Главная > Методические рекомендации


Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса МБОУ СОШ №8

в 2011-2012 учебном году

В 2011-2012 учебном году к государственной (итоговой) аттестации за курс основной общей школы допущены 18 учащихся, из них 1 учащийся - Степаненко Максим Вячеславович проходил итоговую аттестацию в щадящем режиме: сдавал два письменных экзамена: по алгебре и русскому языку в традиционной форме.

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации, проведенной с участием ТЭК.

В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов ОУ РФ, Положением о порядке подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов ОУ Краснодарского края в школе была проведена итоговая аттестация выпускников.

Учащиеся 9 класса в количестве 17 человек сдавали экзамены с участием территориальной экзаменационной комиссии по русскому языку и математике, 1 человек – по географии и 1 человек по обществознанию.

Русский язык

Допущены к экзаменам все 17 человек.

Оценки за год в сравнении с оценками, полученными на экзамене.

Качество знаний по итогам выпускного экзамена составило 76,5 %, обученность 100%., средний балл составил 34,35 Статистические данные о выполнении заданий части А выпускного экзамена по русскому языку в новой форме свидетельствуют о том, что состояние лингвистической, языковой и коммуникативной подготовки на базовом уровне можно считать удовлетворительным.

Результаты экзамена по русскому языку с участием ТЭК за три года

Мониторинг обученности по русскому языку

Мониторинг качества по русскому языку

Методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации учащихся

9 –х классов по русскому языку

При написании сжатого изложения необходимо помнить о следующих

методических требованиях, предъявляемых к данному виду работы:

  • сохранение последовательности в изложении микротем;

  • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой части;

  • установление смысловой связи между предложениями;

  • использование уместных языковых средств обобщенной передачи содержания.

В работе над сочинениями учащиеся должны накапливать опыт истолкования различных значений одно и того же слова, словосочетания, в зависимости от контекста, в котором они употреблены. Только имея опыт верного соединения слов, учащийся может прийти и к верному пониманию и употреблению каждого слова в творческой работе. В этом случае он приближается к решению сложной задачи не просто запомнить и передать содержание, а найти точное языковое средство, учитывая особенности контекста, не нарушая нормы со

Математика

Допущены к экзаменам все 17 человек.

Оценки за год в сравнении с оценками, полученными на экзамене.

Качество знаний по итогам выпускного экзамена составило 17,7%, обученность -88,2%.

Результаты экзамена по математике с участием ТЭК за три года

Мониторинг обученности по математике

Мониторинг качества по математике

Выводы и рекомендации

Итоги экзамена по математике – 2012 в новой форме позволяют высказать некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование процесса преподавания математики и подготовку выпускников основной школы к экзамену в 2013 году.

  • Внедрение в практику работы школы личностно-ориентированных методов педагогики даст возможность усилить внимание к формированию базовых умений у слабых учащихся или у тех, кто не ориентирован на более глубокое изучение математики, а также обеспечить продвижение учащихся, имеющих возможность и желание усваивать математику на более высоком уровне.

  • Организация уроков обобщающего повторения по алгебре и геометрии позволит обобщить знания, полученные за курс основной школы.

  • Обратить особое внимание на преподавание геометрии, так как итоги экзамена 2012 года по математике показывают невысокий уровень выполнения учащимися геометрических задач.

  • Анализ демонстрационного варианта 2013 года по математике позволит учителям и учащимся иметь представление об уровне трудности и типах заданий предстоящей экзаменационной работы.

  • При подготовке хорошо успевающих учащихся к экзамену следует уделять больше внимания решению многошаговых задач и обучению составления плана решения задачи.

  • Выделение «проблемных» тем в каждом конкретном классе и работа над ликвидацией пробелов в знаниях и умениях учащихся по этим темам с использованием диагностических карт класса и индивидуальных карт учащихся необходимо для системной подготовки к государственной (итоговой) аттестации.

  • Повышение уровня вычислительных навыков учащихся (например, с помощью устной работы на уроках: применение арифметических законов действий при работе с рациональными числами) позволит им успешно выполнить задания, избежав досадных ошибок.

  • Включение в тематические контрольные и самостоятельные работы заданий в тестовой форме, соблюдая временной режим, позволит учащимся на экзамене более рационально распределить свое время.

  • Усиление практической направленности обучения, включение соответствующих заданий «на проценты», графики реальных зависимостей, текстовые задачи с построением математических моделей реальных ситуаций поможет учащимся применить свои знания в нестандартной ситуации.

География

Экзамен по географии выбрала одна ученица:

Репа Анастасия Сергеевна – 24 балла, оценка «4»

Мониторинг обученности по географии

Мониторинг качества по географии

Рекомендации по совершенствованию преподавания географии

с учетом результатов экзамена в 2012 году.

Рекомендуется уделять большее внимание формированию практических умений: определять расстояния по картам разных масштабов и определять географические координаты по картам разных проекций. Эти умения, целенаправленно формируемые в курсе VI класса, необходимо развивать и во время изучения последующих курсов школьной географии.

Целесообразно уделить специальное внимание отработке умений читать карты и переводить информацию из одной формы в другую. Для этого по географическим картам школьных атласов, на которых информация представлена с помощью изолиний (изотермы, изобаты, изогипсы, горизонтали), следует определять количественные показатели картографируемых явлений в определенных пунктах, тенденции изменения показателей в широтном или меридиональном направлении на определенной территории, выявлять закономерности изменения этих показателей и объяснять их.

Также целесообразно уделить особое внимание развитию умения извлекать информацию из таких источников информации, как графики. У выпускников IX классов вызывает некоторое затруднение требование определять по графикам тенденции изменения каких-либо явлений или величин, при этом просто найти нужную информацию на графике могут практически все учащиеся. Определение тенденций изменения величин по графику, таблице, географической карте, вероятно, требует специальной тренировки. Это важное общеучебное умение, необходимое современному человеку. Школьная география представляет широкие возможности для его формирования и развития.

Также важным аспектом подготовки является развитие умения целенаправленного и внимательного чтения текстов как источников географической информации. Экзамен в новой форме показал, что у большого числа выпускников недостаточно сформировано умение извлекать информацию из текстов. (Они выделяют не все признаки, по которым следует определить явление или объект; при этом, как правило, не обращают внимания на тот, который описан в тексте последним.) Это умение также является общеучебным, уровень его сформированности оказывает большое влияние на дальнейшее обучение, а также на возможность ориентироваться в потоке информации, характерном для современного общества.

Для успешной подготовки к ГИА рекомендуется большее внимание уделить таким темам содержания школьных курсов географии, как биосфера (в том числе типы почв и факторы почвообразования), климат (в том числе количественные показатели температуры воздуха и атмосферных осадков, климатических поясов и областей России, климатообразующие факторы), химическая промышленность (в том числе технологические особенности производств), географические координаты, следствия годового и суточного движений Земли (в том числе зависимость угла падения солнечных лучей и продолжительности дня и ночи от географического положения и времени года), население России, связь жизни населения с окружающей средой.

При изучении некоторых понятий курсов школьной географии (миграционный

прирост, естественный прирост) следует обращать особое внимание на то, что в количественном выражении они могут иметь отрицательное значение, и тренироваться в их определении. Также следует четко выделять признаки изучаемых географических процессов и явлений и специально отрабатывать их понимание.

Для подготовки к ГИА по географии целесообразно повторить курс VII класса, так как задания, проверяющие сформированность одинаковых требований, но основанные на материале этого курса, оказываются сложнее, чем основанные на материале курса «География России».

При подготовке к ГИА важно отрабатывать умение применять знания для объяснения пространственного распространения или сущности географических процессов и явлений, а также выбрать источник информации и правильно применить его для решения поставленной задачи.

Обществознание

Экзамен по географии выбрала одна ученица:

Репа Анастасия Сергеевна – 30 баллов, оценка «4»

Мониторинг обученности по обществознанию

Мониторинг качества по обществознанию

Выводы и рекомендации

• содержание экзаменационной работы нацелено на проверку основных содержательных компонентов курса, а уровень сложности адекватен требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта к обществоведческой подготовке выпускников основной школы;

• экзаменационная работа по обществознанию в новой форме является действенным инструментом для дифференциации выпускников основной школы по уровню подготовки;

• в подготовке выпускников основной школы по обществознанию существуют определенные пробелы, которые должны стать предметом пристального внимания учителей.

Проведение государственной (итоговой) аттестации в новой форме позволило выявить определенные пробелы в знаниях выпускников по некоторым разделам курса обществознания основной школы. Среди плохо усвоенных тем можно назвать: «Органы государственной власти Российской Федерации», «Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних», «Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина», «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов», «Полномочия Судебной власти в РФ», «Закон о защите прав потребителя», «Избирательные системы». Внимание к изучению этих вопросов курса должно быть усилено.

Кроме того, следует систематически организовывать работу с фрагментами текстов, содержащих социально значимую информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста или диаграммы (таблицы).

Каждое из шести заданий части 3 проверяет определенное умение на различном содержании обществоведческого курса. Наиболее трудные для выполнения задания (С3, С4, С5, С6) следует рассмотреть более подробно.

Важно научить школьников внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не выполняя при этом лишней работы (когда вместо трех элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Существует четкая зависимость баллов, полученных за задание, от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

Специальной работы при обучении обществознанию в основной школе требует развитие умения составлять план фрагмента текста (С1). Формировать это умение следует с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. Важно, чтобы школьники усвоили, что составление плана требует внимательного прочтения текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста. Формулировки пунктов плана должны наиболее полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике содержания, отражать тему (основную мысль текста).

При этом количество выделенных фрагментов может быть различным, система оценивания не задает конкретного числа пунктов плана. План может быть простым, т.е. включающим название значительных частей текста, или сложным, включающим наряду с названием значительных частей текста и названия их смысловых компонентов. Однако следует учитывать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика. Отметим, что задание данного типа не требует составления развернутого плана. Поэтому отсутствие конкретизации ряда пунктов не является основанием для снижения оценки.

Следует уделить внимание развитию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений текста (задание С4).

Кроме того нужно уделять больше внимания методике умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Задание, проверяющее это умение (С6), непосредственно связано с содержанием текста, но оно предполагает рассмотрение текста в ином ракурсе. Отметим, что одна из разновидностей задания этого типа не предполагает единственно верного ответа: выпускник может согласиться или не согласиться с приведенной в задании точкой зрения. Объектом оценивания является не мнение (позиция) учащегося, а приведенные им аргументы: их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.

На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы и различных уровней сложности. Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации.

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации, проведенной в традиционной форме

Алгебра

Экзамен по алгебре в традиционной форме сдавал 1 выпускник 9 класса: Степаненко Максим Вячеславович (щадящий режим) и пересдавали 2 учащихся, получившие неудовлетворительные оценки по результатам сдачи экзамена по математике с участием ТЭК: Добренькая Виктория Викторовна и Киселёва Елизавета Николаевна.

Оценки за год в сравнении с оценками, полученными на экзамене.

Качество знаний по итогам выпускного экзамена составило 66 %, успеваемости -100%.

Итоги экзамена по ОБЖ

Устный экзамен по ОБЖ сдавали за курс 9 класса 12 (66,6%) учащихся. По итогам экзамена качество знаний составило 83,3%, успеваемость-100%. Ответы обучающихся отличались полнотой , последовательностью, четкими выводами. Но следует отметить, что 3 учащихся владеют знаниями на низком уровне. Недостаточный уровень сформированности умения аргументировать свой ответ, приводя примеры из жизненных ситуаций.

Оценки за год в сравнении с оценками, полученными на экзамене.

Итоги экзамена по физической культуре

В качестве устного экзамена физическую культуру выбрали 5 (27,7%) обучающихся.

Обученность составила 100%, качество - 100%.

Оценки за год в сравнении с оценками, полученными на экзамене.

Итоги экзамена по биологии

Экзамен в традиционной форме по биологии сдавали 3 (16,6%) учащихся. Обученность составила 100%, качество знаний - 66,6%%. В ходе экзамена обучающиеся показали знания теоретического материала на базовом уровне, умение строить ответ, приводя соответствующие примеры.

Оценки за год в сравнении с оценками, полученными на экзамене.

Выводы и рекомендации

Учителям биологии задолго до экзамена (возможно, в начале 6-го класса) следует продумать отбор содержания таким образом, чтобы максимально заложить в учебный процесс отработку требований к знаниям и умениям, сформулированным в федеральном стандарте. С этой целью следует привести в соответствие содержание рабочей программы, по которой работает учитель и примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Однако систематическую подготовку к итоговой аттестации целесообразно начинать с первой четверти IX класса, так как именно в это время учащиеся определяются предметами, сдаваемыми по выбору. Проводить подготовку желательно по следующим направлениям:

  1. Организация системного повторения четырёхгодичного курса биологии.

Как показывают результаты экзамена, внимание школьников необходимо сконцентрировать на повторении следующих тем:

- Нейрогуморальная регуляция.

- Внутренняя среда организма

- Кровообращение и лимфообращение.

- Обмен веществ и превращение энергии.

- Психология и поведение.

Рекомендуем обращать внимание на развитие умений объяснять и обосновывать то или иное гигиеническое правило или рекомендацию, направленную на сохранение и укрепление здоровья человека.

  1. Оптимизация текущего и промежуточного контроля образовательных достижений учащихся.

Целесообразно при проведении любого контроля использовать задания. Аналогичные заданиям КИМов. Учителю необходимо заранее формировать собственный банк таких тестовых заданий, которые позволят выстроить для каждого ученика в классе индивидуальную образовательную траекторию подготовки к выпускному экзамену и вести диагностическую карту на её основе.

  1. Целенаправленное формирование у учащихся культуры выполнения тестовых заданий.

Не только в условиях экзамена, но и в практической жизни важно умение человека адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задания и находить оптимальные пути их выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учётом норм русского литературного языка, организовывать свою деятельность в рамках ограниченного времени, контролировать результаты своей работы. Формирование этих умений требует времени и определённых усилий.

Итоги экзамена по химии

Экзамен в традиционной форме по химии сдавали 3 (16,6%) учащихся. Обученность составила 100%, качество знаний - 66,6%%. В ходе экзамена обучающиеся показали знания теоретического материала на базовом уровне, умение решать задачи и проводить опыты, строить ответ, приводя соответствующие примеры.

Оценки за год в сравнении с оценками, полученными на экзамене.

Выводы и рекомендации

  • Внедрять в практику работы учителя личностно-ориентированных методов педагогики с целью усиления внимания к формированию базовых умений навыков у слабых учащихся, кто как не ориентирован на более глубоко изучение химии, а также у тех школьников, кто имеет возможность и желание изучать и усваивать химию на более высоком уровне.

  • При подготовке к аттестации хорошо успевающих учащихся следует уделять повышенное внимание решению расчетных задач, обучать составлению алгоритма их решения.

  • Планировать и организовывать проведение уроков обобщающего повторения курса химии 8-9 класса.

  • Выделять «проблемные» темы в каждом конкретном случае с теми учащимися, которые выбирают химию в качестве экзамена, планировать работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся по этим темам с использованием индивидуальных диагностических карт учащихся.

  • Учитывать, что базовыми темами курса химии основного общего образования являются: «Закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими веществ по группам и периодам Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева», «Химические свойства простых веществ и оксидов»; «Первоначальные сведения об органических веществах». Эти темы требуют постоянного повторения, направленного на совершенствование знаний и умений учащихся.

  • Усилить практическую направленность обучения в соответствии с программой.

  • Вдумчиво анализировать нормативные документы, ежегодно издающиеся к итоговой аттестации ГИА-9, демонстрационный вариант 2013 года по химии.

Итоги экзамена по обществознанию

Экзамен в традиционной форме по обществознанию сдавали 7 (38,9%) учащихся. Обученность составила 100%, качество знаний - 57,1%%. В ходе экзамена обучающиеся показали знания теоретического материала на базовом уровне, умение строить ответ, приводя соответствующие примеры.

Оценки за год в сравнении с оценками, полученными на экзамене.

Итоги экзамена по литературе

Экзамен в традиционной форме по литературе сдавали 2 (16,6%) учащихся. Обученность составила 100%, качество знаний - 100%. В ходе экзамена обучающиеся показали отличные знания материала на базовом уровне, умение анализировать текст, делать выводы.

Оценки за год в сравнении с оценками, полученными на экзамене.

Методические рекомендации подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 класса по литературе

Государственная (итоговая) аттестация по литературе нацеливает на углубленную работу с художественным текстом. При подготовке следует учитывать:

- компетентностный подход, направленный на формирование метапредметных и предметных (коммуникативной и культуроведческой) компетенций,

- сознательно-коммуникативный подход, направленный на совершенствование речевой деятельности во всех её видах,

- интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных умений и навыков при изучении литературы в школе.

Следует уделить особое внимание образной природе словесного искусства, теоретико-литературным понятиям. Умению выпускниками:

– воспринимать и анализировать художественный текст;

– выделять смысловые части художественного текста;

– определять род и жанр литературного произведения;

– выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;

– характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

– сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

– выявлять авторскую позицию;

– выражать своё отношение к прочитанному;

– владеть различными видами пересказа;

– строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

– писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Методическую помощь учителям могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

  • документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2013 года по предмету в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

  • учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

  • Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях

Результаты

ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

учащихся 9 класса

МБОУ СОШ № 8

станицы Новопашковской МО Крыловский район

в 2011-2012 учебном году

Результаты

ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

учащихся 11 класса

МБОУ СОШ № 8

станицы Новопашковской МО Крыловский район

в 2011-2012 учебном году



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СПРАВКА по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса МБОУ СОШ №20 за 2011-2012 учебный год

    Документ
    ... В целом результаты ЕГЭ в 2011-2012учебномгоду выше, чем ... 2012год СПРАВКА по итогам проведения государственной (итоговой) аттестациивыпускников 9 классаМБОУСОШ №20 за 2011-2012учебныйгодГосударственная (итоговая) аттестациявыпускников 9 класса ...
  2. Анализ работы мбоу сош № 37 за 2011 -2012 учебный год

    Расписание
    ... рекламный слоган, рекламный плакат. Итоговаяаттестациявыпускников 9,11-х классов в 20112012учебномгоду В 2012учебномгодуитоговаяаттестациявыпускников 9,11-х классов проходила в строгом соответствии с законом ...
  3. Публичный доклад мбоу сош № 39 в 2011-2012 учебном году i констатирующая часть

    Доклад
    ... анализрезультатовгосударственной (итоговой) аттестациивыпускников 9-х классов за последние пять лет по алгебре (новая форма) Учебныйгод ... МБОУСОШ № 39 2010 – 2011учебныйгод20112012учебныйгод Планируется в 2012 – 2013 учебномгоду 10 ...
  4. Публичный отчёт о реализации основных направлений деятельности мбоу сош №37 в 2011-2012 учебном году

    Публичный отчет
    ... языку. Результаты сдачи итоговойаттестации в форме единого государственного экзамена выпускниками 11х классов по предметам в 20112012учебномгоду. Предмет Количество ...
  5. Публичный отчёт о деятельности мбоу сош № 7 за 2011-2012 учебный год

    Публичный отчет
    ... в следующий класс. 90 выпускников 9-х и 11-го классов успешно выдержали итоговуюаттестацию и получили документы государственного образца. В 2011-2012учебномгоду осуществлен ...

Другие похожие документы..