Главная > Планы семинарских занятий

1

Смотреть полностью

ФИЛОСОФИЯ

Планы семинарских занятий и методические указания по курсу

для студентов всех специальностей и направлений

Санкт-Петербург

2010

Министерство образования и науки Российской Федерации

_____________________

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.М. КИРОВА

________________________________________________________________________

ФИЛОСОФИЯ

Планы семинарских занятий и методические указания по курсу

для студентов всех специальностей и направлений

Санкт-Петербург

2010

Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой философии

Гуманитарного факультета Санкт-Петербургской лесотехнической

академии имени С.М.Кирова 8 июня 2010 г.

Составители:

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

кандидат философских наук, доцент Н.А. Антипин

кандидат философских наук, доцент А.А. Дюранов

кандидат философских наук, доцент П.Г. Выжлецов

кандидат философских наук, доцент С.О. Петров

кандидат философских наук, доцент О.В. Сапенок

старший преподаватель Е.В. Соколова

Ответственный редактор

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

Рецензент

кафедра философии СПбГЛТА

Методические материалы предназначены для студентов всех

факультетов и форм обучения, изучающих дисциплину «Философия»

Темплан 2010 г. Изд. №

ОГЛАВЛЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ

  1. Оглавление………………………………………………….4

  1. Введение…………………………………………………….5

  1. Государственный стандарт по дисциплине

«Философия» для нефилософских специальностей……..6

  1. Программа дисциплины «Философия»……………………7

  1. Планы семинарских занятий………………………………12

  1. Список литературы………………………………………...29

  1. Как подготовиться к зачету и экзамену по философии …31

  1. Экзаменационные вопросы…………………………………32

Введение

Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста и гражданина.

В ходе обучения ставятся задачи:

- познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли, главными направлениями и течениями современной философии;

- научить студента ориентироваться в наиболее общих вопросах бытия и познания, проблемах ценностей, свободы и смысла жизни, самостоятельно формулировать, анализировать, обосновывать и, при необходимости, отстаивать свои убеждения, использовать философские понятия и методы в ходе профессиональной деятельности, в процессе принятия решений и ведения дискуссий.

Учебная дисциплина «Философия» изучается на всех факультетах академии в основном на 2 – 4 курсах после таких гуманитарных дисциплин, как история и культурология, которые подготавливают студента к восприятию теоретически и терминологически более сложного философского материала.

Курс включает в себя исторический и систематический разделы, дающие в совокупности представление об основных этапах развития философских знаний и их современном состоянии.

Предлагаемая работа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта, а также структуры и опыта преподавания учебной дисциплины «Философия» в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии и имеет своей целью оказать методическую помощь студенту на всех этапах его самостоятельной и аудиторной работы.

Д.Е.Любомировым написаны: тема 1, тема 2 (занятие 1,2), тема 7;

Е.В.Соколовой – тема 2 (занятие 3, 4);

А.А.Дюрановым – тема 2 (занятия 5, 6);

С.О.Петровым – темы 3, 6;

Н.А.Антипиным – темы 4, 10;

О.В.Сапенок – темы 5, 9;

П.Г.Выжлецовым – тема 8.

Государственный стандарт знаний по дисциплине «Философия» для студентов нефилософских специальностей

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ПРОГРАММА учебной дисциплины «Философия»

Наименование тем и их содержание

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Понятие мировоззрения. Мировоззрение как мироощущение и миропонимание. Отношение человека к миру как основной вопрос мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, их взаимосвязь. Структура мировоззрения и место в ней философии. Всеобщность, рациональность и проблемность философского постижения мира. Предмет философии как философская проблема. Специфика философского вопрошания. Философские вопросы как функции философии. Социальные функции философии, ее разделы и основные философские направления.

Место и роль философии в культуре. Философия как самосознание человека, общества и эпохи. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия как учение о сущем и должном. Философия и общечеловеческие ценности. Структура философского знания: философия (ее основные разделы), философские дисциплины (этика, эстетика и т.д.), философские проблемы различных наук и сфер бытия (философия образования, физики, права, биологии и т.д.). Философия как гуманитарное знание. Философия, глобальные проблемы и судьбы человечества.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Возникновение и развитие основных философских направлений в ранней философии Востока и Запада. Философские школы Древней Индии. Древний Китай: конфуцианство и даосизм. Основные школы античной философии (милетская, пифагорейская, элейская, атомистическая, эпикурейская, киническая, стоическая). Философские взгляды Платона и Аристотеля.

Религиозный характер философии средневековья: патристика и схоластика. Теоцентризм философских систем Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Проблемы человека как личности, натурфилософии и социального развития в возрожденческой философской мысли (Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Н. Макиавелли).

Научная революция ХУП века и философия Нового времени. Эмпиризм /Ф. Бэкон/ и рационализм / Р. Декарт/ как ведущие методологические установки эпохи.

Философия Просвещения. Классики немецкой философии / И. Кант, Г. Гегель/ о проблемах диалектики познания, природы и истории.

Истоки, основные идеи и эволюция философии марксизма.

Основные направления и особенности развития русской философии ХIХ - ХХ веков. П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники, Н.Г. Чернышевский, русская религиозно-философская мысль /В Соловьев, Н. Бердяев/, русский космизм / Н. Федоров и др./

Иррационалистическое направление в западной философии ХIХ столетия. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Ведущие течения западной философии ХХ - XXI веков / неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, фрейдизм, философская антропология и др./

3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Онтология как учение о бытии. Основные виды бытия (материальное, идеальное, социальное, человеческое) и их взаимосвязь.

Бытие и проблема субстанции. Виды субстанций. Монизм, дуализм и плюрализм в понимании бытия и субстанции. Проблема субстанции и развитие естествознания. Понятия материального и идеального.

Понятие движения. Движение и покой. Движение и развитие. Многообразие форм движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Редукционизм и его ограниченность.

Пространство и время, их основные характеристики. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Многообразие пространственно-временных отношений в различных видах бытия. Парадоксы пространства и времени.

Взаимосвязь философии и науки в познании мира. Научные, философские и религиозные картины мира.

4. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Проблема сознания в философии. Сознание как сущностное свойство и отличительный признак человека: его происхождение, природные и социальные предпосылки. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Психика животных и сознание человека.

Сознание как регулятор человеческой деятельности. Сознание и труд. Сознание и общение. Сознание и познание. Сознание – идеальное конструирование реальности. Идеальность сознания. Роль языка в становлении и развитии сознания. Знак и значение. Проблема моделирования мышления. Действительность, мышление, логика и язык.

Сознание как способ существования человеческого «Я». Структура сознания. Самосознание и личность. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в поведении человека. Разум и эмоции. Индивидуальное и общественное сознание.

5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Специфика философского подхода к познанию. Сознание и познание. Основные гносеологические установки: оптимизм, агностицизм, скептицизм.

Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познание, практика, творчество.

Познание как отражение и знаковая деятельность. Многообразие форм познания /обыденное и теоретическое, вненаучное и научное и др./ Знание и вера. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании, их формы и взаимосвязь. Проблема истины. Истина и заблуждение. Когерентная, корреспондентная, прагматическая, конвенционалистская и деятельностная концепции истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании. Критерии истины. Истина и ценность.

Научное и вненаучное знание. Научное познание, его структура, методы и формы. Критерии научности.

Научные революции и смены типов рациональности. Рост научного и технического знания в современном мире. Сциентизм и антисциентизм. Наука и техника в третьем тысячелетии.

  1. ДИАЛЕКТИКА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ МИРА

Диалектика как учение и метод познания и преобразования изменяющегося мира. Диалектика и метафизика. Понятие развития в философии и науке. Проблема критериев развития.

Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Категории диалектики. Принцип системности и его раскрытие в категориях «часть-целое», «система – элемент - структура», «форма - содержание». Современный системный подход. Закономерности динамические и статистические. Принцип детерминизма и его раскрытие посредством категорий «причина-следствие», «необходимость-случайность», «возможность-действительность». Детерминизм лапласовский и вероятностный. Индетерминизм. Проблема самоорганизации бытия в философии и науке.

7. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Общество как объект социального познания. Специфика философского исследования общества, влияние мировоззренческих установок на его понимание. Структура общества, его элементы и системообразующие факторы.

Уровни организации общества как оформление и закрепление социального опыта действующего человека: материально-производственного, политического, духовного; их взаимосвязь. Проблемы социальной детерминации. Гражданское общество и государство.

Философская проблематика исторического процесса. Смысл и направленность истории, ее единство и многообразие. Поиски движущих сил общественного развития. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость в истории.

Насилие и ненасилие в истории. Преемственность исторического процесса. Проблема периодизации всемирной истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Проблема общественного прогресса и его критериев. Пути преображения России: между Западом и Востоком.

8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Учение о человеке в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии. Понимание человека в истории философско-мировоззренческих систем Запада и Востока.

Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза. Человек как единство природного, социального и духовного начал. Их соотношение в детерминации его поведения и деятельности. Вопрос о космопланетарном феномене человека, его возможностях и пределах эволюции.

Человек перед лицом вечности: проблема жизни и смерти. Вопрос о смысле человеческого бытия в истории философии. Человек в системе социальных связей: личность и общество. Философское содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность и социальные роли. Личность и массы. Исторические типы личности. Социальный детерминизм, свобода и ответственность человека. Отчуждение как социально-личностная проблема современности.

9. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

Человек, общество, культура. Определение культуры как философская проблема. Происхождение культуры. Культура и природа. Культура материальная и духовная. Функции культуры.

Развитие культуры: традиции и новации. Проблема преемственности поколений. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Культура как ценностное измерение общества. Ценности и потребности человека. Понятия «ценность», «оценка», «норма», «идеал». Классификация ценностей, проблема их иерархии. Нравственные ценности. Мораль. Справедливость. Право. Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести. Социальная обусловленность ценностных ориентаций и их основные типы: гедонизм, утилитаризм, альтруизм, перфекционизм и др. Проблема общечеловеческих ценностей.

Культура и цивилизация. Культура массовая и элитарная. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Ценностное самоопределение России в диалоге культур Востока и Запада.

10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Основные черты и особенности современного этапа развития мировой цивилизации.

Глобальные проблемы современности: понятие и происхождение. Научно-техническая революция и ее цивилизационные последствия.

Система глобальных проблем современности /обеспечение мира, преодоление социально-экономической и научно-технической отсталости развивающихся стран, экологические проблемы, регулирование роста народонаселения и др./, их взаимосвязь и основные подходы к решению.

Место и роль философии, естественных, гуманитарных и технических наук в преодолении кризиса современной цивилизации.

Взаимодействие общества и природы как философская проблема. Человек и природа. Живое и неживое, их взаимосвязь и относительность различия. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Эволюция практического, нравственного эстетического отношения человека к природе в ходе истории. Современная экологическая проблематика, ее научные, социально- философские и этико-гуманистические аспекты. Основные подходы к проблеме выживания человечества и выхода из экологического кризиса (теория ноосферы В. И. Вернадского, доклады «Римского клуба», концепция коэволюции общества и природы Н. Н. Моисеева и др.). Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет философии (4 часа)

Занятие 1. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ(2 часа)

  1. Понятие мировоззрения. Отношение человека к миру как основной вопрос мировоззрения.

  2. Структура мировоззрения: его элементы, уровни, исторические типы. Мироощущение и миропонимание.

  3. Дофилософские типы мировоззрения: мифологии и религия. Их сходство, различие и место в современном мире.

  4. Философия как теоретическое мировоззрение. Основные типы философских систем.

  5. Роль философии в жизни человека и общества.

Базовые понятия:

Мировоззрение, ценности, мифология, религия, философия, монизм, дуализм, плюрализм, идеализм, материализм.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. В чем заключается «ненаучность» философии?

  2. Имеет ли место мифотворчество в культуре техногенной цивилизации?

  3. Может ли философия «вытеснить» мифологию и религию из сознания современного человека?

  4. В чем секрет «вечности» главных философских проблем?

  5. Нужна ли философия будущему лесоводу (инженеру, экономисту и т. п.)?

Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА (2 часа)

  1. Философия как учение о сущем и должном: специфика ее предмета и метода.

  2. Основной вопрос философии и его историческая эволюция.

  3. Структура философского знания: взаимосвязь основных разделов, дисциплин и проблем.

  4. Философия в системе культуры: философия и религия, философия и искусство, философия и наука.

  5. Функции философии.

Базовые понятия:

Онтология, гносеология, антропология, аксиология, праксиология, этика, эстетика, логика, история философии, субстанция, субъективный идеализм, объективный идеализм.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Что в философии научного?

  2. Предмет философии как философская проблема.

  3. Специфика философского вопрошания.

  4. Философия и наука: история взаимоотношений.

  5. Может ли философия изменить мир?

Дополнительная литература:

Адо П. Философия как способ жить.: Пер. с франц. - М. 2010.

Делез Ж. Что такое философия?: Пер. с франц. - М., 2009.

Дильтей В. Сущность философии. – М., 2005.

Кто сегодня делает философию в России /сост. А.Нилогов. – М., 2007.

Левин Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии // Вопросы философии. 2002. № 10.

Межуев В.М. Культурная функция философии // Вопросы философии, 2008. № 1.

Некрасова Н. А., Некрасов С. И. Мировоззрение как объект философской рефлексии.// Современные наукоёмкие технологии. 2005. №6.

Философия в современной культуре: новые перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 2004. № 4.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека: Пер. с англ. - СПб., 2001.

Тема 2. Основные этапы и направления развития философии

(12 часов)

Занятие 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)

  1. Возникновение античной философии: историко-культурные предпосылки и условия.

  2. Досократики: от философии природы к философии человека.

  3. Сократ и сократические школы: киническая, киренская, мегарская.

  4. Первые философские системы - учения Платона и Аристотеля.

  5. Эллинистическая философия: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Базовые понятия:

Архэ, апейрон, логос, диалектика, апория, софистика, анамнесис,

эвдемонизм, атараксия, апатия.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Роль античной философии в духовной эволюции человечества.

  2. Почему античные греки смогли сделать то, что оказалось не по силам представителям других древних цивилизаций?

  3. Атомистическая философия Демокрита.

  4. Актуально ли сегодня учение об идеальном городе-семье Платона?

  5. Аристотель как ученый и систематизатор древней науки.

Дополнительная литература:

Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. – 2-е изд., исправ. и доп. – СПб., 2006.

Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и Средних веков: учеб. пособие для высшей школы. – М., 2004.

Рассел Б. История Западной философии: в 3 кн. - М., 2009.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1.– СПб, 2006.

Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности: Начало древнегреческой философии: Учеб. Пособие. – М., 1996.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. Для вузов. – М., 1999.

Занятие 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)

  1. Историко-культурные предпосылки и основные особенности философии Средневековья.

  2. Патристика и схоластика – крупнейшие этапы развития средневековой философии. Теоцентризм философских учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

  3. Спор номиналистов и реалистов. У. Оккам. Оксфордская школа.

  4. Арабо-мусульманская философия Средних веков. Воззрения Ибн-Сины (Авиценны) и Ибн-Рушда (Аверроэса).

  5. Место средневековой философии в истории человеческой мысли.

Базовые понятия:

Теоцентризм, креационизм, теодицея, патристика, схоластика, теология, универсалии, номинализм, реализм.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Можно ли назвать Средние века «сном разума»?

  2. Учение Августина Блаженного о «Граде земном» и «Граде Божьем».

  3. Может ли религиозная философия быть не мистической?

  4. Особенности философии средневековой Византии.

  5. Какая связь между термином «схоластический спор» и средневековой философией?

Дополнительная литература:

Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. СПб., 2008.

Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. – 2-е изд., исправ. и доп. – СПб., 2006

Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник для студентов вузов. – М., 2009.

Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и Средних веков: учеб. пособие для высшей школы. – М., 2004.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 2003.

Любомиров Д.Е. Философия средних веков: учебное пособие. – СПб., 2009.

Философия западноевропейского Средневековья: Учебное пособие. – СПб., 2005.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Занятие 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, НОВОГО

ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ (2 часа)

  1. Специфика философии эпохи Возрождения. Роль Реформации.

  2. Влияние гуманистических идей на развитие человечества.

  3. Роль научной революции XVI-XVII вв. в развитии философии Нового времени.

  4. Проблемы методологии научного познания в философии Нового времени.

  5. Французские просветители XVIII века о природе человека, общества и религии.

Базовые понятия:

Антропоцентризм, гуманизм, дедукция, деизм, индукция, метод, пантеизм, рационализм, секуляризация, сенсуализм, эмпиризм.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Достоинства и недостатки антропоцентризма.

  2. Своеобразие философских учений Д. Беркли и Д. Юма.

  3. Методы познания Ф. Бэкона и Р. Декарта: их значение для развития теории познания.

  4. Понятие субстанции и натурфилософские концепции XVII-XVIII веков.

  5. Идеальное общество и государство в учениях Макиавелли, Мора и Кампанеллы.

Дополнительная литература:

Беляев В.А. Лейбниц и Спиноза. М., 2007.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 2009.

Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник для студентов вузов. – М., 2009.

Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье, Руссо, Вольтер (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). - М ., 2006.

Дмитриев Т.А. Проблема методического сомнения в философии Р.

Декарта. - М., 2007.

Матросова Н.К. Философия эпохи Возрождения: Текст лекций. 2-е изд. - СПб.: СПбГЛТА, 2000.

Петров С.О. Западноевропейская философия 17-века.: Методические указания для подготовки бакалавров всех специальностей. – СПбГЛТА, 2002.

Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - М., 2007.

Тажуризина З. А. Философия Николая Кузанского. - М., 2010.

Соколов В.В. Философская доктрина Томаса Гоббса: Бытие, познание, человек и общество. - М., 2010.

Занятие 4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА (2 часа)

  1. Немецкая классическая философия: основные черты и историческое значение.

  2. Фундаментальные идеи философии И. Канта.

  3. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

  4. Натуралистическая философия Л.Фейербаха.

  5. Философия марксизма XIX – XX вв.: истоки, основные идеи и историческая эволюция.

Базовые понятия:

Абсолютная идея, агностицизм, априори, категорический императив, трансценденция, общественно-экономическая формация, диалектический материализм, материалистическое понимание истории.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Почему великий ученый и философ И. Кант считал мир непознаваемым?

  2. Что имел в виду И. Кант, когда говорил об основном нравственном законе?

  3. В чем принципиальные особенности гегелевской диалектики?

  4. В чем был прав и в чем ошибался в трактовке человека Л.Фейербах?

  5. Каково значение философии марксизма для судеб человечества?

Дополнительная литература:

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. Классика философской мысли. М., 2005.

Гайденко П.П. Кант о природе времени, о вневременности ноуменов и о бессмертии души.// Эммануил Кант. Наследие и проект. - М., 2007.

Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. - М., 2009.

Джеймисон Ф. Реально существующий марксизм // Логос, 2005. №3.

Любутин К.Н. , Сарангин Ю.К. История западноевропейской философии. – М., 2005.

Сингер П. Гегель. Краткое введение. - СПб. , 2007.

Розенталь И.М. Диалектика «Капитала» К.Маркса. - М., 2010.

Занятие 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX

ВЕКОВ (2 часа)

  1. Основныеэтапы развития русской философии, особенности и общая характеристика

  2. Славянофильство и западничество – базовые тенденции в русской философии XIX века. Россия и Европа.

  3. Религиозная философия. Учение о духовном единстве мира В.С.Соловьева и его последователей.

  4. Н.А. Бердяев о рабстве и свободе человека.

  5. Русский космизм о месте и миссии человека в Универсуме.

Базовые понятия:

Соборность, русская идея, софиология, всеединство, богочеловечество, антроподицея, общее дело.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Н.Я.Данилевский об исторической судьбе России.

  2. Этический персонализм Ф.М. Достоевского.

  3. Основные идеи русской революционно-демократической философии ХХ века.

  4. Материалистическая тенденция в русской философии ХIX века.

  5. «Русская идея» в трудах И.А. Ильина.

Дополнительная литература:

Антипин Н.А. Дюранов А.А. Западная и русская философия второй половины XIX – ХХ веков: Учебное пособие. – СПб., 2003.

Днепровская И.В. Государство и общество в концепции славянофилов // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания (сборник научных трудов) Выпуск № 5. - Новосибирск, 2005.

История русской философии: учебник / под. ред. М.А.Маслина. – М., 2008.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 2007.

Русская философия: Конец ХIХ – начало ХХ века: [Антология]: Учебное пособие для вузов. - СПб., 1993.

Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. - М., 2004.

Саина О. С. Тема падшести человека в религиозных откровениях Ф.М.Достоевского Школа мысли: Альманах гуманитарного знания (сборник научных трудов) Выпуск № 5. - Новосибирск, 2005.

Занятие 6. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКОВ (2 часа)

  1. Кризис 40-х годов XIX века в развитии западной философии. Формирование иррационализма как противоположности классического рационализма (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

  2. Прагматизм – философия индивидуального успеха.

  3. Из XIX в ХХ век - позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм: философия и наука.

  4. Экзистенциализм: человек – свободное, творящее свое индивидуальное бытие существо.

  5. Структурализм, постмодернизм – философия второй половины ХХ века.

Базовые понятия:

Архетип, верификация, фальсификация, экзистенция, сублимация,

либидо, парадигма.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Социальная философия Франкфуртской школы или «критическая теория» общества.

  2. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена.

  3. Основные идеи философской антропологии (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер).

  4. Человек в психоаналитической философии (З.Фрейд, К.Г.Юнг и др.)

  5. Постмодернизм: деконструкция человека и культуры.

Дополнительная литература:

Антипин Н.А., Дюранов А.А. Западная и русская философия второй половины XIX – XX веков: Учебное пособие. – СПб., 2003.

Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. – М., 2001.

Лейбин В.М. Постклассический психоанализ: Энциклопедия. - М., 2006.

Никоненко В.С. Аналитическая философия: основные концепции. – СПб., 2007.

Ратников В.П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность// Философия и общество. - М., 2002. №4.

Суворова А.Н. Введение в современную философию. М., 2004.

Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 2007.

Фокина Н.И. Современная западная философия (вторая половина XIX – XX в.): учеб. пособие. - М., 2009.

Тема 3. Философское учение о бытии (2 часа)

  1. Бытие, его основные виды и уровни.

  2. Эволюция понятия «субстанция» в истории философской мысли.

  3. Движение. Формы движения и их иерархия.

  4. Пространство и время как проблемы философии и науки.

  5. Современная научная картина мира.

Базовые понятия:

Бытие, объективное, субъективное, движение, пространство, время,

материя, система, редукционизм, трансцендентное.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Виртуальная реальность – что это такое?

  2. Как возникла наша Вселенная? (Основные подходы).

  3. Можно ли построить «машину времени»?

  4. Существует ли трансцендентная реальность?

  5. Что такое «биологическое время», «социальное время» и каковы их свойства?

Дополнительная литература:

Владимиров Ю.С. Пространство-время: явные и скрытые размерности. - М., 2010.

Вонсовский С.В. Современная естественнонаучная картина мира. – Екатеринбург, 2006.

Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. - М. 2006.

Гивишвили Г.В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип // Вопросы философии, 2008. № 5.

Головко Н.В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство - время и реальность. - Новосибирск, 2006.

Иванов А. В., Миронов В. В. Онтология и теория познания. - М., 2005.

Лоскутов Ю. В. Проблема субстанции в отечественной материалистической философии ХХ в.// Новые идеи в философии. Вып.14.Ч.1. - Пермь, 2005.

Онтология: Хрестоматия / сост. В.И.Плотников. - М., 2004 .

Уитрой Д.Д. Естественная философия времени: Пер. с англ.- М., 2010.

Тема 4. Сознание как философская проблема (2 часа)

  1. Философские и конкретно-научные подходы к исследованию сознания, их взаимосвязь. Проблема идеальности сознания.

  2. Природные и социальные предпосылки возникновения сознания. Отражение и эволюция его форм.

  3. Происхождение и развитие сознания, его основные функции.

  4. Сознательные и бессознательные процессы в структуре человеческой психики, их взаимосвязь.

  5. Сознание индивидуальное и общественное: их взаимоотношения.

Базовые понятия:

Отражение, психика, сознание, идеальное, язык, знак, значение, самосознание, бессознательное, общественное сознание.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Что представляет собой человеческое «Я»?

  2. Как соотносятся мыслительные функции правого и левого полушарий головного мозга?

  3. Что такое гениальность? Гениями рождаются или становятся?

  4. Думают ли животные?

  5. Возможно ли создание искусственного разума?

Дополнительная литература

Алахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. - СПб., 2003.

Бейтсон Г. Разум и природа: неизбежное единство. – М., 2007.

Бескова И.А. Феномен сознания. - М., 2010.

Васильев В. В. Трудная проблема сознания. - М., 2009.

Дубровский А.И. Проблема идеального. – М., 2002.

Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. - М., 2008.

Прист С. Теории сознания. - М., 2000.

Шамис А. Пути моделирования мышления. - М., 2006.

Тема 5. Теория познания (2 часа)

  1. Основные проблемы теории познания и подходы к их решению.

  2. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы и взаимосвязь.

  3. Проблема истины в философии. Взаимосвязь относительного и абсолютного в познании.

  4. Специфика, структура и функции научного познания.

  5. Формы и методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.

Базовые понятия:

агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, субъект и объект познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина и заблуждение, относительная и абсолютная истина, проблема, факт, гипотеза, теория, наблюдение, измерение, эксперимент, абстрагирование, идеализация, анализ, синтез.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Согласны ли Вы с аргументацией агностицизма (скептицизма, гносеологического оптимизма)?

  2. Что значит «знать»?

  3. Как проверить истинно ли знание или нет?

  4. Достижима ли абсолютная истина?

  5. Чем отличается научное знание от ненаучного?

Дополнительная литература:

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - М., 2010.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М., 2010.

Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопросы философии, 2007. № 2.

Лекторский В.А. Эпистемология: классическая и неклассическая. - М., 2009.

Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2004.

Основы теории познания: Учеб. пособие / Под. ред. Б.И. Липского. - СПб., 2000.

Никифоров А.Л. Понятие истины в теории познания // Эпистемология и философия науки, 2007. № 2.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

Тема 6. Диалектика как универсальный способ постижения мира (2 часа)

  1. Диалектика как учение и метод. Структура диалектики.

  2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

  3. Закон единства и борьбы противоположностей.

  4. Закон отрицания отрицания.

  5. Категории диалектики как ступени познания мира.

Базовые понятия:

Развитие, закон, противоположности, качество, количество, мера, скачок, отрицание, часть и целое, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, форма и содержание, явление и сущность, единичное, особенное и всеобщее.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Универсален ли диалектический метод?

  2. Справедливо ли положение о главенстве содержания над формой?

  3. Антропный принцип: является ли развитие целенаправленным?

  4. Борьба детерминизма и индетерминизма: кто победил?

  5. Как соотносятся эволюция и развитие?

Дополнительная литература:

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. - Уфа, 2006.

Данилин О.Е. История диалектики. - М., 2000.

Игнатович В.Н. Введение в диалектико-материалистическое естествознание. - Киев, 2007.

Науменко Л. К. Эвристический потенциал диалектической теории мышления // Вопросы философии, 2009. № 6.

Поддубный Н. В. Диалектика и синергетика – онтологическое и эпистемологическое единство. - М., 2004.

Сачков В. С.Эволюция учения о причинности // Вопросы философии, 2003. №4.

Селиванов, Ф.А. Диалектика и ее альтернативы – 3-е изд. – Тюмень, 2005.

Шубин А.А. Категории диалектики, их развитие и функции.- СПб., 2003.

Тема 7. Общество как объект философского исследования (4 часа)

Занятие 1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)

  1. Специфика философского познания общества.

  2. Основные философские подходы к анализу общества.

  3. Общество как сложноорганизованная система, его подсистемы и их взаимодействие.

  4. Внутренние и внешние факторы функционирования общества, их значимость и взаимодействие.

  5. Общество как продукт сознательного творчества людей: пределы возможного.

Базовые понятия:

Общество, общественные отношения, географический детерминизм, геополитика, экономический детерминизм, волюнтаризм, фатализм.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. В чем особенности познания общества по сравнению с познанием природы?

  2. Какая подсистема общества является главной?

  3. Есть ли объективные законы там, где действуют люди?

  4. Можно ли посредством воспитания и просвещения кардинально улучшить жизнь общества?

  5. Кто является главным субъектом общественных процессов: народ или выдающиеся личности?

Дополнительная литература:

Гидденс Э. Устроение общества. - М., 2005.

Горюнов В.П. Философия общества: Учеб. Пособие. – СПб, 2005.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник. – М., 2004.

Пигров К.С. Социальная философия: Учебник. – СПб, 2005.

Попкова Н.В. Философия техносферы. – М., 2009.

Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Филатов В.П. Социальное познание // Эпистемология и философия науки, 2007. № 2.

Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. – Л., 1991.

Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (2 часа)

  1. Философия истории: основные проблемы.

  2. Направленность истории и ее смысл.

  3. Единство и многообразие исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы.

  4. Общественный прогресс и проблема его критериев.

  5. Роль насилия в истории.

Базовые понятия:

История, цивилизация, общественно-экономическая формация, прогресс, гражданское общество, насилие, информационное общество,

постиндустриальное общество.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Можно ли (и в каком смысле) говорить о единой истории человечества или только об истории отдельных стран и цивилизаций?

  2. Какова роль случайностей в истории?

  3. Существует ли в истории моральный прогресс?

  4. Теории постиндустриального общества.

  5. Место России в современном мире.

Дополнительная литература:

Губин В.Д., Стрелков В.И. Власть истории. Очерки истории философии истории. – М., 2007.

Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. – М., 2001.

Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. – М., 2003.

Панфилова Т.В. Проблема смысла истории // Вопросы философии, 2006. № 12.

Политарный («азиатский») способ производства: сущность и место в истории человечества и России. Философско-исторические очерки. — М., 2008.

Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. – М., 2003.

Философия истории / под ред. А.С.Панарина. – М., 2001.

Философия истории: Антология: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М., 1995.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М., 2005.

Тема 8. Философская антропология (4 часа)

Занятие 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ (2 часа)

  1. Понятие и предмет философской антропологии. Основные подходы к проблеме человека.

  2. Философия о природе, сущности и предназначении человека.

  3. Философские проблемы антропосоциогенеза.

  4. Взаимосвязь природного, социального и духовного в детерминации поведения человека и его деятельности.

  5. Смысл жизни человека как философская проблема.

Базовые понятия:

Философская антропология, человек, природа человека, сущность человека, тело, душа, дух, духовность, смысл жизни.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Человек — это «разумное животное» и/или экономическое существо?

  2. Человечество – это творение Бога, закономерный итог исторического развития или «ошибка природы»?

  3. В каком смысле можно говорить об эволюции человека в наше время?

  4. Человек – это рациональное или иррациональное существо?

  5. Есть ли в жизни человека смысл, который смерть не в силах у него отнять?

Занятие 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ (2 часа)

  1. Философское содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Основные подходы к анализу личности.

  2. Философские аспекты проблемы формирования личности.

  3. Отчуждение как проблема современного общества.

  4. Социальный детерминизм и свобода человека.

  5. Человек в информационном обществе: проблемы и перспективы.

Базовые понятия:

Индивид, индивидуализм, индивидуальность, личность, другой, социализация, социальная идентичность, коммуникация, экзистенция, отчуждение, свобода, власть.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Человек – исключительно общественное существо или неповторимая личность?

  2. Как в человеке взаимодействуют биологическое и социальное?

  3. Что означает выражение «состояться в качестве человека»?

  4. Является ли человек хозяином своей судьбы?

  5. Какова роль власти в жизни человека и общества?

Дополнительная литература:

Вальверде К. Философская антропология: [Пер. с исп.]. — М., 2000.

Выжлецов П.Г. Философская антропология. Введение: Учебное пособие. –СПб., 2006.

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – М., 2008.

Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. – М., 1997.

Ильин В.В. Философская антропология: учебное пособие. - М., 2008.

Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Проблема человека в философии XIX-XX веков: Учебное пособие. – СПб., 2005.

Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Пер. с англ. – Л., 1991.

Марков Б.В. Философская антропология: учебное пособие для студентов вузов. - М.; СПб., 2008.

Моторина Л.Е. Философская антропология: учебное пособие для студентов вузов. - М., 2009.

Тема 9. Человек в мире культуры (2 часа)

  1. Аксиология как философское учение о ценностях и ценностном отношении человека к миру. Понятия «ценность», «норма», «оценка». Классификация и иерархия ценностей.

  2. Ценности этические, эстетические, религиозные, философские.

  3. Культура как ценностное измерение мира. Ценностные ориентации, их типы и значение для жизнедеятельности человека.

  4. Типы культуры. Россия в диалоге культур Запада и Востока.

  5. Философский анализ проблем современной культуры.

Базовые понятия:

культура, цивилизация, ценность, оценка, норма, идеал, традиции, новации, типы культуры, мораль, искусство, гедонизм, утилитаризм, альтруизм, массовая и элитарная культура.

Дополнительная литература:

Белов В.Н. Введение в философию культуры. - М., 2008.

Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. – М., 2004.

Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2009.

Ивин А.А. Аксиология. – М., 2006.

Марков Б.В. Культура повседневности. – СПб., 2008.

Мчедлов М.П. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. – М., 2001.

Панарин А.С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. – М., 2005.

Пивоев В.М. Философия культуры. - М., 2009.

Сергеева А.В. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М., 2004.

Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и признаки ценностного выбора. - М., 2010.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Существуют ли универсальные общечеловеческие ценности?

  2. Какова роль в культуре традиций и новаций?

  3. Какие ценности и идеалы доминируют современной культуры?

  4. «Массовизация» современной культуры – это свидетельство ее кризиса или, наоборот, расцвета?

  5. К какому типу культуры относится Россия?

Тема 10. Будущее человечества: проблемы и перспективы современной цивилизации. (2 часа)

  1. Основные черты и особенности современной мировой цивилизации.

  2. Глобальные проблемы современности и основные подходы к их решению.

  3. Философские аспекты взаимодействия общества и природы. Эволюция практического, нравственного и эстетического отношений человека к природе в ходе истории.

  4. Место и роль философии, науки и образования в преодолении кризиса современной цивилизации.

  5. Будущее человечества и перспективы развития мировой цивилизации.

Базовые понятия:

Научно-техническая революция, естественная и искусственная среда обитания человека, глобальные проблемы, глобализация, Римский клуб, коэволюция, устойчивое развитие, экологический пессимизм, экологический оптимизм.

Вопросы для дискуссий, докладов и рефератов:

  1. Происходит ли в современном мире столкновение цивилизаций?

  2. Каким должен быть ответ России на вызовы глобализирующегося мира?

  3. В чем заключается идея коэволюции общества и природы?

  4. Каким будет мир после глобального финансово-экономического кризиса?

  5. Какие из известных Вам сценариев будущего наиболее вероятны?

Дополнительная литература:

Акимов А.В. 2300 год: Глобальные проблемы и Россия. - М., 2008.

Арлычев А.Н. Социал-гуманистическое общество – будущее человечества. – М., 2009.

Горелова Е.В. Философское осмысление проблем техногенной цивилизации // Вопросы философии, 2006. № 9.

Ерлавичус Ю.Ю. Будущее человечества. - М., 2010.

Ильин В.В. Россия в системе мировых цивилизаций. – М., 2009.

Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. - М., 2003.

Современные глобальные проблемы мировой политики: Учеб. пособие. – М., 2009.

Уэбстер Ф. Теория информационного общества. – М., 2004.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., СПб., 2003.

Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. – М., 2006.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники по всему курсу

  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 5-е изд. – М., 2010.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авторск. колл. И.Т.Фролов и др. 3-е изд. – М., 2007.

  3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д., 2010.

  4. Кармин А.С., Вернадский Г.Г. Философия: Учебник для вузов. – 2 изд.– СПб., 2009.

  5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М., 2009.

  6. Марков Б.В. Философия: Учебнику для вузов. – СПб., 2009.

  7. Миронов В.В. Философия: учебник. – М., 2007.

  8. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 3-е изд. - М., 2010.

  9. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М., 2009.

  10. Философия: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – 19-е изд. - Ростов н/Д., 2009.

  11. Философия: учебник для вузов / под общ. ред. В.В.Миронова. – М., 2009.

Учебники по истории философии

    1. Зотов А.Ф. Современная западная философия: учебное пособие. – М., 2010.

    2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб., 2005.

    3. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова, Д.В.Бугая. – 2-е изд. – М., 2008.

    4. Орлов С.В.История философии: краткий курс. – СПб., 2009.

    5. Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. / Пер. с англ. – М., 2009.

    6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. – СПб., 2006.

    7. История философии: Учебник для вузов / Под ред. А.С.Колесникова. - СПб., 2010.

Дополнительная литература

  1. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб., 2005.

  2. Словарь философских терминов /Научная редакция проф. В.Г. Кузнецова. – М., 2009.

  3. Философия: хрестоматия /сост. В.Б.Рожковский, Д.Л.Устименко. – Ростов н/Д., 2009.

  4. Философский энциклопедический словарь. – М., 2009.

  5. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие / под ред. В.И. Кириллова. – М., 2008.

  6. Хрестоматия по философии: учебное пособие. / Сост.: П.В.Алексеев – М., 2010.

  7. Философский энциклопедический словарь / редкол.: Е.Губский, Г.Кораблев, В.Лутченко. – М., 2007.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

1. В первую очередь фронтально, целиком прочитать свой собственный конспект лекций. Таким образом, выявите вопросы из экзаменационного (зачетного) списка, по каким-либо причинам отсутствующие в конспекте, а также, хотя и присутствующие, но оставшиеся непонятными при первом прочтении.

2. Изучить отдельно каждый пропущенный или оставшийся неясным вопрос. Для этого целесообразно использовать только учебно-методическую литературу и «Философский словарь». К теоретической литературе и первоисточникам (в отличие от подготовки докладов и рефератов) следует обращаться только в самом крайнем случае. Наилучший вариант используемой литературы – принятый в данном вузе учебник и методические разработки по любым общим и специальным, историко-философским и философским проблемам, выполненные непосредственно преподавателями кафедры философии вуза (последнее полезно также и при подготовке к семинарам).

3. В любом случае необходимо посетить предэкзаменационную консультацию. На ней следует задать преподавателю вопросы с тем, чтобы еще раз учесть специфику его требований.

4. На заключительном этапе подготовки следует вновь один – два раза прочитать весь курс, включая разъясненные трудности, особое внимание, обращая на адекватное понимание философских терминов и категорий. Составить краткие планы (схемы) всех ответов.

Помните: лучший способ подготовки к зачету или экзамену – это аккуратное посещение и конспектирование лекций, активная работа на семинарах, консультации с преподавателем по трудным вопросам, внимательное чтение учебника; худший же способ – попытка обмануть преподавателя.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Место философии в системе знаний и ее значение для человека и общества. Предмет и функции философии.

  2. Понятие и структура мировоззрения. Его исторические типы.

  3. Античная философия: основные школы и их представители.

  4. Основные проблемы философии Средних веков.

  5. Философия эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия и социально-философские концепции.

  6. Основные проблемы и направления философии Нового времени (XVII в.).

  7. Роль немецкой классической философии в развитии философской мысли (Кант, Гегель, Фейербах).

  8. Основные идеи и эволюция философии марксизма.

  9. Русская философия XIX - начала XX вв.: основные идеи и направления.

  10. Основные черты и направления западной философии 2-й половины XIX - XX веков (содержательная характеристика одного из направлений на выбор).

  11. Бытие и его основные виды. Проблема субстанции в философии.

  12. Понятия движения, пространства и времени в философии и научной картине мира.

  13. Диалектика как философское учение о развитии и всеобщей связи. Категории диалектики (содержательный анализ пары категорий на выбор).

  14. Основные законы диалектики.

  15. Сознание: происхождение, структура и функции.

  16. Основные подходы к проблеме познания. Структура процесса познания.

  17. Отражение и эволюция его форм. Психика животных и сознание человека.

  18. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы и взаимосвязь.

  19. Проблема истины в философии: основные концепции. Диалектика относительного и абсолютного в познании.

  20. Общество как объект философского исследования. Основные подходы к анализу общества.

  21. Общество как система. Его составляющие и их взаимодействие.

  22. Духовная жизнь общества: специфика, формы и уровни.

  23. Взаимоотношение общества и природы. Философские проблемы экологии.

  24. Философское понятие культуры, ее структура и функции. Проблема диалога культур.

  25. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия.

  26. Общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации.

  27. Человек как предмет философского осмысления. Взаимосвязь природного, социального и духовного.

  28. Происхождение и сущность человека: многообразие подходов.

  29. Проблема личности в философии. Феномен отчуждения.

  30. Специфика научного познания, его структура, методы и формы.

ФИЛОСОФИЯ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. » МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ Методические указания и рекомендации для студентов всех специальностей Гродно 2010

    Учебно-методическое пособие
    ... ПО ПОЛИТОЛОГИИ Методическиеуказания и рекомендации длястудентоввсехспециальностей Гродно ... по политологии / . . – Гродно : ГГАУ, 2010. – 44 с. Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к семинарскимзанятиям, а также для ...
  2. Часть ii игорь владимирович вишев биобиблиографический указатель

    Документ
    ... философии» // Планысеминарскихзанятий и методическиеуказанияпокурсу марксистско-ленинской философии: Для дневного ... мысли: Планысеминарскихзанятий и методические рекомендации длястудентоввсех форм обучения ... , 2004, Санкт-Петербург) Вишев И.В. ...
  3. История отечественной культуры методические указания и программа курса для студентов обучающихся по специальности «история» москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... и исследовательские ресурсы Учебно-методический комплекс покурсу. Часть 1. Тематический планзанятий. Часть 1…………………………………………………. Планысеминарскихзанятий и методическиеуказания к ним. Часть 1 Программа ...
  4. Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (4)

    Программа
    ... культура: курс лекций длястудентоввсехнаправлений подготовки и специальностей. Ч. ... Философия : планысеминарскихзанятий и методическиеуказания / М-во образования и науки РФ; Федеральное агентство по ... во образования РФ; Санкт-Петербург-ский ин-т ( ...
  5. Практические задания по философии для студентов всех специальностей

    Документ
    Практические задания пофилософиидлястудентоввсехспециальностей Успешное усвоение курсафилософии требует систематической самостоятельной работы и активного участия студентов в работе ...

Другие похожие документы..