Главная > Литература

1

Смотреть полностью

Руководителям отделов

(управлений) образования

исполнительных комитетов

муниципальных районов

Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки Республики Татарстан об особенностях преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях перехода на федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования  (далее - ФК ГОС-2004) разъясняет, что преподавание предметов русской филологии  осуществляется в рамках учебного времени, предусмотренного Региональным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования (приказ МОН РТ 0т 07.06.06. № 1255/6).

 

 Согласно БУП РТ-2006 определен следующий объем учебного времени для изучения предметов «Русский язык» и «Литература»:

 

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

 

Учебные предметы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Всего

Русский язык

105/3

105/3

105/3

105/3

70/2

490/14

Литература

70/2

70/2

70/2

70/2

105/3

385/11

 

В соответствии с Пояснительной запиской к БУП РТ-2006 образовательным учреждениям с русским языком обучения рекомендуется дополнительно отводить за счет компонента образовательного учреждения на преподавание предмета «Русский язык» не менее 175 часов на ступени основного общего образования, то есть по 35 часов на каждый год обучения с 5 по 9 класс.

СТАРШАЯ ШКОЛА

Универсальное (непрофильное) обучение, социально-экономический, филологический

 (для школ с татарским языком обучения), физико-математический, естественно-математический, физико-химический, химико-биологический, информационно-технологический, оборонно-спортивный, художественно-эстетический, агротехнологический, идустриально-технологический профили обучения

 

Учебные предметы

10класс

11 класс

Всего

Русский язык

35/1

35/1

70/2

Литература

105/3

105/3

210/6

 

Социально-гуманитарный профиль

 

Учебные предметы

10класс

11 класс

Всего

Русский язык

105/3

105/3

210/6

Литература

140/4

140/4

280/8

 

Филологический профиль

 (для школ с русским языком обучения)

 

Учебные предметы

10класс

11 класс

Всего

Русский язык

105/3

105/3

210/6

Литература

175/5

175/5

350/10

 

Основными документами, на которых базируется современное преподавание русского языка и литературы, являются следующие.

1. Для школ (классов), реализующих учебные программы на основе БУП-98, возможно руководствоваться следующим пакетом документов:

-Обязательный минимум содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236),

-Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 г. №56),

-Базисный учебный план (БУП) общеобразовательных учреждений - /приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 322),???

- Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 03.06. 1999 г. № 894 11-12 «О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1999/2000 учебном году» («Вестник образования, 1999,№ 10, «Русский язык в школе», 1999, № 4, «Русский язык», 1999, № 30).

1.2. Для школ, перешедших на БУП РТ-2006 (на основе БУП РФ-2004) рекомендуем руководствоваться следующим пакетом документов:

-- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)

-  Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», которым вводятся в действие программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе (базовый уровень; базовый уровень для профилей гуманитарной направленности; профильный уровень).

3. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 25.06.2002 № 71 – Ф3 (ст. 32, п. 2, пп. 23) «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выбор учебников из утверждённых федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе».

Таким образом, в образовательном процессе образовательных учреждений могут быть использованы только учебные издания, имеющие гриф Минобрнауки России, поэтому при выборе учебников по русскому языку нужно обращать внимание на наличие грифов(«рекомендовано» или «допущено»), а также учитывать то обстоятельство, что издание может соответствовать обязательному минимуму содержания образования или принятому ФК ГОС-2004.  Более рационально выбирать издание, соответствующее федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.

 

Автор (составитель), название, количество частей, класс

№ п/п

Год при­своения грифа

Издательство

Дополнительная информация от издательстваиздательства

 

 

 

 

 

 

Автор (составитель), название, количество частей, класс

№ п/п

Год при­свое-ния грифа

Издательство

До-полнительная информация от издательства

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.  Русский язык. //Учебник для 8 класса общеобр. учреждений

1

2002

Москва, изд-во «Просвещение»

 

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.  Русский язык. // Учебник для 9 класса общеобр. учреждений

2

2004

Москва, изд-во «Просвещение»

 

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык. // Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений

3

2006

Москва, изд-во «Просвещение»

 

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба. Русский язык. // Учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений.

4

2000

Москва, изд-во «Просвещение»

 

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. // Учебник для 8 кл. общеобр. учреждений

5

2002

Москва, изд-во «Просвещение»

 

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. // Учебник для 9 кл. общеобр. Учреждений.

6

2004

Москва, изд-во «Просвещение»

 

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченков.

7

2001

Москва, изд-во «Просвещение»

 

Лекант П.А., Леденева В.В., Маркелова Т.В., Монина Т.С., Самсонов Н.Б. Русский язык: Теория. Практика. Речь. 5 класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений

8

2000

Москва «Дрофа»

 

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Богданова Г.А., Тронина Т.С., Львова В.В., Сергеева Н.Н. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобр. учреждений.

9

1998

Москва «Дрофа»

 

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львова В.В. Русский язык. Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений

10

2000

Москва «Дрофа»

 

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений

11

2001

Москва «Дрофа»

 

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобраз. учреждений

12

1998

Москва, «Дрофа»

 

 Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений.

13

1999

Москва «Дрофа»

 

Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубленным изуч. Рус. яз.

14

2002

Москва «Дрофа»

 

Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Лидман-Орлова Г.К., Молодцова С.Н., Пахнова Т.М., Пименова С.Н., Пичугов Ю.С., Талалаева Л.Ф. Русский язык: Практика. 5 кл. Пособие для общеобразоват. учреждений

15

2000

Москва «Дрофа»

 

Лидман-Орлова Г.К., Купалова А.Ю., Молодцова С.Н., Пахнова Т.М., Пименова С.Н., Пичугов Ю.С., Талалаева Л.Ф. Русский язык. Практика. 6 кл.: Пособие для общеобраз. учреждений

16

1999

Москва «Дрофа»

 

Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К., Молодцова С.Н., Пичугов Ю.С. Русский язык. Практика. 7 кл., пособие для общеобраз. учреждений

17

1999

Москва «Дрофа»

 

Пичугов Ю.С., Еремееева А.П., Купалова А.Ю., Леденева В.В., Лидман-Орлова Г.К., Молодцова С.Н., Пахнова Т.М., Пименова С.Н., Талалаева Л.Ф., Фоминых Б.И. Русский язык. Практика. 8 класс. Пособие для общеобраз. учреждений

18

1999

Москва «Дрофа»

 

Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К., Молодцова С.Н., Пахнова Т.М., Пименова С.Н., Талалаева Л.Ф., Фоминых Б.И. Русский язык. Практика. 9 кл. Пособие для общеобраз. учреждений

19

1999

Москва «Дрофа»

 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5 кл. основной школы

20

2005

Москва «Баллас»

 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 6 кл. основной школы

21

2002

Москва «Баллас»

 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 7 кл. основной школы

22

2001

Москва «Баллас»

 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 8 кл. основной школы

23

2004

Москва «Баллас»

 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 9 кл. основной школы

24

2004

Москва «Баллас»

 

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобраз. Учреждений. В 3-х частях

25

2004

Москва «Мнемозина»

 

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобраз. Учреждений. В 3-х частях

26

2005

Москва «Мнемозина»

 

Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобраз. учреждений

27

2005

Москва «Дрофа»

 

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобраз. школ

28

2005

Москва ООО «ТИД «Русское слово-РС»

 

 

 

 

 

 

Кудрявцева Т.С., Арзуманова Р.А., Васева Н.Б. Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 кл..: Учеб. для нац. Образ. Учреждений гуманит. профиля

29

2001

Москва «Дрофа»

 

Кудрявцева Т.С., Арзуманова Р.А., Васева Н.Б. Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 кл..: Учеб. для нац. Образ. Учреждений гуманит. профиля

30

2002

Москва «Дрофа»

 

Золотова Г.А. Русский язык: От системы к тексту. 10 кл.: Учеб. пособ. Для факульт. занятий в общеобраз. Учрежд. Гуманитар. профиля

31

2002

Москва «Дрофа»

 

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старш. Классов.

32

2002

Москва «Вербум»

 

Быстрова Е.А. Русский язык. 5 кл. Учебник для общеобразоват. Учреждений с родным (нерусским) языком обучения

33

2004

Москва «Дрофа»

 

Быстрова Е.А. Русский язык. 6 кл. Учебник для общеобразоват. Учреждений с родным (нерусским) языком обучения

34

2004

Москва «Дрофа»

 

Сабаткоев Р.Б. и др. Русский язык: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. Учрежд. С рус. (неродным) и родным (нерусским) языком обучения

35

2005

Москва «Дрофа»

 

Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учеб. для 9 кл. нац. Общеобраз. Учрежд.

36

2004

СПб «Просвещение»

 

 

 

 

 

 

Шакирова Л.З. Русский язык: Учеб. для 5 кл. татар. Средн. Общеобраз. Шк.

37

2005

Казань: «Магариф»

 

Гарифьянова Р.Б. Русский язык. Учеб. для 7 кл. татар. Средн. Общеобр. шк.

38

2001

Казань: «Магариф»

 

Андрамонова Н.А., Умарова Л.Дж. Русский язык. Учеб. для 9 кл. татар. Средн. общеобразоват. Шк.

39

2001

Казань: Магариф

 

Андрамонова Н.А., Фаттахова Н.Н. Русский язык. Учеб. для 10-11 кл. татар. Средн. общеобразоват. Шк.

40

2002

Казань: Магариф

 

 

 

 

 

 

Шаповал И.А. Русский язык. 6 класс. Грамматика: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений 2-го вида

41

2005

Москва «ВЛАДОС»

 

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учеб. для 8 кл. спец. (коррекц.) образ. учреждений 8-го вида

42

2004

Москва «Просвещение»

 

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учеб. для 9 кл. спец. (коррекц.) образ. учреждений 8-го вида

43

2004

Москва «Просвещение»

 

 

Учитель имеет право выбирать УМК по своему усмотрению с учётом конкретных психолого-педагогических условий обучения и в соответствии реализуемыми стандартами и с учетом уровня (профиля) обучения.

4. Все современные программы по русскому языку отводят 10% учебного времени на региональный компонент содержания предмета. Для использования регионального компонента рекомендуются следующие издания, имеющие гриф МО РТ:

1. Казань, из века в век. // Дидактические материалы по русскому языку. – Казань, 2006.

2. Русская литература 90-х годов ХХ в. как литературно-эстетическое завещание ХХI веку. – Казань, 2006.

3. Инновационные технологии профессионального и профильно-ориентированного обучения в РТ. // Сборник. – Казань, 2006.

- программу «Русский язык в старших классах. Практический курс» (авторы – А. Д.   Дейкина, Т.М.Пахнова);

- учебник-практикум для базового и профильного уровней;

-методические материалы (дополнены рекомендациями для работы в профильной школе).

- тематическое планирование;

-                     пособие «Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. 9-11 классы (автор – Т.М. Пахнова).

Возможно также использование программ, которые не обеспечены учебными пособиями, но включены в федеральные перечни и сборники программ:

1.  Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками (автор – М.Т. Баранов) Год изд и др..????

2.  Русское правописание и культура речи (автор – М.Т. Баранов).????

3.  Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе русского языка (автор - М.Т. Баранов). ???

4.  Правописание. Орфография и пунктуация (автор - С.И. Львова).???

В классах гуманитарного профиля рекомендуется использовать программы по русскому языку с основами культуры речи, стилистики, редактирования, риторики, а также программы и учебники, предназначенные для углубленного изучения курса:

1.    УМК «Основы русской словесности. От слова к словесности» (автор – А.И.Горшков) обеспечен программой, учебником, сборником задач и упражнений, методическими рекомендациями для учителя; пособие «Культура русской речи. 10-11 кл (авторы – Мурашов А.А. и др.).

2.    УМК «Основы риторики. От мысли к слову» (автор – А. К. Михальская) обеспечен программой, учебным пособием, методическими рекомендациями для учителя.

3.    УМК «Русский язык для школ и классов с углубленным изучением предмета 5-11 классы» (автор – В.В. Бабайцева) обеспечен учебником по теории и сборником заданий для старших классов.

4.    УМК «Школьная риторика. 5- 11 классы» (под ред. Т.А. Ладыженской) обеспечен программой («Школа  2100»), учебниками, тетрадями с печатной  основой, методическими рекомендациями для учителя.

5.    УМК «Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 класс».

«Русский язык. Текст. Грамматика. Культура речи. 11 класс» (авторы – Т.С.Кудрявцева и др.), обеспечен учебниками и методическими рекомендациями для работы в профильной школе.

6.    Учебник «Стилистика русского языка. 10-11 классы» (автор - Г.Я. Солганик.усский

7.    Учебное пособие «Русский язык. Культура речи. Текст. Функциональные стили, редактирование. 9- 11 классы» (авторы – Л.А.Введенская, А.М. Пономарева).

8.    Учебные пособия  «Основы русской словесности. От слова к словесности». 5- 9 классы (автор – Р.И. Альбеткова).

9.    Программа «Стилистика русского языка» (автор – С.С. Вартапетова).

10.  Программа «Основы редактирования» (автор – Т.М Пахнова).

11.  Программа «Основы редактирования» (автор – Ю.С. Пичугов).

12.  Программа «Культура речи и стилистика» (авторы – Ю.С. Пичугов, Т.А, Костяева, Т.М.Пахнова).

13.  Программа. Риторика. 5-7 классы (автор – Н.А.Лымарь).

Учебные пособия «Основы русской словесности. От слова к словесности». 5- 9 классы (автор – Р.И. Альбеткова).

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования предусматривается  профильное обучение на третьей ступени общеобразовательной школы.

Концепция профильного обучения утверждена приказом МО  РФ № 2783 от 18.07.02. Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка учащихся на второй ступени общего образования.

Для работы с учащимися основной школы существуют программы курсов предпрофильной гуманитарной направленности:

1.  Учись писать грамотно. Трудные случаи правописания. 9 класс (автор – Т.В. Потемкина).

2.  «Хоть и заглядывал я встарь…» Словари и их роль в повышении лингвистической культуры. 9 класс (авторы – Г.А. Обернихина, Т.В. Потемкина).

Кроме того, издан сборник, в который включены элективные  курсы по русскому языку (Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров – М.: Вита - Пресс, 2004.) :

- Русский язык для говорения и письма (автор – И.Г. Милославский);

- Деловой русский язык (автор – Касумова М.Ю.);

- Практическая стилистика (авторы – Соколова О.В., Рябинина Л.А.);

- Условия успешной коммуникации (автор – Галлямова Н.Ш.);

- Русский язык в диалоге культур (авторы – Воробьев В.В. и др.).

Информация о профильном обучении собрана в приложении к журналу «Вестник образования» №1 за 2005 г., части 1-2. Там же опубликованы  курсы по выбору Варнавской (Сурниной) И.В. «Учусь общаться» и Гриценко Р.М. «Литературная норма и диалект».

А также рекомендуем сборники программ элективных курсов, разработанных педагогами-победителями краевого (заочного) конкурса в 2004-2005.г.г., 2005-2006 г.г../Краснодар: «Мир Кубани», 2005, 2006г.г. Учитель может самостоятельно создать программу элективного курса по русскому языку, учитывая требования к подобным программам, изложенные в Концепции профильного  обучения.

Для классов гуманитарного профиля издательство «Дрофа» подготовило следующие книги:

Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык. От системы к тексту. 10 класс. 11 класс; Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. От системы к тексту»; Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. Учебное пособие.

Федеральный перечень методических изданий для учителей ОУ включает также словари и методические пособия для учителя, составляющие комплекты с действующими учебниками, включёнными в Федеральные перечни.

С учетом изменения форм итоговой аттестации по русскому языку за курс старшей школы (продолжающегося эксперимента по введению единого государственного экзамена) необходимо корректировать виды и формы работы по предмету.

Анализ ошибок, допущенных школьниками в частях А и Б, показал, что наибольшую трудность вызвали задания по синтаксису. В связи с этим, нужно обратить внимание на предупреждение и устранение недочетов в овладении соответствующими учебными умениями.

При комплексном языковом анализе текста (часть С) следует перенести центр тяжести с языковых видов разбора на содержательный , композиционный, структурный и стилистический анализ, а также на выполнение упражнений в создании собственных текстов на основе исходного.

Анализ результатов ЕГЭ по Краснодарскому краю и методические рекомендации по подготовке к экзамену опубликованы в журнале  ККИДППО «Кубанская школа», №1, 2006 г. Познакомиться с документами ЕГЭ 2006 года можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http: , а также на сайте Федерального института педагогических измерений http:

Помимо основного учебника, рекомендуем использовать учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену:

1.  Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык: Под ред. Г.С. Ковалевой - М.: Интеллект-Центр,2005.

2.     Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы. /  В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И. Львова и др.; Под ред. Г.С. Ковалевой. Министерство образования РФ.  - М.: Просвещение, 2005.

3.     Гриценко Р.М., Николаевская Е.Л. Готовимся к ЕГЭ.- Краснодар,2005.

4.     Гриценко Р.М., Николаевская Е.Л. Готовимся к ЕГЭ 2006.- Краснодар,2006.

5.     Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс. - М.,2005.

6.     Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ-2006. Русский язык.- М.,2006.

7.     Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ.- Ростов – на - Дону, 2006.

Можно воспользоваться сборником, в котором собрана полная информация о системе и порядке проведения ЕГЭ, постановления Правительства, приказы министра образования РФ, формы проведения экзамена, разъяснения о выдаче сертификатов по результатам экзамена и порядке апелляции (Единый государственный экзамен. Нормативные документы. – М.: Просвещение, 2005.).

Подготовку учащихся к единому государственному  экзамену по русскому языку необходимо начинать не в 11 классе, а значительно раньше, используя перспективно-опережающее обучение русскому языку и внутрипредметные связи. При этом важно учесть как новую форму экзамена, так и существенные изменения в его содержании.

На основе всего вышеизложенного рекомендуется:

·        внести изменения в рабочие программы по русскому языку, включив в них разделы по культуре речи и стилистике, ориентировать календарно-тематическое планирование на формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций  в овладении русским языком;

·        осуществлять комплексное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию, чтению, говорению и письму; ведущая роль должна принадлежать чтению как общеучебному и междисциплинарному умению, постоянно повышать качество чтения;

·        строго выполнять практическую часть программы: проводить необходимое количество контрольных и обучающих работ; особенно -  по развитию речи (например, в 9-ом классе изложений с творческим заданием должно быть не менее 4-х);

·      в центр обучения поставить основную единицу современной лингводидактики – текст; языковые явления рассматривать с позиций текстовых категорий; разнообразить дидактический материал, активнее включать в работу тексты  научно-популярного, публицистического, разговорного стилей; практиковать в 9-11 классах работу с неадаптированными текстами;

·      совершенствовать подходы к анализу текста, включать в него вопросы на понимание содержания, основной мысли, позиции автора, выделение средств связи между предложениями и микротемами;

·        на уроках русского языка и литературы интегрировать формирование умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, объяснять их роль в тексте;

·        на более ранних этапах (5-7 классы) начинать обучение написанию изложения на основе текстов всех структурно-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) и разных стилей, выявляя  их особенности, а также сочинения-рассуждения на основе исходного текста, постепенно развивая умение подбирать убедительные примеры и аргументы для доказательства тезиса ; практиковать написание мини-изложений с творческим заданием;

·      широко использовать задания в форме тестов, постепенно приближая их к типу экзаменационных;

·      администрации школ найти возможность организовать репетиционные экзамены в условиях, максимально приближенных к аттестационным испытаниям.

Базисный учебный план (БУП) старшей ступени школы дважды рассматривался (при обсуждении Концепции профильного обучения) и в целом был одобрен на заседаниях ФКС в 2002 году. В ходе дальнейшей работы над Концепцией, а также по результатам ее обсуждения в регионах, предложениям, высказанным  на  заседаниях Комитета по образованию и науке Госдумы, Совета по профильному обучению Минобразования и т.д., в предложенный проект БУП внесено ряд изменений.

Прежде, чем приступить к анализу внесенных изменений и обсуждению предлагаемых решений, целесообразно, видимо, напомнить основные подходы к разработке БУП для старшей ступени школы, обоснованные в Концепции профильного обучения.

Как известно, на старшей ступени школы, с одной стороны, завершается общее образование школьников, обеспечивающее их функциональную грамотность,  социальную адаптацию личности, с другой стороны, происходит социальное и гражданское самоопределение молодежи.         Эти функции старшей ступени школы предопределяют направленность содержания образования в ней на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.         Ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах -  это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к социальному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требований – быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.

Рекомендации

  к изучению русского языка и литературы по БУП РТ для 5-9 классов общеобразовательных учреждений 2006-2007 уч. г.

Основное общее образование

 

Достижение целей (воспитание, развитие речевой и мыслительной деятельности, освоение знаний о русском языке, формирование умений, применение полученных знаний и умений в собственной практике) осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

В центре внимания  должно быть формирование коммуникативной компетенции:

- основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы;

- основные жанры  разных стилей;

- культура речи;

- повествование, описание, рассуждение;

- основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация;

- анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу;        

 - овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом;

 - создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения;

- написание сочинения; создание текстов разных стилей и жанров.

 

Среднее (полное) общее образование

Базовый уровень

Формирование коммуникативной компетенции

 

Информационная переработка текста.

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров.

Культура разговорной речи.

Формирование лингвистической (языковедческой) компетенции                       

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

 

            Формирование культуроведческой компетенции

 

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Соблюдение поведения в различных сферах общения.

 

Для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения

 

    Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.

 

Среднее (полное) общее образование

Русский язык

Профильный уровень

 

Эффективная реализация указанных целей, достижение таких образовательных результатов невозможны в рамках существующей структуры старшей школы. Поэтому на старшей ступени  общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение  учащихся. Ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.         Переход к профильному обучению, преследует, таким образом, следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

- создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, расширить возможности социализации учащихся;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Предлагаемый в Концепции механизм профилизации содержания образования построен на идее двухуровневого (базового и профильного)  стандарта  для старшей ступени школы. В частности, в концепции указано, что «… каждый общеобразовательный предмет может быть представлен в учебном плане конкретной школы (класса) или выбран для изучения отдельным школьником либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая при этом необходимость обеспечения федерального компонента школьного образования, а также нормативов учебного времени, установленных СанПиНами, каждая школа, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебныйплан. Таким образом, предполагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе  профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Осуществление профильного обучения потребует уменьшения доли инвариантного компонента содержания образования на старшей ступени.  Без этого оно ляжет непосильным грузом на плечи школьников и вряд ли будет эффективным, достигнет поставленных перед ним задач. Ведь профильное обучения как раз и вводится для того, чтобы разгрузить учащихся, сделать содержание их образования вариативным, отвечающим их интересам, устремлениям и способностям. Всего этого не достичь, если просто добавить к действующему содержанию образования еще и профильно ориентированный учебный материал.    Таким образом, профильное обучение реально возможно только при разгрузке содержания и  сокращении объема непрофильных предметов, изучаемых с целью обеспечения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.  Других решений здесь просто нет, т.к. в противном случае учебная нагрузка старшеклассников возрастет минимум до 42- 44 часов.

Таким образом, объем инвариантной части образования должен сокращаться  на старшей ступени по сравнению  с основной школой. Соответственно должен возрастать объем вариативного (школьного компонента), за счет которого реализуется дифференциация содержания образования.

БУП старшей ступени школы должен предоставлять возможность построения комбинаций различных учебных курсов, которые в целом  и обеспечат гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы обязательные для изучения школьниками во всех профилях обучения. Набор этих курсов должен быть функционально полным (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальным.

Состав базовых общеобразовательных курсов, обеспечивающих минимальный уровень общего образования для каждого старшеклассника, должен отражать общепризнанныевзгляды на цели, задачи, функцииобщего образования. Предлагается следующийнабор обязательных общеобразовательных курсов: математика, русский язык и литература, иностранный язык, история,  физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей, естествознания – для гуманитарного, филологического, социально-экономического профилей.

Состав базовых общеобразовательных курсов и определяет состав федерального компонента БУП. Другие компоненты БУП  (региональный и школьный) на старшей ступени школы представлены в нем  «рамочно» – с указанием только числа часов, отводимых на их  изучение.

Следует отметить, что Концепция профильного обучения  не отвергает возможности изучения на базовом, минимальном уровне тех общеобразовательных учебных предметов (информатика, технология, искусство, ОБЖ), которые не вошли в указанный выше список. Они не являются обязательными для всех профилей, но каждый из них может войти в содержание того или иного профиля в зависимости от специализации образования в нем.

В ходе обсуждения представленного  в Концепции профильного обучения БУП старшего звена школы предлагалось по существу доработать его по двум основным позициям:

-   рассмотреть возможности дальнейшего сокращения инвариантной части содержания образования на старшей ступени;

-   расширить состав типовых профилей обучения в 10-11 классах, соотнести  набор профилей и содержание обучения в них с существующими профилями подготовки специалистов в вузах.                            

-    Реализация первого из предложенных направлений доработки БУП требует более детального рассмотрения двух вопросов. Во-первых, минимально возможного состава учебных предметов инвариантной части содержания школьного образования на старшей ступени. Во- вторых, учебного времени, отводимого на их изучение.

-     Очевидно, что оба вопроса могут иметь многовариантное решение, каждое из которых будет нести в себе как очевидные позитивные аспекты, так и неизбежные негативные. Оптимальное решение может быть принято, таким образом, только на основе  анализа всех «плюсов» и «минусов» каждого варианта и обсуждения возможных последствий их реализации в практике школы.

-     Рассмотрим возможный состав инвариантной части содержания образования на старшей ступени по образовательным областям. При этом мы будем опираться на сопоставительный анализ действующего БУП-98 и проектов БУП, предложенных в последние пять лет, а также анализ направлений развития школьного образования, указанных в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Первое направление. БУП-98 не предусматривает изучения в старших классах русского языка. Учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном федеративном государстве, обязательный экзамен по этому предмету при поступлении в любой вуз,  в проекте БУП  этот учебный предмет вновь введен в содержание обучения в старших классах в объеме 1 час в неделю.

Второе направление доработки проекта БУП, связано с расширением  числа рекомендуемых вариантов учебных планов по отдельным профилям.

Многие регионы, органы управления образованием разного уровня, директора школ, учителя, авторы учебников считают необходимым рекомендовать несколько вариантов примерных учебных планов для разных профилей специализации образования на старшей ступени школы. По мнению большинства участников обсуждения, представленных в Концепции профильного обучения четырех вариантов примерных учебных планов недостаточно. В связи с этим предложены еще четыре примерных учебных плана по новым наиболее вероятным вариантам профилей. При этом имелось ввиду, что старшее звено школы готовит выпускников не только к поступлению и обучению в вузе, но и для обучения в системе НПО и СПО. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления. Предполагается также пополнить перечень  примерных учебных планов планами для профиля со специализацией в области начальной военной подготовки и профиля со специализацией в области искусства.

Сопоставительный анализ предлагаемого типового набора рекомендуемых профилей с направлениями подготовки специалистов в вузах показывает, что подготовка выпускников школы к поступлению и обучению в них обеспечиваются предлагаемым набором профилей.

 Согласно постановлению Правительства РФ и планам Министерства образования и науки РФ, с 2006-2007 учебного года массовая общеобразовательная школа переходит на профильное обучение. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования будет способствовать решению важнейших задач модернизации образования. Общеобразовательные школы Республики Саха, участвующие в эксперименте, приступают к профильному обучению учащихся 10 классов уже в 2004-2005 учебном году. Серьезные изменения ждут учителей в содержании и в методике обучения. Исходя из содержания федерального компонента государственного стандарта общего образования, участники республиканского семинара-совещания рекомендуют: учителям русского языка и литературы "; уделить особое внимание формированию у учащихся лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций; "; считать важнейшей задачей литературного образования углубление знаний учащихся, формирование читательской компетенции; "; в целях создания единого образовательного пространства ";школа-вуз"; широко использовать такие приемы и формы, как проблемные лекции, коллоквиумы, курсовая работа, конспекты, защита проектов, написание рефератов, составление аннотированных списков; "; систематически вводить в процесс обучения современные образовательные технологии; "; использовать в работе следующую учебную и методическую литературу:

№ Наименование учебников и методических пособий. Примечание

1. Т.С.Кудрявцева, Р.А.Арзуманова, Н.Б.Васева ";Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 11 класс"; - М.: Дрофа, 2003. Учебник для НШ гуманитарного профиля.

2. ";Литература. 11 класс";, в 2 частях, под ред. В.Г.Маранцмана. - М.: Классикс-Стиль, 2002.

3. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова ";Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.";, 10-11 классы,7-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2001. Учебник

4. А.И.Горшков ";Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы"; - М.: Дрофа, 2002; Учебник

5. Т.С.Кудрявцева, Р.А.Арзуманова, Н.Б.Васева ";Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 класс"; - М.: Дрофа, 2001. Учебник для НШ гуманитарного профиля.

6. Г.Я.Солганик ";Стилистика русского языка. 10-11 кл."; - М.: Дрофа, 2001. Учебное пособие.

7. А.И.Горшков ";Русская словесность. От слова к словесности. Сборник задач и упражнений"; - М.: Дрофа, 2001. Учебное пособие.

8. М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская и др. ";Русский язык";- М.: Флинта, 1997. Учебное пособие для школ и вузов.

9. Г.Н.Иванова-Лукьянова ";Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм"; - М.:Флинта-Наука, 1998. Учебное пособие для студентов и уч-ся ст. классов гум. профиля.

10. С.Ю.Михайлова, Р.М.Нефедова ";Учимся писать конспекты, рефераты, изложения. 7-11 классы"; - М.: Юнвес, 1998. Пособие с тестами и ключами.

11. И.Б.Голуб: - ";Русский язык и культура речи"; - М.: Логос, 2002; - ";Стилистика современного русского языка";; - ";Упражнения по стилистике"; - М.: Айрис-Пресс, 2002. Для учителей, студентов и учащихся старших классов.

12. ";В мире литературы. 10 класс";, под ред. А.Г.Кутузова. - М.: Дрофа, 2001. Учебник для школ гуманитарного профиля

13. ";Литература ХХ века. 11 класс";, в 2 частях, В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. - М.: Русское слово, 2002. Учебник.

14. ";В мире литературы. 11 класс";, учебник для школ гуманитарного профиля под ред. А.Г.Кутузова. - М.: Дрофа, 2002. Учебник для школ гуманитарного профиля

15. ";Русская литература ХХ века. 11 класс";, в 2 частях, В.В.Агеносов и др. - М.: Дрофа, 2002. Учебник.

16. ";Литература.10 класс";, в 2 частях, под ред. В.Г.Маранцмана.- М.: Просвещение, 2001. Учебник.

17. ";Русский язык. 10-11кл.";, Р.Б.Сабаткоев. - С-Петербург, 2000. Учебник для НШ.

18. ";Русская литература 19 века. 10 класс";, под ред. Ю.И.Лыссого. - М.: Мнемозина, 2001. Практикум.

19. ";Русский язык. 10 класс";, С.М.Брызгалова.- Якутск, 2003.

20. ";Русская литература 20 века. 11 класс";, под ред. Ю.И.Лыссого. - М.: Мнемозина, 2001. Практикум.

21. ";Русская литература 19 века. 10 класс";, под ред. Г.Н.Ионина. - М.: Мнемозина, 2001. Учебник.

22. ";Русская литература. 10 класс";, под ред. М.В.Черкезовой. - М.: Дрофа, 2002. Учебник-хрестоматия для НШ.

23. ";Русская литература. 11 класс";, под ред. М.В.Черкезовой. - М.: Дрофа, 2002. Учебник-хрестоматия для НШ. руководителям школ "; обеспечить учителей русского языка и литературы необходимыми учебно-методическими комплектами, подпиской на литературно-художественные издания, компьютерной техникой, электронными учебниками; "; выделить каждому учителю методический день для самоподготовки; "; считать одним из важнейших направлений деятельности МО (кафедры) учителей русского языка и литературы мониторинг качества преподавания и обучения в старших классах; руководителям муниципальных управлений образованием "; организовать в 2004-2007 г.г. непрерывную методическую поддержку учителям, работающим в профильных классах, для чего направлять учителей на курсы повышения квалификации, проводить семинары, мастер-классы, обмен опытом работы.

 

Основные рекомендации

 к составлению учебного плана общеобразовательных учреждений

в 2006-2007 учебном году

 

1.          Основным нормативным документом при составлении учебного плана общеобразовательных учреждений в 2006-2007 учебном году является базисный учебный план, утвержденный Министерством образования и науки РТ.

2.          БУП состоит из инвариантной части (базовый компонент) и вариативной (школьный компонент).

3.          БУП определяет состав образовательных областей базового компонента, распределение  времени между базовым и школьным компонентами, максимальный объем обязательной аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования.

Аудиторная учебная нагрузка обучающегося - это объем учебной нагрузки, который состоит из часов базового и школьного компонентов. Поэтому в сумме она не должна превышать для школьников предельно допустимую недельную нагрузку.

Часы школьного компонента (вторая половина дня) могут быть использованы:

-  на организацию индивидуальных и групповых занятий;

- на увеличение количества часов, отводимых на образовательные области или отдельные учебные предметы, курсы, указанные в базовом компоненте;

- на составляющие регионального компонента, если они преподаются как отдельные учебные предметы;

- на факультативные курсы;

- на занятия активно-двигательного характера (ритмика, аэробика, бальные и спортивные танцы, игры и пр.);

- на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими нетрадиционными видами и формами учебной деятельности;

- на предметы и курсы, вводимые в связи с профильностью обучения.

* названия предметов (курсов) второй половины дня (школьный компонент) не должны дублировать названия учебных предметов базового компонента (первая половина дня).

** часы школьного компонента, используемые во второй половине дня или шестой развивающий день на занятия активно-двигательного характера, индивидуальные консультации, подготовку домашних заданий под руководством учителя, экскурсии и аналогичные виды деятельности, можно не учитывать при определении соответствия суммарной нагрузки учащихся нормам предельно допустимой учебной нагрузки.

4.     Интеграция.

Интегрированные курсы планируются в учебных планах общеобразовательных учреждений на основе рекомендаций БУП, например:

- литература/МХК (5-11 классы).

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная школа (1)

    Программа
    ... учреждения «Аминевская средняя общеобразовательная школа»Основнаяшкола Разработчики программы: Директор школыЭ.Л. ... задаче развития в основнойшколе универсальных учебных действий. Развитие УУД в основнойшколе целесообразно в рамках ...
  2. Основная школа (2)

    Программа
    ... базового курса «Информатика и ИКТ» для основнойшколы (7-9 кл.) Автор: Н.Д. Угринович ... курса «Информатика и ИКТ» в основнойшколе (5-6 кл.): Методическое пособие для ... курса «Информатика и ИКТ» в основнойшколе (5-6 кл.): Методическое пособие для ...
  3. Основная школа учебно-методическое обеспечение федерального стандарта образования химия

    Учебно-методическое обеспечение
    ... . 8. Габриелян О.С. Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в основнойшколе. 8 кл. - М.: Дрофа, 2005 г. 8. Каверина А.А. Оценка ... качества знаний выпускников основнойшколы по химии - М.: Дрофа, 2000 г. 1. Габриелян ...
  4. Основная школа История России

    Инструкция
    Основнаяшкола, история России, 1 полугодие, 10.1 Основнаяшкола История России 1 вариант Часть А. Инструкция ...
  5. Основная школа» Мещовского Программа длительного курса по выбору для учащихся 9 классов

    Программа
    ... Суслёнкова , учитель МОУ «Покровская основнаяшкола» Мещовского района Калужской обл. ... : доводы «за» и «против». 4. Основные растительные продукты питания: их состав ... в процессе эволюции Представления об основных химических процессах, протекающих при ...

Другие похожие документы..