Главная > Документ


РАЗДЕЛ III. БИОЛОГИЯ

ГЛАВА 1.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИКТ

В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ (общие подходы)

1.1. Учебный модуль «Методика использования ЦОР и ИКТ при обучении биологии в общеобразовательной школе»

ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический

университет им. К. Э. Циолковского»

Авторы-разработчики:

Ивченко Т.В., профессор кафедры ботаники и экологии, кандидат педагогических наук, доцент

Лисовская Л.П. , ст. преподаватель кафедры ботаники и экологии, кандидат педагогических наук

Специальность:

050102.65 «Биология с дополнительной специальностью»

ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения биологии»

Общие положения

1. Цели учебного модуля: способствовать становлению специальной профессиональной компетентности будущих учителей биологии на основе овладения методикой применения современных информационных и коммуникационных технологий при обучении биологии в системе общего образования и использования цифровых образовательных ресурсов для успешного обучения, воспитания и развития учащихся, подготовке их к жизни в информационном обществе.

2. Задачи учебного модуля

В результате изучения модуля студент должен:

  • усвоить основные понятия и определения ИКТ;

  • знать основные дидактические задачи при обучении биологии, решаемые с помощью ИКТ;

  • овладеть умениями использования ИКТ на разных этапах образовательного процесса в сочетании с традиционными формами обучения;

  • использовать ЦОР для реализации принципа наглядности при обучении биологии;

  • научиться использовать ИКТ и ЦОР для активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии;

  • освоить интерактивные технологии обучения биологии;

  • уметь применять ИКТ для контроля, оценки и мониторинга учебной деятельности учащихся;

  • подготовиться к осуществлению работы со школьниками по проведению самостоятельного поиска биологической информации с использованием компьютерных баз данных, ресурсов INTERNET для выполнения творческих и исследовательских работ.

3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике компетентностного подхода):

В результате освоения модуля реализуются следующие задачи профессиональной подготовки студентов:

  1. На уровне ключевых компетентностей: овладение общими знаниями в области применения информационных технологий, выработка системного подхода к освоению компьютерной информационной среды, формирование автономии образовательной и самообразовательной деятельности;

  2. На уровне базовых компетентностей: развитие гибкого профессионального мышления, выработка системного подхода к решению задач преподавательской, научно-методической, воспитательной, культурно-просветительской, профессиональной деятельности на основе усвоения необходимых стратегий; повышение личностного смысла профессионально-ориентированной учебной деятельности;

  3. На уровне специальных компетентностей: формирование профессионально-методических навыков и умений в области информатизации образования; усвоение способов решения типовых профессионально-методических задач с использованием цифровых образовательных ресурсов; развитие способности управлять процессом овладения учащимися курсом «Биология».

4. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике традиционного подхода):

В результате изучения модуля студент должен:

ЗНАТЬ:

  • цели и задачи использования ИКТ в обучении биологии;

  • основные понятия и определения предметной области – информатизации образования;

  • значение ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся;

  • роль ИКТ в формировании теоретических знаний и предметных умений.

УМЕТЬ:

  • анализировать ЦОР и выбирать необходимые ЦОР в соответствии с целями, содержанием, техническими условиями;

  • разрабатывать методику использования ЦОР в соответствии с целями, содержанием, техническими условиями;

  • находить варианты сочетания компьютерных технологий с традиционными средствами обучения биологии;

  • организовывать самостоятельную работу учащихся с использованием ЦОР и информационных ресурсов Интернет.

ВЛАДЕТЬ:

  • техникой работы и эффективного использования электронных изданий и ЦОР как средства обучения/самообучения биологии с учетом специфики учебного предмета;

  • методикой дифференцированного использования ЦОР с учетом условий обучения;

  • методикой использования системных межпредметных связей биологического курса с теорией и методикой обучения биологии, педагогикой и психологией на разных этапах образования;

  • методикой применения информационных и коммуникационных технологий в системе общего образования.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о новых и перспективных разработках ЦОР и электронных изданий по биологии;

  • концепции авторов используемых ЦОР применительно к обучению биологии;

  • перспективах развития информатизации системы биологического образования;

  • методическом потенциале и возможных путях применения ЦОР в обучении биологии;

  • методической структуре уроков с использованием ЦОР.

45. Инновационность комплекта УММ

По целям обучения

Основная инновационная цель педагогического образования в вузе состоит в том, чтобы заложить у будущего специалиста некоторые основы профессиональной компетентности, достаточные для:

  • успешной профессиональной деятельности;

  • саморазвития и самосовершенствования как личности и профессионала в последующем.

Цели предлагаемого модуля ";Методика использования ЦОР и ИКТ при обучении биологии в общеобразовательной школе"; в курсе ";Теория и методика обучения биологии"; как раз и направлены на практическую реализацию этой идеи в области биологического образования.

Инновационность целей и задач УММ состоит в том, что студенты получают не просто знания, а в ходе совместной с преподавателем работы у них формируются основы профессиональной компетентности, важность которой подчеркивается во всех инновационных документах современного образования. Именно профессиональная компетентность в области ИКТ и применения ЦОР позволит будущим учителям успешно вести свою педагогическую деятельность сегодня, а также создаст условия для саморазвития и самосовершенствования как личности, и как профессионала.

Инновационные цели и задачи УММ достигаются посредством грамотного использования следующих подходов:

  • информационного,

  • культурологического,

  • коммуникативного,

  • деятельностного,

  • компетентностного.

Компетентностный подход основывается на том, что профессиональная компетентность специалиста – это динамически сложное системное личностное образование, которое формируется только в процессе профессиональной деятельности.

Кроме того, реализация инновационных целей УММ выполняется за счет:

  • наличия предпосылок (мировоззренческих, методологических, социально-экономических, психолого-педагогических) формирования основ ИКТ и ЦОР, которые создаются в ходе образовательного процесса в ВУЗе;

  • психологической готовности преподавателей и руководителей педагогического ВУЗа к восприятию идей инновационного развития педагогического образования.

По содержанию обучения

Содержание модуля инновационно по следующим показателям:

  • информационно-коммуникативные технологии находятся в стадии своего постоянного развития и обновления, поэтому методика их использования – явление динамичное, и педагогу необходимо владеть не только базовыми методическими основами, но и нюансами;

  • ИКТ и ЦОР – перспективное, до конца не изученное направление прикладной информатики, которое носит междисциплинарный характер;

  • новизна УММ в содержательном аспекте предполагает тесную взаимосвязь предметных (биологических) и надпредметных (информационных) знаний;

  • содержание включает не только методические знания, но и большую работу над неустоявшимся понятийным аппаратом, предполагает развитие гибких умений и навыков, а также дает опыт переноса изученного в новые ситуации;

  • методика использования ИКТ и ЦОР дает стимул к самостоятельному изучению новых методических приемов и способов деятельности студентов.

По методам обучения

В методике обучения предметам, биологии в частности, словесный метод на протяжении долгого времени был ведущим. Он традиционно считался наиболее действенным. Сегодня он теряет свою актуальность, хотя нельзя недооценивать роль лекции, беседы, учебной дискуссии.

Наиболее инновационными в современных условиях являются наглядные и практические методы. Под наглядными методами понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения методов визуализации. Они предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении. Из наглядных методов наиболее приемлемым стал метод демонстраций, который подразумевает наглядную реализацию ИКТ в образовательном процессе. Использование ЦОР тоже подразумевает широкое применение наглядности и расширяет возможности наглядных методов обучения в целом.

Инновационный характер приобретают практические методы обучения. Инновационность выражается в том, что на практике, в реальном действии, в работе можно грамотно и в максимально короткий срок решать профессиональные и образовательные задачи. Наиболее перспективным является поисковый метод. Он позволяет студентам самостоятельно включаться в деятельность и способствует самореализации личности, развивает креативные качества. К практическим методам можно отнести наблюдение, эксперимент, упражнения и др.

Указанные методы могут быть реализованы с помощью различных подходов: частично-поискового, проблемного и исследовательского.

Назначение частично-поискового или эвристического подхода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Метод подразумевает подведение обучаемых к постановке проблемы, показ как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д.

Основное назначение проблемного подхода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и демонстрация способов их решения. Студент учится формулировать гипотезы и показывать способы их проверки. При этом студент может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. Деятельность студентов заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей преподавателя.

Широкое применение находит исследовательский подход.

Цель данного подхода - обеспечить овладение студентами методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов исследовательской деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность подхода - обеспечение организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. Деятельность студентов заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения и т.д.

По формам обучения

Наряду с традиционными лекционными и практическими занятиями инновационными формами обучения с помощью УММ становятся:

  • лабораторные работы с использованием электронных средств обучения;

  • исследование возможностей мультимедийных продуктов и ресурсов;

  • проведение уроков в период педагогической практики с использованием электронных средств обучения;

  • написание рефератов и докладов с использованием ИКТ;

  • участие студентов в разработке мультимедийных ЭИ и ЦОР;

  • индивидуальные исследования, написание научных статей, курсовых и выпускных работ.

По средствам обучения

Незаменимым инновационным средством при введении УММ является мультимедийный компьютер с соответствующими периферийными устройствами и программным обеспечением, который, на наш взгляд, является уникальным, универсальным, интерактивным средством обучения, которое в недалекой перспективе вытеснит и заменит (или интегрирует) все традиционные технические средства обучения.

Инновационными средствами обучения остаются ИКТ обучения, которые основываются на использовании возможностей компьютерной техники и телекоммуникационных сетей.

Рабочая программа модуля

1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр1

в неделю

в год

в год

Лекции

6

6

2

Лабораторные занятия

6

6

2

Практические занятия

Самостоятельная работа

12

12

2

2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

2.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Компьютерные технологии: современные представления.

2

2

Функциональные особенности и возможности использования электронных изданий и ресурсов при изучении биологии в общеобразовательной школе

2

3

Методические особенности использования компьютерных технологий при изучении биологии в общеобразовательной школе.

2

Всего

6

2.2. Практикум

2.2.1. Лабораторные занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Знакомство с содержанием и функциональными особенностями электронных изданий для обучения биологии

1

2

2.

Изучение содержания и функциональных особенностей электронных изданий при обучении биологии на примере раздела «Общая биология, 10-11 класс»

2

2

3.

Компьютерное тестирование -как одна из возможностей использования ЭИ и ЦОР при обучении биологии.

3

2

Всего

6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Глава 1 формирование готовности будущих учителей химии к применению информационно-коммуникационных технологий в обучении химии 1 1 учебный модуль «методика использования цор на уроках и внеурочной работе по химии»

    Документ
    1. Цель учебного модуля: содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя химии в области использования ИКТ для повышения эффективности обучения химии в школе на основе овладения содержанием модуля.
  2. И к кондаурова с в лебедева научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.
  3. И к кондаурова с в лебедева научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.
  4. «Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе средней школы проблемы и опыт внедрения» Первая региональная научно-практическая конференция 4-5 декабря 2007 г

    Документ
    Материалы подготовлена в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.
  5. Национальный фонд подготовки кадров

    Документ
    Подготовка будущих учителей к применению информационных компьютерных технологий в обучении. Образовательная область «Естествознание». Физика. Химия. Биология [Текст]: метод.
  6. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Другие похожие документы..