Главная > Инструктивно-методическое письмо


Государственное образовательное автономное учреждение

Ярославской области «Институт развития образования»

Методическое письмо

о преподавании учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

в 2012/2013 учебном году
в общеобразовательных учреждениях
Ярославской области

методические рекомендации

Ярославль

2012


ББК 74.00

М 54

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012/2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области : методические рекомендации / Харитонова Л. А. – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2012. – 31 с.

Составитель:

Харитонова Людмила Алексеевна,Заслуженный учитель РФ, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

Научный руководитель:

Чеканова Нина Васильевнадоктор исторических наук, проректор по научно-исследовательской работе ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

Рецензенты:

Репина Алевтина Валентиновнаначальник отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области.

Круглова Елена Николаевнаглавный специалист отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области.

© ГОАУ ЯО ИРО, 2012


Методическое письмо

о преподавании учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

в 2012/2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

  1. Правовые и концептуальные основы преподавания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе1

Преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях».

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п.4 ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.

Правовое обоснование преподавания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» содержат следующие документы.

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  3. Закон российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».

  4. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 г.

№ ПР-2009.

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 г. № 1578 по введению в субъектах РФ учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

  2. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

  3. Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089» (Приложение 1).

  4. Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  5. Письмо Минобрнауки России от 9 февраля 2012 г. № МД-102/03

«О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

  1. На региональном уровне представлено письмо Департамента образования Ярославской области «О преподавании учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» от 30.03.2012 г. № 726/01-10.

Учебный предмет ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Обучение ориентировано на общее знакомство с основами религий, их историей, традициями, нравственными и культурными ценностями, выдающимися представителями и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание основ светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Изучение модулей ОРКСЭ формирует представление о мировоззренческом разнообразии общества. Каждый модуль предмета ориентирован на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений2. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

- отечество;

- семья;

- культурная традиция

и ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия. Учебный предмет знакомит с нравственными идеалами и ценностями, религиозными, духовными и светскими традициями России в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.

  1. «Основы религиозных культур и светской этики» как учебный
    предмет в общеобразовательной школе

С 1 сентября 2012 г. в 4-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводится обязательный для изучения комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в объеме 34 часов – 1 учебный час один раз в неделю (Приказ Минобрнауки от 31 января 2012 г. № 74).Учитывая, что Ярославская область участвовала в апробации, в ходе которой предусматривалось изучение модулей ОРКСЭ в III и IV четвертях в 4-м классе(17 ч.) и в I и II четвертях в 5 классе (17 ч.), в школах Ярославской области в 2012-2013 учебном году обучение организуется следующим образом:

- с 1 сентября 2012 г. в 5 классах в Iи IIчетвертях (17 ч.) завершается изучение модулей ОРКСЭ;

- в 4 классахучебный предмет ОРКСЭ изучается с 1 сентября 2012 г. в объеме 34 часов – 1 учебный час один раз в неделю.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры.

  2. Основы исламской культуры.

  3. Основы буддийской культуры.

  4. Основы иудейской культуры.

  5. Основы мировых религиозных культур.

  6. Основы светской этики.

Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.

С согласия и по выбору обучающегося и его родителей (законных представителей) определяется для изучения один из шести модулей. Не допускается выбор модуля без учета мнения родителей. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.

В школьном журнале название учебного предмета записывается полностью: «Основы религиозных культур и светской этики». Сокращенное название (ОРКСЭ) в школьном журнале не допускается. Если в классе есть группы, изучающие разные модули, то в школьном журнале обучаемые прописываются в отдельных группах под общим названием «Основы религиозных культур и светской этики» без указания изучаемого модуля. Изучаемый модуль учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» указывается только в рабочей программе учителя.

Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» и предваряет начинающееся в 5 классе системное изучение предмета «История».

Цель обучения модулям ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи обучения:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога культур.

Содержание учебного предмета структурировано в концептуально взаимосвязанные блоки:

- Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час);

- Основы религиозных культур и светской этики (28 часов);

- Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Уроки в рамках блоков 1, 3 проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов обучающихся. Блок 3 – итоговый. Содержание 1 и 30 уроков – общее для всех модулей. Образовательному учреждению рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. На 31-34 уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ, творческих проектов обучающихся на основе изученного материала перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям.

При обучении по модулям ОРКСЭ общеобразовательное учреждение должно учитывать, что цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование нравственного поведения ребенка на основе понимания и усвоения духовно-нравственных ценностей семьи и общества, в которых ребенок живет и воспитывается, что не предусматривает оценку успеваемости в виде выставления отметок в школьном журнале.

Результаты обучения, подготовки и защиты творческих работ и проектов учитываются при создании портфолио учеников, которое формируется в процессе обучения модулям ОРКСЭ. Критериальной базой определения успешности обучения является выполнение требований к уровню подготовки изучающих учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Целесообразно остановиться на портфолио достижений, которое создается самим обучающимся с учетом мнения родителей и при непосредственном руководстве учителя. Диагностическая функция такого портфолио фиксирует динамику продвижения в обучении, мотивационная функция формируется в результате стремления к лучшему результату, содержательная функция основана на охвате спектра выполняемых требований к уровню подготовки, рейтинговая функция показывает диапазон навыков и умений, освоенных обучаемым.

Портфолио может состоять из обязательной и дополнительной частей. Исходя из требований к уровню подготовки, в обязательную часть могут быть включены:

- терминологический диктант и результаты еговыполнения (не менее одного за четверть);

- практическое задание, выполненное на уроке (не менее одного в четверть);

- выполненное и оформленное домашнее задание (не менее одного за четверть);

- подготовленное, оформленное и представленное сообщение по заданной или выбранной самостоятельно теме (не менее одного раза в полугодие);

- выполненная и оформленная индивидуально или в группе творческая работа, проект (не менее одного раза в год).

В дополнительную часть портфолио могут включаться и другие работы по выбору обучаемых и их родителей, свидетельствующие об успешном освоении программы учебного предмета. Обучаемых и их родителей заранее знакомят:

- с тем, как будет формироваться портфолио;

- критериями оценки работ учеников.

Светский характер комплексного учебного предмета и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не предполагает включение в программу обучения посещение религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото-, видео-, аудиоформатах. В случае особой необходимости (например, при ознакомлении с уникальными образцами духовной культуры, традиций) такое посещение в рамках освоения учебного предмета ОРКСЭ может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций.

В 4 классе начальной школы модули ОРКСЭ могут преподавать как учителя начальной школы, так и учителя-предметники основной и старшей школы, имеющие документ о прохождении курсов повышения квалификации в объеме 72 часов. Без документа о прохождении курсов повышения квалификации преподавание модулей ОРКСЭ не допускается. Учителя, которым необходимо обучение, проходят его на базе ГОАУ ЯО «Институт развития образования». Начало обучения 31 мая 2012 г. 1-я сессия – 31 мая, 4-8 июня 2012 г., 2-я сессия – 5-9 ноября 2012 г.

Учитель, преподающий модули ОРКСЭ, разрабатывает рабочую программу на 34 учебных часа на основе авторской программы или примерной программы, разработанной специалистами ГОАУ ЯО ИРО (Приложения 2, 3). Для каждого преподаваемого модуля разрабатывается отдельная рабочая программа. Если один учитель преподает два или более модулей, объединение модулей в одной программе не допускается. Для каждого из преподаваемых модулей разрабатывается своя рабочая программа.

  1. Учебно-методический комплект Учебного предмета «Основы религозных культур и светской этики»

Под учебно-методическим комплектом (УМК)понимается набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенный единой содержательной композицией. Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия, аудиовизуальные средства обученияи т. д.), обеспечивающие реализацию образовательной программы.

До 2012 года существовал фактически один УМК для преподавания модулей ОРКСЭ издательства «Просвещение», который включал в себя:

- учебники по всем модулям ОРКСЭ;

- электронные приложения к учебникам;

- книгу для учителя;

- книгу для родителей;

- примерные программы модулей ОРКСЭ (34 часа).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе, в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год, расширяет набор учебников для обучения модулям ОРКСЭ. Свои учебники для всех модулей предлагает издательство «Дрофа», учебники к отдельным модулям подготовлены издательствами «Русское слово», «Баласс», «Астрель», «Федоров». Необходимо отметить, что это не УМК, а отдельные учебники к определенным модулям. В Федеральном перечне учебников, допущенныхМинистерством образования и науки Российской Федерации, учебников по ОРКСЭ нет. Учитель, выбирая учебник из перечня рекомендованных Минобрнауки России, в рабочей программе представляет обоснование своего выбора. Если один учитель преподает два и более модулей ОРКСЭ, то целесообразно использовать учебники одной издательской линии т.к. она разработана в соответствии с общими требованиями к содержанию, методике обучения и оформлению.

  1. Педагогические технологии и методы преподавания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

По итогам апробации преподавания модулей ОРКСЭ Минобрнауки РФ отмечает, что учителями широко использовались современные технологии и методы обучения. Помимо объяснительно-иллюстративного метода обучения учителями применяются методы диалогической беседы, работа с текстами (притчами), групповая работа, практикумы, ролевые игры, уроки-экскурсии, элементы кейс- и ИКТ-технологий. Обязательным элементом обучения модулям ОРКСЭ является организация проектной и исследовательской деятельности учащихся. Проектная деятельность развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу. Проектная деятельность способствует формированию у школьника целостной картины мира, развивает умение работы с информацией, исследовательские умения, развивает навыки самостоятельной работы. Использование современных педагогических технологий и методов обучения повышает эффективность образования, способствует достижению целей обучения и воспитания.

Список рекомендуемой литературы, включая Интернет-ресурсы:

  1. Азбука нравственности: Учебное пособие по курсу основ морали (УМК: учебное пособие для учащихся, книга для чтения, методическое пособие для учителей. 1-4 классы) / Составитель Э. П. Козлов, руководитель работы и др. Предисловие С. В. Михалкова. — М., 2007.

  2. Алов А. А. и др. Мировые религии. – М., 1998.

  3. Бенедиктов Н. А. Русские святыни. – М., 2003.

  4. Кошмина И. В. Основы русской православной культуры. Учебное пособие. – М., 2002.

  5. Куклачев Ю. Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. — М., 2003.

  6. Не хлебом единым. Притчи и христианские легенды. – М., 2008.

  7. Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10-11 классов / Под ред. Э. П. Козлова. – М., 2007.

  8. Основы религиоведения / Ред. И. Н. Яблоков. – М., 2000.

  9. Половинкин А. И. Православная духовная культура. – М., 2003.

  10. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. – М., 2004.

  11. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

  12. Колбовский Ю. Я., Степанова Т. А. Православие и русская культура: Учебное пособие. – Ярославль; Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2004. – 320 с., ил.

  13. Тришин А. Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997.

  14. Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. – М., 2006.

  15. Яблоков И. Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М., 1998.

  16. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.

Интернет-ресурсы

  1. Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)

  2. Буддизм (http://www.dharmanet.org/)

  3. Исламская цивилизация (http://www/islamcivil.ru)

  4. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)

  5. Мир религий (http://www.religio.ru/)

  6. Православие в России (http://ww.or.ru/)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А н а л и з учебно-воспитательной работы мкоу мининской средней

    Анализ
    ... учебного курса для общеобразовательныхучреждений Красноярского края «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики» ... введении предметовОсновырелигиозныхкультур и светскойэтики» - Письмо МОН ... методической службы школы на 2012-2013учебныйгод ...
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    ... – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательныхучреждений «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики» была утверждена структура комплексного учебного курса. Данный ...
  3. Содержание рабочей программы по курсу «основы религиозных культур и светской этики»

    Рабочая программа
    ... мероприятий по введению с 2012-2013учебногогода в общеобразовательныхучреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики»; Приказ Министерства образования ...
  4. Основы религиозных культур и светской этики

    Учебный курс
    ... мероприятий по введению с 2012/2013учебногогода во всех субъектах Российской Федерации учебного курса для общеобразовательныхучреждений "Основырелигиозныхкультур и светскойэтики"
  5. 2012-2013 учебный год (2)

    Публичный отчет
    ... в федеральный компонент включен учебныйпредмет «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики», который изучается в 4- м классе в течение всего учебногогода в объеме 34 ...

Другие похожие документы..