Главная > Документ


12. Воспитательная деятельность

Целевые установки воспитательной деятельности

Воспитательная работа является неотъемлемой частью всего образовательного процесса академии.

Документом, регламентирующим учебно-воспитательную и внеучебную работу в академии, является «Концепция воспитательного сопровождения студентов СамГАПС».

Воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе и обстановке ослабления идеологического прессинга. Воспитание – управление процессом социализации индивида, оно заключается в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.

Необходимость воспитания в вузе подтверждена государственными правовыми актами. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества (статья 2). В законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» указаны основные задачи вуза в воспитательном процессе:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;

  • формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей (статья 8).

В «Типовом Положении о вузах РФ» указано на то, что воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей (п.33).

Общая цель воспитания студентов СамГАПС – разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина – патриота.

Главная задача воспитательного сопровождения студентов – создание условий для активной жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Ежегодно разрабатывается и утверждается ректором комплексный план воспитательной работы, в котором отражаются концептуальные подходы и все общие мероприятия по постановке воспитательной работы.

Основные направления воспитательной деятельности вуза:

  • адаптация студентов 1 курса;

  • воспитательная работа в студенческих общежитиях;

  • формирование у студентов навыков интеллектуального труда и подготовка их к профессиональной деятельности;

  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • самодеятельное художественное творчество и формирование нравственных ориентиров и эстетического вкуса;

  • агитационно-пропагандистская работа на предприятиях железнодорожного транспорта.

Следуя поставленным целям и задачам, в академии формируется атмосфера, которая способствует адаптации молодых людей к новым жизненным условиям, ориентирующая их на сознательное и целенаправленное личное и профессиональное развитие.

Информационное обеспечение организации и проведение внеучебной работы в образовательном учреждении

Информационное обеспечение всей воспитательной работы осуществляется через информационные стенды учебных корпусов, директоратов, деканатов, студенческих общежитий, где постоянно обновляется информация о проводимых мероприятиях, о работе отдела воспитательной работы, библиотеки, спортивных секций и других подразделений СамГАПС. Немаловажным источником донесения информации является общеакадемическая многотиражная газета «Хроника», студенческая газета «Стрелка», институтские и факультетские стенные газеты, а также официальный сайт академии. Отделом по связям с общественностью и СМИ совместно с отделом технических средств обучения и отделом воспитательной работы регулярно выпускаются видеофильмы «В кадре СамГАПС».

Система управления воспитательной деятельностью

Для управления воспитательной деятельностью в академии введена должность проректора по воспитательной работе и создан отдел воспитательной работы (ОВР).

В институтах и на факультетах введены должности заместителей директоров и деканов по воспитательной работе.

Разработан пакет локальных правовых актов, регламентирующих воспитательную и внеучебную работу. По мере необходимости по вопросам организации воспитательного процесса издаются приказы и распоряжения ректора.

Как правило, все крупные мероприятия: фестивали, смотры-конкурсы, спортивные соревнования и т.д. проводятся по заранее утвержденным положениям.

В рамках проведения Международной научно-практической конференции «Наука и культура России» на секции «Проблемы образования и воспитания» обобщается опыт воспитательной деятельности, по итогам которой издается сборник материалов конференции. В мае 2006 года состоялась III международная научно-практическая конференция «Наука и культура России».

Введение института кураторов в практику воспитательной работы академии проводится с целью использования принципа индивидуального подхода, учитывающего личностные и возрастные особенности каждого студента, для обеспечения качества образовательных услуг.

Работа куратора направлена на обеспечение быстрой адаптации студентов младших курсов к обучению в высшем профессиональном образовательном учреждении.

Согласно положению «О кураторе студенческой академической группы», ежегодно, приказом ректора, утверждаются кураторы учебных групп I и II курсов. Преподавателям за этот вид деятельности установлена соответствующая доплата (1500 руб. в месяц). Для поддержания традиций и целенаправленной подготовки студентов к профессиональной деятельности при назначении кураторов предпочтение отдается преподавателям с выпускающих кафедр, которые предварительно проходят специальное тестирование, направленное на определение специфики мотивационной сферы личности данной категории респондентов.

С целью подготовки кадров для воспитательной работы разного уровня (профкома студентов, студенческих советов, преподавателей, директоратов и деканатов) созданы определенные структуры. Так, для студентов работает школа лидеров, в которой студенты слушают лекции, присутствуют на «мастер-классах» по проведению конкретных мероприятий, участвуют в психологических тренингах. Проводится обмен опытом. Профкомом студентов и ОВР организуются выездные обучающие семинары. Для профессорско-преподавательского состава академии работают курсы повышения квалификации, в планы которых включен раздел «Воспитательная и педагогическая поддержка студентов с учетом их возрастных и социально-психологических особенностей». В 2005/2006 учебном году курсы повышения квалификации по данной тематике прошли 43 слушателя из числа молодых преподавателей, кураторов учебных академических групп и специалистов, занимающихся внеучебной деятельностью в вузе.

Руководством институтов и факультетов систематически проводятся проверки посещаемости и успеваемости студентов. Обеспечению системности в работе куратора способствует заслушивание в конце каждого семестра их отчетов о проведенной воспитательной работе с группой на Ученых Советах институтов и факультетов.

Наличие и эффективность работы студенческих общественных организаций

Студенческое самоуправление в академии представлено первичной профсоюзной организацией студентов. Студенческий профсоюзный комитет основной сферой деятельности определил социальную защиту и поддержку интересов студентов, осуществляет отдельные мероприятия, способствующие осуществлению воспитательной работы со студенческой молодежью. В 2006 году на учете в профсоюзной организации состоит 3790 членов профсоюза. Руководящий орган – профсоюзный комитет – избран в количестве 20 человек. В каждом институте и на факультете работает профбюро (4), в каждой академической студенческой группе избран профгруппорг, кроме этого функционируют 5 комиссий и 3 студенческих совета общежитий. Ежегодно проводятся отчетно-довыборные конференции, на которых рассматриваются отчеты о проделанной работе, утверждаются планы мероприятий.

Вся работа строится на тесном сотрудничестве с директоратами, деканатами и ОВР.

Студенты привлекаются к управлению институтами и факультетами, организации его деятельности. «Совет старост» работает во всех институтах и факультетах. Традиционными стали ежемесячные встречи студентов с ректором академии.

Орган студенческого самоуправления в студенческих общежитиях – студенческий совет (студсовет). ОВР, директораты, деканаты организуют в общежитиях вечера отдыха, конкурсы, спортивные соревнования. Общежития академии последние пять лет прочно удерживают лидирующие позиции в смотрах – конкурсах студенческих общежитий, как г. Самары, так и Самарской области. В частности, в 2005 году общежития №1 (пятиэтажное) и №2 (девятиэтажное) завоевали I-е место в смотре – конкурсе студенческих общежитий г. Самары, а в областном конкурсе студенческие общежития СамГАПС признаны лучшими в номинациях: «За обеспечение безопасности проживания», «В сфере оплаты за проживание» (самая низкая оплата за проживание в Самарской области), «За специальную программу адаптации студентов первого курса». По инициативе профкома студентов и студсоветов и при содействии Комитета по делам молодежи г. Самары на базе студенческого общежития академии проводятся круглые столы представителей вузов города на тему «Самоуправление в студенческих общежитиях».

В академии широко развито самодеятельное творчество студентов:

  • студенческий театр «Студия Театральных Дебютов «Содружество»;

  • студенческий хоровой коллектив;

  • ансамбли танца «СВ», «Парадокс», «10 атмосфер», «Креатив»;

  • студенческие театры эстрадных миниатюр «Короткое замыкание», «Вирус», «Зал ожидания», «10 атмосфер»;

  • «Рок-федерация СамГАПС»;

  • клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?;

  • вокальная студия.

В 2005 году в конкурсе общественных организаций Самарской области студенческий театр «Студия Театральных Дебютов «Содружество» СамГАПС завоевал 1-е место.

Важную роль в профессиональном становлении студентов играет движение студенческих трудовых отрядов (СТО). Студенческим центром занятости и штабом СТО проделана значительная работа по вторичной занятости студентов и развитию движения СТО.

По итогам слета-конкурса студенческих строительных отрядов вузов МПС России (октябрь 2003 г.) команда СамГАПС заняла 2-е общекомандное место.

С 2004 года в традицию вошло проведение слетов СТО академии, где подводятся итоги работы, награждаются лучшие бойцы и командиры. За этот период свыше 100 студентов были отмечены грамотой ректора и денежной премией за высокие производственные показатели. В мероприятии принимают участие руководители и начальники служб Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» и другие работодатели.

Вуз является активным участником слета СТО Самарской области. Так,по итогам III трудового семестра 2005 года сводный студенческий отряд академии признан лучшим в Самарской области. Численность сводного отряда составила 668 человек. Сводный студенческий отряд проводников «Жигули» – 577 человек. Студенческий строительный отряд «Ударник» - 20 человек. Студенческий педагогический отряд «Полосатый рейс» - 33 человека. Студенческий спасательный отряд - 23 человека. Студенческий волонтерский отряд «Мир детства» - 15 человек. Объем выполненных работ – более 18 млн. руб. 12 человек, участников СТО были отмечены грамотами Министерства культуры и молодежной политики Самарской области.

Вся работа профсоюзной организации студентов академии при содействии администрации вуза направлена на социально-правовую защиту и предоставление льгот студентам.

В соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области № 187 от 14.07.99 г. «О финансировании расходов по предоставлению льгот студентам государственных вузов по оплате проезда на автомобильном транспорте пригородного и междугородного (внутриобластного) сообщения» студентам СамГАПС производится выплата компенсации расходов (50% стоимости) по оплате проезда к месту постоянного жительства и обратно на автомобильном транспорте, согласно сданным билетам (до 8 билетов в месяц). Предоставляются скидки на посещение кинотеатров г. Самары (30-40%), при обучении на автомобильных курсах (15%) и т.д.

За вклад в развитие студенческого самоуправления и СТО профсоюзная организация студентов отмечена грамотами Председателя правительства Самарской области Сычева С.А., Комитета по делам молодежи г. Самары и Председателя Правления Ассоциации Профсоюзных Организаций Студентов Самарской области.

Наличие материально-технической базы для проведения

внеучебной работы

Для проведения воспитательной работы вуз располагает следующей материально-технической базой, оснащенной соответствующим оборудованием:

  • помещения отдела воспитательной работы (55 кв. м);

  • библиотека с 7 читальными залами на 314 посадочных мест;

  • музей истории вуза «ВЗИИТ – КИИТ – СамИИТ – СамГАПС»

(50 кв.м.);

  • открытые спортивные площадки, тренажерные залы, физкультурно-оздоровительный комплекс общей площадью 4025 кв. м, в составе которого спортивные залы и плавательный бассейн.

Финансирование воспитательной и внеучебной работы

Финансирование воспитательной и внеучебной работы осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств. В 2004-2006 гг. на эти цели было израсходовано 7307374 руб., из них:

  • на организацию отдыха студентов – 2619556 руб.;

  • на культурно-массовую работу и проведение спортивных мероприятий – 1248441 руб.;

  • приобретение спортивного оборудования и инвентаря – 3439377 руб.

Балансовая стоимость оборудования и инвентаря в физкультурно-оздоровительном центре академии – 2070172 руб.

В 2006 году ОАО «РЖД» на развитие спорта и проведение спартакиады выделило 1920000 рублей.

Организация и проведение студенческих фестивалей, смотров, конкурсов и спортивных соревнований в образовательном учреждении

Культурные мероприятия студентов финансируются вузом. Приобретены музыкальные инструменты, звуковое оборудование, костюмы для студенческого хора, танцевальных коллективов, студенческого театра. Из-за отсутствия своего дома культуры и актового зала для массовых мероприятий, юбилейных дат академией арендуются в городе Дома культуры, театры, концертные залы.

Ежегодными традиционными мероприятиями в академии являются: «День знаний», «Посвящение в студенты», «Приз первокурсника», «Международный день студентов», «День Российского студенчества», смотр - конкурс «Студенческие дебюты», фестиваль «Студенческая весна СамГАПС» и т.д.

25 января 2006 года в праздновании «Дня Российского студенчества» в студенческом празднике принимал участие Губернатор Самарской области К.А. Титов.

В традициях вуза празднование таких государственных праздников, как День Победы, Международный женский день, День защитников Отечества. В рамках государственной программы патриотического воспитания молодежи ежегодно проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, встречи с кадровыми военными, конференции, конкурс политического плаката, концерты. Организуются экскурсии студентов в краеведческий музей и бункер Сталина. В студенческих группах и общежитиях организуется показ документальных фильмов «Шли поезда к фронту», «Здесь тыл был фронтом». Студенческий театр «Студия Театральных Дебютов «Содружество» осуществил постановку спектакля по повести М. Карима «Помилование», который посмотрели более 600 студентов, ветераны войны и труда, ветераны железнодорожники.

В мае 2006 года этот спектакль был показан на сцене Дворца культуры железнодорожников г. Бреста Республики Беларусь.

В год празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в академии были проведены собрания участников Великой Отечественной войны и ветеранов труда, спортивные мероприятия с участием студентов и преподавателей, в которых приняло участие 2433 студента, организовано 9 встреч с участниками войны, на которых присутствовало около 750 студентов, 29 экскурсий студентов в музей «Бункер Сталина», тиражом 1000 экземпляров издан сборник воспоминаний «Нам дороги эти позабыть нельзя».

Давние дружеские и профессиональные отношения связывают СамГАПС и 9-ю Отдельную железнодорожную Краснознаменную бригаду, которая дислоцируется в г. Сызрани, а ранее располагалась на территории учебного полигона академии. Совместно с бригадой проводится празднование Дня Победы на учебном полигоне академии у Мемориала Памяти. Ежегодно в мае на учебном полигоне проходит оборонно-спортивная эстафета, посвященная Дню Победы.

Более 1000 студентов принимают участие в мероприятиях патриотического содержания.

Серьезное внимание в вузе уделяется студентам 1-го курса. Уже с первых дней пребывания в академии они активно вовлекаются в общественную, культурную и спортивную жизнь, для них организуются специальные мероприятия: спортивный праздник «Приз первокурсника», праздник-ритуал «Посвящение в студенты», смотр-конкурс «Студенческие дебюты». Для иногородних студентов организуются ознакомительные экскурсии, знакомство с достопримечательностями г. Самары и Самарской области.

Ежегодно в академии проводится фестиваль «Студенческая весна». С 2005 года во внутривузовском туре фестиваля принимают участие 8 техникумов железнодорожного транспорта (гг. Самара, Пенза, Уфа, Оренбург, Саратов, Алатырь, Казань, Ртищево), Оренбургский медицинский колледж-филиал СамГАПС. Всего более 1700 студентов академии и 107 гостей принимали участие в фестивале «Студенческая весна СамГАПС – 2006».

С 2005 года реализуются совместные программы:

  • СамГАПС и Самарской государственной филармонии;

  • СамГАПС и Самарского академического театра оперы и балета.

Благодаря этим программам студенты посещают концерты классической музыки, оперные и балетные спектакли. В общежитиях организуются творческие встречи с артистами музыкально-поэтической студии «Олимп». Большой популярностью пользуются концерты творческого объединения «Самарские барды». Более 800 студентов посетили филармонию и театры г. Самары в 2005/2006 уч. году.

ОВР совместно с профкомом студентов, студсоветами ежегодно реализуется целевая экскурсионная программа, по которой свыше 300 студентов посетили значимые и исторические места г. Самары и Самарской области.

В рамках направления воспитательной работы «Агитационно-пропагандистская работа на предприятиях железнодорожного транспорта» студенческая агитбригада выезжает с концертами на предприятия Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорог.

Агитпоезда СамГАПС по ЮУЖД:

  • 15 –18 января 2004 г. – хоровой коллектив (30 чел.). Участие в составе сводного хора (350 чел.) в открытии вокзала Челябинск-Главный в рамках празднования 70-ти летия Челябинской области.

  • 4 – 11 февраля 2004 г.–«Самара – Бузулук – Оренбург – Орск – Магнитогорск – Челябинск - Самара». (51 человек) (Совместно с УрГУПС и ЧИПС).

За время поездки дано 6 концертов и показано 2 спектакля. Посмотрели выступления студентов более 3000 зрителей, работников ЮУЖД, студентов, учащихся техникумов и училищ региона.

По Кбш. ж.д.(25 концертов, более 6000 зрителей):

31мая–5 июня 2004 г. – «Самара-Звезда-Кузнецк-Пачелма-Моршанск-Саранск-Рузаевка-Глотовка-Инза-Барыш-Балашейка-Самара»;

7 июня – 13 июня 2004 г. – «Самара-Кинель-Похвистнево-Абдулино-Раевка-Уфа-Аша-Уфа-Чишмы-Кандры-Туймазы-Бугульма-Круглое Поле-

Нурлат-Димитровград-Самара».

В 2004 году по инициативе студентов организована «Рок-федерация СамГАПС» (5 рок-групп – 25 человек). 2005 году рок-федерация СамГАПС совместно с отделом по делам молодежи Советского района г. Самары выступила с инициативой проведения 1-го рок-фестиваля, посвященного Дню независимости, где приняли участие как самодеятельные, так и профессиональные рок-группы. В 2006 году, участвуя в межрегиональном фестивале рок-музыки и авторской песни «Белая река» в г. Уфа, рок-группа «Фауст» академии завоевала Гран-при фестиваля.

Популярностью у студентов академии пользуется клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» (78 чел), который ежегодно в течение 5-ти лет проводит открытый городской турнир на «Кубок СамГАПС», и в течение 4-х лет турнир признается лучшим как по качеству вопросов, так и по организации проведения.

Особой гордостью в академии пользуется студенческий театр «Студия Театральных Дебютов «Содружество». Студенческий театр обладатель первой премии 2-го фестиваля студенческих театров вузов МПС России (2003 г.), лауреат городского и областного фестивалей «Самарская студенческая весна» (2003-2005 гг.), обладатель диплома в номинации «Лучшая режиссура» Всероссийского фестиваля «Театральная олимпиада». В мае 2006 года студенческий театр принимал участие в Международном фестивале «Караван» в г. Скиерниевицы (Польша), который проводился на базе музея железных дорог Польши.

Кроме этого, студенты принимали участие во Всероссийском фестивале авторской песни «Снегири», в фестивале «Родная магистраль-2006» Кубышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», в международном конкурсе эстрадной песни «Морской узел», фестивале «Хоровая пирушка». Студент 3 курса Антон Стрижаков дебютировал на фестивале «Российская студенческая весна-2006» в г. Волгограде.

В творческих коллективах, кружках и коллективах художественной самодеятельности занимаются более 250 студентов. По итогам городского и областного фестивалей «Самарская студенческая весна-2005» 8 коллективов и отдельных исполнителей стали лауреатами и дипломантами фестиваля. В 2006 году – 9 лауреатов и 6 дипломантов фестиваля.

Всего в 2006 году студенты академии приняли участие в 17 конкурсах и фестивалях городского, областного, всероссийского и международного масштабов.

Большое значение в академии уделяется спортивно-оздоровительной работе. В течение 1 семестра читаются лекции на темы здоровья и здорового образа жизни, профилактике заболеваний.

Ежегодно проводятся внутривузовские спортивные мероприятия такие как, «Приз первокурсника» - до 1000 человек, «День здоровья» - до 700 человек, оборонно-спортивная эстафета – до 350 человек, спартакиада академии по 9-ти видам спорта – до 500 человек.

Комитетом по делам молодежи г. Самары и при непосредственном участии СамГАПС, в 2005 году проводилась 1-я Спартакиада учащейся и рабочей молодежи г. Самары. СамГАПС завоевал 1-е место.

В 17-ти секциях спортивного совершенства занимаются свыше 300 студентов. В ежегодной спартакиаде вузов Самарской области по 16-ти видам спорта академия занимает устойчиво 2-е место.

За период с 2004 года подготовлено:

  • мастеров спорта международного класса – 1;

  • мастеров спорта – 7;

  • кандидатов в мастера спорта – 10;

  • массового разряда – более 150.

С 2004 по 2006 гг. в соревнованиях российского и международного уровней приняли участие 64 студента академии. Завоевано более 50 медалей, 89 дипломов и грамот.

Студенты – спортсмены академии принимали участие в Чемпионате Европы по плаванию, Чемпионате Мира среди железнодорожников по л/атлетике, Чемпионате Европы и Мира по баскетболу среди военнослужащих, Всероссийской Универсиаде среди студентов по конькобежному спорту. С 2004 года в Чемпионатах России принимали участие более 50 студентов.

Студенческий отряд спасателей с 2001 года ежегодно работает на знаменитом фестивале авторской песни им. В. Грушина от Центра медицины катастроф Самарской области. В 2004 году, находясь на тренировочных сборах в дни зимних каникул на Эльбрусе, ребятам пришлось участвовать в спасательных работах. Ректор академии Ковтунов А.В. получил благодарственное письмо с Кавказа, в котором выражается благодарность студентам за спасение двух человек. Для тренировок спасателей в академии оборудован специальный профессиональный скалодром. Участвуя в соревнованиях по туризму различного ранга отряд спасателей прочно удерживает лидерские позиции, неизменно входя в тройку призеров.

За период с сентября 2005 года по май 2006 года в академии проведено более 140 мероприятий организационного, социально-общественного, воспитательного, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического характера.

Для привлечения дополнительных ресурсов на организацию воспитательной и внеучебной работы со студентами заключены договора социального партнерства с ГУ «Агентство по реализации молодежной политики» Министерства культуры и молодежной политики Самарской области, с фондом «Центр Социального Развития и Информации», с Центром Социализации Молодежи.

Психолого-консультативная работа

Психологическое сопровождение целостного учебно-воспитательного процесса в Самарской академии путей сообщения обеспечивается такими видами работы психологов отдела воспитательной работы (ОВР), как оказание индивидуальной и групповой практической психологической помощи. Данная работа берет свое начало с ноября 2003 года, что позволяет сегодня делать выводы о результатах работы в данном направлении, ставшими плодом сотрудничества психологов ОВР со студентами и администрацией академии, выступающими как в роли клиента, так и в роли заказчика. Это сотрудничество обеспечено выработанным за довольно короткое время стилем работы «по запросу», являющимся основным гарантом обеспечения клиентских отношений в работе с практическим психологом, работающим внутри системы, рассматривающим клиента как часть системы, являющимся частью этой системы. Клиент-центрированный подход, взятый за основу работы психологов ОВР, можно назвать сегодня студент-центриованным.

Началом организации работы психологов ОВР стала остро стоящая проблема адаптации иногородних студентов, поэтому первым этапом их работы стала разработка и апробирование программ необходимого психологического сопровождения первокурсников, живущих в общежитиях (2003-2004 уч. год). Решение проблем этой категории студентов было направлено в основном на преодоление барьеров в общении, на ориентировку студентов в новых условиях обучения и проживания, на выработку умения планировать свое время, быть ответственным за свои поступки в предоставленной свободе. Ориентированные на данные проблемы программы основаны на результатах диагностики – скриннинговых (срезовых) опросах, анкетировании, результатах индивидуального и группового консультирования. Кроме того, данные программы разработаны с учетом системности в организации всей работы ОВР.

На начальном этапе (2003-2004 гг.) наряду с индивидуальным консультированием студентов проводились еженедельные группы встреч в общежитии, где проживают первокурсники. Кроме того, проводились акции при непосредственном участии психологов ОВР, ориентированные на специальную профилактическую работу, а также были выработаны оптимальные виды отчетности психологов в специфике их работы в академии.

С началом 2005-2006 учебного года по сегодняшний день обеспечивается индивидуальное консультирование (три раза в неделю в удобное для студентов время – во второй половине дня). Групповая форма работы со студентами, организованными во внеучебное время обозначена следующими направлениями, выработанными по различным запросам:

  • Работа с первокурсниками: тренинги общения; тренинги выявления лидерских качеств; тренинги уверенности в себе и др. Основные цели: обеспечение психологической поддержки первокурсников на этапе первичной адаптации в новых условиях.

  • Работа с творческими студенческими коллективами: тренинги командного взаимодействия, тренинги креативности и импровизации, тренинги разрешения конфликтных ситуаций. Основные цели: обеспечение вхождения первокурсников в уже сложившиеся творческие коллективы; развитие творческих способностей; разрешение конфликтных ситуаций в творческом коллективе.

  • Работа со студентами, принимающими участие в работе студсоветов: обучение навыкам эффективного взаимодействия, выработка умений грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. Разработан и действует долгосрочный проект (с февраля 2004 г. по настоящее время), ориентированный на поддержание студенческого самоуправления. Основные цели: подготовка актива данного органа самоуправления студентов.

Сделаны первые шаги в клубной работе: проведено несколько встреч в «Дамском клубе», созданном по инициативе студенток старших курсов, проживающих в общежитии. Первые встречи в клубе были проведены психологом ОВР и направлены на самопознание и раскрытие личностных ресурсов.

В процессе становления находится и Волонтерская психологическая служба, где студенты принимают добровольное участие в организации и проведении анкетирования, опросов, распространении информации о тренингах.

Одним из шагов в психологическом обеспечении формирования «корпоративной культуры» стало участие психологов отдела воспитательной работы в создании студенческой газеты «Стрелка», и сотрудничество с общеакадемической газетой «Хроника».

Совместно с библиотекой создан и работает проект «Азбука общения». Проведено четыре тематические встречи с постоянными посетителями библиотеки по заявленным ими темам - «Азбука уверенности» (октябрь, 2005), «Я и моя работа: секреты самопрезентации при трудоустройстве» (ноябрь, 2005), «О сессии не думай свысока» (декабрь, 2005), «Прикосновение любви» (февраль, 2006). Планируется дальнейшее сотрудничество.

Один из психологов ОВР является автором девяти научных статей и тезисов, опубликованных в межвузовских, всероссийских и международных сборниках (издания печатных работ к конференциям Российской Академии Наук и Российского Психологического общества, II-е и III-и Кирилло-Мефодиевские чтения (СамГАПС), «Бехтеревские чтения» (Казанский государственный университет), «Мотивация в психологии управления» (Самарская гуманитарная академия). Данный специалист принимал участие в семинаре-совещании «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования в России» (Министерство образования РФ).

Специальная профилактическая работа

Ведется активная работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике различного рода зависимостей, в т.ч. употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Психологами отдела воспитательной работы на основе проведенных опросов и анкетирования разработаны групповые занятия по данной тематике.

В рамках Всероссийской антинаркотической акции в академии были проведены ряд мероприятий, основной целью которых явилось провозглашение базисных ценностей здоровья нации, семьи и личности.

Академия активно участвует в Областной социальной компании «Молодежь против наркотиков и СПИДа». В рамках двустороннего соглашения о сотрудничестве между СамГАПС и фондом «Центр социального развития и информации» (Самарский филиал), при содействии Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и отделом по делам молодежи Советского района г. Самары реализуется проект по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа.

Основными задачами компании является информирование молодежи о последствиях употребления наркотиков, демонстрация моделей здорового образа жизни.

Информационное воздействие осуществляется поэтапно:

  • Размещение стендов в общежитиях, содержащих информацию о последствиях употребления наркотиков, адреса и телефоны служб помощи.

  • Показ фильма по проблеме распространения наркомании, причем фильм включает в себя фактические материалы по распространению наркомании в Самаре, интервью специалистов и обращение популярных молодежных лидеров.

  • Ответы на вопросы, касающиеся проблемы распространения наркомании.

  • Компьютерные игры.

  • Раздача информационных материалов в общежитиях и по корпусам академии.

Стоит отметить, что планирование мероприятий и их проведение осуществляется при активном участии студентов.

Внутренняя система оценки воспитательной работы

Создание системы управления качеством образования в СамГАПС включает в себя рационализацию воспитательной и внеучебной деятельности.

Координация деятельности всех подразделений академии по организации воспитательной и внеучебной работе со студенческой молодежью осуществляется ОВР совместно с директоратами институтов и деканатами факультетов.

Оценка состояния воспитательной работы со студентами осуществляется следующим образом:

  • Через проведение социологических опросов в учебных группах с целью выяснения ценностных ориентаций студентов, их мотивации получения профессии, участия в общественных молодежных организациях, значимости здорового образа жизни, организации взаимодействия с кураторами, преподавателями и т.д.

  • Отчеты кураторов о проделанной работе заслушиваются на ученых советах институтов и факультетов. Проводятся заседания кураторов.

  • Адаптация студентов к условиям обучения в вузе включает в себя изучение проблем в течение 1 курса с помощью специальной методики, по итогам которой разрабатываются рекомендации кураторам студенческих групп и проводится индивидуальная работа психолога со студентами. При этом обращается внимание на актуальные проблемы молодежной зависимости (игровая, алкогольная, наркотическая, табачная и т.д.).

  • Еженедельно проводятся оперативные совещания ответственных лиц, занимающихся воспитательной и внеучебной работой. Вопросы, связанные с воспитательной деятельностью регулярно рассматриваются Ученым советом академии.

  • Разработаны показатели рейтинга воспитательной работы кафедр. В них входят: оценка работы кураторов, рейтинг учебных групп.

В 2006 году в соответствии с методическими рекомендациями по оценке показателя «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» провели выборочное анкетирование студентов.

С февраля 2006 года действует программа, разработанная психологами ОВР «Ассертивность и толерантность в воспитательной работе в вузе», которая направлена на формирование комплекса знаний и умений, необходимых для установления и поддержания оптимальных контактов в воспитательной работе в вузе – как со студентами, так между службами, включенными в данный процесс.

Целевая аудитория:

- кураторы академических групп, заинтересованные в налаживании эффективного взаимодействия внутри студенческих коллективов;

- сотрудники служб академии, которые регулярно общаются с представителями различных студенческих групп (в т.ч. – творческих, неформальных, организованных во внеучебное время);

- заместители деканов факультетов и директоров институтов по воспитательной работе.

Данная программа представляет собой цикл психологических образовательно-тренинговых семинаров, которые проводит психолог. Тематика конкретизируется с учетом потребности целевой группы участников. Цикл выстроен таким образом, чтобы в процессе обучения слушатели получили максимальное представление о психологических особенностях поведения в специфике общения с первокурсником в период адаптации в вузе, а также освоили основные навыки практического разрешения конфликтов.

Методика и регламент работы в данном направлении построены по современной технологии интенсивной передачи знаний и тренировки навыков. Предполагается активная творческая работа участников, включающая в себя, помимо лекций, самодиагностику, групповые обсуждения, участие в упражнениях, ролевых играх и медитации, разбор конкретных ситуаций, предложенных участниками, и пр.

Система поощрения студентов

Важное значение для повышения активности имеет моральное и материальное поощрение.

В академии складывается целостная система морального и материального поощрения студентов, преподавателей и выпускников.

Утверждены положения, разработаны, изготовлены и вручаются знаки: «Почетный профессор СамГАПС», «Почетный ветеран СамГАПС», «Почетный выпускник КИИТ – СамИИТ – СамГАПС». Для студентов изготовлены знаки «СамГАПС», «Выпускник СамГАПС».

Ежегодно проводятся церемонии награждения студентов, выдвинутых на именные стипендии.

В 2005/2006 уч. году представлены на именные стипендии:

  • Президента РФ – 1 человек;

  • Правительства РФ – 2 человека;

  • ОАО «РЖД» им. Мельникова – 8 человек;

  • Губернатора Самарской области – 1 человек;

  • им. П. Алабина – 1 человек;

  • Начальника Куйбышевской ж.д. - 17 человек;

  • Начальника Южно-Уральской ж.д. – 4 человека;

  • Начальника Южно-Восточной ж.д. – 2 человека;

  • Начальника Пензенского отделения

Куйбышевской ж.д. – 1 человек;

  • им. Е.С. Павловича – 4 человека.

  • СамГАПС – 7 человек.

  • им. Августина Бетанкура

благотворительного фонда «Зеленый свет» - 15 человек.

Всего 63 человека.

Студентам, окончившим академию «с отличием», вручаются благодарственные письма ректора, а тем, кто обучался по целевому направлению железных дорог, вручаются именные часы начальника дороги (2005-2006 г.г. – 42 человека).

Кроме того, постоянно происходит награждение лучших студентов по итогам: III трудового семестра; смотра-конкурса «Студенческие дебюты»; фестиваля «Студенческая весна»; спортивных соревнований и т.д. Для студентов, активно участвующих в общественной жизни академии специально организуются поездки на туристическую базу.

Повышение академической успеваемости и

учебной дисциплины

Важная роль в повышении академической успеваемости и учебной дисциплины студентов отводится работа с родителями, которую совместно проводят институты, факультеты, ОВР, кураторы. Причем эта работа не ограничивается информированием родителей об успеваемости и посещаемости их детей, она касается оказания помощи и в других проблемах воспитания. Так, в программу адаптации студентов 1 курса входит проведение родительского собрания по итогам первой аттестации. В общежитии, где проживают студенты 1 курса, организуется регулярная прямая телефонная линии связи родителей студентов с администрацией общежитий и вузов для оперативного решения интересующих вопросов.

Большое внимание в решении проблемы повышения успеваемости и учебной дисциплины студентов отводится работе кураторов с группой и индивидуально с отдельным студентом.

Институтами и факультетами, в целях повышения успеваемости и учебной дисциплины студентов используются различные формы воспитательного воздействия, направленные на информирование, стимулирование и контроль. В рамках учебной дисциплины «Введение в специальность» студентов 1 курса знакомят с Уставом вуза, его структурой, правилами внутреннего распорядка, знакомят с правами и обязанностями, особенностями обучения и т.д.

В вузовской газете «Хроника» открыта рубрика «Диалог», где каждый желающий может высказать свое мнение по любому вопросу. Проводится через газету акция «Чистое слово» за культуру речи против сквернословия.

Значимым направлением воспитательной работы в вузе является также формирование профессиональной направленности. В академии проводятся мероприятия, направленные на повышение интереса к профессии (встречи с выпускниками, занимающими руководящие должности, работодателями, презентации кафедр, различных социальных программ и т.п.).

Учебно-научная ресурсная лаборатория образовательных технологий (УНР ЛОТ В СТК) в рамках проекта «Информационный мониторинг /психологическая коррекция академической успешности» ежегодно проводит учебно-научное мероприятие - студенческие Олимпиады «Интеллектуал СамГАПС». Мероприятие является инновационным по содержанию и методам проведения.

Целью мероприятия является повышение качества информационно-функциональной грамотности студентов по европейским уровням академической успешности. А именно: «отсроченная успешность», «успешно», «весьма успешно», «успешно с отличием».

Задачи программы;

  • позитивное формирование образовательной мотивации студентов к культуре академической коммуникации и общения;

  • психологическое сопровождение процесса учебно-научных приемов освоения видами интеллектуальной деятельности как основы личностной реализации и профессионального самоопределения студентов СамГАПС.

Участники мероприятия – студенты 1 и 2 курсов.

Первый тур Олимпиады в номинации «Грамотей» традиционно проходит ежегодно среди студентов 1 курса с ноября по март (450 - 600 студентов).

Второй тур « Книгоноша»/ Книгочей».

Из 250 -300 участников (ежегодно: март/ апрель).

Третий тур: финал олимпиады «Интеллектуал – СамГАПС», который включает в себя состязательные интеллектуальные мероприятия в рамках студенческой секции в международной конференции «Наука и культура России».

13. Качество материально-технической базы академии

Медицинское и социальное обслуживание сотрудников и студентов СамГАПС

Медицинское обслуживание студентов академии осуществляется главным образом посредством постановки на учет в Центр медицинского обслуживания студентов г. Самары, который функционирует на базе клиник Самарского государственного медицинского университета. В СамГАПС на договорной основе работает медпункт Центра, который оснащен медицинским оборудованием, ранее закупленным для существовавшего в академии медицинского пункта Дорожной клинической больницы. Медпункт расположен в корпусе общежития №2 и ориентирован на профилактическую работу и оказание срочной медицинской помощи студентам и сотрудникам академии.

Организованное медицинское обслуживание сотрудников СамГАПС реализуется в форме централизованной постановки на учет в Дорожную клиническую больницу ст. Самары всех желающих обслуживаться в данном лечебном учреждении. Медицинское обслуживание сотрудников осуществляется на основе полиса обязательного медицинского страхования и полиса добровольного медицинского страхования страховой компании ЖАСО, договор с которой заключается на срок до 1 года и предусматривает дополнительное к государственному финансирование амбулаторного обслуживания и стационарного лечения. На 1 сентября 2006 г. на учете в Дорожной клинической больнице состоит 575 работников академии. Лечебно-оздоровительных подразделений в штате академии нет.

Общественное питание в академии организовано на основе договоров с организациями общепита. Во всех основных учебных корпусах (№№ 5,7,8,9) и общежитии №1 работают е столовые и буфеты. Договоры на организацию питания студентов и сотрудников с ООО «Термико», ООО «Шанс и К» и ДЦРС Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» предусматривают 5% скидку на оплату стоимости питания.

В академии функционируют следующие объекты физической культуры и спорта:

1. Физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном на ул. Свободы 2б - площадь 4025 кв.м.

2. Спортивный зал корпуса №5 - площадь 253 кв.м.

3. Открытая спортивная площадка на территории корпусов 7,8 по ул. Литвинова - площадь 2082 кв.м.

4. Открытая спортивная площадка в районе общежития №2 - площадь 1500 кв.м.

5. Тренажерный зал в корпусе №7 - площадь 165 кв.м.

6. Тир (стандартный) цокольный этаж корпуса №5 – площадь 300 кв.м.

7. Лыжная база (250 лыжных пар) - площадь 30 кв.м.

Для проведения учебных занятий и проведения соревнований студентов и сотрудников по лыжным гонкам используется территория муниципального парка «Дружба», расположенного вблизи академии.

Все объекты физической культуры и спорта используются также для оздоровления сотрудников академии.

Для проживания иногородних студентов, аспирантов и остро нуждающихся в жилье сотрудников в академии имеется 4 общежития с общим числом мест 1826. С учетом аренды мест в общежитии Самарского отделения Куйбышевской железной дороги иногородние студенты, обучающиеся за счет средств госбюджета, полностью, а студенты, обучающиеся на платной основе - в значительной степени обеспечены местами в общежитиях. В общежитиях СамГАПС созданы все необходимые условия для проживания, питания и отдыха, подготовки к занятиям. В областных и городских межвузовских конкурсах среди студенческих общежитий общежитие №2 постоянно занимает высокие места.

Организации полноценного культурного отдыха студентов и сотрудников препятствует отсутствие в академии своего клубного помещения или оборудованного актового зала. Поэтому для проведения культурно-массовой работы и торжественных мероприятий используются большие аудитории, помещения столовых, общежитий. Практикуется кратковременная аренда помещений Дворца культуры железнодорожников, Дома культуры «Самарец», Самарского театра оперы и балета.

Самообследование показало, что материально-техническая база СамГАПС полностью соответствует потребностям академии в обеспечении учебного процесса, социально-бытового, медицинского и физкультурно-оздоровительного обслуживания её студентов и сотрудников.

14. Международная деятельность

В аттестуемый период в академии развёрнута активная международная деятельность. Для её координации в СамГАПС был создан отдел внешних связей. В академии обучаются студенты из ближнего зарубежья, в 2005/2006 уч. году проходил стажировку выпускник Оксфордского университета – специалист по русской филологии. Ежегодно в академии проводится 2 международные научно-практические конференции – гуманитарной и технической направленности.

Заключены соглашения с вузами Польши и Германии о сотрудничестве, обмене студентами и преподавателями, совместных разработках. Академия в 2004 г. выиграла европейский грант, по условиям которого в 2006 г. в академии была открыта подготовка по специальности 220401 ";Мехатроника";. В сентябре 2006 г. группа преподавателей СамГАПС, привлечённых к преподаванию для студентов этой специальности, посетила Германию. Ректор СамГАПС профессор А.В.Ковтунов, д.ф.н. профессор Н.И.Грибанов, д.п.н. доцент Л.П.Лунёва, к.ф.н. доцент О.В.Герасимов в 2005-2006 гг. принимали участие в международных научных конференциях, проводившихся в Польше, Франции, Болгарии (с выездом за границу).

Студенты академии активно вовлекаются в международное сотрудничество не только по вопросам учебной или научной, но и внеучебной деятельности. В мае 2006 года студенческий театр принимал участие в Международном фестивале «Караван» в г. Скиерниевицы (Польша), который проводился на базе музея железных дорог Польши.

15. Мероприятия по устранению замечаний комиссии

по комплексной оценке деятельности вуза в 2001 г.

Предыдущая комплексная оценка деятельности СамГАПС (СамИИТ) проводилась в 2001 г. По результатам работы комиссии по комплексной оценке деятельности был сделан ряд замечаний, отмечены недостатки в работе. При планировании работы академии в 2001-2006 гг. были намечены, а затем реализованы мероприятия по устранению отмеченных недостатков. Была проведена большая работа, давшая необходимые результаты.

Самообследование показало, что отмеченные при предыдущей проверке недостатки практически полностью устранены.

п/п

Замечания аттестационной комиссии при комплексной оценки деятельности вуза в 2001 году

Мероприятия по устранению замечаний

1

Недостаточно прорабатываются материалы по правилам технической эксплуатации.

Создана кафедра «Безопасность перевозок пассажиров и грузов», которая является базовой для изучения ПТЭ. Получены программы по тестированию по инструкциям ИСИ и ПТЭ и ИТП. Разработаны методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения. Привлечены к преподаванию ПТЭ доценты с ученой степенью и преподаватели, имеющие большой производственный стаж на предприятиях ж.д. транспорта.

2

Не все кафедры института имеют в своем составе докторов наук, профессоров.

В 2006/2007 уч. году к преподаванию привлечено 58 докторов наук и профессоров. Из 31 кафедры только 3 не имеют их в своём составе.

3

Продолжить работу по совершенствованию структуры подготовки специалистов с учетом потребности железнодорожного транспорта и региона путем расширения числа специализации.

С 2001 года в академии по просьбе руководства Куйбышевской железной дороги открыты и ведется подготовка по специальности 080505 «Управление персоналом»; специализациям:

- «Управление персоналом» специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)»;

- «Микроэлектронные системы обеспечения безопасности движения поездов» специальности 190402 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»;

- «Менеджмент в электроснабжении» специальности 190401 «Электроснабжение железных дорог»;

- «Управление техническим состоянием железнодорожного пути» специальности 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».

4

Активизировать работу кафедр по подготовке и изданию учебников и учебных пособий с грифами Министерства и УМО, а также электронных учебников и пособий.

За последние 5 лет профессорско-преподавательским составом издано учебных пособий с грифом УМО ж.д. 26 шт., с грифом Министерства сельского хозяйства 1 шт., с грифом УМО по университетскому образованию 2 шт., с грифом УМО по образованию в области физкультуры и спорта 1 шт.

5

Ускорить обновление библиотечного фонда учебной литературы, особенно по специальным дисциплинам.

Обновление литературы по специальным дисциплинам происходило за счет заказа литературы в издательствах Маршрут, Транспорт, Желдориздат и других. В результате произошло значительное обновление литературы по специальным дисциплинам, что составило 31 % от общего количества экземпляров.

6

Непрерывно совершенствовать внутривузовскую систему контроля качества подготовки специалистов.

Большое внимание уделяется контролю учебных процессов, реализуемых в подразделениях академии, и их основным элементам. В рамках развития данного направления приказом ректора с одобрения Ученого совета академии в марте 2005 года был создан отдел мониторинга качества образовательного процесса. Данное подразделение занимается планированием, организацией и проведением контрольных проверок качества исполнения подразделениями и кафедрами академии утвержденных учебных планов и графиков; организацией проведения сравнительного анализа и оценки результатов контрольного тестирования знаний студентов, в том числе проведением интернет-экзаменов для оценки соответствия уровня подготовки студентов требованиям ГОС; организацией и проведением анализа и рейтинговой оценки результатов работы кафедр и академии в целом. В настоящее время ведется работа по созданию системы менеджмента качества академии.

7

Продолжить работу по омоложению профессорско-преподавательского состава за счет комплектования кафедр выпускниками института, прошедшими обучение в аспирантуре вуза.

Количество аспирантов СамГАПС выросло с 80 в 2001 г. до 210 в 2006 г. Большая часть их – выпускники СамГАПС.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. , , , , Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте Под редакцией профессора Рекомен

    Список учебников
    ... профессора А.П.Красова Рекомендовано Управлениемкадров, учебныхзаведений и правовогообеспечения Федерального агентства железнодорожного транспорта ... или поступили в учебныезаведения самостоятельно. Главное, чтобы учебноезаведение, в котором ...
  2. Анализ гоу сош №499 2010-2011 учебный год организационно-правовое обеспечение деятельности школы

    Анализ
    ... учебный год Организационно-правовоеобеспечение деятельности ... 1) собеседование с кадрами по составлению тематического ... объектами управления охраной труда и обеспечением безопасности ... представителями высших учебныхзаведений, учащиеся старших ...
  3. Ст Преподаватель Данилин Валерий Анатольевич

    Учебно-методический комплекс
    ... техническое и информационное обеспечение дисциплины Для обеспечения обучения и проведения различных ... , 2005. Бухгалтерский учет: учебник/ Управлениекадров, учебныхзаведений и правовогообеспечения Федерального агентства ж.д. транспорта; А.П. Красов ...
  4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБУЧАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПЛАН ДОКУМЕНТА ЗАКОНЫ

    Закон
    ... │ │квалификации │ │управления образованием субъектов│ │педагогических и│ │Российской Федерации │ │руководящих кадров с│ │ │ │учетом ... общественностью (с учетом специфики каждого учебногозаведения). 4. Правовоеобеспечение процесса. III этап. Модель ...
  5. С 43 ПЕДАГОГИКА Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/

    Учебное пособие
    ... эстетическое, трудовое, физи­ческое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. ... осуществляет расстановку педагогиче­ских кадровучебногозаведения с учетом мнения ... , исполнители; информационное обеспечениеуправления процес­сом решения задач; ...

Другие похожие документы..