Главная > Закон


5. Качество подготовки специалистов

 

В Институте действует и постоянно совершенствуется система контроля качества подготовки специалистов, которая обеспечивает основные параметры планирования, организации и мотивации образовательного процесса, контроля, оценки и регулирования качества подготовки выпускников.

Система контроля качества подготовки специалистов, сложившаяся в Ин-ституте, включает в себя:

  • определение уровня требований при приеме студентов в Институт;

  • разработку системы контроля качества учебного процесса;

  • проведение оценки качества подготовки выпускников по результатам итоговой государственной аттестации.

Правила приема в Институте экономики и правоведения ежегодно принимаются Ученым советом ИЭиП и определяют требования при приеме студентов.

Правила приема содержат требования к перечню документов, представ-ляемых поступающим в ВУЗ в приемную комиссию, перечень вступитель-ных испытаний на каждую специальность и направление подготовки, порядок рассмотрения апелляций, оценок вступительных испытаний и условия для зачисления в состав студентов Института.

Зачисления в Институт проводятся отдельно по каждой специальности, направлению подготовки, форме обучения.

Система контроля качества учебного процесса предусматривает реализацию следующих мероприятий:

  • контроль со стороны учебного отдела, Учебно-методического совета и кафедр Института за качеством учебных занятий, включая анализ методики и форм проведения всех видов занятий;

  • анализ уровня квалификации преподавателей;

  • анализ учебно-методического обеспечения учебного процесса;

  • подготовку и проведение промежуточной аттестации студентов и итоговой государственной аттестации.

Для повышения качества организации и содержания учебного процесса, качества подготовки студентов в Институте проводится текущий контроль результатов обучения, формами которого выступают опросы, контрольные работы, выполнение групповых и индивидуальных практических заданий, анализ и решение конкретных ситуаций по модулям, разделам или отдельным темам изучаемых дисциплин.

При проведении промежуточной аттестации: экзаменов и зачетов, пре-дусмотренных рабочими учебными планами специальностей, преподавателями кафедр применяются разнообразные формы контроля: традиционные формы в виде письменного или устного опроса по билетам; вопросы, которые дают возможность оценить уровни усвоения программного материала; тестирование как один из методов контроля усвоения студентами знаний, обладающий важными преимуществами перед традиционными методами контроля (объективность, дифференцированность, эффективность). Все более широкое применение в последнее время находят методы автоматизированного контроля знаний студентов с применением ЭВМ, а также участие в ";Интернет-экзамене в сфере профессионального образования";, основной задачей которого является оценка соответствия результатов обучения студентов требованиям государственных образовательных стандартов. В основу этой оценки положена методика освоения дидактических единиц содержания дисциплин. Эксперимент реализуется в режиме Интернет-тестирования на основе единых измеритель-ных материалов по единой технологии сбора и обработки результатов тести-рования, что позволяет вузу сравнить результаты освоения требований ГОС ВПО с результатами других вузов России.

Студенты Института три раза участвовали в Интернет – тестировании и в большинстве своем показали удовлетворительные результаты.

Система контроля качества подготовки специалистов включает также контроль за посещаемостью занятий студентами. В качестве основных форм контроля посещаемости занятий используются:

  • ведение журналов учета учебных занятий студентами по каждой учеб-ной группе;

  • сбор сведений о пропусках занятий и их причинах по учебным группам и составление сводного отчета о пропусках занятий;

  • периодические плановые и внеплановые переклички студентов, прово-димые администрацией Института.

Результаты текущего контроля используются преподавателями и адми-нистрацией Института для обеспечения ритмичной учебной деятельности студентов, своевременного выявления трудных для усвоения разделов курса и соответствующей коррекции учебного процесса, выявления отстающих студетов и оказания им действенной помощи, организации индивидуальной работы творческого характера с наиболее подготовленными студентами.

Учебный процесс является совместной деятельностью студентов и пре-подавателя, качество преподавания также становится неотъемлемым элемен-том контроля.

Контроль качества преподавания организуется с целью выявления пере-дового опыта преподавания, обмена опытом, выявления связи качества преподавания с результатами обучения, оценки уровня выполнения рабочей программы и использования утвержденных кафедрой методических рекомендаций по организации конкретных занятий. Достижение этой цели осуществляется путем проведения открытых занятий, контрольных посещений, планируемых и организуемых заведующим кафедрой, взаимопосещения занятий преподавателями.

В Институте периодический проводится анкетирование студентов, которое является одним из источников информации о качестве учебного процесса. В результате анкетирования выясняется мнение студентов о качестве предоставления информации, об организации познавательной деятельности, об эмоциональном настрое, о регулировании учебного процесса конкретными преподавателями. Постоянное проведение анкетирования студентов позволяет сделать вывод, что учебный процесс, по оценке студентов, соответствует их ожиданиям и помогает реализовать цели, поставленные при поступлении в Институт.

Важным элементом системы контроля качества подготовки выпускников является проведение и оценка результатов итоговой государственной атте-стации. Главная цель итоговой государственной аттестации - установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и со-ответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный и национально-региональный компонент образовательного учреждения). Только при условии успешного прохождения всех установленных видов аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Эффективность формирующейся в Институте системы контроля качества подготовки выпускников подтверждают данные о трудоустройстве выпуск-ников и отсутствие рекламаций от работодателей.

Система контроля и оценки качества знаний, умений и навыков студентов в целом соответствует содержанию требований Государственных образовательных стандартов. Она позволяет обеспечить эффективный контроль за усвоением студентами программного материала на всех этапах обучения.

Однако необходимо продолжить работу кафедр и деканатов по совершенствованию системы контроля и оценки знаний студентов путем внедрения новейших форм и методов этой работы.

 

5.1. Оценка качества знаний

5.1.1. Требования к отбору абитуриентов при поступлении в Институт

В Институте постоянное внимание уделяется качественному отбору аби-туриентов. Ежегодно разрабатываются (уточняются) и утверждаются Ученым советом Правила приема, в которых определяются перечень и форма вступительных испытаний по каждой специальности с учетом соответствия их программ содержанию среднего (общего) образования, создаются приемная и предметная экзаменационная комиссии, порядок формирования, состав, полномочия и деятельность которых регламентируются положениями, утверждаемыми ректором Института.

Основными формами вступительных испытаний для приема в Институт являются тестирование и собеседование. Письменное тестирование обязательно для лиц, имеющих среднее (общее) образование. Такой дифференцированный подход к поступающим позволил улучшить формирование контингента и с первого дня нацеливать будущих студентов на серьезность и обстоятельность в учебе. В последние два года зачисление в Институт осуществляет по итогам ЕГЭ.

Для лиц со средним профессиональным образованием соответствующего профиля или высшим профессиональным образованием, имеющих право на обучение по сокращенным программам, аттестация и контроль знаний, полу-ченных ранее в среднем специальном или высшем учебном заведении, прово-дится путем собеседований.

Абитуриенты, выдержавшие вступительные испытания, заключают с Институтом Договор об условиях и порядке обучения.

5.1.2. Степень подготовленности выпускников к выполнению
требований ГОС ВПО

Степень подготовленности выпускников Института к выполнению тре-бований Государственных образовательных стандартов осуществлялась по следующим основным показателям:

- по уровню требований в ходе промежуточных аттестаций студентов (по экзаменационным билетам и результатам сдачи экзаменов);

- по степени усвоения студентами программного материала (на основе контрольного тестирования, проведенного подготовленными специалистами);

- по результатам итоговых аттестаций выпускников;

- по итогам анализа отчетов председателей итоговых государственных ат-тестационных комиссий.

Важным заключительным этапом в оценке качества подготовки специа-листов, результатом деятельности всего профессорско-преподавательского состава Института является итоговая государственная аттестация. Преподавателями института разработаны необходимые учебно-методические материалы, организована работа по подготовке выпускных квалификационных работ (дипломных проектов). Для проведения итоговой аттестации выпускников в 2008/2009 учебном году приказом ректора Института утвержден состав Итоговой аттестационной комиссии. Председателями аттестационных комиссий решением Первого заместителя Министра образования и науки РФ назначены:

по специальности «Юриспруденция» - А-Г. Л. Чаниев - зам. Председателя Верховного Суда РИ;

«Финансы и кредит» - М.У. Тумгоев - д.э.н., зам. Председателя Правительства РИ;

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» - М.Б. Татриев - зам. Председателя Парламента РИ.

Заместителями и членами комиссий назначены проректор по учебной и научной работе, заведующие кафедрами, деканы и ведущие преподаватели Института. Работа государственной аттестационной комиссии организована в соответствии с требованиями «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ» в редакции Приказа Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155. Все необходимые для ее работы документы оформляются и представляются в срок, должным образом оформленные.

Аттестационные комиссии прошлых лет отмечали достаточный уровень подготовки большинства студентов, глубокое знание ими материала и способность к анализу ситуации. Студенты показали хорошие знания основополагающих и нормативных документов, первоисточников, опыта российской и зарубежной экономической и юридической деятельности. Тематика, представленных к защите дипломных работ в целом актуальна и отличается новизной. Работы имеют определенную практическую и, в ряде случаев, научную ценность.

Вместе с тем, в качестве недостатков отмечались: формальный подход отдельных внешних рецензентов к оценке дипломной работы студента, недостаточно твердые знания ряда выпускников, показанные при сдаче итоговых экзаменов, слабая, в отдельных случаях, связь с практикой.

Результаты аттестации выпускников в 2004-2008 гг. представлены в таблицах 13,14 Приложения.

В марте 2009 года в ходе процедуры самообследования в Институте проведено контрольное тестирование с целью определения уровня остаточных знаний студентов по специальностям и направлениям подготовки.

В соответствии с Методикой проведения в образовательных учреждениях ВПО оценки соответствия качества подготовки обучающихся и выпускни-ков требованиям ГОС ВПО, утвержденной заместителем руководителя Ро-собрнадзора 29.09.2006, тестирование по каждой образовательной программе проводится по трем циклам дисциплин: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), общих математических и естественно-научных дисциплин (ЕН), общепрофессиональных дисциплин (ОПД), обуче-ние по которым завершено не более 1 года назад. Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.07.2006 N 1192-05 вузам (филиалам) рекомендовано использовать при проведении самообследования технологии Интернет-тестирования, разработанные Национальным аккредитационным агентством в сфере образования, по циклам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также общих математических и естественно-научных дисциплин. Начиная с 2006-2009 учебного года, Институт принимает участие в проведении Федерального Интернет-экзамена. Согласно письму заместителя руководителя Рособрнадзора от 19.02.2008 № 456/1/ 159 результаты тестирования могут быть использованы вузом в отчете по самооб-следованию.

Итоги участия в Федеральном Интернет-экзамене в 2006-2008 учебном студентов ИЭиП по дисциплинам циклов ГСЭ и ЕН, приведенным в таблице 15 Приложения.

Для проведения контроля остаточных знаний студентов в рамках само-обследования по дисциплинам общепрофессионального и специального цик-лов был приобретен программный комплекс для создания программно-педагогических тестов и адаптивного тестирования «АСТ-Тест».

По дисциплинам цикла ОПД имеются тесты, разработанные преподавателями кафедр Института. Данные тестирования по циклам и специальностям представлены в таблице 16 Приложения.

На основе итогов тестирования комиссия по самообследованию сделала выводы: полученные результаты свидетельствуют о достаточном уровне освоения студентами программного материала по всем циклам учебных дисциплин.

 

5.1.3. Востребованность выпускников и их профессиональное продвижение

 

Ученый совет, научно-педагогический состав Института уделяет постоянное внимание вопросам трудоустройства выпускников и их дальнейшему профессиональному продвижению. С целью более эффективного решения этой важнейшей задачи научно-педагогический персонал, администрация Института внимательно изучают основные направления развития современного рынка труда. Оба факультета на протяжении многих лет поддерживают деловые связи с фирмами и организациями, где трудятся наши выпускники. По возможности туда направляются на преддипломную практику выпускники. В следствие чего многих из них приглашают на работу в эти организации. Определенную помощь в этом оказывает деятельность Ассоциации выпускников Института.

Такая практика сложилась со следующими организациями и фирмами:

Администрация Института постоянно поддерживает связь с Службой занятости населения республики, с подразделениями Службы занятости городов и районов республики и оперативно доводит информацию о востребованности соответствующих специалистов различными организациями и фирмами. Более 60% студентов-выпускников, обучающихся по заочной форме, к выпуску, как правило, трудоустроены.

Результатом такой работы в настоящее время является тот факт, что большая часть выпускников Института за последние три года работает по профилю подготовки.

В отзывах предприятий и организаций, где работают выпускники, отме-чается их достаточно высокая теоретическая и практическая подготовка, соответствующая требованиям, предъявляемым к современному специалисту.

Многие выпускники Института занимают ответственные должности в органах управления и на предприятиях различных форм собственности. Среди них: М.Х. Умаров - зам. начальника Пенсионного фонда РИ; З.С-Г. Саутиева - федеральный судья Магасского районного суда РИ; М.З. Гадабошев - зам. начальника Управления судебного департамента РИ и др.

Таким образом, уровень подготовки специалистов, обеспечиваемый Ин-ститутом, позволяет его выпускникам своевременно и качественно осваивать различные участки работы, стимулирует их служебный рост и дальнейшее карьерное продвижение.

 

5.2. Условия, определяющие качество подготовки специалистов

 

К условиям, определяющим качество подготовки специалистов и опре-деляющими собственно потенциал Института, относятся: кадровое обеспече-ние учебного процесса; научно-исследовательская деятельность; межвузовское сотрудничество; материально-техническая база; социально-бытовые условия, а также финансовое обеспечение деятельности Института.

 

5.2.1. Кадровое обеспечение учебного процесса

 

Руководство Института, Ученый Совет уделяют постоянное внимание вопросам кадрового обеспечения учебного процесса и привлечения научно-педагогического персонала к образовательной деятельности. В настоящее время она ведется на шести кафедрах, четыре из которых являются выпускающими. Кафедры возглавляют признанные ученые, имеющие богатый опыт руководства этими структурными подразделениями. Заведующие кафедрами несут ответственность за результаты работы кафедры и профессиональную подготовку специалистов.

Преподаватели на кафедрах работают на штатной основе, на основе штатного совместительства и на условиях почасовой оплаты.

В настоящее время в штатном расписании Института имеется 47 должностей профессорско-преподавательского состава, которые по состоянию на 1 марта 2009 года укомплектованы высококвалифицированными педагогами, 27 из которых являются профессорами, докторами и кандидатами наук, что составляет 57,4 %. Штатных единиц имеющих учёные степени и звания 13 чел. 48%, из них докторов, профессоров – 4 чел. 31% (таблица 17 Приложения). Возрастная структура представлена в таблице 18 Приложения.

В настоящее время в Институте работают высококвалифицированные ученые, преподаватели, практики, обеспечивающие подготовку специалистов по всем специальностям, в соответствии с требованиями государственных стандартов и основных образовательных программ.

Ректорат Института, оценивая кадровые возможности вузов республики максимально эффективно использует интеллектуальный потенциал и обеспе-чивает количественный и качественный выбор кандидатов для работы в Ин-ституте. Это известные и признанные ученые, которые имеют достаточный опыт преподавательской работы в вузах, авторы монографий, учебников и учебных пособий.

За достигнутые ВУЗом успехи в марте 2008 года Институт был удостоен почетного диплома Международного Форума «Мировой опыт и экономика России», а ректор награжден Почетным знаком «Золотой щит экономики».

В 2005-2008 гг. ряд преподавателей награждены государственными наградами и им присвоены почетные звания. Так, ректор института, доктор экономики С.Т. Холохоев, проректор по учебной работе, кандидат исторических наук, доцент В-Г.Х. Танкиев были награждены орденом Республики Ингушетия «За заслуги», последнему присвоено высокое звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Этого же звания были удостоены зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор С.А. Дзейтов; зав. кафедрой гуманитарных дисциплин, доктор исторических наук, профессор М.Б. Мужухоев; декан экономического факультета, кандидат экономических наук А.М. Мациев; зав. кафедрой экономических дисциплин, кандидат экономических наук М.У. Котиев; доктор технических наук, академик М.А. Дзауров. В 2008 г. заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, доктор исторических наук, профессор М.Б. Мужухоев удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия».

Преподаватели, работающие в Институте, в достаточной мере владеют современными формами и методами организации учебного процесса, часть преподавателей применяет методы обучения, основанные на компьютерных технологиях. Многие преподаватели являются настоящими энтузиастами своего дела, хорошо владеющими своей профессией, новыми технологиями. Стабильный научный потенциал профессорско-преподавательского состава Института позволяет качественно осуществлять реализацию основных образовательных программ.

При этом в Институте сложилась устойчивая тенденция роста качественного потенциала научно-педагогических кадров. В целом ряде случаев один преподаватель (доктор наук, профессор, кандидат наук, доцент) не только читает лекции, но и ведет практические, семинарские занятия, консульта-ции; руководит курсовыми и дипломными работами – одним словом полностью обеспечивает учебную дисциплину. Такое сотрудничество «педагог – студент» оказывает положительное влияние не только на получение знаний, умений, навыков, но и на воспитание студента, формирование его мировоззрения.

Обобщенный опыт работы преподавателей Института позволяет сделать вывод, что большая часть преподавателей действительно являются мастерами своего дела, их занятия пользуются большой популярностью у студентов.

Профессорско-преподавательский состав Института повышает свою квалификацию на различных курсах в вузах республики а также межвузовских семинарах, конференциях и методических совещаниях. Проводимая в Институте работа по повышению квалификации профессорско-педагогического состава способствует дальнейшему росту методического мастерства преподавателей, повышению уровня общей подготовленности и расширению кругозора (таблица 19 Приложения).

Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса по блокам дисциплин (общему гуманитарному и социально-экономическому, общему математическому и естественнонаучному, а также блокам общепрофессинальных и специальных дисциплин) подтверждает его соответствие показателям, предъявляемым к качеству педагогических кадров вуза. Лицензионные нормативы и аккредитационные показатели, в целом, соблюдены.

 

5.2.2. Сведения о материально-технической базе
и социально-бытовых условиях

 

Для обеспечения образовательной деятельности и проведения учебного процесса Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт экономики и правоведения (г. Назрань) использует собственные помещения общей площадью – 4535 м2 (таблица 20 Приложения)

Разрешения органов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора и Государственной противопожарной службы на образовательную деятельность «ИЭиП» площади имеются, а также отражены в паспортах готовности образовательных учреждений к новому учебному году.

В Институте имеются медицинский пункт, столовая, спортивно-оздоровительный комплекс, библиотека и специализированные компьютерные классы, собственная типография.

 

5.2.3. Финансовое обеспечение деятельности Института

 

Финансовое обеспечение Института осуществляется за счёт средств, по-лучаемых от оказания образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования. Институт осуществляет образовательную деятельность на принципах хозяйственного расчета и находится на полном самофинансировании.

Учитывая современное состояние экономики, а также возрастающие квалификационные требования к специалистам, Институт стремится обеспе-чивать глубокую общую и профессиональную подготовку студентов, постоянно изыскивая возможности для повышения их практических навыков и умений, что требует дополнительных материальных затрат.

Стоимость основных фондов 2008 году составила - 4318 тыс. руб.

Структура доходов (объём тыс. руб.) – 7719тыс. руб.:
– бюджетное финансирование – 0;
– средства, полученные от проведения научных исследований – 950 тыс. руб.;
– средства, полученные за образовательные услуги – 7719тыс. руб.
Структура расходов (объём тыс. руб.):
– на оплату труда – 5640 тыс. руб.;
– на приобретение оборудования – 325 тыс. руб.;
– на информационное и библиотечное обслуживание – 703 тыс. руб.;
другие – 320 тыс. руб.

Образовательная и иные виды деятельности Института не являются предпринимательскими, так как получаемый от них доход полностью направляется на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, на его постоянное развитие и совершенствование. Учитывая спрос и предложения рынка образовательных услуг, проводя маркетинговые исследования, Институт ежегодно определяет себестоимость обучения по всем специальностям и направлениям подготовки, с учетом избранной формы обучения и устанавливает стоимость образовательных услуг для студентов, исходя из принципа доступности образования. При этом расходы на одного обучающегося из контингента, приведенного к очной форме обучения (соответственно с коэффициентами 1,0; 0,25 и 0,1 для очной, очно-заочной и заочной форм обучения) составляют около 42 тыс. рублей в год, при отношении расходов на образовательные услуги к общим доходам Института – 100 %.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (39)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... на сайте ФИПИ (). Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ... экзамена 2006 года)» Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ...
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (8)

    Методические рекомендации
    ... аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки 1 1. ВАЖНЕЙШИЕ ...
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (40)

    Методические рекомендации
    ... с. Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Система оценки качества ...
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (3)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2010 ...
  5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (9)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2012 ...
  6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (13)

    Документ
    ... сайте ФИПИ . После их утверждения Федеральнойслужбойпонадзору в сфереобразования и науки указанные материалы становятся документами, регламентирующими ...

Другие похожие документы..