Главная > Основная образовательная программа


Пояснительная записка к учебному плану основной школы МОУ «СОШ с. Алексеевка»

на 2009-2010 учебный год.

Цель школы:

1.1.Формировать у учащихся действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам;

1.2. Формировать у учащихся умения применять знания в творческих условиях;

1.3. Создавать условия для социализации учащихся.

Задачи учебного плана:

    1. Обеспечение единства федерального, регионального и школьного компонентов.

    2. Обеспечение реализации конституционного права учащихся на получение основного общего образования.

    3. Обеспечение реализации конституционного права учащихся на получение основного общего образования

    4. Обеспечение стандартов базового и дополнительного образования учащихся.

5.Расширение возможностей социализации учащихся через организацию предпрофильной подготовки.

Пояснительная записка к образовательному плану 5-го класса.

Образовательный план 5 класса разработан на основе Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312), на основе Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17), в соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года (приказ № 2783 от 18.07.2002г.), регионального учебного плана ОУ Саратовской области, рекомендациями Управления образования администрации Базарно-Карабулакского муниципального района, опираясь на Устав МОУ «СОШ с. Алексеевка», программу развития школы.

Структура образовательного плана 5 класса полностью отражает требования Базисного плана МО и науки РФ: в образовательном плане 5 класса выделяются три основных компонента:

  • Федеральный компонент - 26 часов в неделю;

  • Региональный компонент - 3 час в неделю;

  • Компонент образовательного учреждения - 2 часа в неделю.

Федеральный компонент определяет количество часов на реализацию учебных программ, предусмотренных Министерством образования и науки РФ, социализацию личности в свете модернизации образования, укрепление здоровья учащихся.

Федеральный компонент представлен предметами:

1. Русский язык

Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Языковая компетенция реализуется в процессе решения познавательных задач: формирование у учащихся научно - лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний об устройстве, функционировании, развитии языкового и эстетического идеала. Коммуникативная компетенция осуществляется в процессе решения практических задач:

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

• овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся в устной и письменной форме;

• обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Русский язык изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 6 часов.

2. Литература

Целью литературного образования является формирование гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Задачи литературного образования определены его целью: сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны народа, формирование культуры чтения, освоение теоретических понятий, способствующих глубокому постижению конкретных художественных произведений, умение использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Литература изучается за счет часов федерального компонента -2 часа

в неделю.

3. Иностранный язык

Изучение иностранных языков направлено на реализацию стандарта основного общего образования, развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а также - на развитие национального самопознания, самореализации и социальной адаптации.

Иностранный язык в 5 классе изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 3часа.

4. Математика

Обучение математики предполагает:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения непрерывного образования;

формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для успешной социализации в обществе;

умение грамотно владеть математическим языком с целью расширения коммуникативных возможностей.

Математика изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана -5 часов.

5. История

Основной целью исторического образования является формирование системы знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, воспитание гражданина и патриота России.

История изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 2 часа.

6. Природоведение.

Пропедевтический курс «Природоведение» (интеграция географии и биологии) формирует у учащихся знания о взаимосвязи живой и неживой природы, триединстве: природа-человек-общество, региональных проблемах экологии и охраны природы.

Природоведение изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана -2 часа.

7. Изобразительное искусство.

Целью обучения ИЗО является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры. У учащихся за период обучения ИЗО в основной школе формируются:

• нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное в окружающем мире;

• художественно-творческая активность;

За период обучения ИЗО учащиеся овладевают образным языком искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Учебный курс «ИЗО» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 1 час.

8. Музыка.

Музыкальное обучение формирует у школьников целостное представление об искусстве, позволяет сформировать эстетическое представление о наиболее известных и популярных произведениях великих композиторов, научить передавать свои впечатления от восприятия музыкальных произведений.

Учебный курс «Музыка» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 1 час.

9. Технология.

В процессе обучения технологии у пятиклассников формируются политехнические знания и экологическая культура, обеспечиваются:

самопознание,

предприимчивость;

коллективизм;

ответственность;

культура поведения в трудовой деятельности.

Обучение школьников технологии осуществляется по двум направлениям:Обслуживающий труд (мальчики) и обслуживающий труд (девочки) в соответствии с нормативными требованиями к организации обучения поданному предмету.

Учебный курс «Технология» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 2 часа.

10. Физическая культура.

Курс «Физическая культура» направлен на развитие физического здоровья учащихся и включает занятия как общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки. Физическое обучение призвано решать задачи физического развития, направленных на формирование умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие и формировать черты характера, такие как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Способы двигательной активности, приобретенной школьниками в процессе обучения физической культурой, позволяют использовать в практической жизнедеятельности.

Реализация предмета «Физическая культура» осуществляется за счет часов федерального компонента- 2 часа.

Региональный компонент (3 часа).

• экологическое воспитание;

• информационная культура;

• формирование навыков безопасной трудовой деятельности.

В 2009-2010 учебном году в 5 классе в соответствии с требованиями Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений предусмотрено введение курсов:

Экология – 1 час.

ОБЖ – 1 час.

Информатика – 1 час.

Школьный компонент (2 часа).

В компонент образовательного учреждения введены учебные предметы с целью выполнения требований, предусмотренных программами МО и науки РФ,которые направлены на формирование самоопределения учащихся, профилактического мышления на здоровый образ жизни, для более успешной социализации учащихся в окружающем их обществе.

Математика – 1 час.

Физическая культура – 1 час.

В образовательном плане учащихся 5 -ого класса сохраняется допустимая нагрузка школьников при 6-ти дневной неделе обучения согласно нормам СанПиНа и рекомендациям МО и науки РФ: 31 час.

Пояснительная записка к образовательным планам 6 - 9 -х классов.

Образовательные планы 6 - 9- х классов составлены на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ - 6, 9 кл – 2004 г., 7,8 кл – 1998 г., на основе Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17), в соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года (приказ № 2783 от 18.07.2002г.), регионального учебного плана ОУ Саратовской области, рекомендациями Управления образования администрации Базарно-Карабулакского муниципального района, опираясь на Устав МОУ «СОШ с. Алексеевка», программу развития школы.

Вариативная часть образовательного плана включает в себя региональный, школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает:

  • освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, создает условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному определению;

  • формирование системы знаний, умений и навыков по базовым предметам не ниже государственных образовательных стандартов;

  • развитие интеллектуальных, познавательных и исследовательских умений учащихся;

  • продолжение формирования знаний о необходимости здорового образа жизни.

Региональный компонент:

  • формирование культуры здорового образа жизни;

  • экологическое образование;

  • информационная культура.

В 2009 -2010 учебном году в 6,7, 8, 9 классах региональный компонент реализуется путём введения предметов –экология, информатика, ОБЖ.

Школьный компонент обеспечивает:

  • формирование познавательной и коммуникативной культуры личности через предметы гуманитарного цикла;

  • компенсацию малоподвижного образа жизни;

  • формирование необходимости ведения здорового образа жизни;

  • формирование рефлексивных способностей - познания собственной деятельности, в подготовке к профильному (профессиональному) самоопределению.

Образовательный план основной школы создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения, продолжения образования в полной средней школе.

Образовательный план школы II ступени (6,7, 8, 9-х классов) обучения в инвариантной части соответствует Базисному плану МО и науки РФ представлен следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Физическая культура», «Технология», «Искусство».

Образовательная область «Филология»

Образовательная область «Филология» школы II ступени представлена предметами: русский язык, литература, иностранные языки (английский.).

1.Русский язык.Согласно требованиям федерального компонента изучается во всех классах основной школы. Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Языковая компетенция реализуется в процессе решения познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний об устройстве, функционировании, развитии языкового и эстетического идеала. Коммуникативная компетенция осуществляется в процессе решения практических задач:

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

• овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся в устной и письменной форме;

• обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Русский язык изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

2. Литература. Целью литературного образования является формирование гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Задачи литературного образования определены его целью: сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны народа, формирование культуры чтения, освоение теоретических понятий, способствующих глубокому постижению конкретных художественных произведений, умение использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Литература изучается во всех классах основной школы по концентрической системе. Литературные произведения в программе классов школы II ступени предстают и как художественное целое, и как звено в сложном процессе. Структура курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Литература изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

3. Иностранные языки (английский).Изучение иностранных языков в основной школе направлено на реализацию стандарта основного общего образования, развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а также - на развитие национального самопознания, самореализации и социальной адаптации.

В 6, 7, 8, 9 классах обучение иностранным языкам осуществляется из расчета 3 часа в неделю в федеральном компоненте базисного учебного плана.Образовательная область «Математика»

Образовательная область «Математика» включает математику, алгебру, геометрию, информатику.

1. Математика. Обучение математики в основной школе предполагает:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения непрерывного образования;

  • формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для успешной социализации в обществе;

  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающей действительности;

  • умение грамотно владеть математическим языком с целью расширения коммуникативных возможностей.

Являясь основной дисциплиной, математика изучается во всех классах основной школы. Математика изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

2.Информатика. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования в вариативной части учебного плана отведены часы на изучение информатики в 6; 7, 8, 9 классах по 1 часу недельной нагрузки для более успешной социализации ребенка в окружающем его обществе.

Информатика изучается за счет часов, отведенных в региональной части учебного плана - по 1 часа недельной нагрузки в 8 классе, по 2 часа в 9 классе.

На данном этапе обучения учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для изучения теоретической и практической информатики, знакомятся с современными информационными технологиями. Формируется нелинейное мышление, развиваются творческие способности в области освоения и использования информационных и коммуникационных технологий.

Образовательная область «Обществознание»

В учебном плане школы образовательная область «Обществознание» представлена предметами: история, обществознание, география.

1. История.В первом концентре исторического образования предусматривается систематическое изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней. Основной целью исторического образования является формирование системы знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, воспитание гражданина и патриота России.

История изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 2 часа недельной нагрузки в 6,7, 8, 9 классов.

2. Обществознание. Курс «Введение в обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. Данный курс содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации, способствует формированию человека - гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства.

Обществознание изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 1 часу недельной нагрузки в 6, 8, 9 классах.

3. География. Целью школьного географического образования является формирование у учащихся географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли. У учащихся за период изучения географии в основной школе складывается представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в странах. Содержание предмета передает учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире, формирует экологически грамотную личность, понимающую причины и сущность противоречий между природой и обществом.

География изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 2 часа недельной нагрузки в 7, 8, 9 классах, 1 час – в 6 классе.

Образовательная область «Естествознание»

Образовательная область «Естествознание» включает биологию, химию, физику.

1. Биология. Целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека. Обучение биологии позволяет сформировать понимание значения жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; воспитать экологическую культуру; овладеть биологическими терминами; применить полученные знания в повседневной жизни.

Биология изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 1 часу недельной нагрузки в 6 классе и по 2 часа в 7, 8, 9 классах.

2. Химия. Изучив курс базового уровня, школьники овладевают знаниями неорганических и органических веществ и умениями определять принадлежность веществ к этим классам; умениями в рамках теоретических положений характеризовать химические свойства веществ, определять типы химических реакций, правильно обращаться с изученными веществами, проводить несложные химические опыты. Обучение химии на данном этапе позволит учащимся понять химические явления в окружающем мире, уяснить роль химии в развитии экономики страны, сформировать «химическую культуру» обращения с веществами и минералами.

Учебный курс «Химия» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 2 часа недельной нагрузки в 8, 9 классе.

3. Физика.В задачи обучения физики в основной школе входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в повседневной жизнедеятельности;

  • усвоение школьниками единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов.

Обучение физике формирует у учащихся познавательный интерес к физическим явлениям, происходящим в природе, в экономике страны, готовит к сознательному выбору будущей профессии.

Физика реализуется в федеральном компоненте учебного плана школы из расчета по 2 часа недельной нагрузки в 7, 8, 9 классах.

4.ОБЖ. Данныйкурс ставит своей целью:

  • формирование у школьников сознательного, ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, мотивов, побуждающих к соблюдению норм и правил безопасного поведения;

  • воспитание гражданских патриотических чувств к Родине.

ОБЖ реализуется в компоненте учебного плана школы из расчета по 1 часа недельной нагрузки в классе

Изучается в 6 классе за счет часов компонента образовательного учреждения из расчета 1 час недельной нагрузки.

1. Физическая культура.Курс «Физическая культура» направлен на развитие физического здоровья учащихся и включает занятия как общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки. Физическое обучение призвано решать задачи физического развития, направленных на формирование умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие и формировать черты характера, такие как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Способы двигательной активности, приобретенной школьниками в процессе обучения физической культурой, позволяют использовать в практической жизнедеятельности.

Реализация предмета «Физическая культура» осуществляется за счет 2 часов, определенных федеральным компонентом учебного плана, в 5,6,8,классах добавлен 1 час счет часов компонента образовательного учреждения.

Образовательная область «Искусство».

Образовательная область «Искусство» включает изобразительное искусство, музыку .

1. Изобразительное искусство (ИЗО).Целью обучения ИЗО является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры. У учащихся за период обучения ИЗО в основной школе формируются:

• нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное в окружающем мире;

• художественно-творческая активность;

За период обучения ИЗО учащиеся овладевают образным языком искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Учебный курс «ИЗО» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 1 часу недельной нагрузки в 6,7 классах.

2. Музыка.Музыкальное обучение формирует у школьников целостное представление об искусстве, позволяет сформировать эстетическое представление о наиболее известных и популярных произведениях великих композиторов, научить передавать свои впечатления от восприятия музыкальных произведений.

Учебный курс «Музыка» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 1 часу недельной нагрузки в 6, 7, 8, 9 классах.

Образовательная область «Технология»

Образовательная область «Технология» включает технологию, черчение.

1. Технология.В процессе обучения технологии у школьников формируются политехнические знания и экологическая культура, обеспечиваются:

  • самопознание,

  • предприимчивость;

  • коллективизм;

  • ответственность;

  • культура поведения в трудовой деятельности.

Обучение школьников технологии осуществляется по двум направлениям:обслуживающий труд (мальчики) и обслуживающий труд (девочки) в соответствии с нормативными требованиями к организации обучения по образовательной области «Технология».

Учебный курс «Технология» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 2 часа недельной нагрузки в 6 классе, по 3 часа в неделю в 7, 8 классах.

Инвариантная часть учебного плана общеобразовательных классов полностью соответствует федеральному компоненту.

Вариативная часть распределена следующим образом:

1)В 6 классе:

Региональный компонент (3 часа) – экология, информатика, ОБЖ.

Компонент ОУ (2 часа) - математика, физкультура.

2). В 7 классе:

Региональный компонент (1 часа) – экология.

Компонент ОУ (4 часа) - ОБЖ, математика, информатика, технология.

3). В 8 классе:

Региональный компонент (1 часа) – экология.

Компонент ОУ (4 часа) - ОБЖ, экология, информатика, физкультура.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Годовой отчёт i общие сведения об открытом акционерном обществе полное наименование открытого акционерного общества -

    Документ
    ... год. I. Общиесведенияоб открытом акционерном обществе Полноенаименование открытого акционерного общества ... на право ведения образовательной деятельности в сфере ... детей сотрудников в дошкольных детских учреждениях, спецжиры и проездные документы ...
  2. Сведения об образовательном учреждении реализующем общеобразовательные программы начального общего основного общего среднего (полного) общего образования I Общие сведения об образовательном учреждении

    Документ
    Сведенияобобразовательномучреждении, реализующем общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования I. Общиесведенияобобразовательномучреждении (далее - ОУ) 1.1. Наименование ...
  3. Сведения об образовательном учреждении реализующем общеобразовательные программы начального общего основного общего образования I Общие сведения об образовательном учреждении

    Документ
    ... Сведенияобобразовательномучреждении, реализующем общеобразовательные программы начального общего, основного общего образования I. Общиесведенияобобразовательномучреждении (далее - ОУ) 1.1. Наименование ... Среднее (полное) общее образование Число ...
  4. Сведения об образовательном учреждении реализующем общеобразовательные программы начального общего основного общего среднего (полного) общего образования I Общие сведения об образовательном учреждении

    Задача
    Сведенияобобразовательномучреждении, реализующем общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования I. Общиесведенияобобразовательномучреждении (далее - ОУ) 1.1. Наименование ОУ ...
  5. Сведения об образовательном учреждении реализующем общеобразовательные программы дошкольного начального общего основного общего образования I Общие сведения об образовательном учреждении

    Документ
    ... Сведенияобобразовательномучреждении, реализующем общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего образования I. Общиесведенияобобразовательномучреждении (далее - ОУ) 1.1.Наименование ... (полное) общее образование ...

Другие похожие документы..