Главная > Курс лекций


Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Аполов Олег Геннадиевич

Компьютерные информационные технологии обработки налоговой информации

Курс лекций для студентов специальности «Финансы и кредит» специализации «Налогообложение»

Уфа - 2011

Тема 1. Особенности информационной системы управления в органах Федеральной налоговой службы. Значение компьютерных информационных технологий в налоговых органах России.

Тема 2. Информационное обеспечение компьютерных информационных систем налоговых органов.

Тема 3. Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.

Тема 4. Инструментальные средства компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.

Тема 5. Решение функциональных задач в налоговой системе на базе компьютерных информационных технологий.

Приложение 1 АИС в налоговых органах

Приложение 2 Проектирование информационных систем

Приложение 3 АИС в финансовых органах

Приложение 4 Предметно-ориентированные экономические информационные системы

Приложение 5 Информационные ресурсы

Приложение 6 Информационные технологии

Приложение 7 Налоги

Приложение 8 Базы данных

Тема 1. Особенности информационной системы управления в органах Федеральной налоговой службы.

Целью изучения первой темы является раскрытие понятия и значения информационных технологий обработки налоговой информации, как важного компонента информатизации общества, ознакомление с историческим развитием информационных систем и технологий, и, в частности, с особенностями функционирования компьютерных информационных систем (КИТ) в органах налоговой службы, выявление влияния информатизации на совершенствование управления налоговыми органами.

Тема 1 включает в себя следующие блоки:

  • Понятие и место информационных технологий обработки налоговой информации в России на современном этапе

  • История развития информационных технологий в сфере управления налогообложением

  • Особенности автоматизированной информационной системы управления в Федеральной налоговой службе

  • Влияние информатизации на совершенствование управления налоговыми органами страны Выводы к материалам темы 1

Понятие и место информационных технологий обработки налоговой информации в России на современном этапе

Приступая к изучению этого вопроса, необходимо детально проработать параграф 10.1 главы 10 учебника ";Информационные системы в экономике"; или параграф 1.3. главы первой учебного пособия ";Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах";.

Материал этих параграфов раскрывает и позволяет читателю уяснить важнейшие понятия и характеристики экономических информационных систем (ЭИС), а также найти обоснование причин и факторов, позволяющих рассматривать налоговую систему РФ как большую сложную, многоуровневую экономическую информационную систему. Особое внимание при изучении вопроса, следует уделить понятию АИТ, рассмотрению структуры АИС, созданной в Министерстве по налогам и сборам РФ. Не менее важным является рассмотрение информационных связей между налоговыми органами и внешней средой.

Важность этого момента состоит в том, что система налоговых органов тесно связана с формированием финансовых ресурсов. Все налоги, сборы и другие платежи поступают в бюджетную систему России, т. е. формируют денежные доходы государства. Поэтому налоги являются одной из основных составляющих финансово-бюджетной системы.

История развития информационных технологий в сфере управления налогообложением

Необходимо тщательно проработать материал, связанный с историей развития информационных технологий в бюджетно-налоговой сфере, представленный в учебном пособии ";Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах"; (п. 1.2).

В этом параграфе учебного пособия прослеживается история развития бюджетного учета и его технологии в нашей стране, которую нужно знать. Ее можно условно разделить на следующие периоды.

С 1917 г. по 1935 г. началось становление бюджетного учета.

Для второго периода (с 1935 г. по 1956 г.) характерно создание единой системы учета исполнения бюджета.

Третий этап (с 1956 г. по 1970 г.) можно назвать периодом централизации и механизации учета в бюджетных организациях.

В середине 70-х годов начинается поэтапная автоматизация бюджетной сферы.

С начала 90-х годов прошлого столетия ведутся работы по разработке и внедрению информационных систем налоговых органов в центре и в регионах страны.

Целенаправленность и результативность процесса реформирования налоговой системы определяется Стратегией модернизации, принятой коллегией Министерства по налогам и сборам России в июне 1999 г. Стратегия налоговой реформы предполагает комплекс мер, связанных с развитием информационных технологий:

  • автоматизация всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений;

  • информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;

  • высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной работой;

  • оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

В основе решения данных проблем лежит применение современных компьютерных и телекоммуникационных средств, создание распределенных хранилищ данных.

Особенности автоматизированной информационной системы управления в Федеральной налоговой службе

Прежде, чем приступить к изучению этого вопроса темы, необходимо проработать параграф 10.1 главы 10 учебника ";Информационные системы в экономике"; или одноименный параграф 1.3 главы первой учебного пособия ";Автоматизированные технологии в налоговой и бюджетной системах";.

При ознакомлении с этим вопросом нужно разобраться в понятии налоговой системы РФ, уяснить роль налогов и сборов для формирования денежных доходов государства.

Следует иметь в виду, что, налоговые органы РФ являются единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Основной задачей Государственных налоговых органов РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложения является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговых органов. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Для создания автоматизированной информационной системы в налоговых органах необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню управления и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру, с которой можно познакомиться на стр. учебника ";Информационные системы в экономике";.

Важным для понимания вопроса является знание функций, которые возложены на разные уровни системы. Подробнее об этом можно узнать прочитав страницы 371-373 учебника ";Информационные системы в экономике";.

Следует обратить внимание на то, что для осуществления всех указанных функций в системе управления подразделениями Федеральной налоговой службы создана автоматизированная информационная система ";Налог";.

Автоматизированная информационная система (АИС) ";Налог"; представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС ";Налог"; позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов, путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы ";Налог"; можно определить следующим образом:

- повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;

- совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;

- обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

- повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства; - улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета; - получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;

- анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики; - информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

- сокращение объема бумажного документооборота.

Уяснив цели функционирования АИС, можно с уверенностью сказать, что на современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности

Следует понять, что одной из приоритетных задач Федеральной налоговой службы является информатизация.

Информатизация предполагает использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Надо усвоить структуру АИС налоговой службы, которая, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей. Подробнее о составе обеспечивающей и функциональной частей АИС можно прочитать на страницах 374-375 учебника ";Информационные системы в экономике";.

Важным является и вопрос о создании единого информационного пространства с внешней средой и реализации постоянных информационных связей между налоговыми органами и внешней средой. Схема взаимодействия налоговых органов с внешней средой представлена на странице 376 рекомендуемого выше учебника ";Информационные системы в экономике";.

Следует обратить внимание на то, что для разработки автоматизированной системы и координации работ в области ее создания и функционирования в органах налоговой службы созданы специальные структуры. В центральном аппарате организовано Управление по информатизации, а на региональном и местном уровне - отделы информатизации и администраторы баз данных. Кроме того, на федеральном и региональном уровнях созданы научно-исследовательские вычислительные центры (ГНИВЦ и РНИВЦ). Одной из основных задач этих центров и является обеспечение жизненного цикла автоматизированной системы.

Влияние информатизации на совершенствование управления налоговыми органами страны

Необходимо изучить материал по данному вопросу в учебном пособии ";Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах"; (п. 1.4).

Внимание в нем заострено на проблемах управления в условиях рыночных отношений финансовыми ресурсами в бюджетной сфере, системе налогообложения и системе казначейства РФ и возможности их решения на основе кардинальной информатизации этих сфер. По сравнению с эпохой господства директивных методов управления значительно увеличились объемы информационных потоков, возросла сложность управленческих задач, правовых и экономических взаимоотношений органов управления с объектами управления и внешней средой.

Нужно понимать, что для эффективного управления финансовыми ресурсами в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить комплексность решения проблем, оптимальность управления, качество исходной для принятия решений информации, высокие темпы принятия управляющих решений.

Это возможно только на основе информатизации этой сферы.

Следует обратить внимание на основные направления государственной политики РФ в области информатизации, которые непосредственно затрагивают бюджетно-налоговую систему.

Материал по данному вопросу позволяет уяснить, что сложные задачи бюджетной и налоговой сфер можно решить оперативно и с высоким качеством при использовании новых информационных технологий на основе современной компьютерной техники, систем телекоммуникаций, компьютерных сетей и систем поддержки принятия решений.

Выводы к материалам темы 1

Управлению налогообложением присущи сложность, динамичность, наличие многообразия элементов, делимость, их структурированность и целостность, что позволяет рассматривать процесс управления не только как сложную, многоуровневую, динамичную систему, но и, используя современные научные методы и подходы, создавать автоматизированные информационные системы управления на базе вычислительных, коммуникационных средств, генерации информационных ресурсов, информационных технологий.

Эволюция информационных технологий прошла путь от ручной обработки информации, через механизацию учета с созданием вычислительных комплексов типа машиносчетных станций, фабрик механизированного учета, автоматизацию с созданием вычислительных центров и автоматизированных систем, до компьютеризации и информатизации с созданием информационных систем на базе современной компьютерной техники, систем телекоммуникаций, локальных и глобальных компьютерных сетей.

В условиях рыночных отношений в сфере управления финансовыми ресурсами системе налогообложения возросла сложность управленческих задач, взаимоотношений органов управления с объектами управления и внешней средой, увеличились объемы информационных потоков.

Эффективное функционирование налоговой систем возможно только при условии использования передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. В частности, для эффективного функционирования в органах налоговой службы действует многоуровневая АИС ";Налог";, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.

АИС предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

АИС ";Налог"; представляет собой форму организационного управления налоговыми органами на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой.

Тема 2. Информационное обеспечение компьютерных информационных систем налоговых органов

Целью изучения данной темы является ознакомление со\ структурой и содержанием информационного обеспечения компьютерной информационной системы налоговых органов. Изучая этот вопрос, необходимо проработать параграф 10.3 главы 10 учебника Информационные системы в экономике"; или одноименный параграф 4.2 главы четвертой учебного пособия ";Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах";.

Тема 2 включает в себя следующие блоки:

Понятие и структура информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов

Характеристика внемашинного информационного обеспечения

Характеристика внутримашинного информационного обеспечения Выводы к материалам темы 2

Понятие и структура информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов

Следует знать, что информационное обеспечение АИС ";Налог"; представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно обеспечивать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Перед тем как приступить к разработке информационного обеспечения необходимо выбрать организационную форму использования технических средств, определить функции пользователей системы, установить круг решаемых ими задач, формы обмена информацией и ряд других вопросов. Следует иметь в виду, что информационное обеспечение организуется параллельно с программным обеспечением и информационной технологией.

Знакомясь с информационным обеспечением автоматизированной системы налогообложения нужно понять что, как и в любой другой системе организационного типа, она состоит из внемашинного и внутримашинного.

Характеристика внемашинного информационного обеспечения

Внемашинное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота информационных потоков. Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах. Документы являются наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к документам в части их формы, содержания, порядка заполнения. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К таким документам можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения, в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. С классификацией документов можно познакомиться на страницах 381-382 учебника ";Информационные системы в экономике";.

Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.

Следует иметь в виду, что развитие автоматизированных систем предполагает широкое использование унифицированной документации. Среди документов, поступающих в налоговые органы, много унифицированных форм и, прежде всего, это формы бухгалтерской отчетности предприятий и организаций. Однако в налоговых органах, как и в любом другом ведомстве, используется множество внутренних форм документации, которые можно отнести к отраслевым формам Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, т.к. позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС ";Налог"; должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения различных классификаторов.

Классификаторы, используемые в АИС ";Налог";:

а) общероссийские классификаторы:

- стран мира (ОКСМ);

- объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (ОКАТО);

- продукции и услуг (ОКП);

- валют (ОКВ); и др.

б) ведомственные классификаторы:

- форм собственности (КФС);

- организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);

- доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

- типовых банковских счетов (КБС);

- банков (КБ);

в) системные классификаторы:

- налогов и платежей (КНП);

- объектов налогообложения (КОН);

- штрафных санкций (КШС);

- идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН); и др.

Используемые в налоговых органах классификаторы разрабатываются по общим правилам и с учетом требований, предъявляемым к построению кодов.

Структура системного классификатора.

Рассмотрим структуру системного классификатора, на примере ИНН юридических и физических лиц. Идентификационной номер налогоплательщика - юридического лица представляет собой десятизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования: Т Т N N ХХХХХС

где:

- ТТ - код территории административно-территориального деления России;

- NN — код территориальной налоговой инспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика;

- ХХХХХ - собственно порядковый номер налогоплательщика;

- С - служебный символ (контрольное число).

Идентификационной номер налогоплательщика - физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования: TTNNXXXXXXCC

где:

- ТТ - код территории административно-территориального деления России;

- NN - код территориальной налоговой инспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика;

- ХХХХХХ - собственно порядковый номер налогоплательщика;

СС - служебный символ (контрольное число).

Далее следует подробно изучить внутримашинное информационное обеспечение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Taťána koblihová проблематика личных имен в русском языке по сравнению с чешским языком

    Автореферат диссертации
    ... Никита, Николай, Иван, Кирилл, Олег, Юрий. Самыми популярными мужскими ... ; разг. Аполлоныч. Аполлонушка; Аполоша; Апола (Аполя); Поля; Аля. В античной мифологии: ... éno nevyskytuje 88. ГЕННАДИЙ, -я. Геннадиевич, Геннадиевна и Геннадьевич, Геннадьевна; разг ...
  2. Taťána koblihová проблематика личных имен в русском языке по сравнению с чешским языком

    Автореферат диссертации
    ... Никита, Николай, Иван, Кирилл, Олег, Юрий. Самыми популярными мужскими ... ; разг. Аполлоныч. Аполлонушка; Аполоша; Апола (Аполя); Поля; Аля. В античной мифологии: ... éno nevyskytuje 88. ГЕННАДИЙ, -я. Геннадиевич, Геннадиевна и Геннадьевич, Геннадьевна; разг ...
  3. Об итогах проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2009 году

    Документ
    ... 51,0 1 2 Любич Илья Геннадиевич 11 Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей ... Анатольевич 28,5 5 11 Аполов Владимир Андреевич 11 Муниципальное ... Алексеевич 74 7 7, Пелекшин Олег Михайлович 9 Муниципальное общеобразовательное учреждение ...
  4. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ П Р И К А З (21)

    Документ
    ... 51,0 1 2 Любич Илья Геннадиевич 11 Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей ... Анатольевич 28,5 5 11 Аполов Владимир Андреевич 11 Муниципальное ... Алексеевич 74 7 7, Пелекшин Олег Михайлович 9 Муниципальное общеобразовательное учреждение ...
  5. Николай доронин родословная сыктывдинских дорониных историческая дилогия

    Книга
    ... б) Наталья, её муж Ципилев Сергей Геннадиевич, их дочь Екатерина, 4,6) Мария, ... Александром, их дети; 1,6) Валентина, 1950г.р., 2,6) Олег, 1953г.р., ж. в Сыктывкаре, 3,6) Николай, 1954г.р., ... 267 Иван, № 287 Иван, № 306 Апол-я, № 319 Евд-я, № 232 Екат-на ...

Другие похожие документы..