Главная > Закон


Примечание

* количество часов указано с учетом часов, выделенных на изучение родного языка и литературы согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889

** при изучении учебного предмета «Математика» образовательное учреждение самостоятельно определяет количество часов на изучение тем алгебры и геометрии (отводимое количество часов указывается в рабочей программе по учебному предмету «Математика»)

*** при изучении учебного предмета «История» образовательное учреждение самостоятельно определяет количество часов на изучение разделов курса: «Всеобщая история» и «История России» (отводимое количество часов указывается в рабочей программе по учебному предмету «История»)

**** указанные часы рекомендуется использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента

***** не менее 2 часов компонента образовательного учреждения рекомендуется направить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся

Учитывая данные рекомендации и особенности школьного курса «История» (история XX века, 9 класс) предлагаем организовать изучение модуля «Краеведение» (в рамках учебного предмета «История») следующим образом:

1 вариант. Организовать изучение в качестве самостоятельного учебного предмета, например, «История Кузбасса», «История родного края» и т.п. Для этого необходимо составить рабочую программу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобного рода документам.

Реализуя региональный компонент по истории, учитель может воспользоваться примерным тематическим планированием, при этом за ним остаётся право дополнять и изменять предложенную тематику занятий.

Примерное учебно-тематическое планирование по

предмету «История Кузбасса» – 9 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Формы контроля

1

Кузнецкий край с древнейших времён до присоединения к Русскому государству

4

Тест

Реферат

2

Присоединение Кузнецкой земли к Русскому государству и ее освоение

3

Тест

3

Открытие и использование природных богатств Кузбасса в XVIII–XIX вв.

3

Доклад

Реферат

4

Экономическое и социо-культурное развитие Кузбасса XIX – начале XX вв.

3

Тест

5

Политическое и социально-экономические преобразования в Кузбассе (1917-1927 гг.)

3

Устный опрос

6

Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1928 – июнь 1941 гг.)

3

Тест

7

Кузбасс в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

3

Тест

Эссе

Доклад

8

Подъём в послевоенные годы 1946-1975гг.

3

Тест

9

Кемеровская область в 1976-1989 гг.

3

Тест

10

Кузбасс в условия кризиса и перехода к рыночным отношениям 1990-1997 гг.

3

Реферат

Тест

11

Кузбасс расправляет плечи (1998 – 2010 гг.)

3

Тест

Эссе

Итого:

34

2 вариант. Можно организовать изучение модуля «Краеведение» как интегрированного курса (интегрированного с курсом «История России XX век»). Однако в данном случае необходимо обязательное соблюдение следующего условия – в 5-8 классах национально-региональный компонент включался в изучение истории, т.е. история Кузбасса с древнейших времен до конца XIX- начала XX вв. учащимися изучена. Примерное название данного интегрированного курса – «История России и Кузбасса XX век». В данном случае так же необходимо составить рабочую программу. Примерный учебно-тематический план смотри ниже.

Примерное учебно-тематическое планирование по

интегрированному курсу «История России и Кузбасса XX век» – 9 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

История России

История Кузбасса (Р/К)

1

Россия в начале XX в.

13

10

3

Тест

Реферат

2

Россия в 1917 -1927гг.

14

9

5

Тест

3

СССР в 1928 -1938 гг.

11

6

5

Доклад

Реферат

4

Великая отечественная война

7

4

3

Тест

5

СССР в 1945 – 1952 гг.

4

2

2

Реферат

Тест

6

СССР в 1953 –середина 60-х

5

3

2

Тест

7

СССР в середине 60-х – 80-х гг.

5

2

3

Тест

8

Перестройка в СССР

9

5

4

Реферат

Тест

9

Новая Россия 1991- 2008 гг.

12

5

7

Тест

Эссе

Всего:

80

46

34

Итого (включая Р/К):

80


  1. Учебно-методическое обеспечение

На основании Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе. Согласно статье 55 Закона РФ «Об образовании» учителя имеют право на свободу выбора учебников и учебных пособий. Таким образом, главный критерий выбора учебников образовательным учреждением – это их наличие в федеральных перечнях рекомендованных или допущенных учебников и в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.

Перечень рекомендованных учебников содержит завершенные предметные линии. Перечень допущенных учебников содержит учебники незавершенных предметных линий.

Следует обратить внимание на то, что Федеральные перечни на 2012-2013 уч. год разделены на списки учебников, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ООО 2010 г.) и содержание которых соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (ГОС 2004 г.). Это связано с переходным этапом на новые образовательные стандарты (перечень общеобразовательных учреждений для работы в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)3.

В Приложении № 1 указаны основные линии УМК по истории, обществознанию и праву, на основании федеральных перечней на 2012-2013 уч. год.

Обращаем внимание на то, что указанные в приложении УМК не отменяют время действия учебников и программ к ним, закупленных ранее, кроме случаев их несоответствия действующим стандартам.

Использование учебников, включенных в «…федеральные перечни на основе экспертизы учебников, проведенной в период действия государственного образовательного стандарта, на соответствие с которым прошли экспертизу (до 10 лет) (пункт 9 приказа Минобрнауки России от 11 января 2007 г. № 5)… дает возможность школам не закупать учебники по одним и тем же предметам ежегодно, за исключением физического износа, который устанавливается по факту, в каждом конкретном случае»4.

Для школ, переходящих на ФГОС ООО (5 классы) в Приложении № 2 представлен сокращенный список из федеральных перечней рекомендованных учебников на 2012-2013 уч. год из которых ОУ предстоит выбрать не только учебник на предстоящий учебный год, но и таким образом, определиться с линией учебников конкретного издательства на последующие годы. Обращаем внимание, что, не смотря на то, что пропедевтический курс «Что изучает история» для 5 класса в примерной программе ФГОС не выделен в самостоятельный курс, как это сделано в ГОС 2004 г., все дидактические единицы в примерной программе ФГОС сохранены в разделах всеобщей истории и истории России.

Требования к организации предпрофильного и профильного обучения остаются прежними5. С точки зрения задач профильного изучения обществоведческих дисциплин наиболее эффективным представляется формирование социально-гуманитарного, социально-экономического профилей, где наряду с историей на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, экономика.

Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур:

- обсуждение и согласование на школьных методических объединениях;

- рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете школы;

- утверждение директором школы;

- внешнее рецензирование (не менее 2-х рецензий), если программа авторская (разработана учителем).

Элективные курсы могут иметь различный объем: от 12 - 20 до 68 - 70 и более часов. Рекомендуемый объем - 34 - 68 часов6. (Приложение № 3)

Актуальным остается требование о соблюдении преемственности предметных линий внутри концентров:

- основного общего образования (6 кл. - 9 кл.);

- основного (полного) общего образования (10 кл. -11 кл.).

При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ГОС, как многофакторный подход к содержанию истории - обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:

- прямое сравнение России и других стран;

- хронологическая синхронизацияизучения событий в России и в мире;

- анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

Следует обратить внимание на дополнения в содержании обязательного минимума основных образовательных программ в разделе «Среднее (полное) общее образование» на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 24.01.2012 г. № 397:

«…а) позицию «История как наука» дополнить абзацем следующего содержания:

«Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний»;

б) позицию «Российская Федерация (1991 - 2003 гг.)» дополнить абзацем следующего содержания:

«Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны».

В подразделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» раздела «Стандарт среднего (полного) общего образования по истории» (профильный уровень):

а) позицию «История как наука» дополнить абзацем следующего содержания:

«Проблема фальсификации исторических знаний»;

б) позицию «Российская Федерация (1991 - 2003 гг.)» дополнить абзацем следующего содержания:

«Модернизация исторических взглядов. Интерпретация или фальсификация исторических фактов и событий. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории».

В настоящее время определяющее место в организации преподавания курсов «История» и «Обществознание» занимает учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс(УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. УМК разрабатывается на основе проекта образовательного стандарта и образовательной программы по учебному предмету.

Подробная информация о современных УМК по ИСТОРИИ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. Всё об учебниках федеральных перечней (/asp)

2. Издательство «Просвещение ()

3. Издательство Дрофа ()

4. Издательство Русское слово (http:// )

5.Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ ( )

6. Издательство БАЛАСС ()

Основой для преподавания предмета История и Обществознания являются: Примерная программа основного общего образования по истории и по Обществознанию (/work/obr/dok/obs/3838).

Обращаем Ваше внимание на примерные программы основного и среднего общего образования, которые размещены на сайте Федерального агентства по образованию РФ: www.td.gov.ru в разделе «методическое обеспечение» Примерные программы для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение часов по разделам курса, определяют минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии учащихся, средствами данного учебного предмета. Данная программа может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем.

Лидирующие позиции по востребованности учителями и учащимися и библиотечному обеспечению сохраняют издательства «Просвещение» и «Дрофа». Кроме того, УМК [под ред. А.А. Данилова] издательства «Просвещение» активно задействованы при составлении КИМов ГИА в новой форме для IX класса и ЕГЭ для XI класса.

Обращаем также внимание на современную линию учебников издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ». Завершенные комплекты по всеобщей истории под ред. В.С. Мясникова (5 – 9 кл.), по истории России под ред. Р.Ш. Ганелина (6 – 9 кл.), по всеобщей истории под ред. В.С. Мясникова (базовый уровень, 10 – 11 кл), по истории России под ред. Ганелина Р.Ш. (базовый уровень, 10 – 11 кл.) в полном объеме вошли в перечень рекомендованных. Названные учебники отличаются компактностью изложения, интересным содержанием, грамотным методическим аппаратом, удобны в работе в условиях часовой сетки БУП – 2004 г., полностью соответствуют примерной программе по предмету и федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Немаловажно наличие в указанной линии специального учебника по пропедевтическому курсу «Что изучает история» для пятого класса.

Изучение обществознания в школе включает преподавание данного курса в основной школе, которое является составной частью обществоведческой подготовки учащихся. Изучение обществознания в 6 и 7 классах ориентировано, прежде всего, на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ в жизни общества. Курс основной школы представляет собой относительно завершенную систему знаний. Он дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знаниях прикладного характера, необходимых для выполнения социальных ролей. Целый ряд теоретических предположений изучаются на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые рассматриваются уже на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях.

В соответствии с Концепцией модернизации образовании значительно возрос объем, включенных в интегральный курс обществознания экономических и правовых знаний. В классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющей обществоведческого образования отразилось в заметном превышении их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 №241 «О типовом учебном плане общего среднего образования» на изучение учебных
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании “основ безопасности жизнедеятельности” в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283, обязательное изучение всеми учащимися «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ)
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании “основ безопасности жизнедеятельности” в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283, обязательное изучение всеми учащимися «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее –
  4. Информационная карта в 2012-2013 учебном году (2)

    Документ
    Медико-социальные условия пребывания обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Куйбышевского района «Гимназия №1 имени А.Л.
  5. Информационная карта проходящего государственную аккредитацию в 2012 – 2013 учебном году

    Документ
    1. Медико-социальные условия пребывания обучающихся в школе оптимальны; режим обучения в школе соответствует требованиям СанПиН, подтвержденным лицензией № 328698 от 27.
  6. Комплексный план организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в нфи кемгу

    Комплексный план
    Стратегической целью развития НФИ КемГУ, его образовательно-воспитательной, научной и инновационной деятельности является подготовка квалифицированных кадров, готовых к профессиональному продвижению, личностной самореализации и конкурентоспособных

Другие похожие документы..