железных дорог»___________ (код ...

Другие похожие документы..