Главная > Учебники



учебники автора В.В. Полякова (изд-во «Дрофа»), дополнительные пособия из серии «Азбука безопасности» автора А. Иванова (изд-во «АСТ-Пресс») и др.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе по 1 часу в неделю и включает в себя следующие содержательные линии: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях; оказание первой медицинской помощи. В соответствии с обязательным минимумом содержания образования рекомендуется использовать время вариативного (школьного) компонента, а также включать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.

В целом для преподавания учебного предмета ОБЖ рекомендуется использовать любое учебное пособие, включенное в федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России к использованию в образовательных учреждениях.

B соответствии с приказом Министерства образования и науки России от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009 г. № 01-269 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах общеобразовательных учреждений Челябинской области включен в перечень обязательных предметов на базовом уровне с 01.09.2009 года.

Профильное обучение (оборонно-спортивный профиль) для учащихся 10-х - 11-х классов включает в себя 180 часов (из них 40 часов на учебные сборы в 10-м классе).

На базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А.Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, М.В. Маслов), разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Рекомендуется предусмотреть обязательный минимум учебной нагрузки по учебному предмету ОБЖ в расчете на учащихся всех возрастных категорий во всех образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования, в том числе за счет часов вариативного (школьного) компонента, а также включать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.

Для конструирования тематического содержания курса ОБЖиформированиясодержательных линий в образовательном процессе образовательных учреждений целесообразно использовать возможности электронного ресурса «Образовательная программа Челябинской области» для конструирования предметных линий по основам безопасности жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» - «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» - к компетенции образовательного учреждения относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». Рекомендации по составлению рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) представлены в письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 .

Тематическое содержание курса ОБЖ должно включать в себя три основные содержательные линии:

  1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

  2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

  3. Основы военной службы.

Учебные вопросы программы и тематического плана распределяются по ступеням основного общего и среднего (полного) общего образования с учетом психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим образовательным областям.

Для основной и средней школы рекомендуется использовать примерные учебные программы по курсу ОБЖ по выбору образовательного учреждения.

С учетом Федерального перечня учебников на 2009-2010 учебный год, действующих учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание курса ОБЖ, на ступени основного общего образования как федерального компонента в качестве учебно-методического комплекса для ОБЖ необходимо использовать следующие учебники и учебно-методические комплексы:

  • «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса (под ред. В.В. Полякова, «Дрофа»), а также учебно-методический комплекс по ОБЖ для 5-9 классов (И.К. Топоров, «Просвещение»), учебно-методический комплекс для 5-9 классов (по ред. А.Т. Смирнова, «Просвещение»);

  • «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под ред. Ю.Л. Воробьева, «АСТ, Астрель»), для 6 класса (А.Г. Маслов, «Дрофа»), а также учебно-методический комплекс по ОБЖ для 7-9 классов (С.Н. Вангородский, «Дрофа»).

Полный федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год, опубликован в научно-методическом и информационном журнале «ОБЖ. Основы безопасности жизни» Министерства образования и науки Российской Федерации № 4 за 2009 год.

Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», олимпиадном движении, работе различных кружков, секций, клубов, туристических походах, слетах и соревнованиях.

Приказом Министерства образования и науки России учебный предмет ОБЖ вновь включен в перечень общеобразовательных предметов, по которым проводилась всероссийская олимпиада школьников. Всероссийская олимпиада школьников по курсу ОБЖ проводилась 21 – 27 апреля 2009 г. в Кисловодске, где достойно выступили представители Челябинской области. Все семь участников олимпиады стали призерами и дипломантами.

В соответствии с приказом Министерства обороны и Министерства образования России от 3 мая 2001 г. № 203/1936 «Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны государства и их подготовки по основам военной службы», письмом Министерства образования России от 4 мая 2001 г. № 457/13-13 «О порядке проведения учебных сборов в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) общего образования по курсу ОБЖ» подготовка юношей 10 классов по основам военной службы предусматривает обязательное проведение с ними 5-ти дневных (40 часов) учебных сборов, где учащиеся изучают основы военной службы.

В соответствии с пунктом 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией учащихся. По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка.

Государственная (итоговая) аттестации по ОБЖ в 9-х, 11-х классах общеобразовательных учреждений может проводиться в устной (собеседование по билетам) форме и в форме тестирования в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативными документами. В экзаменационные билеты и тестовые задания включаются вопросы обязательного минимума содержания образовательной программы основной и средней (полной) школы. Следует учитывать, что степень сложности экзаменационных заданий должна соответствовать реальному уровню образованности выпускников.

Содержание, структура и оформление экзаменационных материалов для итоговой аттестации, представляемых школами, должны соответствовать требованиям нормативных документов и включать в себя пояснительные записки к экзаменационным и тестовым заданиям, экзаменационные (тестовые) задания с ответами, критерии оценивания знаний выпускников, список литературы. Все материалы итоговой аттестации должны быть согласованы с экспертными комиссиями при муниципальных органах управления образованием, утверждены администрацией общеобразовательного учреждения.

В своей работе преподаватели-организаторы ОБЖ могут использовать следующие цифровые образовательные ресурсы:

- ОБЖ. 5–11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

- Основы пожарной безопасности. Электронное учебное пособие / студия «Март», С-Петербург, 2003;

- Шойгу, С. К. Мультимедийное учебное пособие для 10 класса / С. К., Шойгу, уч. Пособие, М., 2003;

- Правила дорожного движения. Электронное учебное пособие / Компьютеры и образование, г. Челябинск.

Для основной и средней школы рекомендуется использовать следующие программы, учебные и учебно-методические пособия по ОБЖ:

1. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя (полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2006.

2. Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. – М.: Дрофа, 2006.

3. Примерная программа по курсу ОБЖ в 8 классе (Смирнов А.Т., Жилов Ю.Д., Латчук В.Н., Мишин Б.И.) М.: – Просвещение, 2001).

4. Примерная программа по курсу ОБЖ для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Смирнов А.Т., Васнев В.А., Мишин Б.И., М.: – Дрофа, 2001.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов: Методическое пособие / Волокитин А.А., Грачев Н.Н. – М.: Дрофа, 2004.

6. Основы военной службы: Учебное пособие / Смирнов А.Т., Васнев В.А. – М.: Дрофа, 2004.

7. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.

8. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (тестовый контроль для 10-11 классов): Пособие для преподавателей-организаторов ОБЖ / Смирнов А.Т., Маслов М.А. – М.: Просвещение, 2002.

9. Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «Основы безопасности жизни» Министерства образования Российской Федерации.



Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год

Раздел 2. Основное общее образование. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Автор (составитель), название, количество частей, класс

Год

Издательство

1

2

3

Под ред. Воробьёва Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс.

2005

АСТ-Астрель

Под ред. Воробьёва Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс.

2005

АСТ-Астрель

Под ред. Воробьёва Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.

2005

АСТ-Астрель

Под ред. Воробьёва Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.

2005

АСТ-Астрель

Под ред. Воробьёва Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс.

2005

АСТ-Астрель

Поляков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс.

2002

Дрофа

Маслов А.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности.6 класс.

2002

Дрофа

Вангородский С.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.

2002

Дрофа

Вангородский С.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.

2002

Дрофа

Вангородский С.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс.

2002

Дрофа

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-6 класс

2005

Просвещение

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-8 класс.

2005

Просвещение

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс.

2005

Просвещение

Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс.

2003

Просвещение

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс.

2005

Просвещение

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.

2006

Просвещение

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.

2006

Просвещение

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс.

2006

Просвещение

Раздел 3. Среднее (общее) образование «Основы безопасности жизнедеятельности»

Под ред. Воробьёва Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности.10 класс.

2005

АСТ-Астрель

Под ред. Воробьёва Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс.

2005

АСТ-Астрель

Марков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности.10 класс.

2003

Дрофа

Марков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс.

2003

Дрофа

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 класс.

2005

Просвещение

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс.

2003

Просвещение

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс.

2003

Просвещение



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе по 1 часу в неделю и включает в себя следующие содержательные линии

    Документ
    ... учреждений Челябинской области включен в перечень обязательныхпредметовнабазовомуровне с 01.09.2009годана 70 часов. Профильное обучение ( ... изучают основы военной службы. Набазовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного ...
  2. Аналитические материалы предметной комиссии о проведении ЕГЭ по русскому языку в 2009 году

    Аналитические материалы
    ... «В» в 2009году значительно выше, чем в 2008 году. Впервые в экзаменационной работе в части 2 предложены 2 задания базовогоуровняна ... введен как обязательныйпредмет для вступительных испытаний. Значимыми факторами, влияющими на положительную динамику ...
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА (краткий анализ результатов выполнения экзаменационных работ ЕГЭ в мае-июне 2009 года) Москва 2009 Введение

    Документ
    ... ответом в ЕГЭ 2009года Представленные данные следует анализировать отдельно для обязательныхпредметов и предметов по выбору ... , усваиваемое учащимися на разном уровне сложности. Так, в целом всеми выпускниками набазовомуровне усвоены основные ...
  4. Солнечногорск 2009 год содержание

    Документ
    ... 09.03.2004 года, реализует образовательные программы изучения предметовнабазовомуровне, а также программы расширенного изучения предметов ... аттестации учащихся. Обязательно не только диагностировать ... 17.02.2009 С 01.09.2008 учебного года школу не ...
  5. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ Доклад «О состоянии системы образования в 2009 году» Новосибирск Издательство НИПКиПРО 2010

    Доклад
    ... На региональном и муниципальном уровнях нормативно закреплены вариативные модели развития сети — базовая школа, базовая ... обязательныхпредмета ... на компьютере. При выборе общеобразовательных предметов в 2009году ... на нормативное финансирование с 01.09.2009 ...

Другие похожие документы..