Главная > Документ


Давайте проведем некий анализ между высказываниями Папы Льва в своем «Томосе» и вероопределением ААЦ-и:

  1. Папа: - «Неполезно для спасения и одинаково опасно признавать в Иисусе Христе или только Бога без человека, или только человека без Бога».  

ААЦ: - Сам, Логос, воистину стал Человеком, то есть, воспринял человеческую совершенную природу - дух, разумную душу и тело. Не то, чтобы Слово превратилось в тело или тело - в Божество, и не то, чтобы соединяясь Божественное и человеческое изменили, или преобразовали, или смешали свои естества, но совершенный Бог воспринял совершенную человечность без изменения, без преобразования, без смешения, то есть, Бог остался Богом и Человек - человеком.

  1. Папа: - «Для нашего искупления нужно было, чтобы один и тот же посредник между Богом и человеком, Человек Иисус Христос, с одной стороны, и мог бы умереть, а с другой — не мог бы... Ибо каждое естество в общении с другим производит то, что ему свойственно. А именно: Слово производит то, что свойственно Слову, и плоть следует тому, что свойственно плоти».

ААЦ: - С Божеством соединенным Телом был положен в гроб, ибо от Тела Христова, мертвого по человеческому естеству, не отступил Дух Святой, потому Оно и осталось в гробе нетленным, как не разлучившееся с Божеством и от Божества неотделимым духом снизошел в Ад... Христос спасительным домостроительством понес все человеческие немощи, свободно пройдя сквозь человеческие страсти, осудив в них закваску греха и освободив нас от проклятия греха. Следовательно, домостроительными делами являются не только Богоприсущие чудеса, - хождение по водам, воскрешение мертвых, умножение хлебов и прочее, а также присущие человеку немощи: жажда, изнеможение, проливание слез и прочее.

  1. Папа: - «Еще и еще повторяю: один и тот же истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий...».

ААЦ: - В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек. Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время. Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом. Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе. И хотя Он Бог и Человек, но не два, а Один Христос. Но как Он Один, то не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа принята Богом. Один Он есть, но не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство. Ибо как разумная душа и тело образуют одного человека, так и человек и Бог образуют Одного Христа.

  1. Папа: - « ...Ибо хотя в Господе Иисусе Христе — Боге и Человеке — Одно Лицо, однако иное есть то, откуда происходит в том и Другом общее уничижение, и иное есть то, откуда происходит общая слава».

ААЦ: -  Тот, кто единосущен Отцу по Божеству, стал единосущным нам по человечеству, стал истинным и совершенным Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Когда Господь совершал Божественное чудо, Он действовал как Бог, но и как Человек, чтобы человек также мог стать сопричастником Божественных деяний, а когда Он брал на Себя человеческие немощи, то нес их как Человек, но не по проклятию подобно простым смертным, но как Бог и Человек, как Бог во Плоти, как Всемогущий и Избавитель, дабы освободить нас от оков зла.

  1. Папа: - «Итак, в силу этого единства Лица, познаваемого в той и другой природе, и говорится, с одной стороны, что Сын Человеческий сошел с неба, тогда как (собственно) Сын Божий воспринял Плоть от той Девы, от которой Он родился, и, с другой стороны, можно сказать, что Сын Божий распят и погребен, хотя и распятие и погребение претерпел Он не в Божестве самом, по которому Единородный совечен Отцу и Единосущен, но в немощи нашей природы».

ААЦ: -  Два совершенных стали еднным совершенным, в новом и изумительном соединении. С момента Зачатия Божественное и человеческое нераздельно соединились в Едином Господе Иисусе Христе, и потому в спасительном домостроительстве вочеловечения Слова, начиная со святого Зачатия, нельзя говорить о каком-либо действии, как о только лишь Божественном или сугубо человеческом. Богочеловеческое соединение во Христе не есть ни сочетание, ни присоединение или соотношение, но соединение - сущностное, бытийное и природное, в которое невозможно внести разделение или рассоединение. Один из Троицы Пресвятой, - Единородный Сын Божий, Слово Предвечное, снизошел из Своей Божественной недосягаемости и Духом Святым совершеннейшим образом вочеловечился от Пресвятой Девы Марии. Исповедуем, что Христос - Новый Адам, снизошел в мир, дабы даровать всем жизнь и обновить человечество, осужденное ветхим Адамом на грех и смерть. Он, Который необъятен и вневременен по Своей природе, Своим попечительством и волею Отца снизошел в предельность и во временность мира яко один из мира, дабы спасти тех, которые в миру, и чтобы осужденные прелестями духа лукавого смогли со Христом придти к Богу Отцу. «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти»11. Во исполнение всего этого Он, наш Апостол Обетования и Первосвященник, Господь наш Иисус Христос, принес Себя в жертву примирения Богу Отцу, дабы искупить Своей Кровью всех, и живых, и мертвых12. Он, Кто есть Жизнь и Жизнедатель, ради всех принял Крест и вкусил смерть, с Божеством соединенным Телом был положен во гроб, ибо от Тела Христова, мертвого по человеческому естеству, не отступил Дух Святой, потому Оно и осталось во гробе нетленным, как неразлучившееся с Божеством, и от Божества неотделимым духом снизошел во Ад, проповедовал душам, заключенным дьяволом, явив свет и спасительное обновление, разрушил ад и освободил плененные души. На третий же день Он дивнославным Воскресением Своим стал первенцем из мертвых.

  Особые достоинства папского послания составляют равномерность логических ударений на обеих сторонах догмата воплощения (против чего грешили обе школы, и Александрийская и Антиохийская) и его необыкновенное ораторское и литературное искусство, богатство синонимических глаголов, рисующих действие двух естеств. «Томос» Папы Льва был осуждением только Евтихия. Как и решение Константинопольского Собора 448-го года, «Томос» совпадает с антиохийским исповеданием 433-го года, но он превосходит последнее как художественное выполнение верного и, однако, сухого еще плана 433-го года. Не опасаясь никаких крайностей, Папа Лев гармонически сочетал лучшие результаты александрийского и антиохийского богословия. По догматической терминологии и формулам «Томос» не дал ничего нового. Да и несовершенства латинского языка невольно притупляли точное звучание богословских понятий. Например: не «ипостась», а только «персона», не «природа — фисис», а только «форма» — термин не точно философский, а только разговорный13. Латинские богословы лучше понимали язык «Томоса» Папы Льва, чем язык святого Кирилла14. Это несовершенство явилось причиной неправильного перевода «Томоса» Льва, который был сделан Патриархом Флавианом 13-го июля 449-го года, на армянский язык. В этом переводе слова «одно и другое», относящиеся к двум естесвам Христа были переведены на армянский язык как «vomn yev vomn», т.е., переданы таким выражением, которое по духу армянского языка прилагается только к одушевленным лицам. И этот перевод стал поводом для обвинений Папы и Халкидонского Собора в том, что они, порицая Евтихия, впали в заблуждения Нестория. ААЦ отвергла «Томос» Льва, а, следовательно, и Собор принявший этот «Томос». Потому что с позиции Армянской Церкви толкование о двух лицах во Христе после Его воплощения было опасной несторианской ересью уводящей от Православия. Потому ААЦ осталась верна Православию первых трех Вселенских Соборов и формуле Кирилла Александрийского «единая воплощенная природа Слова-Бога», где два естества, Божественное и человеческое, нераздельно, неразлучно, неизменно, неслитно соединены в единой воплощенной природе Логоса и в одном Лице Господа нашего Иисуса Христа. Католикос Нерсес Шнорали (Благодатный) пишет: «...одно Существо и одно Лицо из двух естеств в одном Иисусе Христе»15. К этому времени большую силу набрало также монофизитство, последователи которого, ловко манипулируя текстами Священного Писания и предшествовавших Вселенских Соборов, отстаивали свои богословские позиции, отвергая единосущие нам Христа по человечеству. Поэтому ААЦ-и необходимо было провести четкую грань между Православием и несторианством, с одной стороны, и Православием и монофизитством, с другой. Вот, например, как ересиарх Евтихий опирался на Никейский Символ Веры. Его спрашивали: «Исповедуешь ли ты, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству?». А он отвечал: «А что сказано в Символе? Как там читается?». Отвечали ему: «единосущна Отцу». «Вот так и я верую; так веруй и ты», - заключал Евтихий. А к Священному Писанию он обращался затем, чтобы своих противников смущать вопросом: «а где в Писании сказано: «два естества»?16

В «Исповедании Веры» ААЦ-и определяется исповедовать Господа нашего Иисуса Христа по человечеству как «истинно Человека, того же из души разумной и тела» — это утверждение означает, что Его человеческое естество является реальным (не призрачным) и единосущным с человеческим родом. Таким образом, было усилено никейское выражение «вочеловечившегося» и отвергнуты не только арианские и аполлинарианские идеи, но и любые варианты докетической христологии. Кроме этого, в «Исповедании Веры» ААЦ-и исповедуется вера во Христа совершенного в обеих Своих естествах: «совершенного в Божестве и совершенного в человечестве... во всем подобного нам кроме греха», что отнюдь не мешает единому совершенству. Ибо формула “два совершенных не могут быть единым совершенным” является пережитком эллинской языческой философии, что не совместимо с христианским богословием.

Итого:

  1. Первый Никейский Собор – 325г. - Святая Церковь исповедует в Пресвятой Троице одну природу (против Ария) и три ипостаси (против Савелия).

  2. Второй Константинопольский Собор – 381г. - По предложению Григория Нисского против учения Македония в Символ Веры было включено словосочетание «от Отца исходящего». Константинопольский Собор принял семь канонов, где отмечались все нововведения принятые из-за ересиархов, и подчеркнул верность Никейскому Собору.

  3. Третий Эфесский Собор – 431г. - Против Аполлинария в Символ Веры было введено словосочетание «...рожденного прежде всех век».

  4. Борьбу против Нестория возглавил Кирилл Александрийский. Эфесский Собор принял формулу свт. Кирилла Александрийского «единая воплощенная природа Бога-Слова».

Богословский фактор

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению противостояния двух великих богословских школ, Антиохийской и Александрийской, определивших православный курс Вселенской Церкви и давших две формулы - «два естества» и «единая природа» - вокруг которых разгорались страсти и из-за которых возникали такие крайности как несторианство и евтихианство, хотелось бы отметить, что если Древним (дохалкидонским) Восточно-Православным Церквам приходилось теперь доказывать неслитность и неизменность естеств в соединении, то (халкидонским) Православным Церквам приходилось доказывать неразлучность и неделимость этого соединения. Поэтому и нам необходимо внести твердую ясность в понятия слов употребляемых в христологической терминологии. Прежде всего, хотелось бы внести четкое определение в слова «одна» и «единая», «одна природа» и «единая природа», чтобы мы правильно уяснили смысл формулы «единая воплощенная природа Логоса».

Что такое ЕДИНСТВО? Это слово определяет отвлеченно существующие по значению прилагательные: единый, единая или единое; т.е., общность, солидарность, отсутствие дробления, цельность и неделимость. В христологии Александрийской богословской школы слово «единая» (mia) является синонимом слова «соединенная». Можно ли христиан исповедующих неслитное и несмешанное соединение двух естеств в безраздельной и безразлучной единой воплощенной природе и одном Лице Господа нашего Иисуса Христа называть монофизитами? Ведь монофизитство от греческого monos — один и phisis — природа, т.е., они исповедуют не единую, а одну природу в Господе нашем Иисусе Христе. Монофизиты трактуют соединение двух естеств во Христе как поглощение человеческого начала Божественным. Следовательно, монофизиты это последователи ереси Евтихия, который исказил христологию Александрийской школы и был анафемствован ААЦ-ю. Если мы уяснили смысловую разницу между терминами «одна» (mono) и «единая» (mia), «моно» и «миа», то также поймем всю несправедливость обвинений в адрес армян, к которым искусственно прицеплен ярлык «монофизитов». Христологию ААЦ-и мы рассмотрим ниже в деталях, а сейчас перейдем к краткому обзору истории и христологии двух великих богословских школ – Антиохийской и Александрийской.

Антиохийское богословие

Антиохия - город противонесущий, противостоящий - Деян. 11:26, расположен на юге Малой Азии, на реке Оронт. Долгое время был столицею Ассирии (совр. Сирии). Является одним из древних центров эллинизма, а потом и христианства. Входил в Пентополис (Пятиградие) Вселенской Церкви. По величию и значимости был третьим городом после Рима и Александрии. Основан в 301-ом году до Р.Х. Селевком I и стал столицей Селевкидов. Город назван Селевком в честь своего отца Антиоха I Сотера. Чтобы отличить от других одноименных городов построенных Селевкидами Антиохию часто называли Ассирийской или Старшей. Армянский царь Тигран II Великий, после завоевания Ассирии, в 83-69-х годах до Р.Х. Антиохию превратил в престольный город Армянского царства. В этот период в Антиохии интенсивно отливались монеты с изображением и именем царя Тиграна. С 64-го года до Р.Х., т.е., со времени вторжения Помпея, и до основания Константинополя (IVв) Антиохия была восточной столицей Римской Империи и резиденцией наместника римской провинции. В 538-ом году персидский шах Хосров I Ануширван истребил большую часть населения города и многих угнал в плен. Византийский император Юстиниан I Великий (527-565) снова отстроил город и назвал его Феополисом, т.е., Божественным городом. Это название сохранено в титулах Антиохийских Патриархов. В последующие века Антиохия переходила то к арабам, то к византийцам. В XI веке среди экзархов Антиохии были и армяне – Григорий Магистр, Васак Пахлавуни, полководец Филарт Варажнуни и др. В 1084-ом году Антиохию покорили тюрки-сельджуки. 3-го июня 1098-го года, после девяти месяцев осады, городом овладели крестоносцы. А в 1268-ом году город основательно разорили мамелюки султана Египта Байбарса.

Антиохийская Патриархия О распространении христианства и образования первых общин свидетельствуют Деяния апостолов. В Антиохии проповедовали апостолы Варнава, Павел и Петр. Павел считается основателем первой Церкви в Антиохии, откуда христианство распространилось на Восток. Антиохия была центром одного из четырех римских экзархатов в Малой Азии вместе с Кесарией, Эфесом и Гераклией. В 381-ом году на II Вселенском Соборе в Константинополе Антиохии был присвоен четвертый вселенский патриарший престол, после Рима, Константинополя и Александрии. В VI веке на основе пятнадцати восточных фем империи был основан Антиохийский Патриархат, под началом которого также находились Финикия, Аравия и Палестина. Антиохийские Патриархи носили титул Владыки Востока (Всевосточного Патриарха). В дальнейшем от Антиохийской Патриархии отпали и образовали самостоятельные структуры Кипр, Персидская Церковь и Иерусалимский Патриархат. В V веке отделилась Несторианская Церковь, Патриарх которой также себя именует Антиохийским, а в VI-VII веках Антиохийский Патриархат раскололся на три части, в результате чего образовались три независимых Патриархата – Мелкито-Халкидонский, Маронитский и Яковитский (дохалкидонский). Все три Патриарха именуют себя Антиохийскими несмотря на то, что начиная с XI/XII веков ни один из престолов не находится в Антиохии. В 1182-ом году Маронитская Церковь признала главенство Ватикана. В X-XII веках Византия снова вернула назад Антиохию, которая находилась под властью Халифата, а после первого крестового похода (1098) там, на основе Маронитской и Мелкидо-Халкидонской Церквей образовалась Католическая Церковь. А Яковитская Церковь сохранила свою независимость и является членом Восточно-Православной (дохалкидонской) семьи Церквей. В VII веке, после арабского завоевания, во всех трех Антиохийских Церквах в обиход вошел арабский язык, который в XIII веке полностью вытеснил греческий язык, а в XVIII веке и ассирийский. В XII-XIII веках Антиохийская Патриархия, которая ценою огромных потерь сохранила независимость, индивидуальность и самостоятельность в лице Ассирийской Православной Церкви (Яковитской) и на территории которой были образованы государства крестоносцев (Эдесса, Антиохия, Триполь и т.д.), вела ожесточенную борьбу с Ватиканом и Константинополем. В XVII веке в Индии образовалась дочерняя АПЦ-и Индийская (Малабарская) Церковь, которая называется Православной Малабарской Церковью и имеет своего Патриарха.

Антиохийская богословская школа В истории Вселенской Церкви Антиохия известна своей богословской школой, которая находилась в противоречии и прениях с Александрийской школой в области христологии и из-за методов толкования Библии. В отличие от Александрийской, Антиохийская школа не имела официального статуса учебного заведения. Несмотря на богатое эллинистическое прошлое, в богословии этой школы огромное место занимают семитические представления и мировоззрение, присущие ассирийскому народу. Если характерными чертами Александрийской школы были неоплатонизм и синтетический или диалектический (можно сказать сотериологический) метод исследования Свт. Писания, то Антиохийское богословие имело аристотелевское направление и историко-грамматический метод исследования. В методологии исследования элементов христианских верований александрийцы придерживались синтетического метода, то есть, метода изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей. Климент Александрийский сам о себе говорил, что «диалектическое движение его мировоззрения идет не от частного к общему и не от чувственного к сверхчувственному, но совершенно наоборот: от простого и родового к детальному и видовому (частному) и что он подражает в этом случае Платону»17. В толковании Свт. Писания антиохийский историко-грамматический метод всегда противопоставлялся александрийскому диалектическому методу. В антиохийской школе труднодоступные места Свт. Писания во избежание сложных терминов объяснялись буквально и упрощенно, а одна из ее главных черт было строгое логическое мышление, которое часто приводило к сухому философскому рационализму. Историко-грамматический метод толкования Библии вызывал порою строгие суждения антиохийцев по поводу некоторых несоответствий в Ветхом и Новом Заветах и уделял большое внимание личностям и событиям. Такие знаменитые представители антиохийской школы как Иоанн Златоуст и Феодорит, которые, оставаясь верными методу толкования своей школы, также восприняли лучшие стороны александрийцев и сотворили величайшие образцы научных толкований, которые вошли в сокровищницу православного богословия. Историю Вселенской Церкви сопровождала вечная борьба между антиохийской и александрийской богословскими школами. Это были разные христологические структуры, порою противоречащие друг другу. Частые столкновения антиохийской и александрийской направлений приготовили почву для больших догматических споров в IV-V веках. Богословы антиохийской школы особо отмечали историческую, человеческую личность Христа, т.е., Христа-Человека.

Самосатский, а потом и Антиохийский епископ (260-270) Павел Самосатский, который считается основателем антиохийской школы, жил во времена императоров Галлиена, Клавдия и Аврелиана, проповедовал, что Христос родился как человек, а потом наполнился Логосом, т.е., во Христа вселилась вторая ипостась, и соединенный волей и вечной любовью Он стал единым с Богом. Павел утверждал, будто Слово присутствует в Боге-Отце не субстанциональным образом, подобно способности души мыслить и рассуждать. Он считал, что Христос выше, чем человек, ибо Он обожился благодаря Своему моральному развитию. Павел Самосатский первым выдвинул идею двойственности, несмотря на то, что в 268-ом году на Антиохийском Церковном Соборе он был низложен, его последователи, в частности Лукиан Самосатский, продолжали проповедовать учение своего учителя. Представители антиохийской школы, подчеркивая человека во Христе – «Исповедуем Бога в человеке» - считали Христа сопоклоняемым Всевышнему Богу человеком с двумя естествами, т.е., раздельно сосуществующими друг с другом Богом и человеком, где один – подлинный сын по естеству, а другой – Бог по усыновлению. Христос-Человек был жилищем, храмом для Божества. Мария не Богоматерь, а мать человека соединенного с Божеством (учение Нестория). Несторий, его духовный наследник, впитал свои пагубные воззрения из источников Павла Самосатского. Ибо он говорит, что Павел Самосатский учил, будто во Христе как бы обитало Слово Божие так же, как это было в пророках: «И Он будто бы обладал двумя природами, разделенными и несвязанными между собою так, что одна обитающая в Нем природа - Христова, а другая – Божия (то есть, природа Бога Слова)»18. Павел критиковал учителей древней Церкви и противился здравому и общепринятому учению, привнося в него что-то новое. Из-за этого он впал в заблуждение. И епископы соседних Церквей часто собирались для осуждения этого богохульства. Но поскольку Павел Самосатский пользовался популярностью среди людей ("имел похвалу от людей") и склонял к себе (обязывал перед собой) власть предержащих дарами, а император враждебно относился к религии, то они, т.е., епископы, были вынуждены расходиться ни с чем. Но, наконец, когда дело было доведено до Аврелиана, и вопрос был официально рассмотрен на Соборе в Антиохии в 268/269-х годах по Р.Х., ересь эту предали осуждению, а Павла Самосатского отлучили от Церкви. Когда же он не пожелал подчиниться Церкви, Аврелиан послал своих людей, которые публично силой вышвырнули его из церкви.

Различие в христологических толкованиях антиохийской и александрийской школ выражалась в следующих формулах: «Человек обоженный», «Человек Богооблаченный» (ант.) и «Сам Бог стал Человеком», «Вочеловечившийся Бог» (алекс.). В отличие от александрийской школы антиохийцы разделяли два естества во Христе и в личности Христа видели человека, который родился от вечного Логоса и является Его неотделимой частью. Это обусловлено тем, что они в своих Богослужебных обрядах и в богословской литературе пренебрегали словом «Сын». Согласно богословию Антиохии Логос выбрал Христа как инструмент, который развился сугубо в направлении человеческой морали. Это считалось основной дорогой, которая приближает к Богу и порождает уважение к человеческому старанию и стремлению к духовной чистоте и безгрешности. Логическим продолжением этого воззрения стал «свободный выбор» учения пелагиан, которое возымело огромное воздействие на учение Нестория. Несторианство стало последней стадией развития богословской мысли антиохийской школы, некоторые основополагающие принципы которой легли в основы «Томоса» Папы Льва и в христологическую структуру халкидонского ороса. Последняя четверть IV и первая V веков явились периодом расцвета двух школ. Несмотря на то, что школа Антиохии дала богословов разделяющих учение Ария (Евсевий Никодимийский, Нумерий, Евсевий Емесский, Аэтий Антиохийский и др.) и находящихся под огромным влиянием учения Лукиана Самосатского, та же школа дала также величайших православных богословов:

1. Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский (323-331) родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом города Бери, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру. Святитель Евстафий был глубоко образованным богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущие Сына Божия с Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся - устно и письменно - за чистоту Православной веры. В 325-ом году святым равноапостольным царем Константином Великим (306-337) был созван I Вселенский Никейский Собор. Первым председателем на этом Соборе был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповедание в Символе Веры.

2. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии ок. 374-го года, в семье военачальника. В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395-408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404-го года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404-го года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (ок. 308), утешенный явлением мученика - «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», - причастившись Святых Таин, вселенский святитель, со словами «Слава Богу, за все!», 14-го сентября 407-го года отошел к Господу.

3. Среди замечательных богословов антиохийской школы IV-V веков были также Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский, Феодорит Кирский и др. В период между III и IV Соборами была чрезвычайно оживленная полемика между свт. Кириллом и богословами антиохийской школы. Антиохийские богословы очень долго защищали Нестория. Феодорит Кирский никак не решался анафематствовать Нестория, которого он прежде защищал в пространных сочинениях, хотя и не был полностью солидарен с его крайностями. И только после того, как Феодорит анафематствовал Нестория, отцы-халкидониты приняли его в свое общение. В течение нескольких лет после Собора среди сторонников Халкидона доминировала величественная фигура Феодорита, епископа Кирского, реабилитированной жертвы Диоскора. Вплоть до своей смерти в 466-ом году Феодорит продолжал богословские труды. Он находился в переписке со многими современниками, в том числе - с Папой Львом и несторианами Персии. Будучи другом Нестория, Феодорит находился в открытой оппозиции не только Евтихию, но и свт. Кириллу. Его опровержения «Двенадцати анафематизмов» и решений Эфесского Собора помнили все. Антиохиец по образу мысли и образованию, Феодорит, тем не менее, сумел понять, в чем был прав свт. Кирилл в своей полемике против Нестория, и подписал формулу единения в 433-м году. Прирожденный богослов, он умел проникать в смысл слов и формул, постигать их значение. Он понимал, что православное учение может быть выражено также и в александрийских терминах, а некоторые антиохийские формулы, такие как, например, «воспринятый человек», должны быть отвергнуты. Православие Феодорита было признано в 451-м году после того, как он анафематствовал своего прежнего друга Нестория. В течение пятнадцати лет он оставался самым значительным представителем халкидонской партии19(1). Отец Иоанн Меендорф заметил удивительное совпадение между двумя авторами великого святоотеческого периода V века, а именно: святителем Кириллом Александрийским и Феодоритом Кирским. Это тем более важно для раскрытия нашей темы, что они являются представителями различных полюсов в богословии - александрийской и антиохийской экзегетической и катехизаторской школ19(2). А Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуестийский, как блестящие представители Антиохийской школы, определяли собою глав­ное направление этой школы. Несторий всецело был их учеником. «Антиохийская школа - это школа буквализма в экзегезе, - пишет Лосский, - обращавшая главное внимание на исторический аспект Священного Писания. Всякая символическая интерпретация, всякий гносис священного события казались ей подозрительными, и потому она часто теряла из виду присутствие вечности в истории. Так возникала опасность увидеть в Иисусе лишь одного из индивидуумов в истории Иудеи, истории слишком человеческой в ее временных рамках. В Антиохийской школе история замыкалась в себе настолько, что порой даже проходила мимо грандиозного видения Бога, ставшего Человеком. Напротив, Александрийская школа, сосредоточенная на христианском гносисе, в своей крайней аллегорической экзегезе часто лишала библейское событие его конкретной простоты, проявляя тенденцию игнорировать исторический, человеческий аспект воплощения. Эти школы дали великих богословов, но породили также и великих еретиков, когда каждая из них поддавалась характерному для нее искушению»20.

Антиохийская, Александрийская и Афинская богословские школы были закрыты в VI веке, во время правления Византийского императора (527-565) Юстиниана I Великого21.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПОСВЯЩАЕТСЯ 1700-летию КРЕЩЕНИЯ АРМЕНИИ ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ (I - V века) СВЯТОЙ ЭЧМИАДЗИН 2007 Книга издана по благословению СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА и КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН ГАРЕГИНА ВТОРОГО Повелением

    Книга
    ... лик Господа нашего, изображенный на Святыне. Истинный Лик дает нам Иисус ... единство естества Господа нашего Иисуса Христа, в спасительное Домостроительство Божие и светозарное учение, веру в ... Нерсисяна. С.-Петер­бург: Изд. ААЦ. 1999 8. Тер-Давтян К.С. ...
  2. Министерства внутренних дел российской федерации» (7)

    Автореферат диссертации
    ... заповедям блаженства, данным Господом Иисусом Христом в его «Нагорной ... апостольская церковь (ААЦ) Одна из ... Учение «Дуси» Марченко названо «ритмологией». Его суть сводится к тому, что наша ... множество этноконфессиональных ликов. Классифицировать мировой ...
  3. Министерства внутренних дел российской федерации» (8)

    Документ
    ... заповедям блаженства, данным Господом Иисусом Христом в его «Нагорной ... апостольская церковь (ААЦ) Одна из ... Учение «Дуси» Марченко названо «ритмологией». Его суть сводится к тому, что наша ... множество этноконфессиональных ликов. Классифицировать мировой ...
  4. Армянские святые письмена

    Документ
    ... , мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» ... hайр Мер — Отче Наш. Вардан причислен к лику святых ААЦ. 16 Гайк (hайк ... там вместе с протоармянами. В Армении учеными выявлена и колыбель индоевропейского праязыка — санскрита ...
  5. Российская благотворительность в зеркале сми (31)

    Документ
    ... депутатов и ученых. Предметом обсуждения ... мне тоже Господь послал возможность ... а также ликами князей Александра Невского ... Грузинской епархии ААЦ "Айартун". ... молодежного движения "Наши" и православными ... Библии - сцену рождения Иисуса Христа. - Созидание - ...

Другие похожие документы..