Главная > Учебно-методическое пособие


Е.Н. Мешечко

Брест 2010

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра географии Беларуси

Е.Н. Мешечко

КРАЕВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие

для студентов географического факультета

Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

2010

УДК 908 (076)

ББК 26.89я 73

М 41

Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Рецензенты:

первый проректор Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», доктор географических наук, профессор

К.К. Красовский

зам. директора по научной работе Полесского аграрно-экологического института НАН Беларуси, кандидат биологических наук, доцент

В.Т. Демянчик

Мешечко, Е.Н.

Краеведение: учеб. метод. пособие для студ. геогр. фак. / Е. Н. Мешечко; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина, каф. географии Беларуси. – Брест : БрГУ, 2010. – 353 с.

УДК 908 (076)

ББК 26.89 я73

©Мешечко Е. Н., 2010

© БрГУ имени А.С. Пушкина

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 6

Тема 1 Сущность, задачи и значение краеведения.
Принципы и организационные формы 7

Тема 2 Изучение территорий и объектов краеведения 13

Тема 3 Общие сведения. Географическое положение
и история изучения Брестской области 26

Тема 4 Тектоническое и геологическое строение, полезные ископаемые. Особенности рельефа Брестской области 68

Тема 5 Климат 80

Тема 6 Внутенние воды 89

Тема 7 Растительность 128

Тема 8 Животный мир как объект сферы рекреации и туризма 151

Тема 9 Природопользование 158

Тема 10 Особо охраняемые территории и объекты.
Красная книга Республики Беларусь 167

Тема 11 Фенологические наблюдения 195

Тема 12 Население 209

Тема 13-14 Этнография и культура 288

Тема 15 Культурное наследие старинных усадеб 295

Тема 16 Археология 324

Литература 332

Приложение 1 337

Введение

Курс «Краеведение» изучается на I курсе географического факультета (специальность 1–89 01 01 «Туризм и гостеприимство»). Основной целью курса является ознакомление студентов с теоретическими и практическими аспектами краеведения, его ролью в формировании знаний, умений, навыков и культуры в целом.

Проведение теоретических и практических знаний по краеведению приобретает важное значение в связи с усилением в настоящее время регионального подхода в комплексном познании своего края для развития туристско-рекреационной сферы. Региональный подход в изучении природы, населения, хозяйства, истории, археологии, этнографии своего края (области, района, населенного пункта) позволяет наиболее эффективно давать как комплексную, так и поэлементную оценку территории для формирования туристского продукта и проведения туристско-рекреационного районирования.

В процессе изучения курса «Краеведение» студенты знакомятся с методикой ведения краеведческой библиографии, приемами обзора и изучения литературных, статистических, фондовых и картографических материалов, методикой полевых исследований и наблюдений, разрабатывают программы (планы) изучения природных, социально-хозяйственных, исторических, археологических объектов и территорий своего края.

Важной составной частью курса «Краеведение» является формирование у студентов умений организовать туристско-экскурсионную работу, изучать и давать дифференцированную оценку туристских ресурсов края.

Содержание курса «Краеведение» для студентов специальности «Туризм и гостеприимство» включает две основные структурные части.

В первой рассматриваются предмет, объекты, понятия, раскрывается сущность и задачи краеведения, принципы, методы изучения края, организационные формы. Рассматривается также история развития краеведения в Брестской области.

Краеведческое изучение своего края предусматривает организацию конкретных исследований, овладение методикой изучения природы, населения, хозяйства, истории, археологии и архитектуры.

Во второй части рассматриваются особенности природы, населения, хозяйства, истории, археологии края. Причем, при характеристике компонентов природы дается их оценка с точки зрения туристско-рекреационного использования.

Цель курса – формирование у студентов комплексных знаний о своем крае (природе, населении, его быте и культуре, хозяйстве, истории, археологии и архитектуре);

– знакомство студентов с методикой изучения своего края, его природными, социально-хозяйственными, историческими, археологическими объектами и территориями;

– формирование умений у студентов организовать туристско-экскурсионную работу, изучать и давать дифференцированную оценку туристским ресурсам края.

Задачи курса:

– формирование у студентов научной картины мира;

– раскрытие взаимосвязей между компонентами природы, населением, хозяйством и историей развития края;

– подготовка студентов к туристско-краеведческой работе, проведению туристских мероприятий и практических работ на местности по изучению своего края;

– воспитание у студентов патриотизма и бережного отношения к историческому и природному наследию.

В процессе проведения практических и лабораторных занятий каждый студент пишет реферат, разрабатывает маршрут туристского похода.

Курс «Краеведение» рассчитан на 72 часа (30 лекционных, 32 практических, 10 лабораторных). Преподавание курса ведется по учебной программе «Краеведение», подготовленной Е.Н. Мешечко.

Тема 1 Сущность, задачи и значение краеведения.
Принципы и организационные формы

Под краеведением понимается «всесторонне познание своего края (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития». Такое определение краеведения не противоречит определениям, данным в литературе педагогами, историками, географами. Однако в понятие «краеведение» вкладывалось разное содержание. В 20-е гг. краеведение рассматривалось как метод статистического изучения небольшой территории, выделенной по административным, политическим или хозяйственным функциям. В 30-е гг. краеведение определялось как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве своего края на основе его всестороннего изучения.

Высказывались мнения о краеведении как особой науке. Однако при множестве объектов изучения (природа, история, население, хозяйство, культура, литература и др.) краеведение нельзя считать наукой. А.С. Барков отмечал, что краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию своего края. В связи с этим краеведение не имеет своего специфического метода исследования. А.С. Барков считал, что объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Краеведение можно рассматривать как «малую географию». Л.С. Берг считал краеведение географией родного края. Предметом изучения краеведения является территория, местность, а объектами географического краеведения – природа, население, хозяйство, история, археология края. В содержание термина «краеведение» входит территория, определяемая понятием «свой край». Свой край может быть ограничен селом, городом, сельским советом, районом города, областью. Чаще всего краеведы изучают территорию, на которой они проживают (город, село, сельский совет) и которая доступна для непосредственных наблюдений. В этом случае, как отмечал К.Ф. Строев, употребляется понятие «своя местность». Г.Ю. Грюнберг в понятие «своя местность» включает территорию в радиусе 7–8 км от места жительства. Однако в отдельных случаях изучение природы, населения, хозяйства, истории, археологии края может выходить за пределы административных единиц (области) и совпадать с единицами физико-географического районирования (физико-географический район, провинция). Так, своим краем мы можем считать Белорусское Полесье (однородный этно-культурно-природный регион).

Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. В зависимости от объектов исследования в нем выделяют историческое, литературное, этнографическое, биологическое, географическое, экологическое и другие направления.

Географическое краеведение предусматривает изучение природы, населения, хозяйства края в их тесной взаимосвязи. Этому направлению больше, чем любому другому, свойствен комплексный подход, что обязывает географов играть ведущую роль в изучении края.

Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны. В связи с этим в процессе комплексного изучения своего края необходимо выделить общие черты с историей, природой и социально-хозяйственным комплексом страны. Одновременно выявляются местная специфика, типичные особенности, характеризующие данный край, а также уникальные его объекты, явления и процессы. Раскрываются также особенности состава населения (половые, возрастные, национальные, религиозные), размещения и расселения, а также состояние хозяйства края в целом и отдельных его отраслей, рассматриваются населенные пункты, в которых сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и учреждения (фабрики, заводы, сельскохозяйственные предприятия, порты, железнодорожные станции, научные учреждения, учебные заведения, учреждения культуры и здравоохранения).

При изучении природы, населения и хозяйства края необходим комплексный подход, обеспечивающий выявление внутренних и внешних связей и зависимостей. В результате этих взаимосвязей возникают качественно новые целостные системы – природно-социально-хозяйственные, управляемые человеком. Учет природных, социальных и хозяйственных взаимосвязей в пределах конкретных территорий позволяет проводить природно-хозяйственное районирование. Таким образом, очень важно в краеведческих исследованиях уделять внимание не изолированному изучению природы, населения и хозяйства края, а в единой системе на примере природно-социально-хозяйственных систем различных размеров (населенный пункт, гидромелиоративный объект, рекреационная зона и др.). В качестве объектов исследования могут выступать природно-территориальные комплексы (ПТК) различного хозяйственного использования (промышленность, сельское хозяйство, рекреация и др.).

Систематическое изучение истории, археологии, природы, населения и его хозяйственной деятельности позволяет целенаправленно формировать научное мировоззрение, воспитывать учащихся в духе патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к природе.

Задачи курса «Краеведение»:

  1. Овладение знаниями о сущности и значении краеведения, основных формах и методах краеведческой работы.

  2. Через призму историзма проследить основные направления развития краеведения в Республике Беларусь.

  3. Формировать умения у студентов давать описания исторических, архитектурных объектов, природных компонентов и ПТК, а также характеристику населения, хозяйства, отдельных предприятий.

  4. Овладеть умениями по использованию краеведческих знаний в туристско-экскурсионной работе, ведения фенологических наблюдений, составления тематических туристско-краеведческих карт.

  5. Овладеть умениями разработки походов, проведения учебных экскурсий, организации и проведения туристических походов.

  6. Содействовать овладению знаниями об эколого-природоохранительной деятельности на территории края и функционировании особо охраняемых территорий и объектов.

На основании проведения экскурсий и обобщения литературных источников формировать у студентов знания о создании школьного туристско-краеведческого музея и изготовлении самодельных наглядных пособий.

Курс «Краеведение» содействует творческому применению знаний в практической деятельности:

– формированию у студентов научной карты мира;

– раскрытию взаимосвязей между компонентами природы, населением, хозяйством и историей края;

– подготовке студентов к туристско-краеведческой деятельности, проведению походов, экскурсий и практических работ на местности;

– воспитанию у студентов патриотизма и бережного отношения к природе, историческому наследию.

В процессе проведения практических и лабораторных занятий каждый студент получает оценки по изученным темам, выполняет тематическую туристскую карту краеведческого содержания, разрабатывает маршрут туристического похода, ведет фенологические наблюдения.

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений, на которых строится работа по изучению и использованию в учебном процессе знаний о своем крае. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включают руководящие идеи, законы и закономерности.

К важнейшим из них относятся такие принципы, как научность, систематичность и последовательность, всесторонность и комплексность, плановость, связь с хозяйственной деятельностью населения, региональность, массовость и историзм.

Научность предполагает четкое теоретическое обоснование объектов, явлений, процессов окружающей действительности. Академик А.С. Барков писал, что когда мы говорим о научном краеведении, мы имеем в виду научный подход к изучаемым явлениям. Явления должны рассматриваться не изолированно друг от друга, а в их взаимной связи, не статически, а в развитии. Кроме того, научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.

С принципом научности непосредственно связан принцип систематичности и последовательности, который вытекает как из поставленных перед краеведами целей и задач по изучению своего края, так и из особенностей изучаемых объектов, явлений, процессов. К.Д. Ушинский подчеркивал, что только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет. Естественно, что лишь упорядоченная, стройная система взаимосвязанных знаний о крае может принести человеку практическую пользу, служить надежным фундаментом для дальнейших краеведческих исследований.

Последовательный сбор и накопление разнообразных сведений о крае в соответствии с основными этапами его развития значительно облегчает работу, помогает им лучше разобраться в событиях, установить закономерности, по которым развивается край, раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости событий и явлений края с событиями и явлениями во всей стране.

Систематичность и последовательность предполагает длительное, регулярное изучение края, без чего нельзя делать выводы, обобщения, устанавливать закономерности, характерные для данной территории, а также проследить взаимосвязь и взаимообусловленность предметов, явлений, событий в данном крае с таковыми на других территориях нашей страны.

Принцип комплексности вытекает из самого определения краеведения как комплекса научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края. Комплексное изучение направлено на привлечение к краеведческой работе большого числа людей разных профессий. Таким образом, при изучении края необходимо рассматривать природу и все стороны жизни края (историю, население, экономику, культуру) во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Плановость краеведения предусматривает не бессистемное изучение природы, населения и хозяйства края, а в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края и воспитанием всесторонне развитой личности.

Плановое изучение края в первую очередь должно быть связано с современностью, конкретными практическими задачами хозяйственного и культурного строительства края. А.В. Луначарский еще на I Всероссийской краеведческой конференции (декабрь 1921 г.) отмечал, что, прежде всего надо обратить внимание на те вопросы краеведения, которые тесно связаны с хозяйством.

В процессе краеведческих исследований важно следовать принципу региональности, базирующемуся на учете конкретных особенностей края (природных, экономических, исторических). Всесторонний учет местных условий особенно важен для комплексного развития отдельных территорий. Это позволяет дифференцированно подходить к планированию хозяйственных мероприятий. Без учета особенностей истории, природы, экономики, культуры данного района не может быть краеведения вообще.

Массовость краеведения предполагает активное участие народных масс в изучении и пропаганде знаний о крае, так как всестороннее и комплексное изучение без этого невозможно. Массовость является непосредственным отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.

Принцип историзма предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края во взаимосвязи и в развитии, т.е. с исторических позиций. Необходимо рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учетом перспектив изменения и развития.

В нашей стране сложились три организационные формы краеведения: государственное, школьное и общественное (рисунок 1). Наиболее распространенной формой государственного краеведения являются краеведческие музеи и библиотеки. Значительна роль музеев в изучении края и пропаганде знаний о нем путем проведения экскурсий, издания книг, брошюр, плакатов, организации выставок и чтения лекций для населения. К формам государственного краеведения относятся местные научно-исследовательские учреждения, организации (гидрометеостанции, сельскохозяйственные опытные станции, научно-исследовательские институты, экспериментальные базы, архивы и т.д.), а также соответствующие отделы управления рай-, гор- и облисполкомов. В организациях и учреждениях сосредоточиваются разнообразные краеведческие материалы, позволяющие на их основе проводить глубокие научные исследования, делать обобщения и выводы.

Рисунок 1–Организационные формы краеведения

Практическая работа № 1

Вопросы по теме

  1. Сущность и задачи краеведения.

  2. Принципы краеведения.

  3. Организационные формы краеведения.

Примечание: По названным вопросам студенты готовят рефераты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бргу имени (2)

    Методические указания
    ... образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» Кафедра теоретической и ... специальностей заочной формы обучения БрГУимени А.С. Пушкина 2007 УДК ... от 30.04.2004. © БрГУимени А.С. Пушкина, 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ...
  2. Бргу имени

    Документ
    ... образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ... АКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Брест БрГУимени А.С. Пушкина 2010 УДК ... Корзик]; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2009. – 23 с. Содержатся ...
  3. КРИМИНОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс БрГУ имени 2010

    Учебно-методический комплекс
    ... «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина» Юридический факультет ... факультета заочной формы обучения БрГУимени А.С. Пушкина 2010 УДК ... образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина». Рекомендуется студентам ...
  4. ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс профиль «Правоведение» Брест БрГУ имени 2011

    Учебно-методический комплекс
    ... образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина» Кафедра философии А.В. ... , профиль «Правоведение» Брест БрГУимени А.С. Пушкина 2011 УДК ... Климович, Л.В. Перевалова – Брест: Изд-во БрГУимени А.С. Пушкина, 2011. – 119 с. Учебно ...
  5. Распоряжение 50-р от 12 03 2012 (БрГУ Пушкина) Организационный комитет конференции Зданович Л М

    Регламент
    ... , старший преподаватель, БрГУимени А.С. Пушкина Поплавская Ангелина Степановна, преподаватель, БрГУимени А.С. Пушкина 1. ... Васильевна, преподаватель, БрГУимени А.С. Пушкина Козлянко Людмила Николаевна, преподаватель, БрГУимени А.С. Пушкина 1. ...

Другие похожие документы..