Главная > Закон


Обращаем внимание на обязательное включение самостоятельного блока социально-экономических знаний для подготовки учащихся на профильном уровнях. На базовом и профильном уровне в изучение обществознания обязательно включается тема «Пенсионная реформа».

Необходимо обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня, где помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных обществоведческих науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного явления, о типичных профессиях специально-гуманитарного профиля, а так же об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности.

В рамках реализации практической части рекомендуем:

Важным условием в реализации целей современной обществоведческой подготовке учащихся является применение различных форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся; использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинги, дискуссии, деловы, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов), особое значение имеют педагогические приемы и методики в подготовке к единому государственному экзамену.

Как показывает практика, влияние ЕГЭ на процесс преподавания предмета в школе очень велико. Это проявляется, в частности, во все большем отказе от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в использовании проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развитии практических умений учащихся, опоре на опыт их социальных отношений.

Разнообразие типов, разновидностей и моделей заданий, требований, предъявляемых к экзаменуемым, предполагает, что для написания ЕГЭ по обществознанию на максимально возможный балл необходимы знания по восьми содержательным линиям курса и комплекс специальных умений для осуществления познавательной деятельности. В том числе сравнение отдельных социальных объектов, решение проблемных задач, анализ и интерпретация оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений.

Реализация требований, выдвигаемых ЕГЭ, возможна лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса. Это могут быть как занятия на уроках обществознания, так и дополнительные занятия по предмету по подготовке к ЕГЭ.

Очевидна проблема актуализации обучения школьников способам мыслительной деятельности по получению и систематизации научной информации о человеке и обществе, общественном и индивидуальном сознании, потребностях и интересах современного человека, проявлениях его индивидуальных и личностных качеств. Необходимо более широко привлекать примеры (факты, сведения), конкретизирующие особенности научного мышления, научной деятельности ученых в области гуманитарных, естественных и технических наук, использовать внутрипредметные и межпредметные связи.

Важно также организовывать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих научную информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста.

  1. Характеристика ФГОС ООО. Требования ФГОС ООО по истории и обществознанию

Важнейшим документом обеспечивающим образовательный процесс является основная образовательная программа, которая разрабатывается каждым образовательным учреждением реализующим программы общего образования. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает8:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При этом деятельностный подход отражен не только в целевом блоке Стандарта, но и в требованиях, состоящих из трех компонентов: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками по русскому языку, основными видами речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в повседневной жизни.

Решение учебной задачи предполагается производить посредством следующих учебных действий:

а) преобразования ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;

б) моделирование выделенного отношения в предметной, графической или знаковой форме;

в) преобразования модели отношения для изучения его свойств в «чистом» виде;

г) выделения и построения серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом;

д) контроля за выполнением предыдущих действий;

е) оценки усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Следует помнить, что каждое из этих действий состоит из соответствующих операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий той или иной задачи.

Освоение курсов истории и обществознания, согласно федеральному образовательному государственному стандарту основного общего образования, предполагает достижение не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов9.

Личностным

  • готовность и способность к саморазвитию

  • мотивация к обучению и познанию

  • ценностно-смысловые установки

  • социальные компетенции, личностные качества

Метапредметным

  • универсальные учебные действия:

  • познавательные

  • регулятивные

  • коммуникативные

Предметным

  • опыт деятельности специфической для данной предметной области

  • система основополагающих элементов научного знания.

Обращаем внимание на то, что в 2012-2013 учебном годы только несколько ОУ Кемеровской области в порядке эксперимента перешли на работу в рамках требований ФГОС основного общего образования.

Согласно ФГОС ООО в учебный план общеобразовательного учреждения в состав обязательных образовательных областей входит предметная область «Общественно-научные предметы»: история (история России, всеобщая история), обществознание, география.

Для обучающихся пятого класса данная предметная область представлена предметами история и обществознание.

V класс

Часы

Предмет

Неделя

Год

История

2

70

Обществознание

1

35

В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральные перечни учебников, содержание которых соответствует Федеральному государственному стандарту ООО в качестве допущенных и рекомендованных.

При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование метапредметных и личностных результатов. А также это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне разработаны требования к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений10.

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

На основании требований ФГОС основного общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

    1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

    2. общую характеристику учебного предмета, курса;

    3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

    4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

    5. содержание учебного предмета, курса;

    6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

    7. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (по сути, типовой перечень учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по предмету)11.

При составлении рабочих программ по истории и обществознанию необходимо руководствоваться примерными программами по истории 5-9 кл., примерными программами по обществознанию 5-9 кл. ФГОС. Стандарт не регулирует перечень дидактических единиц, как это было ранее, а направлен на развитие школьника, на новую организацию всего учебно-воспитательного процесса. Основное содержание курса – фундаментальное ядро, которое сохраняется во всех случаях, независимо от того по каким УМК работает учитель и отражено в примерных программах ООО.

Тематическое планирование делается в соответствии с тем учебником, по которому будет осуществляться обучение.

Составление рабочей программы учебного курса регламентируется Положением орабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, в котором определены Структура и требования к разработке Рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.

Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Учитель, составляя Рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ и авторских рабочих учебных программ, имеет право менять не более 20 % материала12.

Учителям предметной области «Общественно-научные предметы» рекомендуется обсудить на заседаниях методических объединений вопросы:

- пути реализации важнейшей функции социально-гуманитарного образования на современном этапе, обозначенной в документах ФГОС - формирование российской гражданской идентичности школьников, ценностных ориентаций гражданина России;

- самостоятельного определения для себя путей и средств реализации ценностей и целей социально-гуманитарного образования, способы построения эффективной системы оценки образовательных достижений учащихся, позволяющих стимулировать индивидуальную траекторию развития каждого школьника;

- единообразия оформления рабочих программ, выполнения требований к оформлению ТП, возможность внесения дополнительной графы «Характеристика основных видов деятельности учащихся» (на уровне универсальных учебных действий). Можно, например, рекомендовать такой вариант оформления:

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Формы контроля

  1. Подготовка к ЕГЭ, ГИА

В 2012-2013 учебном году учителям обществоведческих дисциплин следует обратить особое внимание на подготовку выпускников к сдаче единых государственных экзаменов по истории и обществознанию. В течение учебного года изучить нормативные документы, спецификацию и кодификатор.

В 2012 году содержание и структура экзаменационной работы по истории и обществознанию в форме ЕГЭ принципиально не отличалась от экзаменационной работы 2011 года. Статистические материалы и анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по истории и обществознанию выпускников старшей (полной) школы общеобразовательных учреждений в 2012 представлен на сайте областного центра мониторинга качества образования www.ocmko.kem.ru.

На сайте www.fipi.ru. размещены модели ЕГЭ по истории и обществознанию в 2013 г. (кодификаторы элементов содержания и требований для составления контрольных измерительных материалов, демонстрационный вариант, система оценивания экзаменационной работы) предназначена для использования в качестве комплекта нормативных документов, регламентирующих разработку контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории и обществознанию в 2013 г.

С результатами Государственной (итоговой) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, организуемая региональной экзаменационной комиссией Кемеровской области в 2012 году можно познакомиться на сайте областного центра мониторинга качества образования (www.ocmko.kem.ru.)

Для подготовки к итоговой аттестации рекомендуем использовать пособия, которые прошли экспертизу ФИПИ. Список литературы, имеющих гриф ФИПИ, можно найти на сайте указанного института (www.fipi.ru).

Особенность ЕГЭ - многоплановый характер подготовки школьников, комплекс входящих в нее содержательных и деятельностных компонентов, который предопределяет принципы отбора заданий, проверяемые уровни владения материалом, исходящие из таких дидактических категорий, как знание, понимание, умение. В экзаменационной работе проверяются все виды элементов подготовки школьников, названные в образовательных стандартах по истории и обществознанию.

Важно уделять внимание таким приемам и подходам, которые непосредственно нацелены на выполнения задания ЕГЭ:

  • анализ исторической информации в разных знаковых системах – текст, карта, таблица, схема;

  • источниковедческий анализ (внешняя и внутренняя критика источника, классификация источника исторической информации по определенным основаниям);

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Кроме того, интересны следующие интернет - ресурсы:

  1. http://www.ege.ru − «Единый госэкзамен». Раздел официальной информации от Министерства образования РФ. Здесь можно получить информацию по Единому госэкзамену, имеются интерактивные демоверсии тестов ЕГЭ, проводятся дискуссии и голосования;

  2. http://www.ocmko.kem.ru − сайт областного центра мониторинга качества образования. Нормативные документы и инструктивно-методические письма, демонстрационные версии ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию. Представлены отчеты о результатах экзаменов, и мониторинговых исследованиях по Кемеровской области, методические рекомендации учителю;

  3. http://www.bitnet.ru/demo-ege – «Демонстрационные тесты ЕГЭ».Интерактивные демонстрационные версии тестов Единого госэкзамена;

  4. /demo/training.htm – Интерактивные версии тестов Единого госэкзамена.

В помощь учителю обществознания в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

  1. Кишенкова О.В., Акиньшина О.Н. Рабочая тетрадь для учителя. 8 класс. Москва. АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК. 2011.

  2. Кишенкова О.В., Акиньшина О.Н. Рабочая тетрадь для учителя. 9 класс. Москва. АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК. 2011.

  3. А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Из-во «Экзамен». Москва, 2009.

  4. А.В. Клименко, В.В. Румынина. Обществознание. В помощь абитуриенту. Москва. Дрофа. 2010.

В помощь учителю ИСТОРИИ в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

  1. ГИА-2012. История. Диагностическое тестирование. 10 комплектов контрольных измерительных материалов/Артасов И.А. и др. Национальное образование, 2012 г.

  2. История России. Диагностические тесты. 9 класс/Артасов И.А. и др. Национальное образование, 2012 г.

  3. Артасов И.А., Гаврилина Ю.Г., Лозбенёв И.Н. ГИА. История. Тематические самостоятельные и итоговые работы. 6-9 классы. Национальное образование, 2012 г.

  4. ГИА-2012. История. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов/ Артасов И.А. и др. Национальное образование, 2012 г.

  5. Артасов И.А., Мельникова О.Н., Гаврилина Ю.Г. ГИА-2012. Экзамен в новой форме. История. 9 класс. АСТ, 2012 г.

  6. Артасов И.А., Мельникова О.Н., Гаврилина Ю.Г. ГИА-2012. История. 9 класс. Экзамен в новой форме. Тренировочные варианты экзаменационных работ. АСТ, 2012 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 №241 «О типовом учебном плане общего среднего образования» на изучение учебных
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании “основ безопасности жизнедеятельности” в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283, обязательное изучение всеми учащимися «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ)
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании “основ безопасности жизнедеятельности” в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283, обязательное изучение всеми учащимися «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее –
  4. Информационная карта в 2012-2013 учебном году (2)

    Документ
    Медико-социальные условия пребывания обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Куйбышевского района «Гимназия №1 имени А.Л.
  5. Информационная карта проходящего государственную аккредитацию в 2012 – 2013 учебном году

    Документ
    1. Медико-социальные условия пребывания обучающихся в школе оптимальны; режим обучения в школе соответствует требованиям СанПиН, подтвержденным лицензией № 328698 от 27.
  6. Комплексный план организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в нфи кемгу

    Комплексный план
    Стратегической целью развития НФИ КемГУ, его образовательно-воспитательной, научной и инновационной деятельности является подготовка квалифицированных кадров, готовых к профессиональному продвижению, личностной самореализации и конкурентоспособных

Другие похожие документы..