Главная > Инструктивно-методическое письмо


Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики модуля «Основы светской этики»

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Россия – наша Родина.

Основы светской этики

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

Знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории Росси;

- особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников, святынь;

уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные форма поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Литература:

  1. Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы / Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова – М., 2007.

  2. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы для общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М., Просвещение, 2010.

  3. Колбовская С. Г. Этика. Для семейного чтения. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский дом печати», 2009. – 336с.

  4. Не хлебом единым. Притчи и христианские легенды. – М., 2008.

  5. Никитин А.Ф. Граждановедение: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.:Дрофа,2003. – 114 с. илл.

  6. Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10-11 классов/ Под ред. Э. П. Козлова. — М., 2007.

  7. Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. – М., 2006.

Интернет-ресурсы

1. http://www.orkс/official-dokuments - Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура.Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

2. /umk/ork - Интернет сайт издательства «Просвещение»

3. – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4. – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Приложение 3

Примерная рабочая программа

модуля «Основы православной культуры»

комплексного учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № ____

Утверждена

приказом по школе

№____________

от «___» ___________ 200 __г

Рабочая программа

модуля «Основы православной культуры»

комплексного учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Учитель _______________________

2012 год

Пояснительная записка

МОУ СОШ (ООШ) № ___ на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей определила для изучения модуль комплексного учебного предмета «Основы православной культуры».

В основе рабочей программы лежат следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы Минобрнауки РФ, Департамента образования Ярославской области.

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  3. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 г. № ПР-2009. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 г. № 1578 по введению в субъектах РФ учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;

  4. Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» (Приложение 1);

  5. Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  6. Письмо Минобрнауки России от 9 февраля 2012 г. № МД-102/03

«О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

  1. Письмо Департамента образования Ярославской области «О преподавании учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» от 30.03.2012 г. № 726/01-10.

Место модуля «Основы православной культуры»

в программе обучения ОУ

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания: дополняет мировоззренческие аспекты, которые формируются у учащихся в процессе изучения материала учебного предмета «Окружающий мир», и предваряет изучение гуманитарных предметов, изучаемых в 5 классе (например, истории).Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Содержание его модулей согласуется между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, а также в контексте содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей согласуются с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный модуль «Основы православной культуры» направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах, и традициях российского общества, воспитанного на духовных ценностях Православия. На понимание их значения в современной общественной жизни.

Учебный модуль «Основы православной культуры» направлен на формирование духовно-нравственного потенциала обучающихся, на воспитание и развитие личности гражданина России, на расширение его кругозора.

Предмет изучается в 4-х классах в объеме 34 учебных часов в учебном году, 1 раз в неделю. Преподавание осуществляется по учебнику: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.: ил.

Учет индивидуальных особенностей обучаемых (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) осуществляется через дифференциацию практических заданий, организацию работы с ЭОР, участие в коллективно-творческой и проектной деятельности, ролевых играх, через формирование портфолио учебных достижений.

Содержание рабочей программы обеспечивает реализацию стандарта начального общего образования по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» и общие для всех модулей ОРКСЭ требования стандарта к целям и уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Цель обучения: формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании, понимании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, к способности жить и действовать в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества.

Задачи обучения:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Учитывая, что при изучении предмета используется качественная оценка знаний, выставление отметок в школьном журнале не предусмотрено.В процессе обучения необходимо формировать портфолио учебных достижений каждого учащегося для реализации следующих функций:

- диагностической: фиксирует динамику продвижения в обучении;

- мотивационной: формирует мотивацию учебной деятельности в результате стремления обучающихся к лучшему результату;

- содержательной: основанной на охвате спектра выполняемых требований к уровню подготовки;

- рейтинговой: показывающей диапазон навыков и умений, освоенных обучаемым.

Портфолио состоит из обязательной и дополнительной частей. В обязательную часть включены:

- терминологический диктант и результаты его выполнения (не менее одного за четверть);

- практическое задание, выполненное на уроке (не менее одного в четверть);

- выполненное и оформленное домашнее задание (не менее одного за четверть);

- подготовленное, оформленное и представленное сообщение по заданной или выбранной самостоятельно теме (не менее одного раза в полугодие);

- выполненная и оформленная индивидуально или в группе творческая работа, проект (не менее одного раза в год).

В дополнительную часть портфолио включаются другие работы по выбору обучаемых и их родителей, свидетельствующие об успешном освоении программы учебного предмета.

Задания, входящие в обязательную часть портфолио отражены в поурочном планировании рабочей программы.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем, часы по программе

Информационные единицы и понятия стандарта

Всего час. по плану

Из них

Лабор. и практич. (темы)

Контр. и

диагност. (темы)

Экскурсии

Дата

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Введение в православную духовную традицию

1

Работа с основными понятиями вводного урока

I четв.

2

Основы православной культуры

Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане

Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственностиЛюбовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности

28

Работа с понятиями изучаемых тем, проектная и исследовательская деятельность, итоговое повторение

Терминологические диктанты, практические задания, подготовка сообщений по заданной теме

Экскурсия по городу с целью ознакомления с уникальными образцами духовной культуры и традиции

I, II, III, IV четв.

3

Духовные традиции многонационального народа России

Праздники. Христианская семья и её ценности

5

Разработка и защита проектов

Защита творческих работ учащихся. Защита проектов учащихся

IV

четв.

Итого:

34

Поурочное планирование

ур.

Тема урока, вопросы,

изучаемые на уроке

Парагр. учеб-ника

Домашнее задание

Портфолио

I полугодие

1

Россия – наша Родина (общий для всего класса)

1

Стр. 5 задание 1, 2

Выполненное и оформленное домашнее задание

Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий

Терминологический диктант

2

Культура и религия

2

Урок 2. Читать. Работа с терминами

3

Человек и Бог в православии

3

Стр. 11 задание 1,2

4

Православная молитва

4

Стр. 15 задание 5,6

5

Библия и Евангелие

5

Стр. 19 задание 1, 2, 6.

Выбор темы сообщения и творческой работы

6

Проповедь Христа

6

Стр. 23, задания 1, 2, 3

7

Христос и Его Крест

7

Стр. 24-27 читать

8

Пасха

8

Стр. 31, задания 1, 4, 5

9

Православное учение о человеке

9

Стр. 35, задания 1, 2

10

Совесть и раскаяние

10

Стр. 39, задания 3, 4

Выполненное и оформленное домашнее задание

Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий

Терминологический диктант

Выполненное и оформленное домашнее задание

Выполненная и оформленная творческая работа

11

Заповеди

11

Стр. 41, задания 1, 3

12

Милосердие и сострадание

12

Стр. 45 задание 3, 4

13

Золотое правило этики

13

Стр. 47 задание 1 Работа по подготовке сообщения, творческих работ

14

Храм

14

Стр. 51 задание 1, 4

15

Икона

15

Стр. 55, задание 1, повторение изученных понятий, терминов

16

Урок повторения. Значение православной культуры в жизни людей, общества.

Знакомство с основами проектной деятельности Обсуждение тематики проектов. Подготовка к защите творческих работ

16

Обсуждение тематики проектов. Подготовка к защите творческих работ

17

Защита творческих работ

17

II полугодие

18

Как христианство пришло на Русь

18

Стр. 61, задания 1, 2

Выполненное и оформленное домашнее задание

Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий

Терминологический диктант

Выполненное и оформленное домашнее задание

Выполненная и оформленная творческая работа

19

Подвиг

19

Стр.63, задания 2, 5

20

Заповеди блаженств

20

Стр.67, задания 2,4,5

21

Зачем творить добро?

21

Стр. 69, задания 3, 4

22

Чудо в жизни христианина

22

Стр.71, задания 1,3

23

Православие о Божием суде

23

Стр. 75, задание 2

24

Таинство Причастия

24

Стр.79, задание 3

25

Монастырь

25

Стр. 83, задание 1

26

Отношение христианина

к природе

26

Подобрать рассказы о примерах милосердного отношения к животным

27

Христианская семья

27

Работа с родителями по вопросам и заданиям на стр. 87

28

Защита Отечества

28

Составление устного или письменного рассказа, книжки-малютки о родных, воевавших за свободу Отечества в 1941-1945 г.г.

29

Христианин в труде

29

Стр.93, задания 4, 5

Выполненное и оформленное домашнее задание

Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий

Терминологический диктант

Выполненная и оформленная творческая работа, проект

30

Любовь и уважение к Отечеству (общий для всего класса)

30

Повторение терминов и понятий

31

Подготовка к защите творческих работ, проектов (общий для всего класса)

Работа над проектом

32

Защита творческих работ, проектов (общий для всего класса)

Работа по оформлению проекта

33

Защита творческих работ, проектов (общий для всего класса)

Подготовка к защите проекта, творческой работы

34

Защита творческих работ, проектов (общий для всего класса)

Стандарт начального общего образования по основам
религиозных культур и светской этики модуля

«Основы православной культуры»

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Россия — наша Родина.

Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

Знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории Росси;

- особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников, святынь;

уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные форма поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Литература:

  1. Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова – М., 2007.

  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы для общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М., Просвещение, 2010.

  3. Колбовская С. Г. Этика. Для семейного чтения. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский дом печати», 2009.-336с.

  4. Не хлебом единым. Притчи и христианские легенды. – М., 2008.

  5. Никитин А. Ф. Граждановедение: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М. : Дрофа, 2003. – 114 с. ил.

  6. Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10-11 классов / Под ред. Э. П. Козлова. – М., 2007.

  7. Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. – М., 2006.

Интернет-ресурсы

1. http://www.orkс/official-dokuments- Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура.Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

2. /umk/ork - Интернет сайт издательства «Просвещение»

3. – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4. – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Методическое письмо

о преподавании учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

в 2012/2013 учебном году
в общеобразовательных учреждениях
Ярославской области

методические рекомендации

Компьютерная верстка Т. В. Макаровой
Подписано в печать 12.05.2012
Формат 60*84/16. Усл.п.л. 1,8

Тираж 100 экз. Заказ 24

Редакционно-издательский отдел
ГОАУ ЯО ИРО
150014, г. Ярославль,
ул. Богдановича, 16
Тел. (4852) 21-94-25
E-mail: rio@


1По методическим материалам, подготовленным Минобрнауки России для учителей и организаторов введения учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях

2По методическим материалам, подготовленным Минобрнауки России для учителей и организаторов введения учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях

34



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А н а л и з учебно-воспитательной работы мкоу мининской средней

    Анализ
    ... учебного курса для общеобразовательныхучреждений Красноярского края «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики» ... введении предметовОсновырелигиозныхкультур и светскойэтики» - Письмо МОН ... методической службы школы на 2012-2013учебныйгод ...
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    ... – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательныхучреждений «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики» была утверждена структура комплексного учебного курса. Данный ...
  3. Содержание рабочей программы по курсу «основы религиозных культур и светской этики»

    Рабочая программа
    ... мероприятий по введению с 2012-2013учебногогода в общеобразовательныхучреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики»; Приказ Министерства образования ...
  4. Основы религиозных культур и светской этики

    Учебный курс
    ... мероприятий по введению с 2012/2013учебногогода во всех субъектах Российской Федерации учебного курса для общеобразовательныхучреждений "Основырелигиозныхкультур и светскойэтики"
  5. 2012-2013 учебный год (2)

    Публичный отчет
    ... в федеральный компонент включен учебныйпредмет «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики», который изучается в 4- м классе в течение всего учебногогода в объеме 34 ...

Другие похожие документы..