Главная > Задача
ОТЧЁТ
о работе отрасли «культура» за 2011 год и основных задачах на 2012 год.
2011 год для Ульяновской области ознаменован стартом новой культурной политики. Модернизация сферы культуры в 2011 году коснулась всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив. С января 2011 года создано Министерство искусства и культурной политики. Это тот орган, который был необходим для формирования целостной, выстроенной системы культуры, для объединения всех ресурсов культуры Ульяновской области: а это сегодня не только государственные и муниципальные учреждения культуры, это и творческие союзы, и ВУЗы, и средства массовой информации, и молодёжные объединения.
В рамках основных направлений концепции новой культурной политики Ульяновской области, определённых Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, деятельность министерства была направлена на реализацию стратегических задач:
создание условий для сохранения и развития культурного потенциала Ульяновской области;
повышение заработной платы работникам культуры;
модернизация культуры и укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры Ульяновской области;
актуализация историко-культурного наследия;
формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных социальных групп граждан к культурным благам;
обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов, проживающих на территории Ульяновской области;
интеграция культуры Ульяновской области в российское и мировое культурное пространство;
перевод государственных учреждений культуры в государственные автономные и бюджетные учреждения культуры;
реализация приоритетного проекта развития региона «Ульяновск – культурная столица»
Для решения поставленных задач были объединены материальные, кадровые и информационные ресурсы и выстроена поэтапная концепция новой культурной политики на территории Ульяновской области.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ «КУЛЬТУРА» ЗА 2011 ГОД.
Консолидированный бюджет отрасли «Культура» Ульяновской области в 2011 году составляет 1597,2 млн. рублей. Рост объёма консолидированного бюджета в 2011 году по сравнению 2010 годом составил 35,8 % (увеличение на 421,3 млн. рублей). В том числе областной бюджет составил 671,9 млн. рублей, в сравнении с 2010 годом рост составил 65,8 % (увеличение на 266,9 млн.рублей).
Рост объёма средств муниципального бюджета в 2011 году в сравнении с 2010 годом составил 20,0 % (увеличение на 154,4 млн.рублей).
Процент финансирования отрасли «Культура» от консолидированного бюджета Ульяновской области за 2011 год составил 4,7 %. Это на 17,5% больше, по сравнению с 2010 годом.
Пункты плата | Единица измерения | Факт 2009 года | Факт 2010 года | Факт 2011 года | Рост бюджета 2011 года в сравнении с 2010 годом (%) |
Консолидированный бюджет, в том числе | Млн.руб. | 1092,0 | 1175,9 | 1597,2 | 135,8 |
Областной бюджет сферы «Культура» | Млн.руб. | 369,2 | 405,0 | 671,9 | 165,8 |
Муниципальный бюджет сферы «Культура» | Млн.руб. | 722,8 | 770,9 | 925,3 | 120,0 |
Процент финансирования отрасли «Культура» от консолидированного бюджета Ульяновской области | % | 3,0 | 4,0 | 4,7 | 117,5 |
Предпринимательская деятельность областных учреждений | Млн.руб. | 32,0 | 55,0 | 71,8 | 130,5 |
Предпринимательская деятельность муниципальных учреждений | Млн.руб. | 42,7 | 44,2 | 47,5 | 107,5 |
Финансирование областных целевых программ отрасли | Млн.руб. | 1,2 | 6,2 | 76,9 | В 12,5 раз |
Средства из федерального бюджета | Млн.руб. | 19,2 | 45,1 | 67,2 | 30,3 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности областных учреждений культуры в 2011 году составили 71,8 млн.рублей, что на 30,5 % больше (увеличение на 16,8 млн.рублей), чем за 2010 год.
В 2011 году привлеченные средства из федерального бюджета в порядке 67,2 млн.рублей.
Оценивая финансовые ресурсы отрасли «культура и архивное дело» в динамике, необходимо отметить положительный рост финасово-экономических показателей. Несмотря на кризисные явления в экономике, в 2009 году, бюджет культуры значительно вырос и за счёт привлечения федеральных средств, а также за счёт открытия к финансированию целевых программ. Если в 2007 году консолидированный бюджет отрасли не дотягивал и до отметки 1 миллиарда рублей и составлял 778 миллионов, то в 2011 году эта цифра уже составила 1597,2 млд. рублей, то есть в 2 раза. При этом областной бюджет по сравнению с 2007 – 2008 годами вырос также в 2 раза: если в 2008 году его объём составлял 364,7 млн, то в 2011 – 671,9 млн. рублей. Положительная динамика также прослеживается и в отношении муниципального бюджета: в 2008 году он составлял 651,9, то в 2011 году муниципальный бюджет вырос на 273,4 миллиона к 2008 году и составил 925,3 млн. рублей.
Таким образом, важнейшей антикризисной мерой в области экономики культуры стало открытие к финансированию областных целевых программ «Развитие библиотечного дела на территории Ульяновской области на 2008 – 2012 годы» и «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области на 2009 – 2011 годы». Если в 2009 году финансирование ОЦП составило 1,2 млн. рублей, в 2010 – 6,2 млн. рублей, то в 2011 году финансирование выросло в 12,5 раз и составило 76,9 млн. рублей.
С 2008 года Ульяновская область лидирует среди регионов ПФО по объему привлечённых средств из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России на 2006 -2011 годы». Так в 2011 году объем поступивших средств составил 67,2 млн. рублей (на 30% рост к 2010 году) и в 2,2 раза больше, чем в 2008 году (30,1 млн. рублей), в 2006 году эта цифра составляла всего лишь 5,0 млн. рублей, в 2007 году - 10,0 млн. рублей. Приоритетными направлениями финансирования для Министерства культуры Российской Федерации стали проекты и мероприятия по реализации Указов Президента Российской Федерации «О праздновании 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова» и «О праздновании 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина». 80% привлечённых из федерального бюджета средств было потрачено на ремонтно-реставрационные работы.
Главным стратегическим документом новой культурной политики является областная целевая программа «Культура в Ульяновской области на 2012 – 2016 годы». Программа представляет собой первый комплексный стратегический целевой документ по развитию как областных, так и муниципальных учреждений культуры на территории Ульяновской области до 2016 года.
Программа состоит из трёх подпрограмм:
«Модернизация материальной базы, технического и технологического оснащения учреждений культуры Ульяновской области»;
«Реализация приоритетных проектов культурной политики Ульяновской области»;
«Модернизация культуры муниципальных образований Ульяновской области как ресурс развития территорий».
Общий объём финансирования Программы в течение 2012-2016 годов составит 3 420,06 млн.рублей, в том числе по годам:
2012 год – 733,9 млн. рублей;
2013 год – 803,6 млн. рублей;
2014 год –1 451,7 млн. рублей;
2015 год – 260,6 млн. рублей;
2016 год – 170,5 млн. рублей.
Данные средства планируется использовать для проведения ремонтных работ, реставрации зданий учреждений культуры области, внедрение информационных технологий в библиотеках, музеях, архивах, осуществление гастрольной деятельности профессиональных коллективов Ульяновской области, развитие фестивального движения.
Значимым явлением культурной политики станет реализация подпрограммы-3 «Модернизация культуры муниципальных образований Ульяновской области как ресурс развития территорий», направленная на преодоление тотального отставания отрасли культуры и разрушения культурной среды на селе.
В Ульяновской области системное развитие культуры села стало осуществляться с 2007 года, когда на селе действовал 131-ФЗ и необходимо было выбрать наиболее конкурентные муниципальные образования, которые готовы к софинансированию целевых программ области.
В 2011 году с принятием программного документа в сфере культуры Ульяновская область входит в контекст общегосударственной политики в сфере культуры. Впервые в 2011 году в федеральную целевую программу: «Культура России на 2011 – 2016 годы был включен раздел Модернизация учреждений культуры села, в том числе обновление материально-технической базы, приобретение специального оборудования.
Региональная целевая программа предполагает и создание новых институций, так называемых модельных библиотек, модельных клубов, информационно-методических центров, которые станут для жителей села привлекательными интересными центрами досуга, отдыха, образования и просвещения.
Слово «модельность» означает, что учреждения культуры и оказываемые ими услуги будут соответствовать современным технологическим и социальным стандартам. Это будет касаться организации рабочих мест, качества и разнообразия предоставляемых услуг.
Одна из задач новой культурной политики было повышение уровня заработной платы работникам культуры и архивов. Эта задача решалась системно и поэтапно с 2009 года. Важнейшей реформой в сфере культуры в 2009 год стало введение с 1 января отраслевой системы оплаты труда, которое позволило обеспечить достойный и конкурентоспособный уровень оплаты труда работников областных государственных учреждений культуры и образования, в первую очередь квалифицированных специалистов, и является основой для решения задач по повышению доступности и качества услуг, которые должны соответствовать современным потребностям населения области.
Фонд оплаты труда работников культуры Ульяновской области увеличен в среднем в 2011 году на 17,5 % к 2010 году, впервые такая динамика заработной платы с 2009 года с момента введения отраслевой системы оплаты труда (в 2009 году было наблюдалось резкое увеличение фонда заработной платы на 28%). В 2010 году в связи с экономическим кризисом рост заработной платы составил лишь 3 -3,5 %
Плановое повышение заработной платы дважды в 2011 году (с 01.06.2011 года на 6,5 % и с 01.10.2011 года – на 6,5 %) позволило увеличить размер среднемесячной заработной платы работников культуры до 9072,3 рублей.
Тем не менее, средняя заработная плата по видам экономической деятельности по отрасли «Культура» различна.
Динамика заработной платы в учреждениях культуры
с 2008 по 2011 гг.
Средняя заработная плата
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Размер (руб) | 5481,4 | 7495 | 8426,3 | 9072,3 |
% роста | 36,7 | 12,4 | 7,6 |
Заработная плата педагогическим работникам
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Размер (руб) | 6578,7 | 9422,9 | 10419,0 | 12702,2 |
% роста | 43,2 | 10,5 | 21,9 |
Заработная плата работникам культурно-досуговых учреждений
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Размер (руб) | 4596,1 | 6444,5 | 6727,5 | 7437,6 |
% роста | 40,0 | 4,3 | 10,5 |
Заработная плата работникам музеев
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Размер (руб) | 4776,0 | 6515,2 | 6743,0 | 7423,4 |
% роста | 36,4 | 3,4 | 10,0 |
Заработная плата работникам библиотек
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Размер (руб) | 5491,2 | 7623,6 | 7314,0 | 8712,0 |
% роста | 38,8 | Меньше на 4,2%1 | 19,1 |
Заработная плата работников театров
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Размер (руб) | 6510,0 | 9104,3 | 13830 | 18255,6 |
% роста | 39,8 | 51,9 | 32% |
Во исполнение Поручений Президента Российской Федерации от 13.10.2010 № Пр-3014 по итогам встречи с деятелями российского театрального искусства 25 сентября 2010 увеличен фонд оплаты труда областным государственным театрам. Средняя заработная плата актёрам повысилась с октября 2011 до 23 тысяч рублей.
Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры за 2011 год к среднеобластному уровню заработной платы составило 60,1 % (средняя зарплата по области -14527 рублей). Заработная плата работников учреждений культуры превышает величину прожиточного минимума в Ульяновской области (4259,0 рублей по данным Пенсионного фонда Российской Федерации2) - на 213 % (в 2,2 раза), для сравнения работников образования - в 3,5 раза.
Таким образом, сохраняется основная проблема отрасли культуры – низкие заработной платы для таких категорий работников как работники клубной системы, библиотек и музеев.
Поэтому первостепенной задачей на 2012 год продолжает оставаться повышение заработной платы работникам культуры и совершенствование системы мер государственной поддержки работников культуры.
Необходимо отметить, что в бюджет области закладывается не только 100% фонда оплаты труда, но и Правительством Ульяновской области предприняты серьёзные шаги по увеличению и расширению стимулирующих доплат и надбавок работникам культуры. 37% работников пользуются правом на различные виды мер социальной поддержки, в том числе:
– возмещение специалистам учреждений культуры, проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, расходов за содержание занимаемой общей площади жилых помещений, на возмещение расходов на оплату услуг по освещению и отоплению в виде ежемесячной денежной выплаты в размере до 300 рублей.
- ежемесячная денежная компенсация за обеспечение педагогических работников образовательных учреждений дополнительного образования детей и средних специальных учебных заведений книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
С целью закрепления специалистов выплачивается всем работникам учреждений культуры надбавка за выслугу лет до 15 % от должностного оклада, а молодым специалистам образовательных учреждений ежемесячная выплата в размере 1 тысячи рублей.
Кроме того осуществляется выплата библиотечным работникам за стаж и прибавка сельским работникам культуры к должностному окладу (20%)
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ.
Увеличение финансирования отрасли, реализация антикризисных мер привели к росту основных показателей деятельности отрасли.
На 01.01.2012 года сеть учреждений культуры Ульяновской области представлена: 4 государственными и 6 муниципальными музеями, 4 профессиональными театрами, 1 филармонией, цирком, 60 детскими школами искусств, 2 средними профессиональными специальными учебными заведениями, 571 общедоступными библиотеками, из них 458 находится в сельской, местности, 3 библиотеки уровня субъекта Федерации, 550 учреждениями культуры клубного типа, из них 487 находятся в сельской местности, 1 областным государственным бюджетным учреждением, 12 национально-культурными центрами и объединениями, 66 киноустановками, и, более чем, 7,5 тысячами штатных работников культуры.
В 2011 году на 1,2 % вырос показатель по проведению досуговых мероприятий – общее количество составило 80 160 мероприятий, из них 36 968 мероприятия для детей до 14 лет, для детей и молодёжи от 15 до 24 лет – 30 375. Из общего количества мероприятий информационно-просветительских мероприятий составляет 12,5 %, большую часть составляют дискотеки и танцевальные вечера – 35,5 %. Число посещений мероприятий составила в 2011 году – 687, 9 тысяч, при этом детьми до 14 лет - 148,1 тысяч, наибольшее количество посетителей досуговых мероприятий составляет возрастная категория от 15 до 24 лет - количество посещений составило 433,1 тысяч.
Похожие документы:
Годовой отчёт оао ханты-мансийский банк за 2011 год
ДокументО результатах деятельности Банка и выполнении плановых показателей Банка, установленных Стратегией развития деятельности Банка до 2016 года за прошедший финансовый годОтчёт мэра городского округа тольятти о результатах его деятельности и деятельности мэрии городского округа тольятти за 2011 год
Отчет1. Вводная часть (краткая характеристика социально-экономического положения в городском округе Тольятти за 2011 год с учётом внешних и внутренних факторов) 7Отчёт мэра городского округа тольятти о результатах его деятельности и деятельности мэрии городского округа тольятти за 2011 год
ОтчетИнформация о результатах деятельности мэрии по решению вопросов, поставленных Думой на её заседаниях до окончания отчётного периода (Приложение №3 к отчёту мэра).Отчёт министерства образования и науки республики северная осетия – алания за 2011 год о бщее образование
ДокументВ отчётном году Министерством образования и науки республики продолжена работа по модернизация системы общего образования, которая в основном была направлена на повышение заработной платы учителей, создание условий для реализацииМониторинг «стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования город саяногорск на среднесрочный период до 2015 года и долгосрочную перспективу до 2020 года» по итогам за 2011 год
Документ«Стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования город Саяногорск на среднесрочный период до 2015 года и долгосрочную перспективу до 2020 года»Отчёт об исполнении плана социально-экономического развития удмуртской республики на 2011 год по реализации программы социально-экономического развития удмуртской республики на 2010-2014 годы за 9 месяцев 2011 года
ОтчетСохранение высокого качества и конкурентоспособности человеческого потенциала, формирование условий для повышения уровня жизни населения Удмуртской Республики