Главная > Научно-образовательный материал


Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования -

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

н4.5.1.4.5 Научно-образовательный материал

«Актуализация знаний учащихся старших классов по разделу ";Экономическая сфера жизни общества";»

Состав научно-образовательного коллектива:

Протас В.Ф., проф. кафедры экономической теории, к.э.н.

Москва - 2011

Предисловие

В настоящем научно-образовательном материале рассматриваются элементы содержания, проверяемые на едином государственном экзамене (ЕГЭ) по обществознанию раздела «Экономика», распределение заданий по уровню сложности и типам.

Основой анализа элементов содержания ЕГЭ является «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию». Этот кодификатор составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень) и является одним из документов, регламентирующих разработку контрольных измерительных материалов (КИМ) для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Фундаментом описания особенностей структуры экзаменационной работы, распределение заданий по уровню сложности и типам является «Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию».

Данный научно-образовательный материал обращен, прежде всего, к тем, кому еще только предстоит это испытание. Конечно, самый надежный путь к успешной сдачи экзамена – прочное и глубокое освоение курса обществознания на протяжении всех лет его изучения. Вместе с тем не лишней станет и представленный материал, где выделяются основные аспекты контролируемого элемента содержания, проверяемого на едином государственном экзамене в 2011 году. Это позволяет начать знакомство с представленным материалом с того контролируемого элемента, который представляется читателю наиболее важным и первоочередным, а затем двигаться дальше по его содержательному пространству собственным познавательным маршрутом.

1. Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

по разделу «Экономика»

1.1 Экономика и экономические науки

Термин «экономика» используется для определения системы хозяйствования и совокупности знаний о хозяйстве.

Экономика как система хозяйства – есть созданная и используемая человеком система жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Центральной фигурой экономики, ее целевым и созидающим началом является человек. Человек как часть экономики и ее участник выступает в трех лицах:

- человек-производитель (осуществляющий создание материальных благ и услуг посредством соответствующих целесообразных действий или труда);

- человек-потребитель (осуществляющий использование созданных материальных благ и услуг);

- человек-управленец (осуществляющий координацию действий производителей и потребителей).

Вторая важнейшая часть экономики – естественная природа как среда обитания людей.

Третья составная часть экономики – «искусственная природа», которая может быть представлена создаваемыми человеком условиями и средствами удовлетворения его потребностей (средства производства и предметы потребления).

Еще одной составляющей экономики – инфраструктура (совокупность объектов, обеспечивающих функционирование производства (производственная инфраструктура) и условия жизнедеятельности людей (социальная инфраструктура).

Экономика как система хозяйствования может быть представлена сферой материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение)и сферой нематериального производства (культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения), которые обеспечивают общество материальными и нематериальными благами и услугами.

Экономика как совокупность знаний о хозяйстве отождествляется с системой экономических наук. Наиболее простой и логически стройной представляется следующая структура системы экономических наук:

- общие экономические науки (экономическая теория, менеджмент, государственное регулирование экономики);

- функциональные экономические науки (финансы, кредит, денежное обращение, страхование, специальный менеджмент, маркетинг);

- конкретно-экономические науки (экономика предприятий отраслей, регионов, стран);

- информационно-аналитические экономические науки (статистика, эконометрика, теория бухучета);

- историко-экономические экономические науки (история экономики, история экономической мысли, история экономических учений).

1. 2 Факторы производства и факторные доходы

Факторы производства – это используемые экономические ресурсы.

В качестве основных экономических ресурсов принято определять:

-трудовые ресурсы (умственные и физические способности человека к целесообразной деятельности);

-сырьевые и технические ресурсы (создаваемые человеком объекты, которые могут быть использованы в качестве условий удовлетворения его потребностей);

-природные ресурсы (предоставляемые природой объекты, которые могут быть использованы в качестве условий удовлетворения его потребностей);

- предпринимательские ресурсы (предпринимательские способности человека).

В качестве основных факторов производства принято определять:

-труд (целесообразная деятельность человека по созданию экономических благ);

-капитал (совокупность искусственных благ, используемых в качестве условий удовлетворения человеческих потребностей);

-земля (совокупность естественных благ, используемых в качестве условий удовлетворения человеческих потребностей);

-предпринимательство (деятельность человека по координации факторов производства).

Факторные доходы – это формы вознаграждения за использование факторов производства.

Основные формы факторных доходов:

-заработная плата (вознаграждение, выплачиваемое собственнику рабочей силы за ее использование);

-процент(вознаграждение, выплачиваемое собственнику капитала за его использование);

-рента (вознаграждение, выплачиваемое собственнику природных ресурсов за их использование);

- прибыль (вознаграждение, выплачиваемое собственнику предпринимательских способностей за их использование).

1.3 Экономические системы

Экономическая система – это установленная и действующая совокупность принципов, правил и норм, определяющих содержание основных экономических процессов, возникающих при использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей.

В условиях ограниченных ресурсов и растущих потребностей основными проблемами любой экономической системы являются вопросы: «что производить?», «как производить?», «для кого производить?». В зависимости от особенностей поиска решения этих вопросов в той или иной экономической системе выделяют традиционную, централизованную и рыночную экономические системы.

Традиционная экономическая система – экономическая система, где поиск решения фундаментальных экономических вопросов определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно. Важной чертой традиционной экономической системы является преобладание натурального хозяйства и ручного труда.

Централизованная экономическая система – экономическая система, где поиск решения основных экономических вопросов осуществляется центральными планирующими органами. Практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства.

Рыночная экономическая система – экономическая система, где поиск решения основных экономических вопросов определяют потребители и производители под воздействием спроса и предложения. Экономические ресурсы находятся в частной собственности отдельных лиц, имеет место свобода предпринимательства и потребительского выбора, приоритет личного интереса.

Современная экономика представляет собой сочетание двух типов экономических систем: рыночной и централизованной. Такую экономику называют смешанной.

Смешанная экономическая система – экономическая система, где поиск решения основных экономических вопросов осуществляется как органами государственного управления, так и производителями, и потребителями. Земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынком, так и при значительном участии государства.

1.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Рыноксовокупность необходимых взаимодействий между покупателями и продавцами по поводу организованного движения товаров и денег.Покупатели и продавцывыступают в качестве субъектов рынка. Покупателями являются те субъекты рынка, которые участвуют в процессе покупки, а продавцами – которые участвуют в процессе продажи. Товар олицетворяют материальные блага и услуги, которые являются предметом купли-продажи. Деньги представляют инструмент осуществления купли-продажи товаров.

Рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены.

Цена – конкретное количество денежных единиц, которое обеспечивает осуществление процесса купли-продажи товара.

Спрос - желание и способность потребителей покупать товары на рынке.

Величина спроса отражает то количество товара, которое может быть куплено по некоторой цене за определенный период времени. Основополагающим свойством объема спроса является обратная зависимость от цены товара. Кроме цены товара на объем спроса оказывают влияние условия рыночного проса. Условия рыночного спроса определяют те факторы, которые влияют на объем рыночного спроса на товар при каждой возможной его цене. Условия спроса определяют следующие переменные:

- изменение доходов потребителей;

- изменение предпочтения потребителей;

- изменение цен на другие товары.

Предложение – желание и способность производителей продавать на рынке товары. Основополагающим свойством объема предложения является прямая зависимость от цены товара. Кроме цены товара на объем предложения оказывают влияние условия рыночного предложения. Условия рыночного предложения определяют те факторы, которые влияют на объем рыночного предложения товара при каждой возможной его цене. Условия предложения определяют следующие переменные:

- изменение технологии производства;

- изменение цен на ресурсы;

- изменение цен на товары, в производстве которых используются такие же ресурсы другие товары.

1.5 Постоянные и переменные затраты

Затраты производства – выраженные в денежной форме расходы на производство продукции.

Постоянные затраты – затраты, величина которых не зависит от объема производимой продукции в краткосрочном периоде. Постоянными являются затраты на:

- содержание зданий;

- аренду земли и/или офисных помещений;

- капитальный ремонт;

- заработную плату руководителей высшего звена;

- проценты по кредиту;

- налоги на собственность;

- страховые выплаты.

Постоянные затраты имеют место в краткосрочном периоде даже тогда, когда производственные мощности простаивают и продукция не выпускается.

Постоянные затраты могут изменяться в краткосрочном периоде лишь водном случае – при изменении цен на постоянные ресурсы (повышение налогов на собственность, увеличение страховых выплат или арендной платы, изменение ставов банковского процента).

Переменные затраты – затраты, величина которых зависит от объема производимой продукции. К переменным затратам относятся:

- затраты на сырье;

- затраты на электроэнергию;

- затраты на оплату труда наемных рабочих;

- расходы на вспомогательные материалы.

В отличие от постоянных затрат, величина которых не зависит от изменения объема выпуска в краткосрочном периоде, переменные затраты увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. При нулевом выпуске переменные затраты равны нулю, так как для того, чтобы ничего не производить, ничего не требуется.

На величину переменных затрат могут оказывать влияние и цены переменных ресурсов (повышение цен на сырье, повышение цен на электроэнергию, рост затрат на оплату труда наемных рабочих, изменение цен на вспомогательные материалы).

1.6 Финансовые институты. Банковская система

Финансовые институты– совокупность учреждений, осуществляющих операции с финансовыми ресурсами и финансовыми инструментами.

Финансовые ресурсы – совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, находящихся в распоряжении экономических субъектов. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Финансовые инструменты - основные системообразующие элементы финансовых институтов. В качестве основных финансовых инструментов принято определять ценные бумаги, денежные обязательства, валюту.

Основными финансовыми институтами являются банки, финансовые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании.

Совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма – это банковская система. В качестве основных элементов банковской системы принято выделять:

-центральный банк (воплощает государственную политику в области эмиссии, кредита, денежного обращения);

- инвестиционные банки (специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании, вкладывая капитал в промышленность, строительство и другие отрасли, а также в ценные бумаги);

- коммерческие банки (выполняют финансово-кредитные операции на коммерческих началах);

-ипотечные банки (предоставляют ссуды под имущественный залог, чаще всего под недвижимое имущество);

- инновационные банки (специализируются на кредитовании инноваций, обеспечивая освоение инноваций, внедрение научно-технических достижений).

1.7 Основные источники финансирования бизнеса

Финансирование бизнесаобеспечение необходимымифинансовыми ресурсами затрат бизнеса на его осуществление и для развития.

Источники финансирования бизнеса делятся на внутренние (прибыль от предпринимательской деятельности и амортизационные отчисления) и внешние (банковские кредиты, средства страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов, государственные и региональные фонды поддержки малого предпринимательства и др.);

Основные источники финансирования бизнеса связаны с банковским кредитованием.

Банковское кредитование – это предоставление кредита банками.

Банковский кредит – это ссуда в денежной форме, предоставляемая банком-кредитором заемщику.

Основные условияпредоставления банком-кредитором денежных средств заемщику:

- срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок);

- платность (банк предоставляет деньги во временное пользование только за плату в форме процента по кредиту);

- возвратность (банк предоставляет заемщику деньги с учетом его кредитоспособности);

- гарантированность (банк требует залог для обеспечения заемщиком исполнения своих обязательств).

по срокам кредитования банковский кредит имеет следующие основные формы:

- краткосрочный кредит (предоставляется банком на срок до года);

- долгосрочный кредит (предоставляется банком на срок более года).

1.8. Ценные бумаги

Ценная бумага – это документ имущественного содержания, составленный по установленной форме, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при предъявлении этого документа.

Ценные бумаги можно классифицировать по нескольким признакам.

В зависимости от характера экономических отношений и прав, которые предоставляет ценная бумага своему владельцу, выделяют:

- долговыеценные бумаги (облигации, векселя);

- долевые ценные бумаги (акции);

В зависимости от субъекта, выпускающего ценные бумаги:

- государственные ценные бумаги;

- муниципальныеценные бумаги;

- негосударственные (частные) ценные бумаги;

По срокам обращения:

- краткосрочные ценные бумаги (до года);

- долгосрочные ценные бумаги (свыше года);

По способу получения дохода:

- ценные бумаги с фиксированным доходом (облигации);

- ценные бумаги с нефиксированным доходом (акции);

По способу обращения ценные бумаги бывают:

- предъявительские;

- именные.

В основе всего многообразия ценных бумаг лежат акции и облигации.

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода.

Облигация – ценная бумага, выражающая долговые обязательства.

1.9 Рынок труда. Безработица

Рынок труда– совокупность необходимых взаимодействий между покупателями и продавцами услуг труда.

Рынок позволяет работнику свободно предлагать свою рабочую силу по собственной цене, дает возможность потребовать полную плату за талант, способности, квалификацию, трудолюбие, трудовое умение. Покупатели могут запрашивать рабочую силу по цене спроса. Если рабочая сила приобретается по цене спроса, то рынок препятствует возможности получать за труд больше, чем от того стоит. Рынок побуждает человека повышать качество труда, совершенствовать себя как носителя рабочей силы, чтобы иметь основания дороже продать свой трудотовар нанимателю.

Если имеет место несовершенство работы рыночного механизма, то возникает безработица.

Безработица ситуация на рынке труда, когда часть населения, способная трудиться, не может найти себе работу.

Принято выделять ряд основных видов безработицы:

- фрикционная безработица (порождена текучестью кадров, которая связана с переменой рабочих мест, сменой места жительства, получением образования, выходом из декретного отпуска, переходом с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую работу или более интересную);

- структурная безработица (возникает из-за несоответствия структуры спроса и предложения на рабочую силу;

- циклическая безработица (порождается общим снижением спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, региона в рамках экономического цикла);

- сезонная безработица (возникает с изменением спроса на определенные профессии в зависимости от времени года);

Безработица приводит к значительным экономическим и социальным издержкам. Одним из главных негативных проявлений последствий безработицы является нерабочее состояние трудоспособного населения.

1.10 Виды, причины и последствия инфляции

Инфляция – представляет собой процесс обесценения бумажных денег, который сопровождается ростом цен.

Инфляция бывает очень разной по своему проявлению, динамике, развитию, и поэтому выделяют различные виды инфляции:

-умеренная инфляция (рост цен до 10% в год);

-галопирующая инфляция (рост цен от 10% до 200% в год);

-гиперинфляция (рост цен свыше 200% в год);

-открытая инфляция (выражается в официальном росте цен);

-подавленнаяинфляция (выражается в несоответствии официального и реального роста цен);

-ожидаемая инфляция (прогнозируемая заранее);

-неожидаемая инфляция (непрогнозируемая заранее);

-сбалансированная инфляция (цены различных товаров относительно друг друга неизменны);

-несбалансированная инфляция (цены различных товаров относительно друг друга постоянно меняются).

Инфляция возникает или на основе дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением. Если причины дисбаланса находятся на стороне совокупного спроса, такая инфляция определяется как инфляция спроса. Если причины дисбаланса находятся на стороне совокупного предложения, то такая инфляция определяется как инфляция предложения (инфляция издержек).

Основные причины инфляции:

-монопольное положение государства в сфере денежного обращения;

- монопольное положение профсоюзов на рынке труда;

- монопольное положение крупных фирм на товарном рынке.

Основные последствия инфляции:

-перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленных слоев населения;

-обесценивание накоплений по двум направлениям: уменьшение реального денежного капитала и снижение его доходности;

- отрицательное влияние на экономический рост;

-создание условий дляускоренной материализации денежных средств в товары.

1.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

Экономическое развитие – это умножение результатов производства и потребления, освоение новых прогрессивных пропорций. Одним из слагаемых экономического развития является экономический рост.

Экономический рост – это умножение производства и потребления. Экономический рост связан в первую очередь с количественным приращением созданной продукции и является более узким понятием по сравнению с экономическим развитием. Обычно экономический рост измеряется при помощи такого показателя, как валовой внутренний продукт (ВВП).

ВВП – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени при использовании существующих факторов производства.

Основные показатели экономического роста:

- темп прироста реального ВВП (ВВП текущего года – ВВП предшествующего года): ВВП предшествующего года);

- увеличение реального ВВП на душу населения.

Под факторами экономического роста понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышение его эффективности и качества. Реальный объем производства товаров первую очередь зависит от возможностей производства и связан с использованием основных производственных ресурсов – трудовых, сырьевых и технических, естественных – имеющихся в ограниченном количестве.

Основные типы экономического роста:

- экстенсивный тип экономического рота (увеличение выпуска продукции при использовании дополнительных ресурсов);

-интенсивный тип экономического роста (увеличение выпуска продукции при использовании более эффективных ресурсов).

Экстенсивный и интенсивный экономический рост могут существовать одновременно, доминируя друг над другом на разных временных этапах. Если преобладает экстенсивный экономический рост, то для экономики в целом характерен преимущественно экстенсивныйэкономический рост. Если в экономике преобладает интенсивный тип экономический рост, то для нее характерен преимущественно интенсивный экономический рост.

1.12 Роль государства в экономике

Государство как субъект экономический отношений определяет собой совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов правила экономической деятельности и перераспределять результаты этой деятельности.

Основные функции государства по регулированию экономики:

-производство «общественных» блага (блага, которые потребляются всеми членами общества, независимо от того, в какой мере каждый член общества оплатил их пользование);

-обеспечение эффективности всего общественного производства (проведение активной и прогрессивной структурной политики, стимулирование научно-технического прогресса, осуществление научно обоснованной денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, антиинфляционной и антимонопольной государственной политики);

-обеспечение социальной стабильности общества (использование налогово-бюджетной политики, регулирование рынка труда, установление минимальных уровней заработной платы).

Государственное регулирование экономики осуществляется посредством соответствующих методов. Их многообразие принято разделять на две большие группы – административные или прямые (лицензирование, квотирование, запреты) и экономические или косвенные (система цен и тарифов, налоги, финансово-кредитные рычаги). В обществе, основу которого составляет рыночная экономика, доминируют экономические методы государственного регулирования экономики.

В качестве основного показателя для оценки масштабов деятельности государства по регулированию экономики принято использовать долю государственных расходов в валовом внутреннем продукте.

1.13. Налоги

Налогиэто обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога (имущество или доход, подлежащий налогообложению);

- субъект налога (налогоплательщик: физическое или юридическое лицо);

- источник налога (доход, из которого выплачивается налог);

- единица налогообложения (единица измерения объекта или денежная единица страны);

- ставка налога (величина налога в процентах с единицы объекта налогообложения);

- налоговая льгота (полное или частичное освобождение плательщика налога);

- налоговый оклад (сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта).

Налоги в зависимости от характера налогообложения подразделяются на прямыеналоги (взимаются с субъекта налогообложения) и косвенные налоги (взимаются не из тех источников, которые официально подлежат налогообложению).

Среди прямых налогов наиболее используемыми в России являются:

-налог на доходы физических лиц;

-налог на прибыль организаций.

Среди косвенных налогов наиболее используемыми в России являются:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы (налог, который прямо включается в цену товара).

В зависимости от характера связи налоговой базы (количественное выражение объекта налогообложения) и размера налоговой ставки налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивным называется налог, налоговая ставка которого возрастает с ростом налоговой базы (подоходный налог в большинстве развитых стран).

Регрессивным называется налог, налоговая ставка которого уменьшается с ростом налоговой базы (налог с продаж).

Пропорциональным называется налог, налоговая ставка прямо которого пропорциональна налоговой базе (подоходный налог в России).

Вследствие разнообразия налоговых ставок налогообложение может быть прогрессивным, регрессивным и пропорциональным.

1.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений их расходования.

Доходы государственного бюджета образуются преимущественно за счет налогов. Наибольшую часть налоговых поступлений в бюджет РФ обеспечивают:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на прибыль организаций;

- налог на доходы физических лиц.

Расходы государственного бюджета любой страны отражают ее национальные приоритеты. Обычно выделяют следующие основные статьи государственных расходов российского бюджета:

- на социально-культурные мероприятия;

- на национальную экономику;

- на национальную безопасность и правоохранительную деятельность;

- на национальную оборону.

Идеалом бюджетной политики является сбалансированный по доходам и расходам бюджет. Когда доходы бюджета превышают его расходы, то возникает бюджетный профицит.Если расходы бюджета превышают его доходы, то будет иметь место бюджетный дефицит. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления государственных вложений в развитие экономики, возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий) и отражать кризисные явления в экономике. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к государственному заимствованию путем эмиссии государственных ценных бумаг, внешнего заимствования и заимствования внутри страны. Сумму задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты, принято определять как государственный долг.

Бюджет РФ составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В России, как и во всех демократических государствах, принятие федерального бюджета является одним из важнейших полномочий парламента.

1.15 Мировая экономика

Мировая экономика это противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.

Международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических и финансовых связей между государствами. Международные экономические отношения осуществляются в следующих основных формах:

-международная торговля товарами;

- международная миграция рабочей силы;

- международная миграция капитала

- международные валютно-кредитные отношения.

Международное разделение труда – это специализация и кооперации стран в сфере производства определенных товаров. Первоначальной формой международного разделения труда было двухступенчатое разделение труда, для которой характерно деление стран на две группы: индустриальные (развитые) и аграрно-сырьевые (развивающиеся). Эта форма со временем перестала устраивать не только развивающиеся страны, но и развитые. К 90-м годам прошлого века окончательно сложилась новая трехступенчатая система, состоящая из стран:

- производящих наукоемкую продукцию;

- производящих материалоемкую и трудоемкую продукцию;

- поставляющих минеральное и аграрное сырье.

Для мировой экономики характерны:

-неравномерность экономического развития (существование центра и периферии);

-глобализация производства и капитала (построение международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений).

-интеграция производства и капитала (построение международных экономических отношений на основе региональных соглашений).

1.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьи, гражданина

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьи и гражданина, в наиболее общем виде, может быть определена следующим образом – это поведение экономических агентов, которое предполагает их выбор, из всех доступных альтернатив, наиболее предпочтительной.

Существуют три уровня рациональности:

- рациональность в сильной форме (неукоснительное следование принципу максимизации где экономический агент уподобляется агенту-компьютеру, целью которого является достижение максимальных результатов при данных ресурсах или минимизация затрат при достижении намеченных целей);

- рациональность в полусильной форме (способность лишь в ограниченной степени следовать принципу максимизации);

- рациональность в слабой форме (следование принципу максимизации вне сознательного планирования этого процесса).

Критерием рациональности экономического поведения собственника, работника, потребителя, семьи, гражданина как экономических агентов является принцип максимизирующего поведения, обеспечивающий наибольшую возможную в данных условиях разность полезности затрат и результатов. Полезность может конкретизироваться в форме чистого богатства и в иных формах. Важно, что последовательное осуществление принципа максимизирующего поведения всеми агентами экономической системы с необходимостью приводит к оптимальному распределению ресурсов – к такому распределению ресурсов, при котором цели общества (валовой внутренний продукт) достигаются по наиболее эффективной траектории (с минимальными затратами средств благосостояние каждого рационального экономического агента оказывается максимальным).

  1. Некоторые примеры типовых заданий и рекомендации к их

выполнению

    1. Задание на обращение к социальным реалиям и графической информации отождествляются с обращением при работе с экономическим содержанием к простейшим графикам, которые успешно используются в практике преподавания при изучении рыночного механизма.

Пример 1.

  • На рисунке отражена ситуация изменение спроса на джинсовую одежду на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение - D1(P – цена товара, Q – количество товара).

P

D D1



Q

Это перемещение может быть связано, с (со)

1) снижением доходов потребителей

2) модой на джинсовую одежду

3) увеличением таможенных пошлин на импортную одежду

4) повышением цен на энергоносители

Ответ: 2.

При чтении условия задания необходимо зафиксировать, что изменения касаются спроса на рынке джинсовой одежды. Далее необходимо вспомнить, какие факторы могут привести к увеличению спроса при неизменной цене. Ни снижение доходов, ни увеличение таможенных пошлин на импортную одежду, ни повышение цен на энергоносители не приводят к росту спроса на джинсовую одежду. Ответ 2 - модой на джинсовую одежду - окажется тем фактором, с которым может быть связано перемещение линии спроса вправо.

2.2 Задания на завершение схем и таблиц максимальнооцениваются в 1 балл. Выполнение этих заданий основывается на логической процедуре восстановления совокупности понятий на основе ее элементов (пример 2) или перехода от данного понятия к совокупности подчиненных (пример 3) в рамках соответствующей схемы или таблицы.

Пример 2.

  • Запишите слово, пропущенное в схеме.


налоги


Подоходный налог Налог на прибыль Налог на имущество

Ответ: прямые.

Пример 3.

  • Запишите слово, пропущенное в таблице.

Банковская система в РФ


Уровни Одна из основных функций

Центральный банк Поддержание устойчивости рубля

… Осуществляет прием вкладов от населения


Ответ: коммерческие банки

Список использованных источников

  1. Аверьянова Г.И. ЕГЭ 2010. Обществознание: Сдаем без проблем! / Г.И.Аверьянова. – М.: Эксмо, 2010.

  2. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

  3. Белокрылова О.С. и др. Обществознание. Тесты. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004 (Серия «Библиотека выпускника»).

  4. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.] под ред. Л.н. Боголюбова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, идз-во «Просвещение» - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.] под ред. Л.н. Боголюбова [и др.]; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.] под ред. Л.н. Боголюбова [и др.]; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» - 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2001 года по обществознанию. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2011.

  8. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2011.

  9. Краюшкина С.В. Обществознание: Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 (Серия «Абитуриент»).

  10. Курбатов В.И. Обществознание. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. (Серия «Учебники, учебные пособия»).

  1. Обществознание: Учебное пособие / М.Н. Глазунов и др.; под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

  2. Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов / под ред. Ю.Ю. Петрунина. – изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: КДУ. 2008.

  3. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Ю.Ю. Петрунин, М.И. Панов, Л.Б. Логунова и др.; Под ред. Ю.Ю. Петрунина. – 4-е изд. – М.: КДУ, 2008.

  4. Экономика. Словарь терминов. Экзаменационные ответы. – М.: «Ответы», 2007.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Некоммерческая организация «ассоциация московских вузов» н4 5 2 2 11 научно-образовательный материал

    Документ
    Некоммерческаяорганизация «Ассоциациямосковскихвузов» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального ... финансово-экономический институт» н4.5.2.2.11 Научно-образовательныйматериал «Лекционный курс для ...
  2. Некоммерческая организация «ассоциация московских вузов» н4 5 1 5 2 научно-образовательный материал

    Научно-образовательный материал
    Некоммерческаяорганизация «Ассоциациямосковскихвузов» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... финансово-экономический институт» н4.5.1.5.2 Научно-образовательныйматериал «Система организации занятий с учащимися ...
  3. Некоммерческая организация «ассоциация московских вузов» н4 5 1 4 3 научно-образовательный материал

    Научно-образовательный материал
    Некоммерческаяорганизация «Ассоциациямосковскихвузов» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Всероссийский ...
  4. Некоммерческая организация «ассоциация московских вузов» н4 5 1 2 5 научно-образовательный материал

    Методические рекомендации
    Некоммерческаяорганизация «Ассоциациямосковскихвузов» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... заочный финансово-экономический институт» н4.5.1.2.5 Научно-образовательныйматериал «Методические указания к изучению ...
  5. Некоммерческая организация «ассоциация московских вузов» н4 5 1 2 3 научно-образовательный материал

    Научно-образовательный материал
    Некоммерческаяорганизация «Ассоциациямосковскихвузов» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Всероссийский ...

Другие похожие документы..