Главная > Отчет


Педагогическая практика проводится в базовых школах г. Петрозаводска, с которыми университет имеет договоры на проведение практики. В организации и проведении педпрактики большое значение имеет кафедра педагогики и психологии. Практика проходит под руководством методистов факультета и высококвалифицированных учителей биологии и химии, имеющих большой опыт работы в школе.

В организации учебного процесса важная роль принадлежит кураторам учебных групп. Работа кураторов направлена на повышение эффективности и координированное взаимодействие учебно-воспитательной работы администрации университета и деканата факультета в целом, а также обеспечение индивидуального подхода к каждому студенту в решении его учебных и бытовых проблем. Функции кураторов: ознакомление студентов со структурой и уставом Университета, с учебным планом; осуществление контроля за успеваемостью студентов, организация собраний, изучение бытовых условий жизни студентов, посещение общежитий и информирование деканата о дисциплине и успеваемости, поддержка связей с родителями. Кураторы работают в тесной связи с зам. декана по учебной работе и зам. декана по воспитательной работе.

Кураторы назначаются ежегодно в учебные группы 1 и 2 курсов эколого-биологического факультета. На 3-5 курсах функции кураторов выполняют руководители специализаций. Итоги работы кураторов подводят на заседании кураторов совместно с деканатом (не менее 1-2 раза в течение учебного года) и на заседании Ученого Совета факультета.

Связь учебного процесса с производством осуществляется по следующим направлениям:

  • организация производственных, преддипломных и педагогических практик на базе научных, производственных, природоохранных организаций,

  • выполнение курсовых и дипломных работ на производстве и в научных учреждениях,

  • введение спецкурсов и дисциплин по выбору в соответствии с нуждами науки и производства,

  • чтение специальных дисциплин приглашенными специалистами.

Надо отметить, что в последние годы снизилось число студентов, обучающихся по индивидуальным планам. Такая форма представляет большой интерес с точки зрения совершенствования самостоятельной работы студентов и поощрения студентов, активно занимающихся научной работой. Внимание к этой форме обучения должно быть повышено.

4.5. Использование инновационных педагогических технологий,

новых форм и методов обучения

В учебном процессе на кафедрах эколого-биологического факультета широко применяются современные информационные технологии. Для организации самостоятельной работы студентов активно используются варианты электронных учебных пособий, дистанционные курсы, индивидуальные задания в электронной форме. По всем темам, которые выносятся на самостоятельную проработку, составлены развёрнутые планы и комплекты индивидуальных заданий для самоконтроля.

Компьютерные средства обучения и новые современные технологии используются:

  • студентами и аспирантами для получения новой современной информации по изучаемому вопросу при выполнении рефератов, курсовых, дипломных и других работ;

  • как средства обучения и контроля знаний по общим и специальным дисциплинам;

  • при проведении летних учебных и производственных практик в целях обучения студентов компьютерным программам статистической обработки экспериментальных данных, применяемым в биологических и экологических исследованиях.

К формам текущего контроля знаний относятся контрольные, выполняемые в режиме компьютерных дистанционных курсов, а также традиционные для высшей школы рефераты, коллоквиумы, отчёты по практикам, зачёты, экзамены, лабораторные, курсовые и дипломные работы. В начале курса студенты знакомятся с формами самостоятельной работы и контроля знаний. В период летней учебной практики каждый студент получает тему самостоятельной работы. В заключении готовится индивидуальная зачетная работа, которая защищается на конференции. По специальным дисциплинам и большому спецпрактикуму даются индивидуальные практические и теоретические работы, по которым студент отчитывается в конце курса.

В учебном процессе широко применяются современные средства обучения на основе информационных технологий. Преподаватели факультета принимали участие в конкурсе ПетрГУ на разработку курсов лекций в виде компьютерных презентаций. Такие курсы внедрены в учебный процесс на всех кафедрах факультета.

Основные и специальные курсы, которые проводятся в форме традиционных лекций, также включают в себя ряд занятий с использованием компьютерной демонстрационной техники.

В направлении развития и внедрения инновационных технологий на кафедрах подготовлены и внедрены в учебный процесс дистанционные курсы для студентов разных факультетов с использованием интернет-ресурсов университета. При этом проводится регулярный контроль текущих знаний в виде контрольных работ, электронного тестирования в режиме on line.

По ряду дисциплин предусмотрена подготовка студентами отчетов или рефератов в виде презентаций. Защита студентами 4-5 курсов отчетов по учебным и производственным практикам также предусматривает подготовку презентаций.

В рамках большого практикума по специальностям «Биология» и «Экология» студенты выполняют раздел по обработке полевых исследований с применением ГИС-технологий. Эта работа выполняется совместно со специалистами из отдела географических информационных систем Регионального Центра новых информационных технологий ПетрГУ.

Сотрудники и преподаватели факультета ведут научную работу в области педагогики высшей школы, участвуют в работе учебно-методических и научно-методических конференций и семинаров, публикуют печатные работы по методике обучения в высшей школе.

Важная роль отводится повышению квалификации преподавателей в области педагогики высшей школы. Традиционными для факультета являются посещение молодыми преподавателями лекций и лабораторных занятий у коллег с большим опытом педагогической работы в вузе. В 2006 г. декан и зам. декана по учебной работе прошли повышение квалификации в области качества образования. Многие преподаватели факультета прошли повышение квалификации в области педагогики высшей школы и инновационных педагогических технологий (ст. преподаватель кафедры зоологии и экологии Мамонтова О. В. принимала участие в образовательной программе «Педагогика и психология высшей школы: современные педагогические технологии», доцент кафедры зоологии и экологии Моисеева Е. А. прошла повышение квалификации в области экологического образования в СПбГУ, ряд преподавателей – повышение квалификации по иностранным языкам).

4.6. Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов осуществляется в полном соответствии с учебными планами кафедр и рабочими программами курсов, и предполагает изучение отдельных разделов преподаваемых дисциплин, работу на практических и лабораторных занятиях, выполнение курсовых и дипломных работ. Целью этой формы обучения является формирование у студентов необходимых навыков решения профессиональных задач и, в итоге, методологических основ для самостоятельной деятельности будущих специалистов. Студенты должны научиться работать с учебой и научной литературой, уметь вести поиск, анализировать и интерпретировать полученные данные, применять более совершенные технологические приемы для решения поставленных задач.

Темы, предлагаемые для самостоятельного изучения, включены в рабочие учебные программы каждой дисциплины. Преподаватель, читающий курс знакомит студентов с формами самостоятельной работы и контроля знаний, предусмотренных программой. Кроме того, студенты могут ознакомиться с содержанием учебных программ и методическими указаниями на сайте факультета. По всем темам, которые выносятся на самостоятельную проработку, определены сроки выполнения, подобрана литература, составлены развёрнутые планы, и комплекты индивидуальных заданий для самоконтроля. Работа на малом и большом практикумах подразумевает самостоятельное выполнение практических заданий, исследование объектов, проведение опытов, экспериментов. В ходе работы студенты могут обращаться за консультацией к преподавателю, вместе рассматривать наиболее важные аспекты исследования и вопросы, вызывающие наибольшие трудности. В учебном процессе широко применяются современные информационные технологии. Для организации самостоятельной работы студентов активно используются варианты электронных учебных пособий, индивидуальных заданий.

Для самостоятельной работы студентов предоставляются кафедральные лаборатории, и компьютерный класс факультета. Кроме того, студенты могут работать в библиотеке и в классах Internet университета. Компьютерные средства обучения и новые современные технологии используются для получения современной информации при написании рефератов, курсовых, дипломных и других работ, как средства обучения и контроля знаний по общим и специальным дисциплинам; при проведении летних учебных и производственных практик, в целях обучения студентов статистической обработке биологических данных.

Текущий контроль осуществляется ответственным за курс преподавателем. Наиболее распространёнными формами контроля являются опросы, беседы и доклады на семинарах, контрольные на персональных компьютерах, рефераты, коллоквиумы, отчёты по практикам, зачёты, экзамены, лабораторные, курсовые и дипломные работы. При проведении практикумов преподаватель в течение всего занятия следит за ходом выполнения работы, помогая студентам в случае необходимости и контролируя правильность выполнения заданий. Студент отчитывается о результатах работы в конце каждого занятия или по окончании курса. На кафедрах начата работа по разработке и внедрению рейтинговой системы контроля знаний студентов. В настоящее время такая система апробируется при изучении спецкурсов «Геоэкология», «Токсикологическая химия» и «Геофизика и геохимия биосферы».

4.7. Организация научно-исследовательской работы студентов

Исследования студентов осуществляются в рамках основных научных направлений, разрабатываемых на кафедрах факультета. Организована научно-исследовательская работа студентов во время прохождения учебных и производственных практик, при выполнении курсовых и дипломных проектов.

За отчётный период студенты под руководством преподавателей факультета и квалифицированных научных сотрудников проводили исследования в Ботаническом саду и на биостанциях ПетрГУ (Кончезеро, Шелтозеро), на научно-исследовательских базах Института биологии Карельского НЦ РАН (Каскеснаволок, Гомсельга, Усть-Обжа, агробаза), Зоологического института РАН («Картеш»), Кольского НЦ РАН (ПАБС), в Костомукшском, Кандалакшском, Лапландском и Костромском заповедниках, в заповеднике «Кивач», национальных парках «Панаярви» и «Водлозерский». Преподавателями факультета организовано более 15 экспедиций по территории Карелии и Мурманской области. Студенты проходили практику в лабораториях института биологии, института леса и института водных проблем Севера КарНЦ РАН, в лабораториях СевНИИРХа и ПИНРО (г. Мурманск), на предприятиях региона (Петрозаводская ТЭЦ, Кольская АЭС, Костомукшский и Чупинский ГОК, Кондопожский и Сегежский ЦБК, Суоярвское картонное производство, Княжегубский и Выгский рыбзавод и др.). Практика студентов в сторонних организациях регламентируется соответствующими договорами между факультетом и принимающей стороной. В целях оптимизации взаимодействия при организации научно-исследовательской работы студентов на базе института биологии КарНЦ РАН организован и успешно функционирует филиал эколого-биологического факультета.

Итогом научной работы студентов является представление докладов на студенческих научных конференциях ПетрГУ и других вузов региона, региональных и российских конференциях студентов и молодых специалистов.

Ежегодно в рамках общеуниверситетской студенческой научной конференции на кафедрах факультета работают секции – «Молекулярная биология, биологическая и органическая химия», «Ботаника», «Физиология растений», «Зоология», «Ихтиология и гидробиология» и «Экология». Число докладов, представляемых студентами – устных и стендовых – ежегодно составляет 120 - 160.

В рамках конференции проводится конкурс на лучшие доклады. В работе жюри принимают участие преподаватели факультета, научные сотрудники КарНЦ РАН, аспиранты и студенты. По итогам работы секций лучшие доклады отмечаются дипломами и премиями. Их авторы получают право на публикацию тезисов своей работы в научном сборнике ПетрГУ. Всего за отчётный период в вузовском сборнике опубликовано более 100 студенческих работ.

Традиционно студенты факультета участвуют в молодежных конференциях и школах, которые проводятся в ПетрГУ, Ботаническом институте РАН (г. Санкт-Петербург), в Пущинском научном Центре (г. Пущино), Институте биологии Коми НЦ РАН (г.Сыктывкар), где часто получают дипломы победителей. Совместно с руководителями и самостоятельно участвуют в работе международных и всероссийских конференциях, публикуют результаты своих работ в научных изданиях. За период с 2004 по 2007 год опубликовано 28 работ с участием студентов, в том числе и в «Ботаническом журнале».

4.8. Воспитательная работа и внеучебная работа со студентами

Воспитательная работа со студентами направлена на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности. Целью воспитательной работы является развитие общей и профессиональной культуры, воспитание современного высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста с активной жизненной позицией и качествами гражданина-патриота.

Воспитательная работа на факультете осуществляется согласно программе, составленной на основе соответствующей программы университета. Заместитель декана по воспитательной работе доцент Т. Н. Хилков работает в тесном контакте с помощником ректора по воспитательной работе П. Г. Яковлевым. В общежитиях сформированы и работают студенческие советы, избираются старосты этажей. Во внеучебное время организуются встречи студентов с администрацией университета, конкурсы на лучшую комнату и кухню в общежитии. Представители администрации регулярно посещают студенческие общежития для проверки бытовых условий, дисциплины и соблюдения «Правил внутреннего распорядка». Осуществляется мониторинг социально-психологических проблем студентов. В студенческих группах первого и второго курсов работают кураторы. Работа кураторов направлена на повышение эффективности сотрудничества администрации университета и деканата факультета. Они следят за состоянием успеваемости и дисциплины студентов в своих группах и играют важную роль в обеспечении индивидуального подхода к студенту в решении его учебных и бытовых проблем. Совместно со студенческим комитетом и администрацией общежития заместитель декана по воспитательной работе и кураторы проводят воспитательные мероприятия со студентами, нарушающими правила поведения в общежитии и корпусах университета. Воспитательные мероприятия проводятся также по всем фактам нарушения дисциплины, зафиксированным отделом внутренней охраны. С каждым первокурсником заключается договор о сохранности имущества, выдаются брошюры с правами и обязанностями студентов университета. В конце учебного года производится поощрение студентов, имеющих наилучшие показатели в учебе и общественной работе путевками в летние оздоровительные лагеря.

Большое внимание воспитательным аспектам уделяется преподавателями факультета в ходе учебного процесса. Воспитание осуществляется в процессе занятий и общения со студентами во время летних практик, выполнения научно-исследовательской работы, работы над курсовыми и дипломными проектами, подготовки и проведении теоретических семинаров. Специальное внимание уделяется взаимоотношениям между преподавателем и студентами. Как правило, конфликтные ситуации решаются на уровне кафедр и только в редких случаях привлекаются вышестоящие структуры. Вопросы воспитания постоянно поднимаются во время проведения практик и включают разные вопросы: умение работать в коллективе, отвечать за блок самостоятельной работы, договариваться с товарищами и иметь собственное мнение, уметь подчиняться требованиям, касающимся организации работы и техники безопасности. Студенты принимают участие в выполнении социально важных работ. Так, в 2006 г была выполнена работа «Инвентаризация состояния тополей в зеленых насаждениях г. Петрозаводска», которая была включена в программу большого практикума на кафедре ботаники. В результате этой работы были проанализированы наиболее сложные посадки тополей и принято решение об их дальнейшем существовании. По окончании этой работы каждый студент получил благодарственный лист за подписью мэра г. Петрозаводска. Налажен контакт между администрацией факультета и общественными организациями, в первую очередь экологическими, членами которых являются студенты.

4.9. Учебно-лабораторная база факультета

Лабораторная база и оборудование в основном соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. Информация о лабораториях факультета приводится в таблицах 4.3.1 – 4.3.4

Таблица 4.3.1 – Сведения об учебно-лабораторной базе кафедры общей химии

Наименование лаборатории

Площадь, кв. м.

Оборуд.,

тыс. руб

Обслуживаемые дисциплины

Нагрузка в 2007 г.

Число студентов

Часов

1

2

3

4

5

6

Ауд. 400 теоретический корпус

52

40

Общая и неорганическая химия, аналитическая химия, фармацевтическая технология, токсикологическая химия

211

11684

Ауд. 402 теоретический корпус

52

40

Общая и неорганическая химия, аналитическая химия, токсикологическая химия, физколлоидная химия

305

91770

Ауд. Р-1 теоретический корпус

33,5

20

Общая и неорганическая химия, фармацевтическая химия, физическая химия

223

11646

Ауд. 406 теоретический корпус

33

20

Общая и неорганическая химия. аналитическая химия, физколлоидная химия, экологическая химия

198

41333

Ауд. 405 теоретический корпус

35

10

Общая и неорганическая химия, методика преподавания химии, физическая и коллоидная химия

136

11099

Ауд. 409 теоретический корпус

16,5

10

рН-метрия, гравиметрический анализ

376

11940

Ауд. 415 теоретический корпус

30

20

Общая и неорганическая химия, аналитическая химия, физико-химические методы анализа.

366

41496

Ауд. 417 главный корпус

37

20

Общая и неорганическая химия, аналитическая химия, методика преподавания химии.

547

1439

Ауд. 424 главный корпус

45

40

Большой практикум, товароведение и экспертиза товаров, общая гидрохимия, геохимия и геофизика биосферы

164

505

Таблица 4.3.2 – Сведения об учебно-лабораторной базе кафедры ботаники и физиологии растений (главный корпус)

Наименование лаборатории

Площадь, кв. м.

Оборуд.,

тыс. руб

Обслуживаемые дисциплины

Нагрузка в 2007 г.

Число студентов

Часов

1

2

3

4

5

6

Ауд. 312

50

10

Ботаника

290

1375

Ауд. 314

33

80

Дисциплины специализации

12

930

Ауд. 318

33

30

Ботаника

290

11010

Ауд. 321

33

20

Большой практикум, физиология растений, экология растений

200

4400

Ауд. 329

50

40

Физиология растений

170

11170

Ауд. 346

33

10

Гербарная, дисциплины специализации

6

148

Ауд. 446

22

40

Дисциплины специализации

16

464



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года

    Отчет
    ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ филологический факультет ОТЧЕТ о результатахсамообследования филологического факультета посостояниюна01.06.2008года Утвержден Советом факультета «___» ...
  2. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (1)

    Отчет
    ... Лесоинженерный факультет ОТЧЕТ о результатахсамообследования Лесоинженерного факультета посостояниюна01.06.2008года Утвержден Советом факультета 06.03.2008. Протокол №.7 Декан ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... социальных наук ОТЧЕТ о результатахсамообследования факультета политических и социальных наук посостояниюна01.06.2008года Утвержден Советом ... факультета 14 мая 2008 Протокол № 9 ...
  4. ОТЧЕТ о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года Протокол №6 Петрозаводск 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ

    Отчет
    ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Исторический факультет ОТЧЕТ о результатахсамообследования Исторического факультета посостояниюна01.06.2008года Утвержден Советом факультета 20 ...
  5. О результатах самообследования кафедры технологии _ по состоянию на 01 09 2008 года

    Руководство
    ... СПРАВКА о результатахсамообследования кафедры технологии _ посостояниюна01 . 09 . 2008года Утверждена на заседании кафедры ... городского округа 30.06.2008 30.06.2013 2. ... * Форма 1 в представляемый отчет не прикладывается, остается в образовательном ...

Другие похожие документы..