Главная > Документ


52 Виталий Гинзбург, нобелевский лауреат: «Страна просто погружается в мракобесие».

53 Там же.

54 Там же.

55 Гинзбург В.Л. Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II «Вера и разум».

56 Там же.

57 Виталий Гинзбург, академик, лауреат Нобелевской премии: Четырехпроцентная наука. Несколько замечаний по актуальным вопросам // Парламентская газета. – 2004. 17 марта. – №1420(789).

58 Гинзбург В.Л. Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II «Вера и разум».

59 Виталий Гинзбург, нобелевский лауреат: «Страна просто погружается в мракобесие».

60 Там же.

61 Гинзбург В.Л. Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II «Вера и разум».

62 Возвращение в школы НВП / Автор и ведущий Александр Костинский // Радио «Свобода» («Программы»). – 23.02.2005.

63 Митрохин Н. Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ.Доклад // /clerik/clerik.html, /clerik/clerik2.html, 26.01.2005.

64 Луховицкий В.В. Религиозное образование в светской школе // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести / Сост. А.М. Верховский. – М.: Центр «Сова», 2005. – С. 146–161.

Текст статьи так же размещен в интернете по адресу: /publications/4C5458F/4D8AE06.

65 Луховицкий В.В. Религиозное образование в светской школе. – С. 146.

66 Там же. – С. 146.

67 Там же. – С. 146–147.

68 То есть в тех образовательных учреждениях и организациях, которые учреждены не данной религиозной организацией или входящими в ее состав другими религиозными организациями (индивидуально либо совместно с другими учредителями), а некоммерческими или коммерческими объединениями, но прошли процедуру «признания» религиозной организацией.

69 Луховицкий В.В. Религиозное образование в светской школе. – С. 147.

70 Там же. – С. 148.

71 Там же. – С. 148.

72 Там же. – С. 148.

73 Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

74 Луховицкий В.В. Религиозное образование в светской школе. – С. 148.

75 Там же. – С. 152.

76 Там же. – С. 148.

77 Там же. – С. 149.

78 Там же. – С. 150.

79 Там же. – С. 150.

80 Там же. – С. 150.

81 Там же. – С. 151.

82 Обращение заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Фарида Салмана № 5 от 8.01.2003 к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову; Обращение муфтия Фарида Салмана №10 от 26.01.2003 к Генеральному прокурору РФ В.В.Устинову; Обращение председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской С.В. Ряховского от 12.01.2003 к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову; Открытое заявление Российского объединенного союза христиан веры евангельской от 30.06.2003 по ситуации вокруг учебника А.В. Бородиной «Основы Православной культуры».

83 Луховицкий В.В. Религиозное образование в светской школе. – С. 152.

84 Там же. – С. 152.

85 Там же. – С. 152.

86 Там же. – С. 152–153.

87 Там же. – С. 153.

88 Возвращение в школы НВП / Автор и ведущий Александр Костинский // Радио «Свобода» («Программы»). – 23.02.2005.

89 Луховицкий В.В. Религиозное образование в светской школе. – С. 153.

90 Там же. – С. 153.

91 Правило связи. Иудейская ортодоксия вновь ребром ставит вопрос об отношении иудаизма к христианству // Портал Кредо-ру (/site/?act=comment&id=235). – 2003. 2 июня.

92 Луховицкий В.В. Религиозное образование в светской школе. – С. 154.

93 Там же. – С. 154.

94 Там же. – С. 156.

95 Там же. – С. 156–157.

96 Там же. – С. 157.

97 Там же. – С. 158.

98 Там же. – С. 159.

99 Там же. – С. 159.

100 Возвращение в школы НВП / Автор и ведущий Александр Костинский // Радио «Свобода» («Программы»). – 23.02.2005.

101 Луховицкий В.В. Религиозное образование в светской школе. – С. 160–161.

102 См.: Всеволод Луховицкий. Способы защиты свободы убеждений в государственной и муниципальной школе. Выступление в Центре им. Андрея Сахарова на круглом столе «Роль НПО и правозащитного движения в обеспечении свободы совести в России», 25.02.2005 // /site/?act=fresh&id=299. – 2005. 2 марта.

103 Луховицкий В.В. Религиозное образование в светской школе. – С. 161.

104 Александр Асмолов: «Люди, как и раньше, живут “поверх барьеров”» // Наследие отечества. – 11.10.2004.

105 Адамский А. Религия на пороге школы? Конфликт вокруг «Основ православной культуры» вновь разрастается: теперь и другие конфессии предлагают внести основы своих вероучений в школьную программу // Первое сентября. – 2003. 8 мая.

106 Митрохин Н. Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ.Доклад // /clerik/clerik.html, /clerik/clerik2.html. – 26.01.2005.

107 Буровский А. Чиновничья грация в «апробации новации» // Сибирская семейная газета. – 1999. – Спец. Выпуск.

108 В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Александр Адамский – ректор института образовательной политики «Эврика», главный редактор газеты «Управление школы» / Радио «Эхо Москвы» / Эфир ведет Ольга Бычкова // Стенограммы пресс-конференций радио «Эхо Москвы». – Выпуск 25.10.2001.

109 Что позволить власти? Колонка Александра Адамского // Время-MN. – 2002. 26 ноября. – №213.

110 Александр Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика»: «Российская школа перестала быть светской» // Известия. – 2002. 21 ноября. – №212.

111 Современный словарь иностранных слов. – 2-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1999. – С. 682.

112 Долой светскость? Колонка Александра Адамского // Время-MN. – 2002. 23 ноября. – №212.

113 Александр Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика»: «Религия в школе стала инновационным проектом» // Известия (Россия). – 2004. 27 марта. – №55 (26612).

114 Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа; Наталис, 1997. – 272 с.

115 См.: Рецензия главного специалиста Департамента образования Города Москвы А.Ю. Соловьева от 9.08.2003 на пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений «Религии мира. 10-11 кл.» авторского коллектива под руководством Н.В. Шабурова; Заявление Общественного комитета по правам человека № 60 от 24.07.2003 в Генеральную прокуратуру РФ; Заявление Общественного комитета по правам человека № 62 от 25.07.2003 министру образования Российской Федерации; и др. ().

116 Религии мира. 10-11 кл. – С. 153.

117 Рецензия главного специалиста Департамента образования Города Москвы А.Ю. Соловьева от 9.08.2003 на пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений «Религии мира. 10-11 кл.» авторского коллектива под руководством Н.В. Шабурова.

118 Шабуров Н.В. Можно ли преподавать религию в школе? // /publications/194D18A/289F3B2, 30.10.2003.

119 Там же.

120 Там же.

121 Шабуров Н.В. Можно ли преподавать религию в школе? // /publications/194D18A/289F3B2, 30.10.2003.

122 Исатов Ю.С. Ненавистник христианства провел «круглый стол» под шапкой Московской духовной академии // Русский вестник. – 2005. – № 13.

123 Стенограммы пресс-конференций радио «Эхо Москвы». – 2002. 18 ноября.

124 Там же.

125 Там же.

126 Заявление Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России № 06-41 от 9.02.2005 в Таганский районный суд г. Москвы федеральному судье В.П. Прощенко по выставке «Осторожно, религия!».

127 Обращение заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Фарида Салмана №5 от 08.01.2003 к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову по Е.В. Ихлову и Л.А. Пономареву.

128 Учебник религии поссорил правозащитников и священников // «Газета.Ru» (/2003/01/13/pravoslavnyj.shtml). – 2003. 14 января.

129 Обращение муфтия Фарида Салмана №10 от 26.01.2003 Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову по Е.В. Ихлову.

130 Стенограммы пресс-конференций радио «Эхо Москвы». – 2002. 18 ноября.

131 Там же.

132 «РПЦ хочет стать идеологическим отделом ЦК». На вопросы «МН» отвечает руководитель Информационно-аналитической службы Общероссийского общественного движения «За права человека» Евгений Ихлов, последовательный оппонент «православных правозащитников» // Московские новости. – 15.07.2005. – № 27.

133 Заявление Пресс-службы фракции «Яблоко» от 28.01.2002 «О заявлении патриарха Алексия о введении предмета «Основы православной культуры» во всех государственных школах» // /articles/020128_relis_relig.html. – 2002. 28 января.

134 Российские парламентарии выступают против обязательного изучения православной культуры в школах // Информационное агентство «Росбалт» (Лента новостей). – 2002. 22 ноября.

135 Заявление Пресс-службы фракции «Яблоко» от 28.01.2002 «О заявлении патриарха Алексия о введении предмета «Основы православной культуры» во всех государственных школах».

136 Квирквелия О.Р. Многобожие в светской школе. Как обеспечить равенство прав верующих и атеистов? // Независимая газета. – 2002. 27 августа.

137 Квирквелия О.Р. Об очевидных вещах // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести / Сост. А.М. Верховский. – М.: Центр «Сова», 2005. – С. 39.

Статья также размещена по адресу: /cleric/kvirkel_1.htm.

138 Там же.

139 Квирквелия О.Р. Многобожие в светской школе. Как обеспечить равенство прав верующих и атеистов?

140 Учителя против милитаризации и разрушения светскости школы // Педагогический вестник. – 2004. 1–30 сентября. – № 17–18 (344–345).

141 В прямом эфире радио «Эхо Москвы» Нина Владимировна Куликова – директор московской школы № 1276, Александр Наумович Тубельский – директор школы «Самоопределение», Сергей Казарновский – директор центра-школы 686, «Класс-центр» / Радио «Эхо Москвы» / Ведущая – Ксения Ларина // Стенограммы пресс-конференций радио «Эхо Москвы». – 16.05.2004.

142 Учителя против милитаризации и разрушения светскости школы.

143 Там же.

144 Там же.

145 Учителя против милитаризации и разрушения светскости школы.

146 В комментарии к данному докладу, подготовленном А. Верховским и опубликованном в материале «Что вызывает опасения в проникновении религии в школу и что из этого следует» (/monitoring14929.htm. – 25.02.2005), говорится, что доклад был представлен еще осенью 2004 г., однако широкую известность он получил все же в январе 2005 г.

147 Митрохин Н. Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ.Доклад // /clerik/clerik.html, /clerik/clerik2.html. – 26.01.2005.

148 Либертаризм – секулярная религия, основанная на либеральной идеологии и представляющая собой крайнюю форму либерализма. По определению немецкого философа Гюнтера Рормозера, «либертаризм – извращенная форма либерализма». См.: Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер. с нем., предисловие и редакция д.ф.н. А.А. Френкина. – М.: Институт философии РАН, 1996.

149 Верховский А. Что вызывает опасения в проникновении религии в школу и что из этого следует.

150 Шахов М.О. Клерикализация России: миф или реальность? // Национальные интересы. – 2002. – № 5 (22). – С. 56–62.

151 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520200 – Теология. Утвержден заместителем Председателя Госкомвуза России В.Д. Шадриковым 30.12.1993.

152 Подробнее см.: Заключение чл.-корр. РАН, докт. юрид наук, проф. Г.В. Мальцева и докт. юрид. наук, проф. М.Н. Кузнецова от 11.01.2005 о правовой обоснованности признания государством дипломов о высшем и послевузовском образовании и об ученой степени, выдаваемых в образовательных и научных учреждениях и организациях Русской Православной Церкви, а также внесения специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и создания в установленном законом порядке диссертационных советов по специальности «теология» // Правовые основания некоторых направлений совершенствования образовательной деятельности религиозных организаций: Сборник документов и материалов. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. – С. 75, 79–80.

153 Воробьев Владимир, прот. Возвращение богословской науки // НГ Религии. – 28.06.2000. – № 12 (58).

154 Утратил силу – Постановление Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст. Дата введения – 1 июля 1994 г.

155 Утратил силу – Приказ Минобразования РФ от 02.03.2000 № 686.

156 Приказ Министерства образования Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. № 3200 «О частичном изменении Приказа Минобразования России от 02.03.2000 № 686 “Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования”», в ред. Приказов Минобразования РФ от 25.07.2001 № 2795, от 31.07.2001 № 2845, от 23.08.2001 № 3003, от 24.01.2002 № 181, от 25.07.2001 № 2795, от 08.10.2002 № 3521, от 08.10.2002 № 3522, от 15.04.2003 № 1611, от 28.04.2003 № 1882, от 25.09.2003 № 3676.

157 Дата введения – 1 января 2004 г.

158 Подробнее см.: Заключение чл.-корр. РАН, докт. юрид наук, проф. Г.В. Мальцева и докт. юрид. наук, проф. М.Н. Кузнецова от 11.01.2005.

159 Чтобы не перегружать текст данного материала, можно предложить читателю более подробно прочесть об этих различиях в следующих работах одного из авторов настоящего материала и работах других авторов: Понкин И.В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. – М.: Итало-российский Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца, 2003. – 128 с.; Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. – М.: Про-Пресс, 2003. – 416 с.; Понкин И.В. Светскость государства. – М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования, 2004. – 466 с.; Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М.: Планета-2000, 2004. – 384 с.

160 Заключение В.Н. Жбанкова от 3.02.2003 г. по заявлениям Л.А. Пономарева (см.: ).

161 Обращение Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России от 27.11.2002 к министру образования РФ В.М. Филиппову.

162 Показательно, что в либертаристских пропагандистских текстах культура у нас – российская, а вот фашизм – не российский, а именно русский. То есть априори говорится о том, что в фашиствующих группировках принципиально не может быть ни украинцев, ни татар, ни евреев, ни белорусов, могут быть исключительно только русские. Собственно манипулирование таким выражением, само по себе, уже является формой ксенофобии и провоцирования вражды. Хотя следует отметить, что Н. Митрохин в данном докладе использует более мягкую форму – «русские националисты», но опять же – исключительно русские. Это как миф в западных странах о «русской мафии» (в которой нет почти ни одного русского).

163 Заявление главы Совета богословов Центрального духовного управления мусульман России, заместителя Председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Фарида Салмана № СУ-02-1-0 от 9.02.2005 г. Федеральному судье В.П. Прощенко, Таганский районный суд города Москвы по выставке «Осторожно, религия!» (см.: ).

164 Экспертное заключение руководителя Центра изучения религий РГГУ Н.В. Шабурова от 16 января 2003 г. на книгу А.В. Бородиной «Основы православной культуры» // /article1478.htm.

165 Подробнее см.: Отзыв доктора юридических наук, профессора М.Н. Кузнецова и доктора филологических наук, профессора В.Ю. Троицкого от 12 февраля 2003 г. на экспертное заключение руководителя Центра изучения религии РГГУ Н.В. Шабурова от 16.01.2003 г. на учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры»; Заключение адвоката, члена Российской ассоциации международного права Д.В. Потоцкого и юриста О.А. Гревцовой от 3 февраля 2003 г. по содержанию экспертного заключения Н.В. Шабурова. (См.: ).

166 См.: Рецензия главного специалиста Департамента образования города Москвы А.Ю. Соловьева от 9 августа 2003 г. на пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений «Религии мира. 10–11 кл.» авторского коллектива под руководством Н.В. Шабурова (см.: ).

167 Слово «светский» в данном словосочетании – не более чем манипуляция. Никакого отношения к ценностям светского государства т.н. «светский гуманизм» не имеет, равно как и «светский атеизм».

168 См., например: Верховский А. Что вызывает опасения в проникновении религии в школу и что из этого следует // /monitoring14929.htm. – 25.02.2005.

169 См. обсуждение в интернете деятельности т.н. Петровского лицея.

170 Информация об указанном фонде взята из рекламного буклета фонда «Ноосфера».

171 Берри Г. Дж. Во что они верят. – М.: Духовное возрождение, 1994. – С. 204–205.

172 Rapport de la Commission de réflexion sur l’application du principe de laïcité dans la République remis au Président de la République, 11.12.2003. Commission pré­sidée par Bernard Stasi. – Paris: La Documentation française, 2004. – P. 137. Полный перевод доклада с фр. см. в: Понкин И.В. Светскость государства и образования во Франции: взгляд на 2002–2003 гг. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2004. – 148 с.

173 Rapport public de Conseil d’Etat, 05.02.2004. Jurisprudence et avis de 2003. Un siècle de laïcité (Réflexions sur la laïcité) // Études et documents. №55. – Paris, 2004. – P. 241–400.

174 См: Заявление Общественного комитета по правам человека № 34 от 3.08.2004 Генеральному прокурору РФ по А. Броду.

175 Критику этой позиции либертаристов см., в частности, в документах: Заявление Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России № 06-41 от 9.02.2005 в Таганский районный суд г. Москвы федеральному судье В.П. Прощенко по выставке «Осторожно, религия!»; Заявление Представительства Евангелическо-Лютеранской Церкви в г. Москве № 8 от 10.02.2005 федеральному судье В.П.Прощенко (Таганский районный суд города Москвы) по выставке «Осторожно, религия!»; Заявление Главы Совета богословов Центрального духовного управления мусульман России, заместителя Председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Фарида Салмана № СУ-02-1-0 от 9.02.2005 г. Федеральному судье В.П. Прощенко, Таганский районный суд города Москвы по выставке «Осторожно, религия!»; Заявление председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской, епископа С.В. Ряховского от 8.02.2005 в Таганский районный суд г. Москвы федеральному судье В.П.Прощенко по делу о выставке в центре имени А.Сахарова. ()

176 Подробнее см. в работах автора настоящего материала: Идеология толерантности и светское государство // Религия и право. – 2003. – № 2. – С. 36–37; Толерантность и толерантизм в светском государстве // Национальные интересы. – 2003. – № 3. – С. 50–55.

177 Имеется в виду Общественный консультативный совет «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы.

178 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.06.2004 по гражданскому делу № 33-9939; Решение Головинского районного суда Северного АО г. Москвы от 26.03.2004 по гражданскому делу № 2-67\04; Заключение комплексной филолого-психолингвистической экспертизы (г. Москва) от 22.01.2004 по гражданскому делу № 2-743/03; Комплексное экспертное заключение по гражданскому делу 2-452/99 (Головинский межмуниципальный суд САО г. Москвы) от 4.10.2000;Комплексное экспертное заключение от 29 июня 2001 г. о вероучении и деятельности объединения “Свидетели Иеговы» в российском обществе, выполненное по запросу Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве.

179 Подробнее см.: «Новая Жизнь» в России: Сборник материалов / Сост. иерей Олег Разумов. – Ярославль, 2000. – 24 с.

180 Письмо председателя Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы Н.В. Меркулова председателю Московского комитета образования Л.П. Кезиной №51-15-107/02 от 1.03.2002, предлагавшее по просьбе муфтия Равиля Гайнутдина ввести такое квотирование.

181 Открытое письмо Общественного комитета по правам человека № 11 от 6 февраля 2003 г. председателю Совета муфтиев России муфтию-шейху Равилю Гайнутдину

182 Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа; Наталис, 1997. – 272 с. См. выше подраздел, касающийся Н.В. Шабурова.

183 Гуманистический манифест 2000 // «Кредо» (журнал Оренбургского регионального отделения Российского философского общества). – 2000. – № 20. Далее в настоящем подразделе цитаты даются из этого источника.

184 В число российских подписантов вошли такие известные сторонники идеологии атеизма как: З.А. Тажуризина, В.А. Кувакин и В.Л. Гинзубрг.

185 Современный словарь иностранных слов. – 2-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1999. – С. 177.

186 Берри Г. Дж. Во что они верят. – М.: Духовное возрождение, 1994. – С. 204.

187 Цит. по: Берри Г. Дж. Во что они верят. – М.: Духовное возрождение, 1994. – С. 206.

188 Там же.

189 Термин «ноосферизм» используется самими его приверженцами, см., например: Субетто А.И. Слово о Вернадском. Сто сорок лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского – пророка, мыслителя, ученого-энциклопедиста, русского космиста, создателя учения о ноосфере // /rus/doc/0203/001a/02030004.htm.

190 Верховский А. Что вызывает опасения в проникновении религии в школу и что из этого следует // /publications/4D646C9/5060719, 25.02.2005.

191 Митрохин Н. Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ.Доклад // /clerik/clerik.html, /clerik/clerik2.html. 26.01.2005.

192 Тепикин В. Учение Вернадского всесильно... // Учительская газета. – 14.07.1998. – № 28.

193 Смирнов Г.С. Ноосферное образование и устойчивое саморазвитие общества: культурно-образовательное измерение ноосферной динамики России // «В.И. Вернадский: ноосферология и образование»: Международная научно-практическая конференция (Тамбов, 21–22 мая 2002 г.): Материалы конференции. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2002. – С. 117.

194 Ноосферное моделирование // Служба экологической реставрации (/~ers/noomodel.html).

195 Елка в роли учителя. Боровская ноосферная школа продолжает традиции русского космизма // Лидеры образования. – 01.05.2004. – № 5.

196 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная средняя ноосферная школа г.Боровска» // /schools/21848/.

197 Экологическое образование // Наследие отечества. – 13.03.2003.

198 Гончаров И., Выговский А. Экологически корректные формы организации загородного бытия // /~ers/8.html.

199 /~bmv/index.html?dir=otd&name=kemer.

200 Всесибирская духовная выставка-2000, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Сибирская ярмарка) Новосибирск // Участники выставок и ярмарок в России и СНГ – 2000 г. – 31.12.2000.

201 /cgi-bin/phones.cgi?id=phones&gr=13&upgr=21.

202 /.

203 Учсиб-2000, 8-я Международная выставка образования (Сибирская ярмарка), Новосибирск 21.03.2000 // Участники выставок и ярмарок в России и СНГ – 2000 г. – 31.12.2000.

204 Антипенко Т. Быть плохим непрестижно // Курская правда. – 24.07.2001. – № 115.

205 /~bmv/index.html?dir=otd&name=moscow.

206 Тарасова И. Разобщенность нужно преодолеть // Встреча (Дубна). – 30.04.2002.

207 Покой ногам от умной головы // Встреча (Дубна). – 14.06.2002.

208 Сикорская Г.П. Ноосферно-гуманистический подход к построению новых педагогических систем // /konf/tezis/4/6/sikorskaya.doc.

209 Митрохин Н. Клерикализация образования в России.

210 Резолюция Международной научно-практической конференции «В.И. Вернадский: ноосферология и образование» (Тамбов, Тамбовский государственный технический университет, 21–22 мая 2002 г.) // /koi/tgtu/rabot/seminar/vernkonf/rezol.htm.

211 Сокрушаева Л. Никакие серьезные экологические катастрофы в прошлом году Тамбовщину, к счастью, не потрясали... // Город на Цне (Тамбов). – 12.03.2003. – № 11; Понамарев Н. В. Вернадский – социокультурное достояние Тамбовского края // Тамбовская жизнь. – 08.05.2002. – № 89–90 (22533–22534).

212 /~bmv/index.html?dir=chen&name=rtatar.

213 /~bmv/index.html?dir=otd&name=tomsk

214 Митрохин Н. Клерикализация образования в России.

215 Интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний как проблема XXI века. – Тула: Департамент образования Тульской области; Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, 2003.

216 Учителя учителей // Тульские известия (Тула). – 02.03.2005. – № 46.

217 /~bmv/index.html?dir=otd&name=habar.

218 Криминал и выборы: «Но пасаран!» // Регион-Информ. Политическая ситуация в регионах России. – 07.10.1999. – № 27.

219 .

220 23-24 августа 2004 г. региональная научно-практическая конференция «Ноосферное образование и становление целостной картины мира» // .

221 Воспитать ноосферную личность // Якутия. – 10.12.2002.

222 Митрохин Н. Клерикализация образования в России.

223 Вяхирев Р.И. Экологическая практика Газпрома// Экология в газовой промышленности. – С. 3–4. Цит. по: Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы // Образование (ВОПД «Духовное наследие»). – 27.12.2000.

224 Митрохин Н. Клерикализация образования в России.

225 Экологическое образование // Наследие отечества. – 13.03.2003.

226 См., например: Мечта своей родины. Есть ли она сегодня в России? // Липецкая газета. – 16.04.2003. – № 70 (21948).

227 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно Экологическая Конституция Человечества – этический кодекс третьего тысячелетия // /scientificthoght1.htm. 

228 Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы.

229 Там же.

230 Митрохин Н. Клерикализация образования в России.

231 Там же.

232 Верховский А. Что вызывает опасения в проникновении религии в школу и что из этого следует // /publications/4D646C9/5060719. 25.02.2005.

233 Мельников О.А. Гуманизм, как парадигма эволюционного самоубийства // /publik/gumanizm.htm.

234 Субетто А.И. Слово о Вернадском. Сто сорок лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского – пророка, мыслителя, ученого-энциклопедиста, русского космиста, создателя учения о ноосфере; Субетто А.И. Ноосферизм. Т. 1. Введение в ноосферизм. – СПб.: ПАНИ, 2001. – С. 137–179; Моисеев Н.Н. Русский космизм и учение В. И. Вернадского о ноосфере // В.И. Вернадский: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. – С. 609; Русский космизм и «сферное учение» // Стратегия выживаемости. Космизм и экология / Отв. ред. Л.В. Фесенкова. – М.: ИФ РАН, 1997. – 304 с.; В. И. Вернадский и генезис космизма современного мышления // В.И. Вернадский и современная наука. – Л.: Наука, 1988. – С. 92–93.

235 Там же.

236 Субетто А.И. Вернадскианская революция, русский космизм и ноосферизм // /rus/doc/0202/010a/02020009.htm.

237 Тищенко О. «Учитель – художник жизни» // Весть (г. Калуга). – 25.08.1999. – № 179 (2238).

238 В поселке Листвянка Иркутской области состоится Международный форум экологов и педагогов «Зов Байкала» // Интерньюс. Лента региональных телевизионных новостей (Иркутск, «АС Байкал-Тв»). – 03.07.2000.

239 По Т.Ф. Акбашеву см.: Заключение И.Н. Застрожиной на семинар «Космопланетарные факторы на грани веков», проводимый ассоциацией «Колыбель Сибири» 4-10 февраля 1996 г.; Комплексное экспертное заключение доктора юридических наук М.Н Кузнецова, кандидата философских наук А.В.Ситникова и кандидата педагогических наук И.В. Метлика от 5.12.2001 на образовательную деятельность Т.Ф.Акбашева. Тексты размещены на сайте: .

240 См., например: Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. – М.: Институт холодинамики, 2002. – С.42. Ссылка на: Ю. В. Громыко. Проектное сознание. М., 1998.

241 Гордина Л.С. Мировоззрение ХХI века. Планетарный Разум. Высшие технологии социальной жизни. Стратегическая интеллектуально-духовная инициатива // /scientificthoght2.htm.

242 Там же.

243 Вашкевич Н.Н. Системные языки мозга. – М., 1998.

244 Там же.

245 Отзыв Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий № 65/11-э от 5.10.1999 на книгу Н.В. Масловой «Ноосферное образование».

246 Как уже было сказано, движение ноосферитов не является идеологически монолитным, а потому в разных течениях существует различные девиации в отношении к тем или иным главным постулатам ноосферизма.

247 Различные подходы к понятию «ноосфера» и к ноосферной концепции В.И. Вернадского содержатся в антологии: В.И. Вернадский: Pro et Contra. Антология литературы о В.И. Вернадском за сто лет (1898–1998) / Сост. А.В. Лапо. – СПб: РХГИ, 2000. – 872 с.

248 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990; Назаров А.Г. В поисках ноосферной реальности // Ноосфера. Бюллетень Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского. – 2001. – № 11.

249 Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. – М.: Луч, 1993.

250 Аксенов Г.П. На пути к культуре радости: личностное измерение ноосферы // Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации (Межгосударственная конференция, Крым, 23–25 мая 2001 г.): Доклады. – М.: Ноосфера, 2001. – С.67–85.

251 Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. – С.26–27; Казначеев В.П. Ноосфера – реальность или утопия?// Учение Л.Н.Гумилева и современность. – СПб.: СПбГУ, 2002; Субетто А.И. Слово о Вернадском.

252 Тепикин В. Учение Вернадского всесильно... // Учительская газета. – 14.07.1998. – № 28.

253 Трофимов С.В. Стипендиаты фонда им. В.И. Вернадского штурмуют высоты ноосферы // Ноосфера, 2000.

254 Назаров А.Г. В поисках ноосферной реальности // Ноосфера. Бюллетень Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского. – 2001. – № 11.

255 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.: Наука, 1987.

256 Назаров А.Г. В поисках ноосферной реальности.

257 Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы.

258 Сагатовский В.Н. Антропокосмизм – системообразующий принцип ноосферного мировоззрения // /members/sagatovsky/antropokosmism.htm.

259 Цит. по: Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Основания ноосферного образования: фундаментальный вклад В.И.Вернадского // /DOWNLOAD/teko_01.doc.

260 Арис Лински. Noosfera Konkordo // . 23.06.2003.

261 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция – реализация нового мировоззрения // /scientificthoght4.htm.

262 Субетто А.И. Слово о Вернадском.

263 Аксенов Г.П. На пути к культуре радости: личностное измерение ноосферы // Межгосударственная конференция «Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации» (23–25 мая 2001 г.): Доклады. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2001. – С. 141.

264 Митрохин Н. Клерикализация образования в России.

265 Там же.

266 Аксенов Г.П. На пути к культуре радости: личностное измерение ноосферы. – С. 67.

267 Субетто А.И. Слово о Вернадском.

268 Там же.

269 Сагатовский В.Н. Антропокосмизм – системообразующий принцип ноосферного мировоззрения // /members/sagatovsky/antropokosmism.htm.

270 Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. – С. 26–27.

271 Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. – СПб.–Кострома: Астерион, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004.

272 Сагатовский В.Н. Антропокосмизм – системообразующий принцип ноосферного мировоззрения.

273 Там же.

274 Арис Лински. Noosfera Konkordo // . 23.06.2003.

275 Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы.

276 Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. – М.: Институт Холодинамики, 2002. – С. 214.

277 Сагатовский В.Н. Антропокосмизм – системообразующий принцип ноосферного мировоззрения.

278 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция – реализация нового мировоззрения // /scientificthoght4.htm.

279 Митрохин Н. Клерикализация образования в России.

280 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно Экологическая Конституция Человечества – этический кодекс третьего тысячелетия // /scientificthoght1.htm.

281 Зубаков В.А. Биотемпопериодизация как инструмент предотвращения тотальной экологической катастрофы // Межгосударственная конференция «Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации» (23–25 мая 2001 г.): Доклады. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2001. – С. 187.

282 Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы.

283 Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. – СПб.–Кострома: Астерион, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004.

284 Там же.

285 Там же.

286 Субетто А.И. Слово о Вернадском.

287 Субетто А.И. Ценности в системе общественного интеллекта. «Ценностная война» и защита ценностной самоидентификации российской цивилизации // /rus/doc/0012/001a/00120111.htm.

288 Митрохин Н. Клерикализация образования в России.

289 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция – реализация нового мировоззрения // /scientificthoght4.htm.

290 Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива.

291 Зубаков В.А. Биотемпопериодизация как инструмент предотвращения тотальной экологической катастрофы // Межгосударственная конференция «Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации» (23–25 мая 2001 г.): Доклады. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2001. – С. 183.

292 Субетто А.И. Ценности в системе общественного интеллекта.

293 Митрохин Н. Клерикализация образования в России.

294 Зубаков В.А. Биотемпопериодизация как инструмент предотвращения тотальной экологической катастрофы // Межгосударственная конференция «Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации» (23–25 мая 2001 г.): Доклады. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2001.

295 Там же. – С. 187.

296 Адамов А.К. Ноосферное наследие В.И. Вернадского и современность // В.И. Вернадский: ноосферология и образование: Международная научно-практическая конференция. – С. 187; Адамов А.К. Ноосферная Республика Россия: Теория и практика развития. – Саратов, 2001; и др.

297 Лукьянчиков Н.Н. О ноосферном развитии России // Межгосударственная конференция «Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации» (23–25 мая 2001 г.): Доклады. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2001. – С. 229.

298 Субетто А.И. Слово о Вернадском.

299 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? – СПб.: Петрополис, 1994. – С. 163.

300 Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке / Под ред. А.И. Субетто. – СПб.: Астерион, 2003 – 592 с.; Субетто А.И. Ноосферизм.

301 Субетто А.И. Ценности в системе общественного интеллекта. «Ценностная война» и защита ценностной самоидентификации российской цивилизации.

302 Субетто А.И. Ноосферизм. – С. 504–505; Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива.

303 Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива.

304 Там же.

305 Там же.

306 Там же.

307 Там же.

308 Там же.

309 Гордина Л.С. Ликбез духовной экологии // /gordina1.htm.

310 Криминал и выборы: «Но пасаран!» // Регион-Информ. Политическая ситуация в регионах России. – 07.10.1999. – № 27.

311 Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы.

312 Гордина Л.С. Ликбез духовной экологии.

313 Там же.

314 Воспитать ноосферную личность // Якутия. – 10.12.2002.

315 Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. – М.: Гуманитарный центр «Монолит». – 1999. – 48 с.; Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования // Духовное наследие (ВОПД «Духовное наследие»). – 14.08.2001.

316 Там же.

317 Мельников О.А. Гуманизм, как парадигма эволюционного самоубийства // /publik/gumanizm.htm.

318 Митрохин Н. Клерикализация образования в России.

319 Гордина Л.С. Ноосферная Духовно-Экологическая Ассамблея Мира // http://www.p/Artikel/Newhumanity.html.

320 Структура Ассамблеи Мира // /strucrure.htm.

321 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция – реализация нового мировоззрения // /scientificthoght4.htm.

322 Близкими отношениями с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов ноосфериты «Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира»отнюдь не ограничиваются. Так, Л.С. Гордина заявила, что ее объединение вручило «Верительную Грамоту Человеку Мира – Шри Чинмою» (Гордина Л.С. Ликбез духовной экологии // /gordina1.htm.). Шри Чинмой, в действительности, является не «человеком мира», а основателем собственной неоиндуистской секты, прославившим себя тем, что ритуально нарисовал несколько миллионов закорючек, поименованных им «птицами мира».

323 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция – реализация нового мировоззрения.

324 Там же.

325 Там же.

326 Там же.

327 Там же.

328 Там же.

329 Гордина Л.С. Ликбез духовной экологии.

330 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно Экологическая Конституция Человечества – этический кодекс третьего тысячелетия // /scientificthoght1.htm. 

331 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция – реализация нового мировоззрения.

332 Гордина Л.С. Ноосферная Духовно-Экологическая Ассамблея Мира // http://www.p/Artikel/Newhumanity.html.

333 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция – реализация нового мировоззрения; Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно Экологическая Конституция Человечества – этический кодекс третьего тысячелетия // /scientificthoght1.htm.

334 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция – реализация нового мировоззрения.

335Проект духовно-экологической Конституции человечества разработан учеными в России // Мир религий(/arch/01Sep2002/news/4303.html). – 30.08.2002; Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция – реализация нового мировоззрения;

336 См., например: Общественный фонд «Центра Национальной Славы России» / Буклет. – б.г., б.м. – 44 с.

337 Гордина Л.С. Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция – реализация нового мировоззрения.

338 Итоги Конкурса «Мой родной город» // Троицкий вариант. – 07.12.2001.

339 Сергеев Н. Об одной оккультно-холодинамической афере в области преподавания православной культуры // Русский вестник. – 2003. – № 21. – С.18.

340 Копии дипломов вывешены на интернет-ресурсе ИХ-ОНО. Достоверность действительного вручения этих дипломов оценить сложно, однако факт таких награждений вполне вероятен, учитывая высокую степень мимикрии ИХ-ОНО.

341 Зайцева С. Любовь земная, или Как отличить образ от образона // Угрешские вести (Дзержинский). – 09.10.2003.

342 Известия. – 05.12.2001. – № 225.

343 Там же.

344 Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. – М.: Институт Холодинамики, 2002. – С. 140.

345 Там же. – С. 223.

346 Маслова Н.В. Ноосферное образование. – М.: Международная академия наук о природе и обществе, РАЕН, 1999. – 308 с.; Маслова Н.В. Система Всеобщих Законов Мира. – М., 2005. – 184 с.; Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. – М.: Институт холодинамики, 2002. – 338 с.; Балашев С.В., Маслова Н.В. Русский язык. Холодинамический курс: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Масловой. – М.: Институт холодина­мики, 1997. – 352 с.; Маслова Н.В. Биоадекватные учебники. – М.: Институт холодинамики, РАЕН, 2001. – 33 с., см. также ряд ее статей.

347 Балон В. Обезьяна на шее // Путь к себе. – 1993. – № 2–3.

348 «Нью Эйдж» – оккультно-религиозное течение, проповедующее оккультизм, колдовство, экстрасенсорику, астрологию, ясновидение и т.п.

349 Яковлева А. Очередной этап «Пути к себе» // Путь к себе. – 1997. – Юбилейный выпуск.

350 Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. – М.: Институт холодинамики, 2002. – С. 62–63.

351 Там же. – С. 28.

352 Там же. – С. 56.

353 Там же. – С. 63.

354 Там же. – С. 89.

355 Балашев С.В., Маслова Н.В. Русский язык. Холодинамический курс: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Масловой. – М.: Институт холодина­мики, 1997. – С. 2, 11.

356 Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. – С. 56.

357 Там же. – С. 63.

358 Там же. – С. 89.

359 Там же. – С. 62.

360 Там же. – С. 62–63.

361 Там же. – С. 62.

362 Там же. – С. 63.

363 Там же. – С. 62–63.

364 Там же. – С. 65.

365 Там же. – С. 65.

366 Там же. – С. 65.

367 Там же. – С. 65.

368 Там же. – С. 66.

369 Там же. – С. 66.

370 Там же. – С. 66.

371 Там же. – С. 66.

372 Там же. – С. 66–67.

373 Там же. – С. 67.

374 Там же. – С. 67.

375 Там же. – С. 256.

376 Маслова Н.В., Курбатова И.В. Биоадекватный способ организации учебного материала в свете концепции ноосферного образования // Русский язык: лингвистические исследования; русский язык как иностранный: методика и практика преподавания / Вестник ЦМО МГУ. – 2001. – № 2. (/vestnik/archiva/2-1-3-r.html).

377 Балашев С.В., Маслова Н.В. Русский язык. Холодинамический курс. – С. 9.

378 Там же.

379 Балон В. Обезьяна на шее // Путь к себе. – 1993. – № 2–3.

380 Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. – С. 253–254.

381 Там же. – С. 42.

382 Бронников В.М. Система развития человека. – М., 1998.

383 Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. – С. 96.

384 Там же. – С. 96.

385 Там же. – С. 278.

386 Там же. – С. 244.

387 Там же. – С. 244.

388 Маслова Н.В. Система Всеобщих Законов Мира. – М., 2005. – С. 5.

389 Маслова Н.В. Система Всеобщих Законов Мира. – М., 2005.

390 Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. – С. 15.

391 Там же. – С. 32.

392 Там же. – С. 231.

393 Там же. – С. 15.

394 Там же. – С. 16.

395 Там же. – С. 232.

396 Маслова Н.В., Курбатова И.В. Биоадекватный способ организации учебного материала в свете концепции ноосферного образования // Русский язык: лингвистические исследования; русский язык как иностранный: методика и практика преподавания / Вестник ЦМО МГУ. – 2001. – № 2. (/vestnik/archiva/2-1-3-r.html).

397 Балашев С.В., Маслова Н.В. Русский язык. Холодинамический курс. – С. 9.

398 Там же. – С. 9.

399 Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. – С. 234.

400 Там же. – С. 234.

401 Там же. – С. 257.

402 Там же. – С. 232.

403 Там же. – С. 266.

404 Далее информация об указанном фонде взята из рекламного буклета этого фонда.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены

    Документ
    ... «О книге И.В. Понкина и М.Н. Кузнецова «Бесчестнаядискуссия о религиозномобразовании в светскойшколе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия»» Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России ...
  2. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе ложь подмены (1)

    Документ
    ... «О книге И.В. Понкина и М.Н. Кузнецова «Бесчестнаядискуссия о религиозномобразовании в светскойшколе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия»» Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России ...
  3. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... -научного центра довузовского образования, 2005. – 78 с. 8. Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Бесчестнаядискуссия о религиозномобразовании в светскойшколе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. – М.: Изд ...
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... -научного центра довузовского образования, 2005. – 78 с. 8. Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Бесчестнаядискуссия о религиозномобразовании в светскойшколе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. – М.: Изд ...
  5. Пояснительная записка (449)

    Пояснительная записка
    ... -научного центра довузовского образования, 2005. – 78 с. 8. Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Бесчестнаядискуссия о религиозномобразовании в светскойшколе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. – М.: Изд ...

Другие похожие документы..