Главная > Закон


4.4. Организация учебного процесса в соответствии с учебными планами

Учебный процесс в Институте организован в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебным заведением) Российской Федерации, Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, Уставом Института и планами учебно-воспитательной и научно-методической работы Института на учебный год.

Основными документами, определяющими образовательную деятельность в Институте, являются учебные планы и учебные программы. Учебные планы отражают цель, продолжительность, форму обучения; режим занятий; перечень разделов подготовки; количество часов по блокам и дисциплинам; виды учебных занятий; сроки практик, формы промежуточной и итоговой ат-тестации студентов. Особое внимание уделяется обеспечению соответствия объема учебной информации бюджету времени, отводимому на изучение конкретных дисциплин, их логической связи между собой, соотношению теоретических занятий с практическими.

Учебные планы разработаны по всем специальностям для очной, очно-заочной и заочной форм обучения, обсуждены на Ученом совете и утвержде-ны ректором Института. Ежегодно учебные планы выносятся на обсуждение

Ученого совета Института с целью внесения необходимых уточнений и кор-ректив, направленных на улучшения образовательной деятельности и дости-жения наиболее полного соответствия требованиям Государственных образо-вательных стандартов высшего профессионального образования.

При разработке учебных планов большое значение придается определению времени для организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. Учебными планами всех специальностей предусмотрена подготовка студентами 3-5 курсовых работ, кроме того, в течение всего периода обучения студенты выполняют контрольные работы и выполняют различных практические задания (готовят выступления, доклады, рефераты и т.д.).

Организация учебной работы осуществляется в соответствии с ежегодно рассматриваемым и утверждаемым Ученым советом Планом - графиком учебного процесса. В графике конкретизируется время проведения экзамена-ционных сессий, прохождения практик, сдачи госэкзаменов, защиты дипломных работ, каникулы и т.д.

По дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также общих математических и естественнонаучных дисциплин приоритет отдается теоретическим занятиям, по профессиональным и специальным дисциплинам и дисциплинам специализации – практической подготовке. При этом семинары, практические занятия рассматриваются как форма конкретизации, дополнения знаний, приобретения практических умений и навыков. Затем устанавливается последовательность изучения дисциплин и проводится уточненный расчет учебного времени. При этом минимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы, не превышает установленные государственными стандартами нормативы. Объем обязательных аудиторных занятий за период теоретического обучения по очной форме составляет 25-30 часов в неделю (в среднем – 27). Студентам очно-заочной формы обучения обеспечена возможность еженедельных аудиторных занятий, консультаций и заданий по 10-12 часов в неделю, студентам заочной формы обучения - индивидуальных занятий под руководством преподавателей не менее 150 часов в год.

В учебном плане предусматривается равномерная организация работы студентов по подготовке курсовых работ, предусмотренных по ключевым профессиональным и специальным дисциплинам. Дисциплины специализаций соответствуют выделенному Государственным образовательным стандартом объему часов и изучаются на заключительном этапе подготовки. Студенты при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 12 зачетов и 10 экзаменов.

Образовательный процесс в Институте реализуется кафедрами, которые организуют и обеспечивают преподавание всех блоков учебных дисциплин. При этом циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также общих математических и естественнонаучных дисциплин обеспечиваются соответственно кафедрой гуманитарных дисциплин, а также кафедрой лингвистических дисциплин. Циклы общепрофессиональных и специальных дисциплин являются одним из самых значимых компонентов образовательного процесса, направленных на подготовку специалистов, они обеспечиваются соответствующими профильными кафедрами.

Структурным подразделением Института, осуществляющим непосредст-венную организацию и управление учебным процессом, является учебный отдел. Основными направлениями его деятельности являются: планирование и контроль учебного процесса; информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса. Планирование осуществляется в соответствии с учебными планами, рабочими программами дисциплин и расстановкой профессорско-преподавательского состава по курсам и группам на предстоящий учебный год.

При планировании учебного процесса значительное место уделяется во-просам, связанным с учебной нагрузкой профессорско-преподавательского состава.

Ее расчет и учет производится в соответствии с требованиями действующих нормативных документов кафедрами совместно с учебным отделом.

Таким образом, организация учебного процесса в Институте соответ-ствует учебным планам и программам, и направлена на дальнейшее улучшение образовательной деятельности и достижение наиболее полного соответсвия требованиям Государственных образовательных стандартов.

Руководству Института необходимо внести коррективы в организацию учебного процесса в соответствии с требованиями Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»

 

4.5. Внедрение новых форм и методов обучения,
средств активизации познавательной деятельности студентов

 

В целях совершенствования учебного процесса Ученый совет Института, кафедры и весь научно-педагогический состав уделяют особое внимание внедрению новых передовых форм и методов обучения. Основными направлениями этой деятельности являются:

- подготовка и проведение проблемных лекций, научных дискуссий,

коллоквиумов;

- организация диалоговых семинаров, практических занятий с примене-

нием аудиовизуальных средств обучения, а также компьютерных

обучающих программ и возможностей Интернет;

- использование в учебном процессе ролевых и деловых игр;

- тестирование знаний студентов, позволяющее активизировать их рабо-

ту;

- внедрение в учебный процесс рейтинговой системы оценки качества

успеваемости студентов.

В обучении используются современные информационные технологии, базы данных, обучающие компьютерные программы. Тематические планы изучения дисциплины при этом предусматривают различные формы проведе-ния занятий: лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, практи-кумы. Вместе с тем, важнейшим принципом организации и методики обучения в Институте является ориентированность студента на практическое самостоятельное или под руководством преподавателя освоение образовательных программ. Так, студенты самостоятельно готовят доклады по заданной тематике, пишут рефераты по интересующим их проблемам, готовят сообщения и выступления к диспутам и дискуссиям.

Использование в учебном процессе ролевых и деловых игр, способствуют выработке практических навыков, развитию творческих способностей бу-дущих специалистов. В процессе проведения ролевых игр анализируется пси-хологическое состояние участников, создаваемые преподавателем условия выявляют их умение размышлять, сомневаться, показывать свою позицию, рецензировать, оценивать деятельность других участников.

В этом направлении заслуживает внимания передовой опыт работы заведующего кафедры экономических дисциплин М.У. Котиева, который активно использует на занятиях компьютерную деловую игру «Бизнес-курс: корпорация плюс», являющуюся одной из современных разработок Научно-исследовательского центра МГУ им. М. В. Ломоносова и Высших компьютерных курсов бизнеса. В ходе практических занятий, проводимых в специализированном компьютерном классе Института, студенты, разделенные на команды по 2-3 участника, овладевают навыками управления предприятием в условиях рыночной экономики и конкуренции, изучают основы бухгалтерского учета и налогообложения, производственного и финансового менеджмента.

Важное значение в Институте придается работе по интенсификации учебного процесса, его компьютеризации и внедрению прогрессивных педаго-гических, в том числе информационных технологий и языковой подготовке.

Пример в этом показывает старший преподаватель данной же кафедры Т.А. Аушев.

Языковая подготовка рассматривается как средство достаточно эф-фективной познавательной деятельности обучающихся. Студенты изучают деловой иностранный язык и достигают определённых результатов. Разработанные и применяемые на кафедре лингвистики методики позволяют изучать иностранный язык как практически с нулевого уровня, после школь-ной программы, так и после вузовской подготовки, при получении второго высшего образования.

Читать и переводить со словарем общественно-политические тексты, прессу, специальную и художественную литературу; вести беседу на языке на общественно-политические, бытовые и специальные темы в пределах прой-денной программы; переводить письменно и устно на русский и на иностран-ный язык с русского документы коммерческого и юридического содержания, деловую корреспонденцию средней сложности; уметь реферировать тексты по общественно-политической и специальной (юридической или экономической) тематике – таковы основные требования к выпускникам Института.

Исходя из этих требований, заведующим кафедрой лингвистических дисциплин кандидатом филологических наук М.И. Чапановым разработаны программы по английскому языку в соответствии с новой типовой учебной программой по иностранным языкам для неязыковых специальностей высших учебных заведений по очной и очно-заочной формам обучения. Создана и продолжает пополняться система лексико-грамматических текстов по всему курсу грамматики иностранных языков. При этом расширяется тематика домашнего чтения. В период всего обучения иностранным языкам на занятиях используется аудио и видео курс.

Составной частью процесса обучения является организация контроля знаний студентов. Одной из его эффективных форм, используемых кафедрами, является тестирование студентов с использованием ПЭВМ. Практика показа-ла, что она наиболее целесообразна при проведении текущего и промежуточнго контроля успеваемости студентов.

Интересные формы доэкзаменационного контроля применяют препода-ватели, имеющие большой опыт вузовской работы – профессор М.Б. Мужухоев, академик М.М. Дзауров. На семинарах и коллоквиумах у этих преподавателей создаются проблемные ситуации, ведутся дискуссии, используется рецензирование рефератов, докладов, контрольных, курсовых работ, выступлений студентов.

На заседаниях кафедр регулярно обсуждаются методика проведения зачетов и экзаменов, результаты промежуточной аттестации, итоги успеваемости студентов. Учебный отдел постоянно анализирует итоги проведения экза-менационных сессий и итоговой аттестации выпускников, составляет аналитические справки, вырабатывает рекомендации по совершенствованию организации учебного процесса с целью повышения качества подготовки обучающихся, готовит материалы для обсуждения на Ученом совете Института.

Качество обучения определяется также индивидуальными установками и личностным мировоззрением студентов. Поэтому особое внимание уделяются формированию таких качеств студентов, как способность к самоорганизации, самореализации и саморазвитию. Такие качества проявляются при их выступлениях на семинарах, практических занятиях, при подготовке рефератов, докладов.

В целях выявления адаптированности студентов к своей профессиональной деятельности анализируются их умения к самореализации через выбор индивидуальных заданий, творческих работ, использование знаний на практике. Интересный опыт этой работы накоплен заведующим кафедрой государственно-правовых дисциплин доктор юридических наук М.М. Дикажев.

Важное место в деятельности Института по внедрению новых форм и методов обучения и средств активизации познавательной деятельности зани-мает процесс совершенствования системы управления качеством образования. Одним из ее элементов выступает рейтинговая система оценки успеваемости студентов.

В соответствии с решением Ученого совета, который в июне 2007 г. рас-смотрел вопрос о мерах по совершенствованию качества образовательного процесса в свете требований Болонского процесса, в Институте развернута работа по совершенствованию внутривузовской системы управления качеством образования с учетом критериев, методик и технологий, обеспечивающих гармонизацию отечественных подходов с европейскими системами. С этой целью в сентябре 2007 г. в Институте введена рейтинговая система оценки качества подготовки студентов, которая пока реализуется в учебном процессе со студентами 1 курса.

Введению рейтинговой системы предшествовал эксперимент по ее отра-ботке на кафедре государственно-правовых дисциплин. В частности, рейтинговая система оценки качества подготовки студентов была апробирована доцентом В-Г. Х.Танкиевым в процессе преподавания учебной дисциплины «Конституционное право РФ».

В соответствии с «Методическими рекомендациями к разработке рей-тинговой системы оценки успеваемости студентов вузов», утвержденными приказом Минобразования № 2654 от 11.07.2002, и приказом Минобразования и науки РФ № 40 от 15.02.2005 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» в Институте разработано Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов рассматривается как комплекс мероприятий, обеспечивающих оценку качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ. При этом оценка качества учебной работы студента в рейтинговой системе является кумулятивной (накопительной) и используется для управления качеством образовательного процесса.

Рейтинговая система предусматривает непрерывный контроль знаний студентов на всех этапах обучения, интегрирование результатов контроля от одного этапа к другому, определение рейтинга студента по отдельным дисци-плинам, а также – общего рейтинга за семестр, учебный год и период обуче-ния.

Проведенная работа по использованию рейтинговой системы оценки ус-певаемости студентов показала, что рейтинговый подход позволяет успешно решать ряд задач:

- сформировать и поддерживать положительную мотивацию у студентов к активной и равномерной учебной работе в течение семестра, учебного года, всего периода обучения в Институте;

- существенно расширить, углубить и повысить эффективность регулярной самостоятельной работы студентов в процессе освоения образовательных программ;

- получить более точную и объективную оценку уровня знаний и про-фессиональной подготовки студентов.

В целом, концептуальная направленность преподавательского состава по обучению студентов дает положительные результаты и обеспечивает форми-рование необходимых качеств.

Таким образом, в Институте оптимизирован образовательный процесс за счет освоения и внедрения преподавателями современных личностно-ориентированных, развивающих технологий, разнообразия организационных форм, усиления консультационной сопровождающей помощи преподавателей студентам, создания ситуации успеха, разработки и использования методических рекомендаций по сложным разделам программ, активизации самостоятельной и творческой работы, демократизации общения, предоставления возможности получения разностороннего образования.

Однако ППС Института необходимо продолжать работу по внедрению новейших образовательных технологий для активизации познавательной деятельности студентов.

 

4.6. Организация научно-исследовательской и методической работы

 

Научно-исследовательская работа - важная составляющая часть деятельности Института. Ее основными целями являются: улучшение качества обучения и воспитания студентов, привлечение способной студенческой молодежи к проведению исследований, прежде всего, в выбранной профессиональной сфере деятельности, повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава. Объектами исследования являются предприятия и организации, коммерческие и банковские структуры, педагогический процесс в вузе и т.д. Большинство научных исследований носят прикладной характер, ориентированы на решение практических задач.

Организация и проведение осуществляется в соответствии с требованиями следующих документов:

– Положение о научной деятельности в ИЭиП;
– Положение о Редакционно-издательском совете;
– Положение о порядке подготовки и представления научных и учебно-

методических материалов к изданию;
– Положение о научном обществе студентов;
– Перспективный план научно-исследовательской работы на 2006-2010 гг.
– План научной работы ИЭиП на календарный год.

- Комплексный план развития Института на 2008-2013 гг.

Рабочим документом НИР является годовой план. Он рассматривается и утверждается Ученым советом ИЭиП в декабре на предстоящий календарный год. План содержит следующие разделы: основные задачи научно-исследовательской работы на год; руководство научной работой; научно-исследовательские работы по заказам внешних организаций; внутренние НИР; монографии, статьи, тезисы; участие профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов в работе научных конференций, семинаров и др.; подготовка научно-педагогических кадров; работа преподавателей ИЭиП в диссертационных советах.

Содержание годовых планов соответствует требованиям руководящих документов.

Годовые планы НИР в целом выполняются. Имеющие место нарушения сроков сдачи некоторых работ устраняются в процессе работы комиссии.

В целом выполнение планов подготовки монографий и научных статей за 2004-2008 гг. составляет 85 %.

Планы научного обеспечения учебно-методической работы (подготовка УМК, учебных и методических пособий и т.п.) в целом выполняются. По со-стоянию на 1 марта 2009г. обеспеченность дисциплин учебно-методическими комплексами составляет 100%.

Планирование научно-исследовательской работы реализуется в перспек-тивных и текущих планах. В Институте разрабатываются перспективный (на пять лет) и годовой планы научно-исследовательской работы, а также годовые планы редакционно-издательской деятельности. Текущее планирование научно-исследовательской работы отражается в специальных разделах при составлении планов работы факультетов и кафедр, научных студенческих кружков, а также в месячном плане-календаре основных мероприятий Института. Кроме этого, в ИЭиП обязательно разрабатываются планы и программы проведения важнейших мероприятий научно-исследовательской работы: подготовки и проведения научных конференций, конкурсов на лучшую научную работу студентов и на лучшее учебное пособие среди преподавателей и пр.

Важное место в организации и проведения НИР занимает Ученый совет Института. Ученый совет определяет основные направления научных исследований, тематику научно-исследовательских работ, утверждает план научной работы Института на год; анализирует организацию и содержание научной работы в Институте, направленность и тематику научных конференций, семинаров и других ее форм; формирует приоритеты в разработке научных изданий, монографий, сборников научных статей; подводит итоги конкурсов на лучшую научную работу студентов и определяет лауреатов; рекомендует лучшие студенческие научные работы для направления на Международный, Всероссийский, региональный этапы конкурса.

В качестве соискателей прикреплены к другим вузам 6 сотрудников Института из числа преподавательского состава. Из них: 2 человек работают над докторскими диссертациями, 4 - над кандидатскими диссертациями. Пла-нируемые сроки защиты диссертаций в – 2009-2011 годы.

За последние пять лет (2004-2008 гг.) 8 сотрудников Института защитили кандидатские и докторские диссертации (2004 г. – 1 чел.; 2005 г – 2чел.; 2006 год – 2 чел.; 2007год – 1 чел.; 2008 год – 2 чел.).

За этот же период преподаватели Института защитили две докторские и четыре кандидатские диссертации.Диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук защитил заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Мухарбек Магомедович Дикажев; диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук защитила старший преподаватель этой же кафедры Зайнап Магомет-Тагировна Дзарахова.

Диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук защитили: декан юридического факультета, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Микаил Мажитович Булгучев; старший преподаватель этой же кафедры Зара Ибрагимовна Чемурзиева и старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Ибрагим Туганович Шанхоев.

Заместитель заведующего кафедрой лингвистических дисциплин Лида Хаз-Магомедовна Гатиевазащитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Научные исследования в ИЭиП ведутся по широкому спектру социально-гуманитарных, экономических, юридических проблем. Исходя из научных интересов профессорско-преподавательского состава и тематики выполняемых НИР, в Институте сложились научные школы:

- «Малый и средний бизнес – основа экономического развития и роста регионов России» - руководитель академик М.А. Дзауров;

- «Теоретические основы формирования и функционирования рынка труда» - руководитель доктор экономических наук М.У. Тумгоев;

- «Теория и практика организации и деятельности правоохранительных органов их роли и места в механизме государства» - руководитель доктор юридических наук, профессор С.А. Дзейтов;

- «Правовое регулирование прохождения правоохранительной службы сотрудниками ОВД: проблемы организационно – правового и методологического характера» - руководитель доктор юридических наук М.М. Дикажев;

- «Этнокультура как основа формирования национального самосознания народов России» - руководитель, доктор исторических наук З.М-Т. Дзарахова.

- «Древняя и средневековая история народов северного Кавказа: история ингушского народа» - руководитель, доктор исторических наук , профессор М.Б. Мужухоев.

Объем средств, израсходованных Институтом за пять лет (2004-2009 гг.) на научно-исследовательскую работу, составил 600 тыс.руб., из них: на фун-даментальные исследования – нет, на прикладные исследования – 600 тыс.руб. За этот же период было выполнено 3 хоздоговорных НИР, объем выделенных за счет заказчика средств составил 240 тыс.руб.

Большая часть проводимых в вузе исследований осуществляется в области гуманитарных наук. Прежде всего, это относится к различным отраслям экономики, теории управления, юриспруденции.

С 2004 года в Институте выпускается ежегодный сборник научных статей преподавателей и аспирантов.

В Институте также регулярно проводятся научно-теоретические конфе-ренции научного общества студентов. Очередная конференция состоится 11 апреле 2009 г. на тему «Актуальные проблемы развития экономики, науки, образования и права в РФ».

В процессе проведения научных конференций и семинаров обсуждаются также проблемы педагогики и психологии, методики образовательного про-цесса. В частности, на семинаре с профессорско-преподавательским составом, проведенном в сентябре 2007г., были обсуждены вопросы методики использования в образовательном процессе рейтинговой системы оценки студентов, а также особенности проведения профессорско-преподавательским составом воспитательной работы со студентами.

Сводные данные учета научных публикаций профессорско-преподавательского состава Института: монографий, научных трудов, сбор-ников научных статей, тезисов и т.п. представлены в таблице 10 Приложения.

Профессорско-преподавательский состав и студенты ИЭиП активно участвуют в общении с коллегами по научной деятельности – выступают с докладами и научными сообщениями на различных международных конференциях, семинарах и т.п.

Научные труды профессорско-преподавательского состава ИЭиП, подго-товленные по плану НИР (инициативные НИР и НИР по заказу ректора, монографии, издаваемые через собственное издательство), рецензируются Редакционно - издательским советом, который возглавляет доктор юридических наук М.М. Дикажев.

Научно-педагогические работники Института активно участвуют в качестве официальных оппонентов в рецензировании диссертаций, подготовленных внешними авторами (например, в 2007-2008 году – М.А. Дзауров, М.Б. Мужухоев, М.М. Дикажев, С.А. Дзейтов и др.).

Четыре человека из научно-педагогического состава Института участвуют в работе диссертационных советов других вузов: Москвы, Санкт-Петербурга, Махачкалы, Нальчика (М.А. Дзауров, М.Б. Мужухоев, М.М. Дикажев, С.А. Дзейтов.)

Факультеты и кафедры ИЭиП участвуют в подготовке отзывов на авто-рефераты диссертаций. За 2008 год было подготовлено - 3, за 2009 год - 2 от-зыва. Ходатайств о назначении ИЭиП ведущей организацией по защищае-мым диссертациям не было.

В Институте существует практика проведения ежегодных конкурсов на лучшее учебное (учебно-методическое) пособие среди преподавателей. Кон-курс проводится в соответствии с Положением о конкурсе на лучшие учебни-ки, учебные и учебно-методические пособия. Начало конкурса, состав кон-курсной комиссии и его итоги объявляются приказом ректора. В 2004 г. на конкурс было представлено 3 работ, в 2007 г. – 5, в 2008 г. – 6 работ, итоги конкурса 2009 г. будут подведены в декабре. Лучшие работы преподавателей отмечаются дипломами и денежными премиями.

Учебники и учебные пособия с грифами министерства и соответствующих УМО в издательстве ИЭиП не публиковались. Вся учебная и учебно-методическая продукция, изданная в Институте, имеет гриф Учебно - методического совета ИЭиП. Вместе с тем, ряд учебников и учебных пособий с грифами министерства и УМО были изданы преподаватели Инсти-тута в других издательствах.

Анализ состояния и содержания НИР в Институте позволил комиссии по самообследованию сделать следующие выводы:

1. Состояние научно-исследовательской работы в Институте в основном соответствует критериям государственной аккредитации высших учебных заведений и обеспечивает реализацию основных образовательных программ по имеющимся специальностям и направлениям.

2. В то же время руководству Института при организации научно-исследовательской работы необходимо уделить большое внимание следующим вопросам:

- необходимо исключить случаи переноса сроков подготовки научно-исследовательских работ и монографий;

- необходимо развернуть работу за право обладания грантами на выполнение научно-исследовательских работ;


- работе на факультетах и кафедрах по планированию и мотивации активной научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, обобщению и распространению передового опыта научной работы необходимо придать более системный характер.

4.7. Организация самостоятельной и научно-исследовательской
работы студентов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (39)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... на сайте ФИПИ (). Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ... экзамена 2006 года)» Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ...
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (8)

    Методические рекомендации
    ... аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки 1 1. ВАЖНЕЙШИЕ ...
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (40)

    Методические рекомендации
    ... с. Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Система оценки качества ...
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (3)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2010 ...
  5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (9)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2012 ...
  6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (13)

    Документ
    ... сайте ФИПИ . После их утверждения Федеральнойслужбойпонадзору в сфереобразования и науки указанные материалы становятся документами, регламентирующими ...

Другие похожие документы..