Главная > Рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №87
Рассмотрена Заседание МО протокол № от «___» ___________ 200 г. Рассмотрена на заседании научно-методического совета протокол № от «___» ___________2006 г. Согласована Председатель экспертной комиссии ______________Ф.И.О. (подпись) «___»_____________200 г. | Утверждена Приказ по школе № от «___» ___________ 200 г. |
Рабочая программа
элективного курса по биологии
«Клетки и ткани»
для 10-го класса среднего (полного) общего образования
учителя биологии
высшей категории
Орловой Татьяны
Владимировны
г. Ярославль 2006 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова и заведующей кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО В.Н.Кириенковой.
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-х классов средних школ универсального и естественнонаучного профиля.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по выбранным темам.
Ведущими формами занятий предполагаются интерактивные занятия, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам.
Авторы программы и авторы прилагаемых к программе учебных пособий считают, что конкретные знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора знаний, а системы.
Данный курс ставит задачу научить учащихся справляться с потоком информации. Это прежде всего приобретение способности искать и анализировать информацию. Важнейшая задача педагога не подавить, а развить индивидуальность учеников. Этому способствует рассмотрение каждого явления предлагаемого курса с разных точек зрения, допустимость нескольких точек зрения по одному вопросу.
Курс предлагает совместную работу учеников по получению знаний (диалоговую, групповую, коллективную), что развивает коммуникативную компетентность учащихся.
Учащимся по каждой из изучаемых тем предлагается список литературы и сайтов в Интернете. Такой подход обеспечивает надежность знаний, развитие учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам. Каждый ученик может найти ответы на свои вопросы. Деятельность ученика направляется методическим аппаратом: выделены ключевые понятия, имеются справочный материал, задания к иллюстрациям. Система творческих вопросов приучает ученика решать проблемы, используя полученные знания.
Программа рассчитана на 65 часов (из них 3-4 часа резервное время).
Части курса: общая цитология (биология клетки) – 38 часов; сравнительная (эволюционная) гистология (учение о тканях многоклеточных организмов) – 27 часов.
Так как в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников (10-11 классы). Ставится задача создания «Системы специализированной подготовки ( профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.
Основная концепция курса заключается в:
• комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признаки и особенности;
• сравнительно-эволюционной направленности курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
• использовании самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук, а также химии, физики;
• историке-патриотическом акценте при изучении биологии. Необходимо не только подчеркивать интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных биологов, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех биологах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной истории в 30—50-е годы прошлого века. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений;
• экологической направленности курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные — молеку-лярно-генетические — основы деятельности клеток — и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;
• большом объеме практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей. Необходимо широко использовать возможности компьютерных классов, на занятиях по биологии работать с многочисленными сайтами по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющимися в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).
Контроль знаний не считаем главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы — это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы, кластеры. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчеты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовки к исследованию, способность правильно оформить и эффективно представить его результаты.
В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:
• жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;
• умение оперировать знаниями;
• эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха и успеха других.
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик (и) — ученики), ученик — учитель.
В качестве дополнения к данному курсу и учитывая развитие информационных технологий в современной школе к курсу (учебному пособию) планируется приложение в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам курса. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.
Содержание курса
Общее количество часов — 65 или 35 (4 (2) ч — резервное время).
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — 38 (17) ч
Тема 1. Введение в биологию клетки (1 ч)
Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Лабораторные работы (1 ч из резервного времени). Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4 (2) ч)
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (4(2) ч)
а) Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.
Компьютерный урок.
Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших.
б) Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.
Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.
Тема 4. Метаболизм — преобразование веществ и энергии (8 (4) ч) в) Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.
Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.
г) Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.
Итоговая тестовая проверочная работа.
Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 (4) ч)
а) Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко — его строение и функции.
б) Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК — важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «стволовых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современной биологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука. Митоз животной клетки. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрожжевых грибов.
Тема 6. Вирусы как неклеточная форма жизни (6 (3) ч) Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.
Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».
Тема 7. Эволюция клетки (3 (2) ч)
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.
Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого (2 ч)
ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 (1) ч)
Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Лабораторная работа.
Тема 9. Эпителиальные ткани (4 (2) ч)
Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное.
Лабораторная работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 10. Мышечные ткани (4 (2) ч)
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие).
Лабораторная работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 11. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (8 (5) ч)
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет — понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века — смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Лабораторные работы.
Тема 12. Ткани нервной системы (6 (4) ч)
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани — нейроны и глиальные клетки.
Лабораторные работы.
Работа над проектом «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».
Тема 6. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека (2 (1) ч)
Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе — основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.
Требования к техническому оснащению курса:
1. Для практических и демонстрационных занятий необходимы световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем разных типов клеток и тканей, их компонентов (предполагается приложение к курсу в виде CD-диска).
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:
• принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
• положения клеточной теории;
• особенности прокариотической и эукариотической клеток;
• сходство и различие животной и растительной клеток;
• основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
• основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипцию (синтез и созревание РНК) и трансляцию (синтез белковой цепи);
• особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
• строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
• реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
• определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
• строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
• иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
• работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;
• изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
• определять тип ткани по препарату или фотографии;
• выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
• иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
• работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
• составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
• применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
• использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Межпредметные связи
Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Состав учебно-методического комплекта
Учебное пособие состоит из двух частей, 13 глав, 63 параграфов. В пособии содержится материал, наиболее ценный для теоретических знаний и практической деятельности учащихся, отражающий новейшие достижения отечественной и зарубежной науки.
Содержание учебного пособия учит постановке и решению проблем. Текст каждого параграфа начинается с постановки проблемы, вопроса, перечисления новых понятий, а затем идет рассказ с эмоциональной окраской: удивлением, восхищением, досадой. Изучение вопросов идет от конкретных наглядных образов к абстрактным обобщениям. Два основных момента, которые учтены авторами: мотивация основных элементов содержания и проблемный стиль изложения.
Содержание учебного пособия избыточно. Часть материала не является обязательной к изучению — предлагается для работы по желанию, как тексты для дополнительного чтения. Но и в основных текстах много дополнительного содержания. Часто оно не выделено, что позволит учащемуся обучиться навыку поиска нужной информации.
Методический аппарат учебника представлен рубрикацией, выделением главных мыслей, ключевых понятий, диалогичностью текста, вопросами и заданиями, выводами и обобщениями в конце параграфа, которые позволяют учащемуся связать в логическую цепочку материал следующих глав и параграфов, осмыслить задания к иллюстрациям, схемам, электронным микрофотографиям.
Приводим для примера начало главы П.
ФРАГМЕНТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Глава II. Общий план строения клеток живых организмов
Ключевые слова и понятия
Прокариоты Эубактерии
Эукариоты Архебактерии
Животная клетка Протисты
Растительная клетка Нуклеоид
Клетка грибов Органоиды
Как гласит одно из положений клеточной теории — клетки всех организмов имеют сходное строение и состав. Это верно, но существует множество разновидностей клеток, каждая из которых имеет специфические черты. В данной главе мы рассмотрим наиболее общие принципы строения клеток живых организмов, относящихся к двум главным надцарствам природы: Прокариотам и Эукариотам.
Прокариоты — организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, окруженного мембранной оболочкой.
Эукариоты — организмы, клетки которых имеют ядро, окруженное мембранной оболочкой.
Первичными в эволюции Земли были прокариотные организмы (бактерии), которые более 3 млрд. лет назад сформировали первичную Биосферу. И только примерно 1 млрд. лет назад появились первые эукариотные одноклеточные организмы. Полагают, что эукариотическая клетка является продуктом своеобразного симбиоза нескольких прокариотных организмов (подробнее о происхождении клеток см. главу 7).
§ 3. Прокариоты. Царство Бактерии. Особенности бактериальных клеток
Бактерии относятся к группе прокариот, самых мелких и древних живых организмов на Земле. Биологи выделяют бактерии в особое царство живых организмов — Monera.
Места обитания бактерий чрезвычайно разнообразны: от льдов Антарктики до горячих вулканических источников в глубинах океана. Используя всевозможные источники питания и энергии, бактерии фактически создали современную Биосферу Земли. Фотосинтезирующие бактерии — важные продуценты белка и кислорода, гетеротрофы — редуценты органических останков растений и животных, хемотрофы обеспечивают круговорот неорганических соединений в биосфере, образуют залежи органического и минерального сырья, являются главны4 ми почвообразующими факторами биосферы. В 1 грамме почвы содержится более 2,5 млрд. бактерий. Они важный фактор (как положительный, так и отрицательный) в жизни человека.
Выдающийся российский ученый С.Н. Виноградский, основоположник науки о бактериях, так говорил об этих организмах:
«Функции микробов в природе специализированы — для каждой работы есть свой специалист, приспособивший к ней весь химизм своего существования. Микробы всегда оказываются там, где они нужны, обеспечивая неизбежность любого другого процесса в любой точке земного шара» (Виноградский, 1896 г. Цит. по Г.А. Заварзину, 2001).
Все современные бактерии разделяются на две группы: эубактерии (настоящие бактерии) и архебактерии (древние бактерии).
Общее строение клетки бактерий мы рассмотрим на примере эубактерий.
Практикум к курсу «Клетки и ткани» рассчитан на то, чтобы учащиеся сумели дополнить теоретические знания практическими навыками. По мере выполнения заданий практикума они смогут научиться правильно формулировать цель работы, суть проблемы, отбирать нужную информацию и использовать ее для решения проблемы. Выполнение заданий практикума поможет учащемуся развить творческий потенциал.
Практикум поможет учащемуся приобрести или расширить информационную и коммуникативную компетентность, развить наблюдательность, любознательность, склонность к поиску причин увиденного.
Предлагаем пример инструкции лабораторной работы из практикума.
ФРАГМЕНТ ПРАКТИКУМА
Работа № 4. Изучение молочнокислых бактерий Цель: развивать умение изготовления временных микропрепаратов, познакомиться с морфологией молочнокислых бактерий.
Оборудование: микроскопы, пипетки, стаканчики с водой, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, препаровальные иглы, рассол квашеных овощей, кисломолочный продукт бифидок.
Похожие документы:
Основная образовательная программа начального общего (2-4 класс) основного общего среднего (полного) общего образования в муниципальном общеобразовательном учреждении
Основная образовательная программа... . БИОЛОГИЯ. 10—11 классыПрограммасреднего (полного) общегообразованияпобиологии10—11 КЛАССЫ Базовый уровень авт.-сост. Г. М. Пальдяева В. В. Пасечник 2009 Биология. Общаябиология. 10 – 11 класс ...Рабочая программа по биологии для 10-11 класса (биолого-химический профиль) на 2010-2011 уч год
Рабочая программа... для изучения курса «Общаябиология» в профильных классах и построена на основе Федерального стандарта и примерной программысреднего (полного) общегообразованиядля профильного уровня. Курс «Общаябиология» ...Элективных курсов
Автореферат диссертации... в клетках и тканях человека. ... Вараксина Пояснительная записка Элективныйкурс предназначен для учащихся 10классов и обеспечивает ... курса согласовано с государственными стандартами общегосреднегообразования и примерными программамипо физике для ...Образовательная программа гбоу гимназии № 625 на 2012/13 учебный год
Основная образовательная программа... образовательных программсреднего (полного) общегообразованиядля10-11 классов. ... класс 34/1 ЭлективныйкурсРабочаяпрограммаэлективногокурса «Аналитическая биохимия» Составитель М.В. Макеева Программа принята педагогическим советом ГОУ ...Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)
Методические рекомендации... курсов учителем). Рекомендуется по предмету «Технология» составление двух рабочихпрограмм: для основного общегообразования (реализация рабочейпрограммыдля 5-9 классов); длясреднего (полного) общегообразования (реализация рабочейпрограммыдля ...