Главная > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

государственного образовательного учреждения

начального профессионального образования

«Профессиональное училище №37 г. Челябинска»

2008г.

Содержание

От авторов

  1. Паспорт программы развития

ГОУ НПО «Профессиональное училище №37 г. Челябинска»

2. Анализ исходного состояния образовательной системы ПУ-37, характеристика основных противоречий и проблем в его деятельности. Характеристика социума.

2. 1.Социально-педагогическая обусловленность

2.2. Анализ внедрения Программы развития ПУ-37 за 2003-2008гг.

2.3. Анализ условий работы училища за предыдущий период

2.3.1. Материально-техническая база

2.3.2. Содержание образования

2.3.3. Кадровое обеспечение

2.3.4.Оценка качества содержания профессионального образования в ПУ№37

2.4.Анализ воспитательной работы

2.5. Управление образовательным учреждением

3. Концептуальные основы Программы развития ГОУ НПО ПУ№37

3.1. Актуальность разработки Программы

3.2. Законодательная и нормативная база

3.3. Основные методологические подходы

3.4. Принципы и цели деятельности

4.Уточненные цели и задачи деятельности ПУ№37

5. Особенности реализации приоритетных направлений деятельности

6. Сроки реализации программы

7. Основные мероприятия по реализации программы развития

ПУ№37 в 2009 – 2013 г. г.

7.1.Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса. Инновационная деятельность

7.2.Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

7.3.Создание в рамках ПУ№37 открытого информационного образовательного пространства.

7.4.Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

8. Финансовая политика Профессионального училища №37

9. Механизм управления программой

Приложение

Библиография

От авторов

Программа развития учреждения начального профессионального образования сегодня – это сложный, многогранный, системный, комплексный документ, ориентирующий весь педагогический коллектив на совершенствование и развитие своей профессиональной деятельности и развития образовательного учреждения, а, следовательно, и системы профессионального образования в целом.

Программа развития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №37 (далее ПУ№37) на 2009-2013 годы разработана с учетом Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, основных положений проекта «Областной целевой программы развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области на 2007-2010 годы», основных принципов реализации приоритетного национального проекта «Образование».

В условиях модернизации российского образования перед ПУ№37 встают новые задачи, и в этих условиях появляется необходимость совершенствования образовательного процесса, методической, экспериментальной, инновационной и маркетинговой деятельности.

Программа разработана на основе процессно-ориентированного подхода, который позволяет объединить отдельные усилия инженерно-педагогических работников ПУ№37 по выполнению конкретных функций в единую цепочку совместных усилий направленных на достижение конкретного результата – профессиональная подготовка конкурентоспособного высококвалифицированного рабочего со знаниями и умениями, отвечающими требованиям современного производства.

В рамках данной программы сделана попытка определить стратегические ориентиры развития ГОУ НПО ПУ№37 на ближайшие пять лет и далее до 2020 года с тем, чтобы в их контексте прогнозировать и планировать деятельность педагогического коллектива.

Авторы благодарят педагогический коллектив в оказании помощи при написании, обсуждении и утверждении Программы развития ГОУ НПО ПУ№37 на 2009-2013г.г.

1. Паспорт программы развития

ГОУ НПО «Профессиональное училище №37 г. Челябинска»

Название программы

Программа развития ГОУ НПО

«Профессиональное училище №37 г. Челябинска»

Разработчики программы

Авторский коллектив ПУ№37

Цель реализации программы

Разработать стратегические ориентиры образовательной политики и основные направления развития ГОУ НПО ПУ№37 в контексте модернизации системы образования Российской Федерации и Челябинской области на 2009–2013 гг. и далее до 2020 года для обеспечения условий удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном профессиональном образовании

Источники финансирования

  • Бюджетные средства;

  • Внебюджетная деятельность

  • Спонсорские взносы родителей обучающихся;

  • Спонсорская и целевая помощь базовых предприятий;

Программа рассмотрена и утверждена

Педагогический совет

Протокол № 40 от 15.11.2008г.

Основные задачи Программы

1. Проанализировать и дать оценку деятельности ГОУ НПО ПУ№37 в предшествующий период развития.

2. Обосновать концептуальные положения образовательной политики и деятельности ГОУ НПО ПУ№37 на 2009–2013гг. и далее до 2020 года.

3. Определить особенности реализации перспективных приоритетных направлений деятельности ГОУ НПО ПУ№37.

4. Определить план основных мероприятий по реализации настоящей программы.

Ожидаемые конечные

результаты

реализации

программы

1. Модернизация основных направлений деятельности профессионального училища в соответствии с современными потребностями социума и образования.

2. Становление ГОУ НПО ПУ№37 как многоуровневого образовательного учреждения, реализующего программы начального, среднего, дополнительного профессионального образования , а также осуществляющего допрофессиональную подготовку школьников.

Система контроля

за исполнением программы

Контроль за исполнением программы осуществляет Министерство образования и науки Челябинской области

2. Анализ исходного состояния образовательной системы ПУ-37, характеристика основных противоречий и проблем в его деятельности.

2. 1.Социально-педагогическая обусловленность

Комплекс профессионального училища № 37 расположен в Металлургическом районе г. Челябинска. Экономически и географически район находится обособлено от областного центра. Численность населения составляет около 150 тысяч человек. В районе 20 общеобразовательных учреждений, 3 учреждения начального профессионального образования, 5 учреждения среднего профессионального образования.

Информационная справка о профессиональном училище №37.

Дата основания училища – 29 октября 1954 года. Вся история профессионального училища от его открытия до сегодняшних дней запечатлена в материалах нашего музея. Училище располагается в типовом четырехэтажном здании, рассчитанном на 600 мест. В училище имеется 23 учебных кабинета, спортзал, библиотека столовая, 8 мастерских и лабораторий, 2 компьютерных класса (26 компьютеров), спортивный стадион, музей истории профессионального училища. Техническое состояние профессионального училища – удовлетворительное.

Анализ приема учащихся в ПУ№37 за последние 5 лет выявил, что около 53 % обучающихся - жители Металлургического района, 45 % - жители Челябинской области и лишь 2 % - жители других районов г.Челябинска. Рост числа иногородних учащихся обуславливается тем, что в городе мало училищ предоставляющих общежитие, кроме того, училище предоставляет возможность прохождения производственной практики учащихся на рабочих штатных местах с последующим трудоустройством на ОАО «Челябинский металлургический комбинат», ОАО «Уральская кузница», ООО «Специализированный завод по изготовлению запасных частей и сменного оборудования».

ГОУ НПО ПУ№37 реализует образовательные программы начального профессионального образования по следующим профессиям:

Машинист крана (крановщик) – квалификация Машинист крана (крановщик) (по видам оборудования), 3 ступень квалификации

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) – квалификация Электрогазосварщик, 3 ступень квалификации

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования – квалификация – квалификация Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 3 ступень квалификации

Электромонтажник электрических сетей и оборудования – квалификация Электромонтажник по освещению и осветительным сетям, Электромонтажник по распределительным устройствам, Электромонтажник по кабельным сетям, 3 ступень квалификации

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике – квалификация Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 3 ступень квалификации

Сталеплавильщик конвертерного производства – квалификация Подручный сталевара конвертера, Разливщик стали, Оператор машины непрерывного литья заготовок, 3 ступень квалификации

Электросталеплавильщик – квалификация Подручный сталевара электропечи, Подручный сталевара конвертера, Разливщик стали, , 3 ступень квалификации

Оператор прокатного производства – квалификация Оператор поста управления стана горячей прокатки, Оператор поста управления стана холодной прокатки, 3 ступень квалификации

Автомеханик – квалификация Слесарь по ремонту автомобилей, Водитель автомобиля категории « В, С».

В 2008 году ПУ получена лицензия на осуществление краткосрочной профессиональной подготовки рабочих, повышение квалификации и переподготовку по следующим профессиям:

Машинист крана (крановщик), Стропальщик;

Электрогазосварщик, Электросварщик ручной сварки, Газорезчик, Газосварщик;

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике;

Вальцовщик стана горячей прокатки, Огнеупорщик

Водитель автомобиля категории «В», Водитель автомобиля категории «С», Водитель автомобиля категории «ВС», Слесарь по ремонту автомобилей.

Анализ численности учащихся за последние 5 лет показывает, что контингент занижен в соответствии с проектной мощностью, что связано прежде всего с уменьшением числа выпускников школ.

Параллельно с нашим училищем готовят кадры по профессиям:

  • Автомеханик - ПУ№32, УГК;

  • Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования – ПУ№32;

  • Электрогазосварщик - ПУ№32, УГК.

Поэтому на сегодняшний день возникают проблемы при наборе абитуриентов для обучения по данным профессиям. Однако, данная проблема решаема, так, например, заключен договор с ОАО ЧМК о доплате стипендии обучающихся по профессиям электротехнического профиля , немаловажную роль при наборе обучающихся имеет место наличие общежития и т.п.

Основным заказчиком рабочих кадров является ОАО ЧМК, с 2007-2008 учебного года подписан договор по подготовке рабочих кадров для ОАО ЧЭМК. Более половины выпускников устраивается на ОАО ЧМК. Следует отметить, что на сегодняшний день работодателя не в полной мере устраивает уровень подготовки обучающихся. На сегодняшний день выпускники с третьим и даже четвертым разрядом по многим профессиям не нужны. Работодателю нужны на предприятиях квалифицированные специалисты, владеющие функциональными знаниями и умениями по профессии, способные анализировать свою профессиональную деятельность.

Таким образом, можно выделить следующие противоречия ПУ:

- снижение количества выпускников школ;

- конкуренция учреждений НПО И СПО;

- несоответствие уровня подготовки выпускника ПУ требованиям, предъявляемым работодателем. На предприятиях нужен профессионально мобильный специалист широкого профиля.

Результат. Анализируя, сложившеюся на сегодняшний день, ситуацию необходимо отметить тесное сотрудничество ПУ с предприятиями города, прежде всего с ОАО ЧМК в обеспечении прохождения учащимися полноценного производственного обучения и производственной практики.

Вывод. Возникла необходимость

- пересмотра подходов к профессиональной подготовке,

- преобразования содержания профессионального образования,

- подготовки специалистов более высокого уровня,

- создания условий возможности обучения вторым и смежным профессиям.

2.2. Анализ внедрения Программы развития ПУ-37 за 2003-2008гг.

Программа развития Государственного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №37 г. Челябинска на 2003 – 2008 гг. разработана в декабре 2003 г., дата последней корректировки программ март 2005г.

Назначение программы: программа направлена на реализацию Закона РФ «Об образовании», на создание и реализацию комплекса мер, призванных содействовать процессу личностного и профессионального самоопределения, на реализацию потребностей учащихся училища в получении конкурентоспособного профессионального образования, с возможностью повышения его профессионального уровня.

Цель, заявленная в Программе развития: формирование личности, состоявшейся во всех отношениях: гармонично развитой, духовно и нравственно обогащенной, в полной мере обладающей профессиональной компетентностью, т. е. личности, отвечающей современным требованиям на рынке труда.

Задачи педагогического коллектива в соответствии с Программой развития ПУ№ 37 до 2008 года:

- проведение мониторинга и корректировка рабочих учебных планов и программ в соответствии с требованиями стандартов по предметам и профессиям и современными условиями производства в цехах предприятий ОАО «Челябинский металлургический комбинат», ОАО «Уральская кузница», ООО «Специализированный завод по изготовлению запасных частей и сменного оборудования»;

- совершенствование УМО предметов и профессий с использованием

информационно-коммуникационных технологий;

- повышение уровня качества знаний, умений, навыков у учащихся;

- проведение дальнейшей работы по проблеме “Личностно-ориентированное обучение учащихся»;

- разработка системы диагностирования личности учащегося;

-разработка проекта компьютерной мониторинговой программы и введение отслеживания важнейших показателей учебно-воспитательного процесса (УВП).

- обеспечение обратной и оперативной связи на основе диагностирования затруднений и отклонений в ведении и эффективности УВП.

- внедрение профессионального компонента в рабочие программы общеобразовательных дисциплин (Физика, Химия, Математика, Информатика, Экология, Иностранный язык);

- внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;

- совершенствование методик управления качеством образования;

- увеличение объема и качества проведения образовательных услуг, лицензирование новых профессий, организация проведения предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ Металлургического района;

- развитие материальной базы структурных подразделений ПУ;

- продление срока лицензии.

Ожидаемые результаты:

  • обновление материально-технической базы;

  • повышение профессиональной компетентности и квалификации педагогического персонала;

  • информатизация образовательного процесса;

  • внедрение системы диагностирования личности учащихся;

  • организация и проведение предпрофильной подготовки учащихся школ Металлургического района.

Полученные результаты:

  • Произошло частичное обновление материально-технической базы училища.

Однако, это не перекрывает всех потребностей учебного заведения, в обеспечении подготовки высококвалифицированных рабочих.

Поэтому, мы видим необходимость дальнейшего обновления материально-технической базы училища, что определяется и Положениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, т.к. основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника на уровне мировых требований, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Данную проблему на сегодняшний день и в перспективе с нами готовы решать и предприятия – партнеры. Кроме того, в 2008 году на базе ПУ№37 открыт Ресурсный центр металлургического профиля. В 2008-2009 учебном году на материальное оснащение Ресурсного центра будет выделено 5 млн. рублей.

  • В целях реализации Федерального проекта «Информатизация системы образования» в училище проводится большая работа по внедрению информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Информатизация – процесс интеграции и систематического использования технических и материальных ресурсов, идей, научно-методических материалов с целью повышения эффективности обучения и управления.

Информатизация образования – комплекс мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование) информационных средств, информационных технологий и информационной культуры.

Внедрение программы информатизации в образовательное учреждение приведет к созданию информационной образовательной среды, которая характеризуется следующими компонентами:

- технической средой - комплекс используемой техники для решения основных задач;

- программной средой – наборы программных средств для реализации

информационных образовательных технологий;

- предметной средой – содержание обучения по образовательным областям, воспитательные программы;

- методической средой – технологии, методики, инструкции, порядок пользования, оценка эффективности.

Постоянно проводятся мониторинговые исследования в данной области, по результатам которых ведется работа по внедрению программы информатизации в образовательный процесс ПУ. За рассматриваемый период в училище была создана школьная команда, которая является пилотным звеном, обеспечивающим связь между РММЦ с педагогическим коллективом ПУ, а также способствующим воплощение идей программы информатизации в образовательный процесс ПУ.

На базе ЧИРПО прошли обучение многие педагоги ПУ по следующим направлениям изучения компьютерной технологии и внедрения ее в образовательный процесс, в том числе:

-«Базовая ИКТ – подготовка работников ОУ»

-«Проектная деятельность с использованием модулей Intel»

-«Базовая ИКТ - подготовка работников ОУ. Дистанционное обучение»

Систематически педагогические работники проходят обучение на курсах по повышению педагогической компетентности.

В 2007-2008 уч. году организовано проведение стажировок на рабочих местах ОАО ЧМК для мастеров п/о ПУ. Все мастера повысили свою квалификацию по одной из профессий на рабочих местах в цехах комбината. Имеется договоренность с администрацией комбината по дальнейшей и систематической работе в этом направлении.

В настоящее время для ПУ№37 актуальны следующие проблемы: 1. Отсутствие оперативной связи между подразделениями и внешней средой (родители, общественность, информационные службы и т.д.)

2. Не достаточно высокая квалификация инженерно - педагогических кадров в применении и использовании информационно-коммуникационных технологий

3. Не высокий уровень внедрения ИКТ в образовательный процесс

Планируемая деятельность в ПУ:

- обучить сотрудников работе с электронной почтой, Интернет;

- разработать структуру движения и выставления информации на сайте с участием в ней :

а\ администрации училища;

б\ преподавателей;

в\ мастеров производственного обучения ;

- создать единое информационное пространство училища;

- создать условия для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса через единое информационное пространство;

- использовать информационные технологии для непрерывного профессионального совершенствования работников и активизации учебного процесса ;

- обеспечить условия для прохождения курсов повышения квалификации в РММЦ и формирования информационной культуры;

- обеспечить накопление собственных образовательных ресурсов;

- использовать ИКТ в оптимизации учебного процесса;

- создать условия для самореализации педагогических работников училища.

  • Деятельность преподавателей и мастеров п/о в течение нескольких лет направлена на внедрение личностно-ориентированного обучения учащихся.

Однако, на сегодняшний день отсутствует системный подход в работе коллектива, поэтому данная работа по внедрению личностно-ориентированного обучения будет продолжена.

  • В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года среди условий, необходимых для повышения качества образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической поддержки, оказании помощи школьникам в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

На сегодня, по нашему мнению, явно недостаточно школ района, которые готовы к внедрению в качестве элективного курса ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью рабочих профессий. Вместе с тем в эпоху новых технологий и наукоемких производств, с возрождением и развитием отечественной промышленности в обществе возрастает потребность в представителях инженерных специальностей и квалифицированных рабочих. Изменяется структура занятости таких специалистов, изменяется характер их деятельности, что дает возможность при систематической работе с учащимися школ и их родителями повысить их интерес к получению профессионального образования в стенах нашего учреждения. Таким образом, организация технологического профиля с учетом множества его специализацией приобретает особую актуальность для ПУ№37.

ПУ№37 включилось в работу по внедрению предпрофильной подготовки учащихся школ Металлургического района. Подготовлен весь комплекс учебно-планирующей документации, но, к сожалению, на сегодняшний день лишь две школы Металлургического района рассмотрели договор о сотрудничестве. При этом основным препятствием является незаинтересованность школ ввиду ограничения бюджетного финансирования. Однако , работа в этом направлении будет продолжена.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития (4)

    Программа
    ... образовательной среды (образовательная программа, Программаразвития прогимназии). В процессе реализации Программыразвития планируется достижение первоначально спланированных ...
  2. Программа развития (5)

    Программа
    ... области. 1. Паспорт программыразвития школы Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления ... обществе. 5. Основные мероприятия по реализации программыразвития школы. 1. Модернизация содержательной и технологической ...
  3. Программа развития (6)

    Программа
    ... , который решает вопросы, связанные с реализацией программыразвития, рассматривает проблемы, подготовленные научно-методическим ... основе базисного. 2. Скорректированные программы по предметам. Разработанная программаразвития школы. Второй этап ( 2006 ...
  4. Программа развития (8)

    Программа
    ... Оценка эффективности реализации программыразвития. Эффективность реализации Программыразвития школы будет оцениваться по ... общеобразовательной школы Полное наименование программыПрограммаразвития муниципального общеобразовательного учреждения ...
  5. Программа развития (14)

    Программа
    ... и определение перспектив дальнейшего развития школы. Управление программой. Подготовкой и реализацией Программыразвития школы осуществляется педагоги­ческим ...
  6. Программа развития (24)

    Программа
    ... 4. Бюджет реализации программыразвития 5. Механизмы управления реализации программыразвития ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программыПрограммаразвития МОУ Новокаменская средняя ...

Другие похожие документы..