Главная > Закон


Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № 1 от 20 августа 2012 г.

Зав. кафедрой ______________ И. Г. Вертилецкая


Особенности организации учебного процесса

в образовательных учреждениях кемеровской области по истории и обществознанию

в 2012-2013 учебном году

МЕТОДИЧЕСКие рекомендации

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, четкого определения целей образования, учитывающих как государственные, социальные, так и личностные потребности и интересы. Обновление содержания исторического и обществоведческого образования происходит с учетом необходимости обеспечения развивающего потенциала обучения, системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания, ориентации на комплекс умений, лежащихся в основе компетенций. Данный этап развития российского образования характеризуется постепенным переходом на новые стандарты образования. Именно, поэтому педагогическим работникам необходимо понять их теоретико–методологическую основу, что в определенной степени обеспечит готовность учителя к работе по данным стандартам, начиная с 2012-2013 учебного года.

Введение ФГОС ООО призвано обновить содержание российского образования. Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

  1. Нормативно-правовой раздел

В 2012-2013 учебном году учитель планирует процесс обучения истории и обществознанию на основании следующих нормативных документов:

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43);

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 01.04.2012) «Об образовании»;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312;

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012-13 учебный год; Интернет-ссылка: /2012/03/07/uchebniki-dok.html

  • Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362);

  • Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57) в ред. приказа МОН от 09.03.2010 года;

  • Методические рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год (Приказ ДОиН Кемеровской области № 1199 от 16.06.2011 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год»);

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта (история, обществознание, право, экономика). Интернет ссылка: /db-mon/mo/Data/d_05/m4-1.html

  • Примерные программы по Истории и Обществознанию.

Кроме этого, рекомендуем ознакомиться с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основного и среднего (полного) образования.

  1. Организационно-методический раздел

Обращаем внимание на следующее! В Федеральном базисном учебном плане (БУП) предмет «История» представлен в качестве единого курса без деления на привычные для нас предметы «История России», «Всеобщая история». В связи с этим считаем целесообразным преподавание истории на ступени основного общего образования и на ступени среднего общего образования, как на базовом, так и на профильном уровнях выстраивать единым курсом.

При этом предполагается как в основной, так и старшей школе построение курса истории либо отдельными курсами (блоками), последовательно (один за другим), либо синхронно-параллельно. При этом следует учитывать, что курс «История России» занимает приоритетное место и по объему учебного времени, и по задействованности в контрольно-измерительных материалах ГИА и ЕГЭ.

ИСТОРИЯ

(название предмета)

Запись в журнале

Класс

История России

Всеобщая история

5

Что изучает история

единая страница

История древнего мира

6

История России (с древнейших времен до конца XV в.)

История средних веков –

единая страница

7

История России (XVI -XVIII вв.)

Новая история (XVII-XVIII вв.)

единая страница

8

История России (XIX в.)

Новая история (XIX в.)

единая страница

9

История России (XX - начало XXI вв.)

Новейшая история (XX в.)

единая страница

10

История России (с древнейших времен до сер. XIX в.)

Всеобщая история (с древнейших времен до сер. XIX в.)

единая страница

11

История России (вторая пол. XIX - начало XXI вв.)

Всеобщая история (вторая пол. XIX - начало XXI вв.)

единая страница

Следует заметить, что при переходе к планированию единого курса «История» разработка рабочей программы становится обязательной, так как основные учебники идут отдельно к курсам «История России» и «Всеобщая история», соответственно обеспечиваются и разными программами.

Требование к ведению записей в журнале по предмету «История».Название предмета в журнале должно соответствовать его названию в учебном плане. Так как в Федеральном базисном учебном плане1 указан один предмет – «История», то и в школьных журналах предметы «Всеобщая история», «История России» записывать одним названием «История». Выставление четвертных, полугодовых и годовых отметок осуществляется также в рамках единого предмета «История»в общепринятом порядке. В сводной ведомости школьного журнала записывается предмет «История» и выставляются отметки за четверть или полугодие без разделения на отдельные курсы Всеобщей истории и истории России. В личных делах учащихся выставляется единая отметка по истории.

Напоминаем, что возможны два варианта преподавания курсов истории: отдельными курсами (блоками), последовательно (один за другим) или синхронно-параллельно. В случае, когда история изучается раздельными курсами (блоками), рекомендуется сначала изучать Всеобщую историю, затем Историю России.

В основной и средней (полной) школе в школьном журнале на странице «История» фиксируется изучение содержания в зависимости от выбранного варианта преподавания (отдельными курсами или синхронно-параллельно), отмечается посещаемость и успеваемость учащихся, выставляются отметки за четверть или полугодие без разделения на отдельные курсы Всеобщей истории, Истории России. На странице, где отмечается последовательность изучения содержания и домашние задания, при раздельном изучении курсов всеобщей истории и истории России записывается:

Число (Примерно)

Изучаемые темы (примерно)

Домашние задания

(примерно)

3.09.

Вс. ист. Технич. прогресс и новый этап индустр. развития



и т.д.

8.09.

Ист.Р. Политический строй и социальная структура Россииво вт.пол. XIX - начале ХХ вв.

1.

1.10.

Российский монополистический капитализм и его особенности.

2.

и т.д.

24.11.

Итоговое повторение

При изучении курсов истории синхронно-параллельно записи осуществляются следующим образом:

Число (Примерно)

Изучаемые темы (примерно)

Домашние задания

(примерно)

3.09.

Ист Р. Политический строй и социальная структура Россииво вт.пол. XIX - начале ХХ вв.

1.

8.09.

Вс. ист. Технический прогресс и новый этап индустриального развития



и т.д.

В рабочей программе учителю следует отображать, каким образом содержание государственного образовательного стандарта распределено по урокам. Не рекомендуется записывать в школьный журнал мотивационное название темы урока. Названия изучаемых уроков должны соотноситься с прописанными дидактическими единицами федеральной примерной программы. Учитель записывает в школьном журнале тему урока так, как его название сформулировано в рабочей программе. Это позволяет по записям в журнале контролировать выполнение содержательной части федерального компонента государственного стандарта по всеобщей истории и истории России.

Распределение часов, предназначенных на изучение курсов всеобщей истории и истории России с IV по IX классы, осуществляется учителем в соответствии со стандартами, авторской программой и содержанием учебника. В целом, с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V - VI, VII - VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент)

в часах

Разделы примерной программы

История России

Всеобщая история

Что изучает история - не менее 10 часов

V - VI

140

История России (с древности до XV века) - не менее 30 часов

История древнего мира и История средних веков - не менее 75 часов

VII-VIII

140

История России (XVI- начала XX века) - не менее 72 часов

История нового времени (XVI- начала XX века) - не менее 48 часов

IX

70

Новейшая и современная история России - не менее 36 часов

Новейшая и современная история – не менее 24 часов

Примерное распределение часов по классам. Рекомендуется не менее 24 часов выделяется на изучение всеобщей истории, 36 часов – истории России, 10 часов учитель распределяет между двумя курсами, часть этого времени может быть выделена в резерв. При изучении истории в V классе может быть выделено не более 10 часов на пропедевтический курс «Введение в историю», оставшиеся часы отводятся на курс «История древнего мира». Если изучение пропедевтического курса не предусмотрено (нет УМК), то изучается только курс «История древнего мира». Следует заметить, что в соответствии с приказом департамента образования и науки от 16.06.2011 № 1199 в рамках реализации регионального (национально-регионального) компонента в образовательный процесс общеобразовательных учреждений Кемеровской области включается модуль «Краеведение» (34 часа) в рамках учебного предмета «История» - 9 класс(о реализации национально-регионального компонента по истории в 9 классе смотри дальше).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 №241 «О типовом учебном плане общего среднего образования» на изучение учебных
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании “основ безопасности жизнедеятельности” в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283, обязательное изучение всеми учащимися «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ)
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании “основ безопасности жизнедеятельности” в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283, обязательное изучение всеми учащимися «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее –
  4. Информационная карта в 2012-2013 учебном году (2)

    Документ
    Медико-социальные условия пребывания обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Куйбышевского района «Гимназия №1 имени А.Л.
  5. Информационная карта проходящего государственную аккредитацию в 2012 – 2013 учебном году

    Документ
    1. Медико-социальные условия пребывания обучающихся в школе оптимальны; режим обучения в школе соответствует требованиям СанПиН, подтвержденным лицензией № 328698 от 27.
  6. Комплексный план организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в нфи кемгу

    Комплексный план
    Стратегической целью развития НФИ КемГУ, его образовательно-воспитательной, научной и инновационной деятельности является подготовка квалифицированных кадров, готовых к профессиональному продвижению, личностной самореализации и конкурентоспособных

Другие похожие документы..