Главная > Инструктивно-методическое письмо


Электронные варианты учебных пособий

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / [А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов]. – М.: Просвещение, 2010. Основы мировых религиозных культур. 332 Kb

  2. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Основы светской этики 406 Kb

  3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. Основы православной культуры 442 Kb

  4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Д. И. Латышина, М. Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2010. Основы исламской культуры 408 Kb

  5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / В. Л. Чимитдоржиев. – М.: Просвещение, 2010. Основы буддийской культуры 398 Kb

  6. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / М. А. Членов, Г. А. Миндрина, А. В. Глоцер. – М.: Просвещение, 2010. Основы иудейской культуры 532 Kb

Приложение 1

Приложение утверждены приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования.

В части I «Начальное общее образование. Основное общее образование»:

1. В разделе «Начальное общее образование. Общие положения»:

а) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

«Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики»;

б) дополнить абзацем семнадцатым следующего содержания:

«В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики»;

2. Дополнить разделом «Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики» следующего содержания:

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  2. формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  3. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  5. воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ

Россия — наша Родина.

Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Основы мировых религиозных культур

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы светской этики

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Приложение 2

Примерная рабочая программа

модуля «Основы светской этики»

комплексного учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ___

Утверждена

приказом по школе

№____________

от «___» ___________ 200 __г

Рабочая программа

модуля «Основы светской этики»

комплексного учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Учитель _______________________

2012 год

Пояснительная записка

МОУ СОШ (ООШ) № ___ на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей определила для изучения модуль комплексного учебного предмета «Основы светской этики».

В основе рабочей программы лежат следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы Минобрнауки РФ, Департамента образования Ярославской области.

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  3. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 г. № ПР-2009. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 г. № 1578 по введению в субъектах РФ учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;

  4. Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» (Приложение 1);

  5. Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312;

  6. Письмо Минобрнауки России от 9 февраля 2012 г. № МД-102/03 « О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

  7. Письмо Департамента образования Ярославской области «О преподавании учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» от 30.03.2012 г. № 726/01-10.

Место модуля «Основы светской этики» в программе обучения ОУ

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания: дополняет мировоззренческие аспекты, которые формируются у учащихся в процессе изучения материала учебного предмета «Окружающий мир», и предваряет изучение гуманитарных предметов, изучаемых в 5 классе (например, истории). Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Содержание его модулей согласуется между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, в контексте содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей согласуется с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный модуль «Основы светской этики» направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах, ценностях и традициях российского общества. На понимание их значения в современной общественной жизни.

Учебный модуль «Основы светской этики» направлен на формирование духовно-нравственного потенциала обучающихся, на воспитание и развитие личности гражданина России, на расширение его кругозора.

Предмет изучается в 4-х классах в объеме 34 учебных часов в учебном году, 1 раз в неделю. Преподавание осуществляется по учебнику: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений». – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.: ил.

Учет индивидуальных особенностей обучаемых (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) осуществляется через дифференциацию практических заданий, организацию работы с ЭОР, участие в коллективно-творческой и проектной деятельности, ролевых играх, через формирование портфолио учебных достижений.

Содержание рабочей программы обеспечивает реализацию стандарта начального общего образования по предмету «Основырелигиозных культур и светской этики» модуля «Основы светской этики» и общие для всех модулей ОРКСЭ цели и требования стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Цель обучения: формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании, понимании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, к способности жить и действовать в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества.

Задачи обучения:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Учитывая, что при изучении курса используется качественная оценка знаний, выставление отметок в школьном журнале не предусмотрено. В процессе обучения необходимо формировать портфолио учебных достижений каждого учащегося для реализации следующих функций:

- диагностической: фиксирует динамику продвижения в обучении;

- мотивационной: формирует мотивацию учебной деятельности в результате стремления учащихся к лучшему результату;

- содержательной: основанной на охвате спектра выполняемых требований к уровню подготовки;

- рейтинговой: показывающей диапазон навыков и умений, освоенных обучаемым.

Портфолио состоит из обязательной и дополнительной частей. В обязательную часть включены:

- терминологический диктант и результаты его выполнения (не менее одного за четверть);

- практическое задание, выполненное на уроке (не менее одного в четверть);

- выполненное и оформленное домашнее задание (не менее одного за четверть);

- подготовленное, оформленное и представленное сообщение по заданной или выбранной самостоятельно теме (не менее одного раза в полугодие);

- выполненная и оформленная индивидуально или в группе творческая работа, проект (не менее одного раза в год).

В дополнительную часть портфолио включаются другие работы по выбору обучаемых и их родителей, свидетельствующие об успешном освоении программы учебного предмета.

Задания, входящие в обязательную часть портфолио отражены в поурочном планировании рабочей программы.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем, часы по программе

Понятия и

информационные единицы стандарта

Всего часов по плану

Из них

Лабор. и практич. (темы)

Контр. и

диагност.

(темы)

Экскурсии

Дата

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

1

Работа с основными понятиями вводного урока

I четв.

2

Основы светской этики

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательстваВысшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма.

Методы нравственного самосовершенствования

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

28

Работа с понятиями изучаемых тем, проектная и исследовательская деятельность, итоговое повторение

Терминологические диктанты, практические задания, подготовка сообщений по заданной теме

Экскурсия по городу с целью ознакомления с уникальными образцами духовной культуры и традиции

I, II, III, IV четв.

3

Духовные традиции многонационального народа России

Праздники как одна из форм исторической памяти. Что значит быть нравственным в наше время? Образцы нравственности в культурах разных народов

5

Разработка и защита проектов

Защита творческих работ учащихся. Защита проектов учащихся

IV

четв.

Итого:

34

Поурочное планирование

ур.

Тема урока, вопросы,

изучаемые на уроке

Параграф учебника

Домашнее задание

Портфолио

I полугодие

1

Россия – наша Родина

1

Стр.5 задание 1

Выполненное и оформленное домашнее задание

Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий

Терминологический диктант

2

Что такое светская этика

2

Урок 2. Читать.

Работа с терминами

3

Культура и мораль

3

Стр.9 задание 4

4

Особенности морали

4

Стр. 11 задание 3

5-6

Добро и зло

5-6

Урок 5. Работа с терминами. Стр. 15 задание 1.

Выбор темы сообщения и творческой работы

7-8

Добродетель и порок

7-8

Стр.16-19 читать.

Стр. 21 задание 1

9

Свобода и моральный выбор человека

9

Вопросы и задания к уроку 9

10

Свобода и ответственность

10

Разговор с родителями о моральном выборе и ответственности

Выполненное и оформленное домашнее задание

Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий

Терминологический диктант

Выполненное и оформленное домашнее задание

Выполненная и оформленная творческая работа

11

Моральный долг

11

Подобрать примеры из жизни, литературы о выполнении морального долга

12

Справедливость

12

Стр. 29 задание 2

13

Альтруизм и эгоизм

13

Стр. 31 задание 3

14

Дружба

14

Стр. 31 задание 1

15

Что значит быть моральным

15

Работа по подготовке сообщения, творческих работ

16

Урок повторения.

Обсуждение тематики проектов, знакомство с основами проектной деятельности

16

17

Защита творческих работ

учащихся

17

II полугодие

18

Род и семья — исток нравственных отношений

18

Беседа с родителями

«История моей семьи»

Выполненное и оформленное домашнее задание

Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий

Терминологический диктант

Выполненное и оформленное домашнее задание

Выполненная и оформленная творческая работа

19

Нравственный поступок

19

Беседа с родителями по заданиям к уроку. Стр. 41

20

Золотое правило

нравственности

20

Задание 2, стр.43

21

Стыд, вина и извинение

21

Работа с содержанием рассказа «Плохо»

(А. Ф. Никитин)

22

Честь и достоинство

22

Работа по заданиям к уроку. Стр.47.

23

Совесть

23

Прочитать рассказ «Совесть» (С. Г. Колбовская). Ответить на вопросы к рассказу

24-25

Нравственные идеалы

24-25

Беседа с родителями по заданиям к уроку. Стр.51, 53

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

26

Подобрать рассказы о примерах нравственного подвига человека

27

Этикет

27

Вместе с родителями составить правила этикета ученика

28

Семейные праздники

28

Составление рассказа, книжки-малютки «Праздники в нашей семье»

29

Жизнь человека — высшая нравственная ценность

29

Работа по заданиям к уроку. Стр. 61.

Выполненное и оформленное домашнее задание

Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий

Терминологический диктант

Выполненная и оформленная творческая работа, проект

30

Любовь и уважение к Отечеству

30

Выполнение задания «Закончи рассказ»

31

Подготовка творческих проектов

Работа над проектом

32

Выступление обучающихся со своими творческими работами

Работа по оформлению проекта

33

Выступление обучающихся со своими творческими работами

Подготовка к защите проекта, творческой работы

34

Презентация творческих

проектов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А н а л и з учебно-воспитательной работы мкоу мининской средней

    Анализ
    ... учебного курса для общеобразовательныхучреждений Красноярского края «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики» ... введении предметовОсновырелигиозныхкультур и светскойэтики» - Письмо МОН ... методической службы школы на 2012-2013учебныйгод ...
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    ... – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательныхучреждений «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики» была утверждена структура комплексного учебного курса. Данный ...
  3. Содержание рабочей программы по курсу «основы религиозных культур и светской этики»

    Рабочая программа
    ... мероприятий по введению с 2012-2013учебногогода в общеобразовательныхучреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики»; Приказ Министерства образования ...
  4. Основы религиозных культур и светской этики

    Учебный курс
    ... мероприятий по введению с 2012/2013учебногогода во всех субъектах Российской Федерации учебного курса для общеобразовательныхучреждений "Основырелигиозныхкультур и светскойэтики"
  5. 2012-2013 учебный год (2)

    Публичный отчет
    ... в федеральный компонент включен учебныйпредмет «Основырелигиозныхкультур и светскойэтики», который изучается в 4- м классе в течение всего учебногогода в объеме 34 ...

Другие похожие документы..