Главная > Документ


С 2001 г. функционирует докторантура по специальности 05.22.07 – «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация». Научные консультанты докторантов профессора: д.т.н. Просвиров Ю.Е., д.т.н. Носырев Д.Я., д.т.н. Григорьев В.Л.

Академия обеспечивает переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава до 20% от его численности в год.

Все выпускники СамГАПС трудоустроены (см. раздел 7).

Таким образом, самообследование показало, что структура подготовки специалистов соответствует потребностям рынка труда, запросам потребителей (как обучающихся, так и работодателей). Она полностью оптимизирована под выполнение задач, стоящих перед академией.

4. Качество содержания подготовки выпускников

Первостепенное внимание при проведении самообследования уделялось вопросам качества подготовки специалистов в СамГАПС.

Подготовка специалистов ведётся по основным образовательным программам, разработанным академией в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и рекомендациями методического совета академии по составлению учебных планов специальностей подготовки. Их состав сформирован в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2000 г. № 14-52-357ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» и включает в себя:

- государственный образовательный стандарт по направлению (специальности);

- учебный план академии по специальности, разработанный на основе государственного образовательного стандарта и примерного учебного плана;

- совокупность учебно-методических комплексов дисциплин учебного плана;

- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

Состав учебно-методического комплекса дисциплины соответствует инструктивному письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак.

Анализ учебных планов академии показал:

- соблюдено временное соотношение между блоками дисциплин, установленных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования;

- учебные планы полностью соответствуют государственным образовательным стандартам по перечню дисциплин, их объему и преемственности гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального циклов дисциплин.

Обеспечена логическая последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам обучения.

Проведена унификация блоков дисциплин - гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и отдельных общепрофессиональных дисциплин родственных специальностей для формирования лекционных потоков.

Аудиторная работа студентов не превышает установленный государственным образовательным стандартом предел аудиторной нагрузки.

Учебные планы для заочного обучения соответствуют учебным планам очного обучения.

Учебные планы академии по всем реализуемым программам высшего профессионального образования прошли экспертизу Шахтинского центра Министерства образования и науки Российской Федерации и получили положительное заключение о соответствии ГОС ВПО.

Рабочие программы по дисциплинам полностью соответствуют учебным планам. Рабочие программы по всем дисциплинам имеются в электронном виде и в библиотеке; таким образом, они доступны для обучающихся.

Самообследование показало, что содержание подготовки специалистов соответствует требованиям ГОС ВПО и иным нормативным документам.

5. Качество организации учебного процесса

Учебный процесс в институте организуется в соответствии с графиками учебного процесса очного и заочного обучения, разрабатываемыми на каждый учебный год.

Занятия со студентами очного обучения проводятся по расписанию, составляемому на один семестр. В расписании предусматривается оптимальное чере­дование лекционных и практических (лабораторных) занятий. Аудиторные занятия проводятся 5 дней в неделю.

Аудиторные занятия со студентами заочного обучения проводятся по расписанию, которое составляется на период установочной сессии. Учебные заня­тия в период сессии проводятся по 8-10 часов в день. В межсессионный период для студентов-заочников, как правило, по субботам проводятся консультации.

Усилению практической подготовки служит созданный совместно с Куйбышевской железной дорогой учебный полигон «Транспортные системы».

Тематика дипломного проектирования формируется по согласованию с соответствующими службами Куйбышевской железной дороги.

Студенческая научно-исследовательская работа организована практически на всех кафедрах института.

Основными видами самостоятельной работы студентов (СРС) в академии являются: работа с первоисточниками, написание рефератов, выполнение индивидуальных заданий, выполнение расчетно-графических работ, подготовка лабораторных работ и их выполнение, выполнение курсовых проектов и работ, выпускных квалификационных работ, участие в НИРС, научных семинарах, конференциях. Все виды СРС, применяемые в университете, имеют достаточную методическую основу.

Основные формы контроля СРС традиционны: опросы на лекциях, собеседования по контрольным работам, защита лабораторных работ, курсовых проектов и работ. Широко используется и такая форма контроля знаний студентов, как тестирование.

Для успешной СРС организована работа библиотеки, читальных залов и учебно-методических кабинетов кафедр, где имеется необходимая литература как научно-техническая, так и периодическая. В учебных программах дисциплин предусмотрены темы для самостоятельной работы студентов.

Компьютеризация учебного процесса охватывает практически все существующие процедуры СРС: самообучение, самоконтроль, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, проведение расчетов в рамках курсового и дипломного проектирования, подготовку к экзаменам.

Учебно-научный процесс вуза направлен на практическую профессиональную подготовку выпускников, так как вуз, в основном, выпускает специалистов для предприятий железнодорожного транспорта Приволжско-Уральского региона.

Организацию, руководство и проведение практик осуществляют выпускающие кафедры академии. Содержание каждой практики по курсам и специальностям определяется рабочими программами, разработанными выпускающими кафедрами. В качестве баз практики выступают в основном предприятия Куйбышевской, Приволжской, Южно-Уральской, Горьковской и Юго-Восточной железных дорог – филиалов ОАО «РЖД»: локомотивные и вагонные депо, дистанции электроснабжения, сигнализации и связи, ДЦФТО, опорные станции, дистанции пути и путевые машинные станции и др. Направление студентов на практику осуществляется согласно договорам с предприятиями.

Представленные к аттестации специальности обеспечены базами для проведения практик – предприятиями, с которыми оформлены необходимые договорные отношения.

По всем видам практик имеются необходимые формы отчетности.

С 2005/2006 уч. года введена подготовка студентов, обучающихся по целевым направлениям ОАО «Российские железные дороги», по 13 программам профессиональной подготовки. Это позволяет студентам большинства специальностей выходить на производственную практику, уже имея подготовку по рабочим профессиям.

Учебно-лабораторная база академии обеспечивает подготовку по всем представленным к аттестации специальностям. Она достаточно современная и полностью соответствует образовательным программам академии. Многие аудитории оснащены современными техническими средствами обучения, включая аудио-видео-компьютерные и компьютерные классы, подключенные к корпоративной сети вуза и сети Интернет.

Самообследование показало, что качество организации учебного процесса в СамГАПС находится на высоком уровне, учитывает специфику вуза и является оптимальным для обеспечения качественной подготовки специалистов.

6. Качество итоговой аттестации выпускников

Итоговая аттестация студентов проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации в вузе в виде междисциплинарного Государственного экзамена по специальности и защиты дипломного проекта или дипломной работы.

В период подготовки к Государственному экзамену студентам читаются обзорные лекции, к проведению которых привлекаются ведущие преподаватели выпускающей кафедры и специалисты соответствующих служб Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Тематика дипломного проектирования, в основном, направлена на решение конкретных производственных задач или на создание лабораторных стендов выпускающей кафедры.

Высокое качество подготовки специалистов гарантируется привлечением к работе в ГЭК и ГАК ведущих специалистов и руководителей железнодорожной отрасли, учёных ведущих вузов. В 2006 г. ГАК по специальностям возглавляли:

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - Охрименко А.И., начальник регионального центра Департамента «Казначейство» ОАО «РЖД» на Куйбышевской железной дороге – филиале ОАО «РЖД», к.т.н., доцент.

080502 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)» – Быкадоров С.А., профессор кафедры «Экономика транспорта» Сибирского государственного университета путей сообщения, д.э.н.

190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» - Кобзев А.П., зав. кафедрой «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины» Балаковского института техники, технологии и управления Саратовского государственного технического университета, д.т.н., профессор.

190301 «Локомотивы» - Яковлев С.П., начальник службы локомотивного хозяйства Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

190302 «Вагоны» - Насретдинов Т.М., начальник службы вагонного хозяйства Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

190303 «Электрический транспорт железных дорог» - Комаров А.А, директор завода по ремонту подвижного состава структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

190401 «Электроснабжение железных дорог» - Ахкямов Ф.Г., руководитель Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.

190402 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» - Кияткин Н.А., начальник службы сигнализации, централизации и блокировки Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» - Лемешко В.Г., начальник Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

230201 «Информационные системы и технологии» - Прохоров С.А., зав. кафедрой «Информационные системы и технологии» Самарского государственного аэрокосмического университета, декан 6-го факультета, д.т.н., профессор.

270201 «Мосты и транспортные тоннели» - Овчинников И.Г., зав. кафедрой «Мосты и транспортные тоннели» Саратовского государственного технического университета, д.т.н., профессор.

270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» - Приезжев С.С., заместитель начальника Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Итоги государственной аттестации выпускников представлены в приложениях.

Самообследование показало, что выпускники СамГАПС получают хорошую профессиональную подготовку, выполняют все требования учебных программ.

7. Востребованность выпускников

Выпускники СамГАПС пользуются заслуженным уважением на предприятиях железнодорожной отрасли. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что количество заявок от предприятий ОАО «РЖД» превышает количество выпускников академии. СамГАПС – единственное образовательное учреждение в регионе, которое сохранило систему распределения выпускников. Академия предоставляет распределение на рабочие места не только для студентов, обучающихся по бюджету, но и для студентов, обучающихся за полную компенсацию. Процент студентов, работающих по распределению после окончания вуза превышает 90%, а среди выпускников железнодорожных специальностей – достигает 100%. Это объясняется тем, что ряд выпускников экономических специальностей отказываются от распределения, т.к. самостоятельно находят себе высокооплачиваемую работу. Большая часть выпускников СамГАПС трудоустроена на предприятиях г.Самары и Самарской области. По состоянию на 01.07.2006 г. выпускники СамГАПС на учёте в Центре занятости населения города Самары не состоят (см. письмо и.о. директора ГУ ЦЗС А.В.Тыщенко № 1075 от 14.07.2006 г.).

Отзывы с предприятий-работодателей свидетельствуют о достаточно высоком уровне подготовки специалистов в институте. Многие выпускники академии занимают руководящие должности на предприятиях – филиалах ОАО «РЖД». Рекламаций на качество подготовки специалистов академия не получала.

Кроме того, часть выпускников академии остаются в СамГАПС с целью обучения в аспирантуре и работы по научно-педагогическому профилю деятельности.

Анализ показывает, что структура и содержание подготовки в СамГАПС отвечают потребностям региона и железнодорожной отрасли, адаптированы к сложившемуся рынку труда, а студенты академии востребованы как специалисты.

8. Внутривузовская система контроля качества

подготовки специалистов

В отчетном периоде решению проблем, связанных с совершенствованием и развитием внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов, со стороны руководства академии уделялось особое внимание. Вопросы организации проведения и анализа результатов контроля качества образовательных и учебных процессов на систематической основе рассматривались на заседаниях кафедр, Ученых советов институтов, Ученого совета академии. По результатам анализов при необходимости разрабатывались и реализовывались меры корректирующего действия, направленные на устранение причин выявленных недостатков на этапах организации, подготовки и осуществления образовательной деятельности.

В академии в полном объеме сохранены и получили дальнейшее развитие традиционные для российской высшей школы формы и методы промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся, основанные на проведении профессорско-преподавательским составом СамГАПС собеседований и контрольных работ, защиты курсовых и дипломных проектов, сдачи учащимися зачетов и экзаменов по пройденным дисциплинам и т.п. Одновременно с этим в существенно больших масштабах стали применяться процедуры проверок знаний, основанные на контрольном тестировании обучающихся с использованием средств вычислительной техники и последующим сравнительным анализом полученных результатов с результатами других транспортных вузов, иных лучших образовательных учреждений России. Значительно больше внимания стало уделяться непосредственно контролю учебных процессов, реализуемых в подразделениях академии, и их основным элементам. В рамках развития данного направления Приказом ректора с одобрения Ученого совета академии в марте 2005 года был создан отдел мониторинга и контроля качества образовательных процессов. Доминирующее место в составе и содержании работ вновь созданного подразделения в отчетном периоде заняли вопросы:

  • планирования, организации и проведения контрольных проверок качества исполнения подразделениями и кафедрами академии утвержденных учебных планов и графиков;

  • организации проведения, сравнительного анализа и оценки результатов контрольного тестирования знаний студентов, в том числе проведение Интернет-экзаменов для оценки соответствия уровня подготовки студентов требованиям ГОС, проводимые Национальным аккредитационным агентством в сфере образования;

  • организации проведения, анализа и рейтинговой оценки результатов деятельности кафедр, академии в целом и т.п.

Оценка результатов контроля качества подготовки специалистов по итогам деятельности СамГАПС за 2001-2005 годы и анализ действующей нормативной и методической документации в области качества образовательной деятельности позволил руководству принять ряд принципиальных решений, направленных на повышение качества образовательных процессов, реализуемых в академии, и наметить основные направления по их реализации.

За основу методического обеспечения дальнейшего совершенствования процессов и процедур контроля качества специалистов на всех этапах их подготовки в СамГАПС и образовательного процесса в целом было принято решение принять международные стандарты в области качества образовательной деятельности и их Российские аналоги, такие как: ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) «Системы менеджмента качества. Требования», ГОСТ Р ИСО 14001 (ISO 14001) «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», ГОСТ Р 12.0.006. «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации (QHSAS 18001)», IWA 2:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании», ISO 10015 – 99 «Управление качеством. Руководящие указания по обучению», а также методики, рекомендованные Рособрнадзором для участников конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» при проведении самооценок.

В рамках развития данного направления работ в СамГАПС с начала 2006 года привлечены к сотрудничеству ведущие специалисты и эксперты по сертификации систем менеджмента качества академии стандартизации, метрологии и сертификации, Ростехнадзора РФ, российско-германской организации «Интерсертифика», с помощью которых к настоящему времени определены цели и задачи академии в области качества, состав элементов и структура интегрированной системы менеджмента качества (ИСМК) СамГАПС.

Состав и структура нормативной документации ИСМК СамГАПС приведена на рис. 8.1. К настоящему времени разработаны и находятся на стадии опытной апробации основополагающие документы ИСМК:

  • Видение, Миссия, Ценности СамГАПС;

  • Ключевые принципы организации и функционирования ИСМК СамГАПС;

  • Приоритетные задачи и направления деятельности СамГАПС на 2006 –2007 годы;

  • Политика в области качества;

  • Структура и состав целей в области качества СамГАПС на 2006-2007 год;

  • Процессная модель;

  • Состав нормативной документации ИСМК;

  • Матрица распределения полномочий и ответственности в области качества между должностными лицами СамГАПС;

  • Структурная схема службы качества СамГАПС;

  • Положение о Координационном Совете по качеству СамГАПС;

  • Руководство по качеству СамГАПС, первая редакция.


Рис. 8.1 Структурная схема документации ИСМК

Организационной основой дальнейшего развития работ является деятельность Координационного Совета по качеству, в состав которого входят высшее руководство, заведующие кафедрами, профессора и представители функциональных подразделений академии, а также представители внешних заинтересованных организаций (Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», Самарского филиала академии стандартизации, метрологии и сертификации и т.д.).

Процессами и процедурами ИСМК предусматривается охватить все этапы жизненного цикла предоставляемыми академией образовательных услуг от довузовской подготовки и профессиональной ориентации школьников до повышения квалификации ППС академии и высшего руководства организаций и предприятий – потребителей образовательных услуг СамГАПС, что схематично отражено на рис.8.2. Кроме того, существенное развитие уже в 2007 году должны получить процедуры самооценки результатов деятельности подразделений и академии в целом, основанные на рекомендациях Рособрнадзора и охватывающие следующие области и направления:

- роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов;

- политика и стратегия в области качества подготовки специалистов;

- использование потенциала преподавателей, сотрудников и обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов;

- рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских);

- управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов;

- удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов вуза;

- удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучаемых работой вуза;

- влияние вуза на общество;

- результаты, которых добился вуз в отношении запланированных целей повышения качества подготовки специалистов.

В рамках разрабатываемой ИСМК предусмотрено дальнейшее развитие системы контроля качества подготовки специалистов. При этом предполагается особое внимание уделить совершенствованию методического обеспечения применяемых процессов и процедур контроля на основе получивших международное признание «инструментов качества», таких как: бенчмаркинг (benchmarking), развертывание функций качества (Quality function deployment – QFD), сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), концепции и методологии процесса постоянных улучшений «Кайдзен (Kaizen)», «Бережливого производства» («Lean production»), реинжиниринга процессов (Business Process Reengineering), «6 сигм» и др.


Рис.8.2 Схема взаимодействия процессов СамГАПС

Самообследование показало, что работа академии в области контроля качества образовательных услуг в целом отвечает потребностям, а работы по созданию и сертифицированию системы менеджмента качества по международным стандартам позволит гарантировать высокий качества предоставляемых образовательных услуг.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. , , , , Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте Под редакцией профессора Рекомен

    Список учебников
    ... профессора А.П.Красова Рекомендовано Управлениемкадров, учебныхзаведений и правовогообеспечения Федерального агентства железнодорожного транспорта ... или поступили в учебныезаведения самостоятельно. Главное, чтобы учебноезаведение, в котором ...
  2. Анализ гоу сош №499 2010-2011 учебный год организационно-правовое обеспечение деятельности школы

    Анализ
    ... учебный год Организационно-правовоеобеспечение деятельности ... 1) собеседование с кадрами по составлению тематического ... объектами управления охраной труда и обеспечением безопасности ... представителями высших учебныхзаведений, учащиеся старших ...
  3. Ст Преподаватель Данилин Валерий Анатольевич

    Учебно-методический комплекс
    ... техническое и информационное обеспечение дисциплины Для обеспечения обучения и проведения различных ... , 2005. Бухгалтерский учет: учебник/ Управлениекадров, учебныхзаведений и правовогообеспечения Федерального агентства ж.д. транспорта; А.П. Красов ...
  4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБУЧАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПЛАН ДОКУМЕНТА ЗАКОНЫ

    Закон
    ... │ │квалификации │ │управления образованием субъектов│ │педагогических и│ │Российской Федерации │ │руководящих кадров с│ │ │ │учетом ... общественностью (с учетом специфики каждого учебногозаведения). 4. Правовоеобеспечение процесса. III этап. Модель ...
  5. С 43 ПЕДАГОГИКА Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/

    Учебное пособие
    ... эстетическое, трудовое, физи­ческое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. ... осуществляет расстановку педагогиче­ских кадровучебногозаведения с учетом мнения ... , исполнители; информационное обеспечениеуправления процес­сом решения задач; ...

Другие похожие документы..