Главная > Документ


Юрий Соловьев

";МОГИЛА РЮРИКА"; И ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОСУДАРЯ

[Брянск], Öφιομαχια,2004.

Автор выражает глубокую признательность за помощь и сочувствие Алексею Комогорцеву, Алексею Ярцеву и Олегу Рожкову.

На обложке: Император Фридрих Барбаросса, спящий в горе Кифхойзер. Графика Э. Симона.

Информационная поддержка:

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Шум-Гора и Оденберг — 7

II. Спящие Владыки — 12

III. ";Божественная Раса Королей"; — 19

IV. ";ДИКАЯ ОХОТА"; ПОДЗЕМНОЙ ЧУДИ — 33

V. Вилия гора — 46

VI. Крестовая сопка — 54

VII. Золотой гроб. Эпилог — 79

Он будет с Королем Артуром, - сказал Димбл. О других мне ничего не известно. Да, некоторые люди не умирали. Мы не знаем, почему. Мы не знаем толком, как это было. В мире есть много мест... я хочу сказать, в этом мире есть много мест, в которых организм живет вечно. Зато мы знаем, где Король Артур.

К.С. Льюис. ";Мерзейшая мощь";. Гл. XVII.

На протяжении 2003 года средства массовой информации не­сколько раз сообщали о разведывательных археологических работах в Батецком районе Новгородской области (Передольский погост)'. Объектом работ стала сопка, расположенная на берегу реки Луги. Местные жители назвали сопку ";Шум-горой"; (это не единственное название, о чем речь пойдет ниже). Близ Шум-горы находится деревня Подгорье, во времена новгородской рес­публики — Мскорица.

Инициаторами раскопок Шум-горы стали, если верить печати и телевидению, краеведы братья С.С. и М.С. Алексашины. Между тем, не один год здесь же работает Лужский археологический отряд Санкт-Петербургского Института истории материальной культуры РАН. Кроме того, непосредственное участие в разведке Шум-горы принимал такой признанный специалист в области археологии и истории, как профессор Г.С. Лебедев (ныне, к сожалению, покойный) — руководитель Центра региональных исследований и музейных технологий ";Петроскандика"; НИИКСИ СПбГУ, известнейший исследователь памятников эпохи викингов2.

Если суммировать данные, приведенные в СМИ, то итоги разведок Шум-горы выглядят так: георадарные исследования, проведенные осенью 2002 г., уточнили размеры и структуру сопки (высота - 14 м., диаметр - 70 м.). Шум-гора напоминает по форме ступенчатую пирамиду (зиккурат), поверхность сопки выложена кусками известкового плитняка. В древности это могло быть ";идеально белым двухъярусным сооружением";. С.С.Алексашин сравнил сопку с ";королевскими курганами"; Западной Европы - вернее, Скандинавии (имеются в виду шведские и датские погребения).

Георадар обнаружил на глубине 14-15 м. от вершины лужского ";зиккурата"; полость размером 9x3x3 метра, ";вытянутых очертаний";, четко ориентированную с востока на запад. У исследователей (в том числе Г.С. Лебедева, выступившего в телевизионной программе ";Искатели";) возникло предположение, что полость — не что иное, как погребальная камера или саркофаг.

Кроме того, в южной части кургана обозначилась некая ";линейная аномалия, предположительно тоннель, ";уходящий в никуда"; — совпадающий, по мнению исследователей, с похожими тоннелями древнеегипетских пирамид3.

8 июля 2003 г. на вершине Шум-горы, в присутствии петербургских и московских ученых, были открыты две каменные плиты, украшенные монограммой (гальдрастафом)4. Монограмма, на наш взгляд, напоминает, с одной стороны, знаки на оболах Карла Великого (отчеканенных в Мелле) и на верденских денариях Карла II Лысого (840 — 877 гг.)5, с другой стороны — монограмму византийских Палеологов6, а с третьей — изображение ";двузубца"; или ";трезубца"; Рюриковичей на так называемых ";дрогичинских пломбах"; (XII-XIV вв., найдены в г. Дрогичине на Западном Буге) и на серебряном перстне Московского Исторического музея7, а также на перстнях, приписываемых сыну Ярослава Мудрого, Всеволоду, и хранящихся в фондах Британского музея8.

Однако, самое важное в исследованиях Шум-горы заключается в том, что по этнографическим данным сопка считается могилой первого Русского Князя Рюрика (ум. 879). Фольклорные материалы опубликовал в Интернете С.С. Алексашин9. Они заинтересовали нас прежде всего сходством с целым комплексом западноевропейских преданий, воскрешение которых на Руси может показаться чем-то фантастическим. И, тем не менее, факт остается фактом - и мы не можем не обозначить обнаруженных параллелей.

I. ШУМ-ГОРА И ОДЕНБЕРГ

Я пью за варягов, за дедов лихих,

Кем русская сила подъята,

Кем славен наш Киев, кем грек приутих,

За синее море, которое их,

Шумя, принесло от заката!

Граф А.К. Толстой. ";Змей Тугарин";.

Во-первых, любопытно теперешнее название кургана (мы говорили, что имен у него было несколько) — ";Шум-гора";. Наименование это связано с народным обычаем, описанным в ";Известиях Императорского русского археологического общества"; М. Быстровым (1879), а в 1898 — археологом Л.Н.Целепи. Дело в том, что местные жители имели обыкновение опускать в яму на вершине кургана монеты и ленты - и слушать ";особенным образом";, как шумят недра сопки. Кроме того, считалось, что курган обладает магической силой - в частности, может влиять на погоду10.

Между тем, в некоторых районах Германии (например, Оденберг) и Чехии (гора Бланик в четырех милях от Табора) издавна наблюдалось нечто похожее. В XIX веке А.Н.Афанасьев так писал об этом: ";Саги повествуют об очарованных горах, из недр которых от времени до времени слышатся звуки труб и рогов, топот коней и стук оружия, из чего заключают о приготовлениях божественной рати к выступлению в поход";11.

Все похожие рассказы о ";шумных горах"; А.Н. Афанасьев возводит к сказаниям о ";неистовом воинстве Одина";, верховного божества древних германцев. Эта призрачная рать ";то заключается в горы, то выходит из их пещер";. В декабре, что, видимо, связано с германским языческим праздником ";середины зимы";, ";горы эти раскрываются, и в них можно видеть спящего Одина со всею его храброю свитою. В двенадцать святых ночей (на Рождественские Святки) пробуждаются духи неистового воинства и заводят шумную песню; но это пробуждение бывает кратковременное";12. К сожалению, нам неизвестно точное время, в которое жители окрестностей ";Рюриковой могилы"; слушают сопку - но аналогия очевидна.

Впрочем, что за связь у древнескандинавского божества Одина и Русского Князя Рюрика? При определенном допущении — прямая. Современные ученые уже несколько десятилетий назад, кажется, согласились с высказанным в 1920-х годах Н.Беляевым предположением, что Рюрик русской летописи — это Рорик Ютландский (или Фрисландский), один из сыновей ютландского конунга Хольвдана, изгнанного из Дании примерно в 782 г. и получившего от Карла Великого во владение (лен) страну фризов13. Родство с датскими королями означает, что Рюрик принадлежал к роду Скьёльдунгов, о чем пишет и С.С.Алексашин14а Скъёльдунги происходят от союза сына Одина Скъёльда и великанши Гевьюн15. Итак, Рюрик — потомок Одина (мы еще поговорим об этом родстве и ";божественной расе королей";), и, стало быть, вполне способен воплотить в себе (или в окрестностях своей могилы) некоторые черты и особенности сверхъестественного предка.

И это первая деталь, заставляющая пристальнее вглядеться в мифологию Шум-горы, у которой, например, в Германии найдется достаточно сестер в том числе, как уже говорилось, Оденберг — гора, в которой, по преданию, спит благодетель Рюриковой семьи, Император Карл Великий...

Однако, есть кое-что еще, связывающее Шум-гору с Одином. Как нам кажется, эта связь даже древнее самого имени скандинавского бога. Главное же воплощение ее — река, а, вернее, гидроним Луга.

Дело в том, что в Европе (особенно в кельтских землях) сохранилось множество географических названий, производных от имени ";Луг";: Лион, Лейден, Лондон (Лугдунум), Луара и т.п. Что касается Франции, то Луи Шарпантье тщательно отобрал все похожие топонимы в 1960-х годах16. Между тем, Луг — это имя кельтского божества, хотя Л. Шарпантье относит Луга к до-кельтским временам, связав его с народом гигантов-";лигуров";, и утверждает: ";Я думаю, что именно этот бог, больше чем язык, так долго поддерживал... западное единство,... поскольку если язык не устоял перед вторжением кельтов, то бог Луг приобрел новообращенных, которые вместе с его ";божественностью"; почитали его святые места, священные горы, реки и камни''17(а ведь и гору, и реку, и камни мы находим в интересующем нас месте Новгородской земли).

Далее Л. Шарпантье заметил, что в землях, связанных с именем Луга, не редкость встретить мегалитические памятники — дольмены или кромлехи18. С.С.Алексашин сообщает, что непосредственно на Шум-горе еще в конце XIX в. стоял камень со сквозным отверстием, а неподалеку в 1927 г. был исследован земляной вал, который в комплексе с камнем мог служить обсерваторией19 (похожие сооружения есть, к слову, в Германии — их относят ко временам неолита). Снова мы наблюдаем сходство новгородского объекта с европейскими постройками.

Если вспомним магические свойства новгородского кургана (воздействие на погоду, гибель незванных гостей и т.п.), то пригодится еще одно замечание Л. Шарпантье: ";В некоторых местах, посвященных Лугу, местные жители ощущают на себе странное влияние волшебных сил, связанных с богом-волшебником";20. И вот здесь самое время вернуться к Одину.

То, что мы знаем о скандинавском божестве (он чародей, поэт, любитель хмельного и сражений, покровитель искусств и ремесел) — совпадает с тем, что известно о Луге (даже волшебное копье, воспетое Вагнером ";копье судьбы";, есть у обоих). Но главное — имя. В древнеирландской саге ";Битва при Маг Туиред"; кельтское божество представляется как Луг Лоннансклех (т.е. ";Неудержимый в сражении";)21. Почти то же самое у Одина: в древнегерманской своей форме ";Вотан"; это имя означает ";обуянный, бешеный";, в скандинавской ";odhr"; — ";ярость, неистовство";22. Конечно, имеется ввиду воинское неистовство...

Вдобавок, Юлий Цезарь в записках о галльской войне отождествил Луга с Меркурием23 - и то же самое сделал Тацит с Вотаном в своей ";Германии";(9)24. Такие совпадения вряд ли случайны. В нашем случае напрашивается вывод: река Луга могла быть местом, посвященным кельтскому Лугу — и наследовавшему ему Одину, своеобразным пограничным местом, где соприкасаются мир яви с потусторонним миром. Луга — река мертвых, что-то вроде северного Стикса. Это подтверждается и археологическими данными: ";Бассейн р. Луги в ее верхнем течении (до впадения р. Оредеж) представляет собой крайнюю северо-западную часть ареала ";классических сопок"; (т.е. курганов, на-вроде Шум-горы — Ю.С.). Здесь насчитывается не менее 96 местонахождений памятников этой культуры... Они занимают достаточно обширный, компактный регион протяженностью около 60 км с Запада на Восток и 40 км с Юга на Север... Юго-восточная граница региона проходит примерно в 30 км к Северо-Западу от озера Ильмень";23. Где же еще спать королям?..

Еще одна любопытная деталь, связующая гидроним ";Луга"; и образ ";дикой охоты"; Одина: Тацит в своей ";Германии"; (44) описал союз племен, называемый лугиями. Современные исследователи иногда отождествляют лугиев с вандалами и определяют страной их происхождения север и запад Ютландского полуострова (то есть предполагаемую родину Рюрика). Между тем, существует мнение, приписывающее лугиям кельтские корни — по аналогии с богом Лугом. В.М. Жирмунский полагал, ";что под лугиями надо понимать племенной союз с кельтами во главе, в который входили и вандалы-германцы";26.

Тацит, в свою очередь, перечислил входившие в число лугиев племена и описал некоторые обычаи этих племен. Например, у лугиев-наганарвалов, повествует римский историк, ";показывают рощу, освященную древним культом. Возглавляет его жрец в женском наряде...";21Этот женовидный жрец заставляет вспомнить упреки Одину, произнесенные вредоносным Локи — за приверженность владыки асов колдовству, недостойному мужчины (подробнее смотрите об этом в III главе настоящей работы). Кроме того, Геродот в ";Истории"; (I, 105; IV, 67) рассказал, что у скифов были жрецы и гадатели — ";энареи"; - женоподобные мужчины, получившие искусство гадания в дар от Афродиты. Слово ";энареи"; кажется созвучным ";эйнхериям";, призрачным воинам, участвующим в ";дикой охоте"; Одина.

";Дикой охоте"; можно уподобить еще один обычай лугиев (на этот раз из племени гариев). Тацит о гариях писал: ";... щиты у них черные, тела раскрашены; для сражений они избирают непроглядно темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска, вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище...";28

Правда, во времена Тацита лугии занимали часть территории современной Польши, а в III веке откочевали к нижнему течению Дуная29. Тем не менее, они связаны с Балтийским побережьем, а среди ближайших соседей лугиев античные авторы называют, что весьма интересно, ругиев, от которых, на наш взгляд, не очень далеко до Рюриковых русов...

II. СПЯЩИЕ ВЛАДЫКИ

Он спит, пока закат румян,

И сонно розовеют латы.

И с тихим свистом сквозь туман

Глядится Змей, копытом сжатый.

Он будет город свой беречь,

И, заалев перед денницей,

В руке простертой вспыхнет меч

Над затихающей столицей.

А.А. Блок. ";Петр";.

С.С. Алексашин в своей статье о Шум-горе привел текст предания, записанного в середине 1890-х годов в селе Подгорье (к слову, текст напоминает известные у фольклористов ";записи о кладах";, — и как раз такими ";записями"; богата Новгородская земля30). Процитируем и мы эту важнейшую легенду: ";Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке ";Каменья"; с огнями, на южный берег р. Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу, и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и с позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь. Рюрика похоронили в 5 пучине (сопке - Ю.С.) по р. Луге, в 60 верстах от Новгорода и в 60 саженях от р. Луги";. Этому рассказу с ходу можно привести несколько почти дословных мифологических параллелей.

Первая — из А.Н. Афанасьева: ";О Карле Великом рассказывают, что у самой подошвы Оденберга участвовал он в страшной битве; кровь лилась так беспощадно, что потоки ее проложили глубокие борозды. Карл одержал победу, но вечером, вместе со своим войском, вступил внутрь скалы и заключился в ее стенах; там покоится он теперь от своих геройских подвигов. Каждые семь лет выступает он из горы...";31

Вторая аналогия — из ";Смерти Артура"; сэра Томаса Мэлори (изд. 1485 г.). Конец Артурова царства был печален: в последней битве Король сошелся со своим сыном-изменником сэром Мор-дредом. Артур поразил Мордреда, но и тот рассек Королю шлем и черепную кость. Верный рыцарь отнес Артура к воде и погрузил его на маленькую барку, в которой было несколько прекрасных и благородных дам: королева Фея Моргана, королева Северного Уэльса, королева Опустошенных Земель, дама Нинева, Владычица Озера... ";Не убивайся понапрасну,"; — сказал Король Артур на прощание своему рыцарю. — ";... Я должен поспешать в долину Аваллона, дабы залечить там мою жестокую рану. И, если ты никогда более обо мне не услышишь, то молись за мою душу!"; Сэр Т. Мэлори писал: ";А больше о смерти Короля Артура я не смог найти ничего, говорят лишь, что эти дамы принесли его в часовню и там его похоронили... Однако многие люди во всех краях земли Английской полагают, что Король Артур не умер, но был по воле Господа нашего Иисуса перенесен отсюда в другие места; и говорят, что он еще вернется и завоюет Святой Крест";. И еще: ";многие рассказывают, будто на его могиле написано так: ";Здесь лежит Артур, Король в прошлом и Король в грядущем";32. Интересная деталь (и тоже — несомненное сходство с лужской легендой): народные английские предания так описывают место упокоения Короля Артура — ";В высоком и просторном гроте лежали вкруг Король и и его рыцари; спящие были в доспехах и подле них ждало своего часа оружие. Внутри круга возвышались куча золота и куча серебра";33. Стоит ли говорить, что каноническое число Артуровьгх рыцарей - 12?34 Заметим — схожие с Рюриковой легендой детали относятся именно к спящему, а не к мертвому Королю...

Третья аналогия - самая древняя. В индийской мифологии есть персонаж — царь-великан Мучукунда, великий победитель демонов. Однажды боги обратились к его помощи — он отклик­нулся, долго сражался с бесами, победил их, но ";очень устал по­сле битвы: все, что он попросил, - это чтобы ему даровали сон без конца и чтобы любой человек, случись ему нарушить сей сон, был бы сожжен дотла, как только царь откроет глаза. Это благо было даровано ему. ... в недрах горы, в пещерном гроте царь Мучукунда лег спать и покоился там в глубоком сне";35.

Как видим, история ";Шум-горы"; вполне укладывается в древнейший индо-европейский мифологический сюжет36. А.Н. Афанасьев подтверждает: ";Там и здесь в Германии рассказывают, что в такой-то горе или замке спит заклятое воинство и во главе его могучий вождь: Зигфрид, Карл Великий, Генрих Птицелов, Отгон Великий или Фридрих Барбаросса";37. В Скандинавии похожие истории рассказывают о Хольгере Датском (вспомним о предполагаемом датском происхождении Рюрика — и, значит, о традиции ";спящего короля"; в роде или племени первого русского князя), спящем в подземелье замка Кронсборг; о норвежце Олафе Краснобородом38. В Швейцарии говорят о спящих в ущельях скал трех основателях этого государства39 — что совсем уж похоже на Рюрика, Синеуса и Трувора...

Итак, с параллелями все было бы неплохо, если бы о Рюрике прямо не говорилось, что он — мертв. Однако, в предании сохранилась одна деталь, насторожившая нас. Об умершем Рюрике сказано: ";Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями";. Но так на Руси хоронили ";заложных покойников";... И даже само это словосочетание по происхождению севернорусское, так называют не принятых землею мертвецов, которых присыпали сучьями, камнями и т.п. Такой сомнительной чести удостаивались ";покойники, опасные для живых"; — убитые, утопленники, самоубийцы... В общем, те, кто погибал ";до срока, предназначенного при рождении";40. Интересно, что ";гнев земли, оскорбленной нечистым трупом... выражался весенними холодами и заморозками..."; А кроме того, ";убитых старались похоронить на том месте, где случилась их гибель";. Народные рассказы связывают с беспокойными мертвецами курганы в Псковской губернии, в Торопецком уезде, в Мезенском крае41, т.е. не такие уж дальние от Шум-горы места...

Душу ";заложного";, согласно русским поверьям, не пускали на тот свет, она жила около тела — или была обречена ";скитаться в пространстве до самого Страшного Суда";42. То есть, ";заложенный мертвец"; — не совсем и мертвец. Навроде ";спящих королей";...

Впрочем, скандинавы, быть может, иначе относились к подобным вещам? Вовсе нет, скорее даже русские переняли это поверье у викингов. Исландские саги донесли до нас известия об обычае засыпать тела убитых камнями43, - и камнями же убивали колдунов44. То, что скандинавские покойники были достаточно беспокойны свидетельствует, например, ";Сага о Греттире";, а вместе с ней — целый ряд археологических памятников. Например, кладбища эпохи викингов на датском острове Лангеланне скрывали в себе несколько захоронений, говорящих о страхе перед потусторонними силами: в одном случае ";30-40 летний мужчина был положен на живот и накрыт двумя большими камнями";, в другом - в могиле обнаружили женский скелет с собственной отрубленной головой между ног и с отсеченными кистями рук45. Такие операции проводились как раз над ";оживающими мертвецами";...

Известнейший русский скандинавист М.И. Стеблин-Каменский на основе многолетних исследований исландских саг так описал отношение викингов к своим мертвецам: ";После смерти человек продолжал существовать... — и это всего чаще! — как вполне телесный ";живой мертвец";, а его обиталищем была то ли Вальгалла, палаты Одина, то ли Хель, царство мертвых, неясно, где расположенное, то ли внутренность горы, в которои жили все его умершие предки 46,... то ли просто его могила, то ли, наконец, какой-то его потомок, в котором он продолжал жить. (...)... в Исландии и позднее оставалось господствующим представление о ";живых мертвецах";, т.е. о том, что умерший живет в могиле в своем телесном образе, видит и слышит, ест и пьет, испытывает гнев, радость, страх и т.д., словом, обладает всеми свойствами и способностями живого.(...)... для отдельного человека время не кончается со смертью, оно обладает прочностью. И эта прочность времени всего отчетливее в представлении о ";живых мертвецах";, т.е. о том, что человек остается после смерти, в сущности, таким же, каким он был при жизни";47. Таким образом, для древнего скандинава было бы самым обыкновенным делом считать, что Рюрик в своей Шум-горе спит — и временами просыпается...

Между тем, стоило бы задаться вопросом — свойственны ли вообще роду Рюрика некие сверхъестественные способности? И здесь нужно ответить утвердительно — достаточно взглянуть на православные русские святцы и сосчитать прославленных Церковью Рюриковичей: от св. Владимира до Царевича Димитрия Угличского... С другой же стороны — полоцкий князь Всеслав Брячиславич (княжил с 1044 по 1101 г.), прозванный в былине Волхом-Волхвом-Волком (оборотнем), необыкновенный долгожитель, родившийся ";в сорочке"; и т.п.48 Олег Вещий, родственник Рюрика и управитель его державы — здесь само прозвище говорит за себя. Наконец, снова Владимир Святой: летопись прп. Нестора сохранила описание странного обряда погребения крестителя Руси. Когда св. Владимир умер в Берестове, ночью его придворные проломили стену дома, где лежало тело князя, завернули это тело в ковер, на веревках спустили на землю, потом погрузили на сани — и ночью же повезли в Киев49. Самое интересное — точно так же, через пролом в стене (чтобы не нашел дороги назад) выносили в X в. в Исландии из дому тело Скаллагрима, отца знаменитого скальда Эгиля. Скаллагрима (как и отца его, Квельдульфа) считали оборотнем50...

Между тем, стоило бы задаться вопросом — свойственны ли вообще роду Рюрика некие сверхъестественные способности? И здесь нужно ответить утвердительно — достаточно взглянуть на православные русские святцы и сосчитать прославленных Церковью Рюриковичей: от св. Владимира до Царевича Димитрия Угличского... С другой же стороны — полоцкий князь Всеслав Брячиславич (княжил с 1044 по 1101 г.), прозванный в былине Волхом-Волхвом-Волком (оборотнем), необыкновенный долгожитель, родившийся ";в сорочке"; и т.п.48 Олег Вещий, родственник Рюрика и управитель его державы — здесь само прозвище говорит за себя. Наконец, снова Владимир Святой: летопись прп. Нестора сохранила описание странного обряда погребения крестителя Руси. Когда св. Владимир умер в Берестове, ночью его придворные проломили стену дома, где лежало тело князя, завернули это тело в ковер, на веревках спустили на землю, потом погрузили на сани — и ночью же повезли в Киев49. Самое интересное — точно так же, через пролом в стене (чтобы не нашел дороги назад) выносили в X в. в Исландии из дому тело Скаллагрима, отца знаменитого скальда Эгиля. Скаллагрима (как и отца его, Квельдульфа) считали оборотнем50...

Записанная до середины XIV века ";Сага о Хальвдане Эйстейнссоне"; рассказывает об Агнаре, сыне Ракнара, разбойнике из Хапогаланда: ";Он собрал большое богатство, и в конце концов насыпал себе большой курган и вошел туда заживо, как сделал и его отец, взяв с собой все корабельное имущество, и потерял рассудок от богатства";51. Комментатор поясняет: ";В сагах нередко рассказывается о людях, добровольно погребенных заживо в кургане. Так, в Саге о Золотом Торире, одном из источников Саги о Хальвдане Эйстейнссоне, говорится о берсерке Агнаре, сыне Регинмода Злого, вошедшем в курган и взявшем с собой туда все корабельное имущество и богатство. Это место он заколдовал, чтобы никто не мог приблизиться к нему под страхом смерти...52Последняя фраза напоминает колдовскую репутацию Шум-горы, а вся пересказанная история — русские предания о кладах... Правду сказать, в приведенных здесь позднейших сагах таинственный уход живого человека в могилу истолкован как безумие. Однако, в известных нам случаях встречается и другой мотив — по всей видимости, сохранение священной королевской крови.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " могила рюрика" и возвращение государя

    Документ
    Юрий Соловьев "МОГИЛАРЮРИКА" И ВОЗВРАЩЕНИЕГОСУДАРЯ [Брянск], Öφιομαχια,2004. Автор выражает глубокую ... историческом и мифологическом Рюрике. И, видимо, не случайно, что новое пророчество о возвращенииГосударя произнес человек ...
  2. " Монархическая государственность"

    Документ
    ... принцип гласил: "Quod Principi placuit legis ... государственной заслуги Церкви в России. "Рюрик с братьями, - говорил он, ... Государев суд, в силу требований народа, не мог быть ... иных снова появляется мысль о возвращении к Петровской коллегиальности. Но ...
  3. " зачем нам чужая земля " (1)

    Список учебников
    ... . Оттепель привела к весьма ограниченному возвращению произведений некоторых эмигрантов, в частности ... батюшка и все милостивейший Государь, могите призреть нас яко сирот отца ... вместе? Разрешите представиться — Рюрик Абрамович Солитер. Ноздри Лазика ...
  4. " зачем нам чужая земля " (2)

    Документ
    ... . Оттепель привела к весьма ограниченному возвращению произведений некоторых эмигрантов, в частности ... батюшка и все милостивейший Государь, могите призреть нас яко сирот отца ... вместе? Разрешите представиться — Рюрик Абрамович Солитер. Ноздри Лазика ...
  5. " от руси к россии"

    Документ
    ... у них пришел Рюрик. Биография Рюрика непроста. По "профессии" ... Ургенча превратились в независимых государей и приняли титул " ... патриаршего звания и возвращения патриарших регалий, чтобы ... разнообразию российский суперэтнос мог противостоять врагам и ...

Другие похожие документы..