Главная > Экзаменационные билеты
В течение месяца Наполеон простоял в Москве, тщетно предлагая Александру I заключить мир: тот отказывался это сделать, пока «хоть одна нога захватчика будет на русской земле». Русская армия сосредоточилась юго-восточнее Москвы около села Тарутино. В стране ширилось партизанское движение, наносившее удары по тыловым коммуникациям французов. Признав бесперспективность «сидения в Москве», Наполеон начал отступление. Прорыв французских войск в южные российские губернии не удался: отступать пришлось тем же путем, что и идти на Москву - по старой смоленской дороге, местность вокруг которой была разорена войной. Армия Наполеона быстро таяла: делали свое дело удары преследовавших ее русских войск, налеты и нападения партизан, голод и болезни. Огромные потери французы понесли при переправе у реки Березины -только 20 тыс. человек, жалкие остатки «Великой армии», сумели выйти за пределы России. Тяжелыми были и потери русских.
Русская армия продолжила свой военный поход в Европе до свержения Наполеона. Возникла новая антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии, Австрии и Швеции. В октябре 1813 г. произошла грандиозная битва при Лейпциге («битва народов»), в которой Наполеон был разбит, но сумел вырваться из окружения. Весной 1814 г. союзные войска вступили во Францию и заняли Париж. Наполеон отрекся от престола и был выслан на остров Эльба в Средиземном море. Тем не менее уже через год он высадился на французском берегу, быстро занял Париж и вновь собрал армию. Но теперь его правление продолжалось всего сто дней. В решающем сражении под Ватерлоо (Бельгия) Наполеон потерпел свое последнее поражение.
Время после победы над Наполеоном - период небывалого европейского влияния России. Сыграв решающую роль в победе над Францией и восстановлении прежних порядков в Европе, Россия добилась лидерства в образованном Священном союзе. Но Европа вступила на путь капиталистического развития, роль европейских монархий неуклонно падала и уменьшалось значение самой России.
Билет 10. Вопрос 1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.
Формирование идеологии декабризма. «движение декабристов» - революционное движение прогрессивно настроенных дворянских офицеров, направленное на кардинальное изменение политических исоциальных порядков в стране: свержение самодержавия, отмена крепостного права .
Причины его зарождения - патриотический подъем 1812 г., знакомство дворян в ходе заграничных походов 1813—1814 гг. с порядками в Западной Европе, где не было крепостного права, философия Просвещения и ее распространение в России — деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Радищева, специфика международной обстановки — революции в Европе в начале 1820-х гг.).
Затем надо кратко рассказать о первых организациях декабристов по плану:
название;
когда существовала;
состав участников;
программные цели, их реализация (если такие попытки имели место).
«Союз спасения»(1816—1817) был создан по типу масонского ордена, его деятельность носила строго конспиративный характер. Состоял из 10—12 человек: братья А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин. Цели: ликвидация самодержавной формы правления и введение конституции, отмена крепостного права. В 1817 г. предпринята попытка организовать «Московский заговор»: планы убийства Александра I из националистических побуждений — ходили слухи, что царь собирается сделать Польшу независимой и даже присоединить к ней часть исконно русских губерний.
В целом его деятельность носила чисто просветительский характер: публикация переводов произведений французских мыслителей в целях воздействия на общественное мнение и т. д. Союз распался из-за разногласий по поводу программы и методов борьбы.
«Союз благоденствия»(1818—1821) насчитывал уже более 200 членов. Его цели были такими же, как у «Союза спасения», но методы изменились: помимо воздействия на общественное мнение осуществлялась политика проникновения в аппарат власти, а также организация школ самообразования для солдат в целях их воспитания в оппозиционном духе (ланкастерские школы). В 1821 г. раскололся на Южноеи Северное общества.
Далее следует кратко описать деятельность этих обществ, особое внимание уделив сравнительной характеристике двух программ.
Южное общество | Северное общество |
«Русская правда» П. И. Пестеля | « Конституция » Н. М. Муравьева |
Различия: 1) будущая форма правления | |
республика | Конституционная монархия |
2) будущее административно-территориальное устройство | |
унитарное государство | федерация |
3) решение земельного вопроса | |
более радикальное: освобождение крестьян с землей, частичная кон- фискация помещичьих земель, образование двух фондов — общественного (земля распределя-ется между всеми желающими и не может быть объектом купли-продажи) и частного (земля предназначается для производства «изобилия») | более умеренное: первоначально предполагалось освобождение крестьян без земли, затем — с минимальным наделом в 2 дес. |
Общие положения: | |
1) ликвидация сословий, предоставление населению гражданских свобод; 2) отмена рекрутских наборов и военных поселений, введение всеобщей воинской повинности |
Ключевые даты
1822—1823 гг. — разработка плана военного переворота: вооруженный захват власти без участия народа по примеру успешного переворота в Испании в 1821 г. О Как вы думаете, могли ли декабристы реально рассчитывать на поддержку народа? Ответ обоснуйте.)
19 ноября 1825 г. — неожиданная смерть Александра I. Период междуцарствия. О Чем вызван? Ответ: отречением брата Александра I Константина от прав на престол.)
14 декабря 1825 г. — восстание на Сенатской площади. Необходимо кратко описать планы декабристов и причины их нереализованное™.
29 декабря 1825 — 3 января 1826 г. — восстание Черниговского полка на Украине.
Июль 1826 г. — завершение судебного процесса над декабристами.
Причины поражения восстания:
недостаточная подготовленность;
нерешительная тактика;
узость социальной базы (по словам В. И. Ленина, «страшно далеки они от народа»).
Значение:
первое революционное выступление в истории России;
Николай I воспринял восстание декабристов как дворцовый переворот, направленный лично против него, что в дальнейшем наложило отпечаток на его внутриполитический курс.
Билет 11. Вопрос 1. Общественные движения в России во 2 половине XIX в.: организации , участники, деятельноть.
В общественном движении России этого периода можно четко выделить три этапа: 50— 60-е гг., 70-е — начало 80-х гг. и 80—90-е гг. Необходимо выявить характерные черты этих этапов и дать краткий анализ основных требований, выдвигавшихся на каждом из них.
Первый этап (50—60-е гг.): ослабление цензурного гнета после прихода к власти Александра II. Идет процесс становления либерально-буржуазного и радикально-демократического течений общественной мысли: участие западников и славянофилов в разработке крестьянской реформы, деятельность Вольной русской типографии в Лондоне, издание А. И. Герценом и Н. П. Огаревым «Полярной звезды» и «Колокола», их влияние на радикализацию общественного мнения, начало зарождения народничества, деятельность «Земли и воли» в 1860-е гг.
Второй этап (70-е — начало 80-х гг.): становление и расцвет народничества. Основные идеи: теория некапиталистического развития России, идея перехода к социализму. Главная цель — опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм и перейти непосредственно к социализму.
Движение народников прошло в своем развитии четыре этапа:
середина 60-х — начало 70-х гг. — этап становления: деятельность разрозненных кружков (покушение Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г.)
начало 1870-х — 1876 г. — пропагандистский этап. Главное событие — «хождение в народ» с целью поднять крестьян на борьбу с самодержавием. Причины неудачи: непонимание крестьянами отвлеченных идей, их царистские иллюзии;
1876—1879 гг. — бунтарский этап. Произошло организационное оформление движения — была создана новая «Земля и воля» (1876);
4) 1879—1881 гг. — заговорщицкий, или героический, этап. Раскол «Земли и воли» из-за разногласий по вопросу о методах борьбы на «Черный передел» (Г. В. Плеханов) и «Народную волю» (А. Д. Михайлов). Переход народовольцев к тактике индивидуального террора. Цель — цареубийство и дезорганизация правительства, что должно было облегчить захват власти.
Ключевые даты
Апрель 1879 г. — покушение народовольца на Александра II
Ноябрь 1879 г. — попытка взрыва царского поезда под Москвой.
Февраль 1880 г. — взрыв столовой Зимнего дворца, произведенный С. А. Халтуриным.
1 марта 1881 г. — убийство Александра II.
Итоги: тактика заговора и террора себя не оправдала и привела к обратному результату — политике контрреформ Александра III. Сами народовольцы все силы потратили на организацию цареубийства, сил на захват власти у них не осталось. К тому же они недооценивали силу бюрократического аппарата.
Третий этап (80—90-е гг.): спад революционной борьбы. Сказав о перерождении народничества, необходимо охарактеризовать сущность либерального народничества и взгляды лидера этого движения — Н. К. Михайловского: мирная пропаганда социалистических идей.
Также шел процесс распространения марксизма в России: группа «Освобождение труда» (1883—1893) Г. В. Плеханова и его критика народничества. Причины особой популярности марксистских идей в России: острота рабочего вопроса, низкий уровень жизни населения, логичность и простота марксистских построений, их доступность для понимания простого человека, особенности менталитета русского народа — коллективизм, взаимовыручка, общинность, мессианство.
Необходимо также рассказать о либеральном движении, связанном прежде всего с земствами, и консервативном течении общественной мысли (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков), его влиянии на выработку внутриполитического курса страны.
Вывод: общественную мысль в России второй половины XIX в. отличала идеологическая пестрота: в ней были представлены все направления — от реакционно-консервативного до радикально-демократического. Общественная мысль развивалась в обстановке отсутствия гласности и минимальных гражданских свобод, что обусловило оппозиционность большинства общественных движений по отношению к власти.
Билет 12. Вопрос 1. Модернизация в России в начале ХХ века.: основные направления, особенности.
Начать ответ следует с раскрытия понятия «модернизация»: это процесс коренного изменения экономического, политического и социального развития страны, начавшийся в 90-е гг. XIX в. В каждой из этих сфер модернизация проявлялась по-разному.
В экономической сфере модернизация выразилась в переходе к индустриализации — резкому увеличению темпов роста промышленного производства, его преобладанию над сельскохозяйственным производством, а также в концентрации и монополизации производства и капиталов.
Процесс модернизации в политической сфере заключался в переходе от традиционных, полуфеодальных форм правления к буржуазным — конституционной монархии или республике и сопровождался вовлечением больших групп населения в политическую борьбу, созданием политических партий, выражавших их интересы.
Модернизация в социальной сфере привела к урбанизации — резкому увеличению численности городского населения и к маргинализации — потере определенной частью населения своего социального статуса. Как следствие, вплоть до революции 1905—1907 гг. усиливались социальная напряженность и социальные конфликты в обществе.
Далее следует отметить, что в 1890-е гг. Россия вступила в период монополистического капитализма. Его основные признаки: монополизация промышленности, слияние промышленного и финансового капиталов, раздел сфер влияния между международными монополиями, территориальный раздел мира и начало борьбы за передел сфер влияния.
Затем надо рассмотреть этапы экономического развития страны:
1890-е гг. — промышленный подъем. Необходимо отметить его тесную связь с железнодорожным строительством, которое привело к развитию смежных отраслей экономики, и огромную роль в этом государства, проанализировать экономическую политику С. Ю. Витте (бюджетную и денежную реформы, введение системы госзаказов, поощрение ввоза иностранного капитала в страну), привести статистические данные о росте промышленного производства в эти годы (среднегодовые темпы роста — 10—12%);
1900—1903 гг. — экономический кризис. Спад производства на 8—15%, особенно пострадала мелкая промышленность;
1904 —1908 гг. — депрессия. Следует проанализировать ее причины: прежде всего, это забастовочное движение во время революции 1905—1907 гг.;
А) 1909—1913 гг. — промышленный подъем. Этот этап характеризуется усилением монополизации промышленности, появлением монополий высших форм — синдикатов, трестов, концернов. Необходимо высказать свое мнение по вопросу о степени влияния иностранного капитала в экономике России.
Следует обратить внимание на чрезмерную социальную дифференциацию населения (каждое сословие было неоднородно и делилось на несколько более мелких социальных групп со своей коллективной психологией и интересами), на особую роль интеллигенции, считавшей себя выразительницей интересов всех слоев общества, на слабость так называемого среднего класса, который находился в стадии формирования, на отсутствие продуманной социальной политики, на потерю жизненных ориентиров у маргинальных слоев населения, на наличие антагонистических социальных групп: дворянство — крестьянство, буржуазия — рабочие. Все это вместе взятое еще больше усложняло ситуацию в стране.
Вывод: на рубеже XIX—XX вв. в стране началась модернизация, были достигнуты значительные успехи в экономическом развитии. Однако сделано это было в основном за счет населения, уровень жизни которого был крайне низок. Сложившиеся диспропорции крайне обострили социальные проблемы и привели в начале XX в. к революции.
Билет 13. Вопрос 1.Революция 1905 – 1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.
Причины революции:
обострение политической обстановки в стране из-за упорного нежелания правящих кругов во главе с Николаем II проводить назревшие реформы;
нерешенность аграрного вопроса — малоземелье крестьян, выкупные платежи и т. д.;
•нерешенность рабочего вопроса — отсутствие социальной защищенности рабочих при крайне высоком уровне эксплуатации;
нерешенность национального вопроса — ущемление прав национальных меньшинств, особенно евреев и поляков;
падение морального авторитета правительства и особенно Николая II из-за позорного поражения в русско-японской войне.
Основные этапы революции. Можно выделить два этапа.
Первый этап (1905): события развивались по нарастающей.
Ключевые даты этого этапа
9 января — Кровавое воскресенье. Расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге послужил поводом к началу революции.
Февраль — март — массовые демонстрации и забастовки во всех регионах страны.
Май — июнь — стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Начало создания Советов рабочих депутатов как альтернативных органов власти.
14—24 июня — восстание на броненосце «Потемкин». Причина — злоупотребления офицеров. Показало правительству, что на вооруженные силы в полной мере рассчитывать нельзя, и вызвало первые уступки с его стороны.
Август — проект закона о Булыгинской думе (по фамилии министра внутренних дел А. Г. Булыгина — главного разработчика этого проекта.) — попытка создания законосовещательной Думы. Это была явно запоздалая уступка, которая не удовлетворила ни одну общественную силу, кроме монархистов.
7—17 октября — Всероссийская октябрьская стачка, кульминация революции. Участвовало более 2 млн человек. Парализовала экономическую жизнь, вынудила правительство пойти на серьезные уступки.
17 октября !!! — манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Дарованы демократические права и свободы, объявлено о проведении выборов в законодательный парламент — Государственную думу и о создании Совета министров (первый председатель — С. Ю. Витте, он же — инициатор издания Манифеста 17 октября и избирательного закона).
26—27 октября — восстание матросов в Кронштадте. Подавлено.
11—15 ноября — восстание моряков Черноморского флота, солдат Севастопольского гарнизона и рабочих порта и Морского завода под руководством лейтенанта П. П. Шмидта. Подавлено.
9—19 декабря — Московское вооруженное восстание. В ходе боев на Пресне большевики попытались поднять всеобщее вооруженное восстание. Окончилось неудачей.
Второй этап (1906 — 3 июня 1907 г.) характеризуется спадом вооруженной борьбы, переходом ее в русло парламентской борьбы в I и II Государственной думе. Все это происходило на фоне активизации крестьянских выступлений и ответных карательных акций правительства, политической борьбы различных партий.
Ключевые даты этого этапа
Март — апрель1906 г. — проведение выборов в I Государственную думу.
23 апреля1906 г. — издание новой редакции Основных законов Российской империи: Россия юридически перестала быть абсолютной монархией.
27 апреля — 8 июля 1906 г. — I Государственная дума. Основным вопросом в Думе стал аграрный: «проект 42-х» кадетов и «проект 104-х» трудовиков. Дума досрочно распущена по обвинению в негативном влиянии на общество.
20 февраля — 2 июня 1907 г. — II Государственная дума. По составу оказалась радикальнее предыдущей: первое место у трудовиков, второе — у кадетов. Основной вопрос — аграрный.
3 июня 1907 г. — государственный переворот: роспуск II Думы. Николай II своим указом изменил избирательный закон без санкции Думы, что являлось нарушением Основных законов1906 г. Это событием стало окончанием революции.
Итоги революции:
главный итог — изменение формы правления в России. Она стала конституционной (ограниченной) монархией;
правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы и отменить выкупные платежи;
несколько улучшилось положение рабочих (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня до 9—10 часов, введение пособий по болезни, но, правда, не на всех предприятиях).
Вывод: в целом революция носила незавершенный характер. Стоявшие перед страной проблемы она решила только наполовину.
Похожие документы:
Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в
Экзаменационные билеты... ОтветынаэкзаменационныебилетыпоисторииРоссии (9 класс) Девятиклассники!Здесьвыложеныприблизительныеответынановыеэкзаменационныебилеты. Удачи в изучении. Т.М. Середина, учительистории. Билет № 1. Вопрос 1. ДревняяРусь в IX – началеXII ...Рекомендовано к публикации решением ученого совета
Книга... «в традиционных экзаменационныхбилетах их обычно ... ответовнавопросы тестов. В этом году 11-й класс у нас выпускали два сильнейших учителя ... новойРоссии. В русской литературе есть и философия жизни настоящая, и история... Можно историю изучать по ...Под редакцией профессора образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Список учебников... учитель, по-моему, еще в пятом классе ... поизучению английского языка «Мой новый ... лиц. Ответнавопрос что? в начале сообщения ... России: Энциклопедия. М., 1994. Народы России: Энциклопедия. М., 1994. Отечественная история. ИсторияРоссии с древнейших ...