Главная > Документ


Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

3

В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы.

Иммануил Кант

КУРГАН

2011

Составители:

Любушкина Л.Ю., заведующая отделом информации и инновационного опыта ГАОУ ДПО ИРОСТ

Болдырева О.М., методист по информационным связямотдела информации и инновационного опыта ГАОУ ДПО ИРОСТ

Макет:

Сергеева Е.А., методист по корректорской деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ

Рецензент:

Криволапова Н.А., первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ, доктор педагогических наук


I. Из опыта работы

23-53-18 Л.Ю. Любушкина, каб. 202

отдел информации и инновационного опыта ГАОУ ДПО ИРОСТ

Автор передового опыта: Осипова Ольга Сергеевна, старшая вожатая

Адрес опыта: Введенский детский дом, Кетовский район

Тема опыта: «Развитие детского соуправления в условиях детского дома»

Современные социально-экономические преобразования требуют формирования личности, успешно адаптирующейся к современным условиям. В условиях детского дома в решении этой задачи большую роль играет развитие инициативы, творчества, формирование активной преобразующей гражданской позиции воспитанников. Соуправление детей и педагогов позволяет успешно решать эту задачу.

Особенности психофизического состояния здоровья воспитанников Введенского детского дома (70% детей обучаются в школе 8 вида) потребовали создания особых условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности. Детский дом находится в сосновом бору, для организации жизнедеятельности детей оборудованы современные помещения, работают библиотека, комната психологической разгрузки, социальная гостиная, 10 кружков разнообразной направленности. Коллектив детского дома находится в постоянном поиске новых видов и форм совместной деятельности детей и взрослых, формирующих гуманистические, демократические отношения.

Одним из направлений такой совместной деятельности является игровая модель «Городок детства «Радость». Структура соуправления детского дома соответствует структуре управления городом, форма соуправления – РПП (распределение постоянных поручений). Возглавляет Городок мэр. Городок детства «Радость» имеет свой флаг, герб, гимн, устав. Городок делится на микрорайоны по числу школьных семей детского дома. Каждый микрорайон управляется районным советом, который возглавляет глава. От каждого микрорайона выбираются депутаты в городские комиссии (советы), работающие по следующим направлениям: образование, здравоохранение и спорт, трудовая деятельность и дежурство, досуг, пресс-центр.

Высшим органом детского соуправления является общее городское собрание, которое проводится не реже 1 раза в год. Активно взаимодействуют дети и взрослые: в состав мэрии, наряду с детьми, входят зам. директора по УВР, старший воспитатель, вожатая, в состав комиссий зам. директора по ВР, воспитатели, которые позволяют детям овладевать новыми знаниями и практическими навыками в проведении рейдов, конкурсов учебной и трудовой направленности.

Подготовка традиционных праздников (День учителя, осенний бал, День рождения детского дома, 8 марта, Фестиваль русских традиций и обычаев, Перекличка телестудий, работа городского пресс-центра «Городской дилижанс») формирует у воспитанников организаторские и творческие способности, помогает ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем детского дома.

Вопросы мониторинга развития детского соуправления, внедрения новых форм совместной деятельности педагогов и детей постоянно выносятся на МО, педсоветы, а также консультации с воспитанниками с целью приобщения их к совместному планированию, анализу, реализации организаторских способностей. В настоящее время в соуправлении задействовано 68,5% детей.

Автор передового опыта: Мелешкина Любовь Павловна, воспитатель

Адрес опыта: Варгашинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, Варгашинский район

Тема опыта: «Организация детского соуправления в коррекционной школе»

Воспитанники специальной (коррекционной) школы – дети с особенностями психофизического развития и «богатым» негативным социальным опытом в прошлом. В воспитании таких детей большую роль играет развитие инициативы, творчества, формирование активной преобразующей гражданской позиции. Именно детские организации предоставляют широкие возможности для получения навыков общения, самоутверждения, расширения социальных контактов.

С 1996 г. в Варгашинской специальной (коррекционной) школе существует «Лесная республика», имеющая свое положение, устав, президента, атрибутику. Деятельность ее осуществляется в форме игры-соревнования. Воспитанники школы работают в тесном контакте с педагогом-организатором, классными руководителями, воспитателями. Основные задачи детского соуправления:

  • воспитание гражданственности и патриотизма через организацию поисковой и краеведческой работы;

  • воспитание ответственности за состояние окружающей среды, свое здоровье;

  • создание условий для самореализации детей,

  • развитие их активности, самостоятельности, ответственности.

Основные направления деятельности соуправления: работа Советов «Лесной республики», работа в отрядах, взаимодействие с социумом, игра-соревнование «Кто впереди?».

В структуру соуправления «Лесная республика» входят пять Советов: Совет командиров (подведение итогов соревнования, информирование отрядов о предстоящем деле); Совет санитаров (санитарное состояние в спальнях и игровых и отражение результатов на стенде «Мы соревнуемся»); Совет дела (это организаторы и участники всех проводимых в республике КТД: праздников, конференций, турниров, слетов, дискотек); Совет милосердия (шефская помощь младшим, ветеранам школы и Великой Отечественной войны); Совет трудовых дел (порядок в школе, на территории, посильная помощь в ремонте).

В детской республике воспитанники школы-интерната учатся взаимодействию с разными учреждениями и организациями поселка и области: участвуют в различных районных конкурсах, соревнованиях, экскурсиях на предприятия поселка: завод ППСО, пожарную часть, музей ПУ-12; в совместной деятельности с музыкальной школой, районной библиотекой.

Разнообразна общественно-полезная деятельность воспитанников Детской республики: строительство песочниц и ледяных горок для малышей, проведение экологических субботников, трудовая помощь в посадке, выращивании и сборе урожая ветеранам, приглашение и чествование ветеранов на праздниках, уроках мужества, торжественных линейках. Такая работа детей совместно с педагогами формирует у воспитанников ценностные мотивы и способы общественного поведения, воспитывает толерантность.

Выбранная модель и форма соуправления способствуют развитию самостоятельности детей, развитию коммуникативных и творческих способностей, обеспечивают равноправное положение детей в межличностных отношениях, дают возможность для самоутверждения.

Автор передового опыта: Статных Марина Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе

Адрес опыта: МОУ «Погорельская средняя общеобразовательная школа», Шадринский район

Тема опыта: «Педагогическая поддержка школьного ученического самоуправления»

Целью исследований стала работа по обеспечению педагогов знаниями, необходимыми для организации самоуправления, создание условий для формирования у обучающихся навыков демократического поведения и общения, выявление и подготовки будущих лидеров, создание благоприятных условий для гражданского воспитания школьников.

Для развития демократического уклада жизни созданы и работают органы самоуправления обучающихся на добровольной основе – детские и юношеские ученические организации, деятельность которых регулируется соответствующими положениями:

1-4 классы – «Непоседы»,

5-7 классы – «Дети – юные патриоты России»,

8-11кл. – «Совет старшеклассников».

Основная задача ученических организаций – содействовать развитию личности ребенка, формировать познавательную и социальную активность детей и организовать детский досуг.

Для реализации этой проблемы на более качественном уровне были внесены корректировки в методическую работу:

  • проводится анализ работы органов ученического самоуправления, изучается опыт работы других объединений, организуются встречи, составляется план работы;

  • для поддержания интереса к деятельности органов ученического самоуправления, для развития творческой инициативы в содержание работы включаются конкурсы: на лучшее предложение в план; на лучший проект КТД; «Лидер года»;

  • проводятся традиционные внеклассные мероприятия по вступлению в органы ученического самоуправления;

  • соблюдаются и обновляются школьные традиции в ходе организации и проведения различных мероприятий: осенний бал, день учителя, день матери, митинг памяти, встреча поколений, день детства и др.

  • организована работа отряда волонтеров (оказание адресной помощи ветеранам ВОВ, инвалидам, труженикам тыла, пожилым жителям села)

  • учащиеся индивидуально и в группах разрабатывают социальные проекты, сценарии школьных традиционных мероприятий и праздников;

  • воспитывается уважение к символике своей организации.

Отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивает наличие принятых как педагогом, так и учащимися определенных правил управленческих отношений, создание обстановки взаимоответственности и взаимного доверия.

Эффективным помощником в развитии ученического самоуправления является газета «Школьный Домовенок». Сами учащиеся придумывают рубрики для своей газеты, оформление, подбирают материал. Газета распространяется не только среди обучающихся, родителей, педагогов, но и среди выпускников и гостей школы.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии. Самоуправление, прежде всего, - это интересная форма жизни в школе, в которой обучающийся ощущает свою значимость, готовиться к взрослой жизни, сохраняя детство.

Автор передового опыта: Ваганова Светлана Владимировна, директор

Адрес опыта: МОУ ДОД «Дом детского творчества», Щучанский район

Тема опыта: «Создание условий для социально-педагогического сопровождения подростковых инициатив»

Учреждение дополнительного образования детей – наиболее комфортная среда, где ребенок может наиболее полно обогатиться социальным опытом и реализовать себя как личность. Поэтому одним из приоритетных направлений в нашей деятельности является педагогическое сопровождение и поддержка подростковых инициатив.

В Доме детского творчества созданы для этого следующие условия:

  • открыта экспериментальная площадка регионального и федерального уровней «Технология социально-педагогической поддержки подростковых инициатив в системе дополнительного образования на муниципальном и поселенческом уровне»;

  • ведется стимулирование педагогов к инновационной деятельности;

  • организовано методическое сопровождение;

  • усовершенствована образовательная программа дополнительного образования, большее внимание уделяется развитию социальных практик, социально-значимой, исследовательской деятельности;

  • разработана комплексная программа «Культурно-досуговая деятельность Дома детского творчества»;

  • организован ряд обучающих семинаров по организации проектно-исследовательской деятельности;

  • прошло обучение детей основам журналистской деятельности, созданию школьной газеты. Полученные знания нашли отражение в практической деятельности, что повлияло не только на рост количества школьной прессы, но и на качество детских работ в районных СМИ.

Научно-практические конференции подтверждают интерес подростков к разработке собственных исследовательских проектов. В результате формируется Банк подростковых инициатив, куда входят творческие и социальные проекты, разработанные детьми. Традиционным становится конкурс «Лидер 21», задачи которого – поддержка инициатив детей по улучшению качества жизни, развитию гражданской активности.

В учреждении разработана рабочая модель социально-педагогического сопровождения подростковых инициатив. Ядро модели - Центр поддержки подростковых инициатив, главным субъектом которого является Ребенок, его инициативы, потребности. Условия реализации модели – межведомственное взаимодействие, Дом детского творчества, координирующий деятельность Центра и организованная совместно социально-значимая деятельность. Дом детского творчества сотрудничает с различными учреждениями и организациями, в том числе общественными. Данная модель открытая, ежегодно пополняется новыми связями.

Деятельность Центра подростковых инициатив строится на основе интересов и потребностей подростков, которые изучает и анализирует Совет, в состав которого входят представители ОУ города, Дома детского творчества, РОСТО, Отдела культуры, ГИБДД, военкомата. Совет осуществляет свою работу в соответствии с планом работы, которым предусматриваются различные формы организации социально-значимой деятельности. Конкретные социально-значимые дела подростков способствуют формированию и развитию Личности инициативной, творческой, социально-адаптированной, профессионально-ориентированной.

Одной из форм поддержки инициатив является организация социальной практики обучающихся, цель которой – создание условий для активной самостоятельной работы.

В Доме творчества разработаны положение и деятельностная модель социальной практики обучающихся на основе детских инициатив.

Одним из условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждого обучающегося в Доме детского творчества выступает детское самоуправление, которое дает большую возможность, проявляя инициативу, выдвигать идеи и работать над их претворением.

Для самореализации ребенка предоставлены различные виды деятельности:

  • подготовка и проведение праздников,

  • организация и проведение городских и районных акций;

  • проведение коллективно-творческих дел;

  • создание видеороликов, фильмов, презентаций;

  • участие в фестивалях, выставках детского творчества с защитой проектов;

  • организация и участие в различных концертах;

  • участие в проектной и исследовательской деятельности и пр.

  • работа в досуговом отряде «Новое поколение», в котором ребята осваивают навыки педагогической и вожатской деятельности.

Традиционным становится выпуск буклетов, сборников, газет, альбомов, видеороликов, презентаций по итогам участия детей в мероприятии. Необходимым условием в модели является публичное обсуждение деятельности на семинарах, конференциях, сборах, «круглых столах».

В результате подростки выходят на более высокую ступень – осознание своей деятельности и распространение опыта:

  • во время творческих недель объединений, где сами ребята проводят отчет о своей деятельности, передают свой практический опыт, показывают свои организаторские умения;

  • проведение мастер-классов, в ходе которых дети демонстрируют теоретические знания и практические навыки не только перед своими сверстниками, но и взрослыми.

Данный маршрут помогает ребенку увидеть цель и конечный результат своей деятельности, учит планировать, анализировать, прогнозировать.

Автор передового опыта: Клюшкова Надежда Аркадьевна, заместитель директора по ВР

Адрес опыта: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», г. Шадринск

Тема опыта: «Реализация деятельностного подхода в практике воспитания»

В школе сложилась система воспитательной работы, направленная на организацию социально-значимой деятельности обучающихся.

Направление «Отечество», решающее задачи гражданско-патриотического воспитания, предполагает участие школьников в поисково-исследовательской деятельности: поиск, сбор и оформление краеведческого материала, выступление на школьных, городских и областных конференциях, в «Малых Бирюковских чтениях», оформление экспозиций в музеях «Русская изба», Музей воинской славы жителей Нового и Северного поселков, истории школы; а также тимуровскую работу в микрорайоне.

Направление «Гражданин», решая задачи гражданско-правового воспитания, предполагает участие самих школьников в жизни образовательного учреждения через деятельность органов самоуправления. Кабинет правопорядка организует рейды по соблюдению обучающимися Устава школы, Правил для учащихся, члены комитета дежурят на дискотеках, являются участниками заседаний Совета профилактики, активно включаются в работу по предупреждению правонарушений; Старостат и комитет здравоохранения следят за санитарным состоянием и озеленением классных комнат, Пресс-служба выпускает газету «Закон знать – закон уважать». Члены отряда ЮИДД проводят рейды в микрорайоне по соблюдению правил дорожного движения, выпускают газету «Светофор».

Направление «Здоровье» предполагает проведение силами комитета физкультуры и спорта спортивных мероприятий: турслетов, военно-спортивных игр «Зариничка» и «Зарница», первенства школы по футболу, баскетболу, лыжам и т.д. Пресс- служба организует конкурс плакатов «МЫ – против…» по профилактике употребления ПАВ, комитет здоровья выпускает санбюллетени и готовят материал к урокам здоровья, физорги в классах проводят доурочную гимнастику и физминутки на уроках.

Направление «Культура» решает задачи эстетического воспитания и организует основное дело – фестиваль искусств. Школьники 1-11 классов готовят концертные программы, выступают перед педагогами, родителями, ветеранами, на празднике пожилых людей, в детских садах и доме престарелых, участвуют в конкурсах рисунков, в том числе персональных, конкурсах фотографий, демонстрируют свои поделки, вышивку, вязание, участвуют в городских выставках объемной игрушки, технического творчества, «Дизайн одежды» (СЮТ), выставках «Природа и фантазия», «Рождественский букет» (СЮН) и т.д.

Направление «Земля» реализует задачи экологического и трудового воспитания. Дети активно работают в теплице и на школьном участке с апреля по октябрь: перекапывают клумбы, высаживают цветы, подрезают деревья, убирают не только школьный двор и сад, но и прилегающую территорию. В течение лета учащиеся, достигшие 14 лет, работают в отрядах по благоустройству города. В осенне-зимний период они изготовляют скворечники, развешивают кормушки для птиц, организуют сбор семян для подкормки зимующих пернатых.

На протяжении последних лет в школе проводится акция «Доброе сердце» по сбору вещей, книг, канцелярских товаров для детей из малообеспеченных семей школы, дома-интерната для детей инвалидов №1, школ- интернатов № 16, № 6. Ежегодно тимуровцы школы готовят поздравления и подарки ветеранам к памятным датам, оказывают шефскую помощь.

Детское объединение ДОМ (5-8 класс) одним из направлений работы выбрало Шефство, оказывая посильную помощь классным руководителям школы I ступени и детским садам. Агитбригада «Красный. Желтый. Зеленый» ежегодно выступает с программой по безопасности дорожного движения в детском саду № 15 «Яблонька», а учащиеся филиала школы – частые гости в детском саду №36 «Сказка». Семиклассники организуют и проводят мероприятия для обучающихся младших классов: «Посвящение в пешеходы», «Посвящение в члены детского объединения ДОМ», турслет «Грибная охота». Старшие ребята выступают с лекциями, докладами и сообщениями, проводят спортивные и развлекательные мероприятия.

Автор передового опыта: Злодеева Людмила Александровна

Адрес опыта: МОУ «Лицей № 1», г. Шадринск

Тема опыта: «Система работы с одаренными детьми – основа для развития интеллектуально-творческого потенциала обучающихся и условие успешной самореализации личности в современном мире»

Развитие системы работы с одаренными детьми – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности обучающихся. Важно создать условия для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей обучающихся, воспитывать у них желание заниматься интеллектуальной деятельностью, формировать навыки продуктивного интеллектуального труда.

В МОУ «Лицей №1» г. Шадринска созданы условия, сложилась определенная система работы, направленная на развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

На всех ступенях обучения в лицее реализуется 120 образовательных программ, из них 68 основных образовательных, 52 дополнительных (естественнонаучного направления - 12, физико-математического - 14, технологического - 7, других - 19). Каждому лицеисту предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Перечень основных мероприятий, реализуемых в работе с одаренными детьми, включает следующие конкурсы и конференции:

  • ВОШ: лицейский интеллектуальный марафон,

  • научное общество обучающихся,

  • День науки (секционные научно-практические конференции),

  • общелицейская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» (II, III ступень),

  • научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» (I ступень),

  • предметные декады по образовательным областям.

Обучающиеся лицея принимают участие и в мероприятиях всероссийского уровня:

  • молодежные чемпионаты (филологический, математический),

  • международные конкурсы «Кенгуру - математика для всех», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Британский бульдог», игровые конкурсы «Золотое Руно», «Кит - компьютеры, информатика, технологии»,

  • всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся и Всероссийская открытая конференция «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку»,

  • инновационный проект для младших школьников - «Эрудит-марафон учащихся» (ЭМУ), в рамках которого проходят конкурс эрудитов и конкурс специалистов, конкурс творческих команд.

Ежегодно в лицее проводится мониторинг участия обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях на разных уровнях. В лицее создан и постоянно обновляется Банк данных «Одаренные дети», в который внесены имена 232 обучающихся (36%), учитывая их результаты участия в интеллектуальных состязаниях различного уровня.

Педагогический коллектив, руководствуясь в своей деятельности принципами максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности, индивидуализации и дифференциации обучения, формирует познавательный интерес и образовательную активность обучающихся лицея.

Автор передового опыта: Скородумов Василий Павлович, директор

Адрес опыта: Курганский областной детский дом № 1, г. Курган

Тема опыта: «Формирование личности воспитанника детского дома через развитие творческих способностей»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дополнительного профессионального образования квалификации и переподготовки работников образования

    Программа
    ... общего образования» Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования ( ... карта; работа и информацией, работа с данными, ... Экспресс-опрос 3. Модуль 119-К 6 2 4 Экспресс-опрос 4. Модуль 120-К 6 2 4 Экспресс-опрос ...
  2. Дополнительного профессионального образования (14)

    Автореферат диссертации
    ... государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования Ульяновский институт повышения квалификации ... работы с внепрограммным, дополнительным материалом Экспресс-информация, сообщение Реферат Доклады ...
  3. Дополнительного профессионального образования (19)

    Документ
    ... ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования «Государственная академия профессиональной ... отделов маркетинга, информация и административного персонала ... доставки Федерал Экспресс сопровождает свои ...
  4. Дополнительного профессионального образования

    Документ
    ... массовой информации в ... Экспресс-профориентация «Ориентир», методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное ... дополнительногопрофессиональногообразования. Дополнительноепрофессиональноеобразование ...
  5. Дополнительного профессионального образования (1)

    Документ
    ... дополнительногопрофессиональногообразования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ГОУ ДПО ЧИППКРО) Тенденции дополнительногопрофессиональногообразования ...

Другие похожие документы..