Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

ЕВСТИФЕЕВ РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ

ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ:

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Специальность 23.00.02 – политические институты,

процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

МОСКВА – 2011

      1. Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

        Научный консультант: доктор политических наук, профессор

      1. Морозова Елена Георгиевна

Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Соловьев Александр Иванович

доктор исторических наук, профессор

Омельченко Николай Алексеевич

доктор политических наук, профессор

Буренко Владимир Иванович

      1. Ведущая организация: Санкт-Петербургский университет государственный

            1. Защита состоится 20 октября 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 504.001.12 в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84, учебный корпус 2, аудитория № .

  1. С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки РАНХиГС (1 учебный корпус).

  2. Сведения о защите и текст автореферата размещены на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ (www.vak.ed.gov.ru).

  3. Автореферат разослан «13» июля 2011 года.

  4. Учёный секретарь

  5. диссертационного советаА. С. Фалина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена активными и глубокими изменениями, происходящими сегодня в системе государственного управления. Растущая взаимозависимость государств, особенно ярко проявившаяся в ходе мирового экономического кризиса 2008-2010 гг., только усиливает жесткую конкуренцию между ними. В ре­зультате усилия, направленные на достижение большей эффективности государственного управления и прове­дение целенаправленных преобразо­ва­ний в этой сфере, становятся неотъ­емлемой частью политики современ­ных государств. При этом важнейшим элементом проводимых преобразо­ваний становится организация взаимодействия госу­дарства и общества, вовлечение граждан в процессы управления. На рубеже XX – XXI вв. именно эти ориентиры обозначили приоритетность административного реформирования и в России.

Необходимость пре­образований в системе государственного управле­ния провозглашалась в нашей стране, начиная с середины 90-х гг. Однако ни один из принимавшихся Правительством РФ планов административной реформы не был до конца реализован. В последнее десятилетие задачи на­ведения порядка в органах исполнительной власти, модер­низации принци­пов и технологий администрирования вышли на одно из первых мест в по­литических программах российского руководства. Содержание проводимой ныне административной реформы предусмат­ри­вает преобразование сис­темы исполнительной власти, внедрение эффек­тив­ной и четкой технологии разработки, принятия и исполнения решений, тщательный анализ госу­дар­ственных функций и сохранение только самых необ­ходимых из них. Резуль­татом должно стать государство, адекват­ное целям и задачам, которые стоят перед Россией, российским социумом в целом.

Несмотря на значительный объем подготовленных нормативно-пра­вовых документов и проделанной работы1, итоги реформы достаточно скромны. Результаты массовых и элитных опросов, проведенных Левада-центром в 2007-2011 гг., показывают, что 49% граждан и 46% представите­лей элиты разделяют мнение о том, что реформа «по-настоя­щему в России еще и не проводилась»1. Согласно опросу, проведенному в марте 2010 г., более 30% респондентов считают, что ни власть, ни граж­дане друг друга не контролируют. При этом 24% респондентов полагают, что граждане и власть обманывают друг друга. 47% ответивших уверены, что «чиновники интересуются только мнением вышестоящего начальства и иг­норируют мнения и нужды рядовых граждан»2. Ухудшение экономиче­ской ситуации в связи с мировым экономическим кризисом усилило кри­тический настрой граждан: за последние два года доля рес­пондентов, счи­тающих, что правительство хорошо справляется с задачами по борьбе с финансовым кризисом, существенно снизилась3.

Критические оценки были актуализированы Президентом РФ Д.А. Медведевым4, неоднократно говорившим о традиционном недове­рии адми­нистративного аппарата к свободному человеку, об абсолютно неэф­фективной бюрократической системе, которая создает коррупцию, тормо­зит развитие инновационной экономики и демократии5. Формируе­мая сего­дня повестка дня административного реформирования в России исхо­дит именно из этих жестких оценок.

Отмеченная выше общемировая тенденция повышения роли и зна­чения государства, предъявления повышенных требований к качеству его функционирования, эффективности государственного управления, под­держания общих для всех стран ценностей в государственно-управленче­ской сфере обозначает ситуацию, когда развитие каждой страны все больше зависит от процессов, происходя­щих за ее пределами. Многие из стран, проводивших в последние 25-30 лет реформы государственного управления, наработали богатый политико-управленческий опыт и этим внесли серьезный вклад в определение общих трендов развития политико-государственных систем. Внимание к такого рода опыту не означает при­знания ведущей роли экзогенных факто­ров в государственном управлении, но требует взвешенного и сба­лансиро­ванного подхода к определению де­терминант и возможностей дальней­шего развития указанной сферы в ус­ловиях быстро меняющихся процес­сов глобального характера. Эта мысль хорошо выражена известным специалистом У. Барчем, отмечающим сход­ство задач, стоящих сегодня в области управления перед Россией и перед другими странами, и в то же время предупреждающим, что « ответы на вызовы вре­мени не могут быть одинаковыми»1.

Противоречивость и неоднозначность результатов административ­ного реформирования в условиях продол­жающейся комплексной транс­формации социально-экономической и политической жизни России, уве­личивающаяся зависимость развития страны от глобальных тенденций, необходимость давать собственные от­веты на вызовы времени рождают запрос на выработку новых подходов к решению данных задач, учиты­вающих не только внутренние, эндогенные факторы, но и включающих в один из классов значимых факторов про­цессы и явления глобального ха­рактера в быстро меняющемся мире.

Именно поэтому, исследование деятельности государственной вла­сти в сфере политико-административных преобразований, испытывающих влияние глобальных процессов, представляется весьма своевремен­ным, необходимым и перспективным, особенно в ситуации продолжающегося поиска наиболее эффективных принципов построения политической сис­темы, изменения политико-административной состав­ляющей этой сис­темы, трансформации ценностей и принципов государст­венного управле­ния. Практика российских политико-административных преобразований нуждается в серьезном осмыс­лении, рефлексии, без которой крайне трудно будет воспользоваться богатыми возможностями этого инструмента государ­ственного управления.

Перечисленные обстоятельства обусловливают политическую и практическую актуальность выбранной темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Развитие государ­ст­венного управления, его взаимодействия с обществом, находящее свое концентрированное выражение в разнообразных политико-ад­министра­тивных преобразованиях, традиционно привлекает внимание со­циально-гуманитарных наук - политической науки, в частности.

Сделаем несколько предварительных замечаний. Во-первых, сущность и особенности государственного управления, взаимодей­ствие государства и общества попали в фокус интересов исследователей за­долго до институционализации политической науки. В связи с этим сложилась традиция рассмотрения указанных проблем с точки зрения различных па­радигм научно-гуманитарного знания и с раз­личных методологических по­зиций. Во-вторых, конкретизация политоло­гического взгляда на процессы государственного управления происходила, начиная с конца XIX в., и в на­стоящее время можно выделить несколько хорошо разработанных на­прав­лений политической мысли, как за рубежом, так и в России. Речь идет, в частности, о той подотрасли политической науки, которая разра­батывает концепт «политико-ад­министративное управление». В-третьих, большой объем научных исследований, посвященных влиянию глобальных процес­сов на политическое развитие конкретных обществ, который сформиро­вался в последние 10-15 лет, сего­дня активно пополняется, становясь ос­нованием еще одного нового направления современной политической науки.

Говоря о классической традиции научного рассмотрения взаимо­от­ношений государства и общества, нельзя не упомянуть о двух принципи­ально различающихся подходах по этому во­просу. Их родо­начальниками принято считать Платона и Аристо­теля1. Данная проблематика позднее раз­рабатывалась Н.Макиавелли, Т.Гоббсом, Д.Локком, Ш.-Л. Монтескье, Ж.- Ж. Руссо, А. де Токвилем, К. Марксом, Ф. Энгельсом, Д. С. Миллем, Г. Спенсером, Ф. Хайеком2.

В трудах отечественных ученых XIX-XX вв. Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, Н.М. Карамзина Н.О. Лос­ского, В.С. Соловьева, И.Л. Солоневича, Л.А. Тихомирова, Г.П. Федотова, С.Л. Франка1 рассматриваются особенности становления и функционирова­ния российского государства. В работах этих мыслителей сформировались пред­ставления о том, что государство является определяю­щим фактором общественного развития и, что история на­рода накрепко связана с созда­нием государства, которое яв­ляется во­площением исторической воли на­рода.

Проблематика, связанная с деятельностью государственной вла­сти в политическом пространстве, также достаточно давно присутствует в мэйнстриме по­литической науки. Эта проблематика изначально включала теоретические и практические вопросы функционирования государствен­ной власти, органов государственного управления. Современный этап раз­вития этого направления представлен, прежде всего, трудами таких авто­ров, как П. Козловски, Д. Коэн, М. Ван Кревельд, А. Лейпхарт, Х. Линц, Н. Мэннинг, А. Пшеворский, А. Степан, С. Хантингтон, Ф. Шмиттер2.

  1. Фундаментальный вклад в разработку моделей государственного управления, типологии административных реформ, вариантов взаимодей­ствия политической власти, административного аппарата и гражданского общества был внесен такими учеными, как М. Вебер, М. Крозье, К. Сик­стон, Ш. Айзенштадт, Ф. Риггс и др.1

Серьезный научный вклад в разработку проблемы соотношения госу­дарственного управления и политики, концептуализацию понятия «поли­тико-ад­министративное» внесли и отечественные исследователи - Л.В. Сморгунов, В.С. Комаровский, О.Ф. Шабров и др.2 Однако в российской политической науке эта тема еще не получила должного раскрытия. Можно согла­ситься с мнением Л.В. Сморгунова, отметившего, что «при той роли, кото­рую играет государство и государственное управление в России, вызывает удивление ограниченное развитие теории государствен­ного управления и политики в отечественной науке»3.

  1. Особо следует отметить работы исследователей, обращающих внима­ние на содержание политико-административных преобразований в эпоху модерна. В трудах таких авторов, как Д. Белл, Т. Парсонс, Э. Тоф­флер, Ю. Хабермас, Н. Луман, И. Валлерстайн, иссле­дуются политические характеристики модерна и предлагаются возможные интерпретации со­временности - от жесткой привязки модерна к образцам, задаваемым за­падными обществами (Т. Парсонс, Э. Тоффлер), до признания возможно­сти существования множественных современностей, modernities (Ю. Ха­бермас)4. Активный интерес западной политологии к вопросам реформиро­вания государственной сферы, компаративистским исследова­ниям реформ государственного управления в различных странах выражен в работах Э. Пейджа, Ф. Хиди, Ж. Эбербаха и др5.

Среди публикаций современных российских авторов следует отме­тить работы, в которых выявляются основные тенденции и за­кономерно­сти постсоветского политического процесса. В их числе можно выделить работы В.И. Буренко, В.Я. Гельмана, Н.И. Глазуновой, А.А. Зиновьева, В.И. Коваленко, Е.Н. Мощелкова, Н.А. Омельченко А.С.Панарина, С.А. Панкратова, Пляйса Я.А., А.В, Понедел­кова, А.И. Соловьева, А.Д, Шу­това1. Наиболее близки к теме диссерта­ции работы отечественных политоло­гов, посвященные становлению новой российской государствен­ности. В трудах А.С. Ахиезера, М.В. Ильина, Б.Г. Капустина, Ю.С. Пивоварова, А.П. Плешакова, С.М. Рогова, Л. Шевцовой2 представлен довольно широкий континуум позиций: от обоснования необходимости и неизбежности усилий верховной вла­сти по укреплению государства до резкого неприятия современных российских реалий.

Следует отметить, что для России рассмотрение таких проблем, как трансформация политических режимов, соотношение регио­нальных поли­тических режимов с общефедеральным составляет предмет актуального научного и практиче­ского интереса и разрешает известную проблему цен­трализации и децен­трализации власти, управляемости обществом и его самоуправляемости 1.

В последние годы усилия отечественных ученых концентрировались на поиске путей оптимизации реформ российского общества, их социаль­ной эффективности и социально-политических последствий. Анализ дан­ных проблем дан в трудах М.Г. Анохина, Г.И. Вайнштейна, А.А. Галкина, В.Н. Иванова, Ю.А. Красина, В.Г. Ледяева, А.Ю. Мельвиля и др.2

Обсуждение феномена глобализации в среде профессионалов-поли­то­логов началось не так давно, в конце 70-х гг. Сначала в глобализации видели процесс формирования нового уровня международного сотрудни­чества – прежде всего, в таких вопросах, как война и мир, разоружение, экология. Посте­пенно видение глобализации изменилось, и сегодня в цен­тре внимания исследователей находится судьба национального государ­ства, его развитие в условиях глобализационных вызовов. Большой вклад в изучение проблем глобализации внесли такие ученые, как Р. Вайцзеккер, А. Кинг, Э. Ласло, Д. Меддоуз, М. Ме­сарович, Э. Пестель, А. Печчей, Я. Тинберг, Дж. Форрестер, Б. Шнайдер, Э. Янг и другие, которые привлекли внимание мировой общественности к глобальным проблемам. Мощный интеллектуальный тренд был задан работами Дж.Форрестера и Д.Медоуза, в которых утверждалось, что даль­нейшее развитие человечества на физи­чески ограниченной планете Земля может привести к социальной катаст­рофе уже в 20-х гг. текущего столетия.

В СССР данные проблемы получили научное осмысление к началу 1990-х гг. Феномен глобализации в различных его аспектах – социальном, экономическом, по­литологическом, демографическом, экологическом, со­циально-культур­ном, геополитическом - анализируется в трудах В.В. Афанасьева, З. Баумана, М.Г. Делягина, В.И. Добренькова, А.И. Смир­нова, В.Л. Лобера, А.Н. Чумакова и др.1.

Несомненный интерес для данного исследования представляет ра­бота А.С. Панарина «Искушение глобализмом»2, в которой автор опреде­ляет статус различных государств, народов, групп в системе однополяр­ного мира и указывает, что к разруши­тельным последствиям для человече­ства могут привести геополитические, культурные, экономические про­екты теоретиков западной глобализации.

В ряду зарубежных исследований необходимо выделить работы фи­нансиста Дж. Сороса, политолога З. Бжезинского, бывшего советника по на­циональной безопасности президента США3, в которых анализируется политическая ситуация в мире, рас­сматривается поведение стран в усло­виях глобализации и предлагается видение трансформации глобальных вы­зовов в XXI веке. В целом, можно отметить, что при рассмотрении процес­сов глобализации, как в отечественной, так и зарубежной литературе, про­дол­жает доминировать экономический подход, обращающий основное внима­ние на влияние глобализации на мировые экономические процессы. Вместе с тем, специальное рассмотрение политических аспектов функцио­нирова­ния государственной власти в кон­тексте процессов глобализации только начинает привлекать внимание и российских, и зарубежных уче­ных.

Изучение корпуса трудов, посвященных тем или иным аспектам на­стоящего диссертационного исследования, дает автору основание для сле­дующих выводов.

Во-первых, рассматриваемый комплекс проблем имеет сложную, многомерную структуру, что требует междисциплинарного подхода к их изучению.

Во-вторых, несмотря на устойчивый исследовательский интерес, мно­гие, в том числе важнейшие, аспекты взаимодействия практики политико-ад­министративных преобразований и глобальных процессов остаются спор­ными. Прежде всего, это вопросы о сущности современного государствен­ного управления; о направленности и перспективах поли­тико-администра­тивных преобразований в России и в мире; о современных проявлениях гло­бализации; о степени воздействия глобализа­ционных процессов на внутри­политическую сферу государств; об условиях и перспективах интеграции России в глобальное сообщество.

В-третьих, несмотря на общее признание зависимости экономиче­ских процессов внутри России от общемировых тенденций, что ярко про­явилось в период мирового экономического кризиса 2008-2010 гг., удач­ных попыток создания объяснительных и интерпретационных моделей влияния глобали­зации на внутриполитические процессы в России пока явно недостаточно.

Вместе с тем обширнейший массив исследователь­ской литературы по проблемам государственного управления, политико-административ­ных преобразований, глобализации сам по себе является основанием для обобщения и переосмысления оценок и выводов предшественников как по наиболее общим вопросам, так и в отношении раз­вития российской по­литико-административной сферы в условиях глобали­зационных вызовов. Это и определило выбор темы, цели и задачи пред­ставленного диссертаци­онного исследования.

В качестве основной рабочей гипотезы выступает предположение, что в условиях стремительно меняющегося глобального миропорядка и под воздействием продуцируемых им вызовов радикально преобразуются природа и миссия государства, цели и задачи государственного управления. Глобальный мир предоставляет человеку немыслимые ранее возможности, но также способствует возникновению угроз, разрушающих человеческую цивилизацию. И возможности, и угрозы в равной степени являются вызовами, адресованными государству, неминуемое «исчезновение» которого еще совсем недавно постулировалось представителями различных направлений социальной науки. В зримой исторической перспективе, по предположению автора, не существует реальной альтернативы государству как системе, создающей наиболее благоприятные условия для выживания и развития всех составляющих государство групп и индивидов.

В то же время достойный ответ на вызовы глобализации может дать не просто государство, а государство, способное адаптироваться к изменившимся условиям, т.е. обеспечить новое качество управления, включающее как высокую экономическую эффективность, конкурентоспособность, так и особенно востребованное в современном мире стремление государства к организации и поддержанию равноправного общественно-политического диалога, взаимодействия с обществом и гражданами.

Указанный вектор эволюции наиболее полно проявляется в политико-административных преобразованиях, посредством которых в явной форме реализуется процесс адаптации государства к требованиям глобального мира, обретения им способности к выживанию и развитию при изменении требований среды.

Вызовы глобализации носят универсальный характер. Ответы на вызовы разнятся в той мере, в какой различаются исторические, геополитические, социокультурные характеристики государств. В этой связи можно предположить наличие весомой национальной составляющей в зарубежном опыте политико-административных преобразований, равно как необходимость выявления и использования российской специфики на фоне глобальных тенденций. Игнорирование национально-уникального чревато серьезными ошибками в проведении политико-административных преобразований. Успех вхождения России в мировое сообщество зависит, таким образом, от сбалансированного учета как эндогенных, так и экзогенных фак­торов, влияющих на темпы, содержание и перспективы политико-административных преобразова­ний.

Объектом исследования являются политико-административные преобразования как объективно обусловленный процесс адаптации инсти­тутов и процессов государственного управления к потребностям глобализирующегося мира.

Предметом исследования выступают концепции и мировая практика проведения по­литико-административных преобразований в контексте вызовов глобализации, а также проблемы и тенденции по­литико-административных преобразований в современной России.

Цель исследования заключается в выявлении связи между глобализационными процессами и политико-административными преобразованиями, проводимыми в современном мире, определении характера и специфики воздействия новой генерации глобальных вызовов на политико-административные преобразования в России, сложностей и перспектив их развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. - естественные науки - физико-математические науки - химические науки - науки о земле (геодезические геофизические геологические и географические науки)

    Документ
    ... отечественных и зарубежных институтов конституционного права. Россия встала на путь демократического развития, учитывающего мировой опыт ...
  2.  - естественные науки (8)

    Документ
    ... отечественных и зарубежных институтов конституционного права. Россия встала на путь демократического развития, учитывающего мировой опыт ...
  3. М ОНИТОРИНГ СМИ Модернизация профессионального образования Март - август 2011г

    Краткое содержание
    ... глобальные вузовские рейтинги и место ведущих отечественных ... преобразования ... тенденцииразвития ... зарубежныйопыт. Все развивающиеся страны и даже развитые ... ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Многие элементы государственной политики ... административной ...
  4. - естественные науки - физико-математические науки - химические науки - науки о земле (геодезические геофизические геологические и географические науки) (7)

    Список учебников
    ... впервые в отечественной и зарубежной экономической литературе в концентрированной форме представлены основополагающие тенденции в становлении и развитии инфраструктурной сферы ...
  5. - естественные науки - физико-математические науки - химические науки - науки о земле (геодезические геофизические геологические и географические науки) (8)

    Список учебников
    ... впервые в отечественной и зарубежной экономической литературе в концентрированной форме представлены основополагающие тенденции в становлении и развитии инфраструктурной сферы ...

Другие похожие документы..