Главная > Программа


Адаптированная программа «Школа начинающего туриста»

Возраст детей 12-17 лет

Срок реализации программы: 3 года

Руководитель объединения Горбунов А.С.

Пояснительная записка

Программа «Школа начинающего туриста» разработана на основе программы «Организация туристической работы со школьниками» (авт. Е.Ю.Ривкин). Эта программа выбрана потому, что в связи с географо-климатическим расположением нашего района, материально-технической оснащённостью школы, наиболее доступен пешеходный туризм.

Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести категоричный поход.

Программа предназначена для педагогов, работающих со

школьниками, имеющими медицинский допуск к занятиям туризмом, в возрасте от 11 лет (5 класс). Количество детей в группе определяется минимальным числом участников походов (12—15 человек). Содержание программы реализуется в течение 3-х учебных лет из расчета: 35 недель по 3 учебных часа (1 ч. - теория, 2 ч. - практика). Каждый образовательный год завершается участием в Муниципальном туристическом слёте школьников.

Туризм ценен тем, что готовит человека к жизни, дает много знаний во всех сферах, готовит всесторонне развитых, умеющих все делать людей, которые до фанатизма любят природу, охраняют ее, а значит, любят свою Родину и готовы к ее охране.

Основная концепция программы: развитие индивидуальных психологических качеств ребенка в процессе коллективной деятельности в сфере спортивного туризма и краеведения.

Основные цели программы:

—обеспечить развитие личности каждого ребенка в коллективе;

—создать условия для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника.

Задачами программы являются:

-раскрыть индивидуальные психологические возможности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности;

—воспитать творческую, самостоятельную, активную, ответственную личность;

—обеспечить освоение учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведение похода.

Для реализации задач необходимо:

- возможность работы с группой в режиме: 1 ч. теории и 2 ч.практики в
неделю;

- состояние здоровья детей должно соответствовать возможностям участия в
походах;

- возможность сочетать коллективные, групповые, индивидуальные
теоретические и практические занятия

наличие материального оснащения, необходимого для проведения походов и участия в соревнованиях по технике туризма и ориентированию.

Программа реализуется в несколько этапов:

1 год обучения:

  • освоение учащимися основ туризма: безопасность проведения походов,
    снаряжение, организация походов, основы техники пешеходного туризма;

  • знакомство со всеми функциональными обязанностями участника похода;

  • практическое применение знаний и умений для подготовки и проведения
    туристического похода.

2 год обучения:

- качественное освоение конкретной функциональной обязанности
участников походов;

  • совершенствование навыков первого образовательного этапа.
    3 год обучения:

  • освоение смежных, а далее - всех функциональных обязанностей.

Цель тренировочного процесса:

  • привлечение детей из «группы риска» и неблагополучных семей;

  • достижение высоких спортивных результатов в избранном виде.
    Задачи строятся по трем направлениям:

1.«Возьмёмся за руки, друзья!»

создание коллектива, построенного на принципе демократического общества, т.е. уважение к себе и к другому человеку, высокая степень свободы личности, направленная на развитие ее способностей.

2.«Мы и Волга»

прививать детям сознание ответственности за свою малую родину, за великую русскую руку Волгу, на берегах которой они живут.

3.«Помоги себе сам»

приобретение детьми навыков и умений ориентации в экстремальных ситуациях. Концептуальные подходы:

Забота о нравственном и физическом здоровье детей, их духовном развитии; организация общения, как особого вида деятельности детей; формирование культуры общения; использование игры, как принципа, метода, средства организации свободного времени детей.

Ожидаемые результаты:

Осознанное формирование у детей активного и здорового образа жизни; создание основ для роста духовной, экологической культуры, любовь к родному краю и природе, умение ориентироваться и находить выход в сложных жизненных ситуациях, приобретение детьми опыта сотрудничества со взрослыми и друг с другом.

Содержание социально-педагогической деятельности.

1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ:

Лестница здоровья (поэтапное увеличение физических нагрузок во время тренировок) Катание на велосипедах, бег по лесу, подвижные игры на воздухе.

Ситуативные игры:

«Это должен знать каждый» (личная гигиена, первая помощь при несчастных случаях) «Защити себя и близких» (о поведении на воде, пожарах, ПДД)

Туристические походы «Дорогу осилит идущий»

Лесная спартакиада (соревнования по туристическому многоборью)

Беседы: «Что значит правильно питаться», «Как сохранить психическое здоровье»

2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Экскурсии:

а) исторический музей г. Вольска, б) краеведческий музей г. Вольска, в) музей боевой славы школы №4

  • Беседы о вредных привычках

  • Ролевая игра «Алкоголь, табак ЗА и ПРОТИВ»

3. СОЦИАЛЬНАЯ:

Игровые тренинги «Я, ты, мы», Беседа с элементами игры «Давайте говорить друг другу комплименты»

4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ:

Акция трудового десанта «Волге - чистые берега», сбор лекарственных трав «Зеленая аптека», игра-викторина «Иволга» (краеведение, природа, флора, фауна Заволжья)

Содержание изучаемого курса (первый год обучения) - 105ч.

Введение (7ч)

Организация набора группы. Общие вопросы организации работы, традиции ТКО. Условия участия в походах. Требования к участникам. Задачи ТКО. Перспективы работы ТКО. «Положение о походе». Инструктаж по ТБ. Общие сведения о подготовке и проведении походов.

Ориентирование на местности (35ч)

Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Способы определения расстояний до недосягаемых предметов. Компас. Азимуты -прямой и обратный. Правила ориентирования на местности. Способы ориентирования по местным признакам. Правила проведения туристических соревнований -ориентировочные этапы.

Техника пешеходного туризма (25ч)

Основные приёмы страховки. Узлы - классификация по использованию. Подъём и спуск по склону спортивным способом. Переправа болота по кочкам. Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий. Прохождение туристической полосы препятствий.

Материально-техническая база похода (10ч)

Личное снаряжение. Командное снаряжение: список, хранение, уход, выдача, приёмка.

Здоровье участников похода (17ч)

Нормы личной и общественной гигиены. Аптечка: состав и хранение. Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи при: простудах, порезах, кровотечениях, ушибах.

Краеведение (11ч)

Организация краеведческих наблюдений в походе. Экология и туризм. Эколого-краеведческая работа в походе.

Содержание изучаемого курса (второй год обучения) - 105ч.

Введение (5ч)

Инструктаж по ТБ. Итоги Муниципального турслёта. Определение перспектив работы ТКО.

Ориентирование на местности (40ч)

Особенности изображения местности на картах спортивного ориентирования. Способы изображения рельефа на топокартах и картах спортивного ориентирования. Определение азимута по карте и на местности. Расчёт расстояний по карте с помощью линейки, курвиметра, нитки.

Техника пешеходного туризма (30ч)

Узлы. Способы и правила страховки и самостраховки. Страховочная система. Основные и вспомогательные верёвки. Карабины. Подъём и спуск со схватывающим узлом. Переправа по бревну с перилами. Переправа болота по кладям. Прохождение туристической полосы препятствий.

Специальная подготовка участников (30ч)

Функции штурмана: характеристика местности по карте; определение расстояний на глаз, шагами; составление технического описания маршрута. Функции фотографа: фотографирование в походе.

Функции медика: возможные виды травм и способы оказания первой доврачебной помощи; аптечка; применение, дозировка медицинских препаратов; транспортировка пострадавшего при любой травме.

Функции коменданта лагеря: гигиена и психология группы; утилизация отходов в походе.

Функции снаряженца: выбор оптимального группового снаряжения для походов разной продолжительности; модернизация снаряжения, самодельное снаряжение.

Функции зампотеха: ремнабор.

Функции завхоза: сохранность продуктов в походе; приготовление разнообразной пищи; баланс веса на весь маршрут с учётом конкретного состава участников. Функции командира: обеспечение координации деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода.

Содержание изучаемого курса (третий год обучения) - 105ч.

Введение (Зч)

Инструктаж по ТБ. Итоги Муниципального турслёта. Определение перспектив работы ТКО.

Ориентирование на местности (40ч)

Командное и индивидуальное прохождение контрольно-туристического маршрута (ориентирование по легенде, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту, по маркированной дистанции, по азимуту, по выбору). Составление технического описания маршрута. Корректировка карты.

Техника пешеходного туризма (37ч)

Изучение условий соревнований и практическая отработка элементов туристической полосы препятствий на качество и время (навесная переправа, траверс склона, переправа по бревну с перилами, переправа по параллельным верёвкам). Транспортировка условно пострадавшего через технические этапы.

Специальная подготовка участников (25ч)

Освоение смежных функциональных обязанностей (не менее двух по программе второго года обучения). Организация и проведение походов. Отработка вопросов походного быта.

Требования к знаниям и умениям по годам обучения

Закончив первый год обучения, учащийся должен: знать:

- требования техники безопасности в походе; - общие подходы к организации и проведению походов; - способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним; - правила приготовления пищи; - правила обустройства бивуака;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

уметь:

-применять указанные знания на практике; - ориентироваться на местности при помощи карты и компаса; - выполнять общие обязанности участника похода.

Закончив второй год обучения, учащийся должен: знать:

- функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения
похода; - правила психологии общения в походе;

уметь:

  • выполнять функции нескольких участников похода (не менее 3-х);
    - выполнить «свой» раздел отчета о походе;

  • выполнять все операции походного быта; - участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного
    туризма;

- обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность;

- самостоятельно ориентироваться на местности.

Закончив третий год обучения, учащийся должен: знать:

- алгоритм подготовки похода;
уметь:

- оказывать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваниях; - выполнять функции любого участника похода; - составлять отчет о походе;

- свободно ориентироваться на природе; - свободно «проходить» все этапы соревнований по технике туризма.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Для участников

Говорухин А. М. и др. Справочник по военной топографии. - М.: Изд-во МО СССР, 1980.

Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. - М.: Просвещение, 1989.

Краткий справочник туриста. - М.: Профиздат 1985.

Куприн А. М. На местности и по карте. - М.: Недра, 1982.

Меньчуков А. Е. В мире ориентиров. - М.: Недра, 1986.

Основы медицинских знаний./ Под. ред. М. И. Горелова. М.: Просвещение, 1991.

Попадейкин В. И. и др. Тропами Подмосковья. - М.: Московский рабочий, 1989.

Ривкин Е. Ю. и др. Рекомендации участникам туристических походов. - М.: СОУО, 1998.

Для руководителей

Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография. М.: Профиздат, 1985.

Инструкция по организации и проведению туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений г. Москвы (от 19.03.93). - МДО, 1993.

Кодыш Э. Н. Пешеходный туризм. Техника преодоления препятствий: Методические рекомендации. - М.: МосгорСЮТур, 1995.

Русский турист. (Сборник нормативных документов по спортивному туризму). — М.: ТССР, 1996.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Школы № 22 г химки

    Документ
    ... , помощи начинающим и менее ... программ: адаптированных, модифицированных, интегрированных, а также - вопрос о программах ... программам «Школа – 2000», «Школа – 2100», «Перспективная начальная школа» и развивающая программа ... туризму. Туристамишколы были ...
  2. Гоу московская городская станция юных туристов ассоциация столичных клубов и организаций (аскио) международная федерация спортивного туризма

    Документ
    ... Девиз программы: «Туризм – в каждую школу! Каждый ученик – турист!» При написании ... территории, адаптированных к туристам объектов, мест размещения и питания туристов; отношений ... . Бесценны советы мастеров начинающим творческий путь авторам, ...
  3. Образовательная программа моудод - центр детского и юношеского туризма и экскурсий 2010-2011 учебный год

    Закон
    ... на значки “Юный турист” и “Турист России». Литература: 1. ... экспериментальных, авторских и адаптированныхпрограмм. Реализуемые программы являются уникальными, ... МО Административное совещание, школаначинающего педагога, методические объединения 10 ...
  4. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... практические умения туриста. Понятно, ... программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных классов. Ознакомление учащихся с адаптированным текстом образовательных программ ... проектной деятельности начинающим учителям. Кроме ...
  5. Образовательная программа (92)

    Основная образовательная программа
    ... №121» Образовательная программашколы создана для ... работы показывает, что начинающий читатель с большим ... включающий работу с адаптированными источниками социальной информации ... места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа ...

Другие похожие документы..