Главная > Интернет справочник


Справочное издание

И.Т.КРУПИНИН

АВТОМОБИЛЬНАЯ РАДИОПРИЕМНАЯ И ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АППАРАТУРА

© Издательство «Радио и связь», 1987

ПРЕДИСЛОВИЕ

В справочнике описаны автомобильные антенны, ра­диоприемная и звуковоспроизводящая аппаратура (радио­приемники, коротковолновые приставки, магнитофоны, магнитолы) и телевизоры, выпускавшиеся до 1984 г. включительно отечественной промышленностью.

После выхода из печати в 1978 г. справочника «Автомобильные радиоприемники» автор получил от чита­телей много писем с предложениями включить в новое издание описание конструкции автомобильного радио­приемника РД-3602 производства ВНР, устанавливаемого в автомобили «Жигули». Учитывая пожелания читателей, автор включил в справочник его описание.

В справочнике приводится информация, необходимая при эксплуатации и ремонте аппаратуры: основные технические данные, принцип работы, режимы работы транзисторов и микросхем, принципиальные и электромон­тажные схемы.

Автомобильные радиоприемники разделены на две группы сложности — третьего и второго классов. Описание начинается с радиоприемников третьего класса, заканчи­вается описанием радиоприемников второго класса. Принятая последовательность описания радиоприемников внутри класса — от более ранних к сменяющим их моделям.

Основные технические данные втомобильной радиоап­паратуры соответствуют нормам технических условий на эти аппараты. Обозначения радиоэлементов на принци­пиальных электрических схемах соответствуют заводским обозначениям. На схемах звездочкой обозначены те радиоэлементы, точные номинальные значения которых подбираются при заводской регулировке или при ремонте. Двумя звездочками отмечены те радиоэлементы, которые применяются по мере надобности.

При серийном выпуске принципиальные схемы и конструкция автомобильной радиоаппаратуры постоянно совершенствуются, поэтому схемы и моточные данные отдельных аппаратов могут отличаться от приведенных в справочнике (однако эти отличия не являются прин­ципиальными). В этом случае в схеме и в руководстве по эксплуатации на конкретный аппарат указываются эти изменения.

Из-за ограниченности объема справочника в нем не приводятся сведения по месту установки аппарата в автомобиле и способу его крепления, а также схемы верньерно-шкальных устройств, кинематические схемы и конструкция лентопротяжных механизмов магнитофонов и магнитол (эти данные приводятся в руководстве по эксплуатации).

В справочнике указаны типы применяемых радио­элементов и возможные замены одних элементов другими.

СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В СПРАВОЧНИКЕ

AM — амплитудная модуляция

АПЧ — автоматическая подстройка частоты

АПЧГ — автоматическая подстройка частоты гетеродина

АПЧ и Ф — автоматическая подстройка частоты и фазы

АРУ — автоматическая регулировка усиления

АЧХ — амплитудно-частотная характеристика

БП — блок питания

ГД — головка динамическая

ДВ — длинные волны

ЗЧ — звуковая частота

KB — короткие волны

КПЕ — конденсатор переменной емкости

КПИ — катушка переменной индуктивности

ЛПМ — лентопротяжный механизм

МА — магнитная антенна

ОС — отклоняющая ситстема

ООС — отрицательная обратная связь

ПКФ — пьезокерамический фильтр

ПН — преобразователь напряжения

ПОС — положительная обратная связь

ПЧ — промежуточная частота

ПЧ-АМ — промежуточная частота амплитудно-модулированных сигналов

ПЧ-ЧМ — промежуточная частота частотно-модулиро­ванных сигналов

РЛС — регулятор линейности строк

РЧ — радиочастота

СВ — средние волны

СКД — селектор каналов дециметровых волн

СКМ — селектор каналов метровых волн

СС — стабилизатор скорости

ТВК — трансформатор выходной кадровой развертки

ТВС — трансформатор выходной строчной развертки

ТКЕ — температурный коэффициент емкости

УВ — усилитель воспроизведения

УЗЧ — усилитель звуковой частоты

УКВ — ультракороткие волны

УМ — усилитель мощности

УПЧ — усилитель промежуточной частоты

УПЧЗ — усилитель промежуточной частоты звука

УПЧИ — усилитель промежуточной частоты изобра­жения

УПЧИЗ — усилитель промежуточной частоты изображе­ния и звука

УРЧ — усилитель радиочастоты

УПТ — усилитель постоянного тока

ФСС — фильтр сосредоточенной селекции

ЧМ — частотная модуляция

ЭД — электродвигатель

ЭМ — электромагнит

ОСОБЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЙ РАДИОПРИЕМ­НОЙ И ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩЕЙ АППАРАТУРЫ

Автомобильная радиоприемная и звуковоспроизво­дящая аппаратура является не столько средством развлечения пассажиров автомобиля, сколько средством поддержания активного психологического состояния водителя автомобиля при дальних поездках и переездах, а . в ближайшем будущем будет выполнять и дополнительные функции по обеспечению безопасности движения на дорогах. С этой целью в ряде стран ведется в УКВ диапазоне специальное радиовещание для водителей автомобилей — передается дорожная информация о состоянии дорог по маршруту движения, о дорожной обстановке, о метеоусловиях, о маршрутах объезда наибо­лее загруженных участков дорог и т. д.

В настоящее время автомобильная аппаратура, выпус­каемая отечественной промышленностью, становится все более разнообразной не только в количественном отноше­нии, но и по своему техническому уровню. Эксплуатацион­ный парк автомобильной аппаратуры за последние годы пополнился магнитолами и магнитофонными устройствами, малогабаритным телевизором с возможностью приема телевизионных передач в метровом и дециметровом диапа­зонах волн.

Схемные и конструктивные решения автомобильной аппаратуры отличаются от решений по стационарной радиоприемной и звуковоспроизводящей аппаратуре, что обусловлено отличием условий их эксплуатации.

Автомобили с установленной радиоаппаратурой эксплуатируются в различных климатических зонах нашей страны: в Заполярье; Средней Азии, Прибалтике, При­морье, в равнинных и горных районах. Температура окружающей среды влияет на параметры транзисторов и микросхем. Повышение температуры вызывает изменение коэффициента усиления транзисторов и ухудшает чувстви­тельность радиоприемного тракта, а в транзисторах усили­теля звуковой частоты — тепловой пробой. Понижение температуры окружающей среды может привести к сни­жению коэффициента усиления транзисторов по радио- и промежуточной частоте и к снижению тока в выходных транзисторах выходных каскадов. Снижение тока в транзисторах выходных каскадов может вызвать появле­ние искажений, заметных при малых уровнях громкости. Низкая температура окружающей среды ухудшает также фильтрацию в цепях развязки и может привести к возбуж­дению радиоприемника. Поэтому автомобильные аппараты должны быть сконструированы и рассчитаны таким обра­зом, чтобы обеспечить надежную, устойчивую и хорошую работу при больших перепадах температуры.

Хотя автомобильная радиоаппаратура и устанавлива­ется внутри салона автомобиля, в него может попасть пыль и влага. Вместе с пылью попадают также остатки кислот и различные соли, что в сочетании с влагой может привести к коррозии и разрушению отдельных частей радиоаппаратуры. Во избежание этого необходимо, чтобы ее конструкция была более герметична и защищена от воздействия влаги. Для защиты автомобильной аппара­туры от действия влаги на ее металлические части наносят специальные защитные покрытия, печатные платы покры­вают специальными лаками, применяют влагозащитную пропитку контуров и покрывают их лаком.

Автомобильная аппаратура постоянно работает в условиях вибрации и тряски. Поскольку частотный диапа­зон вибрации широк, имеется опасность совпадения частот механического резонанса аппаратуры или ее отдельных элементов с частотой вибрации, что может привести к механической поломке радиоаппаратуры или ее элементов. Поэтому конструкция должна обеспечивать надежное крепление радиоаппаратуры в салоне автомобиля.

Автомобильная радиоаппаратура должна обеспечи­вать надежное и качественное воспроизведение речевых и музыкальных программ в движущемся автомобиле. Качество звучания в автомобиле зависит как от характе­ристик автомобильного аппарата и его акустической систе­мы, так и от других факторов, не связанных с ним. К этим факторам относятся акустические характеристики салона автомобиля и шумы, возникающие при движении автомо­биля. Шумы внутри салона автомобиля являются след­ствием вибрации корпуса автомобиля при его движении, вибрации двигателя, трения шин о дорожное покрытие и шумов, создаваемых встречным потоком воздуха. С возрастанием скорости движения автомобиля возрастает и уровень шумов внутри салона.

Хорошее качество звучания радиоаппаратуры в дви­жущемся автомобиле создается при условии превышения уровня полезного сигнала над уровнем шума не менее чем на 10 дБ. Это достигается повышением выходной мощности радиоаппаратуры до 2 — 4 Вт.

Автомобильный радиоприемник работает в условиях постоянного воздействия источника радиопомех — работа­ющего двигателя автомобиля. Уровни отдельных состав­ляющих спектра помех от системы зажигания и электро­оборудования автомобиля на частотах радиовещательного диапазона могут составлять сотни микровольт. Основным средством защиты радиоприемника от воздействия на него этих помех является тщательная экранировка как радиоприемника в целом, так и отдельных его узлов и блоков. С этой целью должен быть обеспечен надежный контакт между корпусом радиоприемника и экранами отдельных его узлов и блоков, между общими выводами плат печатного монтажа, между корпусом радиоприемника и корпусом автомобиля. Необходимо экранировать провода питания и провода подключения акустических систем. Помехи по цепям питания подавляются с помощью фильтров звуковой частоты, катушки дросселей которых также тщательно экранируются.

Радиоприемники, установленные в автомобиле, рабо­тают в условиях постоянно меняющегося уровня входного сигнала. Это обусловлено постоянным и быстрым измене­нием координат точки приема. При движении автомобиля в непосредственной близости от передающей антенны на вход радиоприемника поступают сигналы в несколько сот милливольт, что может исказить усиливаемый сигнал и привести к появлению перекрестных и комбинационных искажений.

При движении автомобиля вдали от передающей антенны, при проезде автомобиля под металлическими или железобетонными мостами или в туннелях на входе радиоприемника может наблюдаться кратковременное и глубокое падение уровня входного сигнала. Устойчивая работа радиоприемника в движущемся автомобиле созда­ется за счет более высоких параметров: чувствительности, избирательности по соседнему и зеркальному каналам, автоматической регулировке усиления.

Вещание УКВ-ЧМ имеет преимущества перед AM вещанием по помехозащищенности. Однако УКВ-ЧМ вещание имеет и свои недостатки: ограниченность даль­ности приема радиосигнала (до 100 км); многолучевой характер поля (это особенно характерно для городских ус­ловий), что снижает помехозащищенность в точке приема.

При, движении автомобиля на входе радиоприемника быстро и нерегулярно меняются электрическое и магнитное поля и возникают сильные помехи в виде щелчков и других искажений полезного сигнала. Искажения сигнала явля­ются следствием воздействия на полезный сигнал ком­бинационных и перекрестных помех, а также воздействия на полезный сигнал двух-трех сигналов от других радио­станций. Влияние комбинационных помех снижается за счет повышения избирательности входных цепей и усили­телей радиочастот блока УКВ. Помехи от воздействия на вход радиоприемника сильных сигналов от двух-трех других радиостанций снижаются за счет повышения избирательности входной цепи блока УКВ и улучшения линейности характеристик входных каскадов, что достига­ется применением во входных блоках УКВ полевых транзис­торов вместо биполярных.

Защищенность от приема сигналов соседних радио­станций может быть увеличена в результате повышения избирательности входных цепей блока УКВ и тщательной экранировки блока УКВ. Повышение избирательности преселектора блока УКВ, максимальное ослабление связи между гетеродином и смесителем, болеее тщательная развязка цепей питания гетеродина и смесителя позво­ляют снизить влияние на полезный сигнал перекрестных помех.

Радиоаппаратуру располагают либо в приборном щитке автомобиля, либо под приборным щитком. Кон­струкция автомобильного аппарата или его элементов должны быть электро- и травмобезопасны для во­дителя и пассажиров автомобиля. Управление им должно быть максимально простым и по возможности автоматизированным. Для сокращения времени настройки радиоприемника на частоту принима­емой радиостанции в отдельных аппаратах имеются меха­нические системы фиксации настройки. В таких радиопри­емниках механизм фиксации конструктивно совмещен с переключателем диапазонов. Настройка фиксируется простым вытягиванием кнопки включенного диапазона на себя и последующим нажатием на эту кнопку до упора (этому должна предшествовать точная ручная настройка на частоту выбранной радиостанции). При последующих нажатиях на эту кнопку автоматически включается часто­та фиксированной настройки независимо от того, на ка­кую частоту были настроены контуры этого диапазона до момента нажатия. Наличие нескольких кнопок с обозна­чением одного и того же диапазона свидетельствует о количестве частот фиксации в этом диапазоне.

Автомобильные магнитолы включаются одной опе­рацией — вставкой кассеты. Кассета загружается в кассетоприемник через специальную рабочую щель на лицевой панели магнитолы. Все промежуточные функции выполняются за счет ручного усилия при вставлении кассеты и работы электромагнита, расположенного в ЛПМ. Одновременно со вставлением кассеты магнитола переключается с радиоприема на воспроизведение магнит­ной записи. По окончании воспроизведения механизм воспроизведения автоматически отключается, кассета выбрасывается или подается сигнал об окончании работы ЛПМ и магнитола автоматически переключается на радио­прием.

Шкалы автомобильной радиоаппаратуры должны иметь подсветку при включении, легко читаться и не давать бликов при попадании на них света от внешних источников. Шкалы имеют ориентировочную градуировку.

Автомобильная радиоаппаратура питается от борто­вой сети автомобиля. В большинстве автомобилей «мину­совой» провод батареи питания «заземляется» на корпус автомобиля, за исключением автомобилей старых марок «Победа», «Москвич» и «Волга».

Назначение и описание принципа работы каждого функционального блока автомобильного радиоаппарата приводится при рассмотрении конкретной модели. Здесь рассмотрены лишь общие особенности автомобильных антенн и отдельных блоков радиоприемников.

Автомобильные антенные системы состоят из автомо­бильных антенн и соединительных кабелей. Они делятся на два вида: пассивные и активные. Пассивная автомо­бильная антенна представляет собой несимметричный вертикальный вибратор, конструктивно выполненный как телескопический штырь с разъемом или специальным выво­дом для подключения соединительного кабеля. Активная автомобильная антенна — устройство, в котором конструк­тивно объединены без применения элементов связи или кабеля пассивный приемный элемент и широкополосный неперестраиваемый антенный усилитель.

Входная цепь тракта AM радиоприемников, приве­денных в справочнике, настроена под эквивалент той антенной системы, для которой они рассчитаны и которая указывается в описании конкретной модели радиоаппара­та. При использовании другого типа автомобильной антен­ны необходимо входные цепи радиоприемника настроить под эквивалент антенной системы.

Входные цепи. Входные цепи радиоприемных уст­ройств автомобильных радиоаппаратов в диапазонах ДВ и СВ в основном выполнены по П-образной схеме с внутриемкостной связью. Эта схема обеспечивает посто­янство коэффициента связи с транзистором усилителя радиочастоты и имеет наибольшую помехоустойчивость. Входные цепи диапазона ДВ обычно имеют более высокие по сравнению с диапазоном СВ индуктивности входного контура.

Входные цепи диапазона УКВ радиоприемных уст­ройств, выпускавшихся ранее, представляет собой широко­полосные неперестраиваемые контуры, имеющие индук­тивную и индуктивно-емкостную связь с автомобильной антенной.

Блок УКВ выполняется как автономное устройство и полностью экранируется. Орган настройки блока УКВ — вариометр с алюминиевым-и сердечниками — объединен с ферровариометром настройки в диапазонах ДВ и СВ. Комбинированный узел настройки позволяет управлять радиоаппаратом от одного органа и использовать для механической фиксации настроек в диапазонах ДВ, СВ, УКВ одни и те же механические устройства.

В современных автомобильных радиоприемниках входная цепь блока УКВ также выполняется по П-образной схеме с электронной перестройкой по диапазону.

Органы настройки. Как правило, в радиоаппаратуре в качестве органа настройки применяется блок конденсато­ров переменной емкости (КПЕ). Использование КПЕ затрудняет реализацию требуемых параметров входных цепей радиоприемника вследствие особенностей антенной системы автомобиля.

Автомобильный радиоприемник работает от вполне определенной антенной системы, которая может включать­ся непосредственно во входной контур радиоприемника. В этих случаях серийно выпускаемые КПЕ с максимальной емкостью 500 пФ обеспечивают перекрытие по емкости не более 5 раз, в то время как для диапазонов ДВ и СВ необ­ходимо перекрытие по емкости — не менее 10 раз. Такое перекрытие могут обеспечить КПЕ с максимальной ем­костью не менее 700 — 800 пФ. Размеры таких КПЕ непри­емлемы для автомобильных радиоприемников.

Кроме того, КПЕ с большой максимальной емкостью затрудняют реализацию требуемой реальной чувствитель­ности в диапазонах ДВ, СВ и KB из-за ухудшения соотношения сигнал-шум.

Использование КПЕ в автомобильных радиоприемни­ках приводит также к большой неравномерности коэффи­циента передачи входного контура по диапазону, к микро­фонному эффекту (при использовании КПЕ с воздушным диэлектриком), к конструктивным трудностям при осу­ществлении системы фиксации настроек.

В автомобильных радиоприемниках для настройки тракта AM применяются катушки переменной индуктив­ности (КПИ) — ферровариометры, обеспечивающие на­дежную работу в условиях сильных вибраций. Сердечники ферровариометров обычно выполняются из ферритовой массы М600НН. В диапазоне УКВ контуры настраиваются с помощью сердечников из алюминия. Катушки феррова­риометров обычно устанавливаются на печатной плате блока УКВ или на специальной плате в радиоприемнике без УКВ диапазона и в целях экранировки помещаются в литой блок. Для сохранения добротности катушек, которая снижается при экранировке, их помешают в ферритовый цилиндр или к внутренней поверхности экрана приклеивают ферритовые стержни того же матери­ала, из которого изготовлены сердечники катушек фер­ровариометров. Исключение составляют радиоприемники, которые рассчитаны для работы как в автомобиле, так и вне его, и некоторые автомагнитолы. В таких радиоприем­никах используются и ферровариометры, и блок КПЕ.

В некоторых автомагнитолах настройка входных кон­туров тракта усиления AM и ЧМ сигналов ведется электронным способом с помощью изменения управляю­щего напряжения на варикапных матрицах, включенных в контуры.

Автомобильные радиоприемники позволяют плавно настраиваться на принимаемую радиостанцию и плавно регулировать громкость.

Усилители радиочастоты. Для получения высокой чувствительности радиоприемных устройств в них приме­няют, как правило, однокаскадные УРЧ. Нагрузка УРЧ — резонансные контуры, что является необходимым услови­ем обеспечения защиты радиоприема в автомобиле от перекрестных и комбинационных помех.

Наибольшее распространение получили УРЧ с включе­нием транзистора по схеме с общим эмиттером, что позво­ляет получать большее усиление по- сравнению со схемой включения транзистора с общей базой. Однако для полу­чения устойчивого коэффициента усиления в блоках УКВ транзистор в УРЧ включают по схеме с общей базой.

Преобразователи частоты. В автомобильной радио­аппаратуре применяют два вида преобразователей: по схеме с совмещенным гетеродином и по схеме с отдель­ным гетеродином. Преобразователи частоты по схеме с совмещенным гетеродином применяются в основном в малогабаритных радиоприемниках. Преобразователи частоты по схеме с отдельным гетеродином обеспе­чивают оптимальный режим работы гетеродина и преобразователя (смесителя), устойчивую работу при большом диапазоне уровней входного сигнала и достаточ­но низкий уровень искажений.

Гетеродин выполняют в большинстве случаев по ем­костной трехточечной схеме. Стабилизация частоты гетеро­дина обеспечивается применением слабой связи гетеродина с транзистором и гетеродина с преобразователем. В этих же целях стабилизируется напряжение питания и используются конденсаторы с минимально возможным темпера­турным коэффициентом емкости.

В качестве нагрузок преобразователей частоты служат фильтры сосредоточенной селекции (ФСС) и пьезокерами-ческие фильтры (ПКФ) — ПФ1П-1 или ПФ1П-2.

Для устранения помех, возникающих при поступлении на вход преобразователя частоты сигналов РЧ, сумма или разность которых равна ПЧ, или сигналов с частотой, равной половине ПЧ, на входе УРЧ или входе пробразова-теля частоты включают последовательный резонансный контур, настроенный на ПЧ.

Если заградительный фильтр включен на выходе УРЧ перед нагрузочным контуром УРЧ, то его волновое сопро­тивление должно быть большим в целях снижения потерь в усилении на частотах, близко расположенных к ПЧ. Если же он включен на входе преобразователя частоты, то его волновое сопротивление должно быть малым. Такой вариант включения заградительного фильтра является предпочтительным, так как повышается устойчивость работы УПЧ.

Автоматическая подстройка частоты. В диапазоне УКВ она обеспечивает стабильность частоты гетеродина от воздействия дестабилизирующих факторов. Эффективность системы АПЧ оценивается полосой схватывания, полосой удержания и коэффициентом автоподстройки.

Полоса схватывания — максимальная начальная рас­стройка гетеродина, при которой еще обеспечивается подстраивающее действие системы АПЧ при включении или мгновенном изменении частоты..

Полоса удержания — максимальная расстройка, при которой сохраняется подстраивающее действие систе­мы АПЧ в процессе увеличения начальной расстройки.

Коэффициент автоподстройки — отношение величины начальной расстройки без действия системы АПЧ к вели­чине остаточной расстройки, к которой сводится начальная расстройка при включении системы.

Для надежной работы АПЧ необходимо, чтобы коэффициент автоподстройки был больше единицы. Коэф­фициент автоподстройки ограничивается полосой пропус­кания частотного детектора и коэффициентом включения варикапа в контур гетеродина.

Усилители промежуточной частоты (УПЧ). Они быва­ют двух вариантов: по схеме совмещенного усиления AM и ЧМ сигналов и по схеме раздельного усиления AM и ЧМ сигналов.

В малогабаритных автомобильных радиоприемниках применяют УПЧ совмещенного усиления AM и ЧМ сигна­лов. В этом случае появляется необходимость коммутации ряда элементов при переключении режимов работы с AM тракта на ЧМ тракт, что является существенным недостат­ком этого варианта.

Контуры фильтров ПЧ AM и ЧМ трактов включаются последовательно. Рекомендуется подключать непосред­ственно к коллекторам транзисторов УПЧ контуры ЧМ тракта, что уменьшает взаимозависимость настройки контуров тракта AM и ЧМ.

Усилитель ПЧ с раздельным усилением AM и ЧМ сиг­налов повышает устойчивость тракта УПЧ-ЧМ и упроща­ет цепи коммутации при переходе с AM тракта на тракт ЧМ. Для получения максимального усиления в тракте УПЧ-ЧМ применяют неполное включение контуров. Для повышения устойчивости работы многокаскадных УПЧ-ЧМ использу­ют последовательное включение с контуром ПЧ-ЧМ бал­ластного резистора сопротивлением 50 — 1000 Ом.

Усилители ПЧ AM сигналов выполняются по двум вариантам: УПЧ с сосредоточенной избирательностью и широкополосным усилением и УПЧ с распределенной избирательностью. В первом вся избирательность УПЧ обеспечивается использованием ФСС, включенным в кол­лекторную цепь преобразователя частоты, а необходимое усиление последующими апериодическими каскадами УПЧ.

Детектирование AM и ЧМ сигналов. Амплитудно-модулированные сигналы детектируются амплитудным детектором, а ЧМ сигналы — частотным (дробным) детек­тором или с помощью микросхем (на базе использования перемножителя функций).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Т61 Основы инженерно-технической защиты информации

    Книга
    ... радио и электрических сигналов. Однако возможности бытовой радиоприемной аппа­ратуры ... времени или озвучивается звуковоспроизводящим устройством; - ... Радио и связь», 1987, 448 с. 80. Справочная книга радиолюбителя-конструктора. Книга 1. М: «Радио и связь» ...
  2. К двенадцатая буква русского алфавита

    Документ
    ... , радио- ... аппаратуры ... звуковоспроизводящие ... издательство, Москва. Основано в 1987. Государственные, научно-вспомогательные и рекомендательные библиографические указатели, книговедческие, справочные и нормативные издания ... , автомобильная, ... радиоприемных ...
  3. ЭАКИД (греч происходящий от Эака)

    Документ
    ... автомобильная ... издательство, ... звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (электронных ... радиоприемной и радиоизмерительной аппаратуры ... связь, передача данных (телекодовая связь), видеотелефонная связь ... радио ... справочное издание ... в 1987). Сценарии ...

Другие похожие документы..