Главная > Документ


История

Великий Шелковый путь. Его важнейшая роль в истории Казахстана

Абдибек А.С.

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, Казахстан

(криминалистическая и экологическая экспертиза, 1 курс)

Науч. рук.:Б.К. Сапарбаев, к. ист. н., доцент

В 629 году буддийский паломник Сюань-Цзян отправился из Китая в Индию, «чтобы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие». Ехал он по международному пути, который связывал Китай с Западом и служил проводником технических новшеств, религиозных идей и культурных достижений.

На верблюдах-бактрианах вместе с караваном купцов из Чаньани по краю великой пустыни Гоби через Дунхуан, пройдя соляную пустыню, известную под названием «Барханы Великого Дракона», вдоль северных склонов Тянь-Шаня и выйдя из ледовых гор, которые видимо, соответствуют хребту Музур-Ола, Сюань-Цзян и его служители прибыли к «Прозрачному Голубому озеру». Его также называли «Горячим озером», и в нем не трудно узнать Иссык-Куль. Обогнув озеро, паломник прибыл в Суяб, где встретился с тюркским каганом, повелителем огромной империи, границы которой на Западе доходили до Черного моря. Вот так описывает кагана тюрок и его приближенных Сюань-Цзян: « Лошади этих иноходцев были прекрасны. Каган был одет в халат из зеленого шелка; его голова была обнажена и обмотана лишь шелковой повязкой длиной более одного чжана (3,2 м) с отвисающими назад концами. Его сопровождали более 200 тарханов, одетых в халаты из парчи с заплетенными в косы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и в мягкие головные уборы, несли бердыши, знамена и луки. Едущих на верблюдах и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом».

Описывая прием, которым удостоил его каган, Сюань-Цзян неоднократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати. В этом эпизоде, вольно или невольно, несколько раз упоминается шелк – основной продукт торговли Востока и Запада, давший название великому трансконтинентальному пути древности и средневековья.[1, с.489]

Колыбелью производства и обработки шелка являлся Китай. Конфуций говорил, что в Китае его времени были большие шелковые мастерские. Много столетий китайцы охраняли свой способ получения и обработки шелка как национальную тайну. За раскрытие ее иностранцам наказанием была смерть. Однако тайну производства шелка раскрыла одна из китайских принцесс. Выходя замуж за принца Сакского княжества в Хотане, она тайком вывезла шелковичного червя и семена тутового дерева (шелковицы), спрятав их в своем головном уборе.[2, с.6] Шелковый путь – это система караванных путей, связывавших на протяжении более тысячи лет культурные центры огромного пространства материка между Китаем и Средиземноморьем. Сам термин был впервые введен в научный оборот в 70-е гг. XIX в. немецким географом и геологом Ф. П. В. Рихтофеном. Позднее он получил более широкое толкование и стал обозначать весь комплекс торговых контактов в описываемый период.[4, с.11]

В конце II-го века до н.э. шелк познакомил два мира - Запад и Восток по первой в истории человечества трансконтинентальной дороге. Но было бы несправедливо сводить значение Великого шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности, религиозные идеи.

Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии – христианство, а затем ислам. На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое распространение. Об этом говорят, в первую очередь, находки буддийских сооружений. К их числу относится подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города Испиджаб (Сайрама).

Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство. В VII-VIII вв. несторианство широко распространялось в городах Южного Казахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При патриархе Тимофее (780-819) христианство было принято царем тюрков, видимо карлукским джабгу. На рубеже IX-X вв. была образована особая карлукская митрополия, и в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане проживали и в городах Сырдарьи.[3, с.87-89]

Взаимодействие и взаимообогащение культур – оседлой и кочевой – явилось магистральной линией мирового прогресса. В недрах такого синтеза лежат многие достижения цивилизаций, созданных народами Казахстана и Средней Азии, а также истоки этногенеза населяющих ее народов. Так, в VI-III вв. до н.э. здесь обитали кочевые и полукочевые племена саков, высокая культура которых известна по раскопкам многочисленных курганных памятников, среди которых Бесшатыр, Иссык, Тагискен, Уйгарак. Уже тогда существовали связи саков с Китаем, Индией, Ближним и Средним Востоком. Об этом свидетельствуют найденные в погребениях сакской знати китайских зеркал, импортных высокохудожественных изделий из Средней Азии, Ирана. Во время существования государства Усунь и Кангюй во II в. до н.э. – первой половине I тыс. н.э., когда Шелковый путь начинает активно функционировать, сюда проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и резные камни-перчатки из Сасанидского Ирана.[1,с.492-493]

Во второй половине VI в. Казахстан вошел в состав Тюркского каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление участка Шелкового Пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение целого ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту тех городов, которые оказались либо на трассе, либо были связаны с ней торговыми ответвлениями. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.[3, с. 80]

Шелковый путь оказал огромное влияние на формирование политического, экономического, культурного устройства стран, через которые он проходил. Вдоль всех его маршрутов возникали крупные и малые торговые города и поселения, и особенно испещренной караванными путями была Центральная Азия. Этот регион пересекали десятки торговых маршрутов. Здесь происходили важнейшие этнические процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные союзы. Народам этого региона принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий, многих культурных и технических достижений в страны Внутренней Азии и Дальнего Востока.

Использованные источники

  1. История Казахстана. Т-1, А., 1996 .

  2. Гумилев Л. Искусство стран Востока. - М., 1986.

  3. История Казахстана. Очерк. А., 1993. - 416с.

  4. Ахметшин Н. Х. Тайны Шелкового Пути – М.,1998 - 425с.

Исторический аспект укрепления толерантных взаимоотношений татар и русских Республики Башкортостан

Абзалова А.Д., Батурина О.С.

Бирская государственная социально-педагогическая академия, Россия

(исторический факультет, 2 курс)

В связи с постоянными миграциями населения в современном мире все большее значение приобретает этнический, национальный фактор. Путешествия, перемещения, переезды людей в другие города, регионы, государства способствует сознательному, а часто и бессознательному установлению межкультурных коммуникаций, возникновению межнационального общения. Признание, понимание и принятие языка, культуры, социально-психологических особенностей представителей других этнических групп, вступающих во взаимодействие являет собой толерантность.

В Декларации принципов толерантности указывается, что толерантность означает уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира [2]. Мы полагаем, что толерантность представляет собой, в первую очередь, пласт толерантного сознания, которое предопределяет формирование толерантного отношения и проявление толерантного поведения. В нашем исследование понятие «толерантность» конкретизируется до этнической толерантности, понимаемой нами с точки зрения уважительного отношения к людям, принадлежащим к другой этнической группе.

Противоположным этнической толерантности может стать этническая интолерантность, нетерпимость, сопровождающая межнациональные конфликты. Одним из показных примеров может послужить недавно происшедший конфликт между Грузией и Южной Осетией.

По нашему мнению, одним из приоритетных задач «проблемных государств» по профилактике и устранения межэтнических конфликтов является изучение истории и развития отношений между нациями, достигшими высокого уровня толерантности во взаимоотношениях, симбиоза и солидарности. Исследования современного состояния различных этнических групп, проживающих в теснейшем историческом, политическом, экономическом, образовательном и других контактах в различных регионах, многонациональных республиках России, позволило определить Республику Башкортостан как регион России, в котором представители разных национальностей научились толерантному общению, укрепили толерантные (солидарные, уважительные, принимающие) позиции по отношению друг к другу.

А.Б. Юнусова, говоря о Башкортостане, полагает, что этноконфессиональное многообразие Башкортостана сегодня является визитной карточкой республики [4], но в то же время бросается в глаза отсутствие межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Возникает вопрос, имеющий значимость не только в рамках нашего исследования, но представляющий особую актуальность для «проблемных государств»: каковы особенности истории Республики Башкортостана, укрепившей толерантные взаимоотношения между народами и предупреждающей в современной жизни конфликты, возникающие на этноконфессиональной повче?

К одним из многочисленных этническим групп современного Башкортостана, проявляющих по отношению друг к другу толерантное поведение, по намешу мнению, можно отнести татар и русских.

Цель нашего исследование заключается в изучении истории развития и укрепления толерантных взаимоотношений русских и татар Республики Башкортостан.

Исследование исторического аспекта укрепления толерантных взаимоотношений татар и русских Республики Башкортостан берет свое начало в VIII-IX вв. – период начала взаимодействия татар и русских. Общение между нациями, межэтнические контакты того периода носили характер культурных и экономических контактов, а также военного противоборства.

XIII в. отмечается нападением татаро-монгол на русские земли и с 1240 г. на Руси установилось монголо-татарское иго – система политико-экономического владычества. Никогда прежде в своей истории Древняя Русь не испытывала такого потрясения. Были разрушены многие города – торгово-ремесленные, административные и ремесленные центры. После вхождения Руси в состав Золотой Орды, она перестала быть самостоятельной. Князья должны были ездить к хану Золотой Орды за получением ярлыка на княжение – специальной грамотой, разрешавшей князю править в русских землях. Кроме политической зависимости, существовала и экономическая – на Руси вводилась система обложения, получившая название ордынского выхода.

Ордынское иго на Руси продолжалось до 1480 г., когда знаменитое стодневное «стояние на Угре» завершило многовековую историю татарского владычества. Естественно, эти двести сорок лет не могли не повлиять на развитие страны и всего русского народа.

Конечно, современные татары – это не те «грозные завоеватели» прошлого, но, так или иначе, они являются их потомками. Но отношения между русскими и татарами в настоящее время иные. Народы относятся друг к другу толерантно.

В результате многовековых и разнообразных контактов русского и татарского народов на территории Республики Башкортостан сложились устойчивые традиции взаимного уважения и толерантности. Многочисленные взаимодействия привели к синтезу, взаимовлиянию двух культур. Это проявляется во многих культурных аспектах:

Язык. Русский язык функционирует как язык межнационального общения народов Республики Башкортостан, а татарский язык основан на русском алфавите.

Праздники. Татарско-башкирские праздники Сабантуй, Ураза-байрам и др., а также русские праздники (например, Рождество) являются государственными праздниками в Республике Башкортостан.

Одежда. В настоящее время современная одежда русских и татар не отличается, но в то же время тончайшие особенности орнаментов в костюмах татарских и русских народов, сами национальные костюмы сохраняются.

Танцы и песни. На различных республиканских фестивалях, концертах исполняются песни как на русском, так и татарском языках, а татарские и русские танцы исполняются всеми танцоры народных ансамблей Республики Башкортостан независимо от национальной принадлежности.

Спорт. Большой популярностью среди малышей пользуется национальная борьба куреш, а также русская лапта.

У каждого народа есть свои национальные особенности, своя национально- культурная самобытность и специфика. Эти национальные особенности заинтересовывают и сближают людей других народов. Но, контактируя с чужой культурой, каждый воспринимает ее через призму своей локальной культуры, из-за чего неизбежно возникают различной степени непонимания. В процессе межкультурного общения довольно часто встречаются такие непонимания, но это не касается народов Башкортостана, которые в течение длительного времени проживают рядом, имеют общий язык межнационального общения, взаимно изучают культуру друг друга. Чтобы снизить непонимание, необходимо уважать своеобразную национальную специфику, культуру другой национальности. Возможно, исторически выстраданный многими поколениями народов Башкортостана опыт общения и совместного проживания, умение уважать культуру соседствующих этнических групп, учитывать не только свою культурную специфику, но и чужую, является основой, которая позволяет населению Республики Башкортостан, в частности, татарам и русским, жить мирно и цивилизованно, в мире и согласии и обеспечивать спокойную жизнь и взаимопонимание [3].

Исторический аспект изучения развития и укрепления толерантных взаимоотношений соседствующих народов перекликаются с результатами исследований в области социальной психологии, этнической психологии [1], в которых также выявляются факторы, способствующие созданию толерантного пространства между этносами: взаимопонимание, взаимоуважение и даже взаимопроникновение культур, языка, традиций и обычаев, территориальная близость, частое взаимодействие, общение между представителями разных этнических групп.

Таким образом, толерантность является условием преодоления межнациональных конфликтов. Только уважая традиции, приобщаясь к наследию предыдущих поколений, поддерживая духовное единение людей разных национальностей возможно избежание конфликтов.

Использованные источники

1. Батурина О.С. Наличие общения с представителями других национальностей как фактор развития этнической толерантности студенческой молодежи // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Уфа, 26 марта 2008 г.). – Уфа: Издательство БИРО, 2008. – С. 340-341.

2. Декларации принципов толерантности.

3. Культура народов Башкортостана. Словарь-справочник. Авт.-сост. С.Г. Синенко. Под общ. ред. проф. М.В.Зайнуллина-Уфа,2003. - С.176.

4. Юнусова А.Б. Толерантность и мультикультурализм – условия этнополитической стабильности в новом столетии // Экономика и управление, 2002. – № 6. – С. 36-37.

Кочевая цивилизация

Аманова Б.Б.

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, Казахстан

(безопасность жизнедеятельности и защиты окружающей среды, 1 курс)

Науч. рук.:Б.К. Сапарбаев, к. ист. н., доцент

Кочевые племена Казахстана середины I тысячелетия до н. э. играли заметную роль в истории древнего мира. Греки называли кочевников «скифами», персы – «саками». Под этими именами древние авторы объединяли всех кочевников степей. Однако в наши дни благодаря археологическим исследованиям удалось выявить несколько регионов «скифо-сакского» мира.

Переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовал развитию культуры племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни позволил им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура.

Кочевники жили в войлочных юртах, жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, узкие штаны опоясанные ремнем и обувь без каблуков.

Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке звериным стилем. Археологами были обнаружены образцы древнейшего рунического письма, что свидетельствует о высоком уровне культурного развития сакских племен.

Но само слово «кочевник» у многих ассоциируется с варварством, жестокостью, разрушительством. Долгие годы нас так учили и формировали такой образ степняка. Между тем никому не приходило в голову, что в той или иной мере кочевое хозяйство характерно всем народам мира, особенно на ранних этапах их развития. Следовательно, кочевники, так же как и оседлые народы, являются творцами, созидателями, тружениками и воинами.

Для многих специалистов до сих пор «кочевник» и «культура» остаются понятиями несовместимыми. В самом деле, столько говорилось в научных статьях, исследованиях, публикациях и сочинениях, введенных в обиход, о варварстве кочевников и об их культурной бесплодности, что это мнение укоренилось в мыслях историков, которые утверждают, что кочевники не могли быть творцами культуры и что они всегда играли одну-единственную роль – разрушителей. И самое печальное – это суждение не вызвало спора, поскольку, совпадает с идеями, укоренившими с давних пор. Основная ошибка тех, кто высказывает подобные суждения, заключается в том, что они смотрят на свой предмет сквозь призму средневековых военных хроник. Жизнь для них состоит только из военных столкновений, разрушений, кровопролитий.

Итак, кто такие кочевники? Для ума, воспитанного историческими трудами советской школы, кочевники – это скитающие орды, которые не имели никакого понятия о границах или собственности на землю. Они питаются, главным образом, сырым мясом, которое отбивали в скачке под седлом своих лошадей. Исчезали с лица земли города, имевшие несчастье вставать на их пути, и повсюду, где они проходили, оставалась пустыня. Они не были знакомы ни с моралью, ни с правом. И, естественно, не ведали таких высоких духовных категорий как вера, честь, совесть, гордость, любовь, достоинство.

Совсем не обязательно быть специалистом, чтобы поставить под сомнение правильность вышеприведенных высказываний. Когда стали обобщатся результаты европейской историографии, обосновали как открытие то, что поэзия родилась в среде пастушеских племен. Другие то же самое говорили о музыке, сравнивая мелодии тюркских народов, этнически очень близких, из которых одни стали вести оседлый образ жизни в XVI в., другие продолжали кочевать до XIX в. Эти последние сохранили наиболее чистую музыку, тогда как у оседлых тюрков она приобрела прикладной характер, стала аккомпанементом слова (песня) и жизни (танец).

К сожалению, целый ряд современных историков продолжают оставаться в плену впечатлений, созданных средневековыми хрониками, в частности, под влиянием летописей Древней Руси. Для них кочевники не люди. Или, если они люди – то сыны дьявола, выпавших из ада.

Русские ученые XIX в. Н..Радлов, Г. Потанин, В. Веселовский и XX в. – В. Бартольд, С. Малов, Л. Гумилев сделали немало для изменения стереотипного понимания разрушительной роли кочевников.

Отношение западных ученых к кочевой цивилизации наиболее ярко характеризует следующие высказывания известного английского историка, философа А. Тойнби. «Кочевники, как эскимосы, стали вечными узниками климатического и вегетационного годового цикла. Наладив контакт со степью, кочевники утратили связь с миром, Время от времени они покидали свои земли и врывались во владения оседлых цивилизаций, Несколько раз им даже удавалось перевернуть размеренную жизнь оседлых своих соседей… Таким образом, несмотря на нерегулярные набеги на оседлые цивилизации, временно включающие кочевников в поле исторических событий, общество кочевников является обществом, у которого нет истории».[1] Вот таким образом кочевники приписываются к числу народов, не способные иметь собственную историю.

Хотя сторонников А. Тойнби предостаточно, однако, не все ученые спешат отлучить кочевников от истории. Известный ученый, археолог, академик Л.П.Окладников пишет о Западно–Сибирской цивилизации тюркских народов, «что древняя тюркская Сибирь оказалась теснее связанной с Западом, чем с Востоком. Ее культура много богаче и ярче, чем можно было полагать ранее. У берегов Байкала, на Ангаре, Лене сходились и расходились пути древних культур Востока и Запада, существовали мощные по тем временам самобытные культурные очаги, без учета которых история Евразии не может быть полностью понятой». [2]

Л.Н. Гумилев и О. Сулейменов считают, что кочевая культура в своей 3000 – летней истории по сравнению со странами Средиземноморья и Дальнего Востока прошла более высокий уровень творческой эволюции.

Термин «кочевая цивилизация» поддерживают такие ученые, как А.Х. Маргулан, К.Акишев, К.Байпаков.

Предваряя обвинение, выдвинутое против кочевых народов как варваров, завоевателей и разрушителей, а таковое приписывается сакам, тюркам, гуннам, кыпчакам и др., считаю нужным привести высказывание Дж. Неру, который честно раскрывает причины переселения и войн. «… Центральная Азия была местом возникновения различных племенных орд … На протяжении истории оттуда выходили различные народы и распространялись по всей Азии и даже Европе, большинство племен Центральной Азии были кочевниками, и по мере роста их численности земли, на которых они жили, уже не могли прокормить их. И вот им приходилось мигрировать и искать новые земли. Были также причины насильственного характера для этих великих миграций – давление со стороны других племен. Одно крупное племя, или клан, изгоняло другие племена, а эти в свою очередь были вынуждены вторгаться в чужие страны. Так что народы, приходившие в Индию в качестве завоевателей, часто сами были вынуждены бежать со своих пастбищ. Китайская империя в тот период, когда у нее не хватало на это сил, как при династии Хань, также изгоняло этих кочевников и таким образом вынуждало их отправляться на поиски новой родины». [3]

Уже скифы и гунны, тюрки и татары – все они пришли из Центральной Азии и сыграли значительную роль в истории.

После изложенного можно смело поставить вопрос: что дала кочевая культура в мировую цивилизацию? Прежде всего, тенгрианское мировоззрение. Распространила зороастрийскую религию.

Особо следует назвать памятники мемориально-культовой архитектуры и устной литературы. Достаточно назвать памятники архитектуры Айша- биби, Алашахан, Жошыхан, Сырлытам, Карахан, Аянкамар, Жубан-ана, Болган-ана, мавзолеи Боталай и др. Степные Гомеры и Демосфены создавали удивительные образцы устной литературы. Поэма «Козы Корпеш и Баян Сулу» (1500 лет), «Алпамыс» (более 1000 лет), «Манас» (более 1000 лет) и др.

В июне 1991г. Всемирная организация ЮНЕСКО организовала в Алматы международный семинар по проблеме «Взаимодействия культур кочевых и оседлых стран «Жибек жолы» (Шелковый путь)». Семинару предшествовала экспедиция, продолжавшаяся 60 дней. По ее результатам ученый из Кемерово А.И.Мартынов заявил: «Я и раньше говорил о существовании собственной цивилизации у кочевников. Сегодня доказана верность моего предположения».

Казахские ученые К.М.Байпаков, О.И.Исмагулов, Б.Т.Туякбаев, русские – В.Н.Ягодин, А.Б.Раллев, китаец – Лю Иншень, англичанин Ст.Дж.Симпсон и ученые других стран привели много новых и интересных факторов о взаимоотношениях кочевых и оседлых народов. Данный семинар имеет большое значение для судеб казахского народа. Ибо, как заявил на пресс-конференции профессор Ахмет-Дани: «Отныне весь мир будет знать о наличии собственной цивилизации у кочевников». [4]

Эта цивилизация характеризуется тем, что еще в эпоху неолита в Южном Казахстане развивалась кельтеминарская культура. В эпоху ранней и средней бронзы формируется новая, андроновская культура. Позднее, начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной (Сев.Каз-н), Бегазы-Дандыбаевская (Центр.Каз-н), Отрар (Южн.Каз-н).

Казахская степь дала миру целую плеяду ученых – энциклопедистов, внесших огромный вклад, в развитии общечеловеческой цивилизации начиная от представителя сакского племени Анахарсиса, кончая Ахметом Али аль-Казах. Профессор А.Дербисалиев в книге «Звезды казахской степи» называет имена более пятидесяти известных ученых и дает краткие сведения о происхождении, жизни, деятельности. [5]

И, наконец, подчеркнем, что миф о «варварстве» пережил исчезновение охотничьих и скотоводческих обществ, в которых он исторически сложился. Образ «варвара» служил средством, с помощью которого доказывалось превосходство культуры цивилизованного общества. Представление цивилизованного человека о «варваре», как о каком-то диком и злобном существе использовалось для оправдания самых жестоких форм политической, культурной и религиозной агрессии.

Использованные источники

  1. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

  2. Окладников А.П., Васильевский Р.С. «Северная Азия на заре истории». Новосибирск, 1980

  3. Дж.Неру. Взгляд на всемирную историю, с.128

  4. Материалы международного семинара по проблеме «Взаимодействия культур кочевых и оседлых стран «Жибек жолы» (Шелковый путь)». Алматы, 1991

  5. А.Дербесалиев «Звезды казахской степи». Алматы, 1995



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Великий шелковый путь его важнейшая роль в истории казахстана

    Документ
    ИсторияВеликийШелковыйпуть. Еговажнейшаяроль в историиКазахстана Абдибек А.С. Южно-Казахстанский государственный ... сводить значение Великогошелковогопути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Егороль была значительно ...
  2. История казахстана

    Документ
    ... . В какое время функционировал ВеликийШелковыйПуть? 11. Кто являлся автором ... . Центром был Баласагун. 9 Важнуюроль в историиКазахстана сыграли найманы и кереиты – ... происходило национально - освободительное восстание. Его эпицентром стал Средний жуз, ...
  3. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс для кредитной технологии обучения

    Учебно-методический комплекс
    ... укреплял взаимосвязь. 3. ВеликийШелковыйпуть на территории Казахстана. Консолидирующая рольВеликогошелковогопути. Казахстанские маршруты ВШП, ... С его именем неразрывно связаны все наиболее важные события военной и политической истории казахского ...
  4. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс по кредитной технологии обучения ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

    Учебно-методический комплекс
    ... укреплял взаимосвязь. 3. ВеликийШелковыйпуть на территории Казахстана. Консолидирующая рольВеликогошелковогопути. Казахстанские маршруты ВШП, ... С его именем неразрывно связаны все наиболее важные события военной и политической истории казахского ...
  5. Нуржанов арнабай абишевич средневековые города на участке великого шелкового пути от тараза до аспары

    Автореферат диссертации
    ... опыт прошлых поколений в памятниках истории и культуры Казахстана. Ставя столь сложные задачи диссертационного ... которого формировался город. Важнуюроль в сложении его играла международная торговля по ВеликомуШелковомупути [17]. Пятый ...

Другие похожие документы..