Главная > Методические рекомендации


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

__________________________________________________________

Система оценки качества образования в России

Методические рекомендации

для эксперта аттестационной комиссии

по аттестации основных образовательных программ высшего профессионального образования

Серия: Подготовка экспертов

высшего профессионального образования

Москва – 2006

Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по аттестации основных образовательных программ высшего профессионального образования. - М.: Национальный институт бизнеса, 2006. – 43 с.

Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 9 ноября 2006 г.

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

СОДЕРЖАНИЕ

Система оценки качества образования в России 1

Серия: Подготовка экспертов 1

СОДЕРЖАНИЕ 3

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

2. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТИЗЫ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПРИ АТТЕСТАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5

3. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА И ИТОГОВОЙ СПРАВКИ 14

Приложение 1 16

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК (по объектам оценки) 16

Приложение 2 30

ОЦЕНОЧНАЯ (НОРМАТИВНАЯ) БАЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 30

Приложение 3 31

ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ И АНКЕТЫ ЭКСПЕРТА 31

1.6.Каково соотношение студентов и преподавателей 31

-------------------------------------------------------- 31

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемые для обсуждения методические рекомендации по анализу содержания и качества подготовки по основной образовательной программе (направлению и специальности) высшего учебного заведения предназначены для экспертов, принимающих участие в аттестационных экспертизах вузов.

Рекомендации могут быть также использованы вузами при организации работ по самообследованию в связи с подготовкой к государственной аттестации.

Представленные методические рекомендации являются частью нормативно-методического комплекса, создаваемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, предназначенного для самообследования вуза и проведения аттестационных экспертиз в процессе комплексной проверки деятельности образовательных учреждений России.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аттестация является формой государственного контроля качества подготовки по реализуемым в высших учебных заведениях основным образовательным программам, направленного на повышение уровня подготовки выпускников, рациональное использование средств федераль­ного бюджета, выделяемых на финансирование системы образования.

Аттестация проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (далее – Рособрнадзор).

Процедура аттестации вуза состоит из:

  • самообследования;

  • внешней аттестационной экспертизы;

  • принятия решения о соответствии содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта.

Деятельность вуза на уровне отдельной образовательной программы рассматривается с позиций качества образования.

Настоящие рекомендации позволят экспертам при подготовке заключения на уровне отдельного направления или специальности использовать единый подход к формированию и представлению информации о содержании и качестве подготовки по реализуемой профессиональной образовательной программе и вуза в целом.

Целью аттестации основной образовательной программы (далее – ООП) является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по аттестуемой специальности (направлению).

Задачами аттестации являются:

  • получение объективной информации о состоянии образовательного процесса по ООП;

  • установление степени соответствия фактического содержания и качества подготовки выпускников требованиям ГОС;

  • выявление положительных и отрицательных тенденций в образовательной деятельности структурных подразделений вуза, реализующих ООП по аттестуемому направлению или специальности;

  • установление причин возникновения и путей решения выявленных в ходе аттестации проблем.

Этапы аттестации:

  • проведение самообследования содержания и качества подготовки специалистов образовательным учреждением. Анализ и оценка Рособрнадзором результатов самообследования проводится не позднее чем за месяц до проведения внешней аттестационной экспертизы направления или специальности;

  • проведение внешней аттестационной экспертизы ООП (не более десяти дней);

  • подготовка и утверждение аттестационного заключения о подготовке по ООП (в течение месяца после внешней аттестационной экспертизы).

Аттестация по отдельным образовательным программам проводится по истечении нормативного срока освоения основной образовательной программы, установленного ГОС.

Для проведения аттестации ООП высшего учебного заведения приказом Рособрнадзора создается аттестационная комиссия (или комиссии). Руководство аттестационной комиссией возлагается на работника Рособрнадзора.

Руководитель высшего учебного заведения обеспечивает представление полного объема достоверных данных о деятельности структурных подразделений, реализующих подготовку по аттестуемой ООП, и осуществляет необходимые организационные меры по проведению данной экспертизы.

Аттестационная экспертиза по ООП проводится, как правило, в сроки, совмещенные с повторной лицензионной экспертизой, проверкой аккредитационных показателей и аттестацией всего образовательного учреждения.

Подбор экспертов для участия в работе аттестационной комиссии осуществляется из базы данных экспертов, формируемой Рособрнадзором

В работе аттестационной комиссии допускается проведение экспертизы по различным видам деятельности факультета и кафедр одним и тем же экспертом.

2. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТИЗЫ СОДЕРЖАНИЯ
И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
ПРИ АТТЕСТАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Приступая к экспертизе деятельности структурных подразделений, обеспечивающих подготовку по определенному направлению или специальности высшего учебного заведения, эксперт должен иметь следующие материалы, представленные в аттестационную комиссию данным учебным заведением:

  • материалы ранее проведенной аттестации структурных подразделений, осуществляющих подготовку специалистов;

  • материалы самообследования по вузу;

  • государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по аттестуемой ООП;

  • учебный план;

  • рабочие учебные программы всех дисциплин учебного плана;

  • программы всех видов практик, договоры о базах практик;

  • перечень учебных лабораторий и информацию об их использовании в учебно-воспитательном процессе по данной ООП;

  • документацию по организации учебно-воспитательного процесса, в том числе по организации самостоятельной работы студентов, расписание и др.;

  • информацию о библиотечных фондах по аттестуемой ООП, динамике их обновления;

  • информацию о динамике контингента студентов по аттестуемой ООП;

  • отчеты по результатам работы председателей государственных аттестационных комиссий для направления или специальности за последние пять лет;

  • тематику выпускных квалификационных работ за последние пять лет, экзаменационные билеты для проведения государственных экзаменов, выпускные квалификационные работы за последние пять лет по ООП;

  • положение о выпускающей кафедре;

  • сведения о трудоустройстве выпускников данного направления или специальности за последние пять лет, справки из территориальных органов службы занятости о выпускниках, состоящих на учете, отзывы организаций — потребителей выпускников.

Эксперт имеет право:

  • посещать различные виды занятий;

  • обследовать учебные, научные и вспомогательные помещения структурных подразделений, обеспечивающих подготовку по ООП (по согласованию с председателем комиссии по аттестационной экспертизе);

  • получать дополнительно, кроме перечисленных выше, материалы, необходимые для анализа учебно-воспитательной, методической и научно-методической работы кафедр;

  • проводить беседу по отдельным видам деятельности с заведующими выпускающих кафедр;

  • проводить анкетирование среди преподавателей и студентов по вопросам качества подготовки.

Если в процессе аттестации будет выявлено несоответствие рабочего учебного плана требованиям ГОС, эксперт сообщает об этом председателю аттестационной комиссии. Аттестация ООП в этом случае может быть прекращена.

Эксперт, прежде чем приступить к экспертизе, должен изучить:

  • действующие законы об образовании, нормативные документы Минобрнауки России по вопросам качества подготовки специалистов высшего профессионального образования (см. ниже);

  • материалы самообследования вуза по данной ООП;

  • результаты аттестационной экспертизы по отдельным циклам дисциплин;

  • требования ГОС по подготовке выпускников данного профиля;

  • данные вуза по научно-педагогическим кадрам, обеспечивающим подготовку по аттестуемой ООП;

  • протоколы заседаний ученого и методического советов вуза, факультетов и отдельных кафедр, обеспечивающих подготовку по аттестуемой ООП;

В основе рекомендаций лежат следующие нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12‑Ф3;

  • Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22.08. 1996 № 125-Ф3;

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264 (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.09.01 № 676, от 03.10.02 № 731, от 27.12.02 №919, от 31.03.03 № 175);

  • Типовое положение о филиалах высших учебных заведениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, утвержденное приказом Минобразования России от 18.03.99 №643;

  • Программа аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования от 20.03.97;

  • Письмо Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-357/13 “О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов”;

  • Письмо Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования России от 15.05.2000 № 14-55-341/15 “О порядке присвоения дополнительных квалификаций студентам вузов”;

  • Письмо Минобразования России от 03.08.2000 № 14-52-485/13 “Методические указания по формированию основных образовательных программ для лиц, продолжающих высшее профессиональное образование или получающих второе высшее образование”;

  • Письмо Минобразования России от 28.05.2001 № 14-51-313/12 о порядке перевода студентов из одного высшего учебного заведения в другое;

  • Письмо Минобразования России от 30.03.99 № 14-55-156/15 “Методические указания по разработке сокращенных программ подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием соответствующего профиля на базе среднего профессионального образования и оформлению документов для лиц, обучающихся по сокращенным программам”;

  • Письмо Минобразования России от 15.03.99 № 4 “О специализациях по специальностям высшего профессионального образования”;

  • Приказ Минобразования России от 14.10.97 г № 2033 “Об утверждении Положения об экстернате в государственных муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации”;

  • Постановление Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.05.94 № 3 “Об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации”;

  • Письмо Рособрнадзора России от 05.07.04 № 02 – 24 ин/л «О вопросах лицензирования, аттестации и государственной аккредитации»;

  • Приказ Минобразования России от 06.09.2000 № 2577, “Положение о порядке и условиях профессиональной подготовки специалистов”;

  • Приказ Рособрнадзора от 30.09.05 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аттестации вузов (зарегистрирован Минюстом России от 19.10.05, регистрационный № 7092);

  • Письмо Минобразования России от 03.08.2000 № 14-55-484/15 “Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования”;

  • Приказ Минобазования России от 30.08.01 № 3048 «Временный порядок аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) и их филиалов»;

  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по аттестуемой ООП.

Проверка экспертом качества учебно-воспитательной деятельности подразделений, реализующих ООП по аттестуемому направлению или специальности, должна проходить по следующим направлениям:

  • структура выпускающих кафедр и система их управления;

  • динамика контингента студентов;

  • содержание подготовки выпускников;

  • организация учебно-воспитательного процесса по аттестуемой ООП;

  • результаты итоговой аттестации выпускников;

  • востребованность выпускников;

  • организация педагогического контроля качества подготовки выпускников;

  • уровень кадрового обеспечения подготовки выпускников;

  • уровень учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения ООП;

  • уровень научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедр;

  • состояние материально-технической базы.

Структура выпускающих кафедр и система их управления

Рассматривая структуры выпускающих кафедр и организацию взаимодействия подразделений факультетов (кафедр, управлений и отделов), обеспечивающих подготовку данного направления или специальности, эксперт должен изучить протоколы заседаний советов факультетов, кафедр, обращая внимание на (Приложение 1 табл. 1):

  • периодичность и полноту рассмотрения вопросов совершенствования качества подготовки выпускников данного направления или специальности;

  • вопросы обновления содержания подготовки выпускников по данной ООП;

  • вопросы формирования перечня дисциплин, устанавливаемых вузом, в том числе по выбору студентов;

  • вопросы совершенствования методического обеспечения национально-регионального (вузовского) компонента ГОС по реализуемой вузом ООП;

  • обсуждение и принятие решений по изменениям и дополнениям программ дисциплин (с обязательным сохранением системности и методической целостности курсов), программ практик, введению новых тем курсовых и дипломных проектов (работ);

  • конструктивность обсуждений, реальность и конкретность принимаемых решений, их реализацию.

Важным элементом проверки является наличие положений, определяющих функции заведующих кафедрами. При этом необходимо обратить внимание на четкость разведения полномочий всех субъектов управления.

Эффективность управления оценивается по обеспечению систематической работы студентов, приоритета творческих разработок по вопросам совершенствования качества подготовки специалистов. Эксперт должен обратить внимание на наличие (или отсутствие) постоянного обновления профессиональных знаний в управленческой и педагогической деятельности коллектива, своевременную коррекцию его деятельности, предупреждение развития негативных явлений в учебно-воспитательном процессе, демократизм принимаемых решений, участие студентов в управлении деятельностью факультета и вуза.

Важнейшими элементами системы управления являются использование средств вычислительной техники, локальной сети, Internet, средств multimedia и др. в управлении подразделениями, их программное обеспечение (и их уровень) в сочетании с методами контроля качества подготовки выпускников. Технология сбора, хранения и обработки информации об учебно-воспитательном процессе должна соответствовать современным требованиям.

Динамика контингента студентов

Оценка структуры подготовки специалистов и перспектив ее развития дается на основе анализа динамики контингента студентов и приема по всем формам обучения и ступеням подготовки данной ООП (Приложение 1 табл. 2). Отмечаются:

  • изменение приема и выпуска специалистов по годам;

  • доля студентов, обучающихся по договорам с полным возмещением затрат за обучение;

  • прием на основе трехсторонних договоров;

  • отсев студентов, в том числе по неуспеваемости;

  • ориентация приема на потребности региона;

  • наличие заказа потребителей на подготовку специалистов;

  • формы организации нового набора студентов на данное направление или специальность.

Содержание подготовки выпускников

Качество содержания подготовки выпускников аттестуемого направления или специальности оценивается на основе анализа соответствия аттестуемых ООП требованиям ГОС (Приложение 1 табл. 3). Основная составляющая качества подготовки выпускников — это качество ООП, которая представляет собой комплект документов, определяющих содержание образования по направлению или специальности подготовки:

  • учебный план;

  • рабочие учебные программы дисциплин и практик;

  • программы и требования к промежуточному контролю и итоговой аттестации;

  • средства диагностики знаний студентов.

Соответствие ООП требованиям ГОС выражается в оценке федеральной компоненты и рациональности разработанной национально-регио­нальной (вузовской)компоненты, включая дисциплины специализации.

Анализ соответствия ГОС осуществляется по следующим позициям.

Учебный план:

  • сроки подготовки (по формам обучения – очная, очно-заочная, заочная; обратить внимание на продолжительность обучения студентов с сокращенным сроком обучения);

  • структура учебного плана должна реализовать системный подход в подготовке выпускников (согласованность содержания и логическая последовательность изложения дисциплин, читаемых разными кафедрами; наличие межпредметных связей; носит ли порядок следования дисциплин “обеспечивающий характер”; сделана ли попытка определить, за что “отвечает” каждая дисциплина, что она “берет на себя” (из вводной части ГОС);

  • соответствие перечня дисциплин по циклам и объема часов федерального компонента требованиям ГОС;

  • обоснованность и рациональность введенных в учебный план дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, а также дисциплин специализаций;

  • обоснованность и рациональность формирования дисциплин по выбору и факультативов, соответствие их объема часов ГОС;

  • оценка соотношения лекционных, лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов;

  • рациональность форм текущей и промежуточной аттестации студентов; виды занятий и формы контроля по дисциплинам учебного плана соответствуют (не соответствуют) заявленным целям изучения дисциплины: “иметь представление”, “знать” – лекционный курс; “уметь” – лекционный и практический в равной степени; “владеть, иметь опыт” – в основном имеет практическую направленность.

Эксперт при проведении экспертизы должен обратить внимание на оптимальность набора устанавливаемых вузом дисциплин по выбору студентов, отсутствие чрезмерного дробления дисциплин.

Рабочие учебные программы дисциплин, практик и диагностические средства:

  • наличие и периодичность пересмотра рабочих учебных программ по всем дисциплинам, программам практик и промежуточного контроля и аттестаций;

  • соответствие содержания дисциплины базовым дидактическим единицам, приведенным в ГОС;

  • современность содержания рабочих учебных программ, в том числе и по перечню учебной литературы;

  • профессиональная направленность естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов;

  • отражение взаимосвязей изучаемых дисциплин общепрофессионального и специального циклов с дисциплинами других циклов;

  • исключение дублирования в содержании дисциплин;

  • соответствие видов самостоятельной работы требованиям к подготовке выпускников, содержащимся в ГОС;

  • соответствие программ промежуточного контроля, итоговой аттестации и диагностических средств оценки знаний требованиям к выпускникам.

Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям:

  • соответствие программы итогового государственного экзамена требованиям к уровню подготовки выпускников, содержащимся в ГОС;

  • соответствие содержания выпускной квалификационной работы задачам деятельности выпускника.

Организация учебно-воспитательного процесса по аттестуемой ООП

Реализация содержания ООП осуществляется через организацию учебно-воспитательного процесса (Приложение 1 табл. 4). Анализируются:

  • обоснованность расписаний занятий с позиций организации труда студентов и преподавателей;

  • соблюдение рабочего учебного плана, наличие индивидуальных учебных планов;

  • использование современных методик обучения и форм организации учебно-воспитательного процесса;

  • методы организации самостоятельной работы и методы обеспечения качества практической подготовки студентов на учебных занятиях.

Эксперту необходимо обратить особое внимание на организацию всех видов практик студентов:

  • соответствие объема практики по ООП в учебном плане государственному образовательному стандарту;

  • наличие и содержание программ практик, соответствие целей практик общим целям образовательной программы, качество учебно-методических пособий;

  • состояние баз практик, наличие договоров с предприятиями, учреждениями и организациями;

  • использование собственной базы для организации практики (учебные мастерские, лаборатории, студии и т. д.);

  • виды контроля прохождения практик (отчеты, характеристики студентов);

  • использование современных информационных технологий в процессе проведения практики.

Необходимо провести сверку набора дисциплин рабочего учебного плана с приложениями к дипломам выпускников (выборочно).

Качество подготовки выпускников

(итоговая аттестация, востребованность выпускников)

Оценка качества подготовки выпускников осуществляется на основе анализа результатов государственного экзамена по ООП, защиты выпускных квалификационных работ и востребованности специалистов (Приложение 1 табл. 5, 6).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (39)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... на сайте ФИПИ (). Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ... экзамена 2006 года)» Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ...
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (8)

    Методические рекомендации
    ... аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки 1 1. ВАЖНЕЙШИЕ ...
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (3)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2010 ...
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (9)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2012 ...
  5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (13)

    Документ
    ... сайте ФИПИ . После их утверждения Федеральнойслужбойпонадзору в сфереобразования и науки указанные материалы становятся документами, регламентирующими ...

Другие похожие документы..