Главная > Основная образовательная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский Государственный Гуманитарный Университет

имени М.А.Шолохова

Утверждаю:

Ректор МГГУ им. М.А. Шолохова

Нечаев В.Д.

_________________

«____»__________20__ г.

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки

030300.68 Психология

(указывается код и наименование направления подготовки)

Инструментальная психодиагностика

(программа)

Квалификация выпускника

Магистр

СОГЛАСОВАНО:

Проректор по УР_____________________________________________

личная подпись, расшифровка подписи, дата

Декан факультета_____________________________________________

личная подпись, расшифровка подписи, дата

Москва, 2011

Содержание

1. Общие положения

Основная образовательная программа по направлению 030300.68 Психология представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную МГГУ им. М.А. Шолохова с учетом требований работодателей на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования.

ОПП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология, квалификация магистр, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от «22 » декабря 2009 года, № 797;

Инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.09 № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

Инструктивное письмо Минобрнауки России 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки носит рекомендательный характер;

Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».

    1. Социальная роль (миссия), цели и задачи ООП

Социальной ролью (миссией) данной ООП является подготовка высококвалифицированного специалиста - магистра по специальности 030300 «Психология», способного решать задачи, соответствующие его квалификации.

К числу целей ООП следует отнести:

  • на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска магистр должен уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

  • магистр должен участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психолого-педагогического консультирования;

  • магистр должен владеть комплексом знаний и методик преподавания психологии в средних и средне-специальных и высших учебных заведениях.

В рамках освоения ООП нужно реализовать следующие задачи:

образовательные - осуществление подготовки студента по основным циклам овладения общетеоретических, профессионально-педагогических знаний, создание условий для приобретения практических умений и навыков, необходимых для реализации разнообразной по содержанию педагогической деятельности.

воспитательные - содействие формированию профессиональных и общественно значимых качеств личности будущего специалиста через усвоение образовательного опыта, истории науки, традиций и современного подхода к психологическому образованию, формирование педагогической и общей культуры обучения;

развивающие - развитие интеллектуальной и нравственной сферы личности будущих магистров, создание условий для раскрытия их творческих способностей через организацию учебной и научно-исследовательской работы обучаемых; активизация учебно-познавательной деятельности студентов с помощью современных обучающих технологий и системы самостоятельной учебной работы, сопряженных с аудиторным обучением.

Программа подготовки: В результате освоения образовательной программы по направлению 030300.68 «Психология» выпускник-магистр подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа, в научно-исследовательских центрах и других заведениях по направлению № 6 «Инструментальная психодиагностика».

    1. Сроки освоения ООП по данному направлению

Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет 104 недели, в том числе:

  • теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии – 61 неделя

  • практики - 12 недель

  • итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы – 16 недель

  • каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска) – 15 недель

    1. Трудоемкость ООП

Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Учебный план основной образовательной программы специализи­рованной подготовки магистра психологии полностью соответствует основным нормативам, которые заложены в государственном образовательном стан­дарте по направлению 030300.68 «Психология». Учебный план составлен в содержательном и структурном отно­шении в соответствии с Примерным учебным планом посоответствую­щему направлению, рекомендованным Минобразованием России.

Общее количество часов, отводимое на реализацию ОГШ по направ­лению 030300.68 «Психология» по очной форме - 4320 ч, из них аудиторных 528 ч.

Объем аудиторных занятий студента не превышает строго уста­новленных нормативов — 18 ч в неделю (без учета часов на факультативные дисциплины).

Число разных форм текущего и итогового контроля не превышает установленные нормативы — 10 отчетностей в семестр.

Научно-исследовательская работа студента распределяет­ся следующим образом: научно-исследовательская работа в семестре; подготовка магистерской диссертации (648 ч). Подготовка магистерской диссертации показана в сводной таблице как 12 недель.

Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

    1. Требования к абитуриенту

Предшествующий уровень образования абитуриента — высшее профессиональное образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем профессиональном образовании.

    1. Характеристика профессиональной деятельности магистров

Разрабатывается на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки и включает в себя:

1.5.1. область профессиональной деятельности - включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в
общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

1.5.2 объекты профессиональной деятельности - психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

1.5.3. виды профессиональной деятельности:

  • практическая деятельность

  • научно-исследовательская деятельность

  • педагогическая деятельность

  • организационно-управленческая деятельность

1.5.4. компетенции, формируемые в результате освоения ООП:

Компетенции магистра психологии (Психологическое консультирование)

совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК- 1);

ОК.И.1

самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);

ОК.И.2

активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

ОК.И.3

свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК -4);

ОК.И.4

использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК- 5);

ОК.И.5

принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация (ОК- 6);

ОК.И.6

адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК -7);

ОК.И.7

позитивному воздействию личным примером на окружающих с на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК -8);

ОК.И.8

выбору адекватного математического обеспечения научно -исследовательской работы (ОК -9);

ОК.И.9

использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК - 10)

ОК.И.10

оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК - 11)

ОК.И.11

Обоснование гипотез и постановка задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);

ПКПсМ-02-И01

разработка программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);

ПКПсМ-06-И02

совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);

ПКПсМ-06-И03

создание нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);

ПКПсМ-06-И04

определение проблемного поля и к компетентный выбор тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

ПКПсМ-06-И05

модификация и адаптация существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);

ПКПсМ-06-И06

планирование и проведение прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);

ПКПсМ-06-И07

анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8);

ПКПсМ-06-И08

профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

ПКПсМ-06-И09

выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

ПКПсМ-06-И10

овладение навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);

ПКПсМ-06-И11

Сопоставление психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

ПКПсМ-06-И12

подготовка, рецензирование и редактирование научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);

ПКПсМ-06-И13

подготовка научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);

ПКПсМ-06-И14

планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований (ПК-15);

ПКПсМ-06-И15

постановке прикладных задач в определенной области применения психологии (ПК-16);

ПКПсМ-06-И16

диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);

ПКПсМ-06-И17

созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);

ПКПсМ-06-И18

комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19);

ПКПсМ-06-И19

формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20);

ПКПсМ-06-И20

разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);

ПКПсМ-06-И21

постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22);

ПКПсМ-06-И22

проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности (ПК-23);

ПКПсМ-06-И23

выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);

ПКПсМ-06-И24

созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25);

ПКПсМ-06-И25

участие в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);

ПКПсМ-06-И26

проектирование, реализация и оценка учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);

ПКПсМ-06-И27

подготовка и проведение различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28)

ПКПсМ-06-И28

обеспечение профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);

ПКПсМ-06-И29

руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);

ПКПсМ-06-И30

участие в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);

ПКПсМ-06-И31

просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32);

ПКПсМ-06-И32

супервизия по обучению и руководству бакалавром в процессе его практической деятельности (ПК-33);

ПКПсМ-06-И33

мониторинг потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области (ПК-34);

ПКПсМ-06-И34

организация работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества (ПК-35); поиск оптимальных решений

ПКПсМ-06-И35

Решение профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности (ПК-36);

ПКПсМ-06-И36

решение управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур (ПК-37);

ПКПсМ-06-И37

Установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами (ПК-38);

ПКПсМ-06-И38

подготовка служебных документов и ведению деловой переписки (ПК-39);

ПКПсМ-06-И39

использование организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).

ПКПсМ-06-И40

Конструктивное взаимодействие со смежными специалистами по вопросам профессиональной деятельности

ПКПсМ-06-И41

Проведение исследований с использованием аппаратного инструментария

ПКПсМ-06-И42

Умение осуществлять постановку психологического диагноза

ПКПсМ-06-И43

1.5.5. функции магистра:

Ф01ПсМ-06

Научно-исследовательская (методологическая)

Научно-исследовательская (методологическая, прикладная)

Научно-исследовательская (прикладная)

Научно-исследовательская (теоретическая, методологическая)

Научно-исследовательская (теоретическая, методологическая, прикладная)

Научно-исследовательская (теоретическая, прикладная)

Ф02ПсМ-06

Организационно-управленческая

Ф03ПсМ-06

Педагогическая (диагностическая)

Педагогическая (диагностическая, методологическая, учебная, воспитательная)

Педагогическая (методологическая)

Педагогическая (методологическая, воспитательная, учебная)

Педагогическая (методологическая, учебная)

Педагогическая (методологическая, творческая, учебная)

Педагогическая (учебная)

Педагогическая (учебная, воспитательная)

Педагогическая (учебная, методологическая)

Ф04ПсМ-06

Практическая (диагностическая)

Практическая (диагностическая, коррекционная, организационная)

Практическая (диагностическая, методологическая, коррекционная)

Практическая (диагностическая, организационная)

Практическая (коррекционная, организационная)

Практическая (коррекционная, организационная, диагностическая)

Практическая (организационная)

Практическая (регуляторная, диагностическая)

Ф05ПсМ-06

Просветительская

Ф06ПсМ-06

Реализация инноваций

Ф07ПсМ-06

Социально-коммуникационная

Ф08ПсМ-06

Творческая

Ф09ПсМ-06

Формализирующе-систематизирующая

Ф10ПсМ-06

Саморазвитие

1.5.6. задачи профессиональной деятельности:

деятельность

задачи

Ф01ПсМ-06

Научно-исследовательская

(методологическая)

(методологическая, прикладная)

(прикладная)

(теоретическая, методологическая)

(теоретическая, методологическая, прикладная)

(теоретическая, прикладная)

Совершенствование технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии на основе имеющихся теоретических знаний и их модификация для приложения к конкретным исследовательским задачам

Ф01ПсМ-06/008

Разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога-практика;

Ф01ПсМ-06/013

разработка средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром;

Ф01ПсМ-06/014

разработка, выбор и реализация адекватных проблемам форм, методов и программ коррекционных мероприятий

Ф01ПсМ-06/015

определение состава и операционализация основных изучаемых переменных, подбор методик, планирование и организация проведения эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов, построение математических моделей для изучаемой предметной области

Ф01ПсМ-06/009

Квалификация и описание базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования

Ф01ПсМ-06/010

Анализ существующих и формулирование новых элементов категориального аппарата психологии

Ф01ПсМ-06/005

подготовка, рецензирование и редактирование научных публикаций в различных формах (статей, монографий, тезисов научных сообщений и др.);

Ф01ПсМ-06/012

организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе;

Ф01ПсМ-06/013

анализ практической значимости результатов НИР;

Ф01ПсМ-06/014

практическое внедрение и сопровождение результатов НИР

Ф01ПсМ-06/015

постановка задач (проблем) исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования

Ф01ПсМ-06/001

определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов и программ проведения научных исследований и методических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;

Ф01ПсМ-06/002

разработка теоретических и методических моделей психодиагностики; методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация;

Ф01ПсМ-06/003

разработка технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем

Ф01ПсМ-06/004

Обобщение результатов исследований и представление новых научных данных в различных формах

Ф01ПсМ-06/006

Анализ проблемного поля; анализ и формулировка тем НИР проектных работ

Ф01ПсМ-06/007

Сравнительный анализ психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития

Ф01ПсМ-06/011

Ф02ПсМ-06

Организационно-управленческая

Построение эффективных межличностных взаимодействий с клиентами, подрядчиками и другими специалистами и др.

Ф02ПсМ-06/001

Ф03ПсМ-06

Педагогическая

(диагностическая)

(диагностическая, методологическая, учебная, воспитательная)

(методологическая)

(методологическая, воспитательная, учебная)

(методологическая, учебная)

(методологическая, учебная)

(учебная)

(учебная, воспитательная)

(учебная, методологическая)

Анализ и квалификация потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области

Ф03ПсМ-06/015

определение потребностей в психологической подготовке, определение содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования;

Ф03ПсМ-06/012

проектирование и реализация обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров

Ф03ПсМ-06/013

Доработка или переработка существующих программ учебных курсов по психологическим дисциплинам;

Ф03ПсМ-06/001

Разработка программ учебных курсов по психологическим дисциплинам;

Ф03ПсМ-06/002

Проектирование учебно-воспитательного процесса и образовательной среды;

Ф03ПсМ-06/003

практическая реализация учебно-воспитательного процесса и образовательной среды;

Ф03ПсМ-06/004

оценка и контроль эффективности обучения

Ф03ПсМ-06/005

системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах в системе высшего и дополнительного образования;

Ф03ПсМ-06/006

проведение различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования

Ф03ПсМ-06/007

системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах профессиональной подготовки психологических кадров;

Ф03ПсМ-06/008

Профессиональная помощь бакалавру в процессе прохождения им учебной практики

Ф03ПсМ-06/014

Помощь в выборе темы курсовой работы бакалавра;

Ф03ПсМ-06/009

планирование курсовой работы бакалавра;

Ф03ПсМ-06/010

оценка курсовой работы бакалавра;

Ф03ПсМ-06/011

Ф04ПсМ-06

Практическая

(диагностическая)

(диагностическая, коррекционная, организационная)

(диагностическая, методологическая, коррекционная)

(диагностическая, организационная)

(коррекционная, организационная)

(коррекционная, организационная, диагностическая)

(организационная)

(регуляторная, диагностическая)

(консультативная)

Квалификация системы антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе и профессиональное использование этих данных в процессе НИР

Ф04ПсМ-06/001

Квалификация и анализ психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Ф04ПсМ-06/002

составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;

Ф04ПсМ-06/005

экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения их психологических составляющих и последствий;

Ф04ПсМ-06/006

психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической и бизнес-деятельности;

Ф04ПсМ-06/007

индивидуальное консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста;

Ф04ПсМ-06/008

подбор методов диагностики и интервенции

Ф04ПсМ-06/009

совершенствование методического инструментария психологической службы;

Ф04ПсМ-06/016

анализ ситуации, определение потребностей, диктующих необходимость изменений, формулирование целей, ограничений и рисков проекта

Ф04ПсМ-06/004

определение целей и постановка задач психологической службы, определение ее функций и структуры;

Ф04ПсМ-06/015

Разработка и реализация программ профилактики отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности

Ф04ПсМ-06/010

Оценка развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

Ф04ПсМ-06/011

эффективное психологическое воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;

Ф04ПсМ-06/012

эргономическое обеспечение организации рабочих мест, их материально-технического оснащения

Ф04ПсМ-06/013

поиск оптимальных решений на основе современной методологии и соответствующего ей психологического инструментария с учетом требований качества, надежности, валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности

Ф04ПсМ-06/018

Обобщение результатов теоретических и прикладных исследований и формулировка на их основе обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля

Ф04ПсМ-06/014

организация эффективной работы персонала психологической службы

Ф04ПсМ-06/017

Взаимодействие в форме творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами

Ф04ПсМ-06/019

Освоение необходимых навыков делопроизводства и деловой переписки в профессиональной работе психолога и их практическая реализация.

Ф04ПсМ-06/020

Проводить психологическое консультирование согласно его этапам

Ф04ПсМ-06/022

Квалификация и анализ психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Ф04ПсМ-06/002

применение методов эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния

Ф04ПсМ-06/004

Ф05ПсМ-06

Просветительская

проектирование и реализация просветительских психологических программ с различными категориями населения

Ф05ПсМ-06/001

Ф06ПсМ-06

Реализация инноваций

научное, методическое и экономическое обоснование проектов инноваций;

Ф06ПсМ-06/001

планирование деятельности по реализации проекта инноваций

Ф06ПсМ-06/002

квалификация возможностей использования инновационных психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности

Ф06ПсМ-06/003

оценка готовности общественности, организаций и персонала к осуществлению изменений;

Ф06ПсМ-06/004

психологическое сопровождение инноваций

Ф06ПсМ-06/005

разработка моделей диагностики жизненных проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях

Ф06ПсМ-06/006

Ф07ПсМ-06

Социально-коммуникационная

Построение эффективных межличностных взаимодействий с клиентами, подрядчиками и другими специалистами и др.

Ф07ПсМ-06/001

Ф08ПсМ-06

Творческая

подготовка, рецензирование и редактирование учебно-методических публикаций

Ф08ПсМ-06/001

подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок

Ф08ПсМ-06/002

Ф09ПсМ-06

Формализирующе-систематизирующая

консультирование организаций по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг)

Ф09ПсМ-06/001

Ф010ПсМ-06

Саморазвитие

Осуществление рефлексивных процедур

Ф010ПсМ-06/001

представлять и оценивать результаты своей работы

Ф010ПсМ-06/002

  1. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

2.1. Учебный план подготовки магистров

Учебный план подготовки магистра по программе «Инструментальная психодиагностика» составлен на основе ФГОС ВПО.

Структурно-содержательная основа учебного плана магистра сбалансирована по объемам двух блоков: М.1 Общенаучный цикл, М.2 Профессиональный цикл. Распределение общего бюджета трудоемкости в часах и кредитных единицах полностью соответствует пропорциям ФГОС. Внутри каждого цикла выделены базовая и вариативная части. Суммарная трудоемкость базовых составляющих учебного цикла М.1, М.2 составляет около 50% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.

Максимальный объем учебных занятий обучающихся составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП. Объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения не превышает 12 академических часов.

Учебный план реализует модульный подход к построению содержания процесса подготовки магистров по направлению «Психология» (программа «Инструментальная психодиагностика»).

    1. Программы практик

Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки магистра психологии, нацелена на достижение следующих целей:

  • формирование умения использования различных методов научно­го познания;

  • формирование умения решать научно-исследовательские задачи с использованием современных технологий;

  • освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

  • закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

  • обучение навыкам решения практических задач;

  • формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

  • знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля;

  • формирование потребности в самообразовании

Задачи определяются для каждого конкретного вида практики.

Виды практики:

  1. научно-исследовательская — 4 недели

  2. научно-педагогическая практика – 4 недели

  3. производственная – 4 недели

1. Прохождение студентами научно-исследовательской практики способствует не только формированию у них определенных профессиональных навыков, расширению практического опыта полученных теоретических знаний, но и развивает целый ряд личностных качеств необходимых для эффективной деятельности психолога, что является одной из наиважнейших задач в подготовке специалистов в области психологии.

Цель научно-исследовательской практики - обеспечить организацию и проведение научно-исследовательской работы студентов по выполнению теоретической и экспериментальной работы по теме магистерской диссертации, касающейся проблем психологии.

Задачи научно-исследовательской практики:

  • формирование умения использования различных методов научно­го познания;

  • формирование умения решать научно-исследовательские задачи с использованием современных технологий;

  • овладение навыками сбора и обработки научной информации при помощи современных информационных технологий;

  • формирование умений разработки программы научного экспери­мента;

  • составление библиографии по изучаемой проблеме (проблеме ма­гистерской диссертации);

  • написание реферата по основной литературе выбранной проблемы диссертации;

  • практическое знакомство студентов с современными методами презентации результатов научных исследований;

  • формирование потребности в самообразовании

  • формирование у студентов основных качеств научно-теоретического мышления при освещении современных проблем психологии, выявление диалектического взаимодействия полученных результатов с имеющимися ранее.

  • формирование навыков накопления и обработки научных фактов в процессе исследования методических проблем психологии в соответствии с основным замыслом раскрытия темы.

2. Научно - педагогическая практика готовит студентов к работе с детьми, подростками и взрослым населением в системе образования, здравоохранения, охраны общественного порядка, на производстве, в государственных и коммерческих организациях и фирмах.

Цель научно-педагогической практики - приобретение обучающи­мися в магистратуре навыков педагога-исследователя, владеющего совре­менным инструментарием науки для поиска и интерпретации информаци­онного материала с целью его использования в педагогической деятельности.

В ходе научно-педагогической практики решаются следующие взаимосвязанные задачи:

  • выработка творческого, исследовательского подхода к психолого-педагогическим и методическим проблемам деятельности в области образования;

  • овладение методикой проведения диагностики образовательного процесса, строящегося на основе определенного предметного содержания;

  • конструирование, реализация и анализ результатов процесса исполь­зования различных методик обучения психологии в различных типах учебных заведений, включая специализированные гимназии, лицеи, а также средние специальные и высшие учебные заведения;

  • проектирование и реализация в практике обучения нового учебного содержания, технологий и конкретных методик обучения психологии.

На каждом курсе содержание практики должно соответствовать уровню подготовленности студентов.

Для организации практики факультет:

  1. разрабатывает и принимает Положение о проведении практики;

  2. разрабатывает и утверждает программы всех практик;

  3. разрабатывает форму отчетной документации;

  4. определяет базовые организации и заключает с ними договора о проведении практики.

Навыки научно-исследовательской деятельности студенты получают также в процессе подготовки и написания курсовых работ. В течение 2-летнего обучения студенты должны написать не менее 2 курсовых работ.

3. Ресурсное обеспечение ООП:

а) кадры

Реализация психологической составляющей образовательной программы подготовки магистра психологии должна быть обеспечена педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое психологическое образование. Квалификацию преподавателя составляют: собственно преподавательские умения (методическая подготовка, способность глубоко и одновременно доступно доводить учебный материал до студентов и пр.),  систематическое занятие научной и/или научно-методической деятельностью, и  участие в практической или научно-прикладной работе, позволяющее преподавателю непосредственно-личностно передавать студентам необходимый профессиональный опыт. Преподаватели специальных психологических дисциплин, как правило, должны иметь соответствующую подготовку в данной отрасли психологии, что выражается в наличии ученой степени и/или опыта работы в соответствующей профессиональной сфере. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание должна составлять не менее половины от общего состава преподавателей; в исключительных случаях (например, при наличии доктора, ведущего специалиста в одной из отраслей психологии) доля может быть снижена, но она должна быть не менее одной трети преподавательского состава.

Для обеспечения практикумов, спецпрактикумов, лабораторных занятий вузы должны иметь технические кадры инженеров, техников и лаборантов.

Магистратура «Инструментальная психодиагностика» (III поколение)

категория

штат

совместители

образование, степень, звание

1. Научное руководство магистрантскими программами

Ануфриев А.Ф.

д.пс.н., профессор

2. Руководство магистрантами – 3 чел.

Ануфриев А.Ф.

д.пс.н., профессор

Елшанский С.П.

д.пс.н., профессор

Огнев А.С.

д.пс.н., профессор

Рыжкова А.Н.

к.пс.н., доцент

Пучкова Е.Б.

к.пс.н., доцент

3. ППС

Ануфриев А.Ф.

д.пс.н., профессор

Юдина Е.В.

к.пс.н., доцент

Березина Т.Н.

д.пс.н., профессор

Елизаров А.Н..

к.пс.н., доцент

Розенова М.И.

д.пс.н., профессор

Елшанский С.П.

д.пс.н., профессор

Яковлев В.А.

д.мед.н., профессор

Камалетдинова З.Ф.

к.пс.н., доцент

Михеева Н.Д.

к.пс.н., доцент

Турчина Н.Ю.

к.пс.н., доцент.

Тырнова О.А.

к.пс.н., доцент

Гурьева Л.П.

д.пс.н., профессор

Саблина Т.А.

к.пс.н., доцент

Бекоева Д.Д.

д.пс.н., профессор

Пучкова Е.Б.

к.пс.н., доцент

Рыжкова А.Н.

к.пс.н., доцент

б) учебно-методическое обеспечение

Библиотечный фонд университета укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Основная образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

В компьютерном классе установлены специализированные программы: «Общий психологический практикум», «Практикум по психодиагностике», также студенты имеют возможность работать в компьютерной программе по решению психодиагностических задач, являющейся авторской разработкой ученых факультета и моделирующей профессиональную деятельность психолога при постановке психологического диагноза. На факультете психологии студенты имеют возможность развивать свой профессиональный потенциал, работая в лаборатории психодиагностики, оснащенной современным интерактивным психодиагностическим инструментарием.

В университете обеспечен доступ к международным и общероссийским информационным ресурсам: международная база ведущих мировых изданий «Scopus», полнотекстовая база периодических изданий компании «Ивис», электронная библиотека , , электронная энциклопедия и отраслевые справочники «Рубрикон», информационно-правовая система «Законодательство России», архив информации из открытых источников «Интегрум».

4. Характеристика среды, обеспечивающей развитие общекультурных

компетенций выпускника

Для развития навыков самоорганизации и самоуправления ВУЗ обязуется обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

Для развития навыков самоуправления ВУЗ обязуется ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом. Обучающимся предоставляются следующие права:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы); при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку.

5. Нормативно – методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения ООП

5.1. рекомендации по использованию образовательных технологий

Обязательным условием реализации основной образовательной программы подготовки магистра является учебное и научно-методическое обеспечение учебного процесса.

Высшее учебное заведение обеспечивает доступ каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы; наличие программ, методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовым и дипломным работам, практикам, выпускному государственному экзамену и др.

Методические советы при кафедрах и факультетах контролируют реализацию учебного плана и учебных программ и соответствие их государственному образовательному стандарту. Утверждают введение новых курсов и учебных программ, разрабатывают методические рекомендации, позволяющие полноценно организовать самостоятельную работу студентов над учебным материалом, использовать эффективные формы контроля знаний и достижений студентов, общей результативности обучения; вуз формирует фонд оценочных средств для осуществления итогового контроля.

Учебный процесс должен быть оснащен наглядными пособиями, аудио, -видео – и мультимедийными материалами, специальными аппаратами. Каждое учебное заведение организует библиотеку (читальный зал и абонемент) для самостоятельной работы студентов с учебно-методической и научной литературой в размере не менее 0,5 экземпляра на 1 студента.

Кафедры подготавливают сборники программ по всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов дисциплин, предусмотренных в стандарте, которые обеспечивают требования к содержанию и формам фундаментальной и специальной подготовки студентов.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистранта. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляет не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

В программы базовых дисциплин профессионального цикла включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.

5.2. требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации и разработке соответствующих фондов оценочных средств

Требования к выпускной квалификационной работе.

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки.

Магистерская диссертация является законченным научным исследованием. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методических приемов и методик к решению научных проблем, их теоретическое обоснование. Работа не может иметь чисто обзорный или компилятивный характер.

Магистерская диссертация должна содержать обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор опубликованной по теме литературы, основание выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ и обсуждение, выводы, список использованной литературы и оглавление.

Магистерская диссертация должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, ее оформление должно соответствовать определенным требованиям:

  • объем диссертации не должен превышать 75 страниц машинописного текста через 2 интервала или не больше 135 тыс. символов, набранных на компьютере, исключая рисунки, таблицы, схемы, список использованной литературы и оглавление;

  • цифровые, табличные и прочие иллюстрированные материалы могут быть внесены в приложение;

  • к рукописи прилагается аннотация (автореферат) объемом в одну страницу машинописного текста, в котором должны быть отражены основные положения, выносимые на защиту.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная экзаменационная оценка.

Тематика магистерских диссертаций

    1. Предпочтение и игнорирование объектов в процессе зрительного восприятия.

    2. Предпочтение и игнорирование цвета в процессе зрительного восприятия.

    3. Траектория движения взгляда при восприятии сложного объекта.

    4. Траектория движения взгляда при восприятии эмоционально значимых и эмоционально нейтральных объектов.

    5. Траектория движения взгляда в процессе чтения.

    6. Предпочтение и игнорирование объектов в процессе зрительного восприятия простых фигур.

    7. Предпочтение и игнорирование объектов в процессе зрительного восприятия объектов, провоцирующих положительные или отрицательные эмоции.

    8. Траектория движения взгляда при решении зрительных задач.

    9. Специфика траекторий движения взгляда при полезависимости (по Г. Виткину).

    10. Траектория движения взгляда при узнавании лица.

    11. Гендерные особенности предпочтения и игнорирования объектов в процессе зрительного восприятия.

    12. Эффективность различных датчиков в процессе детекции лжи.

(или Эффективность различных психофизиологических измерений в процессе детекции лжи.)

    1. Факторы ошибки при детекции лжи.

    2. Взаимосвязь глазодвигательных паттернов и психофизиологических параметров, измеряемых полиграфом.

    3. Эффективность различных видов полиграфа.

    4. Эффективность разных способов обмана полиграфа.

    5. Факторы профессионализма полиграфолога.

    6. Неинструментальная детекция лжи.

    7. Эффективность различных методов профайлинга.

    8. Факторы ошибки при неинструментальной детекции лжи.

Требования к итоговому государственному экзамену.

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.

Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности:тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование.

2 уровень сложности:имитационное упражнение; реферирование, тестирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics.

3 уровень сложности:кейсы, проблемные задачи, эссе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа направление подготовки (10)

    Основная образовательная программа
    ... г. Новороссийске. Реализация основнойобразовательнойпрограммы бакалавриата по направлениюподготовки 032700 Филология в соответствии ... , полностью соответствуют основнойобразовательнойпрограмменаправленияподготовки бакалавров 032700 Филология ...
  2. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Направление подготовки (16)

    Основная образовательная программа
    ... .2008 № 01-12/59 «О приведении основныхобразовательныхпрограммнаправленийподготовки (специальностей) в соответствие с требованиями Минобразования». КемГУ ...
  3. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Направление подготовки (18)

    Основная образовательная программа
    ... .2008 № 01-12/59 «О приведении основныхобразовательныхпрограммнаправленийподготовки (специальностей) в соответствие с требованиями Минобразования». КемГУ ...
  4. Основная образовательная программа направление подготовки 030900 юриспруденция профиль подготовки

    Основная образовательная программа
    ... государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основнойобразовательнойпрограмменаправленияподготовки бакалавров 030900 Юриспруденция, которую он ...
  5. Основная образовательная программа направление подготовки 230700 прикладная информатика профиль подготовки прикладная информатика в экономике квалификация (степень) выпускника бакалавр

    Основная образовательная программа
    ... Усть-Илимске) ОсновнАЯобразовательнАЯпрограммАНаправлениеподготовки 230700 Прикладная информатика Профиль подготовки Прикладная информатика ... 1. Концептуальная записка основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки бакалавров 230700.62. ...
  6. Основная образовательная программа направление подготовки 230700 62 03 прикладная информатика профиль подготовки прикладная информатика в менеджменте квалификация (степень) выпускника бакалавр

    Основная образовательная программа
    ... «БГУЭП» в г. Усть-Илимске) ОсновнАЯобразовательнАЯпрограммАНаправлениеподготовки 230700.62.03 Прикладная информатика ... Илимск 2011 1. Концептуальная записка основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки бакалавров 230700.62.03 Прикладная ...

Другие похожие документы..