Главная > Документ


8) Рынок розничной торговли

Современный розничный рынок Томской области характеризуется относительно высокой насыщенностью предложений услуг по розничной торговле. По состоянию на 1 января 2010 года в Томской области действует свыше 5 тысяч стационарных торговых объектов (магазины по продаже товаров продовольственного, непродовольственного, смешанного ассортиментов, павильоны, киоски) и 22 розничных рынка.

Все розничные рынки в установленном порядке получили соответствующие разрешения и организовали свою работу с учетом требований нового законодательства. Потребность населения Томской области в товарах народного потребления обеспечивается за счет собственного производства и ввоза из других регионов, приобретения за пределами Томской области.

Инфраструктура розничной торговли в Томской области представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области, в 2007 году было 245 хозяйствующих субъектов крупного и среднего предпринимательства, занимающихся розничной торговлей, в 2008 году - 184, в 2009 году - 218. Общее количество хозяйствующих субъектов, действующих в сфере розничной торговли на территории Томской области, было 3644 в 2007 году, 3700 - в 2008 году, 3578 - в 2009 году (рассчитано на основе данных статистики).

Сегодня в Томской области функционируют 35 федеральных и региональных торговых розничных сетей, ассортимент которых представлен как продовольственными товарами, так и бытовой техникой, мебелью, канцелярскими товарами, одеждой обувью, строительно-отделочными материалами и т.д.

Таблица 8.1

Доля крупных и средних организаций Томской области в общем

объеме оборота розничной торговли в 2007 - 2009 годах

┌───────────────────────┬────────────────────────┬────────────────────────┐

│ 2007 год │ 2008 год │ 2009 год │

├───────────────┬───────┼────────────────┬───────┼────────────────┬───────┤

│ Хозяйствующий │Доля, %│ Хозяйствующий │Доля, %│ Хозяйствующий │Доля, %│

│ субъект │ │ субъект │ │ субъект │ │

├───────────────┼───────┼────────────────┼───────┼────────────────┼───────┤

│Филиал │ 8,2 │ОАО ";Томскнефте-│ 10,3 │ООО ";Томритейл"; │ 15,6 │

│ООО ";Компания │ │продукт"; ВНК │ │ │ │

│Холидей"; N 2 │ │ │ │ │ │

├───────────────┼───────┼────────────────┼───────┼────────────────┼───────┤

│ОАО │ 7,2 │Филиал ООО │ 8,3 │ООО │ 7,8 │

│";Томскнефте- │ │";Компания │ │";СтройПарк-Р"; │ │

│продукт"; ВНК │ │Холидей"; N 2 │ │ │ │

├───────────────┼───────┼────────────────┼───────┼────────────────┼───────┤

│ООО ";Эльдорадо-│ 7,1 │ООО │ 6,3 │ОАО ";Томскнефте-│ 7,2 │

│Сибирь"; │ │";СтройПарк-Р"; │ │продукт"; ВНК │ │

├───────────────┼───────┼────────────────┼───────┼────────────────┼───────┤

│ООО ";Техносиб"; │ 5,6 │Филиал Томский 2│ 6,2 │ТОП ООО │ 5,9 │

│ │ │ООО ";Эльдорадо- │ │";Компания │ │

│ │ │Сибирь"; │ │Холидей";-2 │ │

├───────────────┼───────┼────────────────┼───────┼────────────────┼───────┤

│ООО ";Грейс-М"; │ 5,3 │ООО ";Техносиб"; │ 5,6 │Филиал Томский 2│ 4,5 │

│ │ │ │ │ООО ";Эльдорадо- │ │

│ │ │ │ │Сибирь"; │ │

├───────────────┼───────┼────────────────┼───────┼────────────────┼───────┤

│Итого │ 33,4 │Итого │ 36,8 │Итого │ 40,8 │

├───────────────┼───────┼────────────────┼───────┼────────────────┼───────┤

│CR │ 22,5 │CR │ 24,9 │CR │ 30,5 │

│ 3 │ │ 3 │ │ 3 │ │

├───────────────┼───────┼────────────────┼───────┼────────────────┼───────┤

│HHI │ 320 │HHI │ 407 │HHI │ 520 │

└───────────────┴───────┴────────────────┴───────┴────────────────┴───────┘

В таблице 8.1 представлены 5 хозяйствующих субъектов, имеющие наибольшие доли в общем объеме оборота розничной торговли крупных и средних организаций Томской области. Как видно, доля крупнейших хозяйствующих субъектов увеличивается. Это подтверждают показатели уровня концентрации товарного рынка, которые за исследуемый период времени находились в пределах низкого уровня (что говорит о конкурентном рынке), но в то же время прослеживается тенденция к их росту.

Что касается развития розничной торговли в сельских населенных пунктах Томской области, то можно выделить следующие особенности, влияющие на спрос и предложение на товарном рынке.

1. Распространение магазинов шаговой доступности и локальных торговых сетей, отсутствие современных форм организации торговой деятельности (супер-, гипермаркетов).

2. Основная масса хозяйствующих субъектов принадлежит к малому предпринимательству.

3. Наличие однородного и ограниченного ассортимента реализуемой продукции, что представляет собой товары в основном первой необходимости. Поэтому в целях большего выбора, приобретения дорогостоящих товаров, товаров длительного пользования население часто вынуждено осуществлять покупки на других территориях: г. Томске, г. Новосибирске, г. Нижневартовске.

4. Удаленность некоторых муниципальных образований Томской области, что приводит к сложной и дорогой транспортировке продукции и, соответственно, к большей торговой надбавке, розничной цене, а последняя влияет на ограничение спроса.

Основные барьеры для деятельности хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли или входа на данный рынок:

1. Низкий уровень развития транспортной и складской инфраструктуры. Многие торговые объекты Томской области отдалены не только от федеральных транспортных магистралей и областного центра, но находятся в труднодоступных районах, где доставка осуществляется посредством зимних, паромных переправ и т.д. Кроме того, некоторые населенные пункты в сельских поселениях разбросаны между собой, что в совокупности с низкой платежеспособностью населения делают открытие магазинов экономически неэффективными.

2. Сложившееся неравномерное размещение объектов торгового обслуживания, неполностью отвечающее потребностям населения (особенно в сельской местности), ведет к недостатку подходящих или свободных помещений для аренды. Томская область испытывает острый недостаток в современных торговых форматах, особенно в сельской местности, где качественные торговые площади практически отсутствуют, несмотря на то, что обеспеченность торговой площадью на 1000 человек в Томской области составляет 648 кв. м, что соответствует среднему показателю по России.

3. Недостаток собственных ресурсов для финансирования текущей и инвестиционной деятельности, для организаций малого предпринимательства затрудненный доступ к различным источникам финансирования.

4. Высокая кадастровая стоимость земельных участков для организации розничных рынков и налоговая нагрузка по земельному налогу.

5. Антиконкурентные действия сетевых розничных магазинов на рынке закупки продукции, в том числе:

1) плата за вход в сеть, за место на полке, за каждое новое наименование продукции или ассортимента;

2) навязывание со стороны сетей невыгодных условий оплаты;

3) ассортиментная матрица в отдельных сетях (распространена в сетях формата - дискаунтер).

Также существуют проблемы между производителями и сетевыми розничными магазинами, не связанные с антиконкурентными действиями последних:

1) отсутствие собственной системы доставки товаров у организаций - производителей;

2) производство неизвестных торговых марок и отсутствие промо-акций, рекламы данной продукции со стороны изготовителей;

3) местные товаропроизводители часто поставляют продукцию невысокого качества, нестабильны в ассортименте, нарушают сроки поставки.

Несмотря на наличие барьеров для развития хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли рынок на основе показателей концентрации и количества действующих субъектов как в городах, так и в сельской местности можно считать конкурентным.

Основные меры, направленные на снятие ограничений развития конкуренции на рынке розничной торговли:

1. Разработка и реализация Плана мероприятий по реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ ";Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";.

2. Усиление антимонопольного контроля за действием исполнительных органов государственной власти Томской области в части создания прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок Томской области новых участников.

3. Изучение и использование положительного опыта крупных сетевых компаний других регионов по проведению маркетинговой политики.

4. Рассмотрение вопроса о возможности предоставления органами местного самоуправления льгот по земельному налогу для определенных категорий организаций торговли.

9) Рынок розничной реализации

фармацевтической и медицинской продукции

Исследование рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Томской области осуществлялось на основании показателей общего товарооборота аптечных учреждений за 2007 год в денежном выражении.

Продавцами являются юридические и физические лица, имеющие лицензию и осуществляющие свою деятельность на указанном рынке, причем к ним относятся как аптечные розничные сети, так и одиночные аптечные учреждения. Перечень и доли крупнейших участников рассматриваемого рынка приведены в таблице 9.1.

Таблица 9.1

Перечень крупнейших участников рынка и их доли на рынке

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│ │ Доли хозяйствующих субъектов, │

│ Хозяйствующий субъект │ действующих на рынке Томской │

│ │ области, % │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│ООО ";Аптека Вита"; │ 12,0 │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│ООО ";Живая аптека"; │ 10,3 │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│ООО ";Гримвисфарм 99"; │ 7,3 │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│ООО ";Аптечный центр ";Здоровье"; │ 5,8 │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│МП ";Городские аптеки"; │ 4,4 │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│ООО ";Здоровье"; (сеть аптек ";Фиалка";)│ 2,8 │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│CR │ 29,6 │

│ 3 │ │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│HHI │ 447 │

└────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана уровень концентрации данного товарного рынка в Томской области являлся низким, что позволяет говорить о развитой конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Томской области в целом.

Вместе с тем важно заметить, что рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Томской области в действительности является совокупностью локальных (местных) рынков, географические границы которых совпадают с административными границами муниципальных районов Томской области. Поскольку потребителю экономически выгодно и целесообразно пользоваться услугами розничной торговли именно в том населенном пункте, где он проживает.

В результате исследования 20 локальных рынков услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами было выявлено, что конкуренция на товарных рынках в муниципальных районах и городских округах Томской области развита неравномерно, за исключением города Томска.

В подавляющем большинстве муниципальных районов Томской области уровень концентрации на рынке является высоким, то есть конкуренция между хозяйствующими субъектами, действующими на исследуемом товарном рынке и выступающими в роли продавцов на этом рынке, не развита.

Умеренный уровень концентрации характерен для Томского района и ЗАТО Северск.

В полной мере рынком с развитой конкуренцией является рынок розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами областного центра - города Томска.

Доминирование отдельных хозяйствующих субъектов на фармацевтическом рынке в большей части муниципальных районов и отдельных городских округах Томской области определяется экономико-географическими и социально-экономическими факторами. Удаленность населенных пунктов от районных центров, областного центра, низкая плотность населения, низкий уровень платежеспособного спроса населения порождают дополнительные затраты, снижают рентабельность аптечного бизнеса. В сложившихся условиях понижение уровня концентрации рынка в районах области объективно и экономически необосновано.

Основными причинами такой ситуации является наличие административных, экономических, инфраструктурных барьеров.

К барьерам, препятствующим развитию конкуренции на рынке, относятся:

1. Получение лицензии на ведение розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

2. Высокая арендная плата помещений (барьер характерен как для районов, так и для города Томска).

3. Непрогнозируемый рост стоимости лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров со стороны оптовых поставщиков.

В городе Томске продавцы, действующие на указанном товарном рынке, отметили в качестве барьера высокий уровень конкуренции на рынке, особенно со стороны динамично развивающихся аптечных сетей по отношению к одиночным аптечным учреждениям.

К барьерам, препятствующим развитию конкуренции на данном рынке в муниципальных районах и городских округах, которые значительно удалены от областного центра, относятся:

1. Неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры, а именно физическое состояние автомобильных и железных дорог.

2. Нерегулярность, низкая скорость и высокая стоимость перевозок в отдаленные районы Томской области.

Транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращают возможности для расширения географии реализации товаров и прихода на рынок новых участников, способствуют повышению цен.

3. Проблема дефицита квалифицированных кадров, недостаточный уровень компетенции предпринимателей - потенциальных и действующих участников фармацевтического рынка.

К основным мероприятиям, направленным на развитие конкуренции на рынке розничной реализации фармацевтической и медицинской продукции, следует отнести:

1. Разработку нормативных правовых актов Томской области в рамках полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на лекарственные средства.

2. Оказание помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим и планирующим начать деятельность на фармацевтическом рынке. Например, ежемесячное информирование об изменении нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность аптечных организаций, обеспечение справочными материалами по вопросам применения различных утвержденных перечней лекарственных средств и др.

10) Рынок медицинских услуг

На территории Томской области по состоянию на конец декабря 2009 года медицинские услуги оказывали 26 государственных и 57 муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, в том числе научно-исследовательские учреждения и клиники Сибирского государственного медицинского университета Росздрава, получивших лицензию на медицинскую деятельность.

Частная система здравоохранения представлена более 250 учреждениями, включая индивидуальных предпринимателей, из них 25 наиболее крупных учреждений, оказывающих практически весь спектр медицинских услуг, в том числе и узкоспециализированных. Наиболее распространенными направлениями являются стоматология, косметология, медицинский массаж, реабилитация, некоторые виды диагностики.

На рынке медицинских услуг можно выделить несколько смежных секторов: медицинские услуги, предоставленные на платной основе, медицинские услуги, предоставленные по системе добровольного медицинского страхования (ДМС), медицинские услуги, предоставленные по системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

В данном анализе рынка медицинских услуг предоставление платных медицинских услуг и предоставление медицинских услуг по системе ДМС были объединены в связи с тем, что данные услуги предоставляются на платной основе сверх гарантированного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Перечень многопрофильных медицинских учреждений, имеющих наибольшие доли в общем объеме оказанных платных медицинских услуг населению на территории Томской области, приведен в таблице 10.1.

Таблица 10.1

Перечень многопрофильных медицинских учреждений,

оказывающих платные медицинские услуги

┌─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ │ Доля от общего объема оказанных │

│ Хозяйствующий субъект │ платных медицинских услуг, % │

│ ├────────┬────────┬─────────────────┤

│ │2007 год│2008 год│11 мес. 2009 года│

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│Клиники ГОУ ВПО ";Сибирский │ 14,1 │ 13,7 │ 14,4 │

│государственный медицинский │ │ │ │

│университет Росздрава"; │ │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│НМУ ";Лечебно-диагностический центр"; │ 10,6 │ 9,0 │ 11,0 │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│ГУ НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН │ 8,6 │ 7,8 │ 6,9 │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│Группа лиц: │ 6,1 │ 6,0 │ 7,2 │

│ООО ";Здоровье";, │ │ │ │

│ООО ";Медицинский научно-практический │ │ │ │

│центр"; │ │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│ФГУЗ ";Клиническая больница N 81"; │ 5,8 │ 5,5 │ 5,5 │

│Федерального медико-биологического │ │ │ │

│агентства России │ │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│ОГУЗ ";Томская областная клиническая │ 3,8 │ 5,2 │ 4,5 │

│больница"; │ │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│ООО ";Прогресс-мед"; │ 4,4 │ 3,4 │ 3,8 │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│ЗАО ";Центр семейной медицины"; │ 3,1 │ 3,0 │ 2,9 │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│ФГУ ";Томский научно-исследовательский│ 3,6 │ 2,9 │ 2,5 │

│институт курортологии и физиотерапии │ │ │ │

│Федерального медико-биологического │ │ │ │

│агентства России"; │ │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│CR │ 33,3 │ 30,5 │ 32,6 │

│ 3 │ │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────────────┤

│HHI │ 532 │ 490 │ 501 │

└─────────────────────────────────────┴────────┴────────┴─────────────────┘

Показатели рыночной концентрации характеризуют рынок платных медицинских услуг как низкоконцентрированный и конкурентный. Государственные и частные медицинские организации свободно конкурируют друг с другом.

Также из числа платных медицинских услуг можно выделить рынок стоматологических услуг, так как это наиболее распространенное направление среди узконаправленных медицинских учреждений.

На территории Томской области по состоянию на конец декабря 2009 года насчитывалось около 105 стоматологических клиник. Также стоматологические услуги предоставляют государственные и муниципальные медицинские учреждения.

Перечень медицинских организаций, имеющих наибольшие доли в общем объеме оказанных платных стоматологических услуг населению на территории Томской области, приведен в таблице 10.2.

Таблица 10.2

Перечень медицинских организаций,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление от 26 января 2011 г n 9-п об утверждении региональной программы " стимулирование

    Документ
    ... региональногоразвития Российской Федерации от 28.12.2010 N 802 "Обутверждении Методических рекомендаций по разработке региональныхпрограммразвития ... строительства Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 982-р утвержден ...
  2. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... 2002-2010 г.г.». ... Об информации, информатизации и защите информации", "Об образовании", "Обутверждении Федеральной программыразвития ... мая 2001 года) Распоряжение мэра Москвы от ... Министров РАот 28.12 ... региональной патентной политики. В региональном ...
  3. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... 2002-2010 г.г.». ... Об информации, информатизации и защите информации", "Об образовании", "Обутверждении Федеральной программыразвития ... мая 2001 года) Распоряжение мэра Москвы от ... Министров РАот 28.12 ... региональной патентной политики. В региональном ...
  4. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т закрытое акционерное общество " мосстроймеханизация-5" код эмитента 13920-h за 1 квартал 2010 г

    Документ
    УТВЕРЖДЕН 7 мая2010 г. Председатель Совет директоров ЗАО "Мосстроймеханизация-5" _____________/ Чалых Т. Д. Протокол от 7 мая2010 г. №7 Е Ж Е К В А Р Т А Л Ь Н Ы Й О Т Ч ... дальнейшего развития. Участие ЗАО "МСМ-5" в других крупных программах, а ...
  5. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" код эмитента 50079-a за 1 квартал 2012 г

    Отчет
    ... РАО - Управление элеткрогенерацией", управляющей организации ОАО "ОГК-3" Дата: 14 мая ... Общества, утверждение стратегии Общества, программразвития Общества; 12 ... также Распоряжения Правительства № 1334-р от 11 августа 2010 г. «Обутверждении перечня ...

Другие похожие документы..