Главная > Учебно-методический комплекс


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и методики начального образования

Бернгардт Роберт Павлович

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Концепции современного естествознания»

Специальность: 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

Согласовано: Рекомендовано кафедрой

Учебно-методическое управление Протокол № 5

«17» июня 2009 г. «_16декабря 2008г.

__________________________ Зав. кафедрой

ЮЖНО-САХАЛИНСК

Автор-составитель:

Бернгардт Роберт Павлович, д.геогр.н., профессор

Учебно-методический комплекс «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО 2005) / Основной образовательной программой по специальности 031200 (050708) «Педагогика и методика начального образования».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки и является обязательной для изучения (ДПП.Ф.08).

Согласовано с деканом обучающего факультета:

Декан М.А. Романова

Директор библиотеки ___________________ (ф.и.о.)

(подпись)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Институт педагогики. Кафедра теории и методики начального образования

Концепции современного естествознания

(ГОС ВПО 2005)

  1. Паспорт дисциплины

П. Рабочая программа по дисциплине

  1. Содержание дисциплины

  2. Цели изучения

  3. Связь с другими дисциплинами

  4. Результаты: знания, умения, навыки

  5. Рекомендуемая литература

Ш. Материалы для аудиторной работы

1. Планы семинарских, практических занятий

2. Перечень спецкурсов, спецсеминаров -нет

3. Демонстрационный материал - нет

4. Раздаточный материал - нет

5. Рекомендуемая литература

1У. Материалы для самостоятельной работы

1. Домашние задания (см. содержание практических заданий)

2. Материалы для самоконтроля

3. Требования к выполнению курсовых работ (общие)

4. Тематика курсовых работ - нет

5. Критерии оценки курсовых работ

6. Тематика ВКР - нет

7. Методические пособия

8. Рекомендуемая литература

У. Материалы для практики

1. Положение (общее)

2. Программы

3. Планы

4. Дневники

5. Отчеты

У1. Материалы для контролирования знаний

1. Тесты

2. Вопросы к зачету

3. АПИМы

УII. Материалы к ИГА выпускников (общекафедральные)

      1. Положение об итоговых аттестациях испытуемых

      2. Требования к выполнению ВКР

      3. Критерии оценки ВКР

      4. Программа государственного экзамена

Утверждаю

Начальник УМУ_______Гущина О.А.

«_14_»__ноября__2008 г.

ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ

ДИСЦИПЛИНА: концепции современного естествознания

Специальность: 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

ГОС (2005) специальности 050708.65: Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество; работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Ф.И.О. преподавателя: д.геогр.н., профессор Бернгардт Р.П.

Количество часов по плану: 120/64 часов;

Семестр: 5,6

Форма итогового контроля: зачет

Программа дисциплины имеется (год разработки 2008 год)

Тематический план: лекций – 40, практических занятий – 24

Список рекомендуемой литературы:

  1. + Концепции современного естествознания.- М.: Высшая школа, 1998. - 382с. – 33 шт.

  2. + ДуничевВ.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. 2- изд. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 2000. - 124 с. – 27 шт.

Лекции: разработаны в 2004 г., обновлены в 2008 г.

Практические занятия: имеются

Семинарские занятия: -

Лабораторные занятия: -

Тесты: имеются

Индивидуальные задания: темы рефератов

Вопросы к экзамену: нет в учебном плане

Вопросы, задания к зачету: имеются

Электронное сопровождение дисциплины:

Дата заполнения 14 ноября 2008 года

Зав. кафедрой _______________________________

Преподаватель________________________________

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания» для педагогических специальностей.

Дисциплина входит в федеральный компонент и является обязательной для изучения.

Цель курса «Концепции современного естествознания» – содействие получению широкого базового образования, усвоение студентами педагогических специальностей основных принципов и методов исследований, применяемых в современном естествознании.

Задачей курса является формирование у студентов представления о современной естественнонаучной картине мира и целостного научного мировоззрения. В курсе «Концепции современного естествознания» изучаются фундаментальные законы физики, химии, биологии, формируются представления о эволюции живой и неживой природы. Без глубокого изучения законов природы невозможно понимание современных технологических процессов, использующихся в промышленности.

Требования к уровню освоения дисциплины

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, значительно повышают эффективность учебного процесса в целом и дают возможность студентам осваивать последующие дисциплины учебного плана на качественно более высоком уровне.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника предполагают, что в результате изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» специалист должен

иметь представление:

• о Вселенной в целом и её эволюции;

• о современных концепциях возникновения жизни и её эволюции;

• о фундаментальном единстве естественных наук; незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;

• о дискретности и непрерывности в природе;

• о динамических и статистических закономерностях в природе;

• о вероятности как объективной характеристике природных систем;

• об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;

знать:

• об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания;

• о концепциях пространства и времени;

• о принципах симметрии и законах сохранения;

• о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

• о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

• о самоорганизации в живой и неживой природе;

• об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

• о взаимоотношении теоретического и экспериментального исследования в естествознании.

В содержании программы учтены дидактические единицы, приведенные в стандарте.

Инновационные технологии, используемые в преподавании
курса «концепции современного естествознания»

Дискуссии – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами тезисов или рефератов по предложенной тематике.

Предлагаются дискуссии:

1. Проблема двух культур (семинар 1);

2. Достижения и проблемы генной инженерии (семинар 6).

«Круглый стол» – один наиболее эффективных способов для обсуждения сложных и актуальных вопросов учебной программы. Такая форма общения позволяет лучше и глубже усвоить материал.

Предлагаются круглые столы по темам:

1. Достижения и проблемы ядерной энергии (семинар 3);

2. Сценарии развития Вселенной (семинар 4);

3. Происхождение человека (семинар 7).

Программой предусмотрено: всего 120 часов: аудиторных занятий – 64 часа, лекций – 40 часов, практических занятий – 24 часа, самостоятельная работа студентов – 56 часов.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемый объем дисциплины и виды учебной работы. Фактический объем, определяется рабочей программой исходя из учебного плана и учебной нагрузки преподавателя

Таблица 1

Распределение часов по видам учебной работы

Вид учебной работы

Очная

№№ семестров

5

6

Аудиторные занятия (часы)

30

34

Лекции (часы)

20

20

Практические (часы)

10

14

Самостоятельная работа (часы)

26

30

ВСЕГО ЧАСОВ НА семестр

56

64

ИТОГО часов на дисциплину

120

Виды итогового контроля (зачет)

Зачет

5 СЕМЕСТР

Лекций-20 ч.

Семинаров-10 ч.

Темы лекционных занятий

Кол-во часов

с/р

Темы семинарских занятий

Кол-во часов

с/р

1. Естественная и гуманитарная культуры. Панорама современного естествознания.

4

2

Естественная и гуманитарная культуры.

История естествознания от древнего мира до 17 века.

2

2

2. Структурные уровни организации материи.

4

2

Гравитационное взаимодействие.

Электромагнитное взаимодействие.

Сильное взаимодействие.

Слабое взаимодействие.

2

2

3. Фундаментальные взаимодействия.

6

2

Дуализм волновых и корпускулярных свойств вещества.

Пространственно-временные соотношения и системы отсчета.

2

4

4. Концепция единства пространственно-временных отношений в природе.

6

6

Общая теория относительности и эволюция Вселенной.

Происхождение и эволюция галактик.

Происхождение и эволюция звезд.

4

6

ВСЕГО

20

12

10

14

Самостоятельная работа – 26 ч.

Форма контроля – контрольная работа

Содержание лекционных занятий

Тема 1. Естественная и гуманитарная культуры. Панорама современного естествознания.

Проблемы двух культур. Научный метод. Этапы развития естественнонаучного мышления. Наука в современном мире. Социальная функция науки. Противоречия современной науки. Наука как объективное и предметное знание. Идеалы и нормы научного познания. Уровни естественнонаучного познания.

Специфика естественнонаучного метода. Этапы развития естественнонаучного мышления. История естествознания до начала ХХI века.

Тема 2. Структурные уровни организации материи.

Микро-, макро-, и мегамиры. Физический вакуум. Ядра и элементарные частицы. Атомы и молекулы. Микроскопические тела. Макроскопические тела. Звезды. Галактики. Метагалактика. Крупномасштабная структура Вселенной.

Тема 3. Фундаментальные взаимодействия.

Типы взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. Понятие заряда как носителя способности частиц к определенному типу воздействий. Взаимодействия и типы зарядов.

Особенности гравитационного взаимодействия, его роль в формировании Вселенной. Теория тяготения Ньютона, законы небесной механики. Гравитационная и инертная масса. Черные дыры. Гравитационный заряд. Гравитационное поле и гравитационные волны.

Классические представления об электромагнитном взаимодействии. Электрические и магнитные поля как материальные структуры. Развитие представлений о свете. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Основные свойства электромагнитных волн. Реакция живых организмов на электромагнитное излучение.

Слабое взаимодействие.

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Деление тяжелых ядер. Цепная реакция деления ядер урана. Термоядерный синтез.

Сильное взаимодействие. Переносчики сильного взаимодействия. Теория сильного взаимодействия – квантовая хронодинамика (КХД): основные положения.

Нуклоны. Строение атомного ядра. Радиус действия ядерных сл. Размеры и модели ядра. Антропный принцип в физике.

Тема 4. Концепция единства пространственно-временных отношений в природе.

Фундаментальные физические представления о пространстве и времени. Временные отношения в природе. Событие и процесс. Часы как прибор.

Масштабы времени. Однородность времени. Пространственные отношения в природе. Трехмерность пространства. Линейка как прибор. Масштабы пространства. Однородность и изотропность пространства.

Законы сохранения энергии, импульса, момента импульса и их связь с симметриями пространства-времени. Симметрия в живой и неживой природе.

Промежуток времени между одноместными событиями. Протяженность неподвижного объекта. Одновременность удаленных событий и синхронизация часов. Протяженность движущегося объекта. Мир событий при малых и больших скоростях. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна. Следствия специальной теории относительности. (СТО). Искривление пространства и времени в общей теории относительности. (ОТО). Экспериментальная проверка СТО и ОТО.

Темы семинарских занятий

Семинар 1.

I.Естественная и гуманитарная культуры.

1. Наука как объективное и предметное знание.

2. Критерии истинности теории.

3. Естествознание и нравственность.

II.История естествознания от древнего мира до 17 века.

1. Милетская школа. (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.)

2. Взгляды Платона и Аристотеля.

3. Система Птолемея.

4. Средневековые школы натурфилософов.( Абу ибн Сина, Бэкон.)

5. Система Коперника.

6. Взгляды Ньютона и Галилея.

Литература: [1, 4, 6, 11, 13]

Семинар 2.

I.Гравитационное взаимодействие.

1. Законы гравитации в солнечной системе и галактиках.

2. Обнаружение черных дыр.

II.Электромагнитное взаимодействие.

1. Шкала электромагнитных волн.

2. Влияние электромагнитных волн на биологические объекты.

3. Электромагнитные поля мобильных телефонов.

4. Электромагнитные поля компьютеров.

5. Электромагнитные поля бытовых приборов.

III.Сильное взаимодействие.

1. Энергия ядер. Проблемы овладения ядерной энергией.

IV.Слабое взаимодействие.

1. Лептоны и слабое взаимодействие.

2. Типы лептонов и нейтрино.

3. Законы сохранения и симметрия в природе.

Литература:[1, 2, 3, 4, 6, 8]

Семинар 3.

Ι.Дуализм волновых и корпускулярных свойств вещества.

1. Гипотеза де Бройля. Принцип неопределенности Гейзенберга Экспериментальные доказательства волновых свойств частиц.

2. Описание поведения микрочастиц. Волновая функция. Вероятностный характер процессов в микромире. Детерменизм в микромире.

3. Принцип Паули. Периодическая система химических элементов.

4. Химические связи и многообразие вещества.

ΙΙ.Пространственно-временные соотношения и системы отсчета.

1. Экспериментальные основы специальной теории относительности (СТО).

2. Экспериментальные доказательства СТО.

3. СТО в современных технологиях.

Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 8]



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» (2)

    Учебно-методический комплекс
    ... и менеджмента сервиса Одобрено Учебно-методической комиссией БГУЭП Учебно-методическийкомплексподисциплине «концепциисовременногоестествознания» Программа и методические указания по изучению курса Специальность ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» (3)

    Учебно-методический комплекс
    ... и менеджмента сервиса Одобрено Учебно-методической комиссией БГУЭП Учебно-методическийкомплексподисциплине «концепциисовременногоестествознания» Программа и методические указания по изучению курса Специальность ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... Кафедра физики Учебно-методическийкомплексподисциплине «КОНЦЕПЦИИСОВРЕМЕННОГОЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Для специальностей ... подпись дата Состав учебно-методическогокомплексадисциплины «Концепциисовременногоестествознания» для специальностей ПИЭ ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания

    Учебно-методический комплекс
    ... 2011 Автор-составитель: Евдокимов В.В., к.с-х.н., доцент Учебно-методическийкомплексподисциплине «Концепциисовременногоестествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного ...
  5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» для специальностей 080107 – Налоги и налогообложение 080105 – Финансы и кредит 080502 – Экономика и управление на предприятии 080111 – Маркетинг

    Рабочая программа
    ... , низкий уровень культуры исполнения заданий. Учебно-методическийкомплексподисциплине «Концепциисовремен-ного естествознания» предназначен для студентов, обучающихся ...

Другие похожие документы..